Научная статья на тему 'Налоги с населения России в годы Великой Отечественной войны'

Налоги с населения России в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1678
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГИ С НАСЕЛЕНИЯ / ВОЕННЫЕ НАЛОГИ / КРЕСТЬЯНСКИЙ ДВОР / ДОБРОВОЛЬНЫЕ ВЗНОСЫ / ВОЕННЫЕ ЗАЙМЫ / STATE BUDGET / TAXES TAKEN FROM POPULATION / MILITARY TAXES / PEASANT HOUSEHOLD / CHARITY / MILITARY BORROWINGS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марискин Олег Иванович

В статье анализируются трансформация налоговой системы СССР в годы Великой Отечественной войны, финансовый вклад населения в победоносное завершение войны, выявляется податная тяжесть сельского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The transformation of the USSR tax system during the Great Patriotic War, the financial input of the population to the victory, the financial abilities of peoplev lived in villages area analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Налоги с населения России в годы Великой Отечественной войны»

УДК 94(470)“1941/1945“:336.226.4 ББК Т3(2)6

О. И. Марискин

НАЛОГИ С НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Ключевые слова: государственный бюджет, налоги с населения, военные налоги, крестьянский двор, добровольные взносы, военные займы.

В статье анализируются трансформация налоговой системы СССР в годы Великой Отечественной войны, финансовый вклад населения в победоносное завершение войны, выявляется податная тяжесть сельского населения.

O. I. Mariskin

TAXES TAKEN FROM POPULATION OF RUSSIA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Key-words: state budget, taxes taken from population, military taxes, peasant household, charity, military borrowings.

The transformation of the USSR tax system during the Great Patriotic War, the financial input of the population to the victory, the financial abilities of peoplev lived in villages area analyzed in the article.

Великая Отечественная война коренным образом перестроила народное хозяйство страны и существенно изменила ее налоговую и финансовую систему. Перед финансовой системой СССР встали первоочередные задачи: максимальная

мобилизация финансовых ресурсов для полного и бесперебойного финансирования потребностей фронта в вооружении, боеприпасах, снаряжении, про-

довольствии, денежном довольствии личного состава; обеспечение бесперебойного финансирования нужд тыла, связанных с расширением производства военной продукции; осуществление строгого, жесткого контроля за производством, распределением и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; изыскание новых источников доходов для государственного бюджета. Решение этих задач усилило централизацию финансовых ресурсов государства, через финансово-кредитную систему производилось перераспределение национального дохода в пользу военных расходов.

Расходы государственного бюджета за четыре с половиной военных года составили

1 100 млрд руб., т. е. вдвое больше, чем за первую и вторую пятилетки. Более полови-

ны этих средств — 551,1 млрд руб. — были направлены на покрытие прямых военных расходов1. В смете их расходов основное место занимали закупки вооружения и боевой техники. Значительная часть средств была направлена на медико-санитарное обслуживание, оплату горюче-смазочных материалов, закупки военного имущества, осуществление военных перевозок и другие нужды армии. В связи с ростом численности вооруженных сил с 5,4 млн чел. в начале войны до 11,4 млн в мае 1945 г. были увеличены ассигнования на выплату денежного довольствия.

В первые месяцы войны резко сократились экономические возможности государства, и бюджетная система оказалась в чрезвычайно тяжелых условиях. К ноябрю 1941 г. было оккупировано большинство западных районов страны. В этих районах не только располагались крупные промышленные предприятия, но и производилась значительная часть сельскохозяйственной продукции, а также находилось около 30 % строительных

объектов. В результате были потеряны крупные источники доходов бюджета.

Из-за военных разрушений, эвакуации предприятий с запада на восток объем ва-

ловой продукции промышленности СССР с июня по ноябрь 1941 г. уменьшился в

2,1 раза. Трудности начального периода войны неизбежно отразилось на структуре государственных доходов, которые уменьшились с 180,2 млрд руб. в 1940 г. до 177,0 млрд в 1941 г. и 165,0 млрд руб. в

1942 г. Существенно снизились доходы от налога с оборота и отчислений от прибыли — важнейших источников доходов советского бюджета. Поступления от налога с оборота уменьшилась с 105,9 млрд руб. в 1940 г. до

93.2 млрд в 1941 г. и 66,4 млрд руб. в 1942 г. По сравнению с 1940 г. относительно снизились поступления налога с оборота: в 1940 г. они составили 58,7 % государственного бюджета, а в 1942 г. — 40,2 %. Отчисления от прибыли упали с 21,7 млрд руб. в 1940 г. до

15.3 млрд руб. в 1942 г.2

Часть доходов государства за 1941 —

1943 гг. покрывалась за счет бюджетной эмиссии. Так, в 1941 г. дефицит бюджета составлял 14,4 млрд руб., в 1942 г. — 17,8 млрд, в 1943 г. — 6,0 млрд руб.3

По мере восстановления и развития производства доходы бюджета от народного хозяйства стали постепенно возрастать, и в 1945 г. поступления от налога с оборота и отчислений от прибыли составили 46,3 % всех доходов государственного бюджета. Поступления от налога с оборота в 1944 г. составили 94,9 млрд руб., или 89,6 % от уровня 1940 г., а в 1945 г. — уже 123,1 млрд руб., или на

16.3 % выше довоенного уровня4.

Отчисления от прибылей государственных предприятий и организаций стали в тот период важным источником государственного бюджета и за четыре года войны составили 97,2 млрд руб. Из более чем 1 117 млрд руб. доходов государственного бюджета СССР за 1941 — 1945 гг. по налогу с оборота и отчислениям от прибылей поступило 545,8 млрд руб., или 48,9 %5.

Великая Отечественная война потребовала мобилизации всех материальных и финансовых ресурсов страны: были введены новые налоги с населения, пересмотрены и изменены существовавшие, сокращены льготы.

Повышение налогов с сельского населения началось с введением Указа Прези-

диума Верховного Совета СССР от 3 июля 1941 г. «Об установлении на военное время временной надбавки к сельскохозяйственному налогу и к подоходному налогу с населения». Надбавка устанавливалась в размере 100 % к сумме сельскохозяйственного налога, в зависимости от заработка — 50, 100 и 200 % — к сумме подоходного налога. От 100 % надбавки к сельскохозяйственному налогу освобождались семьи, два и более членов которых были призваны на военную службу. Семьи с одним военнослужащим платили 50 % надбавки. Сроки уплаты сельхозналога были передвинуты на один месяц вперед6. С введением в 1942 г. военного налога эти надбавки были отменены.

Военным налогом облагались все граждане СССР, достигшие 18 лет, за исключением жен военнослужащих, членов их семей, получавших государственные пособия, инвалидов I и II групп и пенсионеров, пожилых граждан (мужчин в возрасте 60 лет и старше, женщин в возрасте 55 лет и старше), не имевших самостоятельных источников дохода7.

Ставки обложения новым налогом колхозников и единоличников колебались в различных регионах в пределах от 150 до 600 руб. в год. Так, средняя ставка на одного члена хозяйства колхозников и единоличников в Краснодарском крае составляла 270 руб., в Мордовской АССР — 400, в Курганской области — 450, во Владимирской — 500 руб.8 Для граждан, по возрасту подлежавших призыву на военную службу, но не мобилизованных или освобожденных от призыва, сумма налога увеличивалась в 1,5 раза.

С рабочих и служащих и приравненных к ним по обложению лиц налог взимался в зависимости от размера заработной платы (по основной работе и по совместительству): от 10 руб. в месяц при годовом заработке в пределах 1 800 руб. и до 225 руб. в месяц при годовом заработке более 24 000 руб. Однако общая сумма удержаний для каждого плательщика не должна была превышать 4 050 руб. в год для лиц призывного возраста и

2 700 руб. — для лиц непризывного возраста. Общая годовая сумма военного налога не могла быть ниже суммы подо-

16 ■ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

ходного налога на текущий год. С кустарей, ремесленников, владельцев строений, граждан, имевших доходы от работы по найму, налог взимался по утроенным ставкам. Для иждивенцев устанавливалась особая ставка в 100 руб.9

Таким образом, в основу военного налога был положен принцип подушного обложения, что позволило увеличить контингент плательщиков за счет лиц, ранее не являвшихся плательщиками налогов.

В 1943 г. ставки налога в большинстве регионов России увеличились, в конце года в законодательство о военном налоге были внесены поправки10. К его уплате стали привлекаться престарелые колхозники и единоличники, количество скота и площадь приусадебного участка у которых превышали установленный для них минимум (0,05 га, одна свинья, или одна коза, или две овцы). Кроме того, наличие в личных подсобных хозяйствах проживавших на селе рабочих и служащих, рабочего или крупного рогатого скота, а равно приусадебного участка площадью более 0,15 га служило основанием для удвоения налоговой ставки.

Число плательщиков военного налога составляло по РСФСР к концу войны 86,7 млн чел.11 В 1944 г. из 37 млрд руб., поступивших по уплате государственных налогов от населения, сумма сборов по военному налогу составила 20,7 млрд руб. (55,9 %). За 1942—1945 гг. поступления военного налога в бюджет составили более

72,1 млрд руб., что сыграло важную роль в финансировании военных расходов и изъятии денежной массы из обращения12.

Вторым подушным налогом, введенным во время войны, стал налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября

1941 г. им облагались указанные категории мужчин от 20 до 50 лет и женщин от 20 до 45 лет. Освобождались от обложения жены военнослужащих, учащиеся — мужчины до 25 лет и женщины до 23 лет, а также граждане, которым было «противопоказано деторождение»13. В 1944 г. контингент плательщиков налога расширили за счет семей, имевших 1—2 детей (так называемых малосемейных), с соот-

ветствующим изменением его названия. При этом колхозники и единоличники с двумя детьми должны были платить 25 руб., с одним ребенком — 50, без детей — 150 руб. в год. Граждане, не имевшие самостоятельных источников дохода, т. е. иждивенцы, уплачивали соответственно 15, 30 и 90 руб. в год14. Лица, облагаемые подоходным налогом, в случае бездетности платили 6 % месячного заработка или годового дохода, при наличии у плательщика одного ребенка — 1,0 %, двух детей — 0,5 %. К числу освобожденных от налога добавили инвалидов I и

II групп, женщин, получавших пенсии или пособия на детей, а также граждан, у которых дети погибли или пропали без вести «на фронтах Отечественной войны».

Введя налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, государство вместе с тем увеличило государственную поддержку многодетным и одиноким матерям. За 1941—1945 гг. этот налог дал дополнительно в бюджет около 8,1 млрд руб. Государственные пособия многодетным и одиноким матерям в военное время составили 5,7 млрд руб.15

С целью увеличения налоговых поступлений с личного подсобного хозяйства, в связи с ростом цен на продукты сельского хозяйства и «возросшими доходами колхозных дворов и единоличных хозяйств» в 1943 г. были внесены очередные поправки в Закон о сельхозналоге. Президиум Верховного Совета СССР существенно увеличил нормы вмененной доходности объектов обложения (в РСФСР: по зерновым — в 5,0 раза, по картофелю — в 4,4 раза, по овощам — в 4,8 раза, по коровам — в 3,5 раза, по овцам и козам — в 4,3 раза, по свиньям — в 3,8 раза). Кроме того, существенно выросла прогрессия шкалы ставок. Изменился и порядок обложения единоличных хозяйств. Налог с них стал исчисляться по единой для всех категорий плательщиков шкале ставок, но при этом его сумма увеличивалась на 100 %.

В итоге сумма налога в расчете на один колхозный двор, его уплачивавший, в 1943 г. выросла в 6,4 раза (со 154 до 992 руб.), на одно личное подсобное хозяйство рабочих и служащих — в 3,4 раза

(со 161 до 547 руб.), на одно единоличное хозяйство — в 4,9 раза (с 297 до 1 464 руб.). Общие поступления от сельскохозяйственного налога увеличились с 2,1 млрд руб. в 1942 г. до 5,5 млрд руб. в 1945 г.16

В общей сумме основных сельских платежей колхозников достаточно высока была доля военного налога, которая в

1942 г. составляла 71,5 %. Еще 19,7 % приходилось на сельхозналог, 3,5 — на обязательное окладное страхование, 2,9 — на культсбор и 2,3 % — на самообложение. В 1943 г. в связи с увеличением сельскохозяйственного налога и отменой куль-тсбора соотношение изменилось: военный налог — 40,4 %, сельхозналог — 57,1, окладное страхование — 1,5, самообложение — 1,0 %.

Кроме того, крестьянский двор (колхозный и единоличный) должен был платить государству натуральный налог в форме обязательных поставок зерна, риса, мяса, молока, шерсти, сыра, яиц, картофеля и других сельскохозяйственных продуктов. Мясо и яйца сдавались независимо от наличия в хозяйстве скота и птицы; шерсть и овчины — с каждой головы коз, овцы, верблюда.

«Сколько денег мы платили, я не помню. Ну, много. Всегда денег не хватало, — вспоминал житель с. Сабанчеева Атяшев-ского района Мордовской АССР И. П. Игнатьев. — С каждой коровы собирали денежный налог, с каждого теленка, с каждой овцы и курицы. Все, что было посажено, тоже облагалось налогом: и яблоня, и вишня, и морковь, и репа, и картошка, совершенно все. Кроме налогов, платили еще заготовки. С каждой коровы обязан был сдать 8 килограммов масла в год, 1 кг шерсти с одной овцы, 75 штук яиц с одной курицы. Зло шутили: у нашей курицы горе — не смогла она снести 75 яиц в год, а снесла 74 и повесилась...»17.

В 1941 г. было принято решение направить 75 % средств, полученных в результате самообложения на селе, в местные бюджеты для финансирования социально-культурных мероприятий, что дало дополнительную возможность высвободить некоторые бюджетные суммы на

нужды фронта. В 1942 г. для увеличения доходов местных бюджетов в качестве обязательных платежей были введены налог со строений, земельная рента, сбор с владельцев транспортных средств, сбор с владельцев скота и разовый сбор на колхозных рынках. В результате поступления по местным налогам и сборам в 1944 г. в три раза превысили уровень 1940 г. и составили около 20 % всех доходов местных бюджетов.

В целом если до войны налоги с населения составляли в доходах государственного бюджета 5,2 % (9,4 млрд руб.), то в военные годы они абсолютно выросли в

4,2 раза и их относительная доля увеличилась до 13,2 % (39,8 млрд руб.) в 1945 г.18

Часть средств для ведения войны была получена в виде добровольных взносов населения, государственных внутренних займов, доходов от денежно-вещевых лотерей. С первых дней войны был создан Фонд обороны страны, в котором для нужд фронта сосредоточивались добровольные пожертвования от отдельных граждан и целых коллективов денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и т. д. Денежные взносы и ценности принимались в любом отделении Госбанка. Учет сумм, поступавших в Фонд обороны, был возложен на Наркомфин.

Например, в Мордовии на добровольные средства сельских жителей были построены танковая колонна «Мордовский колхозник», торпедоносцы «Мордовский колхозник» и «Мордовский комсомолец» и т. д. Только на строительство танковой колонны «Мордовский колхозник» было собрано 36,6 млн руб., 16,7 млн руб. облигациями, 42 тыс. пудов хлеба, 10,5 тыс. пудов картофеля, 2,4 тыс. пудов мяса.

За первые полгода войны граждане страны внесли в Фонд обороны из личных сбережений и заработка более 142 млрд руб. наличными. Всего за годы войны в фонды обороны и армии поступило деньгами более 17 млрд руб. и 15 млн руб. в иностранной валюте, а также более 4,5 млрд руб. облигаций государственных займов, более 0,5 млрд руб. вкладов в сберегательных кассах, 13 кг платины, 131 кг золота, 9 519 кг серебра и на 1,7 млрд руб. других драгоценностей19.

18 И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Бюджетное употребление таких специфических источников, как военные займы, денежно-вещевые лотереи, добровольные пожертвования, не только сыграло важную роль в финансировании военных расходов, но и позволило правительству страны не прибегать к крупномасштабным внешним займам. За годы войны обязательные и добровольные взносы населения достигли в общей сумме 270 млрд руб., что составило четвертую часть всех доходов государственного бюджета.

Благодаря налоговым и неналоговым поступлениям советской финансовой систе-

ме удалось мобилизовать максимум средств для обеспечения своевременного и бесперебойного финансирования военных расходов, затрат по перестройке работы отраслей народного хозяйства в условиях войны. Победоносное окончание войны и переход к мирному строительству вызвали перестройку системы налогов с населения и позволили провести их сокращение. Так, с 1 января 1946 г. повсеместно был отменен для всех категорий населения военный налог. Однако, несмотря на снижение налогового бремени в послевоенный период, сбор налогов с населения и в последующем сопровождался определенными трудностями.

Примечания

1 См.: Финансы СССР за XXX лет. 1917-1947. М., 1947. С. 66.

2 См.: История Министерства финансов России: в 4 т. М., 2002. Т. III. С. 93.

3 РГАЭ. Ф. 7733. Он. 32. Д. 326. Л. 14-16.

4 См.: История Министерства финансов России. Т. III. С. 92; Плотников К. Н. Очерки истории бюджета советского государства. М., 1955. С. 293.

5 См.: Там же.

6 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. № 31.

7 См.: Там же. 1942. № 2.

8 См.: Попов В. П. Крестьянские налоги в 40-е годы // Социологические исследования. 1997. № 2. С. 102.

9 См.: Сборник указов, ностановлений, решений, расноряжений и нриказов военного времени. 1941 — 1942 гг. Л., 1942. С. 240—242.

10 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1944. № 2.

11 РГАЭ. Ф. 7733. Он. 30. Д. 995. Л. 49—52.

12 См.: Плотников К. Н. Указ. соч. С. 305.

13 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. № 42; Сборник указов, ностановлений, решений,

расноряжений и нриказов военного времени. С. 232.

14 См.: Пискотин М. И. Налоги с сельского населения в СССР. М., 1957. С. 63.

15 См.: Плотников К. Н. Указ. соч. С. 308—309.

16 См.: Финансы СССР за XXX лет. С. 72.

17 См.: Марискин И. С., Марискин О. И. Летонись Атяшевской земли. Саранск, 1998. С. 274.

18 См.: История Министерства финансов России. Т. III. С. 92; Плотников К. Н. Указ. соч. С. 293.

19 См.: Финансы СССР за XXX лет. С. 186—187.

Поступила в редакцию 14.02.2011.

Сведения об авторе

Марискин Олег Иванович — доктор исторических наук, профессор кафедры экономической истории и информационных технологий Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (г. Саранск). Область научных интересов: налогообложение крестьянства России в лериод модернизации общества, краеведение, экономическая история. Автор более 95 иубликаций, в том числе 8 монографий, 3 учебных иособий.

Тел.: (8342) 29-08-37. e-mail: mariskinoi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.