Научная статья на тему 'НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ И СТРАНАХ АТЭС: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ И СТРАНАХ АТЭС: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЗОНА / ТУРИСТСКО-ВНЕДРЕНЧЕСКАЯ ЗОНА / ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКАЯ ЗОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пелькова Светлана Владимировна, Хайруллина Нурсафа Гафуровна

Анализируются особенности обложения налогом на прибыль и налогом на имущество организаций, транспортным налогом, земельным налогом, страховыми взносами во внебюджетные фонды, налогом на добавленную стоимость резидентов особых экономических зон РФ в зависимости от их типа. Проводится оценка налоговых льгот и налоговых преференций по отдельным видам налогов для особых экономических зон РФ и стран-участниц АТЭС. Формулируются основные проблемы налогообложения особых экономических зон РФ и возможные пути их решения с учетом опыта стран-участниц АТЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN RUSSIA AND APEC:COMPARATIVE ANALYSIS

The peculiarities of taxation on income and property tax, vehicle tax, land tax, insurance contributions to the extrabudgetary funds, value added tax residents of special economic zones in the Russian Federation, depending on their type. The estimation of tax exemptions and tax preferences for certain types of taxes for the special economic zone of the Russian Federation and APEC member countries. Formulated the basic problems of the taxation of special economic zones of Russia and possible solutions based on the experience of the APEC member countries

Текст научной работы на тему «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ И СТРАНАХ АТЭС: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

УДК 336.2

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ И

СТРАНАХ АТЭС: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

TAXATION OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN RUSSIA AND APEC:

COMPARATIVE ANALYSIS

С. В. Пелькова, Н. Г. Хайруллина

S. V. Pelkova, N. G. Khairullina

Ключевые слова: особая экономическая зона; промышленно-производственная зона;

технико-внедренческая зона; туристско-внедренческая зона;

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество Key words: special economic zone; industrial-production zone; technology development zone;

tourist and Innovation Area; Asia-Pacific Economic Cooperation

Анализируются особенности обложения налогом на прибыль и налогом на имущество организаций, транспортным налогом, земельным налогом, страховыми взносами во внебюджетные фонды, налогом на добавленную стоимость резидентов особых экономических зон РФ в зависимости от их типа. Проводится оценка налоговых льгот и налоговых преференций по отдельным видам налогов для особых экономических зон РФ и стран-участниц АТЭС. Формулируются основные проблемы налогообложения особых экономических зон РФ и возможные пути их решения с учетом опыта стран-участниц АТЭС.

The peculiarities of taxation on income and property tax, vehicle tax, land tax, insurance contributions to the extrabudgetary funds, value added tax residents of special economic zones in the Russian Federation, depending on their type. The estimation of tax exemptions and tax preferences for certain types of taxes for the special economic zone of the Russian Federation and APEC member countries. Formulated the basic problems of the taxation of special economic zones of Russia and possible solutions based on the experience of the APEC member countries.

Существенное значение в развитии национальных экономик большинства стран, обладающих инвестиционной привлекательностью и конкурентоспособностью, имеют особые экономические зоны (ОЭЗ). Зарубежный опыт показывает, что развитие отраслей промышленности в стране во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности, поддержку внутреннего рынка и повышение конкурентоспособности национальной продукции. ОЭЗ представляют собой важный хозяйственно-экономический институт и являются механизмом ускоренного экономического роста за счет активизации товарооборота, перераспределения инвестиций, обмена технологиями и информацией, а также усиления мировых интеграционных процессов. ОЭЗ оказывают непосредственное положительное влияние на социально-экономическую ситуацию как в регионе, в котором они расположены, так и в целом по стране.

С целью сравнения налогообложения ОЭЗ в РФ и странах АТЭС было проанализировано законодательство в сфере налогообложения ОЭЗ РФ и отдельных стран-участниц АТЭС, данные, находящиеся в открытом доступе на официальных сайтах Министерства экономического развития РФ, Правительства РФ и Форума АТЭС. Задачи исследования были следующие:

• изучение особенностей обложения налогом на прибыль организаций, налогом на имущество организаций, транспортным налогом, земельным налогом, страховыми взносами во внебюджетные фонды, налогом на добавленную стоимость резидентов ОЭЗ РФ в зависимости от их типа;

• сравнительный анализ налоговых льгот и налоговых преференций по отдельным видам.

В ходе проведенного исследования авторами было установлено, что одним из главных механизмов стимулирования процесса привлечения инвесторов на территории ОЭЗ являются льготы, предоставляемые резидентам и инвесторам в процессе осуществления их деятельности. Наибольшую привлекательность этим регионам придают послабления в области налогового законодательства. В общем виде налоговые льготы для резидентов всех типов ОЭЗ заключаются в пониженной ставке налога на прибыль, освобождении от уплаты налога на имущество на 5-10 лет при приобретении или эксплуатировании этого имущества на территории зоны, также устанавливаются региональные льготы по транспортному налогу и предоставляется освобождение от уплаты земельного налога на 5-10 лет, закрепленное на федеральном уровне. При этом резиденты промышленно-производственных и туристско-рекреационных ОЭЗ имеют право использовать повышающий коэффициент при расчете амортизации основных средств, а резиденты технико-внедренческих зон уплачивают страховые взносы в фонды по пониженным ставкам. Немалозначимыми являются таможенные преференции, предоставляемые резидентам ОЭЗ в РФ. Так, товары, ввозимые на территорию ОЭЗ из-за границы, не облагаются таможенными пошлинами и другими видами платежей. При перемещении продукции через границу Таможенного союза не применяются ограничения, и не уплачиваются вывозные пошлины. При этом продукция, полученная в результате переработки на территории ОЭЗ, при транспортировке с территории этой зоны признается иностранными товарами и облагается взносами в соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного союза.

Помимо этого явной положительной особенностью является упрощенный административный режим. С целью более эффективного взаимодействия государственных структур и инвесторов, а, следовательно, и для создания комфортных условий хозяйствования в особых экономических зонах в РФ введена система «одного окна». Эта система предполагает сдачу и выдачу документов, получение необходимой информации и комплекса услуг в одном месте по предварительной электронной записи. При помощи этой системы принимается весь пакет документов, которые являются необходимыми для регистрации и учета недвижимого имущества, выкупа или аренды земельных участков или имущества, получения разрешения на строительство и т. д. Для качественной работы системы «одного окна» привлекаются к сотрудничеству такие государственные инстанции, как ФНС, ФМС, ФТС и другие. Предоставление всех услуг производится в специализированных центрах, расположенных на территории каждой особой экономической зоны.

Для формирования более четкого представления об особенностях налогообложения резидентов, следует рассмотреть налоговые льготы по каждому уплачиваемому резидентами налогу более подробно.

Налог на прибыль организаций. Так на территориях ОЭЗ РФ закреплена ставка налога на прибыль для резидентов — 0 % в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в отличие от 2 % — для организаций, осуществляющих свою деятельность за пределами ОЭЗ. В части подлежащей уплате в бюджеты субъектов федерации на территории иных субъектов законодательно закреплена ставка — 18 %, а для резидентов ОЭЗ может быть установлена пониженная ставка налога на прибыль, но не более 13,5 %. Помимо пониженной ставки резиденты технико-внедренческих, промышленно-производственных и портовых зон имеют льготу по налогу на прибыль в виде признания в фактических размерах расходов на НИОКР, в том числе не давшие положительных результатов, в том отчетном периоде, в котором они были произведены. Резиденты промышленно-производственных ОЭЗ имеют право применять специальный повышающий коэффициент при расчете амортизации основных средств, но не выше 2.

Налог на имущество организаций. Резиденты всех типов ОЭЗ РФ освобождаются от уплаты налога на имущество сроком на 10 лет с момента постановки имущества на учет при условии, что это имущество учитывается на балансе, приобретено для осуществления деятельности на территории ОЭЗ и расположено и используется на территории ОЭЗ. Помимо резидентов подобную льготу имеют и управляющие компании, которые учитывают имущество на балансе в качестве основных средств, приобретают его для ведения деятельности на территории ОЭЗ, а также, если это имущество является технологической частью объектов, расположенных на территории ОЭЗ. Однако для портовой зоны ОЭЗ «Ульяновская область»

31

установлена специальная налоговая льгота в виде ставки 0 % по налогу на имущество организации в течение 15 лет с момента постановки данного имущества на учет.

Транспортный налог. Законами субъектов РФ устанавливается размер налоговых льгот по транспортному налогу, а также сроки действия льготы.

Земельный налог. Что касается земельного налога, то резиденты технико-внедренческих, туристско-рекреационных и промышленно-производственных ОЭЗ (за исключением ОЭЗ ППТ «Алабуга» и ОЭЗ ППТ «Титановая долина») освобождаются от уплаты налога в отношении земельных участков, находящихся на территории ОЭЗ, сроком на 5 лет с момента регистрации права собственности на земельный участок. Инвесторы портовых ОЭЗ и ОЭЗ ППТ «Алабуга» и ОЭЗ ППТ «Титановая долина» освобождаются от уплаты земельного налога сроком на 10 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Страховые взносы во внебюджетные фонды. Особый порядок уплаты страховых взносов, отличный от действующего на всей территории страны, действует на территории технико-внедренческих и туристско-рекреационных ОЭЗ.

НДС. Еще одно преимущество имеют резиденты портовых ОЭЗ — проведение работ и оказание услуг, проводимых резидентами ОЭЗ портового типа, относятся к деятельности, не подлежащей налогообложению по НДС.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность на территории российских ОЭЗ намного выгоднее для национальных и иностранных инвесторов, чем на остальной территории страны. Резиденты ОЭЗ экономят существенную сумму средств, имея полное или частичное освобождение от ряда налогов, установленных законодательством.

Однако для оценки эффективности деятельности ОЭЗ РФ авторы считают необходимым сравнить их с территориями, имеющими аналогичный статус, в странах АТЭС. По результатам проведенного анализа удалось выявить следующие отличия систем налоговых льгот для резидентов российских ОЭЗ и аналогичных территорий государств АТЭС.

На сегодняшний день экономические показатели стран АТЭС намного выше, чем аналогичные показатели нашей страны. Их динамичное развитие и успешная интеграция на мировые рынки является ярким примером грамотной политики государства. Государственная поддержка резидентом СЭЗ этих стран оказывает сильное влияние на развитие этих территорий и тем самым стимулирует производство, научную деятельность и привлечение иностранных капиталовложений в деятельность резидентов. В связи с этим проведен анализ предоставляемых налоговых преференций на территории России и стран АТЭС (таблица).

Сравнительный анализ налогообложения ОЭЗ РФ и стран АТЭС

Налог ОЭЗ РФ СЭЗ Китая СЭЗ Южной Кореи ОЭЗ Японии

Налог на прибыль организаций 0-13,5% 15 % Освобождение в первые 3 года; 5 % в последующие годы 5%

НДС при ввозе товаров — 0 % 17% - 0%

Акцизы (сигареты) 9,5 % + 1 120 рублей за тысячу штук 3-5 % - -

НДФЛ 13 % 5 % 8,8 % 2-4%

Налог на имущество Освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение 10 лет - 7 %; налоговые каникулы по налогу на недвижимость сроком на 15 лет с возможностью пролонгации < 1,4%

Продолжение таблицы

Налог ОЭЗ РФ СЭЗ Китая СЭЗ Южной Кореи ОЭЗ Японии

Земельный налог Освобождение от уплаты земельного налога на срок от 5 до 10 лет Освобождение от уплаты на 5 лет, в дальнейшем — 1/2 ставки 0% 0%

Дополнительные льготы Освобождение от уплаты транспортного налога сроком от 5 до 10 лет Возврат 40 % налога на прибыль иностранным инвесторам, инвестирующим на срок не менее 5 лет. Освобождение от уплаты налога в случае тестирования более 5 млн долл. Полное освобождение от всех налогов на 5 лет с возможностью пролонгации на 2 года для предприятий сферы высоких технологий Предприятия с небольшим уставным капиталом уплачивают корпоративный налог по сниженной ставке

Таким образом, несмотря на выгодные, на первый взгляд, льготы и преференции, предоставляемые резидентам ОЭЗ РФ, на сегодняшний день они недостаточно конкурентоспособны. Предлагаемые условия привлекательны для отечественных инвесторов на фоне общей ситуации в стране. Однако для создания большей привлекательности и привлечения компаний из стран АТЭС существующие условия требуют совершенствования.

Список литературы _

1. Александрова С. В., Пелькова С. В. Налоговый режим для особых территорий России, определяющих её национальный приоритет в XXI веке // Агропродовольственная политика России: ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. -Екатеринбург: издательство АМБ. - 2015. - № 7. - С. 26-33.

2. Александрова С. В., Кольцова Т. А., Пелькова С. В. Особенности налогообложения особых территорий Российской Федерации // Агропродовольственная политика России: ежемесячный теоретический и научно-практический журнал // Екатеринбург: издательство АМБ. - 2015. - № 9. - С. 62-70.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).31 июля 1998 года № 146-ФЗ. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/(дата обращения 01.05.2016).

4. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru (дата обращения: 05.05.2016).

5. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru (дата обращения: 04.05.2016).

6. Пелькова С. В., Киришева К. Ю. Проблема международного двойного налогообложения участников внешнеэкономической деятельности Современные аспекты глобализации экономических процессов: материалы IV межд. науч.-практ. конф.(20 декабря 2014 г.) - Уфа: «AETERNA», 2014.-254 с.-С. 185-189.

7. Пелькова С. В., Матц Л. Э. Импортные налоги и сборы Китая // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 12 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6471.

8. Россия. Особые экономические зоны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russez.ru/ (дата обращения: 07.05.2016).

9. Форум АТЭС: цели организации и страны-участники [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/infografika/20120831/732265238.html (дата обращения: 13.05.2016).

_ Сведения об авторах

Пелькова Светлана Владимировна, к. э. н., доцент, Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень, тел. 8944909299, e-mail: [email protected]

Хайруллина Нурсафа Гафуровна, д. социол. н., профессор кафедры «Маркетинга и муниципального управления», Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89222663399; e-mail: [email protected]

Pelkova S. V., Candidate of Science in Economics, associate professor Tyumen State Institute of Culture, phone: 8944909299, e-mail: [email protected]

Khairullina N. G., Doctor of Social Sciences, Professor of the chair «Marketing and municipal management», Industrial University of Tyumen, phone: 89222663399, e-mail: [email protected]_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.