Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЯЕМЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ'

КОНЦЕПЦИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЯЕМЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / СТАВКИ НАЛОГОВ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / SPECIAL ECONOMIC ZONES / TAX POLICY / TAX SYSTEM / TAX RATES / TAX BENEFITS / INCOME TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Райкова К.Д.

В статье рассматриваются особенности функционирования и формирования особых экономических зон в Российской Федерации. Целью исследования является рассмотрение основных принципов формирования особых экономических зон, с учетом общего порядка предоставления налоговых льгот по налогу на прибыль. По результатам проведенного исследования действующих особых экономических зон: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые, выявлено, что к каждому их типу предъявляются определенные правила и принципы создания. Кроме того, было выявлено, что в каждой отдельной особой экономической зоне предоставляется особый порядок предоставления налоговых льгот как по федеральным, так и региональным налогам, а также страховым взносам.Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Ахмадеева Р. Г., кафедра бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Райкова К.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN RUSSIA: THE EFFECTIVENESS OF APPLICABLE TAX BENEFITS

The article discusses the features of the functioning and formation of special economic zones in the Russian Federation. The aim of the study is to consider the basic principles of the formation of special economic zones, taking into account the general procedure for providing tax benefits on income tax. According to the results of a study of existing special economic zones: industrial, technological, innovative, tourist and recreational and port, it was revealed that certain rules and principles of creation are presented for each type. In addition, it was revealed that in each separate special economic zone, a special procedure for providing tax benefits for both federal and regional taxes, as well as insurance contributions, is provided.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЯЕМЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ»

УДК: 336.201

Райкова К. Д.

КОНЦЕПЦИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЯЕМЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

Кафедра бухгалтерского учета и налогообложения Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Российская Федерация, г. Москва, 117997, Стремянный пер., 36 E-mail: raykova-k@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности функционирования и формирования особых экономических зон в Российской Федерации. Целью исследования является рассмотрение основных принципов формирования особых экономических зон, с учетом общего порядка предоставления налоговых льгот по налогу на прибыль. По результатам проведенного исследования действующих особых экономических зон: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые, выявлено, что к каждому их типу предъявляются определенные правила и принципы создания. Кроме того, было выявлено, что в каждой отдельной особой экономической зоне предоставляется особый порядок предоставления налоговых льгот как по федеральным, так и региональным налогам, а также страховым взносам.

Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Ахмадеева Р. Г., кафедра бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Ключевые слова: особые экономические зоны, налоговая политика, налоговая система, ставки налогов, налоговые льготы, налог на прибыль.

1. Введение.

В настоящее время особые экономические зоны (далее — ОЭЗ) функционируют в большинстве стран мира. На территории таких зон осуществляет свою деятельность большое количество компаний, имеющих особенный юридический статус. При этом государство и частные инвесторы преследуют разные цели в части создания и осуществления деятельности ОЭЗ [1,2].

Особые экономические зоны имеют место быть и в Российской Федерации. Они являются важным источником социально-экономического развития страны, который может дать толчок экономическому росту, развитию партнерских отношений, совершенствованию инфраструктуры и производственной базы. Кроме того, они могут привлечь на территорию ОЭЗ инвесторов за счет наличия привлекательных условий, дополнительных налоговых льгот и преференций. Именно поэтому исследование особых экономических зон, принципов формирования и порядка предоставления налоговых льгот по налогу на прибыль является актуальным на сегодняшний день [3,4].

2. Методика.

При исследовании применен общий прием сравнительного анализа, широко используемый в научных экономических исследованиях.

3. Основная часть.

Особые экономические зоны в Российской Федерации начали свое развитие с момента утверждения Федерального закона№ 116 от 22.07.2005 г., согласно которому, особая экономическая зона - это

определяемая Правительством РФ часть в составе территории государства, которая предоставляет особые условия для занятия предпринимательской деятельностью и возможность применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны. К действующим на территории России отнесены ОЭЗ следующих типов:

1) промышленно-производственные зоны (ППТ «Липецк», ППТ «Алабуга», ППТ «Моглино», ППТ «Тольятти», ППТ «Калуга», ОЭЗ ППТ «Титановая долина», ППТ «Узловая», ППТ «Лотос» и ППТ «Ступино Квадрат»);

2) технико-внедренческие зоны («Технополис «Москва», ТВТ «Дубна», ТВТ «Исток», ТВТ «Санкт-Петербург», ТВТ «Томск» и «Иннополис»);

3) туристско-рекреационные зоны (ТРТ «Байкальская гавань», ТРТ «Бирюзовая Катунь», ТРТ «Ворота-Байкала», Северокавказский туристический кластер - Курорты Северного Кавказа, а также ТРТ «Завидово»);

4) портовые зоны (ПОЭЗ «Ульяновск»),

Стоит отметить, что тип особой экономической зоны во многом определяет то, какие налоговые льготы и таможенные преференции будут получать резиденты и инвесторы ОЭЗ в соответствии с нормативно-правовыми актами. Процессами развития и управления ОЭЗ занимается управляющая компания, все акции которой принадлежат государству (рис. 1).

В процессе формирования ОЭЗ принимаются во внимание показатели прибыльности, окупаемости, тщательно изучается проект планировки территории и концепция развития, экологические риски [5].

П ром ы шл е нность

Рисунок 1 - География ОЭЗ в Российской Федерации в 2019 году

Источник: http://www.russez.ru

На основании действующих правил ОЭЗ созда- ленно-производственный тип), ТВТ (технико-вне-

ются решением Правительства РФ, которое оформ- дренческий тип), ПО ОЭЗ (портово-экономический

ляется в виде соответствующего постановления, тип) не разрешается размещение объектов жилфон-

максимально на срок не свыше 49 лет. Действую- да, а на территории ТРТ (туристско-рекреационный

щий порядок формирования особых экономиче- тип) данное размещение является возможным [8,9].

ских зон, следующий: высший исполнительный Статус резидента можно получить следующим орган государственной власти субъекта РФ или образом: во-первых, необходимо зарегистрировать-

несколько таких органов совместно с исполнитель- ся в качестве юридического лица или в качестве

но-распорядительным органом или органами му- индивидуального предпринимателя в том муници-

ниципального образования подают заявку в упол- пальном образовании субъекта, где функционирует

номоченный на то орган (Минэкономразвития) ОЭЗ. Во-вторых, необходимо отправить заявку на

заявку; решение о создании принимает Правитель- получение статуса участника и концепцию своего

ство РФ, оформляется постановление; в течение 30 проекта в соответствующий орган исполнительной дней между названными субъектами заключается власти субъекта, далее - защитить бизнес-план на

соглашение о создании ОЭЗ, которое содержит де- экспертном совете, затем - заключить трехсторон-тальную информацию, касающуюся особенностей нее соглашение с управляющей компанией зоны

и принципов деятельности такой зоны [6, 7]. и органом исполнительной власти субъекта об

При этом ОЭЗ имеют следующие особенно- осуществлении деятельности на территории ОЭЗ.

сти в зависимости от типа: площадь промышлен- В рамках действия ППТ и ПО ОЭЗ резидентом

но-производственной зоны не должна превышать являться юридическое лицо, к которому предьяв-

40 кв. км., технико-внедренческой - 4 кв. км., пор- ляются требования, касающиеся минимального

товой - 50 кв. км., к туристско-рекреационной зоне объема капитальных затрат, порядка 120 млн руб. не предъявляются требования о максимальном в отношении действия ППТ, от 120 до 400 к функ-

размере. Кроме того, по отношению к промышлен- ционированию ПОЭЗ. Резиденты ТВТ и ТРТ ОЭЗ

но-производственной, технико-внедренческой и ту- могут быть как ИП, так и юридические лица, а тре-ристско-рекреационной зонам не предъявляются бований о минимальном объеме осуществляемых

специфические требования к участкам территории, инвестиций для них не содержится,

в портовым предъявляются специфические требо- Особые экономические зоны имеют определён-

вания. В частности, на территории ППТ (промыш- ные преимущества для резидентов: федеральные

и региональные налоговые льготы, государственные гарантии, развития инфраструктура, льготный режим землепользования, свободная таможенная зона [10].

Земельные участки на территории особой экономической зоны могут предоставляться во временное владение и пользование только на основании договора аренды. Резидент ОЭЗ сохраняет за собой право выкупить земельный участок в собственность по льготной ставке после начала производственной деятельности, создания на участках объекты недвижимости, вправе выкупить землю под своими объектами. Кроме того, в границах особых экономических зон допускается установление сер-витутов [11, 12].

Согласно налоговому законодательству, резидентам ОЭЗ предоставляются государственные гарантии, направленные на их защиту от изменения законодательства РФ о налогах и сборах, ухудшающих их положение. В рамках особых экономических зон может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны, она действует на территориях промышленно-производственных, технико-внедренческих и портовых, в турист-ско-рекреационных зонах не применяется. Режим свободной таможенной зоны позволяет ввозить и использовать иностранные товары на территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин, «вводного» НДС и других пошлин, и выплат.

Важным является рассмотреть налоговые льготы и преференции, которые действуют на территории особых экономических зон, делая их более привлекательными для инвесторов, снижая сроки окупаемости вложений. Основные льготы по налогообложению для резидентов всех типов зон применяются по следующим видам налогов. Для участников проекта устанавливается пониженная ставка по налогу на прибыль, который подлежит уплате в бюджет РФ и субъектный бюджет:

1) ставка налога в части зачисляемой в федеральный бюджет - 2%, при том, что для основной категории налогоплательщиков 3%, а, кроме того, в действующих ТРТ ОЭЗ может применяться льготная ставка в размере 0% на период до 2023 года в отношении резидентов, объединенных в такие кластеры [13];

2) ставка налога в части зачисляемой в бюджеты соответствующих субъектов РФ варьируется от 0 до 13,5%, при том, что для основной категории налогоплательщиков 17%, а на территории портовой зоны действует ставка 0% на срок налогового периода, равный 10 лет [14].

Косвенный налог НДС, взимаемый по деятельности промышленно-производственных и техни-

ко-внедренческих зон по основной ставке в размере 20%. Льготная ставка в размере 0% применяется при осуществлении реализации товаров (работ, услуг) внутри свободной таможенной зоны, в отношении портовой зоны также действует ставка налога в размере 0% на срок до 49 лет, а для тури-стско-рекреационной применяется основная ставка налога - 20%.

В отношении порядка взимания налога на имущество для участников ОЭЗ предусмотрено освобождение по уплате на срок от 5 до 10 лет, в зависимости от типа зоны, после приобретения права собственности на объект. Условием является то, что данный объект создается или приобретается в целях осуществления деятельности в ОЭЗ, а также само имущество должно находиться и использоваться в границах соответствующей зоны. Кроме того, резиденты экономической зоны освобождены от обязанностей по уплате земельного налога на период, распространяющийся на срок от 5 до 10 лет, с момента приобретения права собственности на соответствующий земельный объект, находящийся на территории ОЭЗ [15].

Отдельно действуют льготы по уплате транспортного налога в размере применяемой ставки 0% для ППТ, ТВТ, ПОЭЗ на срок до 12 лет, а для резидентов ТРТ ОЭЗ применяется дифференцированная ставка в зависимости от мощности двигателя транспортного средства от 1 до 250 руб. по каждому объекту, находящемуся на балансе организации [16, 17].

Необходимо выделить применения пониженной ставки страховых взносов для резидентов ОЭЗ в 2019 году в размере 28%, когда как для основной категории плательщиков предусмотрена общая ставка - 30%. Кроме того, для резидентов особых экономических зон, осуществляющих деятельность в сфере ГГ-технологий, совокупная ставка страховых взносов снижена до 14% [18].

Таким образом, резиденты-участники ОЭЗ экономят на запуске проекта до 30%-40% расходов по сравнению с налогоплательщиками, действующими вне территории особых зон. Экономия осуществляется, в основном, за счет налогов, взносов и таможенных льгот. Кроме того, не требуются затраты на создание уже сформированной инфраструктуры. При этом в 2019 году на территории РФ действуют 26 особых экономических зон [19]. Следует сказать, что ранее на территории нашей страны было больше таких зон, но за предыдущие периоды большая их часть ликвидирована в связи неэффективностью, поскольку они не оправдали себя, а на их создание выделялись значительные денежные средства, чем впоследствии было возвра-

щено в форме уплаты налогов и взносов в бюджеты всех уровней. Это, в свою очередь, свидетельствует о существенной проблеме рациональной организации и функционирования особых экономических зон, которая является актуальной.

4. Заключение.

На сегодняшний день особые экономические зоны выступают как территория с особенным юридическим статусом, созданную с целью решения социально-экономических задач развития региона или страны. Эти зоны имеют очень высокий потенциал и перспективы. При этом формирование ОЭЗ определяется следующими принципами: целостность территории, единое экономическое пространство, интерес в реализации инвестиционных проектов, для чего предоставляется льготное налогообложение и различные таможенные преференции, реализация крупномасштабных инвестиционных проектов. Кроме того, к целям можно также отнести увеличение торгового баланса, в сфере занятости населения и объема инвестиций в экономику.

Для осуществления стимулирования в создание предприятий в таких зонах, государством

должна проводится последовательная финансовая политика, которая, как правило, охватывает инвестиции, налогообложение, торговлю, квоты, таможенные пошлины. Льготы особых экономических зон действуют в течение 49 лет и предоставляют их резидентам особый правовой статус, что приводит к ряду налоговых и таможенных преференций.

Особенное место в деятельности особых экономических зон занимают налоговые преференции, особенно в части уплаты налога на прибыль. Для особых экономических зон применяются пониженные ставки по налогу на прибыль. Существующие преференции повышают инвестиционную привлекательность особых экономических зон. Однако макроэкономические и социально-экономические выгоды для страны, использующей стратегию ОЭЗ, являются предметом обсуждения, поскольку на сегодняшний день существует мнение, что многие из созданных экономических зон функционируют неэффективно, нерентабельно, не предоставляя ожидаемое количество обратного поступления финансов в бюджеты всех уровней.

Список использованных источников

1. Кучинская А. В., Липски С. А. Условия создания особых экономических зон и определения прилегающей к особым экономическим зонам территории в российской федерации // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 3 (150). С. 34-38.

2. Бухгалтерский финансовый учет: учебник [Текст] / Бухарева Л. В., Малицкая В. Б., Чиркова М. Б. и.др. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 495 с.

3. Понкратов В. В., Кузнецов Н. В. Налоговое стимулирование инвестиционной активности в России // Вестник университета. 2017. № 11. С. 134-140.

4. Тюрина Ю. Г. Современные подходы к определению налогового потенциала региона // Проблемы современной экономики. 2014. № 3. С. 248-251.

5. Караев А. К., Мельничук М. В. Проблемы восстановления и устойчивого роста экономики России // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2014. № 11. С. 11-15.

6. Понкратов В. В. Укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов в России: налоговые меры // Экономические науки. 2012. № 90. С. 7-12.

7. Юхимов Я. И., Юхимова Я. Я. Государственная поддержка - важнейшее условие сохранение потенциала горнорудной промышленности России в условиях мирового кризиса // Горный журнал. 2010. № 4. С. 37-39.

8. Дмитриева И. М. Бухгалтерский учет и анализ: учебник для академического бакалавриата / И. М. Дмитриева -М.: Издательство Юрайт, 2017. - 358 с.

9. Морозова Т. В. Методы оценки имущества предприятий // Бухгалтерский учет, 1995, № 2. С. 50-51.

10. Григорьева Т. Л., Новоженцева А. В., Глубокова Н. Ю. НДС и налог с продаж в современной мировой экономике // В сборнике: Тенденции и перспективы развития науки XXI века Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 36-39.

11. Сиразетдинов Р. М., Салахиева Л. Р. Особые экономические зоны как инструмент инновационного развития национальной экономики: эффективность, тенденции, проблемы и пути их решения // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17. - № 21. - С. 2827-2836.

12. Фурщик М. А., Шутова А. В., Прозоров М. С., Савельев А. В., Горячева М. А. К 30 Особые экономические зоны: опыт и перспективы / Фурщик М. А., Шутова А. В. - М.: ИД «Медиа Инфо Групп», 2014 - 212 с.

13. Ахмадеев Р. Г., Морозова Т. В. Инвестиционный вычет по налогу на прибыль: раскрытие эффекта налогообложения в МСФО-отчетности строительных организаций // Бухучет в строительных организациях. 2019. № 4. С. 37—47.

14. Горина Г. А., Ахмадеев Р. Г. Трансфертное ценообразование и новации налогового контроля // Справочник экономиста. 2013. № 3 (117). С. 14-25.

15. Турищева Т. Б. Роль и место внутреннего контроля в системе управления автономных учреждений // Аудитор. 2018. Т. 4. №2. С. 11-15

16. Шиховцев Б. А. Результаты проведенных налоговых проверок юридических лиц с учетом изменения налогового законодательства за 2017 год // Экономика. Бизнес. Финансы. 2019. № 4. С. 25-28.

17. Калимуллина О. В. Исследование инновационных подходов к управлению кредитной организацией. Дискуссия. - 2013. - № И (41). - С. 60-64.

18. Рыбаков С. А. Особая экономическая зона и свободная экономическая зона: единство или различие // Экономика и право. XXI век. 2012. № 1. С. 15-18.

19. Громов В. В. Проблемы и пути развития налогообложения резидентов ОЭЗ на федеральном уровне // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2018. - №. 1. - С. 39-50.

Raikova Ch. D.

THE CONCEPT OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN RUSSIA: THE EFFECTIVENESS OF APPLICABLE TAX BENEFITS

Department of Accounting and taxation Plekhanov Russian University of Economics Russia, Moscow, 117997, Stremyannyper. 36 E-mail: raykova-k@mail.ru

Summary. The article discusses the features of the functioning and formation of special economic zones in the Russian Federation. The aim of the study is to consider the basic principles of the formation of special economic zones, taking into account the general procedure for providing tax benefits on income tax. According to the results of a study of existing special economic zones: industrial, technological, innovative, tourist and recreational and port, it was revealed that certain rules and principles of creation are presented for each type. In addition, it was revealed that in each separate special economic zone, a special procedure for providing tax benefits for both federal and regional taxes, as well as insurance contributions, is provided.

Keywords: special economic zones, tax policy, tax system, tax rates, tax benefits, income tax.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.