Научная статья на тему 'НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМАТИКА'

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМАТИКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское хозяйство / аграрный сектор / крестьянские фермерские хозяйства / КФХ / налогообложение КФХ / agriculture / agricultural sector / peasant farms / peasant farms / taxation of peasant farms

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андриевский Константин Витальевич

В статье рассматривается малая форма хозяйствования на селе крестьянское фермерское хозяйство как специфический вариант ведения коммерческой деятельности в аграрном секторе экономики. Проведенный в статье анализ объемов и структуры производства действующих крестьянских фермерских хозяйств позволил оценить динамику развития, проблемные точки и перспективы повышения эффективности. Кроме того, рассматривается вопрос налогообложения КФХ. Одним из важнейших условий успешного ведения предпринимательской деятельности является выбор оптимальной системы налогообложения. Специфика сферы КФХ обуславливает необходимость создания нескольких вариантов режимов налогообложения, дифференцированных в зависимости от организационно-правовой формы, конкретного направления деятельности, количества работников, стоимости активов, сезонности производства. Статья направлена на анализ действующих налоговых режимов, актуальных для КФХ в текущих правовых и экономических реалиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taxation of Peasant farms: efficiency and problems

The article examines a small form of farming in rural areas peasant farming as a specific option for conducting commercial activities in the agricultural sector of the economy. The analysis of the volumes and structure of production of existing peasant farms carried out in the article made it possible to assess the dynamics of development, problem areas and prospects for increasing efficiency. In addition, the issue of taxation of peasant farms is being considered. One of the most important conditions for successful business activities is the choice of the optimal taxation system. The specifics of the peasant farm sector necessitate the creation of several options for taxation regimes, differentiated depending on the organizational and legal form, the specific area of activity, the number of employees, the value of assets, and the seasonality of production. The article is aimed at analyzing the current tax regimes that are relevant for peasant farms in the current legal and economic realities.

Текст научной работы на тему «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМАТИКА»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_11 _42

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМАТИКА Taxation of Peasant farms: efficiency and problems

АНДРИЕВСКИЙ Константин Витальевич,

доктор юридических наук, доцент,

директор АНО «Институт экономико-правовых исследований». 299011, г. Севастополь, Ленинский р-н, ул. Очаковцев, д. 39. E-mail: uni@miigu.ru;

Andrievsky Konstantin Vitalievich,

Doctor of Law, Associate Professor,

Director of the ANO "Institute of Economic and Legal Research". 299011, Sevastopol, Leninsky district, Ochakovtsev st., 39. E-mail: uni@miigu.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается малая форма хозяйствования на селе - крестьянское фермерское хозяйство как специфический вариант ведения коммерческой деятельности в аграрном секторе экономики. Проведенный в статье анализ объемов и структуры производства действующих крестьянских фермерских хозяйств позволил оценить динамику развития, проблемные точки и перспективы повышения эффективности. Кроме того, рассматривается вопрос налогообложения КФХ. Одним из важнейших условий успешного ведения предпринимательской деятельности является выбор оптимальной системы налогообложения. Специфика сферы КФХ обуславливает необходимость создания нескольких вариантов режимов налогообложения, дифференцированных в зависимости от организационно-правовой формы, конкретного направления деятельности, количества работников, стоимости активов, сезонности производства. Статья направлена на анализ действующих налоговых режимов, актуальных для КФХ в текущих правовых и экономических реалиях.

Abstract: The article examines a small form of farming in rural areas - peasant farming as a specific option for conducting commercial activities in the agricultural sector of the economy. The analysis of the volumes and structure of production of existing peasant farms carried out in the article made it possible to assess the dynamics of development, problem areas and prospects for increasing efficiency. In addition, the issue of taxation of peasant farms is being considered. One of the most important conditions for successful business activities is the choice of the optimal taxation system. The specifics of the peasant farm sector necessitate the creation of several options for taxation regimes, differentiated depending on the organizational and legal form, the specific area of activity, the number of employees, the value of assets, and the seasonality of production. The article is aimed at analyzing the current tax regimes that are relevant for peasant farms in the current legal and economic realities.

Ключевые слова: сельское хозяйство, аграрный сектор, крестьянские фермерские хозяйства, КФХ, налогообложение КФХ.

Keywords: agriculture, agricultural sector, peasant farms, peasant farms, taxation of peasant farms.

Для цитирования: Андриевский К.В. Налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств: эффективность и проблематика // Аграрное и земельное право. 2023. № 11(227). С. 42-45. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_42.

For citation: Andrievsky K.V. Taxation of peasant farms: efficiency and problems // Agrarian and Land Law. 2023. No. 11(227). pp. 42-45. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_42.

Статья поступила в редакцию: 16.11.2023

Развитие малого предпринимательства внутри сельскохозяйственного сектора оказывает существенное влияние на экономическое и социальное развитие государства, как благодаря созданию рабочих мест, так и в рамках обеспечения продовольственной безопасности. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации до 2030 года [13], а так же Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 [12] демонстрируют значимость для государства развития малого и среднего предпринимательства в том числе в сельском хозяйстве. Одной из форм ведения коммерческой сельскохозяйственной деятельности являются крестьянские (фермерские) хозяйства или, иначе, КФХ.

Исторически КФХ представляло собой семейную единицу, производящую продукцию для внутреннего потребления и обеспечения своих нужд. Семейность ведения деятельности в рамках данной формы обуславливала сохранение сельскохозяйственной традиции территории, определенной культуры и взаимодействия внутри сельской среды [4.C.2]. Свои первые черты КФХ приобретает на закате Российской империи, благодаря аграрной реформе М.Н. Столыпина, однако события первой четверти XX века не позволили ей завершиться предполагаемым образом.

В начальный период становления советской власти правовое положение крестьянских хозяйств определялось Земельным кодексом, разделом "О дворе", где под двором понималось: "семейно-трудовое объединение лиц, совместно ведущих сельское хозяйство", двор мог состоять и из одного бессменного лица любого пола [10]. Позднее на XV съезде ВКП (б) в 1927 году было принято решение о коллективизации - отдельные крестьянские дворы объединялись в колхозы и совхозы, становясь формой ведения сельскохозяйственной деятельности. В современной форме КФХ появляются вновь только в 90-е годы. В 1990 году принимается Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», определивший возможность создания КФХ в форме юридического лица [10].

В 1995 году Гражданским кодексом было определено, что создать КФХ можно только без образования юридического лица, Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установил, что КФХ созданные до данного требования, сохраняют статус юридического лица с продлением нормы до 2028 года, на данный момент с таким статусом сохранилось около 13 тысих КФХ [7.C.245]. В этой связи следует отметить, что КФХ тесно связано с индивидуальным предпринимательством, в частности, сведения о КФХ доступны в ЕГРИП, а так же большая часть статистики охватывает одновременно и КФХ и ИП в аграрном секторе. Подобная ситуация будет продемонстрирована ниже на одном из графиков.

Действующее законодательство сохраняет идею семейственности крестьянско-фермерского хозяйства, при этом рассматривая его как объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих произ-

водственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии [3]. КФХ, безусловно, относится к форме малого хозяйствования, наряду с личными подсобными хозяйствами, малыми и микропредприятиями, на графиках ниже представлена динамика сельскохозяйственных организаций и в том числе малых форм, а так же численность КФХ (рис.1; рис.2) [9] [15].

Рисунок 1. Динамика численности сельскохозяйственных организаций (единиц)

Рисунок 2. Динамика численности КФХ и ИП в России с 1991 по 2022 г., тыс. ед

400

300

200

100

0

1ЭЭ1 1993 1994 1997 2003 200В 2009 2012 2017 2021

Текущие данные и результаты Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 и Сельскохозяйственной микропереписи 2021 года также показывают снижение количества КФХ в отрыве от ИП аграрного сектора (табл.1) [9].

Таблица 1. Число организаций (хозяйств), тысяч

2006 2016 2021

Крестьянские (фермерские) хозяйства 253,1 136,7 100,1

Сокращение численности КФХ отмечается также Росстатом: "Сократилось число крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей: если в 2016 году их общее количество составляло 174,8 тысячи, то предварительные итоги 2021 года показали цифру в 118,3 тысячи. Так, количество фермеров сократилось со 136,7 тысячи до 100,1 тысячи, ИП - с 38 тысяч до 18,2 тысячи" [14]. В качестве причины, с одной стороны, отмается, что снижение идет за счет тех, кто не вел реальной сельскохозяйственной деятельности, но и снижение действующих производителей произошло примерно на 19-20%. Кроме того, отдельно следует осветить динамику численности КФХ в России с 1991 по 2022 годы, а также неоднородность распределения на территории страны: создание малых форм ведения сельскохозяйственной деятельности подвержено территориальному зонированию (рис. 3) [9] [15].

Рисунок 3. Распределение Федеральных округов по количеству КФХ в сельском хозяйстве России в 2021 и 2022 годах

Ш Центральный ФО И Северо-Западный ФО | Южный ФО

Северо-Кавказский ФО ■ Приволжский ФО Уральский ФО

И Сибирский ФО ■ Дальневосточный ФО

40000

2021 2022

Кроме того, влияние на снижение числа КФХ оказывает укрупнение сельскохозяйственных субъектов, о чем свидетельствует увеличение сельскохозяйственных площадей (табл.2) [15. С. 44].

Таблица 2. Основные показатели посевных площадей КФХ, млн га

2010 2016 2017 2018 2019 2020

Посевная площадь, млн га 15,6 22,0 23,1 23,6 24,3 25,0

Проведенная Росстатом Сельскохозяйственная микроперипись позволяет сформулировать "портрет" действующего крестьянского фермерского хозяйства. Основным видом деятельности является растениеводство, площадь сельскохозяйственных угодий составляет от 20 до 1500 га, при том стоит отметить, что площадь угодий растет, что уже отмечалось выше, так с 226,5 га до 351,6 га. выросла средняя площадь одного хозяйства. Животноводство не является приоритетным направлением, при этом стоит отметить, что, если рассматривать динамику поголовья сельскохозяйственных животных, то КФХ предпочитают производство птицы, другим видам. Наиболее типичным представляется хозяйство с поголовьем не более 300 голов [15].

Представленная выше динамика позволяет задуматься о необходимости оценки проблематики и эффективности деятельности КФХ. На сегодняшний день, сам статус крестьянско-фермерского хозяйства является весьма сложной организационно-правовой формой ведения сельскохозяйственной деятельности, имеющей, как и свою собственную проблематику так и характерную для агропромышленного комплекса в целом. Например, общими проблемами является вопрос импортозамещения, в особенности средств производства и семенной базы без чего сельскохозяйственная отрасль не может адекватно функционировать, возможность для инвестиций в современное оборудование, ресурсы и технологии, которые могут повысить продуктивность и конкурентоспособность. Другой проблемой для КФХ является производство продукции с низкой добавленной стоимостью и кадровый дефицит, крестьянские фермерские хозяйства сталкиваются с недостатком профессионалов сельского хозяйства и специалистов, которые могут помочь им в повышении эффективности и улучшении качества продукции. Отсутствие квалифицированных исполнителей затрудняет внедрение современных технологий и инноваций, даже в том случае, когда у фермера есть доступ к приобретению этих технологий. Еще одним проблемным направлением является маркетинг и сбыт продукции, поскольку КФХ часто сталкиваются с отсутствием знаний и опыта ведения бизнеса, включая разработку маркетинговых стратегий и поиск партнеров для сбыта товаров. Это приводит к низкому уровню доходов и ограниченным возможностям для расширения деятельности. Государство реализовывает комплекс мер, направленных на поддержку отечественного сельскохозяйственного сектора, в особенности в отношении малых предприятий. Действительно, увеличение государственной поддержки после 2014 года поспособствовало увеличению численности субъектов малого предпринимательства в аграрном секторе, но изменился жизненный цикл данных предприятий - их существование сократилось до 3-4 лет.

Важной частью собственных усилий крестьянских фермерских хозяйств, является налоговое планирование и оптимизация. Оптимально подобранный налоговый режим позволяет КФХ сохранять устойчивость. Многими авторами отмечается рост налоговой нагрузки на производителей аграрного сектора, в частности на крестьянские фермерские хозяйства. Например, как отмечают Т. А. Бородина, Л. А. Овсянко, К. В. Чепелева, анализируя экономическую деятельность КФХ в Красноярском крае, произошел рост налоговых платежей в 3 раза за последние 5 лет [2. С. 134]. К аналогичному выводу приходит и Т.А. Баер рассматривая КФХ в Тульской области, отмечая, при этом, не только рост налоговых платежей, но и рост налоговой задолженности в 6 раз [1. С. 53]. В целом, крестьянские фермерские хозяйства имеют широкий выбор возможных систем налогообложения: общая система налогообложения (ОСНО), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), упрощенная система налого-

обложения (УСН), автоматизированная система налогообложения (АУСН), патентная система (ПСН). Наиболее востребованным из перечисленных для крестьянских фермерских хозяйств является ЕСХН, за ней идет УСН. Но, стоит отметить, что ряд КФХ не готовы отказаться от ОСНО ради сохранения связи со своими заказчиками, которые сами находятся на ОСНО и заинтересованы в том, чтоб уменьшать свою нагрузку по налогам за счет возврата НДС. При это находясь на ОСНО крестьянские фермерские хозяйства имеют самую объемную налоговую нагрузку -данный показать раскрывает какое количество доходов налогоплательщика уходит на оплату налогов, в случае с КФХ на ОСНО это показатель находится примерно на уровне 20%, что выше, чем в среднем по отрасли [8]. Минимальный размер налоговой нагрузки отмечается у аграриев, которые находятся на патентной системе налогообложения [1] [2] [9]. Тем не менее, как уже отмечалось, наиболее популярным режимом остается ЕСХН, именно на нем КФХ, занимающиеся преимущественно растениеводством, демонстрируют наибольшие показатели прибыли. Эффективность КФХ также напрямую зависит от поддержки, оказываемой государством. В рамках налоговой политики наиболее эффективной оказалась мера освобождения от уплаты НДФЛ созданных КФХ и продление налоговых каникул по ПСН.

Крестьянско-фермерские хозяйства также способствуют развитию местных экономик и укреплению социальной кооперации. Они обеспечивают рабочие места для местного населения, способствуют появлению новых предпринимательских и туристических возможностей, и создают сеть взаимодействия между фермерами, потребителями и обществом в целом. В целом, крестьянско-фермерские хозяйства играют важную роль в обеспечении устойчивого развития сельской местности. Они предлагают альтернативу крупным промышленным фермам, позволяя сохранять традиции и этические принципы сельского хозяйства, и способствуют здоровой и устойчивой продукции питания для нашего общества.

Библиография:

1. Баер, Т. А. Оценка влияния налоговой политики на эффективность развития КФХ / Т. А. Баер // Russian Journal of Management. - 2020. - Т. 8, № 4. - С. 101-105. - DOI 10.29039/2409-6024-2020-8-4-101-105. - EDN BWIFJN.

2. Бородина, Т. А. Оценка влияния режимов налогообложения на эффективность деятельности КФХ в регионе / Т. А. Бородина, Л. А. Овсянко, К. В. Чепелева // Бизнес. Образование. Право. - 2022. - № 4(61). - С. 132-140. - DOI 10.25683/V0LBI.2022.61.474. - EDN WIOKRG.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СПС-«КонсультантПлюс»

4. Дохоян, Д. А. Эволюция сельскохозяйственных хозяйств: анализ эффективности крестьянско-фермерских и индивидуальных хозяйств / Д. А. До-хоян // Бизнес и общество. - 2023. - № 3(39). - EDN YVCITN.

5. Закон РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 (ред. от 21.03.2002)"О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // СПС-«КонсультантПлюс»

6. Малые формы хозяйствования в агропромышленном комплексе // https://www.akkor.ru/sites/default/files/2022_02_akk_brsh_cifru_055_preview.pdf

7. Муравьева, М. В. Проблемы и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских индивидуальных предпринимателей в России / М. В. Муравьева, И. Л. Воротников, А. Ш. Ситалиев // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2023. - Т. 16, № 1 (76). - С. 243-257. - DOI 10.53914/issn2071 -2243_2023_1_243. - EDN MFPHIC.

8. Налоговая нагрузка в 2023 году по видам деятельности, регионам и отраслям // https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=53&documentId=12121&ysclid=lo1jldcyqk682926256

9. Основные итоги сельскохозяйственной микропереписи 2021 года. Статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. М.: ИИЦ «Статистика России», 2022 - 420 с.

10. Постановление ВЦИК "О введении в действие Земельного Кодекса" от 30 октября 1922 года // https://docs.cntd.ru/document/901775921 ?ysclid=lo154z449h321276725

11. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // СПС-«КонсультантПлюс»

12. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) <Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года> (вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года") // СПС-«КонсультантПлюс»

13. Распоряжение Правительства РФ от 08.09.2022 N 2567-р <Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года> // СПС-«КонсультантПлюс»

14. Росстат зафиксировал существенное укрупнение фермерских хозяйств // https://rg.ru/2022/11/30/rosstat-zafiksiroval-sushchestvennoe-ukrupnenie-fermerskih-hoziajstv.html?ysclid=lo0bnwtuag442830577

15. Сельское хозяйство в России. 2021: Стат.сб./Росстат - M., 2021. - 100 c.

16. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // СПС-«КонсультантПлюс»

References:

1. Baer, T. A. Ocenka vliyaniya nalogovoj politiki na effektivnost' razvitiya KFH / T. A. Baer // Russian Journal of Management. - 2020. - T. 8, № 4. - S. 101105. - DOI 10.29039/2409-6024-2020-8-4-101-105. - EDN BWIFJN.

2. Borodina, T. A. Ocenka vliyaniya rezhimov nalogooblozheniya na effektivnost' deyatel'nosti KFH v regione / T. A. Borodina, L. A. Ovsyanko, K. V. CHepeleva // Biznes. Obrazovanie. Pravo. - 2022. - № 4(61). - S. 132-140. - DOI 10.25683/VOLBI.2022.61.474. - EDN WIOKRG.

3. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 N 51-FZ // SPS-«Konsul'tantPlyus»

4. Dohoyan, D. A. Evolyuciya sel'skohozyajstvennyh hozyajstv: analiz effektivnosti krest'yansko-fermerskih i individual'nyh hozyajstv / D. A. Dohoyan // Biznes i obshchestvo. - 2023. - № 3(39). - EDN YVCITN.

5. Zakon RSFSR ot 22.11.1990 N 348-1 (red. ot 21.03.2002)"O krest'yanskom (fermerskom) hozyajstve" // SPS-«Konsul'tantPlyus»

6. Malye formy hozyajstvovaniya v agropromyshlennom komplekse // https://www.akkor.ru/sites/default/files/2022_02_akk_brsh_cifru_055_preview.pdf

7. Murav'eva, M. V. Problemy i perspektivy razvitiya krest'yanskih (fermerskih) hozyajstv i sel'skih individual'nyh predprinimatelej v Rossii / M. V. Murav'eva, I. L. Vorotnikov, A. SH. Sitaliev // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2023. - T. 16, № 1(76). - S. 243-257. - DOI 10.53914/issn2071-2243_2023_1_243. - EDN MFPHIC.

8. Nalogovaya nagruzka v 2023 godu po vidam deyatel'nosti, regionam i otraslyam // https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=53&documentId=12121&ysclid=lo1jldcyqk682926256

9. Osnovnye itogi sel'skohozyajstvennoj mikroperepisi 2021 goda. Statisticheskij sbornik / Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. M.: IIC «Statistika Rossii», 2022 - 420 s.

10. Postanovlenie VCIK "O vvedenii v dejstvie Zemel'nogo Kodeksa" ot 30 oktyabrya 1922 goda // https://docs.cntd.ru/document/901775921 ?ysclid=lo154z449h321276725

11. Federal'nyj zakon ot 11.06.2003 N 74-FZ "O krest'yanskom (fermerskom) hozyajstve" // SPS-«Konsul'tantPlyus»

12. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 02.06.2016 N 1083-r (red. ot 30.03.2018) <Ob utverzhdenii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda> (vmeste s "Planom meropriyatij ("dorozhnoj kartoj") po realizacii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda") // SPS-«Konsul'tantPlyus»

13. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 08.09.2022 N 2567-r <Ob utverzhdenii Strategii razvitiya agropromyshlennogo i rybohozyajstvennogo kompleksov Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda> // SPS-«Konsul'tantPlyus»

14. Rosstat zafiksiroval sushchestvennoe ukrupnenie fermerskih hozyajstv // https://rg.ru/2022/11/30/rosstat-zafiksiroval-sushchestvennoe-ukrupnenie-fermerskih-hoziajstv.html?ysclid=lo0bnwtuag442830577

15. Sel'skoe hozyajstvo v Rossii. 2021: Stat.sb./Rosstat - M., 2021. - 100 c.

16. Federal'nyj zakon ot 11.06.2003 N 74-FZ "O krest'yanskom (fermerskom) hozyajstve" // SPS-«Konsul'tantPlyus»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.