позволяет, частности, для структур, подобных ООО «Водолей» рассматривать в качестве базовой стратегию развития бизнеса с учётом возможной рецессии рынка (консервативно-наступательную стратегию). В её рамках присущая предприятиям «студенческого» общественного питания ориентация на поток должна дополняться ориентацией на постоянного клиента, на стандарт обслуживания и, даже, на некий элемент эксклюзивности, что предполагает внедрение новых для российского рынка форматов обслуживания (quich&casual, free flaw и др.). Приоритетным условием выстраивания действенной маркетинговой стратегии выступает «встроенная» в общую систему маркетинга фирмы её инвестиционная политика, формирование товарных (товарно-ценовых) предложений не только с учётом рыночной конъюнктуры и конкурентной стратегии, но и фактических издержек, а также планируемых расходов по инвестиционным проектам. Инвестиции в такой специфической сфере как встроенная в экономическое пространство города система общественного питания выполняют весьма существенные функции: адаптивно-развивающую (способ формирования уникального торгового предложения), селективно-барьерную (фактор сегментации рыночного предложения ^ и спроса), мотивационную (один из специфических мотивов прихода предпринимателя на ь рынок). Будучи ориентированной на рыночные реалии и приоритеты инвестиционная поли-(□ тика призвана быть гибкой (сочетать элемент долговременности с оперативным реагированием на текущие изменения рыночной конъюнктуры), адаптивной (учитывать специфику и приоритеты конкретного бизнеса, интересы клиентов и партнеров, маркетинговую ситуацию Z в целом), детализированной (ориентированной на дифференцированные решения по каждой конкретной позиции), органично сочетающейся с общей системой маркетинга фирмы (неотделимой от решений в сфере ценовой политики, кадровой политики, коммуникационно-сбытовой деятельности предприятия и др.). Складывающаяся на городском рынке общественного питания ситуация диктует необходимость последовательного смещения акцентов q (в маркетинговом и инвестиционном «поведении» хозяйствующих субъектов) с вкладывания □ средств в объект недвижимости (имущественный комплекс) в пользу выстраивания марке-^ тингово ориентированного уникального торгового предложения, способного обеспечить О дальнейшее воспроизводство основного капитала и развитие бизнеса за счёт вмещающей в D себя «инвестиционную составляющую» конкурентоспособной цены.
I—
ф-
Ш
I
>
0
1 I
ф
m н
О
а о
Si
о о
ПУШКАРЕВА И.А.
налогообложение как важнейший сегмент системы государственного воздействия на предпринимательскую среду
о
Радикальные трансформации, которые прошли в нашей стране в последние годы, преобразили её социальный, политический и экономический облик. Российская экономика харак-о теризуется ускоряющимися темпами глобализации и интернационализации.
0 Осуществляя воздействие на экономику, государство преследует следующие основные ¡2 цели: достижение постоянного устойчивого экономического роста; обеспечение стабиль-8 ности цен на основные товары и услуги; обеспечение полной занятости населения; обеспечу чение определенного минимального уровня доходов населения; создание социальной защи-
1 щенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных; равновесие во
8 внешнеэкономической деятельности [2, с. 103].
Среди всего комплекса проблем, которые характеризуют облик современной экономи-I ческой системы России, одно из основных мест занимает решение задач формирования и ф утверждения предпринимательства и предпринимательской среды.
| Для развития предпринимательства необходимы следующие условия: стабильность госу-о дарственной, экономической и социальной политики; льготный налоговый режим; развитая
9 инфраструктура поддержки предпринимательства; существование эффективной системы за-
00
щиты интеллектуальной собственности; формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей.
Развитие предпринимательства тесно связано со средой, которая предполагает определенную экономическую, социально-культурную, технологическую, организационно-техническую и физическую или географическую обстановку.
Экономическая ситуация обуславливает наличие платежеспособного спроса, возможности покупки тех или иных видов товаров. Она включает также рынок труда, наличие свободных рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы. Сюда относится также наличие и доступность денежных средств.
На экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства.
Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство через автоматизацию производства, совершенствование технологических процессов, химизацию.
П
Организационно-техническая среда характеризуется наличием инфраструктуры бизнеса ь (банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспорт- щ ные, страховые компании и т.д.).
Физическая или географическая среда включает комплекс природных условий, которые ^ оказывают влияние на размещение предприятий. Макросреда - экономические, правовые, И политические, социально-культурные, технологические, физические (или географические) щ условия деятельности создают предпосылки для развитая предпринимательства. ^
Предпринимательство действует и развивается в рамках соответствующей правовой сре- о ды. Система постановлений и законов по налогообложению оказывает существенное влияние на развитие бизнеса. ® С одной стороны, взаимодействие предпринимательства и общества осуществляется че- □ рез систему нормативных положений. С другой стороны, особенности развития культуры, ^ политики, прав и демографические условия формируют специфику развития субъектов пред- О принимательства. В этих условиях регулирование осуществляется через ненормативные по- 0 ложения, которые представляют собой общепринятые правила, институциональные условия Ей предпринимательской деятельности. § Английским экономистом, лауреатом Нобелевской премии в области экономики Фридри- ^ хом фон Хайеком сделан вывод, что основным гарантом, защитником предпринимательства § должно быть государство. Государство создает и поддерживает такие институты, как законо- > дательство, финансовая система, обеспечивает свободный информационный обмен. При этом 2 государство вовсе не должно вмешиваться в само содержание взаимодействий субъектов ^ экономической системы. Оно только должно создать поле, на котором в условиях свободной $ конкуренции будут функционировать предприниматели [1, с. 35]. о В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и со- о действия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные £5 сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного £5 механизмов регулирования.
о
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыноч- § ную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое о государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора о-воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются | мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. о Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки на- ® логов, льготы, санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других, исходя из о общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов ^ является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общего- § сударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий ^
независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
При построении налоговой системы государства определяющее значение имеют и такие факторы политико-правового характера, как сложившиеся в стране пропорции в распределении хозяйственно-экономических функций, социальных ролей между центральной государственной администрацией и местными органами власти, а также степень контроля центральной администрации за органами местной власти.
Налоги связаны с существованием государства. Государство, в свою очередь, определяет СП общественные потребности, в том числе и структуру налогов. Система налогов формирует ¡5 условия предпринимательской среды, является регулятором формирования официального и и теневого секторов экономики.
X Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уров-^ ней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это закономерно, так как налоговые системы _ складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политике ческих и социальных условий.
д Однако любая налоговая система должна отвечать двум общим требованиям: Ь - равенство и справедливость - распределение налогового бремени должно быть рав-щ ным; каждый налогоплательщик должен вносить свою справедливую долю в казну □ государства. Есть два подхода к реализации этого требования. Первый - основан на ° выгоде налогоплательщиков. Согласно ему уплачиваемые налоги соответствуют выго-
О
дам, которые налогоплательщик получает от услуг государства. Таким образом, справедливость налогообложения увязана со структурой расходов бюджета. Второй подход
£ основан на так называемой «способности платить». В этом случае система налогов не | привязывается к структуре расходов бюджета, но каждый налогоплательщик должен о внести свою долю в зависимости от своей платежеспособности. На практике налоговые ш системы с развитой рыночной экономикой стран содержат элементы обоих подходов; ^ - эффективность налогообложения - реализация этого требования состоит в следую-о щем: налоговая структура должна содействовать стабилизации и развитию экономики
0 страны; налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна
1 быть понятой налогоплательщиками и принята большей частью общества; администра-т тивные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства а должны быть минимальными.
^ В России проблема налогов также одна из наиболее сложных и противоречивых в практике проводимых реформ.
За относительно небольшой период российская налоговая система неоднократно претерпевала серьезные изменения. На самой первой ступени своего развития она включала в себя 43 вида налогов. К середине девяностых годов, когда региональным и местным органам были о предоставлены практически неограниченные налоговые полномочия, в Российской Федера-о ции насчитывалось более ста видов налогов. После отмены региональных и местных приви-сь легий в стране начала формироваться цивилизованная налоговая система. Данный процесс Ц продолжается несколько лет, практически с принятия части первой Налогового кодекса Рос-^ сийской Федерации. За этот период принимались, вступали в действии новые налоги и сбо-® ры, отменялись старые, а зачастую и недавно принятые. К настоящему времени российская налоговая система насчитывает 9 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога, а также
0 4 специальных налоговых режима.
| Принятие первой части Налогового кодекса Российской Федерации явилось поистине ис-
2 торическим моментом в развитии экономических реформ в нашей стране. С введением этого
1 законодательного документа был осуществлен первый этап комплексного пересмотра всей ^ системы налогообложения.
Но принятие первой части Налогового кодекса не затронуло вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью Кодекса, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 г.
Налоговый кодекс призван стать практически единственным нормативным актом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная со взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и кончая порядком расчета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов.
На основе этого нередко делаются заявления, в том числе и отдельными руководителями органов исполнительной власти о том, что к настоящему времени формирование российской налоговой системы практически завершено. Несмотря на некоторую спорность подобных утверждений, все же необходимо признать, что после многочисленных экспериментов, допущенных и исправленных ошибок, неоднократных изменений в принятые главы Налогового кодекса в настоящее время имеется существенная основа для завершения формирования налоговой системы страны. рд В последнее время были созданы следующие налоговые условия развития экономики. „о В 2005 году социально-экономическое развитие страны происходило в условиях дальней- о шего реформирования налоговой системы, исходя из того, что формируемый налоговый климат ® должен стимулировать диверсификацию структуры экономики за счет реализации комплекса мер, включающих два основных направления: первое - повышение привлекательности для ин- ^ вестирования несырьевых секторов экономики, создание для добывающих отраслей стимулов для добровольного вложения капитала в другие сектора, стимулирование развития новых, тех- ^
нологичных секторов экономики; второе - выравнивание нормы отдачи на капитал в сырьевых □ и несырьевых секторах путем перераспределения фискальной нагрузки.
Фискальную нагрузку предполагалось перераспределить с перерабатывающих секторов 00 на добывающие, что позволило, при стимулировании роста в перерабатывающей промыш- ^ ленности, секторах «новой экономики» и услуг приблизить условия конкуренции за привле- Ш чение ресурсов между сырьевыми и несырьевыми секторами. <\,
В связи с этим, с 2004-2005 гг. проведено повышение налоговых изъятий из нефтедобывающей отрасли при высоких ценах на нефть, путем изменения порядка расчета налога на добычу полезных ископаемых по нефти и экспортной пошлины на нефть.
Важным направлением налоговой политики оставалось и обеспечение для всех видов предпринимательской деятельности равного налогового режима, создающего одинаковые конкурентные условия хозяйственной деятельности. Поэтому представляются обоснованны- > ми меры по совершенствованию механизма применения нулевой ставки НДС для экспорте- 2 ров, принятию к вычету сумм НДС, уплаченных при осуществлении капитальных вложений ^ по мере их уплаты, исключению налогообложения авансовых платежей, созданию единого т информационного пространства. ^
Предусматривалось также в течение 2004-2006 гг. завершить реформу имущественных ^ налогов, изменить подходы к имущественному налогообложению, с тем, чтобы минимизи- о ровать налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения, владеющими недорогой 2 собственностью. Также принципиальные изменения намечалось внести и в режим взимания ¡5 земельного налога, основанные на оценке конкретного земельного участка и дифференциа- о ции ставок в зависимости от категорий земель. о
Кроме того, предполагалось снизить эффективную ставку единого социального налога о (ЕСН) с 2005 года на 5,3 процентных пункта (с 29,4% до 24,2%). Это привело бы к снижению ^ поступлений ЕСН в 2005 году по сравнению с 2004 годом, однако в дальнейшем, в результате увеличения доли фонда заработной платы в ВВП, прогнозировался рост поступлений по этому налогу. Расширение налоговой базы, связанное с ростом фонда заработной платы, приведет и к росту поступлений по налогу на доходы физических лиц. § В 2006 году одним из важных направлений, стимулирующих расширение инвестицион- ® ной деятельности и деловой активности, являлось осуществление реформ в налоговой сфе- | ре, обеспечивающих снижение налоговой нагрузки на производителей на основе введения в 2006-2007 гг. комплекса инвестиционно-ориентированных налоговых новаций.
о ш
0
1
о о
С 2006 года предусматривалось:
1. Установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений.
2. Осуществление мер, относящихся к налогу на прибыль организаций: ускоренное списание амортизации на вновь вводимые основные средства в размере 10%; снятие ограничения на перенос убытков на будущее (30% к налоговой базе); списание расходов на НИОКР в течение двух лет.
Чтобы оценить результаты проводимых налоговых новаций, рассмотрим некоторые показатели, характеризующие поступление налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации.
П
л ь о (О X
ш
о ь
00 □
□
ш
о
о
I—
ф
о
со О 1— О О о.
0
1
о
о
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Рис. 1. Динамика налоговых поступлений консолидированного бюджета Российской Федерации в 1995-2006 гг.
На рис. 1. приведена динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в 1999-2006 гг.
Из приведенных данных видно, что налоговые поступления резко возросли, начиная с 1999 года (момента принятия первой части Налогового Кодекса Российской Федерации) и составили 178,4% к уровню 1998 года. Затем темпы налоговых поступлений стали замедляться: в 2000г. - 169,5% к уровню 1999 года; в 2001 году - 137,3%, в 2002 году - 133,8%; в 2003 году - 119,1%; в 2004 году - 116,4%; в 2005 году - 106,6%; в 2006 году - 117,4%.
По данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2006г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, адми-нистрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 5432,4 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2005 году (табл. 1).
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2006 г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 30,8%, налога на добычу полезных ископаемых - 21,4%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, - 17,0% и налога на доходы физических лиц - 17,1% (рис. 2).
В 2006г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 5426,9 млрд. рублей (92,4% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 261,7 млрд. рублей (4,8%), местных налогов и сборов - 53,6 млрд. рублей (1,0%), налогов со специальным налоговым режимом - 99,4 млрд. рублей (1,8%).
Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет в 2006 г. составило 1670,5 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с 2005 г. на 25,3%. В общей сумме поступлений по данному налогу в 2006 г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, сокра-
6000
5 432,7
5000
4 632,6
4 346,2
4000
3 735,3
3 136,8
3000
2 345,0
2000
1 707,6
1000
0
тилась по сравнению с 2005 г. на 0,9 процентного пункта и составила 95,5% при увеличении доли налога с доходов, полученных в виде дивидендов, на 0,9 процентного пункта (4,0%).
Таблица 1
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам, млрд. рублей
2006 г. В % к 2005 г.
в том числе
консолидированный бюджет федеральный консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации консолидированный бюджет федеральный консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
Всего 5432,4 2684,9 2747,5 117,4 111,9 123,4
в том числе:
налог на прибыль организаций 1670,5 509,9 1160,6 125,3 135,0 121,5
налог на доходы физических лиц 929,9 - 929,9 131,6 - 131,6
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемыена территории Российской Федерации 924,2 924,2 - 90,1 90,1 -
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 253,3 93,2 160,1 107,3 104,1 109,2
налоги на имущество 310,8 - 310,8 123,3 - 123,3
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1187,2 1116,7 70,6 127,8 128,0 125,3
из них налог на добычу полезных ископаемых 1162,3 1094,3 68,0 127,9 128,1 125,4
поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 20,7 6,0 14,8 47,3 61,1 43,3
прочие 135,7 34,9 100,8 135,0 137,1 134,2
П
л ь о (О X
г
ш
^
о ь
00 □
□
ш
о
о
I—
ф
о а ф
I
>
Что касается регионального разреза, то доходы консолидированных бюджетов стабильно растут во всех субъектах Российской Федерации. Состав группы регионов, в основном формирующих налоговые доходы консолидированного бюджета, остается неизменным - гг. Москва и Санкт-Петербург, Московская, Самарская и Свердловская области, республики Башкортостан и Татарстан, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что проводимые налоговые новации влияют на увеличение налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, что является следствием инвестиционная активность, и вместе с тем сохраняются темпы прироста ВВП.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. Налогообложение остается одной из острых проблем в деятельности предпринимательства и его взаимоотношений с государством.
2. Налоговая система в настоящее время выполняет сложнейшую экономическую и социальную роль, ее воздействие на все стороны жизни современного общества трудно переоценить.
2. Налогообложение осуществляется на основе системы следующих основных принципов: налоговой справедливости, экономической эффективности, определенности и дешевизне. Эти основные принципы налогообложения являются обобщающими.
3. Налоговая система создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям и проводимой эко-
0
1 I
ф
ш н
О
а
о £
о
0
1_
0
1_
о о
со
О
I—
О
о о.
0
1
о о
номической политике. При построении налоговой системы особенно важен выбор видов налогов, методов управления ими, то есть налоговый механизм.
П
л ь о (О X
ш
о I-
00 □
Рис. 2. Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2006 году (в % к итогу).
ЛИТЕРАТУРА
□ 1. Безгодов А.Б.Очерки социологии предпринимательства. СПб, 1999.
Ш
О о
I—
ф
о ■
а
ф
I
>
0
1 I
ф
ш н
О
а о
£ О О
2. ЧерникД.Г. Налоги в рыночной экономике. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
ФЕДОСОВА Р.Н., НАЯНОВА М.В.
особенности методологии осуществления экспериментальной деятельности в образовательном учреждении
о
со
о
I—
о о о.
0
1
о
о
Для разработки модели и процесса развития экспериментальных площадок в ходе проведения диссертационного исследования был проведен анализ существующих теорий в области управления инновациями.
Отечественные образовательные учреждения, пройдя периоды совершенствования систем управления на основе повышения эффективности своей деятельности, повышения качества образовательного процесса, обеспечения гибкости на рынке образовательных услуг, подошли к общему менеджменту организации, ориентированному на инновации. Современные этапы научно - технической революции, социального прогресса характеризуются бурным появлением новых технологий, появление которых связано с восприятием современных организаций как биологических моделей. Образовательные учреждения в экспериментальной деятельности активно используют новейшие информационные и коммуникационные технологии.
В качестве результатов инновационной деятельности в образовании могут выступать новые технологии, новые приложения в форме новых товаров и услуг или процессов, новые рынки или рыночные сегменты, новые организационные формы или новые подходы к менеджменту. Именно эти формы и определяют инновационную арену экспериментальной деятельности.