Научная статья на тему 'НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ЕСХН / ПЛАТЕЛЬЩИК НДС / НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левшукова О.А., Саарян А.С., Харченко А.В.

В истории социально-экономического развития стран всего мира сельское хозяйство всегда рассматривалось как основная производственная деятельность человека. Сельское хозяйство выполняет функцию производства продуктов питания и играет роль в обеспечении экономической и социальной стабильности в процессе развития. Вместе с развитием общества увеличивается население земли, увеличивается количество людей, которых нужно прокормить. Сельское хозяйство должно развиваться, чтобы удовлетворить эту растущую потребность. В статье рассматриваются особенности налогообложения агропромышленного комплекса как составная часть государственной поддержки. В исследовании изложен сравнительный анализ российского и зарубежного опыта формирования налогообложения в сфере сельского хозяйства. Сформулированы отрицательные и положительные стороны влияния практики налогообложения как инструмента государственного регулирования агропромышленного комплекса. Выявлены современные инструменты налогообложения, позволяющие сформировать эффективную систему регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION AS AN INSTRUMENT OF STATE REGULATION OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

In the history of socio-economic development of countries around the world, agriculture has always been considered as the main human production activity. Agriculture performs the function of food production and plays a role in ensuring economic and social stability in the development process. Along with the development of society, the population of the earth increases, the number of people who need to be fed increases. Agriculture must develop to meet this growing need. The article discusses the peculiarities of taxation of the agro-industrial complex as an integral part of state support. The study presents a comparative analysis of Russian and foreign experience in the formation of taxation in the field of agriculture. The negative and positive aspects of the influence of taxation practice as an instrument of state regulation of the agro-industrial complex are formulated. Modern taxation tools have been identified, which make it possible to form an effective regulatory system.

Текст научной работы на тему «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

3. Обращение Президента России от 25.03.2020 «Обращение к гражданам России» // СПС «Гарант».

4. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2020 г. № 783 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, применявшим в 2019 году специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» / [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.

5. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2020 г. N° 1431-Р «О выделении ФНС России в 2020 г. из резервного фонда Правительства РФ бюджетных ассигнований на предоставление субсидий физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, применявшим в 2019 г. специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» / [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.

6. Коробкова Н.А., Амирова Д.Р., Курдова М.А. Зарубежный опыт регулирования самозанятости // Вектор экономики (электронный научный журнал). 2020. № 5. URL: urdova.pdf.

7. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Анализ подходов к регулированию самозанятости населения: российский и международный опыт // Экономика труда. № 4. С. 1137-1146.

8. Левшукова О.А., Матвеев А.С., Позоян Д.П. Возможные последствия пандемии covid-19 на развитие экономики России // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 29 (3). С. 191-194..

9. Шередеко, Е. В. Зарубежный опыт налогообложения самозанятых - физических лиц / Е. В. Шередеко. - Текст: непосредственный // Notabene. - 2018. - № 2. - С. 111-117

References:

1. Federal Law "On conducting an experiment to establish a special tax regime "Professional income tax" in the Federal City of Moscow, in the Moscow and Kaluga Regions, as well as in the Republic of Tatarstan (Tatarstan)" dated 27.11.2018 N 422-FZ.

2. Federal Law No. 106-FZ of 03.04.2020 "On Amendments to the Federal Law "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" and Certain Legislative Acts of the Russian Federation regarding the Specifics of Changing the Terms of the loan agreement, loan Agreement" // SPS "Consultant Plus. http://www.vectoreconomy.ru/ images/publications/2020/5/taxes/Korobkova_Amirova_K.

3. Address of the President of Russia dated 03/25/2020 "Appeal to the citizens of Russia" // SPS "Garant".

4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 783 dated May 29, 2020 "On Approval of the Rules for Granting Subsidies from the Federal budget to Individuals in 2020, including Individual Entrepreneurs who Applied the special tax regime "Professional Income Tax" in 2019, in the conditions of deterioration of the situation as a result of the spread of a new coronavirus infection" / [Electronic resource] // SPS Consultant Plus.

5. Decree of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2020 No. 1431-R "On the allocation of the Federal Tax Service of Russia in 2020 from the Reserve Fund of the Government of the Russian Federation budget allocations for the provision of subsidies to individuals, including individual entrepreneurs, who applied in 2019 a special tax regime "Tax on professional income" / [Electronic resource] // SPS Consultant Plus.

6. Korobkova N.A., Amirova D.R., Kurdova M.A. Foreign experience of self-employment regulation // Vector of Economics (electronic scientific journal). 2020. № 5. URL: urdova.pdf.

7. Kostrova Yu.B., Shibarshina O.Yu. Analysis of approaches to the regulation of self-employment of the population: Russian and international experience // Labor economics. No. 4. pp. 1137-1146.

8. Levshukova O.A., Matveev A.S., Pozoyan D.P. Possible consequences of the covid-19 pandemic on the development of the Russian economy // Natural sciences and humanities research. 2020. No. 29 (3). pp. 191-194.

9. Sheredeko, E. V. Foreign experience oftaxation of self-employed individuals / E. V. Sheredeko. - Text: direct // Notabene. - 2018. - No. 2. - pp. 111-117.

EDN: HUCIAB

О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, loa18@rambler.ru,

O.A. Levshukova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of finance, Kuban state agrarian university;

А.С. Саарян - студент, Кубанский государственный аграрный университет, asmik.saaryan@mail.ru, A.S. Saaryan - student, Kuban state agrarian university;

А.В. Харченко- студент, Кубанский государственный аграрный университет, assti1801@mail.ru, A.V. Kharchenko - student, Kuban state agrarian university.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА TAXATION AS AN INSTRUMENT OF STATE REGULATION OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация. В истории социально-экономического развития стран всего мира сельское хозяйство всегда рассматривалось как основная производственная деятельность человека. Сельское хозяйство выполняет функцию производства продуктов питания и играет роль в обеспечении экономической и социальной стабильности в процессе развития. Вместе с развитием общества увеличивается население земли, увеличивается количество людей, которых нужно прокормить. Сельское хозяйство должно развиваться, чтобы удовлетворить эту растущую потребность. В статье рассматриваются особенности налогообложения агропромышленного комплекса как составная часть государственной поддержки. В исследовании изложен сравнительный анализ российского и зарубежного опыта формирования налогообложения в сфере сельского хозяйства. Сформулированы отрицательные и положительные стороны влияния практики налогообложения как инструмента государственного регулирования агропромышленного комплекса. Выявлены современные инструменты налогообложения, позволяющие сформировать эффективную систему регулирования.

Abstract. In the history of socio-economic development of countries around the world, agriculture has always been considered as the main human production activity. Agriculture performs the function of food production and plays a role in ensuring economic and social stability in the development process. Along with the development of society, the population of the earth increases, the number of people who need to be fed increases. Agriculture must develop to meet this growing need. The article discusses the peculiarities of taxation of the agro-industrial complex as an integral part of state support. The study presents a comparative analysis of Russian and foreign experience in the formation of taxation in the field of agriculture. The negative and positive aspects of the influence of taxation practice as an instrument of state regulation of the agro-industrial complex are formulated. Modern taxation tools have been identified, which make it possible to form an effective regulatory system.

Ключевые слова: сельское хозяйство, сельскохозяйственный производитель, налоговая политика, ЕСХН, плательщик НДС, налогооблагаемая база.

Keywords: agriculture, agricultural producer, tax policy, ECN, VAT payer, tax base.

В условиях рыночного экономического развития государство во многом может создать необходимые предпосылки для развития высокотехнологичного сельского хозяйства. С одной стороны, государство увеличивает инвестиционные ресурсы для создания условий, которые рынок не смог создать или создал неадекватно. С другой стороны, государство использует рыночные принципы при распределении государственных ресурсов по принципу конкуренции и создания всевозможных рынков с целью мобилизации и эффективного использования ресурсов, вложенных в сельское хозяйство [4]. Эти два метода взаимно дополняют друг друга, помогая усовершенствовать роль государства в развитии высокотехнологичного сельского хозяйства в России. Государство создало благоприятные условия для аккумуляции и концентрации земель.

Юридически государство реализует политику долгосрочного предоставления земель и лесов в пользование людям. Граждане имеют право использовать земли сельскохозяйственного назначения для возделывания, сдавать в аренду, вносить капитал в бизнес с правами землепользования сельскохозяйственного назначения, закладывать права землепользования сельскохозяйственного назначения, а также брать банковские кредиты для развития производственной и предпринимательской деятельности. Эти положения создают правовую основу для деятельности по передаче и аренде прав землепользования сельскохозяйственного назначения, способствуя аккумуляции и концентрации земель сельскохозяйственного назначения промышленности на рыночных началах для формирования современного сельского хозяйства. Кроме того, государство осуществляет консолидацию и обмен участков на более крупные земельные участки; поощрение форм сотрудничества и производственных связей между предприятиями и фермерами [2].

Многие сельскохозяйственные научно-исследовательские институты перешли от рабочего механизма к рыночному механизму, создав множество исследовательских работ с практическим применением, что принесло высокую экономическую эффективность; появилось много новых сортов с высокой урожайностью и хорошим качеством продукции. Возникли и функционируют многие современные биотехнологические центры и лаборатории, создающие более высокие материальные условия для проведения исследований.

В последние годы государство приложило большие усилия в организации и развитии рынка как внутри страны, так и за рубежом. Потребности общества все больше требуют более качественной сельскохозяйственной продукции, что создает движущую силу развития высокотехнологичного сельского хозяйства. Что касается внешнего рынка, то Россия является участником соглашений о свободной торговле, что свидетельствует об активности государства в поиске и расширении рынков сбыта российской сельскохозяйственной продукции [5].

Эффективная налоговая политика, являясь частью экономической политики государства, связана с развитием таких приоритетных отраслей, как сельское хозяйство. Налоговая политика - один из механизмов воздействия, способных улучшить или, наоборот, ухудшить результаты функционирования сельскохозяйственного производства.

Налоговая политика является одним из направлений финансовой политики государства, в котором техническое содержание каждого налога используется как политический инструмент экономического управления для достижения поставленных целей. Налоговая политика представляет собой систему взглядов государства посредством использования налоговых инструментов для достижения определенных целей государства в определенный период.

Таким образом, под налоговой политикой понимаются взгляды и ориентиры государства, связанные с использованием налоговых инструментов в его системе политики. Эта система взглядов и руководящих принципов находит свое отражение в признании роли налогов, цели использования налогового инструмента, сферы воздействия, уровня регулирования, долгосрочной ориентации, наилучшим образом играет свою роль в соответствии со стратегией и политикой государства в области социально-экономического развития [1].

В сельском хозяйстве налоговая политика обеспечивает решение следующих стратегических задач:

- поддержка малого и среднего бизнеса;

- поддержание необходимого уровня налоговых поступлений в региональный и федеральный бюджеты:

- активизация научно-исследовательской и инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе;

- налоговое регулирование с учетом особенностей предприятий и предложения выгодных им условий для поддержания стабильного развития хозяйств;

- регулирование степени налоговой нагрузки в агропромышленном комплексе региона или страны в целом;

- поддержание стабильности и прозрачности налоговой системы в сельскохозяйственном секторе [2].

На современном этапе развития происходит постоянное повышение уровня конкуренции на международном рынке агропромышленной деятельности. Правительство РФ поддерживает политику замещения значительной части иностранной сельскохозяйственной продукции. Что в свою очередь влияет на решение о создании эффективной системы налогообложения агропромышленного комплекса посредством внедрения адекватных налоговых инструментов. Конкуренция - это экономическая гонка, для победы в которой требуется сила и мастерство. Конкуренция всегда имеет долгосрочную цель привлечения все большего числа клиентов, поэтому она заставляет производителей и продавцов товаров и услуг создавать продукты все более высокого качества по все более высоким ценам. Конкуренция всегда приводит к тому, что предприятия с потенциалом, с правильной и эффективной бизнес - стратегией продолжают выживать, предприятия, не отвечающие потребностям рынка, выбывают из конкуренции. Таким образом, конкуренция является чудодейственным средством для создания движущей силы социально-экономического развития.

Конкуренция в сельскохозяйственной деятельности поощряет применение новых достижений науки и техники и совершенствует технологии для эффективного ведения бизнеса. Это приводит к тому, что на рынке появляются гораздо лучшие продукты. В агропромышленном комплексе предприятия, выпускающие продукты, отвечающие потребностям рынка, по доступным ценам, быстро доминируют на рынке и получают высокую прибыль. Это заставляет конкурентов в той же товарной категории обращать внимание на улучшение внешнего вида и качества товара за счет применения новых технологий и научно-технических достижений.

Таким образом, конкуренция также является возможностью, которая заставляет предприятия исследовать и получать доступ к новым технологиям и научно-техническим достижениям, потому что только наука и технология могут эффективно поддерживать производство и бизнес, снижать затраты на продукцию, улучшать характеристики и качество продукции.

В связи с этим актуальным вопросом становится сравнительная характеристика опыта Российской Федерации и зарубежных стран. В качестве примера выбраны Австралия и Чехия [3]. Часть зарубежных стран предлагают возврат акцизных налогов на топливо, применяемое при производстве продукции. В некоторых странах внедрен сниженный или нулевой размер ставки НДС по отношению к производимой продукции, что делает ее более выгодной для конечного потребителя. При этом значение налогов на используемые ресурсы, кроме топлива, не является значимым [1].

Доля сельского хозяйства в ВВП Австралии равна 13 %. В Австралии стандартная ставка НДС равна 10 %. Большинство продуктов питания не облагается налогом на товары и услуги, также сельскохозяйственные фермы продают без НДС. А вот в Чехии доля сельского хозяйства в ВВП составляет всего 2 %. В Чехии стандартная ставка НДС равна 21 %. Применяется сниженный НДС к большинству сельскохозяйственной продукции, кормам для животных, живым животным, семенам, растениям и добавкам для приготовления продуктов питания.

В России в сфере агропромышленной деятельности чаще всего применяется льготная ставка в 10 % [6]. В Российской Федерации создан специальный сельскохозяйственный налог - ЕСХН. Кутдусова Г.В. и Шеина А.Ю. в своем исследовании отмечают, что под ЕСХН стоит понимать определенный налоговый режим, который создан для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского хозяйства [5]. С плательщиков данного вида налогов не взимается налог на прибыль (если юридическое лицо является плательщиком) или НДФЛ (если физическое лицо является плательщиком). Плата единого налога рассчитывается исходя из разницы между доходами и расходами. Однако обязательным условием является статус сельскохозяйственного производителя как для физических так и для юридических лиц. Налогооблагаемая выручка должна содержать не менее 70 % доходов от реализации или переработки сельскохозяйственной продукции.

Также у плательщиков ЕСХН есть привилегия в виде освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость. Данной возможность могут воспользоваться вновь созданные предприятия или действующие, если их суммарный доход не превышает 70 млн. рублей.

В таблице 1 рассмотрим структуру плательщиков ЕСХН в РФ.

Таблица 1 — Структура плательщиков ЕСХН в 2019 - 2021 гг., в тыс. ед.

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Количество плательщиков ЕСХН 95,4 93,2 91,0

Из них:

организации 20,4 23,7 21,8

ИП 75 69,5 69,2

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о том, что в исследуемом периоде происходит снижение количества плательщиков, которые переходят на уплату ЕСХН. Среди основных причин называют высокий порог в 70 %. Что касается структуры плательщиков ЕСХН - наибольший удельный вес занимают индивидуальные предприниматели.

В таблице 2 проанализируем объем и структуру поступлений от уплаты ЕСХН в 2019-2021 годах.

Таблица 2 — Объем поступлений ЕСХН в 2019-2021 гг., в млрд руб.

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Сумма ЕСХН 11,8 9,6 14,1

В том числе:

организации 7,5 6,1 10,9

ИП 4,3 3,5 3,2

Развитие динамики поступления ЕСХН противоположна снижению количества налогоплательщиков. В исследуемом периоде произошло увеличение общей суммы уплаченного ЕСХН на 2,3 млрд. рублей. Стоит обратить внимание на то, что в 2020 году произошло резкое снижение поступлений, причиной этого послужила пандемия и ограничительные меры, связанные с ней. Переход на ЕСХН целесообразен только для некрупных сельскохозяйственных производителей с небольшим уровнем рентабельности, реализующих продукцию населению или предприятиям, находящимся на иных специальных налоговых режимах [3].

Еще одним важным аспектом является налогообложение имущества. В Австралии ставки налога на землю варьируются в зависимости от предполагаемого использования земли. Обычно сельскохозяйственные земли имеют более низкую ставку налога в зависимости от местности. Например, земля, используемая для производства основных товаров, облагается налогом по половинной ставке налога на землю, используемую для производства других товаров. Эта налоговая политика поощряет накопление земли сельскими предприятиями. В Австралии предусмотрено освобождение от земельного налога для земли для первичного производства.

В Чехии налоговая ставка зависит от землепользования и местоположения, муниципалитеты устанавливают коэффициенты для этих параметров на основе соответствующего кадастра. Некоторые виды сельскохозяйственных предприятий могут быть освобождены от земельного налога. В целом применяются относительно невысокие ставки.

В этом контексте Россия пошла по пути упрощения системы, что делает более прозрачные и прогнозируемые условия функционирования компаний [2]. Существующий налоговый режим позволяет упростить работу сельхозпроизводителей [7].

Однако, в России не предусмотрены налоговые льготы для предпринимателей в сфере сельского хозяйства, которые осуществляют научную или высокотехнологическую деятельность. Сельское хозяйство на современном этапе развития — это закрытый процесс с использованием технологий, не требующих непосредственного присутствия, включая автоматизацию производства, сбора урожая, консервации, транспортировки и переработки; семена высокого качества, умные удобрения, травяные пестициды; точное земледелие; применение облачных вычислений для отслеживания происхождения сельскохозяйственной продукции. Суть сельского хозяйства заключается в подключении к интернету по всей цепочке создания стоимости, создании множества новых продуктов, оптимизации производственных процессов, изменении методов управления для более эффективного сельскохозяйственного производства.

Игнорирование таких процессов будет приводить к тому, что в долгосрочной перспективе российские предприятия будут сталкиваться с более конкурентными соперниками на международной арене. В таком контексте следует учесть зарубежный опыт предоставления льгот на исследования и разработки. Так Австралия предлагает налоговый вычет, льготы на инновации, освобождение от уплаты налогов венчурных компаний, а также ряд других послаблений, которые применяются к стартапам в сфере сельского хозяйства [5]. В Чехии до 100 % расходов, связанных с проектами НИОКР, могут быть вычтены из налога. Расходы на НИОКР вычитается дважды, а именно как обычные расходы и как специальная налоговая льгота [4]. Существует множество научно-технических проектов в области сельского хозяйства и развития сельских районов, которые привели к сильным изменениям в производстве,

способствуя успешной реализации дела индустриализации и модернизации сельского хозяйства и сельских районов. Считается, что в результате исследований, передачи и применении науки и техники в ближайшее время будут запущены в производство многие разновидности растений и животных с потенциалом продуктивности и высокого качества; новые и передовые технологии с высоким научным содержанием эффективно применяются в сельскохозяйственном производстве, повышая доходы и уровень жизни людей, способствуя местному социально-экономическому развитию.

Один из важных уроков, который необходимо извлечь, заключается в обеспечении устойчивости сельскохозяйственного производства. В частности, необходимо иметь политику поддержки планирования и управления использованием сельскохозяйственных земель для защиты фермеров; применение науки и техники в сельском хозяйстве, развитие отрасли переработки сельскохозяйственной продукции; привлечение иностранных инвестиций (ПИИ) в развитие сельского хозяйства; реструктуризация экономики сельского хозяйства в целях обеспечения устойчивости; повышение производительности, качества и эффективности сельскохозяйственного производства в направлении устойчивости; всесторонний рост сельского хозяйства, связанный с социальной справедливостью, искоренением голода и сокращением бедности, повышением уровня жизни людей; сельскохозяйственный рост, связанный с устойчивой защитой окружающей среды; повышение профессиональной квалификации и понимание рынка для работников.

Следует предлагать вычеты, льготы тем компаниям, которые направляют существенную часть заработанных средств на экспериментальные разработки и научные исследования [6]. Необходимо содействовать исследованиям, применению и передаче науки и техники в целях улучшения качества сортов растений и животных, повышения продуктивности, качества, эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции; применять биотехнологии и строить высокотехнологичные сельскохозяйственные зоны; улучшить способность предотвращать и преодолевать болезни растений и животных. Продолжать продвигать применение науки и техники с помощью предприятий, создающих модели применения науки и техники в сочетании с технической подготовкой фермеров, способствуя изменению методов сельскохозяйственного производства, увеличению доходов фермеров. Поощрять и создавать благоприятные условия для инвестиций предприятий и кооперативов в развитие отрасли сохранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Также стоит обратить внимание на соответствующую политику мобилизации капитала и финансовой поддержки. Диверсифицировать источники капитала и упростить и оптимизировать процедуры доступа к капиталу. Инвестиции в более активное развитие сельской экономической и социальной инфраструктуры; продолжать инвестировать в развитие сельского транспорта; инвестиции для обеспечения достаточного снабжения электроэнергией и чистой водой сельских жителей. Наличие политики для предприятий, участвующих в модели связи между предприятиями и фермерами, для получения среднесрочных и долгосрочных кредитов с льготными процентными ставками для реализации модели связи.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки применения ЕСХН в таблице 3.

Таблица 3 - Преимущества и недостатки применения ЕСХН

Преимущества Недостатки

Возможность получения вычета по налогу на добавленную стоимость Дополнительная налоговая нагрузка в связи с уплатой НДС

Выставленные счета-фактуры с выделенным НДС привлекают крупные компании к сотрудничеству с сельскохозяйственными товаропроизводителями Дополнительные обязанности в связи с необходимостью заполнять счет - фактуру, книгу покупок и продаж, сдача отчетности по НДС

Дополнительные расходы с ведением электронного документооборота

Грамотный выбор между ЕСХН и ЕСХН + НДС должен основываться, прежде всего, на реальных цифрах. Сельхозпроизводители должны оценить все сопутствующие риски и открывающиеся возможности с появлением нового статуса - плательщика НДС [7].

Считаем целесообразным признать сельскохозяйственные предприятия плательщиками НДС независимо от полученного дохода, мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей с доходом менее 8 млн руб. освободить от уплаты НДС. С целью минимизации бюрократических проволочек считаем необходимым отменить уведомительный характер освобождения от уплаты НДС, т.е. предоставлять данную льготу автоматически.

Источники:

1. Борлакова Т.М., Узденова А.С., Актуальные проблемы налогообложения предприятий сельского хозяйства / Т.М. Борлакова, А.С. Узденова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 26 (4). - С. 27-32.

2. Гасиев Т.Х., Анализ особенностей налогообложения в сельском хозяйстве / Т.Х. Гасиев // Экономика: вчера, сегодня, завтра. -2019. - Т. 9. - № 6-1. - С. 257-263.

3. Горобинская В.И., Налогообложение в сельском хозяйстве / В.И. Горобинская // APK News. - 2018. - № 3. - С. 66-68.

4. Давлетшин Т.Г. Единый сельскохозяйственный налог с НДС. Проблемы гармонизации // Финансы и кредит. 2019. Т. 25 № 9. С. 2109 - 2124.

5. Кутдусова Г.В., Шеина А.Ю. ЕСХН и НДС: переходный период // Форум молодых ученых. 2019. N° 2 (30). С. 914 - 918.

6. Минеева В.М., Соболева Н.А., Актуальные проблемы налогообложения сельского хозяйства россии в условиях цифровой экономики / В.М. Минеева, Н.А. Соболева // Консолидация интеллектуальных ресурсов как фундамент развития современной науки. -2020.- С. 70-77.

7. Солярик М.А., Елисеева Н.В., Проблемы и перспективы налогообложения для сельского хозяйства / М.А. Солярик, Н.В. Елисеева // Калужский экономический вестник. - 2018. - № 3. - С. 3-6.

References:

1. Borlakova T.M., Uzdenova A.S., Actual problems of taxation of agricultural enterprises / T.M. Borlakova, A.S. Uzdenova // Natural sciences and humanities research. - 2019. - № 26 (4). - Pp. 27-32.

2. Gasiev T.H., Analysis of the peculiarities of taxation in agriculture / T.H. Gasiev // Economy: yesterday, today, tomorrow. - 2019. - Vol. 9. - No. 6-1. - pp. 257-263.

3. Gorobinskaya V.I., Taxation in agriculture / V.I. Gorobinskaya // APK News. - 2018. - No. 3. - pp. 66-68.

4. Davletshin T.G. Unified agricultural tax with VAT. Problems of harmonization // Finance and credit. 2019. Vol. 25 No. 9. pp. 2109 - 2124.

5. Kutdusova G.V., Sheina A.Yu. ESHN and VAT: transitional period // Forum of Young Scientists. 2019. No. 2 (30). pp. 914 - 918.

6. Mineeva V.M., Soboleva N.A., Actual problems of taxation of agriculture in Russia in the digital economy / V.M. Mineeva, N.A. Sob-oleva // Consolidation of intellectual resources as a foundation for the development of modern science. - 2020. - pp. 70-77.

7. Solarik M.A., Eliseeva N.V., Problems and prospects of taxation for agriculture / M.A. Solarik, N.V. Eliseeva // Kaluga Economic Bulletin. - 2018. - No. 3. - pp. 3-6.

EDN: GNFUTU

Н.В. Липчиу - д.э.н., профессор кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет,

N.V. Lipchiu - Doctor of Economics, Professor of the Department of Finance, Kuban state agrarian university;

А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, an.hramchenko@yandex.ru,

A.A. Khramchenko - candidate of economics, associate professor of the department of finance, Kuban state agrarian university;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т.М Ларькина - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, tanya.larkina.1001 @mail.ru,

T.M. Larkina - student of the Faculty of Economics, Kuban state agrarian university;

М.О. Овсепян - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, akkkaunttopchik@mail.ru,

M.O. Ovsepyan - student of the Faculty of Economics, Kuban state agrarian university.

ЛИЗИНГ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ LEASING AS A SOURCE OF FINANCING INVESTMENT ACTIVITIES

Аннотация. В данной статье рассматриваются сущность, виды, значимость лизинга, а также тенденции его развития, как экономического рычага способного заинтересовать инвесторов, так и поддержать рост отечественного производства, привлечь капитал в необходимые отрасли экономики страны. Проанализированы преимущества для различных рыночных субъектов лизингового рынка. Польза лизинга становится ярко выражена в механизме глобального совершенствования процессов, протекающих в национальном хозяйстве Российской Федерации. Продемонстрировано состояние лизинговой деятельности, а также обозначены тенденции развития лизинга в нашей стране. В обстоятельствах с высокой степенью амортизации основных средств в стране создаётся большой инвестиционный спрос, служащий мотивом для модернизации и наращивания производственных возможностей. При помощи некоторых льгот, которые зафиксированы за лизингом, Россия активизирует и интенсифицирует инвестиционную активность в структуре совершенствования организационных фондов.

Abstract. This article discusses the essence, types, significance of leasing, as well as its development trends, as an economic lever that can interest investors, and support the growth of domestic production, attract capital to the necessary sectors of the country's economy. The advantages for various market subjects of the leasing market are analyzed. The benefits of leasing become clearly expressed in the mechanism of global improvement of the processes taking place in the national economy of the Russian Federation. The state of leasing activity is demonstrated, as well as the trends in the development of leasing in our country. In circumstances with a high degree of depreciation of fixed assets in the country, a large investment demand is created, serving as a motive for modernization and increasing production capabilities. With the help of some benefits that are fixed for leasing, Russia activates and intensifies investment activity in the structure of improving organizational funds.

Ключевые слова: лизинг, эффективность, преимущества, лизинговые сделки, торговое оборудование, финансовый лизинг, лизинговые компании, инвестиционной проект.

Keywords: leasing, efficiency, advantages, leasing transactions, commercial equipment, financial leasing, leasing companies, investment project.

Впервые понятие «лизинг» появилось в 1877 г. Американская организация «Белл» пришла к выводу не продавать, как они делали ранее, телефонные аппараты. Она решила сдавать их клиентам в аренду. Поэтому они фиксировали потребителям технику по принципу арендной платы, получая от этого доход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.