ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Агропромышленный комплекс
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ интегрированных ФОРМИРОВАНИЙ АПК В ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОМ РЕГИОНЕ
Ирина Владиленовна ГАШЕНКО3*, Ирина Викторовна ОРОБИНСКАЯь
а доктор экономических наук, профессор кафедры налогов и налогообложения, Ростовский государственный экономический
университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация
ь кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения, Воронежский государственный аграрный
университет, Воронеж, Российская Федерация
"Ответственный автор
История статьи:
Принята 21.01.2015 Одобрена 06.02.2015
УДК 336.226
Ключевые слова:
налогоплательщики, АПК, контроль, налог, прибыль
Аннотация
Предмет. Статья посвящена экономическим отношениям, возникающим в процессе налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Рассмотрены проблемы агропромышленной интеграции субъектов налоговых правоотношений, выступающих ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков. Цели. Цель - изучение особенностей налогового регулирования деятельности интегрированных формирований АПК в Центрально-Черноземном экономическом районе Российской Федерации.
Методология. Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты государственных органов власти, федеральные законы, Указы Президента и постановления Правительства РФ, материалы научно-практических конференций, затрагивающие вопросы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также труды отечественных и зарубежных ученых. Результаты. Доказано, что на создание и развитие интеграционных формирований в сельском хозяйстве существенное влияние оказывают федеральные и региональные органы власти. Рассмотрен комплекс правовых, административных и экономических мер, стимулирующих интеграцию технологически и экономически взаимосвязанных с сельским хозяйством организационно-хозяйственных структур. Проанализированы особенности развития интеграционных агропромышленных формирований в субъектах ЦентральноЧерноземного района. Сформулированы и обоснованы особенности и виды налогового контроля, а также в целом специфика налогообложения исследуемых структур. Выводы. Сделаны выводы о том, что успешное решение финансово-экономических проблем, стоящих перед субъектами АПК в реализации воспроизводственного цикла (производство -переработка - реализация) в условиях рыночной экономики, невозможно без активного государственного вмешательства. Обосновано, что налоговая политика предоставляет эффективные инструменты регулирования регионального развития. Основные положения и научные выводы могут быть использованы региональными органами управления сельского хозяйства и налоговыми органами при разработке мероприятий по совершенствованию системы государственного налогового регулирования и поддержки аграрной сферы.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Произошедшие в стране за последние годы политические, экономические и институциональные изменения объективно создали условия и дали импульс к возрождению, становлению и развитию интегрированных объединений в сельском хозяйстве. Как отмечают многие исследователи [1-3], интегрированные формирования занимают значимое место в производстве и реализации сельскохозяйственной продукции РФ. Вместе с
тем в настоящее время существует ряд проблем, сдерживающих эффективное и устойчивое развитие интегрированных структур на селе, среди которых следует особо выделить проблему выбора оптимальной системы налогообложения. Так, опыт показывает, что в настоящее время сложившаяся система налогообложения не обеспечивает выполнение всех возложенных на нее функций и нуждается в глубоком исследовании и корректировке [4-7].
Налоги формируют основу доходов государства и составляют преобладающую часть поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Увеличению налоговых поступлений способствуют положительные темпы роста основных макроэкономических показателей, что в свою очередь положительно отражается на исполнении консолидированного и федерального бюджетов РФ (рис. 1).
Анализ данных о налоговых поступлениях в разрезе основных видов экономической деятельности позволяет сделать вывод о том, что налоговая нагрузка по отраслям экономики распределяется неравномерно (табл. 1). Основной объем налогов в 2013 г. уплачен отраслями промышленности (28,6%), сферой операций с недвижимостью и аренды (9,4%), торговли (11,8%), транспорта и связи (7,3%), строительства (5,5%). Доля налогов, поступивших в бюджетную систему от сельского хозяйства в 2013 г., составила 0,4%.
Следует отметить, что налоговая нагрузка на сельское хозяйство в РФ в последние годы довольно стабильна и составляет в среднем 3% в расчете на валовую продукцию всего сектора (около 7% в расчете на выручку от реализации продукции) (рис. 2).
Показатели налоговой нагрузки в сельском хозяйстве России, представленные на рис. 2, намного ниже средних параметров, что объясняется существенными льготами для предприятий аграрной сферы, включая применение льготной ставки НДС, специального налогового режима в виде ЕСХН, нулевой ставки по налогу на прибыль и т.д. Льготный режим налогообложения в сельском хозяйстве, а также тот факт, что в валовой продукции сектора достаточно высока доля продукции личных подсобных хозяйств населения, которые не облагаются налогами, приводят к тому, что вклад этого сектора в общий объем собираемых налогов меньше, чем вклад в ВВП. Так, если доля аграрного сектора в ВВП в
Рисунок 1
Поступления налогов в бюджеты различных уровней в Российской Федерации в 2005-2013 гг., млрд руб.
12 000
10 000
8 000
6 000
4 000
2 000
0
2 : 191
3 097
2 729
3 564
: 610
3 746
4 375
4 077
3: 7
3 010
489
3 174
5 239
4 481
5 79
5 165
959
5 367
1—-—I—-—I—-—I—-—I—-—I—-—I—-—I—-—I
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
□ Бюджет субъектов РФ □ Федеральный бюджет
Источник: данные Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
« . —
ч ь
s ft
£
« . ft
ч ь
s ft
« .
л to
4 Ь
5 ft
£
« .
л ю
4 Ь
5 ft
£
« .
л ю
ч Ь
s ft
« .
& ю Ч Ь s ft
£
« .
л ю
4 Ь
5 ft
'X о
С
ГП
cd" сл
cd
«л 3 2
VO ^ cd oo
О 8 ч 2
CS н
К PQ
(N СЛ 00
^ чо чо oo
<N ^
fr 00 00
CD ЧО Ю
О
ЧО
CD >W
(N ^
ЧО слт CD 4o"
О ^ £
О
я л
H со
о ts
« я
ts о
О Я
X H
О 2
й и
° Я л К
сл Ч § ^
3 CD
О О
<N
5 CD
<N t-" I 00
Чо" OS
сл <N rn чо
00
СЛ
01
<N <N
<N t-
я я ^
Я« R Я К
ч <a
>у
CS Я К tu Ö ч я я
н CS
S
я
tfb Н о
иВ о
м Н W
U
0 Я
1 <и я h о
о u
я
н ю 9 °
Ч ся
ЧО 00 <N
00 oo
"-1 о
оо чо сч m
00
41D
ГП 00
Si ^
oo о
<N <N
I I I
а я
3 я о н
00
00
о t-
ЧО <N
CD О
о <2
<N r-,
oo о
СЛ ^
СЛ <N
чо сл
Л
ID
й О
Ш Я
Ю я
CS о
я и
S -
о
CS
Ё °
В <и
л я
!S Ei
о о & &
течение 2008-2013 гг. составляла около 6% (в 2013 г. - 5,7%), уровень налогов, поступающих в бюджет от данной отрасли, сократился с 0,6 до 0,4%.
Таким образом, современная налоговая система демонстрирует определенные противоречия, которые сдерживают эффективность преференциальных налоговых условий деятельности отраслей АПК. Существующая налоговая система РФ не в полной степени учитывает специфику сельского хозяйства и особенности организации финансов АПК, что создает объективную необходимость углубления теоретической и методологической базы исследования налогового регулирования АПК.
Теоретическое переосмысление процессов развития налоговых отношений, функционирующих в отраслях АПК, как отмечают в своих работах ученые [8-13], обусловлено усложнением современной практики экономической деятельности в сельском хозяйстве, ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры и ростом финансовой нестабильности как на макро-, так и на микро-уровне, а также усложнением социальных процессов при взаимодействии промышленного и аграрного сегментов экономики. Для решения этих вопросов необходима оценка качества налоговых отношений в сфере АПК и гармонизации интересов их участников, а также эффективности проводимой государством политики поддержки АПК в условиях ограничения финансовых возможностей, обоснованности и результативности использования методов налогового регулирования и выбора налогового инструментария.
Налоговое регулирование деятельности интегрированных формирований в сфере производства и переработки продукции сельского хозяйства является эффективным методом государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Цели такого регулирования -достижение финансовой стабильности и устойчивого развития АПК за счет сокращения налоговой нагрузки и более справедливое распределение доходов между аграрным и промышленным секторами АПК [14, 15].
Для поддержки развития АПК в целом и интегрированных объединений, которые в настоящее время составляют большую часть сельскохозяйственных предприятий, необходимо использовать налоговый инструментарий по следующим направлениям:
1) предо ставле ние прямых налоговых льгот и преференций непосредственно
Рисунок 2
Налоговая нагрузка в сельском хозяйстве РФ, рассчитанная по валовой продукции и выручке, %
8
0
2008 2009 2010 2011 2012 2013
□ Налоговая нагрузка по валовой прибыли ■ Налоговая нагрузка по выручке Источник: данные Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
сельскохозяйственным товаропроизводителям, что позволит уменьшить налоговую нагрузку, сократить издержки и, соответственно, повысить рентабельность, формируя таким образом собственные финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, которые можно использовать для расширения масштабов производства и совершенствования применяемых технологий;
2) регулирование воздействия на масштаб, структуру и пропорции сельскохозяйственного воспроизводства, его интеграцию в распределительные процессы с участием промышленного сектора АПК, сферы промышленной переработки сельскохозяйственной продукции, ее реализации. Инструментарием подобного воздействия выступают применяемые режимы налогообложения, предусматривающие специфическое сочетание видов налогов и условий
их взимания, а также манипулирование порядком расчета налогооблагаемой базы и уровнем налоговых ставок, которое считается центральным в налоговой политике1;
3) стимулирование развития инфраструктурного обеспечения деятельности отраслей АПК, включая поддержку инвестиций в развитие транспортной и сбытовой инфраструктуры, а также расширения финансово-страхового и кредитного сегментов инфраструктуры АПК [16].
Следует отметить, что в экономической литературе различают три вида интеграции производства: горизонтальную, вертикальную, смешанную, причем первые две получили наибольшее распространение.
1 Хейди К. Оптимальное налогообложение как ориентир налоговой политики. М.: Филинъ, 2001. С. 31.
7
6
5
4
3
2
1
Горизонтальная интеграция - это организационное объединение производств и предприятий, действовавших до их объединения в одной и той же отрасли сельского хозяйства или промышленности, производящих однородную продукцию или выполняющих однородные операции по ее производству. Этот тип интеграции проявился при укрупнении колхозов и создании межхозяйственных предприятий и организаций. Процесс сосредоточения в одном хозяйстве ряда производственных единиц носит внутриотраслевой межхозяйственный характер.
Вертикальная интеграция - это организационное объединение предприятий и производств, действовавших ранее в смежных и взаимосвязанных отраслях производства или обслуживания. Данное объединение ведет к сосредоточению под единым управлением всех или основных звеньев производства и обращения: от выращивания сельскохозяйственного сырья до реализации готовых к употреблению конечных продуктов. При этом предприятия, производящие конечный продукт, объединяются с предприятиями, специализирующимися на определенных стадиях или фазах процесса производства этого продукта. Вертикальная интеграция означает объединение как минимум двух последовательных стадий производства продукта, при котором результаты предыдущей стадии служат исходными для последующей стадии. Чаще всего эти стадии относятся к разным отраслям производства, и потому вертикальная интеграция носит межотраслевой характер.
Для более глубокого изучения условий развития АПК необходимо рассматривать возможности воздействия налогового регулирования на рост производства продукции АПК за счет активизации инвестиций в развитие технологий его аграрного и промышленного сегментов, а также инфраструктурных отраслей и на уровне субъектов РФ [17-19]. Далее будет рассмотрена специфика развития АПК на примере субъектов Центрального федерального округа, который занимает 3-е место в России по уровню производства продукции сельского хозяйства с долей выше 20%.
АПК является одной из базовых отраслей экономики Центрального федерального округа, в том числе крупнейших аграрных регионов - Белгородской, Воронежской, Липецкой, Курской и Тамбовской областей, формирующих Центрально-Черноземный макрорегион (далее - ЦЧР). В сельской местности на территории Центрального федерального округа проживает 18,9% населения округа (более 7 млн
чел.), а в сельскохозяйственном производстве занято свыше 1,3 млн чел., насчитывается 40,5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 7,4 тыс. крупных и средних сельскохозяйственных предприятий и 5 тыс. малых предприятий.
Вместе с тем уровень заработной платы и уровень жизни сельского населения низкие, что обусловлено сокращением в переходный период объемов производства сельскохозяйственной продукции. Так, посевные площади всех сельскохозяйственных культур с 1990 по 2009 г. сократились на 40%, в том числе под зерновыми культурами - на 32,5%, под сахарной свеклой - на 50%, под льном-долгунцом
- на 91%, под картофелем - на 41%. За тот же период поголовье крупного рогатого скота сократилось более чем в 4 раза, свиней - в 2 раза, овец и коз
- в 6 раз2.
По мнению авторов, индикатором эффективности предприятий, работающих в отраслях ЦЧР, является величина налоговых доходов бюджетов регионов. Высокий объем налоговых доходов делает регионы более стабильными и менее рисковыми с точки зрения инвестиционных вложений.
Значимость налоговых доходов для региональных бюджетов областей ЦЧР определяется тем, что бюджетная обеспеченность ЦЧР составляет 50% от среднероссийской, а индекс налогового потенциала
- один из самых низких в стране (табл. 2).
Особый интерес вызывает удельный вес налоговых поступлений на региональном уровне. Так, например, в структуре доходов на налоговые поступления в 2011 г. приходилось 66,5%, а уже в 2013 г. - 95%. В 2011 г. объем налоговых доходов, мобилизируемых в Воронежской области, составил 52 млрд руб., а к 2014 г. вырос в 1,3 раза и составил 71 млрд руб. Основные статьи доходов областей ЦЧР в разрезе основных налогов представлены в табл. 3.
Основу налоговых доходов в 2013 г. составляли НДС (12% - Воронежская область, 15% - Белгородская область) и налог на прибыль предприятий (15 и 15% соответственно). В Липецкой же области, наоборот, НДС находится на уровне возмещения, а налог на прибыль составляет 11% налоговых доходов бюджета, что может свидетельствовать о высоком уровне осваиваемых инвестиций в регионе и его
2 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 06.09.2011 № 1540-р.
Таблица 2
Бюджетная обеспеченность в Центрально-Черноземном районе в 2013 г.
Субъект Индекс налогового потенциала Индекс бюджетных расходов Уровень реальной бюджетной обеспеченности
РФ 1,0 1,0 1,0
Белгородская область 0,7 0,8 0,9
Воронежская область 0,6 0,9 0,6
Липецкая область 0,5 0,9 0,7
Источник: данные министерства финансов Мурманской области.
Таблица 3
Структура налоговых доходов в консолидированном бюджете областей Центрально-Черноземного района в 2011-2013 гг., млрд руб.
Воронежская область Липецкая область Белгородская область
показатель 2011 2012 2013 2011 2012 2013 2011 2012 2013
Налоги, всего 52,0 64,0 71,0 21,0 24,0 28,0 68,0 66,0 62,0
В том числе:
- налог на прибыль организаций 13,0 16,0 15,0 13,0 11,0 11,0 28,0 21,0 15,0
- НДС 9,0 9,0 12,0 -11,0 -9,0 -7,0 13,0 14,0 15,0
- акцизы 2,0 2,0 3,0 0,9 1,0 2,0 0,9 0,9 2,0
- налоги на имущество 7,0 10,0 11,0 6,0 7,0 8,0 9,0 10,0 11,0
- земельный налог 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 3,0 3,0 3,0
- специальные налоговые режимы 2,0 4,0 3,0 1,0 1,0 2,0 2,0 2,0 2,0
- прочие налоги 17,0 21,0 25,0 9,1 11,0 10,0 12,1 15,1 14,0
Источник: данные Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
инвестиционной привлекательности.
Следует отметить, что на протяжении нескольких лет поступление почти 68% всех налогов и сборов в бюджетную систему как России в целом, так и на уровне субъектов ЦЧР, было обеспечено такими отраслями, как промышленность, торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, транспорт и связь (табл. 4). От отраслей сельского хозяйства в бюджетную систему РФ на территориях субъектов ЦЧР поступает в среднем не более 0,8%, что отражает общую тенденцию в РФ.
Связано это с тем, что ввиду объективных причин более половины современных аграрных формирований находятся в весьма тяжелых финансовых условиях. Уровень заработной платы почти в три раза ниже среднего в стране, низкий уровень и большая изношенность материально-технической базы. Поэтому отчисление от прибыли, доходов физических лиц, социальных налогов, налога на имущества весьма незначительны3.
3 Камалян А.К., Оробинский А.С., Оробинская И.В., Парахин Ю.Н. Оптимизация параметров развития производства и налогообложения в интегрированных формированиях АПК: монография. Воронеж: ВГАУ, 2010. 203 с.
Динамика поступления налогов в доходную часть региональных бюджетов ЦЧР остается ниже фактического уровня инфляции в промышленности, сфере услуг и роста цен на продукцию сельского хозяйства, что свидетельствует о фактическом снижении уровня собираемости налогов.
Льготный режим налогообложения в сельском хозяйстве, а также высокая доля продукции личных подсобных хозяйств населения в валовой продукции сектора, которые не облагаются налогами, приводят к тому, что вклад этого сектора в общий объем собираемых налогов меньше, чем в ВВП. В связи с тем, что снижение налогового бремени в ходе налоговой реформы касалось тех налогов, которые сельское хозяйство не платило, в этом секторе экономики налоговая нагрузка снизилась в наименьшей степени.
Таким образом, реальная налоговая нагрузка в отраслях экономики неравномерна в России в целом и в регионах в частности. В наиболее выгодных условиях находились финансовая сфера, торговля и обслуживание, поскольку у них срок оборота капитала меньше и окупаемость затрат быстрее, чего нельзя сказать про сельское хозяйство. Здесь, напротив, затраты велики, а срок их окупаемости более длительный [20].
ю
«
Ч
к т
и —
О о
в ^
S А
Щ ч-Н
^ О
ю ^
О и
о S
В ч
Г u
о л
ft —
CS ё
о
s
э is
S
в 3
Й ю се ft в
-
Я г
в ^
" §
= I
в «
Я «
о ft
■ S
es в
се е
и =
о ft
н S
в ^
О
-
В I
t|i о ftce
* 2 е а в
i! ft ч
о о
в S
и а
В В
5 и
н 3
® й
IS 1=
се 3 ю
и л Ч о н в
о &
н U
В В
в
се &
о В
О
в S
о S В
о В В
о § -
•J zj § ^
о &
В
н
& Л 2 "
5 R
i В
в 3
Я
6
н
^ о
§ I
и й
л « Ч ™
£
■с
•J т.
Ч
О
w
3
а о
N <и К о л о PQ
к л а я
U К
В -
Поступления налоговых платежей в сельском хозяйстве областей ЦЧР представлены в табл. 5. Если в налоговых доходах бюджета РФ основную долю составляют такие налоги, как НДС и налог на прибыль, то в сельском хозяйстве их удельный вес незначителен.
По мнению авторов, с переходом на ЕСХН с 2003 г. доля НДС и налога на прибыль уменьшается. Происходит это не за счет роста доли ЕСХН, а за счет возникновения налога на имущество (с организаций, не перешедших на ЕСХН) и роста прочих налогов на сельское хозяйство (водного, транспортного, сборов за пользование объектами животного мира и пр., местных налогов и сборов). Наряду с этим следует учитывать, что реализация большинства продовольственных товаров (мясо, молоко, зерно) облагается по ставке НДС 10%. В то же время сельхозпредприятия приобретают многие товары (сельхозтехника, ГСМ и т.д.), которые облагаются НДС по ставке 18%. Поэтому вычеты по данному налогу у сельхозпредприятий, как правило, превышают сумму начислений, что особенно просматривается на уровне регионов.
Анализ данных позволяет сделать вывод о том, что предельная величина фискального бремени в аграрной сфере экономики и ее влияние связаны не только с величиной совокупного обложения, но и с эффективностью производства и финансовым состоянием предприятия. Эффективность производства задается объемом и структурой затрат, сроком их окупаемости и полученной прибылью, что в значительной степени обусловлено сферой деятельности предпринимателя. Следовательно, предел налогообложения должен определяться с учетом отраслевой принадлежности хозяйствующих субъектов и связанных с этим объективных факторов объема и структуры расходов, скорости оборота капитала.
Таким образом, для стимулирования предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве необходимо достижение эффективности использования налоговых инструментов. При определении предела обложения следует учитывать совокупное фискальное бремя и платежеспособность различных категорий хозяйствующих субъектов.
Так, в 2000 г. создание агропромышленных формирований в Белгородской области приобрело массовый характер. И уже к концу 2001 г. в области насчитывалось более 60 интегрированных структур. Специфика агропромышленных формирований Белгородской области состоит в том, что их создание
Региональная экономика: Regional Economics:
теория и практика 26 (2015) 37-50 Theory and Practice
Таблица 5
Поступления налоговых платежей в сельском хозяйстве областей Центрально-Черноземного района в 2011-2013 гг., млрд руб.
Воронежская область Липецкая область Белгородская область
2011 2012 2013 2011 2012 2013 2011 2012 2013
Всего 0,700 0,600 0,300 0,500 0,600 0,500 2,800 3,700 4,400
Налог на 0,200 0,100 0,100 0,050 0,060 0,040 0,300 0,700 0,400
прибыль
организаций
НДС -0,900 -1,800 -1,700 -0,400 -0,400 -0,500 -0,700 -0,800 0,020
Налоги и сборы 0,003 0,002 0,002 0,001 0,001 0,001 0,007 0,008 0,007
за пользование
природными
ресурсами
НДФЛ 0,900 1,200 1,300 0,900 0,700 0,700 1,600 1,900 2,090
Специальные 0,200 0,100 0,200 0,030 0,020 0,050 0,090 0,050 0,060
налоговые
режимы
Прочие налоги 0,100 1,000 0,400 -0,100 0,200 0,200 1,500 1,800 1,800
Источник: данные Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
нашло поддержку администрации, инициировавшей крупномасштабный проект по привлечению инвестиций и оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий. 14.12.1999 было принято постановление администрации области «О мерах по экономическому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий области»4.
Целый ряд организационно-экономических мероприятий, разработанных областной администрацией и принятых областной Думой, присущ только данной области и имеет свою специфику.
В частности, в области с 1996 г. введен не имеющий аналогов в стране единый для сельхозтоваропроизводителей всех форм хозяйствования и собственности продовольственный (земельный) налог, заменивший значительную часть ранее уплачиваемых налогов и сборов.
Основная цель единого земельного налога - повысить заинтересованность сельских товаропроизводителей в увеличении производства продукции, повышении его эффективности и создании условий для самофинансирования хозяйств.
Характерные особенности белгородской модели агропромышленной интеграции состоят в следующем:
- создаваемые агропромышленные формирования имеют форму холдингов, головные компании
4 О мерах по экономическому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий области: постановление администрации Белгородской области от 14.12.1999 № 710.
которых владеют контрольными пакетами акций зависимых (дочерних) обществ и осуществляют централизованное руководство производственной деятельностью;
- в большинстве формирований земля используется в условиях аренды, но имеются случаи внесения земли в уставные капиталы;
- основные фонды неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, в хозяйственном пространстве которых созданы новые общества, используются интегрированными структурами на правах аренды.
Положительные результаты дает «орловская модель» агропромышленной интеграции. Здесь созданы и функционируют 5 крупных агропромышленных формирований регионального уровня и 37 агрофирм внутрирайонного масштаба в форме открытых акционерных обществ. Одна из особенностей «орловской модели» состоит в том, что в капитале создаваемых агропромышленных формирований доминирует участие государственных органов управления. Государственная доля собственности образуется двумя способами:
1) за счет погашения задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами;
2) посредством добровольной передачи сельскохозяйственными товаропроизводителями своих акций госорганам или непосредственно агрофирмам.
Большое значение администрация Орловской области
придает развитию внутренней и межрегиональной интеграции в сфере инвестиционной деятельности. При реализации инвестиционных проектов устанавливаются взаимовыгодные, кооперационные связи с другими регионами и иностранными инвесторами.
В Орловской области постоянно развивается законодательно-нормативная база, стимулирующая инвестиционную деятельность. В частности, принятый в июне 1997 г. областной Думой закон Орловской области от 01.09.1997 № 53-03 «Об инвестиционной деятельности в Орловской области» значительно дополняет и расширяет действующую на федеральном уровне законодательную базу, регулирует отношения, возникающие в процессе инвестиционной деятельности на территории области для обеспечения роста инвестиций и повышения их использования. В соответствии с этим законом инвесторам (как российским, так и иностранным) предоставляются значительные льготы по налогам, поступающим в областной бюджет, вплоть до полного налогового освобождения в части, зачисляемой в областной бюджет.
За последние годы в агропромышленном комплексе Липецкой области наметились положительные тенденции: сократилось количество убыточных хозяйств, улучшились условия кредитования товаропроизводителей, усилились процессы кооперации, созданы на новой основе крупные интегрированные структуры с участием промышленных предприятий и частных предпринимателей.
Немаловажная роль в данных достижениях принадлежит государственной поддержке за счет средств федерального и областного бюджетов. Из федерального бюджета осуществляется субсидирование процентной ставки по банковским кредитам на долгосрочной и краткосрочной основе.
Администрацией области создана мультимедийная интерактивная программа интеграции и кооперации промышленных предприятий Липецкой области, участниками которой стали более 25 крупных предприятий.
Большое внимание уделяется выполнению мероприятий по поддержке инвестиционной деятельности, направленных на совершенствование законодательного, организационного и инфраструктурного обеспечения, укрепление инвестиционного климата области, участие
предприятий в федеральных и областных целевых программах, а также на мобилизацию инвестиционных ресурсов.
Так, на улучшение ситуации с материально-техническим обеспечением сельского хозяйства начинают активно влиять прямые инвестиции частных предприятий в рамках создаваемых агрохолдингов. Например, ЗАО «ЗеРос», объединившее шесть экономически слабых сельхозпредприятий Липецкой области в 20022003 гг., предоставило производственному подразделению, организованному на базе совхоза «Колабинский», 3 новых зерноуборочных комбайна «Джон Дир», 2 опрыскивателя «Матро», 5 тракторов «Беларусь» и 2 трактора «ДТ-75».
Особого внимания заслуживает опыт привлечения зарубежных инвесторов для производства бройлеров (русско-американский инвестиционный проект). ООО «Золотой Петушок Инвест» как интегрированная структура включает в себя 10 птицефабрик, птицеперерабатывающий цех и комбикормовый завод. Осуществление комплекса инвестиционных мероприятий в объеме 25 млн долл. позволило в короткие сроки создать самую современную промышленную основу для производства мяса птицы, выращивания и содержания взрослого племенного стада, выработки полноценных комбикормов, а также разветвленную фирменную сеть для реализации готовой продукции не только в регионе, но и за его пределами, включая Москву и зарубежные предприятия быстрого питания.
В соответствии с законом Липецкой области от 25.02.1997 № 59-О3 «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области» многие интегрированные предприятия получили государственную поддержку в виде налоговых льгот.
В целях финансового и экономического оздоровления неплатежеспособных сельхозпредприятий происходит интеграция их в другие производственные структуры на основе формирования интегрированных систем, включая корпоративные агрофирмы.
Несмотря на позитивные тенденции, наметившиеся в аграрном секторе Воронежской области, выход из производственно-экономического кризиса для значительной части хозяйств невозможен без развития интеграции сельскохозяйственных организаций как между собой, так и с перерабатывающими предприятиями, без привлечения инвесторов, т.е.
без создания кредитоспособных агрофирм с чистым расчетным счетом, которые могут развиваться в современных условиях. В области ведется работа по созданию привлекательного инвестиционного климата для инвесторов. В настоящее время в интеграционные процессы вовлечено более 70 инвесторов, с участием которых на базе 170 сельскохозяйственных предприятий создано 110 интегрированных объединений, на долю которых приходится около 25% обрабатываемой пашни, используемой в сельскохозяйственном производстве области5.
В целях финансового оздоровления в Воронежской области с 2001 г. ведется работа по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности сельхозпредприятий. Федеральный закон РФ от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельхозтоваропроизводителей» позволил сельхозпредприятиям избавиться от долгов, которые долгое время тормозили развитие их деятельности. Так, в 2005 г. объем кредитных ресурсов, привлекаемых сельхозтоваропроизводителями, почти в 3 раза превысил уровень 2004 г., что стало возможным благодаря мероприятиям по финансовому оздоровлению и мерам государственной поддержки, в первую очередь выделению средств из федерального бюджета на субсидирование процентных ставок по кредитам банка, полученным на приобретение оборотных средств. Если в 2001 г. благодаря субсидированию процентных ставок было привлечено около 800 млн руб. кредитных средств на сезонные нужды товаропроизводителей АПК, то в 2002 г. сумма кредитных ресурсов составила 1,5 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно для полного оздоровления сельхозпредприятий, в области все еще прослеживается тенденция банкротства.
Анализ интеграционных процессов в каждом регионе позволяет сделать вывод о том, что для каждого субъекта характерны как свои особенности развития, так и причины, обусловливающие стагнацию, что требует государственного вмешательства. Так, для снижения экономических диспропорций между муниципалитетами в Воронежской области разработаны меры государственной поддержки районов с недостаточным уровнем экономического развития (Богучарский, Бутурлиновский, Верхнемамонский, Кантемировский, Петропавловский, Репьевский,
5 URL: http://econom.govvm.ru/index.php?option=com_content& view=article&id=388&Itemid=315.
Терновский районы)6. В рамках плана определены два основных направления господдержки:
- создание необходимых коммунальной и социальной инфраструктур;
- стимулирование предпринимательской активности за счет дополнительных преференций инвесторам;
Конкретные меры предусматривают широкий спектр налогово-бюджетных инструментов, включающих:
- установление максимально возможной доли софинансирования из областного бюджета (95%) для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития социальной и инженерной инфраструктуры муниципального значения;
- софинансирование затрат муниципальных районов на разработку проектно-сметной документации для объектов социальной и инженерной инфраструктуры муниципального значения;
- снижение ставки налога на прибыль организаций с 18 до 13,5% (в части, зачисляемой в областной бюджет) по действующим предприятиям, осуществляющим деятельность на территориях районов при условии реализации инвестиционных проектов;
- освобождение от уплаты налога на имущество организаций инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории районов;
- освобождение от уплаты транспортного налога организаций инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории районов;
- компенсацию части процентной ставки по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;
- предоставление объектов областного имущества (которые могут быть предметом залога) для целей предоставления их в качестве обеспечения обязательств инвесторов перед кредитными организациями7.
Таким образом, успешное решение финансово-экономических проблем, стоящих перед субъектами
6 URL: http://econom.govvrn.ra/mdex.php?id=388&option=com_ content&view=article.
7 URL: http://econom.govvrn.ru/index.php?option=com_content&vi ew=article&id=388&Itemid=315 (дата обращения: 20.10.2014).
АПК в реализации воспроизводственного цикла (производство - переработка - реализация) в условиях рыночной экономики, невозможно без активного государственного вмешательства. Поэтому федеральные и региональные органы власти в области развития АПК играют главенствующую роль. Комплекс правовых, административных и экономических мер позволит стимулировать интеграцию технологически и экономически взаимосвязанных с сельским хозяйством организационно-хозяйственных структур. К
важнейшим рычагам такого стимулирования относится налоговая политика, предоставляющая эффективные инструменты регулирования регионального развития. Так, налоговое регулирование применительно к определенной отрасли или сфере экономики, по мнению авторов, должно быть ориентировано прежде всего на оценку влияния объективных факторов на результаты экономической деятельности, что позволит смоделировать оптимальный уровень налоговой нагрузки с учетом сочетания разных видов и форм налогообложения в налоговой системе.
Список литературы
1. Баклаженко Г.А. Развитие интеграционных процессов в АПК на основе трансформации собственности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. № 2. С. 8.
2. Гумеров Р.С. Вопросы развития интегрированных корпоративных структур в агропромышленном комплексе // Российский экономический журнал. 2002. № 5-6. С. 24-34.
3. Оганесов Р.Ю. Агрохолдинги в сельском хозяйстве России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. № 10. С. 52-53.
4. Аронов А.В. Исходные теоретические основы налоговой политики социального государства // Экономика и управление. 2009. № 3-6. С. 74-76.
5. Кирина Л.С. Оценка направлений совершенствования налоговой политики в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2014. № 5. С. 476-489.
6. КоростелкинаИ.А. Реализация налоговых стимулов для повышения инвестиционно-инновационной активности регионов // Управленческий учет. 2015. № 2. С. 42-50.
7. Козлюк Н.В. Критерии оценки эффективности системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей // Управленческий учет. 2013. № 1. С. 37-46.
8. Забегалова Е.Л. Совершенствовать порядок применения единого сельскохозяйственного налога // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 1. С. 48-50.
9. Мазуркевич В.Ю. Исполнение обязанности по уплате налогов: проблемы теории и практики // Финансовое право. 2006. № 10. С. 15-20.
10. Пансков В.Г. Принцип справедливости в налогообложении: вопросы теории и практики // Финансы. 2015. № 2. С. 26-30.
11. Тюпакова Н.Н., Бочарова О.Ф. Методологические аспекты льготного режима налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей // Налоги и финансовое право. 2011. № 3. С. 249-255.
12. ПьяноваМ.В. К вопросу о налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей // Налоги и налогообложение. 2012. № 1. С. 51-57.
13. Мамедова Б.Ф. Особенности правового регулирования налоговых льгот на современном этапе // Налоги и налогообложение. 2011. № 9. С. 17-24.
14. Иванова Ю.Н. Развитие механизма государственного регулирования деятельности предприятий АПК посредством налогообложения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2012. № 1 . С. 67-69.
15. Морозко Н.И. Адаптивные инструменты налогового планирования в управлении малыми организациями // Налоги и налогообложение. 2012. № 1. С. 45-50.
16. Кузьмина Н.А. Особенности применения налогового метода регулирования инвестиционной
деятельности // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2011. № 1-2. С.
17. Баклыкова Е.А. Механизмы налогового регулирования инновационного развития предприятий в условиях членства России в ВТО // Российское предпринимательство. 2014. № 20. С. 158-164.
18. Иризепова М.Ш., Ломакина Т.П. Организация государственного налогового мониторинга России // Налоги и налогообложение. 2014. № 5. С. 490-500.
19. Ерух С.А. Налоговое администрирование как фактор повышения налогового потенциала региона // Управленческий учет. 2014. № 8. С. 37-47.
20. ВольвачД.В. Методы определения цен для целей налогообложения // Налоговая политика и практика.
163-164.
2014. № 2. С. 16-19.
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Agro-Industrial Complex
CHARACTERISTICS OF TAX REGULATION OF THE ACTIVITY OF INTEGRATED UNITS OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE CENTRAL BLACK EARTH REGION
Irina V. GASHENKOa*, Irina V. OROBINSKAYAb
aRostov State Economic University (RINH), Rostov-on-Don, Russian Federation [email protected]
bVoronezh State Agricultural University, Voronezh, Russian Federation [email protected]
'Corresponding author
Article history:
Received 21 January 2015 Accepted 6 February 2015
Keywords: integrated units, consolidated group, taxpayers, agriculture, tax control, income tax, tax audit
Abstract
Importance The article studies the economic relations that arise in the course of taxation of agricultural producers. The paper discusses the problems of agro-industrial integration of tax relations subjects, acting as responsible members of the consolidated group of taxpayers. Objectives The goal is to study the characteristics of the tax regulation of integrated units of the agro-industrial complex in the Central Black Earth Region of the Russian Federation. Methods The research's database includes the following: legislative and normative-legal acts of State authorities, Federal laws, Presidential decrees and orders of the Government of the Russian Federation, the materials of scientific-practical conferences, affecting the taxation of agricultural producers, as well as the works of domestic and foreign scientists.
Results Our own opinion is that the establishment and development of the integration formations in agriculture are greatly influenced by Federal and regional authorities. We have considered a complex of legal, administrative and economic measures to encourage the integration of organizational and business structures technologically and economically interrelated with agriculture. We have also analyzed the peculiarities of the development of the integration of agro-based units in the subjects of Central Black Earth Region and formulated and justified the features and types of tax control, as well as the specific features of taxation in general structures.
Conclusions and Relevance We conclude that a successful solution to the financial and economic problems facing agricultural entities in the implementation of a reproductive cycle (production - processing - implementation) in the context of market economy is impossible without the active government intervention. We prove that a tax policy provides effective tools for regional development. The main provisions and research findings can be used by regional Governments and tax authorities in developing the activities to improve the system of tax regulation and support of the agrarian sector.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Baklazhenko G.A. Razvitie integratsionnykh protsessov v APK na osnove transformatsii sobstvennosti [Development of integration processes in the agrarian and industrial complex on the basis of transformation of property]. Ekonomika sel 'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2003, no. 2, p. 8.
2. Gumerov R. S. Voprosy razvitiya integrirovannykh korporativnykh struktur v agropromyshlennom komplekse [Issues of development of the integrated corporate structures in agro-industrial complex]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economic Journal, 2002, no. 5-6, pp. 24-34.
3. Oganesov R.Yu. Agrokholdingi v sel'skom khozyaistve Rossii [Agroholdings in the agriculture of Russia].
Ekonomika sel 'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2004, no. 10, pp. 52-53.
4. Aronov A.V. Iskhodnye teoreticheskie osnovy nalogovoi politiki sotsial'nogo gosudarstva [Initial theoretical basics of a socially-oriented State taxation policy]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2009, no. 3-6, pp. 74-76.
5. Kirina L.S. Otsenka napravlenii sovershenstvovaniya nalogovoi politiki v Rossiiskoi Federatsii [An overview of directions for taxation policy improvement in the Russian Federation]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2014, no. 5, pp. 476-489.
6. Korostelkina I.A. Realizatsiya nalogovykh stimulov dlya povysheniya investitsionno-innovatsionnoi aktivnosti regionov [Tax incentives implementation to increase the investment innovative activity of regions].
Upravlencheskii uchet = Management Accounting, 2015, no. 2, pp. 42-50.
7. Kozlyuk N.V. Kriterii otsenki effektivnosti sistemy nalogooblozheniya sel'skokhozyaistvennykh tovaroproizvoditelei [Criteria of assessment of the system's effectiveness of taxation of agricultural producers].
Upravlencheskii uchet = Management Accounting, 2013, no. 1, pp. 37-46.
8. Zabegalova E.L. Sovershenstvovat' poryadok primeneniya edinogo sel'skokhozyaistvennogo naloga [To improve the application of a uniform agricultural tax]. Ekonomika sel 'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2007, no. 1, pp. 48-50.
9. Mazurkevich V.Yu. Ispolnenie obyazannosti po uplate nalogov: problemy teorii i praktiki [Discharge of duty on payment of taxes: problems of theory and practice]. Finansovoe pravo = Financial Law, 2006, no. 10, pp. 15-20.
10. Panskov V.G. Printsip spravedlivosti v nalogooblozhenii: voprosy teorii i praktiki [The principle of justice in the taxation: issues of theory and practice]. Finansy = Finance, 2015, no. 2, pp. 26-30.
11. Tyupakova N.N., Bocharova O.F. Metodologicheskie aspekty l'gotnogo rezhima nalogooblozheniya sel 'skokhozyaistvennykh tovaroproizvoditelei [Methodological aspects of the preferential mode of taxation of agricultural producers]. Nalogi i finansovoe pravo = Taxes and Financial Law, 2011, no. 3, pp. 249-255.
12. P'yanova M.V. K voprosu o nalogooblozhenii sel'skokhozyaistvennykh tovaroproizvoditelei [On the question about taxation of agricultural goods producers]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2012, no. 1,
13. Mamedova B.F. Osobennosti pravovogo reguhrovaniya nalogovykh l'got na sovremennom etape [Peculiarities of legal regulation of tax remissions in modern times]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2011, no. 9, pp. 17-24.
14. Ivanova Yu.N. Razvitie mekhanizma gosudarstvennogo regulirovaniya deyatel'nosti predpriyatii APK posredstvom nalogooblozheniya [A mechanism of government regulation to develop agro-industrial business by means of taxation]. Ekonomika sel 'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2012, no. 1, pp. 67-69.
15. Morozko N.I. Adaptivnye instrumenty nalogovogo planirovaniya v upravlenii malymi organizatsiyami [Adaptive instruments of tax planning in management of small enterprises]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2012, no. 1, pp. 45-50.
16. Kuz'mina N.A. Osobennosti primeneniya nalogovogo metoda regulirovaniya investitsionnoi deyatel'nosti [Specifics of application of the tax method of investment]. Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Michurinsk State Agricultural University, 2011, no. 1-2, pp. 163-164.
17. Baklykova E.A. Mekhanizmy nalogovogo regulirovaniya innovatsionnogo razvitiya predpriyatii v usloviyakh chlenstva Rossii v VTO [Mechanisms of tax regulation of innovative development of enterprises under Russia's membership in the WTO]. Rossiiskoepredprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2014,no.20, pp. 158-164.
18. Irizepova M.Sh., Lomakina T.P. Organizatsiya gosudarstvennogo nalogovogo monitoringa Rossii [Organization of State tax monitoring in Russia]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2014, no.5, pp. 490-500.
19. Erukh S.A. Nalogovoe administrirovanie kak faktor povysheniya nalogovogo potentsiala regiona [Tax administration as a factor increasing the tax potential of the region]. Upravlencheskii uchet = Management Accounting, 2014, no. 8, pp. 37-47.
20. Vol'vach D.V. Metody opredeleniya tsen dlya tselei nalogooblozheniya [Methods to determine prices for taxation]. Nalogovaya politika i praktika = Tax Policy and Practice, 2014, no. 2, pp. 16-19.
pp. 51-57.