Научная статья на тему 'Механизм государственного финансового регулирования агропромышленного производства'

Механизм государственного финансового регулирования агропромышленного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНФРАСТРУКТУРЕ / ПРАКТИКА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АПК / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АПК / УКРЕПЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АПК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болотина Евгения Александровна

Агропромышленный комплекс, являясь важной составляющей продовольственной независимости, требует активного государственного регулирования. В статье раскрывается характеристика элементов финансового механизма поддержки АПК в целом и концентрируется внимание на наиболее эффективном инструменте льготном налогообложении применением ЕСХН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF THE STATE FINANCIAL REGULATION OF AGROINDUSTRIAL MANUFACTURE

The agriculture, being the important making food independence, demands active state regulation. In article the characteristic of elements of the financial mechanism of support of agrarian and industrial complex as a whole reveals and the attention to the most effective tool the preferential taxation application the uniform agricultural tax concentrates.

Текст научной работы на тему «Механизм государственного финансового регулирования агропромышленного производства»

4.5. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Болотина Евгения Александровна, аспирант Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)

vmp2010@mail. ru

Аннотация: Агропромышленный комплекс, являясь важной составляющей продовольственной независимости, требует активного государственного регулирования. В статье раскрывается характеристика элементов финансового механизма поддержки АПК в целом и концентрируется внимание на наиболее эффективном инструменте -льготном налогообложении применением ЕСХН.

Ключевые слова: механизм финансово-кредитной деятельности в инфраструктуре, практика финансового обеспечения, государственная поддержка АПК, государственное регулирование АПК, укрепление конкурентных позиций, налоговые льготы, тенденции налогообложения АПК.

THE MECHANISM OF THE STATE FINANCIAL REGULATION OF AGROINDUSTRIAL MANUFACTURE

Bolotina Evgenia A., the post-graduate student

Study place: the Russian academy of national economy and

public service at the President of the Russian Federation

vmp2010@mail. ru

Annotation: The agriculture, being the important making food independence, demands active state regulation. In article the characteristic of elements of the financial mechanism of support of agrarian and industrial complex as a whole reveals and the

attention to the most effective tool - the preferential taxation application the uniform agricultural tax concentrates.

Keywords: the mechanism of financially-credit activity in an infrastructure, practice of financial maintenance, the state support of agrarian and industrial complex, agrarian and industrial complex state regulation, strengthening of competitive positions, tax privileges, tendencies of the taxation of agrarian and industrial complex.

Экономический кризис, усугубляемый санкционной нагрузкой, обострил проблему обеспечения экономической безопасности в целом и продовольственной независимости, в частности. В этой связи обоснована значимость государственного регулирования, заключающего в способствовании развития агропромышленного комплекса, на которое огромное влияние оказывают финансовые и кредитные отношения, в том числе меры налогово-бюджетной политики. Кроме того, укрепление финансового положения отраслей АПК во многом зависит от административного вмешательства, от применения разнообразных методов поддержки развития АПК, нацеленных на повышение его финансовой устойчивости и конкурентоспособности.

Государство использует разные методы инфраструктурной поддержки АПК - как финансовый, так кредитный, а также методы прямого регулирования, ориентированные на поддержку рентабельности сельскохозяйственного производства и оптимальное распределение созданной стоимости между отраслями и подкомплексами АПК, что не позволяет однозначно определить принадлежность государственных институтов к финансовой или кредитной составляющей инфраструктуры АПК. В этой связи, по мнению автора диссертационной работы, учитывая роль государства в развитии АПК и поддержании условий воспроизводства сельскохозяйственной продукции, целесообразно выделить в составе инфра-структурной поддержки АПК самостоятельный функциональный блок, ориентированный на участие государственных институтов в мероприятиях по поддержке агропромышленного производства.

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

2'2016

Рисунок 1. Функциональная характеристика и основные предметные сферы механизма финансово-кредитной инфраструктуры АПК

(Составлен автором в процессе изучения финансово-кредитной инфраструктуры АПК)

Структурно-функциональный аспект механизма финансово-кредитной деятельности в инфраструктуре АПК представлен на рисунке 1.

Современная практика финансового обеспечения деятельности АПК отражает переход к новому качественному состоянию финансово-кредитной инфраструктуры, которое характеризуется комплексным воздействием совокупности методов финансовой поддержки, что требует новых подходов к научному познанию.

В этой связи функциональный подход представляется наиболее продуктивным при проведении исследований регулирующего воздействия финансово-кредитной инфраструктуры АПК, механизм которого реализуется на нескольких институциональных уровнях и проявляется на разных стадиях распределения и перераспределения. Функциональный подход, в отличие от институционального, позволяет структурировать общие принципы и методы управления финансово-кредитной сферой, что дает возможность их согласованного применения на основе анализа взаимосвязей и взаимозависимостей, возникающих при взаимодействии с объектами регулирования.

Дотационность сельскохозяйственного производства является общемировой практикой так,

Основные цели, приоритеты, направления и задачи государственной поддержки АПК в Российской Федерации определены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной

продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденной Правительством РФ 14 июля 2012 г.

В качестве важнейших актуальных направлений государственной поддержки АПК, позитивно воздействующих на финансовое положение субъектов АПК, помимо прямого бюджетного финансирования в рамках исполнения целевых программ развития сельскохозяйственного производства и его рыночной инфраструктуры (страхование, биржевая торговля, кредитование, лизинг), можно выделить:

- развитие конкурентной среды и демонополизация отраслей закупки и промышленной переработки;

- формирование благоприятной рыночной конъюнктуры путем проведения государственных закупок и интервенций;

- преодоление диспаритета цен;

- поддержка логистической, информационной, научно-инновационной и технологической инфраструктуры АПК;

- применение льготных условий налогообложения;

- осуществление протекционистской внешнеторговой и таможенно-тарифной политики.

Поэлементная структура инфраструктурного механизма государственной финансовой поддержки АПК систематизирована на рисунке 2.

При этом стратегическим направлением совершенствования государственного регулирования АПК выступает разработка методологических основ согласованного применения научно обоснованных методов, стимулов, рычагов управления финансовыми отношениями, учитывающих необходимость достижения сбалансированности государственного вмешатель-

ства и процесса естественного развития АПК в рыночных условиях.

Наиболее ощутимым для производителей сельхозпродукции является налогообложение деятельности, а именно единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Налоговое регулирование деятельности в сфере производства и переработки продукции сельского

хозяйства является эффективным методом государственной поддержки сельскохозяйственного производства и ориентируется на достижение финансовой стабильности и устойчивого развития АПК за счет сокращения налоговой нагрузки и более справедливое распределение доходов между аграрным и промышленным секторами АПК [2].

Финансово-кредитные

1ГИГТТТТУГМ_

Г&суд арственная

поддержка АПК

Уполномоченные органы

Медавнзм государственной финансовой нодщержкн АНЕ Основные задачи

повышение зффекгнвностл АПК:

оби пгчеяие продоюлстаеннон беззпасностн;

улучшелже ирщоши шс иизшш и иСо^етеши шиит,

77;>т,т-:" 7\ нж эешоыдоесеогс паритета мкцду отраслями АПК;

сближение уровня доходов в сельском хозяйстве ж щомшшенностн

Поддержка доходов производителен

Программирование

Цспспыс 1ТрО!^!ПММЫ рзэоытш! Л1Ж

(-

Бюджетное фпнлгснров-гине

Компенсация издержек

Налоговое реплнровавве

Поддержи инв?спщиэнных прежтов

Административное регулирование

дцгткроыннс. шфеддгдцдя здкупеч 1Ы? и товарные интервенции. хвепнро-ванне. антимонопольное н земельное регулирование

Фннагснровашс рл зннтая иронзюдсгв ениой Инфраструктуры ДОК

АграрЕЫН ПрОТСЫЩМЛВМ

Подцсрадсг. рашнгнх технологий д внедрения инноваций

Нормирование - установление корн, нормативов, правил, регламентов

Ценовое регу.игрованве

Таможевво -тарифнее регулирование

Структурные модули

Прян л р обеспечение Функциональный Кощ»льные Инф ормзднонног обеспечение

Закс но дагсльныс н Экономические ттлрмятшатте акты рычаги1 губгщшт, инструкции, дотации, тарифы, нормы и правила, компенсации, це-регламенты ны. начога. пошлины:, нпгерпеп Осуществление финансового контроля ч мо ннторинтч Формирование гг^ттяргтйрнргнт инф орианионных ресурсов з сфере АПК

Субъекты хозяйствования в сфере АПК

Рисунок 2. Структура и состав элементов инфраструктурного механизма государственной финансовой поддержки АПК

(Составлен автором в процессе изучения инфраструктурного механизма государственной финансовой поддержки АПК)

Бизнес в законе. 2'2016

Экономико-юридический журнал

В таблице 1 представлены условия, установленные изводителей продукции сельского хозяйства. налоговым законодательством РФ в отношении про-

Таблица 1.

Инструменты налогового стимулирования развития АПК в Российской Федерации

(Составлена автором на основании положений Налогового кодекса РФ в части налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей)

Плительшики Поддержка доходов Косвенные налоги Налоги на имущество

Организации Не предусмотрена Пониженная ставка НДС в размере 10% на сырье для основных видов продовольствия. Льгота по НДС при натуральной оплате груда, продуктам для общественного питания рабочих Освобождение от НДС при ЕСХН Пониженная ставка земельного налога в размере 0,3%

Организации сельскохозяйственные товаропроизводители Применение 0% по налогу на прибыль. Применение ЕСХН Освобождение от налога на имущество прн применении ЕСХН. Пониженная ставка земельного налога (0.3%). Освобождение от транспортного налога по сельскохозяйственной технике

Крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) Освобождены от налога на доходы в течение 5 лет. Применение ЕСХН

Личные подсобные хозяйства (ЛИХ) Освобождение от налогообложения доходов от реализации выращенной продукции, а также целевых бюджетных субсидии - Освобождение от транспортного налога по сельскохозяйственной технике. Пониженная ставка земельного налога (0.3%)

Дачные, садово-огородные объединения граждан - Пониженная ставка земельного налога в размере 0,3%

Перечисленные в таблице стимулирующие налоговые инструменты позволяют выделить определенные признаки льготного налогового статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в зависимости от категории плательщиков, применяющих пониженные налоговые ставки либо ЕСХН.

К таким признакам относятся:

- фактическое осуществление деятельности по производству (выращиванию) сельскохозяйственной продукции;

- соответствие производимой сельскохозяйственной продукции и товаров ее переработки нормативно установленному закрытому перечню;

- ежегодное подтверждение в обязательном порядке уровня доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки (не менее 70% от общего уровня доходов).

Действующим законодательством льготный статус сельскохозяйственного товаропроизводителя присвоен также:

- гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство;

- сельскохозяйственным производственным и потребительским кооперативам разных типов (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные);

- рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям;

- крестьянским (фермерским) хозяйствам.

Большое значение для сокращения трансакционных издержек сельскохозяйственной отрасли имеет снижение расходов на выполнение требований налогового законодательства за счет упрощения требований к ведению учета налоговой базы, представлению налоговой отчетности, что также влечет и выгоду для

бюджетной системы в связи со снижением расходов на налоговое администрирование. [3]

Налоговые инструменты могут использоваться как стимул для совершения определенных действий, поощряемых государством, например внедрение новых технологий, инновационных методов осуществления бизнес-процессов, защита экологии, выращивание определенных видов сельскохозяйственной продукции, использование методов органического земледелия.

Устанавливаемые посредством налогообложения пропорции распределения оказывают непосредственное воздействие на укрепление конкурентных позиций аграрного сектора. Относительно низкий уровень налоговой нагрузки обеспечивает возможность более уверенно осуществлять проекты, направленные на развитие производства.

Налоговые льготы для АПК могут также рассматриваться как форма субсидирования, альтернативная прямым расходам бюджетной системы. Однако недостатками прямых форм государственной поддержки аграрного сектора экономики выступают: дирек-тивность распределения, недоступность, а также фактор инертности развития. Налоговое стимулирование предусматривает равенство условий при применении льгот всеми хозяйствующими субъектами и регрессивность налоговых изъятий, когда стимулирующий эффект достигается без прямых расходов государства. Бесспорно, что налоговые льготы применяются с целью использования эффективных, рентабельных и экономически справедливых методов решения проблем развития АПК. Влияние налоговых льгот на аль-

тернативные издержки производства с помощью сравнительных аргументов способствует повышению конкурентоспособности в аграрном секторе и привлечению дополнительных инвестиций. Все это имеет большую значимость для поддержания доходов АПК, совершенствования их финансового оздоровления и стимулирования развития внутриотраслевых приоритетов с помощью обоснованных подходов к налоговой нагрузке. Для более глубокого изучения условий развития АПК необходимо рассматривать возможности воздействия налогового регулирования на рост производства продукции АПК за счет активизации инвестиций в развитие технологий его аграрного и промышленного сегментов, а также инфраструктурных отраслей, на уровне субъектов РФ.

Тенденции налогообложения АПК, формирующиеся в мировой практике, отражают зависимость налоговых преференций от целей государственной политики, ориентируемых как на расширение масштабов производства продукции АПК, так и на максимизацию его эффективности, в том числе с учетом социального и экологического аспектов, что предполагает активное стимулирование структурных изменений широким спектром налоговых преференций в отношении малого предпринимательства, фермерства и сельскохозяйственной кооперации, поддержку регионального развития, а также перераспределение созданной стоимости между отраслями АПК при содействии таких налоговых инструментов, как специальные режимы и условия налогообложения доходов, земельных угодий и использования трудовых ресурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. № 264 «О развитии сельского хозяйства» / Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/popular/obob/#top.

2. Тюпакова Н.Н., Бочарова О.Ф. Развитие регулирующей функции налогов в налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей: // Монография. Краснодар: КубГАУ, 2008. С.10-12.

3. Taxation and Social Security in Agriculture. Policy Brief [Electronic resource] / Organisation for economic coopération and development. OECD, july 2006. Р. 11 [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/tad/37174811.pdf.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Болотиной Евгении Александровны по теме: «Механизм государственного финансового регулирования

агропромышленного производства» В статье раскрыта детальная структура финансового механизма регулирования АПК, акцентируется внимание на общемировых и российских тенденциях трансформации механизма регулирования в целом и поддержке, в частности.

Интересен подход автора к налогам, как существенному инструменту поддержки сельхозпроизводства в долгосрочной перспективе.

Статья носит исследовательский характер, присутствуют элементы новизны, что позволяет рекомендовать ее к публикации в рецензируемых, рекомендованных ВАК РФ средствах массовой информации.

Доктор экономических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Владимирова М. П.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.