НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОВЛИЯНИЯ
У. Ведзижев
Кафедра социологии Майкопский государственный технологический университет Ул. Первомайская, 191, Майкоп, Республика Адыгея, Россия, 352700
Главной задачей бюджетной политики любого современного государства является всестороннее развитие личности, что в социологии рассматривается с позиции теории человеческого капитала. Это означает, что уровень развития человеческого капитала зависит от сложившейся в государстве системы налогообложения, с помощью которой осуществляется общественное инвестирование в человеческий капитал, — обосновывает автор статьи.
Человеческий капитал есть «сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства и тем самым влияют на рост доходов (заработков) данного человека» [2].
Человеческий капитал связан с формированием социально-профессиональной стратификационной системой. Группы здесь выделяются по наличию образования и профессиональной квалификации, по условиям и содержанию труда, образующим границы между профессиями и специальностями. Социальнопрофессиональные группы, в свою очередь, являются базой для большинства прочих стратификационных построений.
Существуют математические модели, в которых используется представление, что человеческий капитал является прямым источником потребительских выгод, так как он оказывает влияние на эффективность использования потребительского (свободного) времени человека, времени его досуга.
Человеческий капитал включает накопленные вложения в такие области деятельности, как образование, профессиональная подготовка, миграция. Знания и навыки, которыми обладает работник и которые приобретены им благодаря образованию и профессиональной подготовке, включая сноровку, получаемую с опытом работы, составляют определенный запас производительного капитала. Денежная ценность этого запаса капитала определяется ставками заработной платы, по которым человеческий капитал могут «арендовать» работодатели на рынке труда. Поиск работы и миграция увеличивают ценность человеческого капитала конкретных людей благодаря увеличению цены (ставок заработной платы, получаемой в единицу времени за использование знаний и навыков работника).
К основным элементам человеческого капитала относятся: уровень образования (знания), профессиональная подготовка (навыки, умения, производитель-
ный опыт, психико-физиологические характеристики личности), капитал здоровья, обладание экономически значимой информацией (информированность), мобильность работника [1. С. 34].
Богатство общества в целом можно рассматривать как совокупность человеческого капитала и материального (физического) капитала, напрямую не связанного с людьми. Так, например, общее богатство США в 1991 г. оценивалось приблизительно в 54,5 трлн долл., из которых 26 трлн долл. (48%) приходилось на человеческий капитал [7].
Согласно словарю Макмиллана, сущностью человеческого капитала являются инвестиции в человеческие ресурсы с целью повышения их производительности [3]. Человек как носитель капитала должен получить соответствующий уровень образования, культуры, здоровья — всего того, что является составляющим человеческого капитала.
Существует несколько подходов к определению понятия инвестиций в человеческий капитал. Одним из первых данное понятие сформулировал Г. Беккер. Расходы на образование, профессиональную подготовку работника на рабочем месте или в специализированном учебном заведении, затраты на здравоохранение — все это именно вложения в человеческий капитал, который представляет собой такую же неотъемлемую составную часть национального богатства, как заводы, жилые дома, оборудование и т.д. [6].
Беккер первым осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. Издержки обучения, наряду с прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т.д.), в качестве главного элемента содержат «упущенные заработки», т.е. доход, недополученный учащимися за годы учебы. По существу, потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного на обучение, и являются альтернативными издержками его использования. Определив отдачу от вложений в учебу как отношение доходов к издержкам, Беккер получил цифру в 12—14% годовой прибыли [8].
К. Макконелл и С. Брю под инвестициями в человеческий капитал понимают любое действие, повышающее квалификацию и способности и, тем самым, производительность труда рабочих [5. С. 71]. Они выделяют три вида инвестиций в человека: [4]
— расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и не формальное, подготовку по месту работы;
— расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание и улучшение жилищных условий;
— расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью.
Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Это наиболее очевидный вид инвестиций [5. С. 72].
Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций. Во-первых, отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Во-вторых, человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем резко снижается. Необходимо также отметить, что не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.
Вложения в человеческий капитал осуществляют общество, государство, общественные фонды, коммерческие организации, образовательные учреждения, частные лица и сам владелец человеческого капитала. Главным инвестором человеческого капитала через органы образования, здравоохранения, культуры, обороны, социальной политики выступает государство.
Государство имеет широкие возможности для прямого и косвенного влияния на производство человеческого капитала. Поскольку государство направляет большую часть ресурсов страны на инвестиции в человеческий капитал, его решения имеют фундаментальное значение для его производства. Г. Беккер не раз заявлял, что ни одно государство в современном мире не способно обеспечить себе поступательное развитие, не вкладывая денег в своих людей. Государство прибегает как к принудительным, так и к побудительным мерам в этой области. К первым относятся, например, обязательное для всех формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия (прививки) и др.
Очевидно, что для объекта, выступающего инвестором, эти инвестиции являются расходами, следовательно, он должен иметь значительные финансовые средства — доходы. Главным бюджетообразующим средством для государства с рыночной экономикой являются налоги, сборы и другие обязательные платежи. Это означает, что в целях реализации инвестирования в человеческий капитал государству необходимо формировать доходную часть бюджета.
Государство, субсидируя образование, здравоохранение, культуру, проводя активную социальную политику за счет собственного бюджета, фактически финансирует создание человеческого капитала нового качества, поскольку от социальной благоустроенности зависит в том числе эффективность производства и благосостояние государства. Инвестирование в человеческий капитал дает государству финансовое основание (доходы бюджета) возмещать расходы посредством системы налогообложения.
Снижение финансирования социальных сфер приводит к ухудшению качества проводимой государственной политики, к усилению диспропорций между потребностями экономики и наличием соответствующим образом подготовленной и физически здоровой рабочей силы, к снижению стимулов к получению глубоких и разносторонних знаний, что, в свою очередь, приводит к кризисному состоянию экономики.
Меры по охране здоровья, сокращению заболеваемости приводят к продлению активности жизни человека; образование повышает уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивается объем и качество человеческого капитала, труд становится более производительным, а доход человека — носителя капитала — более высоким, следовательно, увеличивается налогооблагаемая база.
Возврат средств по полученным инвестициям в рамках предоставления государством образования и здравоохранения происходит посредством уплаты налогов. От уровня налоговых платежей, пополнения бюджета государства зависит уровень работы неэкономических сфер жизни общества, и, соответственно, возможности формирования человеческого капитала в социальных институтах.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Бондаренко Г.И. Человеческий капитал: основные факторы его воспроизводства и развития. — Ростов-на-Дону: Терра, 2003.
[2] Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
[3] Капитал человеческий Human capital. Словарь современной экономической теории Макмиллана. — М., 1997 // www.yas.yuna.ru.
[4] Кирьянов А.В. Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность // http://www.cfin.ru.
[5] Курганский С.А. Человеческий капитал: теория и практика. Учеб. пособие. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004.
[6] Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. — N.Y., 1964.
[7] Eisner R. Extended Accounts for National Income and Product // Journal of Economic Literature — 26 (December 1988).
[8] http://www.srs7.net/41.html.
TAXATION AND HUMAN CAPITAL: DIALECT AT INTERFERENCE
U. Vedzijev
The Department of Sociology The State Technological University of Maikop
Pervomayskaya str., 191, Maikop, the Republic of Adygeya, Russia, 352700
Budgetary policy of any contemporary state aims at comprehensive personal development, which sociology views trough the concept of human capital. The author maintains that the level of human capital development depends on state taxation system that contributes to public investment in human capital.