Научная статья на тему 'Расходы федерального бюджета на образование - источник инвестирования в развитие человеческого капитала'

Расходы федерального бюджета на образование - источник инвестирования в развитие человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1880
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАСХОДЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ / БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова Лариса Александровна

Вопросы развития человеческого капитала находят свое отражение в истории экономической мысли. Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем другие виды капиталовложений. Главным аргументом в пользу таких инвестиций является то, что затраченные средства окупаются за счет увеличения производительности труда и повышения заработной платы, а работник самоутверждается, развивая свой человеческий капитал. Цель исследования изучить вопросы инвестирования в человеческий капитал на государственном уровне. Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных учёных. Методология исследования базируется на изучении экономических явлений и процессов обоснования развития человеческого капитала. Практическая и теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования доказывают необходимость исследования подходов к увеличению расходов бюджета на образование как основного источника инвестирования в развитие человеческого капитала. Благополучие и устойчивое развитие любой страны зависит от человеческого капитала. Для этого необходима продуманная, последовательная и эффективная политика в части сбалансированности инвестиций в развитие человеческого капитала как составной части стратегически ориентированной политики и приоритетного направления деятельности страны на длительную перспективу. Государственная поддержка как основной источник инвестиций в сферу образования, финансирование общего образования на муниципальном уровне, субвенции на заработную плату учителей и расходы из региональных бюджетов в муниципальные позволят создать необходимые условия для развития человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расходы федерального бюджета на образование - источник инвестирования в развитие человеческого капитала»

УДК 330.322:378 Л.А. ЕФИМОВА

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

расходы федерального бюджета на образование - ИСТОЧНИК инвестирования в развитие человеческого капитала

Вопросы развития человеческого капитала находят свое отражение в истории экономической мысли. Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем другие виды капиталовложений. Главным аргументом в пользу таких инвестиций является то, что затраченные средства окупаются за счет увеличения производительности труда и повышения заработной платы, а работник самоутверждается, развивая свой человеческий капитал. Цель исследования - изучить вопросы инвестирования в человеческий капитал на государственном уровне. Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных учёных. Методология исследования базируется на изучении экономических явлений и процессов обоснования развития человеческого капитала. Практическая и теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования доказывают необходимость исследования подходов к увеличению расходов бюджета на образование как основного источника инвестирования в развитие человеческого капитала. Благополучие и устойчивое развитие любой страны зависит от человеческого капитала. Для этого необходима продуманная, последовательная и эффективная политика в части сбалансированности инвестиций в развитие человеческого капитала как составной части стратегически ориентированной политики и приоритетного направления деятельности страны на длительную перспективу. Государственная поддержка как основной источник инвестиций в сферу образования, финансирование общего образования на муниципальном уровне, субвенции на заработную плату учителей и расходы из региональных бюджетов в муниципальные позволят создать необходимые условия для развития человеческого капитала.

Ключевые слова: расходы, федеральный, бюджет, государство, инвестиции, образование, человеческий капитал, приоритетные направления.

Современное социально-экономическое развитие любой страны характеризуется растущей ролью человека, вооруженного средствами производства и знаниями.

Человек выступает носителем индивидуальных способностей и талантов, которыми его наделила природа и которые развило общество. После осуществления расходов на подготовку, обучение, повышение квалификации формируется человеческий капитал.

Развитие человеческого капитала невозможно без инвестиций в человека в виде расходов на образование, подготовку работников на производстве, здравоохранение, рождение и воспитание детей, миграцию в поисках занятости и поиск необходимой информации.

Основой в спектре направлений инвестирования в человеческий капитал является образование. Обратимся к истории.

А. Смит писал [1]: «...человека, изучившего с затратой большого труда и продолжительного времени какую-либо из профессий, которые требуют чрезвычайной ловкости и искусства, ожидает, что

труд, которому он обучился, возместит ему все расходы, затраченные на обучение.».

По мнению радикальных экономистов (П. Баран, П. Суизи, Р. Милс, Е. Фромм, Г. Маркузе, Ф. Гордон, Р. Эдвардс) [2], «.образование выступает как посредник, преобразующий неравенство в социальном происхождении в неравенство доходов».

К. Маркс [3] подчеркивал, что «.развитие физических, умственных и творческих созидательных сил человека - есть действительное богатство». Дж. Гэлбрейт отмечал [4]: «Доллар, вложенный в интеллект человека, приносит больший прирост национального дохода, чем доллар, вложенный в капитальные блага. Образование становится высокопроизводительной формой капитальных вложений».

В теории человеческого капитала доказано, что финансирование образования является самым выгодным вложением капитала, т.е. система образования есть такая сфера деятельности, где финансовый капитал (финансовые затраты на образование) превращается в человеческий капитал (в развитии

интеллекта, культуры человека), который является определенной величиной вознаграждения для человека и общества в целом.

По мнению Г. Беккера, Т. Шульца, Л. Туроу [5, 6, 7], к инвестициям, развивающим созидательные способности индивидов, относятся формальное и неформальное образование, подготовка на производстве, медицинские услуги и исследования в области здравоохранения, расходы на оптимизацию миграции, поиск информации о состоянии экономики.

В качестве одного из факторов экономического роста, наряду с организацией производства, интенсификацией труда, повышением эффективности экономической политики, Т. Шульц [6] выделил образование, указывая, что способности человека «... развиваются посредством определенных видов деятельности, которые имеют атрибуты инвестиций». Развитие человека он считал таким же естественным итогом вложения дополнительных средств в образование, как технический прогресс, - итогом инвестирования в развитие производства. Его концепция о том, что капиталовложения в образование являются решающим фактором развития экономики, завоевала мировое признание.

Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем другие виды капиталовложений.

К. Макконелл и С. Брю выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал: расходы на образование, здравоохранение и мобильность. По их мнению [8], «Инвестиции в человеческий капитал - это действие, которое повышает квалификацию, способности и производительность труда. Затраты, которые способствуют повышению производительности, можно рассматривать как инвестиции, так как эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем». По расчетам Э. Денисона [9], «Прирост душевого дохода в США в течение послевоенного периода был на 15-30% обусловлен повышением образовательного уровня рабочей силы».

Важнейшим условием инвестиций в человеческий капитал по Л. Туроу является способность людей обучаться постоянно, в т.ч. самостоятельно [7]: «Поскольку квалификация ведет к заработкам, а заработки ведут к квалификации, конечный итог инвестиционного процесса состоит в том, что больше всего квалификаций приобретают те, у кого уже была наибольшая квалификации, индивидуумы представляют собой источник ресурсов для инвестиций в человеческий капитал».

Анализ проблем производственной подготовки был дан в работах Дж. Минцера [10]. Согласно его оценкам объем инвестиций в подготовку на производстве сопоставим с объемом инвестиций в образование.

Согласно теории человеческого капитала человек, вкладывая средства в себя (своих детей), увеличивает свои возможности, а государство, направ-

ляя средства на создание человеческого капитала, увеличивает национальный доход.

Главным аргументом в пользу данных инвестиций является факт, что затраченные средства окупаются (являются оправданными) за счет увеличения производительности труда и повышения заработной платы, а работник самоутверждается в труде, развивая свой человеческий капитал. Следовательно, вначале приходится вкладывать средства в человека, создавать условия для производственной деятельности, затем получать отдачу от вложенных средств. Отсюда и интерес к проблеме человеческого капитала.

Признание важнейшей роли инвестиций в образование встречаются в работах отечественных ученых. По расчетам С.Г. Струмилина [11], «Квалифицированный труд производительнее простого труда в 2...3 раза. Инвестиции в поддержание и повышение квалификации дают непосредственную отдачу и работнику и предприятию». А.И. Добрынин и С.А. Дятлов [12] отмечают, что «из множества инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в образование. Общее и специальное образование, подготовка на производстве повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала».

Для развития человеческого капитала инвестиционный период требует затрат времени. Ю.А. Корчагин утверждает, что инвестиционный период для человеческого капитала длиннее, чем у физического [13]: «Для формирования физического капитала требуется в среднем от 1 до 5 лет, а инвестиционный период расходов на образование человека длится от 10 до 20 лет. Продолжительность функционирования человеческих ресурсов несоизмерима с продолжительностью функционирования основных средств - около 45 лет и 5-10 лет соответственно».

Рассмотрим понятийный аппарат используемых в статье терминов (табл. 1).

Элементы, которые накапливаются и развиваются в процессе использования в производственной деятельности и приносят доход, рассматриваются как капитал.

Под человеческим капиталом (унаследованные способности и таланты, физическую силу и здоровье, приобретенные в течение жизни знания, навыки, опыт) понимают меру воплощенной в человеке способности приносить доход.

Знания и навыки, т.е. дополнительный объем человеческого капитала, которыми обладает работник и которые приобретены им в процессе образования, профессиональной подготовки (путем инвестирования), на практике и опытным путем (без дополнительных инвестиций, т.е. без расходов на формальное обучение), составляют определенный запас производственного капитала. Ценность этого запаса определяется тем, как эти навыки могут быть проданы на рынке труда.

Затраты человека в течение жизни, которые способствуют росту текущего уровня потребления и

Таблица 1

значение терминов по Д.Н. Ушакову [14]

Понятия Сущность

Расходы Затраты, издержки на что-нибудь

Федеральный Государственный

Государство Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры

Бюджет Государственная роспись доходов и расходов на определенный период времени

Образование Процесс усвоения знаний, обучение; совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения

Источник Исходная причина, основа происхождения чего-нибудь

Инвестиция Вклад, вложенный капитал

Развитие Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное

Человеческий Свойственный человеку

Капитал Внутренние качества человека как ценное достояние, собственность

предполагают повышение доходов в будущем, получили название инвестиций в человеческий капитал.

Инвестиции в человеческий капитал как экономическая категория выражают отношения между участниками инвестиционного процесса по поводу движения ресурсов, вложенных в человеческий капитал от момента мобилизации этих ресурсов до момента их возмещения. Происходит процесс кругооборота: человеческий капитал способствует эффективности производства, эффективное производство инвестирует в развитие человеческого капитала. Этот процесс бесконечен.

Известно, что источниками инвестиций (инвесторами) являются семья, работодатель и государство. В рамках статьи рассмотрим вопрос государственного инвестирования образования как приоритетного направления современной российской экономики, т.е. образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста.

В соответствии с принятым Федеральным бюджетом к 2015 г. предусмотрено сокращение доли расходов на образование до 4,1% с 4,8% в 2012 г. (табл. 2).

Сокращение объемов бюджетных ассигнований обусловлено окончанием сроков реализации

Расходы 2012 г 2013 г. 2014 г 2015 г.

Общегосударственные расходы 6,25 6,38 7,04 7,18

Национальная оборона 14,06 15,77 17,73 19,37

Национальная безопасность 14,3 15,45 14,85 13,91

Национальная экономика 15,27 13,86 15,71 17,58

ЖКХ 1,77 1,33 0,90 0,82

Образование 4,68 5,04 4,65 3,95

Здравоохранение 4,76 3,76 3,84 2,72

Социальная политика 29,94 28,73 24,99 25,38

Межбюджетные трансферты 4,65 5,01 5,60 4,38

Обслуживание государственного долга 2,48 2,70 3,10 2,95

Прочие разделы 1,83 1,98 1,59 1,76

Таблица 2

Структура расходов федерального бюджета в 2012-2015 гг., % к общему объему расходов

Источник. Минфин России.

соответствующих федеральных целевых программ.

Динамика расходов федерального бюджета на образование за 20-летний период представлена на рисунке. Полиномиальный тренд применяется для описания значений попеременно возрастающих и убывающих временных рядов. Полином - степенная функция, а степень полинома определяется количеством экстремумов (максимальных и минимальных значений на анализируемом промежутке времени). Поэтому используем полиномиальную линию тренда пятой степени (период прогнозирования до 2018 г.), что дает возможность провести анализ точности построенной модели, опираясь на коэффициент детерминации как критерий оценки всей модели в целом.

Согласно расчетам модель с коэффициентом детерминации 0,98 можно признать наиболее достоверной.

Расходы по разделу «Образование» сократятся на 5,5%, планируется изменение структуры расходов по уровням образования (табл. 3).

К 2015 г. в расходах на образование федерального бюджета более чем в 3 раза сокращается удельный вес расходов на общее образование - с 11,1% до 3,3%, на дошкольное образование - с 1,2% до 1,0%, расходы на прикладные научные исследования и на «другие вопросы в сфере образования сократятся на 20% и более чем в 2 раза соответственно. Еще значительнее сокращение удельного веса расходов на молодежную политику - в 4,5 раза. Это свидетельствует о том, что к сожалению, молодежная политика перестает быть приоритетом федерального центра.

Практически неизменными остаются расходы на профессиональную подготовку, переподготовку

и повышение квалификации. Удельный вес расходов на начальное и среднее профессиональное образование, хотя и увеличен, но всего на 0,1 п.п.

Основным же бенефициаром изменения структуры расходов на образование федерального бюджета является высшее и послевузовское образование, удельный вес которого в них возрастает с 78,8% до 89,7%, или на 10,9 п.п.

Как известно, общее образование финансируется на муниципальном уровне, при этом из региональных бюджетов в муниципальные поступают субвенции на заработную плату учителей и учебные расходы. А это означает, что предусмотренное сокращение расходов федерального бюджета на общее образование приведет к росту нагрузки на бюджеты субъектов Федерации. В целом это увеличение - чуть более 2%, но для многих регионов нагрузка окажется заметной.

В «Стратегии-2030» среди приоритетных направлений развития страны центральное место занимает необходимость увеличения инвестиций в человеческий капитал [15]: «Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет. Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. .это насущная необходимость развития страны. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России».

700 600 500 400 300 200 100 о

у = 0,0025х5 - 0Д466Х4 + 2,8б05х3- 20,15бх2+- 63,104х- 38,656

R2 = 0,9802 603,5 605,7

552,4 . 558,9 547,7

499,5

387,9 J

А 4 386,4

294,6 329,7

160,5/ 211,9

99,0 ¿¿г

18,5 17,2 20'8

О ф

1997 199S 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 20:11 2012 2013 20:14 2015 2016 2017 2018 ♦ Расходы федерального бюджета на образование, млрд руб.

рис. 1. расходы федерального бюджета на образование, млрд руб.

Таблица 3

Состав и структура расходов федерального бюджета на образование в 2013-2015 гг.

2013 г. 2014 г. 2015 г.

млн руб. удельный вес, % млн руб. удельный вес, % млн руб. удельный вес, %

Расходы на образование - всего 605667,5 100,0 547728,9 100,0 572587,6 100,0

В том числе:

Дошкольное образование 7564,8 1,2 6025,5 1,1 5680,8 1,0

Общее образование 67380,8 11,1 19325,2 3,5 19047,6 3,3

Начальное профессиональное образование 4339,4 0,7 4469,2 0,8 4477,1 0,8

Среднее профессиональное образование 3603,3 0,6 3625,7 0,7 3792,1 0,7

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 6407,5 1,1 6437,2 1,2 6469,2 1,1

Высшее и послевузовское образование 477238,5 78,8 484106,1 88,4 513536,9 89,7

Молодежная политика и оздоровление детей 5293,1 0,9 5297,3 1,0 1035,6 0,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прикладные научные исследования в сфере образования 12521,7 2,1 9426,3 1,7 9824,6 1,7

Другие вопросы в сфере образования 21318,4 3,5 9016,4 1,6 8723,7 1,5

В качестве основных социальных приоритетов бюджетной политики до 2015 г. определены [16]:

- безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения (с учетом изменений законодательства Российской Федерации, направленных на повышение адресности предоставления социальной помощи);

- обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и дальнейшего развития пенсионной системы;

- обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения, культуры с учетом определения объема гарантированных государственных (муниципальных) услуг в данных сферах и формирования единых нормативных затрат на их оказание.

Для исполнения социальных приоритетов бюджетной политики, чтобы сокращение расходов по социальным статьям негативно не сказалось на состоянии образования, формирование расходов проекта федерального бюджета по разделу «Образование» должно осуществляться с учетом необходимости реализации программ модернизации образования, должны активизироваться регионы при условии, что социальная помощь должна стать более адресной.

Исполнить обязательства по образованию по регионам поможет рост межбюджетных трансфертов (почти на 25 млрд руб. к 2015 г.).

Увеличение финансирования образования в качестве инвестиций в человеческий капитал должно оставаться одной из приоритетных задач государства.

Библиографический список

1. Смит А. Богатство народов. М.: Соцэкгиз, 1935. С. 280.

2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1995. 864 с.

3. Маркс К. Капитал. Л.: Печатный двор, 1952. 376 с.

4. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ. / Дж. К. Гэлбрейт. М.: Прогресс, 1976. 40б с.

5. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ВШЭ, 2003. 672 с.

6. Schultz Theodore W. Investment in human capital: the role of education and of research. N.Y., 1971.

7. Thurow L. Investment in Human Capital. Bel-mont, 2000.

8. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999. 974 с.

9. Денисон Э. Анализ экономического роста США с 1929 по 1969 / Э. Денисон Accounting for United States Economic Growth, 1929-69. Paperback. 1974.

10. Mincer Jacob. Schooling, experience and earnings. N.Y. 1975.

11. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука, 1982. 471 с.

12. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: «Наука», 1999. 309 с.

13. Корчагин Ю.А. Модернизация России должна начинаться с модернизации человеческого капитала. Воронеж: ЦИРЭ, 2009. 40 с.

14. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: «Альта-Принт», 2005. VIII. 1239 с.

15. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. № 151-р) // mcx.ru.

16. Основные направления бюджетной политики на 2013-2014 гг. и плановый 2015 г. // http://www. consultant.ru/document / КонсультантПлюс, 2015.

Ефимова Лариса Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева; 127550, ул. Тимирязевская, 49; тел.: (499) 976-59-07; e-mail: efimova@timacad.ru.

Статья поступила 02.07.2015

FEDERAL BUDGET SPENDING ON EDUCATION IS THE SOURCE OF INVESTMENT IN HUMAN CAPITAL

L.A. EFIMOVA

Russian Timiryazev State Agrarian University

Human capital development is reflected in the history of economic thought. Through the theory of human capital the investment in human is regarded as a source of economic growth, and it is no less important than other types of investments. The main advantage of this investment is that the money spent is paid off due to increasing productivity and higher wages, and an employee is asserting him/herself, developing his or her human capital. Examined issues of investing in human capital at the state level are presented in the article. The theoretical basis of the study was the works of Russian and foreign scientists. The research methodology is based on the study of economic phenomena and processes, study of human capital development. Practical and theoretical significance lies in the fact that the results of the study demonstrate the need for research approaches to increase budget spending on education as a major source of investment in human capital. The well-being and sustainable development of any country depends on human capital. This requires a well thought-out, coherent and effective policy in terms of the balance of investment in human capital as part of a strategically oriented policy and priority of the country in the long term. State support as a major source of investment in education, financing education at the municipal level, subventions for teachers' salaries and expenses of the regional budget to the community will create the necessary conditions for the development of human capital.

Key words: spending, the Federal budget, the government, investment, education, human capital priorities.

References

1. Smith A. The Wealth of Nations. M.: In Union With Sicily, 1935. P. 280.

2. Fischer S., Dornbusch R., Schmalensee P. Economy: Trans. angl. M.: Delo LTD, 1995. 864 p.

3. Marx K. Capital. Leningrad: publishing house, 1952. 376 p.

4. Galbraith J.K. Economic theory and goals of the society: Trans. angl. / J.K. Galbraith. Moscow: Progress, 1976. 406 p.

5. Becker G.S. Human behavior: an economic approach. Moscow: HSE, 2003. 672 p.

6. Schultz Theodore W. Investment in human capital: the role of education and of research. N.Y., 1971.

23

7. Thurow L. Investment in Human Capital. Belmont, 2000.

8. The McConnell C.R., Brue S.L. Economics: principles, problems and policies: Trans. angl. Moscow: INFRA-M, 1999. 974 p.

9. Denison E. Analysis of economic growth in the US from 1929 to 1969 / by E. Denison, Accounting for United States Economic Growth, 1929-69. Paperback. 1974.

10. Mincer Jacob. Schooling, experience and earnings. N.Y. 1975.

11. Strumilin S.G. Problems of labor Economics. M.: Nauka, 1982. 471 p.

12. Dobrynin A.I., Dyatlov S.A., E.D. Tsyrenov. Human capital in transitive economy: formation, eval-

uation, utilization efficiency. SPb.: «Science», 1999. 309 p.

13. Korchagin Yu.A. Modernization of Russia should begin with the modernization of human capital. Voronezh: CIRA, 2009. 40 p.

14. Ushakov D.N. The big explanatory dictionary of modern Russian language. M.: «Alt-Print», 2005. VIII. 1239 p.

15. The strategy of sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period up to 2030 (approved. by order of the RF Government dated 2 February 2015 №. 151-p) / mcx.ru.

16. The main directions of budget policy for 20132014 and planned 2015 // http://www.consultant.ru/ document / ConsultantPlus, 2015.

Efimova Larisa Aleksandrovna - PhD, Associate Professor, Department of Accounting, Russian Timiry-azev State Agrarian University; 127550, Timiryazevskaya str., 49; tel.: +7 (499) 976-59-07; e-mail: efimova@ timacad.ru.

Received 2 July 2015

УДК 378.147+ 378.118 М.В. ШИНГАРЕВА

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

организация самостоятельной работы студентов вуза в условиях реализации фгос впо

В статье обозначена проблема организации самостоятельной работы студентов вуза в условиях реализации ФГОС ВПО, а также степень ее разработанности в педагогической науке; представлен сравнительный анализ определений понятия «самостоятельная работа студентов» разных авторов; определены принципы организации самостоятельной работы студентов; сформулированы рекомендации к отдельным видам аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Одним из наиболее перспективных видов самостоятельной работы студентов является решение компетентностно-ориентированных задач, направленных на формирование у студентов определенной совокупности общекультурных и профессиональных компетенций. Автором даны определения понятий «компетентностно-ориентированная задача» и «система компетентностно-ориентированных задач», выделены основания для классификации компетентностно-ориентированных задач: их место в иерархии формируемых компетенций; виды профессиональной деятельности, установленные ФГОС; виды формируемых умений; содержание задач; их целевое назначение; характер учебно-познавательной деятельности студентов; формы организации обучения, в рамках которых возможно применение задач; число студентов, вовлеченных в процесс решения задачи, что позволило систематизировать компетентностно-ориентированные задачи. Создание систем компетентностно-ориентированных задач по каждой учебной дисциплине и их реализация в учебно-воспитательном процессе современного вуза является одним из условий успешной подготовки компетентного бакалавра, способного самостоятельно осуществить выполнение основных видов профессиональной деятельности. Согласно ФГОС ВПО внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. В статье представлен перечень разделов, которые должны быть включены в методические рекомендации по всем видам внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, аудиторная самостоятельная работа студентов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов, компетентностно-ориентированная задача, система компетентностно-ориентированных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.