#
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ГОДЫ ВТОРОЙ ПЯТИЛЕТКИ (1933-1937 гг.)
TAXATION OF CITY DWELLERS DURING THE SECOND FIVE-YEAR PLAN (1933-1937)
В. С. Околотин
В статье осуществлен анализ налогообложения городского населения в годы второй пятилетки (1933-1937), отражены тенденции изменения тяжести налогообложения различных его категорий.
Ключевые слова: промысловый и подоходный налоги, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства, тяжесть налогообложения.
V. S. Okolotin
The article analyzes taxation of city dwellers during the second five-year plan (1933-1937) and shows the tendencies of changing different categories of taxes.
Keywords: enterprise and income tax, residence and common-use building charge, severity of taxation.
алоговые платежи и сборы, установленные для городского населения в период 1928/29-1932 гг., сохранили свою значимость и для второй пятилетки. Однако их удельный вес в общем объеме налоговых платежей продолжал изменяться. Так, положение о промысловом налоге с частных предприятий и промыслов, принятое в ходе налоговой реформы 1930 г., несмотря на утрату своего предназначения, формально продолжало действовать. Тем не менее постановление от 27 октября 1932 г. об освобождении от промыслового налога кустарей без наемного труда и утвержденные СНК СССР 26 марта 1936 г. правила регистрации кустарных и ремесленных промыслов, запретившие промыслы с наемным трудом и всякую частную торговлю, чрезвычайно ограничили круг его плательщиков. В результате поступления от промыслового налога значительно сократились. Если в 1931/32 гг. сумма налогов составляла соответственно 128 и 124 млн руб., то в 1933 г. она снизилась почти вдвое, составив 57 млн руб., а в 1934 и 1935 гг. - до 16 и 10 млн руб. [1].
Согласно новым требованиям, к обложению промысловым налогом должны были привлекаться кустари, продающие свои изделия из особых помещений и занимающиеся пищевыми промыслами (если эти промыслы разрешены местными постановлениями); мелкие торговцы; лица, занимающиеся складскими операциями, а также содержателями весов, силомеров, каруселей, агенты по приисканию помещений, по доставке и сдаче багажа, по помещению объявлений в газетах и т. д. Несмотря на то, что обложение промысловым налогом распространялось и на представителей иностранных фирм, производящих торговые операции на территории СССР, а также на концессионные предприятия, их количество в связи с применением новых правил регистрации сокращалось до минимума. Таким образом, в действительности число объектов обложения промысловым налогом оказывалось крайне незначительным.
Согласно аналитической справке Народного комиссариата финансов (НКФ) СССР того времени,
количество плательщиков первой группы «ничтожно и ставки для них не превышают 80 руб. в год». Более того, в ней утверждалось, что «фактически финорганы и не привлекают их к промысловому налогу». Из концессионных предприятий формально к промысловому налогу могли быть привлечены только японские рыболовные концессии, действовавшие на основании рыболовной конвенции, остальные облагались налогом как государственные предприятия. Основную долю поступлений промыслового налога за 1936 г. составила недоимка прошлых лет, взыскиваемая с налогоплательщиков. Справка завершалась выводом, что «для советских граждан, представителей иностранных фирм и для концессий, кроме японских рыболовных, промысловый налог является беспредметным и может быть отменен без всякого ущерба»[2].
По-иному обстояло дело с подоходным налогом и культсбором, которыми было обременено городское население. Если в 1928/29 г. удельный вес платежей рабо-
Таблица 1
Сумма подоходного налога (в тыс. руб.)
1933 г. 1934 г. 1935 г. 1936 г.
СССР 644 884 776 185 875 447 1 193 576
РСФСР 418 594 511374 587321 829 414
Таблица 2
Сумма подоходного налога по категориям городского
населения
С рабочих и служащих С прочих плательщиков
1935 г. 1936 г. 1935 г. 1936 г.
СССР 685 422 1 048 328 190 025 145 248
РСФСР 475 347 739 119 112 474 90 295
Таблица 3 Поступления от подоходного налога (в тыс. руб.)
1933 г. 1934 г. 1935 г. 1936 г.
СССР 676 769 759 428 843 439 1 178 323
РСФСР 467 448 520 536 577 879 826 819
Ф
Поступления от культсбора (в тыс. руб.)
Таблица 4
С рабочих и служащих С прочих плательщиков
1933 г. 1934 г. 1935 г. 1936 г. 1933 г. 1934 г. 1935 г. 1936 г.
СССР 546 788 643 648 750 065 1 112 782 - - 93 374 65 541
РСФСР 387 226 451 773 523 427 785 450 - - 54 452 41 369
чих, служащих, кооперированных кустарей и ремесленников составлял в общей массе 8,2%, а удельный вес нетрудового населения 78,1%, то к 1932 г. сложилась иная ситуация. Первой категории налогоплательщиков предстояло оплатить уже 61,9% всех платежей, а нетрудовому населению - 17,4% [3]. Произошли изменения и в налоговом законодательстве. Так, обложение подоходным налогом зарплаты рабочих и служащих регламентировалось положением о подоходном налоге, утвержденным ЦИК и СНК СССР 17 мая 1934 г., и постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 января 1934 г. «О сборе на нужды жилищного и культурно-бытового строительства». Ставки по подоходному налогу и сбору на нужды строительства установлены ЦИК и СНК СССР 14 января 1935 г. Действующим законодательством зарплаты до 600 руб. облагались прогрессивным налогом. При зарплате свыше 600 руб. для уплаты подоходного налога были установлены ставки в размере 3,3% и культсбора 2,8%, которые применялись независимо от размера заработной платы [4]. О динамике поступлений подоходного налога с городского населения, в том числе с рабочих и служащих, можно судить по следующим цифрам (табл. 1) [5].
О распределении обложения подоходным налогом по категориям городского населения свидетельствуют следующие данные (табл. 2) [6].
Из приведенных в таблицах данных следует, что общий рост средств от подоходного налога сопровождался устойчивым ростом платежей с рабочих и служащих, которые стали основными его налогоплательщиками. Поступления же от прочих городских налогоплательщиков неуклонно снижались. Аналогичная ситуация наблюдалась и по поступлениям от культсбора, о чем свидетельствуют приводимые данные (табл. 3) [7].
Поступления платежей по подоходному налогу и культсбору с некооперированных кустарей также имела свою специфику. Так, по данным на 1 августа 1935 г. (по неполному числу районов), в СССР финансовыми органами было зарегистрировано 199 тыс. некооперированных кустарей и ремесленников. В таблице 5 отражена общая сумма поступлений подоходного налога и культсбора с некооперированных кустарей.
Подоходный налог и кульстсбор в среднем на одного кустаря был начислен в следующих размерах (табл. 6).
В документах НКФ СССР также говорилось, что среди кустарей имеется большое стремление уклониться от регистрации в финорганах и, следовательно, от налогообложения. Существующий штраф за
уклонение от регистрации не страшил кустаря. Только в Москве, Ленинграде и Горьком за 10 месяцев 1935 г. фи-норганами выявлено 11 580 незарегистрированных кустарей, уклонившихся от уплаты налогов. В связи с этим для борьбы с указанными нарушениями НКФ СССР законодательно инициировал увеличение суммы штрафа за уклонение от регистрации до 500 руб. [8].
Динамика численности некооперированных кустарных, ремесленных и приравненных к ним промыслов (кроме промыслов лиц, связанных с сельским хозяйством) за 1933-1935 гг. по 54 городам СССР, в том числе и городам Центральной России Иванову, Калинину, Костроме, Москве, Туле и Ярославлю, выглядела следующим образом (табл. 7) [9].
Средние размеры доходов (по утвержденным нормам доходности) и платежей подоходного налога некооперированных кустарей по Москве и Горькому (ныне Нижний Новгород) представлены в таблице 8 [10].
Число мелких торговцев относительно приведенного количества некооперированных кустарей было незначительным и к 1933-1935 гг. быстро сокращалось. Если судить по числу выбранных мелкими торговцами регистрационных удостоверений по состоянию на 1 октября 1933, 1934 и 1935 гг., то в 54 городах центральной России число мелких торговцев в 1933 г. составляло 1038 чел, в 1934 -546, а в 1935 - 207 [11].
Таким образом, основными налогоплательщиками в городах в годы второй пятилетки стали рабочие и служащие. Промысловый налог утратил свою значимость, а выпавшие доходы были компенсированы введением перво-
Таблица 5
Общая сумма подоходного налога и культсбора с некооперированных кустарей (в млн руб.)
Наименование налогов и сборов 1934 г. 1935 г.
Подоходный налог 110,0 145,0
Культсбор 45,0 62,0
Итого 155,0 207,0
Таблица 6
Средний размер подоходного налога и культсбора на одного кустаря (в руб.)
Наименование налогов и сборов 1934 г. 1935 г. % роста
Подоходный налог 487 руб. 687 руб. +41%
Культсбор 238 руб. 302 руб. +27%
Итого 725 руб. 989 руб. +36%
Таблица 7
Численность кустарных, ремесленных и приравненных к ним промыслов
Наименование промыслов Количество кустарей, ремесленников и проч.
1933 г. 1934 г. 1935 г В % к итогу
Кустарные и ремесленные промыслы Обработка металлов 4342 4766 4215 6,7
Обработка дерева 1417 1442 1504 2,4
Изготовление обуви 9925 11 597 12 910 20,7
Изготовление одежды 9627 10 932 12 044 19,3
Ювелиры, часовщики 956 1032 864 1,4
Прочие 9452 10 347 5754 9,2
Итого 35 719 40 166 37 291 59,7
Приравненные к ним промыслы Извоз 17 648 19 585 19 671 31,5
Парикмахеры 1986 2120 1678 2,7
Прочие 2321 4032 3840 6,1
Итого 19 955 25 787 25 189 40,3
Всего 55 674 65 903 62 480 100,0
Таблица 8
Размер подоходного налога некооперированных кустарей в крупных городах (в руб.)
Наименование промыслов Москва Горький
Доход Подоходный Доход Подоходный
налог налог
Сапожники и починочники
1934 г. 9000 1505 4000 305
1935 г. 10 000 1825 4500 395
Сапожники, работающие на рынок
1934 г. 12 000 2565 10 000 1825
1935 г. 13 000 2935 18 000 1995
Портные, работающие на заказ
1934 г. 8000 1185 5500 575
1935 г. 9000 1505 6500 795
Портные, работающие на рынок
(брючники)
1934 г. 12 000 2565 9500 1665
1935 г. 22 000 6815 18 000 4995
Шапочники
1934 г. 13 000 2935 9500 1505
1935 г. 20 000 5875 15 000 3675
Слесаря-починочники
1934 г. 10 000 1825 10 000 1825
1935 г. 17 000 4555 12 000 2565
Сапожники, работающие на заказ
1934 г. 12 000 2565 8500 1345
1935 г. 13 000 2935 10 500 2010
начально двух сборов, а потом последующего их объединения в сборе на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). - Ф. Р-7733. - Оп. 15.- Д. 921. - Л. 19.
2. РГАЭ. - Ф. Р.-7733. - Оп. 15. - Д. 921. - Л.15-18.
3. РГАЭ. - Ф. Р.-7733. - Оп. 15. - Д. 911. - Л. 11.
4. РГАЭ. - Ф. Р.-7733. - Оп. 15. - Д. 19. - Л. 9.
5. РГАЭ. - Ф. Р.-7733. - Оп. 15. - Д. 912. - Л. 58, 59, 93.
6. РГАЭ. - Ф. Р.-7733. - Оп. 15. - Д. 912. - Л. 93.
7. РГАЭ. - Ф. Р.-7733. - Оп. 15. - Д. 912. - Л. 64, 71, 94.
8. РГАЭ. - Ф. Р.-7733. - Оп. 15. - Д. 921. - Л. 14.
9. РГАЭ. - Ф. Р.-7733. - Оп. 15. - Д. 921. - Л. 13.
10. РГАЭ. - Ф. Р.-7733. - Оп. 15. - Д. 921. - Л. 11.
11. РГАЭ. - Ф. Р.-7733. - Оп. 15. - Д. 921. - Л. 10.