СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРИОД ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 1920-1930-х ГОДОВ
И.В. КАРАВАЕВА, доктор экономических наук В.А. МАЛЬЦЕВ, кандидат экономических наук Институт экономики РАН
В самом начале индустриальных преобразований перед страной стояли задачи стабилизации рубля, упорядочения финансовой системы и минимизации дефицита государственного бюджета.
Государственные расходы в 1921 г. составили 24 471,9 млн руб. при объеме доходов 4 139,9 млрд руб. Такое превышение государственных расходов над доходами объяснялось отсутствием налоговых поступлений в связи с дезорганизацией денежного обращения, убыточностью государственных предприятий, наличием системы бесплатного снабжения в обобществленном секторе народного хозяйства. Основной объем государственных доходов в 1921 г. формировался за счет натуральных налогов и сборов, неналоговых поступлений обобществленного сектора и денежной эмиссии; удельный вес налогов в денежной форме в общей сумме государственных доходов составил 7,7 %. Однако в том же 1921 г., с переходом к новой экономической политике, начала восстанавливаться система налоговых доходов бюджета.
26 июля 1921 г. ВЦИК утвердил Положение о промысловом налоге, которое распространялось на частные и кооперативные торговые и промышленные предприятия, личные промысловые занятия. Декретом ВЦИК от 9 августа 1921 г. был введен первый акциз на виноградные вина, а с января 1922 г. - акцизы на табачные изделия, гильзы и спички, спирт, соль, нефть, пиво и т.п. В августе 1921 г. вводятся пошлинные сборы, а затем и гер-
бовый сбор. Декретом ВЦИК от 9 марта 1922 г. были восстановлены таможенные пошлины, а 16 ноября 1922 г. - подоходный налог. Подоходный налог сначала имел форму подоходно-поимущественного налога; обложению подлежали доходы физических и юридических лиц, а также имущество (строения, экипажи, ценности в металле и камнях и т.п.). Ставки налога были прогрессивными и колебались от 0,83 до 15% облагаемого дохода и от 0,15 до 1,5 % стоимости облагаемого имущества. В 1924 г. этот налог был реформирован в подоходный, а обложение имущества отменено. В 1924 г. единый сельскохозяйственный продовольственный налог окончательно превращается из натураль-но-денежного в денежный налог. Одновременно восстанавливалась система местных налогов и сборов. Финансовая связь между государством и государственными предприятиями выражалась в получении казной части прибылей предприятий и выдаче им из бюджета средств на восстановление капиталов и покрытие убытков (табл.1).
20 июня 1923 г. был введен подоходный налог с предприятий обобществленного сектора. Плательщиками подоходного налога стали государственные тресты, комбинаты, синдикаты, нетрестированные государственные предприятия, работающие на основе хозрасчета, а также кооперативные организации. Объектом обложения являлась чистая прибыль, полученная за истекший операционный год. В отличие от частных предпри-
Таблица 1
Государственные доходы и расходы на госпредприятия, млн руб.1
Год Отчисления от прибылей госпредприятий Государственные расходы на поддержку госпредприятий
1922/23 136,7 -
1923/24 125,0 41,4
1924/25 90,6 76,9
ятий для предприятий обобществленного сектора был установлен не прогрессивный, а пропорциональный подоходный налог, который взимался по ставке 8 % от чистой прибыли.
В результате к середине 1920-х гг. постепенно сформировалась группа налогов, игравших наибольшую роль в мобилизации доходов в государственный бюджет: единый сельхозналог, подоходный налог, промысловый налог и акцизы, таможенные пошлины (табл.2)2.
С формированием системы налоговых доходов складывается, а вернее — воссоздается структура бюджета, который делится по дореволюционной традиции на 2 части: обыкновенный и чрезвычайный.
В соответствии с утвержденной 16 сентября 1924 г. НКФ СССР классификацией государственных доходов и расходов как по Государственной росписи СССР, так и по росписям союзных республик, соответствующие статьи бюджета делились на обыкновенные и чрезвычайные. Были выделены 2 группы государственных доходов. Обыкновенные доходы включали налоги (единый сельхозналог, промысловый налог, подоходный налог, акцизы, таможенные доходы, гербовый сбор и прочие налоги и сборы), доходы предприятий транспорта и связи, отчисления от прибылей государственных предприятий, доходы от эксплуатации государственных имуществ, угодий и недр, а также ряд других неналоговых доходов; к чрезвычайным доходам относились поступления от реализации государственных
фондов, проведения государственных кредитных операций, выпуска серебряной и медной монеты.
Государственные расходы также делились на 2 категории: обыкновенные и чрезвычайные. К обыкновенным относились расходы, повторяющиеся ежегодно, в частности: заработная плата государственных служащих, расходы по взиманию доходов, обслуживанию государственного долга, содержанию путей сообщения, портов и т.п. Под чрезвычайными понимались расходы, производимые единовременно или через длительные промежутки времени (например, постройка железных дорог, строительство крупных государственных предприятий и т.д.).
При этом в СССР действовал принцип единства фондов государственных доходов, заключавшийся в том, что все денежные поступления государства из различных источников не идут на покрытие каких-либо определенных расходов, не имеют специального назначения, а образуют единый общий и нераздельный фонд, из которого без различия источников получения покрываются все государственные расходы. Конкретно этот принцип выражался в зачислении всех государственных доходов на единый общий нераздельный счет Государственного казначейства, с которого списывались все производимые государственные расходы.
На первом этапе индустриализации - с 1923 по 1926 г. из госбюджета на финансирование социалистического строительства было направлено 10,8 млрд руб., из них 56 % — на финансирование народного
Таблица 2
Динамика поступления налогов в Государственный бюджет СССР в 1922/23 - 1925/26 гг., млн руб.3
Налоговые доходы 1922/23 г. 1923/24 г. 1924/25 г. 1925/26 г.
Единый сельхозналог 176,5 231,0 326,2 251,7
Подоходный налог 12,7 64,7 94,3 151,4
Промысловый налог 59,2 113,1 157,3 229,2
Акцизы 103,5 240,7 507,8 841,6
Пошлины и сборы 23,0 67,3 122,6 157,9
Прочие налоги и сборы 32,9 1,3 17,6 8,9
1 Итоги десятилетия советской власти в цифрах. Стат.сб. - М., 1930.
2 В целом перечень государственных налогов включал сельскохозяйственный налог, промысловый налог, налог с обращения ценностей, подоходный налог, налог на сверхприбыль, налоге имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, специальный военный налог, акцизы, гербовый сбор.
3 Итоги десятилетия советской власти в цифрах. Стат. сб. - М., 1928,— С. 14,16,17.
хозяйства. Помимо значительных средств на содержание и развитие транспорта и связи, находившихся на сметно-бюджетном финансировании (все их доходы и расходы в полном объеме отражались в государственном бюджете), из Государственного бюджета СССР выделялись ассигнования на финансирование промышленности (634,6 млн руб.) и сельского хозяйства (490,1 млн руб.); за счет этих средств создавались и пополнялись собственные оборотные средства государственных предприятий, финансировалась электрификация, оказывалась поддержка крестьянским хозяйствам. Из государственного бюджета также финансировались крупные затраты, связанные с подготовкой и проведением денежной реформы, строительством финансовой системы страны, покрывались расходы на замену одних денежных знаков на другие в процессе деноминации, создание кредитной системы, а также системы государственного страхования, так как уставные фонды Государственного банка и акционерных банков для кредитования отраслей народного хозяйства и Госстраха СССР первоначально образовывались за счет государственных средств. За счет бюджета на цели долгосрочного кредитования предоставлялись средства Торгово-промышленному и Сельскохозяйственному банкам.
Взаимоотношения государственной промышленности с государственным бюджетом были двоякими: с одной стороны, промышленность по-
Динамика государственных доходов
лучала из казны ссуды и дотации, с другой — казна получала неналоговые доходы - отчисления от прибылей государственных предприятий, суммы в погашение выданных бюджетных ссуд и, наконец, размещала часть своих займов (например, 8 %-ный гарантийный заем). Параллельно развивалась система налоговых доходов (табл. 3).
Так, с 1922/23 по 1927/28 гг. поступления промыслового налога увеличились в 6 раз в абсолютной сумме и составили 6 % от объема государственных доходов в 1927/28 г. Для местных бюджетов 100 %-ная надбавка к промысловому налогу имела еще большее значение. Возросла и доля поступлений по налогу от государственных доходов и кооперативных предприятий.
Крупным источником государственных доходов в данный период стал подоходный налог (табл. 4). А быстрый рост его поступлений объяснялся достаточно последовательным увеличением доходов государственных и кооперативных предприятий, сопровождаемым ростом заработной платы, а также ужесточением режима обложения доходов частных предпринимателей.
Наряду с мероприятиями по совершенствованию взимания прямых налогов был серьезно упрощен порядок взимания акцизов и параллельно расширены списки подакцизных товаров.
К приоритетным направлениям государственного финансирования в 1920-е гг. следует отнести
Таблица 3
в 1922/23 - 1925/26 гг., млн руб.4
Доходы 1922/23 г. 1923/24 г. 1924/25 г. 1925/26 г.
1. Налоговые доходы, всего 474,6 785,5 1 327,3 1791,2
В том числе:
прямые налоги 248,4 408,2 595,3 641,2
косвенные налоги 103,5 240,7 609,4 992,1
пошлины 122,7 136,6 122,6 157,9
2. Неналоговые доходы, всего 463,7 1 039,2 1 475,9 2 095,7
В том числе:
отчисления от прибылей 11,4 48,9 123,1 171,9
лесной доход 18,8 53,5 104,8 214,7
доходы от недр 0,4 11,1 8,5 20,7
доходы предприятий транспорта и связи 392,6 746,4 1 088,0 1 563,5
прочие 40,5 179,3 151,5 124,9
3. Государственные займы 81,9 183,5 130,5 146,0
4. Прочие поступления 439,8 309,4 68,5 33,3
В том числе:
монетный доход - 23,6 33,0 5,7
валютные операции 45,7 135,3 35,0 -
эмиссия 394,1 150,5 - -
остатки поступлений за прошлые годы - - - 27,6
Всего 1 460,0 2317,6 300,2 4066,2
4 Итоги десятилетия советской власти в цифрах. М., Фин.изд. НКФ СССР, 1926.
Таблица 4
Динамика поступлений подоходного налога в 1922/23-1927/28 гг.5
прежде всего отрасли тяжелой промышленности: угольную, металлическую, военную и т.д., на их долю приходилось около 85 % со всех ассигнований (табл.5).
Главной задачей финансирования сельского хозяйства являлось содействие кооперированию крестьянства. Средства, отпущенные сельскохозяйственной кооперации из государственного бюджета, составили в 1923/24 г. 2,34 млн руб., а в 1925/26 г. — 9,2 млн руб. Вместе с тем выделялись средства на поддержку и развитие потребительской кооперации — основного поставщика промышленных товаров; за период с 1923/24 по 1925/26 г. она получила 29,8 млн руб.
Текстильной промышленности из государственного бюджета выдавались ссуды на закупку хлопка заграницей (в 1923/24 г. - 25 млн руб., в 1925/26 гг. - 16,2 млн руб.).
С 1924/25 г. финансирование транспорта из бюджета осуществлялось двумя способами: государственное финансирование (внешнее) и финансирование НКПС СССР (внутреннее). Государственное финансирование выделялось морскому и речному торговому флотам, переведенным на хозрасчет, а также железным дорогам, портам и шоссе, оставшимся на госбюджете. Торговый флот получал из бюджета дотации на покрытие убытков по обязательным пароходным линиям, ссуды на образование
и пополнение оборотных средств. Остаток прибыли после покрытия всех расходов пароходства поступал в распоряжение государства.
Значительную роль в расширении государственных расходов играла кредитная система: так, в 1926 г. при Торгово-промышленном банке был создан отдел долгосрочного кредитования промышленности, а в 1928 г. этот банк был преобразован в банк долгосрочного кредитования промышленности. Операции банка долгосрочного кредитования осуществлялись за счет особых фондов, которые создавались путем отчислений от прибыли промышленности и бюджетных средств. Этим достигалось целевое закрепление средств на капитальные вложения, а также обеспечивалось усиление государственного контроля за экономным использованием средств.
Форсированная индустриализация, начавшаяся на рубеже 1920-1930 гг., потребовала резкого увеличения объемов государственных доходов, новых методов их аккумуляции и распределения.
Важное значение в выполнении плановых назначений по государственным доходам в этот период сыграла налоговая реформа 1930-1932 гг., которая принципиально изменила состав и структуру государственных доходов. Постановление ЦИК и СНК СССР от 02.09.1930 г.
Была перестроена система платежей в бюджет; многократность налоговых платежей уступила место двухканальной системе изъятия доходов социалистических предприятий и кооперативных организаций в бюджет. Для социалистических предприятий были установлены 2 вида изъятия доходов в бюджет: налог с оборота и отчисления от прибылей.
В налоге с оборота было объединено 53 ранее существовавших платежа, в том числе промысловый налог, акцизы, лесной доход, доходы от недр и т.д. В отчисления от прибылей были включены
Таблица 5
Динамика бюджетных ассигнований в отдельные отрасли государственной промышленности в 1923/24 — 1925/26 гг., млн руб.6
Отрасль 1923/24 г. 1924/25 г. 1925/26 г.
Металлическая 41,6 52,2 67,8
Угольная 22,8 17,5 17,9
Военная 15,9 15,5 16,2
Химическая 6,1 8,4
Электротехническая 0,1 2,4 5,3
Авиастроительная 4,3 7,1
Годы Сумма, млн руб. Удельный вес в госдоходах, %
1922/23 12,7 0,9
1923/24 64,7 2,8
1924/25 94,3 3,2
1925/26 151,4 3,8
1926/27 168,0 3,4
1927/28 256,3 4,2
5 Плановое хозяйство. - 1928. — № 3. — 1929 - № 9.
6 Популярный финансово-экономический словарь. — М.: Финансовое изд-во НК.Ф СССР, 1925. С. 23, 24; Роспись государственных доходов и расходов СССР на 1925/26 г. - М.: Финансовое изд-во НКФ СССР. С. 46.
5 платежей, в том числе подоходный налог с государственных предприятий. Налог с оборота исчислялся и уплачивался по фактическому обороту предприятий, отчисления от прибылей взимались по дифференцированным ставкам от 10 до 18 %. В дополнение к налогу с оборота в 1932 г. был введен особый налог с нетоварных операций, который взимался с предприятий и организаций, оказывающих услуги.
Налоговая реформа еще более жестко ограничила доходы частного сектора: подоходный налог с капиталистических элементов был повышен до 86,5 % с дохода, взимались также налог на сверхприбыль и сбор на нужды культурного и жилищного строительства по ставке 200 % от установленного для них оклада подоходного налога. Произошло ужесточение налогообложения доходов единоличных крестьянских и кулацких хозяйств.
Результатом реформы стало увеличение госу-дарственныхдоходов, которые за годы первой пятилетки возросли в 2,4 раза, причем налоговые доходы в 2,5, а неналоговые поступления — в 2,6 раза. Уже в 1932 г. основная сумма государственных доходов
Динамика государственных дохе
(76,9 %) формировалась за счет поступлений от социалистического сектора экономики, причем наибольшую роль играли налог с оборота и отчисления от прибылей предприятий и организаций. Вытеснение частнокапиталистических элементов сопровождалось увеличением налогового бремени на этот сектор экономики и, как следствие, сокращением числа плательщиков и снижением удельного веса поступлений отданной категории плательщиков в общей сумме государственных доходов (4,6 % - в 1930 г., 2,7 % - в 1932 г.) (табл. 6).
С началом политики форсированной индустриализации промышленности изменились и методы распределения государственных финансовых ресурсов.
Возвратное финансирование капитальных вложений утратило свое значение. Поскольку денежные доходы государственных предприятий, как и общегосударственные фонды денежных ресурсов, составляли государственную собственность, то с расширением государственной сферы в экономике происходил переход на путь прямого планового распределения денежных ресурсов на капитальное
Таблица 6
•в в 1929/30 - 1932 гг., млн руб.7
Доходы 1929/30 г. 1930 г. 1931 г. 1932 г.
1. Налоговые доходы, всего 5 735,5 7 400,2 10 730,0 14 298,5
В том числе:
единый сельскохозяйственный налог 415,0 359,3 500,0 651,7
налог с оборота 4 560,3 6 280,3 9 280,0 12503,5
промысловый налог с частного сектора 176,1 133,2 180,0
подоходный налог с частных лиц 192,4 282,9 300,0 340,1
налог на сверхприбыль 18,0 15,2 18,0 19,3
таможенные доходы 372,0 327,7 300,0 346,8
пошлины 1,7 1,6 2,0 2,9
целевой налог для культурных нужд - - 150,0 168,2
2. Неналоговые доходы, всего 1972,8 2 762,9 3 430,1 5 177,0
В том числе:
поступления от предприятий и организаций 1 630,1 1 868,2 2 851,3 4 260,3
поступления от эксплуатации государственного имущества 27,3 32,9 41,1 45,8
средства Госстраха 36,3 77,7 23,2 56,9
средства от продажи особого товарного фонда 180,5 582,5 600,0 689,3
прочие доходы 69,9 126,8 94,5 106,2
доходы от выпуска монеты 28,7 24,8 20,0 18,5
отчисления в культурный фонд - 50,0 - -
3. Государственные займы 897,5 1 037,8 1 700,0 1 963,4
4. НКПС 2 799,0 3 324,6 4811,2 5 602,3
5. НКПиТ 260,6 335,6 473,0 544,9
6. Возврат авансов, отпущенных сельскому хозяйству по бюджету 1929/30 г. 17,0
7. Перечисления из бюджета РСФСР - - 303,3 317,0
Всего 11 665,4 14 855,1 21 664,6 27 903,1
7 Единый финансовый план и Государственный бюджет СССР на 1931 г.; Архив Министерства финансов РФ, 106.
строительство. Этот процесс завершился тем, что в 1930 г. все капиталовложения в государственную промышленность союзного и республиканского подчинения стали производиться в порядке прямого безвозвратного бюджетного финансирования. Фонды долгосрочного кредитования промышленности были ликвидированы, а задолженность предприятий аннулирована. В последующие годы и по всем остальным отраслям государственного хозяйства было установлено прямое безвозвратное финансирование капитальных вложений из бюджета. В результате капитальные вложения в обобществленный сектор увеличились с 1 270 млн руб. в 1926/27 г. до 4 275 млн руб. в 1929/30 г., т.е. более чем в 3 раза. Объем государственных расходов вырос с 5 779,5 млн руб. в 1926/27 г. до 8329,6 млн руб. в 1928/29 г., т.е. в 1,4 раза, а в годы первой пятилетки — в 3,1 раза.
XV конференция ВКП(б) подчеркнула огромное политическое значение государственного бюджета в мобилизации средств на финансирование развития промышленности. Ассигнования на развитие промышленности (без пищевой) составили в 1926/27 г. 550,1 млн руб, в 1927/28 г. - 786, в 1928/29 г. - 1151,8, в 1929/30 г. - 2274,7 млн руб. Такой рост государственных расходов на эти цели определялся тем, что значительная часть внутрипромышленных накоплений изымалась в государственный бюджет и распределялась между отраслями, главным образом для финансирования капитальных вложений. В 1928-1932 гг. крупные ассигнования выделялись из государственного бюджета на поддержку сельскохозяйственной кооперации, финансирование совхозов, укрепление материально-технической базы сельского хозяйства. За 1927/28 — 1932 гг. государственные расходы на поддержку совхозов составили 1897,7 млн руб., за счет государственного
бюджета была оплачена поставка этим сельскохозяйственным предприятиям 28 тыс. тракторов. На финансирование колхозов в этот период было выделено 1519 млн руб., 365,1 млнруб. перечислено в фонд коллективизации. Это позволило увеличить к 1932 г. объем производства сельскохозяйственной продукции в 3,4 раза по сравнению с 1927 г.
В 1930-е годы деятельность Наркомата финансов СССР была направлена на решение основных политических и хозяйственных задач, поставленных вторым и третьим пятилетними планами развития народного хозяйства.
В третьей пятилетке удельный вес этих налоговых поступлений несколько снизился — 63, 1 % в 1938 г. до 58,7 % в 1940 г. (табл. 7).
Ежегодный прирост поступлений от налога с оборота составил: в 1938 г. — 4,5 млрд руб., в 1939 г. — 16,5, в 1940 г. — 9 млрд руб. Такая динамика объясняется в значительной степени изменением системы взимания налога с оборота. Так, в текстильной промышленности в этих целях была введена система так называемых разниц, заменившая систему ставок налога с оборота, утверждаемых правительством для отдельных товаров или ассортиментных групп. Были введены 2 прейскуранта на текстильные изделия — отпускных цен без налога с оборота и розничных цен. В бюджет в виде налога с оборота вносилась разница между ценами обоих прейскурантов, различная для каждого товара, т.е. по сути уже не налог, а нормативное отчисление. Такая же система стала действовать и в ряде других отраслей. Данные изменения явно говорят о том, что налог с оборота терял свою фискальную сущность, трансформировался в определенный балансовый блок плановых платежей.
Из общей суммы обязательных платежей населения и добровольных взносов за 1933-1937 гг.
Таблица 7
Доходы Государственного бюджета СССР за 1938 — 1940 гг., млн руб.8
Статья доходов 1938г. 1939г. 1940г. Всего за 1938— 1940гг.
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Всего 127 480,9 100,0 156013,9 100,0 180 241,3 100,0 463 736,1 100,0
Из них:
налог с оборота 80411,0 63,1 96 869,4 62,1 105 881,4 58,7 283 161,8 61,5
отчисления от прибыли 10 466,6 8,2 15 838,0 10,1 27 719,5 12,0 48 024,1 10,4
налоги с предприятий и организаций 2 275,4 1,8 2 648,5 1,7 3 228,8 1,8 8 152,7 1,8
налоги и сборы с населения 5 051,9 4,0 6 967,2 4,5 9435,3 5,2 21 454,4 4,71
государственные займы 7 696,1 5,9 8 365,1 5,4 11 450,0 6,3 27411,2 6,0
8 Плотников К.Н. Доходы бюджета Советского государства: Очерки истории.- М.: Госфиниздат, 1995,- С. 183.
45,2 млрд руб. на городское население приходилось 29,7 млрд руб. (65,5 %), на сельское -15,5 млрдруб. (34,5%). Государственные налоги с городского населения включали подоходный налог и введенный в 1931 г. сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства в городах. Население деревни уплачивало сельскохозяйственный налог, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства в сельской местности и единовременный налог с крестьянских единоличных хозяйств. В целом за вторую пятилетку поступления налогов и сборов составили 18 274,3 млн руб. Они возросли с 3 484,1 млн руб. в 1933 г. до 4 027,7 млн руб. в 1937 г., т. е. на 15,6 %, тогда как средняя заработная плата рабочих и служащих по всему народному хозяйству за этот период увеличилась на 114,5 %, а денежные доходы, распределяемые среди колхозников по трудодням, в 4,5 раза.9
При этом сама направленность налоговых изъятий имела ярко выраженный политический характер. Деревня несла достаточно тяжелое налоговое бремя, а наиболее значительным оно было для некооперированных товарных хозяйств.
Ярким примером последовательного налогового вытеснения частного сектора в сельском хозяйстве является принятый Второй сессией Верховного Совета СССР 21 августа 1938 г. закон о государственном налоге на лошадей единоличных хозяйств. Ставки этого налога в зависимости от республики, края и области и по группам районов были установлены в размере от 275 до 500 руб. на одну лошадь. Если же в хозяйстве имелись другие лошади, то они облагались по более высоким ставкам. 25 % поступлений от этого налога шло в бюджеты союзных республик, 25 % — в бюджеты краев и областей, 50 % в районные бюджеты. А новый закон о сельскохозяйственном налоге, принятый в 1939 г., предусматривал обложение доходов от личного хозяйства колхозников не по твердым, а по прогрессивным ставкам, в зависимости от размера всех доходов, получаемых колхозниками от их личного хозяйства, а также от кустарно-ремесленных промыслов и занятий по найму. Доходы же колхозников, получаемые по трудодням, налогом не облагались.
К налогообложению рабочих государственных предприятий и служащих отношение было иным. Последовательно проводилось снижение налоговых платежей. Об этом свидетельствует неоднократное повышение необлагаемого минимума
9 Итоги выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР. - М.: Госпланиздат, 1939.- С. 62.
заработной платы: в 1934 г. он был повышен с 75 до 90 руб., в 1935 г. — до 140 руб. Кроме того, был установлен ряд льгот — к примеру, освобождались от налогового обложения доходы рабочих и служащих от подсобного хозяйства.
4 апреля 1940 г. были внесены новые изменения в обложение налогами несельскохозяйственного населения. На Шестой сессии Верховного Совета СССР первого созыва были приняты законы о подоходном налоге с населения и о сборе на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Ранее заработная плата рабочих и служащих облагалась подоходным налогом по прогрессивной шкале - от 0,6 % при месячной заработной плате в 140 руб. до 3,3 % при заработной плате в 600 руб. и выше. По новому закону было введено прогрессивное обложение и для заработков свыше 600 руб. в месяц. Одновременно были уменьшены размеры налога для получающих заработную плату до 300 руб. в месяц.
Для рабочих и служащих и приравненных к ним лиц в соответствии с новым законом был повышен необлагаемый минимум — со 140 до 150 руб., а ставки сбора на нужды жилищно-бытового строительства были несколько понижены для менее оплачиваемых и повышены для высокооплачиваемых рабочих и служащих.
Одновременно была изменена система обложения налогом кустарей и ремесленников. Кооперированные кустари и ремесленники по налоговому обложению были приравнены к рабочим, однако для них оклад налога, исчисленный по ставкам рабочих и служащих, повышался на 10 %. При обложении некооперированных кустарей и ремесленников отменялся нормативный порядок определения доходов по внешним признакам и установлен порядок обложения по фактически полученному доходу. Причем для некооперированных кустарей, производивших изделия из собственных материалов, налог повышался на 35%.
Однако несмотря на демонстративно лояльную политику обложения доходов рабочих и служащих государственных предприятий и кооперированного крестьянства, государство не могло допустить существенного роста доходов трудящихся. Форсированная индустриализация требовала ограничения расходов населения, что и было осуществлено за счет выпуска нескольких государственных займов. Быстрее чем снижались налоговые платежи, росли во второй и третьей пятилетках поступления от населения по обязательным государственным займам (табл. 8).
Таблица 8
Поступления от госзаймов в 1932 — 1937 гг., млн руб.10
Вид поступлений 1932 г. 1933 г. 1937 г. 1937 г. в%к
1932 г. 1933 г.
Всего 3 921,7 4 407,5 5 866,8 149,6 133,1
В том числе:
подписка населения на займы 2 429,3 3 196,0 4 330,4 178,2 135,5
займы, приобретаемые учреждениями и предприятиями 1 492,4 1 211,5 1 536,4 102,9 126,8
Важным для государства мероприятием стала проведенная в 1936 г. конверсия всех выпущенных ранее массовых займов (держателям займов выплачивалось 8-10% годовых). Но так как средства, привлекаемые займами, направлялись преимущественно на капитальное строительство, они не могли быть возвращены в такой короткий срок. Срок обращения займов был продлен до 20 лет. Последующие массовые займы выпускались уже на 20-летний срок. Сумма подписки на займы постоянно увеличивалась. В целом за 1938-1941 гг. было реализовано займов на 34,9 млрд руб. Поступления от займов в доходах бюджета составили: за 1938-1940 гг. — всего 6 %. За третью пятилетку поступления от займов, реализуемых среди населения, составили 19,9 млрд руб. — 4,6 %.
Вместе с тем необходимо отметить, что жесткая, ориентированная на интересы центра бюджетная политика достаточно эффективно выполняла поставленные перед ней задачи аккумуляции и распределения средств по важнейшим объектам форсированной индустриализации промышленности и ВПК в целом. Так, за 1938-1940 гг. на развитие промышленности было направлено средств в 38 раз больше, чем за 1923/24-1927/28 гг., и в 3,1 раза больше, чем за первую пятилетку. Следует, правда, иметь в виду, что и уровень цен в 1938-1940 гг. был значительно выше, чем в 1920-е гг. Большую роль в развитии народного хозяйства играло отчисление бюджетных средств на капитальное строительство. При этом динамика капиталовложений в промышленность в годы первых пятилеток свидетельствует
о высоких темпах строительства, прежде всего, предприятий тяжелой промышленности (табл. 9).
Начиная с периода третьей пятилетки, все более значительные средства направлялись на нужды обороны страны.
Если в целом расходы Госбюджета СССР за 1938,1939 и 1940 гг. составили 451,7 млрд руб. (соответственно 124,153,3 и 174,4 млрд руб.), то на нужды обороны за тот же период было израсходовано 119,2 млрд руб., или 26,4 % (соответственно 23,2, 39,2 и 56,8 млрд руб., или 18,7, 25,6 и 32,6 %)12.
Наиболее объемно процесс смены приоритетов бюджетной политики в годы социалистической индустриализации отражают данные табл. 10.
Как видим, если расходы на финансирование индустриальных преобразований в промышленности и сельском хозяйстве на начальном этапе индустриализации (1924-1928 гг.) вполне сопоставимы, то с началом форсированной индустриализации приоритет финансирования промышленного производства становится очевиден.
Кроме того, в десятки раз возрастает объем средств производственного накопления как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, а расходы населения на потребление искусственно ограничиваются — об этом наглядно свидетельствует политика проведения обязательных и добровольных государственных займов, предельно высокое обложение доходов от частного производства и индивидуальной трудовой деятельности.
Бюджет по сути становится однозначно чрезвычайным, а следовательно - дефицитным. Ос-
Таблица 9
Капитальные вложения в промышленное строительство трех пятилеток, млн руб.11
Вид вложений 1928/29-1932 гг. 1933-1937 гг. 1938-1942гг. (план)
Всего 24 796 58 613 1 119 000
в том числе:
производство средств производства 21 299 49 802 93 900
производство средств потребления 3 497 8811 18 000
10 Плотников К.Н. Доходы бюджета Советского государства: Очерки истории. - М.: Госфиниздат, 1955,- С. 188.
11 Там же. С. 256.
12 Там же, С. 261.
Таблица 10
Расходы государства по финансированию народного хозяйства в 1922-1940 гг, млн руб.13
Вид расходов 1922/23 1923/24 1924/25 1925/26 1928/29-1932 1933-1937 1938-1940
Всего расходов 1460,0 2 317,6 2 969,5 4 050,9 90 236,2 369 815,5 451 688,1
В т.ч. на народное хозяйство 783,4 1 151,9 1629,5 2244,6 55 229,3 184 000 170 403,7
то же в % ко всем расходам 53,7 49,7 54,9 55,4 61,2 49,8 37,7
Промышленность 121,0 143,2 150,9 219,5 26319,2 75392,5 83 304,4
то же в % ко всем расходам 8,3 6,2 5,1 5,4 29,2 20,4 18,4
то же в % к расходам на народное хозяйство 15,4 12,4 9,3 9,8 47,7 41,0 48,9
Сельское хозяйство 50,6 58,3 171,4 209,8 9 540,2 36 888,4 37 931,5
то же в % ко всем расходам 3,5 2,5 5,7 5,2 10,6 9,9
то же в % к расходам на народное хозяйство 6,4 5,1 10,5 9,3 17,3 20,0 22,2
новными статьями его расходов становятся капиталовложения в строительство и развитие крупных государственных предприятий. Он используется
как мощный и эффективный инструмент обеспечения политики форсированной индустриализации промышленности.
птл
в 0-я Веер оссийская 'выс тавна-ярмарна
мищкстмАв^ (ыспютыйМт, паппкикЯ
Ежегодно в выставке-ярмарке принимают участке свыше 40 регионов России, стран СИГ и дальнего зарубежья
(рпмттиы: Выставочная компания «ВДЭНХ-Экспо»
I Минэкономразвития России, МИДа России, Минрегиона России, РАН.
Направления выставки:
1МЦИИ ЩПМ1П1 Рвссии ппюмишм С1ТЛДИ1
В рамках 10-й выставки-я] _ «Защита от коитрафипа», демо!
защиты рынков от фальсифищ
некачественной продукции.
:а-фарум ,ы и способы ясной и
<Й н
Контактные телефоны/факсы: (095)974-3340,974-33-62,974-33-63,974-33-65 Е-таМ: info@vdenhexpo.com http://vdenhexpo.com
'Ш
13 Итоги десятилетия советской власти; Социалистическое строительство СССР. - М.: 1932. - С. 224; Плотников К. Н. Доходы и расходы бюджета Советского государства: Очерки истории. - М.: Госфиниздат, 1955. - С. 253.