Научная статья на тему 'Налоги и сборы в Ленинграде в период блокады'

Налоги и сборы в Ленинграде в период блокады Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1199
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 ГГ. / GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945 / БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА / SIEGE OF LENINGRAD / ФИНАНСЫ / FINANCE / НАЛОГИ / TAXES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зотова Анастасия Валерьевна

Впервые в историографии на основе архивных документов и опубликованных источников прослеживается динамика сбора налогов на протяжении всего периода блокады Ленинграда. В начале войны с ленинградцев взимались даже такие налоги и сборы, как сбор с владельцев скота и сбор с владельцев собак. В 1941 г. также был осуществлен сбор с лиц, участвовавших в игре на государственных ипподромах, и сельскохозяйственный налог. В дальнейшем эти налоги не собирались. С 1941 по 1943 г. осуществлялось взимание платы за обучение в старших классах средних школ и высших учебных заведениях. В последующие годы этот налог назывался «плата за обучение в средних школах и вузах». На протяжении всей блокады заметную роль играли такие налоги, как налог со строений, земельная рента, сбор с владельцев транспортных средств, налог с посетителей публичных зрелищ и увеселений, налог с киноустановок, подоходный налог с населения, налог с оборота, военный налог. В статье анализируется структура налогов, действовавших в блокированном городе, а также вклад собранных средств в оборону города и в обеспечение его защитников всем необходимым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taxes and Fees in Leningrad during the Blockade

For the first time in historiography on the basis of archival documents and published sources traces the dynamics of tax levy during the whole period of the Great Patriotic war. In the beginning of the war in Leningrad were such taxes and charges as tax levy from livestock owners and from the owners of dogs. In 1941 there were also tax levy from people involved in the game at national Racecourse, and agricultural tax. In future these taxes were not collected. From 1941 to 1943 in Leningrad people paid for studying in senior classes of secondary schools and higher educational institutions. In future this tax was called “the tuition Fees in secondary schools and universities”. Throughout the siege of Leningrad prominent role played such taxes, as the tax on buildings, land rent, taxes from vehicle owners, tax from people who attended public spectacles and entertainments, taxes from film projectors, income tax, turnover tax and war tax. In the article analyzes the structure of the Leningrad taxes and its contribution to the defense of the city and to the maintenance of its defenders of all that was necessary.

Текст научной работы на тему «Налоги и сборы в Ленинграде в период блокады»

Налоги и сборы в Ленинграде в период блокады

Зотова Анастасия Валерьевна

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича Доцент кафедры истории и регионоведения Кандидат исторических наук [email protected]

РЕФЕРАТ

Впервые в историографии на основе архивных документов и опубликованных источников прослеживается динамика сбора налогов на протяжении всего периода блокады Ленинграда. В начале войны с ленинградцев взимались даже такие налоги и сборы, как сбор с владельцев скота и сбор с владельцев собак. В 1941 г. также был осуществлен сбор с лиц, участвовавших в игре на государственных ипподромах, и сельскохозяйственный налог. В дальнейшем эти налоги не собирались. С 1941 по 1943 г. осуществлялось взимание платы за обучение в старших классах средних школ и высших учебных заведениях. В последующие годы этот налог назывался «плата за обучение в средних школах и вузах». На протяжении всей блокады заметную роль играли такие налоги, как налог со строений, земельная рента, сбор с владельцев транспортных средств, налог с посетителей публичных зрелищ и увеселений, налог с киноустановок, подоходный налог с населения, налог с оборота, военный налог. В статье анализируется структура налогов, действовавших в блокированном городе, а также вклад собранных средств в оборону города и в обеспечение его защитников всем необходимым.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг., блокада Ленинграда, финансы, налоги

Zotova A. V.

Taxes and Fees in Leningrad during the Blockade Zotova Anastasiya Valeryevna

The Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State university of Telecommunications (Saint-Petersburg, Russian Federation) Associate Professor of the Chair of History and regional Studies PhD in history [email protected]

ABSTRACT

For the first time in historiography on the basis of archival documents and published sources traces the dynamics of tax levy during the whole period of the Great Patriotic war. In the beginning of the war in Leningrad were such taxes and charges as tax levy from livestock owners and from the owners of dogs. In 1941 there were also tax levy from people involved in the game at national Racecourse, and agricultural tax. In future these taxes were not collected. From 1941 to 1943 in Leningrad people paid for studying in senior classes of secondary schools and higher educational institutions. In future this tax was called "the tuition Fees in secondary schools and universities". Throughout the siege of Leningrad prominent role played such taxes, as the tax on buildings, land rent, taxes from vehicle owners, tax from people who attended public spectacles and entertainments, taxes from film projectors, income tax, turnover tax and war tax. In the article analyzes the structure of the Leningrad taxes and its contribution to the defense of the city and to the maintenance of its defenders of all that was necessary.

KEYWORDS

the Great Patriotic war of 1941 — 1945, siege of Leningrad, finance, taxes

Зотова А. В.

о о

< С самого начала войны в налоговой системе Советского Союза произошли суще-н ственные изменения. 3 июля 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР устано-^ вил на военное время временную надбавку к сельскохозяйственному налогу в раз-V мере 100% с суммы налога, предъявленной к уплате. Были предоставлены льготы ^ хозяйствам колхозников и единоличников, в состав семей которых входили граж-^ дане, находившиеся на действительной военной службе и призванные по мобили-о зации в Красную армию и Военно-Морской флот. С 1 июля 1941 г. была введена о временная надбавка к подоходному налогу с населения.

Для граждан, подлежавших по возрасту мобилизации, но освобожденных от призыва, надбавка к подоходному налогу устанавливалась в следующих размерах: с рабочих и служащих при месячном заработке до 300 руб. — 100%; при месячном заработке свыше 300 руб. и до 500 руб. — 150%; свыше 500 руб. — 200% 1.

С 1 октября 1941 г. был установлен налог на одиноких и бездетных граждан СССР. Согласно ст. 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от обложения налогом освобождались военнослужащие и их семьи; учащиеся средних и высших учебных заведений; мужчины в возрасте до 25 лет и женщины в возрасте до 23 лет; пенсионеры; лица обоего пола, если им по состоянию здоровья в соответствии с решением врачебной комиссии было противопоказано дето-рождение2.

Согласно инструкции «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» НКФ СССР от 30 ноября 1941 г. возраст налогоплательщиков был снижен и налогами стали облагаться мужчины от 20 до 50 лет, женщины от 20 до 45 лет3.

С 1942 г. на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1941 г. был введен сбор военного налога. С его введением была отменена временная надбавка к сельскохозяйственному налогу и к подоходному налогу с населения. Налог обязаны были уплачивать все люди с 18 лет. Граждане, сверстники которых были призваны на действительную военную службу или мобилизованы в РККА и ВМФ, не мобилизованные или освобожденные от призыва, уплачивали военный налог по установленным ставкам с увеличением суммы налога на 50%4.

10 сентября 1942 г. был установлен налог со зрелищ. Налог начислялся исходя из ставки процента на сумму билета:

а) с лекций, диспутов, докладов, выставок, музеев — 5%;

б) с оперных, балетных, драматических спектаклей и симфонических, тематических и камерных концертов — 5%;

в) со спектаклей музыкальных комедий (оперетт), концертов, эстрад, цирковых представлений, аттракционов, каруселей, паноптикумов, общественных гуляний, зверинцев, катаний на лодках, на велосипедах, со спортивных состязаний, кроме бегов и скачек — 10%;

1 Об установлении на военное время временной надбавки к сельскохозяйственному налогу и к подоходному налогу с населения : указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля

1941 г. // Известия. 1941. № 156(7532)) // Бюллетень Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся. 1941. 7 июля. № 23. С. 13.

2 О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР : указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 года // Известия. 1941. 25 нояб. № 278 // Бюллетень Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся. 1941. 18 дек. № 39-40. С. 1.

3 О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР : инструкция Народного Комиссариата финансов СССР от 30 ноября 1941 г. № 741 // Бюллетень Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся. 1942. 30 янв. № 1—2. С. 9—2.

4 О военном налоге : инструкция Народного Комиссариата финансов СССР от 7 января

1942 г. № 753 (Издана на основании с. 17 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1941 г. «О военном налоге») // Бюллетень Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся.1942. 30 янв. № 1—2. С. 12.

г) с бегов и скачек с тотализатором — 60%; <

д) с бегов и скачек без тотализатора — 40%; ^

е) с прочих зрелищ — 50%. ^

От налога со зрелищ были освобождены зрелища, устраиваемые в частях, клу- ^

бах и домах Красной армии, Военно-Морского флота и войск НКВД СССР для ^ военнослужащих и членов их семей без допуска посторонних лиц; платные лекции ^ и доклады по марксистско-ленинскому воспитанию, а также оборонного и полити- о ко-просветительского характера; различные зрелища, устраиваемые для детей до о 16-летнего возраста; постановки и выступления кружков самодеятельности; музеи и отдельные зрелища в школах, больницах, приютах, устраиваемые для учащихся и инвалидов; государственные театры и другие зрелищные предприятия и организации, список которых был установлен Комитетом по делам искусств при СНК СССР по согласованию с Наркомфином СССР.

Исчисления сумм налога осуществлялись самими организаторами зрелищ. Суммы полностью оставались в составе доходов местных бюджетов. За неуплату или несвоевременную уплату налога полагался штраф до 100 руб.1.

С 10 апреля 1942 г. были установлены льготы по местным налогам. В частности, от налога со строений были освобождены строения, принадлежавшие лицам, которым были присвоены звания Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда и Героя труда, лицам, награжденным орденами Союза ССР, если принадлежавшие им строения были заняты непосредственно указанными людьми, либо их семьями и не сдавались в наем помещений, квартир и комнат; строения, принадлежавшие лицам, состоявшим в рядах Красной армии, Военно-Морского флота, войск НКВД, вступившим в ряды Народного ополчения и партизанские отряды, а также семьям этих лиц; строения, занятые предприятиями государственной промышленности, приведенные в состояние консервации2.

С июля 1942 г. произошло ужесточение уплаты налогов. Так, заработки до 150 руб. облагались военным налогом в размере 7%. В связи с этим, в отмену существовавшей практики, с заработков до 25 руб., ранее освобождавшихся от обложения, военный налог взимался также в размере 7%.

Особый интерес представлял подоходный налог с населения. От его уплаты освобождались рабочие и служащие, получавшие зарплату не выше 150 руб. в месяц, военнослужащие и военнообязанные, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда и пр. Ставки налога определялись следующим образом: от 151 руб. до 200 руб. в месяц — 5,5% месячной зарплаты; от 201 до 300 руб. — 6; от 301 до 400 — 7; от 401 до 500 — 8; от 501 до 700 —10; от 701 до 1000 — 12; от 1001 и выше — 13%3.

Таким образом, самая высокая ставка налога с самых состоятельных людей составляла 13%!

Система налогообложения в Ленинграде, разумеется, строилась в соответствии с советским законодательством, но имела свою специфику, обусловленную блокадой города.

В 1942 г. в «Бюллетене Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся» были опубликованы правила взимания местных налогов и сборов. В частности, был установлен разовый сбор с лиц, торговавших на базарах, рынках и других

1 О налоге со зрелищ : указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1942 года // Бюллетень Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся. 1942. 20 дек. № 23. С. 2.

2 О местных налогах и сборах : решение Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 17 июня 1942 г. № 69, п. 61 // Бюллетень Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся. 1942. 31 июля. № 14. С. 2—7.

3 О подоходном налоге с населения : указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. // Бюллетень Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся. 1943. 30 июня. № 11 — 12. С. 25—30.

< отведенных для торговли местах. От уплаты освобождались колхозники и крестьян не, продававшие с рук, корзин, лотков, столов или полок птицу, яйца, молоко, ^ масло и сыр, а также колхозы, колхозники и граждане, продававшие сельскохо-V зяйственную продукцию с рук, лотков, прилавков и полок на станциях железных ^ дорог и пристанях1.

^ В период с 20 октября 1941 г. по 15 января 1942 г. был проведен налоговый о учет граждан, имевших самостоятельные источники дохода. Райжилуправления, о райкоммунотделы и управление рынками были обязаны не позже 20 октября 1941 г. И представить в райфинотделы списки помещений и мест в домах, на улицах, площадях и рынках, сдававшихся в аренду частным лицам для занятия промыслами и продажи кустарями своих изделий.

Райздравотделы были обязаны подать в вышестоящие органы списки состоявших на учете лиц, занимавшихся частной врачебной практикой.

Все учреждения, предприятия и организации до 1 ноября 1941 г. должны были сообщить райфинотделам сведения за 1941 г. о выплатах частным лицам (аренда жилплощади и других помещений у частных лиц, транспортные перевозки и т. п.).

Всем учреждениям, предприятиям и организациям, а также промыслово-коопе-ративным артелям предписывалось в срок не позднее 10 января 1942 г. сообщить райфинотделам сведения о рабочих, служащих и членах артелей, выполнявших работы на дому, а также сведения о заработках членов транспортных артелей, не обобществивших рабочий скот. Горфинотделу и райфинотделам поручалось установить контроль за своевременным и полным представлением сведений и подвергать лиц, виновных в непредставлении или несвоевременном представлении сведений и деклараций, штрафу2.

В целях выявления лиц и объектов, подлежащих обложению государственными и местными налогами в 1944 г., Исполком Ленгорсовета постановил в период с 15 ноября 1943 г. по 25 января 1944 г. провести в Ленинграде налоговый учет. Руководители предприятий, учреждений и организаций, управляющие домами, коменданты зданий и общежитий, а также домовладельцы были обязаны подать в районные финансовые отделы учетные сведения3.

Наряду с успешным выполнением планов налоговых поступлений за 1944 г., по мнению финорганов Ленинграда, наблюдались и некоторые недостатки: «В результате недостаточного внимания к работе по учету и привлечению к обложению кустарей и ремесленников, финорганы не справились с задачей по исчерпывающему выявлению тех лиц из этой категории плательщиков, которые осуществляют свои промыслы без государственной регистрации.

Работники жилищной системы не сообщают финорганам требуемых законом сведений о лицах, получающих доходы от труда не по найму. Имеются факты укрытия управляющими домохозяйствами от регистрации в райфинотделах ряда лиц: водопроводчиков, электромонтеров, строительных рабочих и т. п.

1 Об установлении и взимании налогов и сборов в 1942 году : решение Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 10 октября 1941 г. № 52. П. 37 // Бюллетень Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся. 1941. 27 окт. № 38. С. 1—7.

2 О проведении налогового учета плательщиков и объектов обложения по государственным и местным налогам в гор. Ленинграде и пригородах на 1942 год: решение Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 9 октября 1941 г. № 52. П. 33 // Бюллетень Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся. 1941. 27 окт. № 38. С. 1—7.

3 О проведении учета плательщиков и объектов обложения государственными и местными налогами в 1944 году : решение Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 25 октября 1943 г. № 102. П. 16 // Бюллетень Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся. 1943. 18 нояб. № 21. С. 3.

Работники местной промышленности (директора промкомбинатов), правления < промартелей, администрация ОРСов и другие организации, имеющие сеть мастер- ^ ских по бытовому обслуживанию населения и использующие труд надомников, ^ совершенно неудовлетворительно контролируют работу администрации мастерских, ^ ателье, работу надомников, вследствие чего в указанных мастерских многие ма- ^ стера выполняют частные заказы, укрывая свою частную кустарно-промысловую ^ деятельность под вывеской промкомбинатов, артелей, ОРСов и т. п. (Куйбышевский, о Октябрьский и другие районы)»1. о

Представляют интерес статистические сведения о налогах, собиравшихся с ленинградцев в годы войны (таблица). Налоги были трех категорий: местные, отчисления от государственных налогов и неналоговых доходов и государственные налоги, сборы и пошлины, непосредственно зачислявшиеся в местный бюджет.

Представляет интерес тот факт, что в начале войны свою роль играли такие налоги и сборы, как сбор с владельцев скота, налог с посетителей публичных зрелищ и увеселений, а также сбор с владельцев собак.

В 1943 г. планы по земельной ренте и по налогу с транспортных средств в Ленинграде были не выполнены, хотя в целом городской план по налогам и сборам был перевыполнен. Был превышен план по сбору налогов с нетоварных операций на 17,5%.

Поступление налогов с доходов от кооперации составило 46 714 тыс. руб. План был выполнен на 116,8%2.

В 1944 г. были возвращены деньги тем предприятиям, которые ранее привлекались к уплате налога в 1943 г. по законсервированным строениям3.

Резкое перевыполнение плана по разовому сбору обусловлено открытием во втором полугодии новых рынков в ряде районов города.

Причиной перевыполнения плана по налогу с кино являлось проведение дополнительных сеансов и рост посещаемости театров, обусловленный увеличением населения города и демонстрацией ряда фильмов, пользовавшихся большим успехом у зрителей.

Перевыполнение плана по налогу с нетоварных операций было связано с увеличением производственных программ ведущими предприятиями города4.

В 1942 г. СНК СССР и Минфин СССР и РСФСР объявили об организации всесоюзного социалистического соревнования среди республиканских, краевых и областных финансовых отделов, нацеленного на выполнение задач по формированию государственного бюджета. Победителем в соревновании мог стать тот финансовый отдел, который, в первую очередь, представил бы лучшие показатели по бюджету. Необходимо было добиться лучших показателей в выполнении планов по государственным доходам, налогам и сборам, государственному страхованию, вкладам и займам.

Для того чтобы обеспечить выполнение требований по государственным доходам, необходимо было представить отчетность о выполнении плана по налогу с оборота, отчислениям от прибылей, подоходному налогу и неналоговым доходам без недоимок. Очень важны были платежная и отчетная дисциплина в хозорганах, своевременная и высококачественная проверка налоговых отчетов и балансов. По налогам и сборам должна была проводиться работа по учету плательщиков, начислению платежей и их взысканию5.

1 О состоянии налоговой работы в городе Ленинграде : решение Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 1 марта 1945 г. № 139, п. 13-б // Бюллетень Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся. 1945. 15 апреля. № 7. С. 10.

2 ЦГА СПб. Ф. 1853. Оп. 7. Д. 136. Л. 2.

3 ЦГА СПб. Ф.1853. Оп. 7. Д. 375. Л. 9.

4 ЦГА СПб. Ф.1853. Оп.7. Д. 375. Л. 10.

5 ЦГА СПб. Ф. 1853. Оп. 7. Д. 171. Л. 15, 16.

Налоги, взимавшиеся с ленинградцев в период блокады (тыс. руб.)*

Наименование 1941 1942 1943 1944 Общая сумма

1 2 3 4 5 6

Местные налоги

Налог со строений 22 004,1 22 377,5 21 797,2 20 223,3 86 402,1

Земельная рента 7631,4 6625,5 6095,6 5993,5 26 346

Налог с транспортных средств (сбор с владельцев транспортных средств) 319,2 320,2 251,8 200,9 1092,1

Налог со скота (сбор с владельцев скота) 44,1 14,6 41,7 36,5 136,9

Налог с посетителей публичных зрелищ и увеселений (налог со зрелищ) 1669,5 784,1 2354,5 4129,8 8937,9

Регистрационный сбор с владельцев собак 1,4 0,4 — — 1,8

Сбор с лиц, участвующих в игре на государственных ипподромах 300,5 300,5

Разовый сбор на колхозных рынках — — 2536,2 13 346,1 15 882,3

Налог с киноустановок — 6705,8 22 190,9 44 344,9 73 241,6

Сельскохозяйственный налог 0,3 — — — 0,3

Отчисления от государственных налогов и неналоговых доходов

Налог с нетоварных операций 43 720,7 8360,5 14 105,6 19 126,2 85 313

Сбор на культурное и жилищное строительство с рабочих, служащих и прочего неземледельческого населения (культжил-сбор) 19 483,8 16 335,9 35 819,7

Отчисления от сумм реализации государственных займов 69 092,4 65 576,3 37 005,0 27 306,9 198 980,6

Подоходный налог с населения 23 518,4 39 560,5 61 564,2 18 671,0 143 314,1

Налог с оборота — 75 117,5 149 579,7 171 192,5 395 889,7

Военный налог — 10 691,8 10 614,1 21 305,9

Государственные налоги, сборы и пошлины, непосредственно зачисляемые в местный бюджет

Подоходный налог с кооперации и хозорганов общественных организаций 146 122,0 7 839,2 46 713,9 58 521,3 259 196,4

Окончание табл.

1 2 3 4 5 6

Единая государственная пошлина (государственная пошлина) 10 187,8 4 321,6 5 755,5 7 807,1 28 072

Налог с имуществ, переходящих в порядке наследования и дарения 78,2 32,4 1,9 112,5

Рыболовный сбор 4,9 11,8 0,2 0,3 17,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Плата за обучение в старших классах средних школ и высших учебных заведениях (пособия из бюджетного резерва) (Плата за обучение в средних школах и вузах) 5 066,0 4,5 4,7 5 075,2

* Таблица составлена автором на основе сведений Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (далее — ЦГА СПб.). Ф. 1853. Оп. 7. Д. 127. Л.1—2 об.; Там же. Д. 184. Л. 12—17об., 29 об., 34; Там же. Д. 259. Л. 25; Там же. Д. 374. Л. 24—25.

В письме заведующему Ленинградским горфинотделом И. В. Гужкову от НКФ СССР 8 ноября 1942 г. говорилось о том, что «при выполнении плана по налогу с оборота на 131,1% финорганы Ленинграда заняли второе место по РСФСР. <...> Однако план по налогам хотя и выполнен на 102,9% (25-е место), но по военному налогу и подоходному налогу с населения имелось недовыполнение заданий — 11 365,6 тыс. руб. недособрали»1.

Анализ поступлений налогов в бюджет Ленинграда представляет значительный интерес. Показатели за 1941 г. не отражают реальной динамики событий, поскольку имеющиеся в архивах сведения характеризуют количество собранных денежных средств за 1941 г. в целом. На основе анализа документов Российского государственного архива экономики была подсчитана общая сумма налогов, собранных в СССР в 1941 г. Она составила 92 738 751,282 тыс. руб.2. Благодаря сведениям фондов Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, удалось подсчитать сумму налогов, сборов и пошлин, полученных в 1941 г. в Ленинграде. Она составила 36 5901,1 тыс. руб.3. Таким образом, доля налогов Ленинграда в доходной части союзного бюджета составила 0,4%. В 1942 г. налоги, сборы и пошлины, собранные с населения Ленинграда, составили 264 615,6 тыс. руб.4. Если учесть, что в Советском Союзе в 1942 г. налоги и сборы составили 100 518 000 тыс. руб.5, то доля Ленинграда составляла 0,26%, в 1943 г. — 0,446, в 1944 г. — 0,3%. Вероятно, это было связано с тем, что значительные средства стали вкладываться в восстановление разрушенного города и в реэвакуацию предприятий.

Налоги и сборы, собиравшиеся в Ленинграде во время блокады, были важной частью городской экономической политики, нацеленной на перевод экономики в военное русло, на обеспечение государства средствами, необходимыми для ведения боевых действий по отпору врагу.

1 ЦГА СПб. Ф. 1853. Оп. 7. Д. 171. Л. 52.

2 Подсчитано автором на основе: РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 26. Д. 1081. Л. 4—5.

3 Подсчитано автором на основе: ЦГА СПб. Ф. 1853. Оп. 7. Д. 127. Л. 1—3, 7—8.

4 Подсчитано автором на основе: ЦГА СПб. Ф. 1853. Оп. 7. Д. 184. Л. 12—17 об.

5 Подсчитано автором на основе: РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 27. Д. 154. Л. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.