Научная статья на тему 'НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В КЫРГЫЗСТАНЕ'

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В КЫРГЫЗСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Электронная торговля / налогообложение / налогоплательщик / налог на добавленную стоимость / налог с продаж / E-commerce / taxation / taxpayer / value added tax / sales tax

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гульэра Ташкулова, Чынара Эргешова, Жасмин Обитшер Кызы

В данной статье рассматриваются основные принципы налогообложения электронной торговли, международный опыт налогообложения электронной торговли на примере равитых стран и Кыргызстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION OF ELECTRONIC COMMERCE IN KYRGYZSTAN

This article discusses the basic principles of e-commerce taxation, international experience in e-commerce taxation on the example of developed countries and Kyrgyzstan.

Текст научной работы на тему «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В КЫРГЫЗСТАНЕ»

Ош мамлекеттик университетинин Жарчысы. Экономика №1 | 2022 УДК 336.221.262

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В

КЫРГЫЗСТАНЕ

ТашкуловаГульэраБегимкуловна,к.э.н., доцент

tashkulova. g@mail. ru, Ошский государственный университет Эргешова Чынара Мухтаровна, к.э.н., доцент

ergeshova_2019@mail.ru Ошский технологический университет им. М. Адышева

Обитшер кызы Жасмин, студент, Ошский государственный университет

Ош, Кыргызстан

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные принципы налогообложения электронной торговли, международный опыт налогообложения электронной торговли на примереравитых стран и Кыргызстана.

Ключевые слова: Электронная торговля, налогообложение, налогоплательщик, налог на добавленную стоимость, налог с продаж.

КЫРГЫЗСТАНДАГЫ ЭЛЕКТРОНДУК СООДАГА САЛЫК

САЛУУ

ТашкуловаГульэраБегимкуловна,э.и.к., доцент

tashkulova. g@mail. ru, Ош мамлекеттик университети, Эргешова Чынара Мухтаровна, э.и.к., доцент

ergeshova_2019@mail.ru М. Адышев ат. Ош технологиялык университети, Обитшер кызы Жасмин, студент, Ош мамлекеттик университети Ош, Кыргызстан

Аннотация:Бул макалада электрондук коммерцияга салык салуунун негизги принциптери, внукквн влквлврдYн жана Кыргызстандын мисалында электрондук коммерцияга салык салуу боюнча эл аралык тажрыйба талкууланат.

Негизги сездер: Электрондук коммерция, салык салуу, салык твлввЧY, кошумча нарк салыгы, сатуудан тYШквн салык.

TAXATION OF ELECTRONIC COMMERCE IN KYRGYZSTAN

Gulera Begimkulovna Taskulova,

Candidate of Economics, Associate Professor,

tashkulova.g@mail.ru Osh State University, Ergeshova Chynara Mukhtarovna, Candidate of Economics, Associate Professor, ergeshova_2019@mail.ru Osh Technological University named after M. Adyshev

Obitsher kyzy Jasmine, student, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan

Annotation: This article discusses the basic principles of e-commerce taxation, international experience in e-commerce taxation on the example of developed countries and Kyrgyzstan.

Keywords•• E-commerce,taxation, taxpayer, value added tax, sales tax.

Стремительный рост информационных технологий во всем мире создало условия развития новых видов деятельности, товаров, услуг, новых бизнес направлений и бизнес-моделей. В современном мире невозможно представить экономическую деятельность предпринимателей без использования информационных технологий, и без соприкосновения с цифровым пространством. Реальность требует развития коммерческих сделок с использованием цифровых стредств коммуникации в цифровом пространстве. Стремительное развитие электронной коммерции во время пандемии можно сказать адаптацией населения и экономики стран на изменения внезапно произошедшие в 2020 году в связи с коронавирусом.

Со времен первых разработок американских компаний системы электронного резервирования посадочных мест, хоть и не прошло много времени, современная электронная коммерция имеет значительную долю рынка цифровых услуг и онлайн-покупок и к тому же ежегодно ее роль увеличивается. Данный вид бизнеса открывает возможность для улучшения глобального качества жизни через использование информационных и коммуникационных технологий, стимулируя рост занятости как в развитых так и развивающихся странах. Однако, при этом возникают много не решенных вопросов связанные с неопределенностью налогового и таможенного законодательства для данной сферы экономической жизни, в связи со сложностью контроля над сделками, где создаются условия для злоупотребления со стороны налогоплательщиков, участников рынка электронной коммерции. В связи с чем повышается роль налоговых органов

и правительства, который должен обеспечить благоприятный фискальный климат для субъектов электронной коммерции.

В мировом сообществе пока не разработаны единые механизмы налогообложения электронной коммерции, существуют различные подходы к решению данного вопроса, что создает определенные сложности как для налогоплательщиков, так и для налоговых администраций.

В связи с тем, что интернет-торговля носит трансграничный характер и одной из ключевых ее особенностей является отсутствие физических границ, то есть покупка и поставка товаров или услуг не привязаны к какому-то определеннй геолокации, а может происходить в любой точке мира, то отсутствие общего подхода является серьезной проблемой.

Принципы налогообложения применяемые правительством в отношении традиционной торговли должны применяться и в отношении электронной коммерции, соответственно, существующие правила налогообложения должны реализовать эти принципы. При таком подходе правительство не исключает новых административных, законодательных мер или изменения существующих мер, касательно электронной коммерции, для облегчения применения существующих принципов налогообложения, не допуская дискриминационный режим налогобложения электронной коммерции[1].

При заключении международных договоренностей о применении принципов налогообложения к электронной торговле, любая страна должна учитывать свои внутреннние, принятые адаптации международных принципов, сохраняя фискальный суверенитет страны, для справедливого распределения налоговой базы от электронной торговли между странами, избегая при этом двойное налогообложение или непреднамеренное неналогообложение.

Для совершения координальных шагов по разработке и реализации законодательной базы по налогообложению электронной торговли возникает необходимость интенсивного сотрудничества, правительства, в лице сотрудников государственной налоговой службы, с представителями электронной торговли. Потому что, определение таких критериев как объективная база налогообложения, требование к налоговой регистрации дает возможность упрощения норм принятия электронного документа при регистрации, разработать поощрительную систему оценки и сбора налогов, упрощения способов оплаты и получения возмещения налогов, улучшения добровольного соблюдения требований, что является важной частью процесса реализации принципов налогообложения.

116

Как технологические и коммерческие разработки система налогообложения также должны быть гибкими и динамичными, чтобы расходы налогоплательщиков на соблюдение нормативных требований и административные расходы налоговых органов были минимальными насколько это возможно. Общеизвестно, что такая система достигается только при условии, что налоговые правила четкие и простые для понимания, чтоб налогоплательщики могли без труда понимать последствия до совершения сделки, а также как и когда должен быть уплачен налог. Правильность исчиления суммы налога и своевременность уплаты налогов также играют немаловажную роль, возможность клонения от уплаты налогов должны быть сведены к минимуму.

Операции электронной коммерции включают покупку и продажу товаров или услуг через Интернет и могут облагаться различными видами налогов, включая налог с продаж, налог на добавленную стоимость (НДС), подоходный налог и таможенные пошлины.

В настоящее время в существуют различные виды налогообложения электронной торговли, иногда электронная торговля может облагаться теми же налогоами что и обычные операции, а в некоторых случаях применяются особые правила налогообложения.

На протяжении многих лет рост цифровой экономики и способов ее налогообложения побуждали правительства задаваться вопросом, подходят ли существующие налоговые правила для цифровой эпохи. Креативная налоговая практика, принятая некоторыми из крупнейших технологических компаний, еще больше подогрела этот вопрос, и сегодня некоторые глобальные правила налогообложения, влияющие на цифровую экономику, очень близки к пересмотру.

Развитие цифровой экономики обуславливает правительство каждой страны решение вопросов налогообложения, так как возникает сложности применения существующих налоговых правил для цифровой экономики.

В целом налогообложение электронной коммерции является важным вопросом, требующим тщательного рассмотрения со стороны предприятий, налоговых органов и политиков. Крайне важно обеспечить справедливое и эффективное налогообложение операций электронной торговли, а также способствовать инновациям и росту цифровой экономики. Кроме государственных налогов в некоторых случаях электронная торговля может облагаться международному налогообложению, в случаях когда сделка связана с трансграничной торговлей. Как правило, международные налоговые правила сложные и зависят от различных факторов, таких как

117

местонахождение покупателя и продавца, тип продаваемых товаров или услуг и налоговое законодательство соответствующих стран. Например, согласно общепринятой концепции, разработанной ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), для образования постоянного представительства требуется наличие постоянного места осуществления предпринимательской деятельности. Такое место осуществления деятельности также требует физического присутствия в стране. Традиционно организации имели физическое присутствие в какой-либо стране за счет существования офиса или пункта продаж, что позволяло легко определить их присутствие с помощью конкретной географической точки, но, как отмечалось ранее, организациям, ведущим хозяйственную деятельность в цифровом пространстве, не обязательно открывать офис для ведения бизнеса в зарубежной стране [2].

Но данный подход не всегда справедлив, так как расположение сервера и оборудования по его обслуживанию может быть обусловлено исключительно целями экономии на содержании объекта, а основные прибыли генерируются в иных юрисдикциях.

Несмотря на это, данный подход был принят Европейским союзом и Соединенными Штатами Америки.

С 1 июля 2021 года в Европейском союзе вступили новые правила уплаты НДС, где устанавливлены ряд требований, по которым устанвлен единый лимит на все транзакции по всем старанам ЕС в размере 10 тыс. евро или эквивалент в национальной валюте по обменному курсу, опубликованному Европейским центральным банком. А также, если налогоплательщик предоставляет услуги в электронном виде частным лицам в других государствах Европейского союза, и в то же время продает товары с доставкой этим лицам, суммируется стоимость всех этих транзакций по всем странам Европейского союза и определяется, не был ли превышен лимит 10 тыс. евро. При превышени лимита возникает обязательство уплаты НДС в старне потребления, по ставке НДС страны потребителя, документация транзакции должна соответствовать требованиям страны потребителя. При реализации подакцизного товара необходимо письменно проинформировать местный таможенный орган и выполнить другие условия устанвовленные страной потребления, а также в некоторых случаях возникает обязательство уплаты налога на пластик. Для уплаты НДС в стране потербления предлагаются два варианта. Можно зарегистрироваться в каждой стране Евросоюза, где возникает обязательство по уплате, либо воспользоваться онлайн порталом OSSOSS (англ. One Stop Shop - «система одного окна»)[3].

118

Кроме того, введенные правила обязуют налогоплательщиков, не входящих в Евросоюз, уплачивать НДС в Евросоюзе, если потребитель реализуемых товаров находится на территории страны члена Европейского союза. Стоит отметить, что поставщики, находящиеся за территорией Евросоюза, могут не полностью осознавать свои обязанности по уплате НДС в государствах — членах Еропейского союза, в котором находится их клиент. Например, в США обязанность по уплате налога с продаж возникает, если поставщик имеет физическое присутствие в США. Однако, Евросоюзе обязанность по уплате НДС возникает, если клиент из страны члена союза загружает что-то из американского веб-сайта и производит оплату за загруженный сервис. Не имеет значения, что американский бизнес никак не связан с государством — членом Евросоюза и не имеет физического присутствия там.

Кроме того, правила аудита НДС не согласованы в Европейском союзе. Данное обстоятельство вызывает риск образования двойного налогообложения в случае, если национальные налоговые органы не согласятся по некоторым пунктам.

В Кыргызской Республике область налогового администрирования электронной коммерции только начинает зарождаться, но уже были достигнуты определенные успехи. В первую очередь они связаны с введением в Налоговый Кодекс Кыргызской Республики новой главы «Налог на деятельность в сфере электронной коммерции», в которой установлена ставка налога на деятельность в сфере электронной коммерции в размере 2 процентов, также введен НДС на услуги иностранных компаний как «Google» и другие.

Согласно правилам, введенным ст. 445 НК КР, реализация цифровых услуг облагается налогом на прибыль, НДС на облагаемые поставки и налогом с продаж по месту нахождения покупателя. Согласно введенным правилам местом реализации считается территория Кыргызской Республики, при этом налогоплательщики, уплачивающие налог на деятельность в сфере электронной торговли, обязаны осуществлять расчеты по всем операциям по данной деятельности через специально открытый счет в банке, в том числе посредством электронного кошелька и других виртуальных платежных инструментов, привязанных к такому счету. Ставка налога на деятельность в сфере электронной торговли устанавливлена в размере 2 процентов, при этом налогоплательщик, осуществляющий несколько видов деятельности, исчисляет и уплачивает налог отдельно по каждому виду деятельности по отдельности [4].

Однако стоит отметить, что у налоговых органов нет необходимого технического оборудования для оценки реальных объемов продаж на рынке электронной коммерции, для корректного определения налоговой базы.

Таким образом, налоговое администрирование сводится к анализу сведений, представленных налогоплательщиками, а они не всегда правдивы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что правила, введенные в главе 61 НК КР, применяются только к крупным интернет-компаниям, которые заботятся о своем имидже и способны обеспечить соответствующие требования.

Из проведенного анализа видно, что рынок электронной коммерции развивается стремительными темпами, но вместе с этим увеличивается масштаб проблем, связанных с налоговым администрированием данной сферы экономической жизни. В настоящее время отдельные страны принимают свои правила в части налогообложения электронной коммерции, и не все они удачны. Данные обстоятельства усугубляют ситуацию.

В настоящее время в рамках проекта Программы развития Кыргызской Республики до 2026 года ведутся работы по формированию нормативно -правовых основы ведения электронной торговли, где будут определены принципы регулирования и участники электронной торговли, порядок оформления сделок и принципы налогообложения. Помимо этого будут регламентированы порядок обмена информацией между участниками процесса и вопросы кибербезопасности.

Будет определен национальный оператор по операциям в сфере электронной торговли. В целях развития инфраструктуры торговли и почтовых операций начата разработка проекта по строительству Парка электронной коммерции вблизи аэропортовой инфраструктуры страны. Реализация проекта обусловлено требованием времени, так как по статисткие 79% стран мира уже имеет законодательство в области проведения Интернет-операций, а 52% стран разработали законодательство в области защиты прав потребителей, а 58% - в области защиты персональных данных, 72% стран приняли законодательство в области борьбы с киберпреступлениями [5].

Что говорит о необходимости полного внедрения электронной коммерции, как требование времени. Страна сталкивается с рядом регуляторных вызовов в связи с цифровой трансформацией сферы услуг. Сегодня цифровая торговля пришла практически в каждый дом, и количество людей, получающих онлайн услуги, растет с каждым днем. В таких условиях

государство должно создавать благоприятные и безопасные условия для развития бизнеса.

Кыргызстан только начинает развивать законодательства в этой области, от введенных правил в НК КР в 2023 году, налогообложения участников электронной торговли ожидается определенный результат, но этого недостаточно.

Разработка и утверждение новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики связана с присоединением Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС. При этом, в целом законодательство ЕАЭС, содержащее 34 различных документов, имеет приоритет перед законодательствами стран членов союза, следовательно, пора уже правительствам этих стран задуматься о разработке единых правил налогообложения электронной коммерции применяя опыт евпропейских стран, которые имеют многолетний опыт налогообложения электронной торговли.

Список литературы:

1. Материалы VIII международной конференции Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами (2/2)

2. Беликова К.М., Импликации сетевой экономики в праве: общие подходы и применение сетевых информационных технологий в странах БРИКС// Право и политика -2019.

3. https://www.augelegalfiscal.com/ru

4. Налоговый кодекс КР, от 18.01.2022 г. №3.

5. https://mineconom.gov.kg/ru/post/7323

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.