Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СФЕРЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СФЕРЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / НАЛОГИ / ИНОСТРАННЫЙ ОПЫТ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ / E-COMMERCE / TAXES / FOREIGN EXPERIENCE / REGULATION OF E-COMMERCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонова Е.С.

В статье рассмотрен иностранный опыт налогообложения электронной коммерции в период трансформационных изменений в мировой экономике. Определены наиболее проблемные вопросы, требующие решения, и сформулированы выводы относительно совершенствования регулирования электронной коммерции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TAXATION OF E-COMMERCE IN FOREIGN COUNTRIES

The article examines the foreign experience of taxing e-commerce in the period of transformational changes in the world economy. The most problematic issues that need to be solved are identified and conclusions are drawn regarding improving the regulation of e-commerce.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СФЕРЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

Иванов, П. Лукашевич // Для акционеров / 2013. №1.

4. Лашманова Ю.Ю., Сунтеев А.Н. Развитие методов оценки уровня использования производственного потенциала машиностроительного предприятия / Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. Спец. выпуск (часть 1). С. 26-28.

5. Нейлбафф, Б. Дж., Бранденбургер, А. Co-opetition. Конкурентное сотрудничество в бизнесе: пер. с англ. / Б. Нейлбафф, А. Бранденбургер. - М. : Омега-Л, 2012. - 352 с.

6. Усик, Н. И. Формирование конкурентной среды и конкурентная политика / Н. И. Усик // Теоретическая экономика. - 2012. - № 4. - С. 33-42.

7. Информационное агентство AK&M: Аналитика. [Электронный бюллетень]. Режим доступа: [http://www. akm. ru/ rus/analyt/analyt/mashin. htm] (дата обращения 11.04.2018)

336.221.262

Харитонова Е. С. студент магистратуры координатор по документообороту ООО Анкор «Кадровые решения» Россия, г. Казань

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СФЕРЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

В статье рассмотрен иностранный опыт налогообложения электронной коммерции в период трансформационных изменений в мировой экономике. Определены наиболее проблемные вопросы, требующие решения, и сформулированы выводы относительно совершенствования регулирования электронной коммерции.

Ключевые слова. Электронная коммерция, налоги, иностранный опыт, регулирование электронной коммерции.

Kharitonova E., master's degree student

Data typist

LtdAnkor "Kadrovye Resheniya"

Russia, Kazan

FEATURES OF TAXATION OF E-COMMERCE IN FOREIGN

COUNTRIES

The article examines the foreign experience of taxing e-commerce in the period of transformational changes in the world economy. The most problematic issues that need to be solved are identified and conclusions are drawn regarding improving the regulation of e-commerce.

Keywords. E-commerce, taxes, foreign experience, regulation of ecommerce

Введение. С развитием компьютерных информационных систем и телекоммуникационных технологий во всем мире и в России в частности происходит формирование нового вида экономической деятельности -электронной коммерции. Электронная коммерция - это предпринимательская деятельность, а также связанная с ней непредпринимательская деятельность (любая не запрещенная законом экономическая деятельность), осуществляемая в принципиально новом электронном виде - с использованием современных коммуникационных средств, в том числе в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет.

В последнее время многие отечественные и зарубежные ученые посвящают свои научные исследования проблемам электронной коммерции. В большинстве из них рассматриваются теоретические положения и принципы электронной коммерции, маркетинг и безопасность информации при осуществлении электронной коммерции, классификация ее моделей и тому подобное. Однако вопросы налогообложения в данной сфере изучены недостаточно. Среди отечественных авторов, углубленно исследуют проблемы законодательного регулирования и налогообложения электронной коммерции, можно, в частности, назвать Аллабергенову Ф.Б., Кобелева О.А., Наумову А.А., Савельева А.И. Сенную И.К. и др.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что для многих развитых государств мира, международных организаций, потребителей услуг, а также потенциальных налогоплательщиков (физических и юридических лиц), осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием сети Интернет, эта проблема становится актуальной. Закономерны также вопросы экономического регулирования налогообложения субъектов электронной коммерции.

Поскольку базисом развития общества является экономика, основным условием успешного развития которой выступает эффективное функционирование субъектов хозяйствования, главная задача правительств всех стран мира - обеспечение максимально благоприятных условий деятельности бизнес-структур всех форм собственности.

Постановка задачи. Цель статьи - изучение зарубежного опыта регулирования электронной коммерции и перспективных направлений совершенствования механизма налогообложения субъектов такой деятельности в ведущих странах мира.

Результаты исследования. Электронная коммерция - это очень привлекательный вид деятельности, поскольку заказ товаров и услуг, проведение расчетов за полученный товар происходит в виртуальной сети Интернет. Цифровое движение денежных средств достаточно сложно отследить и проконтролировать, поэтому возникают трудности по контролю за уплатой налогов. Трудно представить, какую сумму незаконных виртуальных доходов получают нелегальные структуры от бесконтрольных

финансовых операций в сети Интернет в мире.

Современное международное налоговое законодательство, регулирующее электронную коммерцию, базируется на территориальном принципе, правовых традициях, различиях законодательства, информации о движении денежных средств и их владельцев и тому подобное. В каждом отдельном случае электронной коммерции эти принципы действуют совсем по-другому, поскольку установить владельца цифрового капитала, идентифицировать и контролировать транзакции в Интернете очень сложно.

Мнения ученых относительно налогообложения электронной коммерции весьма различны. Одни считают целесообразным введение специального налога или сбора в сфере электронной коммерции, другие же предлагают следовать опыту США, где с 1992г. действует налоговый мораторий в сфере электронной коммерции. Например, странам Евросоюза до сих пор не удалось разработать и внедрить в практику механизм налогообложения экономической деятельности, осуществляемой в сети Интернет [3, с.260].

Поддерживая позиции США, ученые Российской Федерации для устранения пробелов налогообложения в сфере электронной экономической деятельности (электронной коммерции) и в сфере регулирования общественных отношений, которые формируются в информационной среде сети Интернет, предлагают освободить от налогообложения доходы физических лиц и доходы индивидуальных предпринимателей, полученные от электронной коммерции. При налогообложении прибыли организаций предлагается прибыль, полученная от электронной экономической деятельности, облагать по ставке 0%. Это позволит стимулировать развитие российского сегмента электронной коммерции.

Государственная Дума Российской Федерации приняла Федеральный закон «Об электронной торговле» [1], который обеспечивает правовые условия электронной торговли, определяет права и обязанности ее субъектов, правила заключения сделок с использованием электронных документов и признания таких документов, как судебные доказательства при возникновении споров. В законе определены следующие термины и понятия, как «электронная торговля», «электронный документ», «отправитель электронного документа», «участник электронной торговли» и другие.

Кроме того, Правительством РФ принято постановление «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным путем» от 27.09.2007 г. № 612, устанавливающее порядок продажи товаров и регулирующее отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и услуг, связанных с такой продажей.

По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), объем электронной торговли в России в 2014 г. вырос на 38% по сравнению с показателем 2013 г. и составил 4,5 млрд. долл. США. В 2016 г. объем рынка электронной торговли увеличился в 2,5 раза и составил более 10 млрд. долл. США (1% от ВВП). Лидер - корпоративный сектор Ь2Ь

(бизнес - бизнесу) его объем увеличился до 6,15 млрд. долл. США; объем государственных закупок b2g (бизнес - правительство) увеличился до 2450 млн. долл. США. Оборот российских интернет-магазинов в 2015г., по оценке НАУЭТ, составляет более 1,5 млрд. долл. США. По итогам 2016 г., эта цифра увеличилась до 1,6 - 1,7 млрд. долл. США. Оборот всего рынка электронной коммерции в России составляет более 10 млрд. долл. США [6, с.136].

Отметим, что рост важности электронной коммерции и чрезвычайная острота проблем, порожденных существующими пробелами в налогообложении в этой сфере, становятся предметом особого внимания международных организаций. По оценкам международных аналитических компаний, в течение ближайших пяти лет количество пользователей, которые совершают покупки в интернет-магазинах, возрастет до 75%, а средняя стоимость покупок на одного человека - до 50%. Если эти прогнозы подтвердятся, то доходы от электронной коммерции в Европе до 2020 г. составят 335 млрд. евро.

Подходы экономически развитых стран к проблемам налогового регулирования электронной коммерции неоднозначны. Сейчас существует несколько концепций государственного регулирования экономической деятельности в сети Интернет и налогообложения субъектов такой деятельности.

В области новых информационных технологий лидируют США, Япония, Канада, Южная Корея, Австралия и др. Правительства этих стран считают, что в мире необходимо установить режим невмешательства государства в электронный сегмента экономики и ввести мораторий на налогообложение субъектов электронной коммерции. Кроме того, Правительство США выступает наиболее активным сторонником отмены таможенных пошлин во всех странах мира, мотивируя это тем, что такой подход будет способствовать развитию международной торговли и станет выгодным для всех стран. Эту же позицию поддерживают и страны - члены ОЭСР и ВТО (рис. 1).

Рисунок 1 - Ежегодный прирост количества пользователей Интернет в

2010-2014 гг., % [4, с.201]

Отказ от налогообложения электронной коммерции в США был главным фактором роста электронного рынка в последние годы. Мораторий, введенный Правительством США в 1992г., защищал пользователей от уплаты налогов за подключение к сети, запрещал двойное налогообложение покупок, сделанных в сети; компании, осуществляющие продажу товаров в сети Интернет, зачислены к льготной категории.

Сенат США в 2015 году принял окончательное решение о продлении моратория на два года. Однако руководство 20 штатов выступило против такого решения и предложило детально изучить этот вопрос, поскольку сумма недополученных налогов от электронной коммерции за 2014 г. составляла около 26 млрд. долл. США. По некоторым прогнозам, рынок электронной розничной торговли в США до 2020 г. достигнет около 243,5 млрд. долл.

Целесообразно отметить, что правительство Соединенных Штатов Америки рекомендует заимствовать свой опыт другим странам мира, несмотря на то, что большое количество штатов в США ежегодно недополучает значительного объема средств в свои бюджеты в связи с действием моратория.

Заслуживает внимания также опыт государств - членов Европейского Союза, которые заинтересованы в быстром устранении пробелов налогообложения в сфере электронной коммерции. Внутренняя и внешняя налоговая политика этих государств базируется на концепции максимального государственного регулирования электронных экономических отношений, исходя из бюджетных и налоговых интересов [2, с.35].

Правительства этих государств осознают тот факт, что «взыскание налогов с оборотов коммерческих операций, осуществляемых в глобальной сети Интернет, может стать в перспективе важной, а на определенной стадии

развития мировой электронной экономики - важнейшей статьей наполнения как национального бюджета этих государств, так и консолидированного интеграционного бюджета Европейского Союза. Однако пути решения данной проблемы в каждой стране свои и заслуживают внимания.

Поскольку особенностью сети Интернет является то, что зафиксировать постоянное представительство компании почти невозможно, США и Евросоюз предложили максимально упростить процедуру уплаты налогов. В частности, предлагается поставки электронных продуктов приравнять к поставке услуг и облагать по месту нахождения покупателя, а нерезидентов регистрировать в качестве плательщиков НДС вместо регистрации постоянного представительства. Учитывая, что любой продукт, который продается в сети Интернет, считается услугой, а не товаром, то и уплату налога на потребление нужно проводить по месту его использования.

Новые адаптированные правила налогообложения электронной коммерции НДС на территории ЕС введены еще в 2002 г. Эти правила, с одной стороны, дают возможность налоговым органам эффективно осуществлять государственный контроль в сфере электронной коммерции, а с другой - стимулировать субъектов хозяйствования к производству законной экономической деятельности и своевременной уплате налогов.

В Европе предприниматели, которые занимаются электронной коммерцией и продают свою цифровую продукцию за пределы ЕС, не подлежат обложению НДС, однако предприниматели стран, не являющихся членами ЕС и продающие свою продукцию на территории ЕС, облагаются НДС. Такие предприниматели должны зарегистрироваться в любой стране ЕС для уплаты НДС, если их оборот от электронной коммерции на территории ЕС превышает определенный установленный уровень. Налоговые поступления, полученные налоговыми органами от этой деятельности, перераспределяются между странами местонахождения покупателей. НДС взимается по ставке, принятой в стране местонахождения покупателя, а не в стране, где зарегистрирован предприниматель как налогоплательщик. Такой подход обеспечивает экономическую нейтральность налога, защищает права европейских компаний и предоставляет им преимущества в осуществлении электронной коммерции. Однако эта система не совсем совершенна, поскольку стимулирует развитие только компаний, зарегистрированных в странах ЕС, и не предусматривает четкого механизма государственного контроля за уплатой налогов, так как рассчитана на законопослушных представителей электронного бизнеса. В будущем такие подходы к вопросам налогообложения электронной коммерции могут вызвать много противоречий [5, с.237].

Неприспособленность большинства норм налогового законодательства в современных условиях экономической деятельности - это основная причина неурегулированности налогового законодательства по регулированию электронной коммерции. Сейчас рынок интернет -расчетов увеличивается с каждым днем, и налоговые службы всех стран мира, России

в частности, заинтересованы в его прозрачности, контролируемости и уплате налогов субъектами рынка.

Выводы. Поскольку в электронной коммерции заказ товаров и услуг, проведения расчетов за полученный товар происходит в виртуальной сети Интернет, что затрудняет государственный контроль за администрированием налогов, целесообразно создание международной системы регистрации налогоплательщиков с возможностью доступа к ней в любое время и с территории любой страны для оперативного получения информации о субъекте предпринимательской деятельности, разновидность его деятельности, состояние уплаты налогов (юридическими и физическими лицами), место регистрации и тому подобное. По нашему мнению, это позволит сделать процедуру налогообложения доходов, полученных от электронной коммерции, прозрачной и понятной. Такая система будет способствовать разработке и принятию правительственных решений по вопросам дальнейшего совершенствования механизма налогообложения, государственного контроля за уплатой налогов от экономической деятельности в сети Интернет, а также хранению информационных материалов в интегрированной базе. Также необходимо тщательно анализировать результаты исследований международных организаций, изучающих указанные проблемы, поскольку электронная коммерция имеет трансграничный характер и требует согласованного подхода всех государств мира для определения наиболее оптимальных направлений налогообложения электронной коммерции.

Мировой опыт показывает, что высокого уровня уплаты налогов можно достичь путем гармонизации налоговых отношений, важной составляющей которых является активное сотрудничество налоговой администрации с субъектами хозяйствования. Создание благоприятной налоговой среды функционирования электронного бизнеса возможно благодаря переориентации функций налоговой службы по фискальной, административно-властной на партнерскую - обслуживающе-контролирующую, внедрению механизма снижения косвенного налогового давления, максимальному упрощению налоговых процедур и правил и тому подобное. Это будет способствовать развитию электронной коммерции, предотвратит неправомерное использование электронных сетей и обеспечит дополнительные поступления в бюджет.

Использованные источники:

1. Федеральный закон «Об электронной торговле» N1582-III ГД от 06.06.2001 г.

2. Кобелев О.А. Электронная коммерция.— М.: Дашков и К, 2017.— 684 ^

3. Наумова А.А. Налогообложение электронной коммерции (коммерческая деятельность в сети интернет) // Научный альманах. 2016. № 9-2 (23). С. 258261.

4. Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование.— М.: Статут, 2014.— 543 ^

5. Сенная И.К. Совершенствование налогообложения электронной коммерции как наиболее перспективной сферы российской экономики // Научно-практические исследования. 2017. № 2. С. 236-239.

6. Соснина П.О., Аллабергенова Ф.Б. Проблемы налогообложения электронной коммерции как наиболее перспективной сферы российской экономики // Студенческая наука и XXI век. 2014. № 11. С. 135-137.

338.24.021.8

Харитонова Е. С. студент магистратуры координатор по документообороту ООО Анкор «Кадровые решения» Россия, г. Казань

РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ МЫСЛИ В СФЕРЕ УНИФИКАЦИИ ПРАВИЛ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РАМКАХ ЮНСИТРАЛ

Исследуется развитие научной мысли в сфере унификации правил электронной коммерции в рамках ЮНСИТРАЛ. На основании анализа научных работ выделены тенденции развития научных исследований в сфере унификации правил электронной коммерции в рамках ЮНСИТРАЛ. Сделан вывод, что проблематика унификации правил электронной коммерции в рамках ЮНСИТРАЛ в РФ не получила концептуального освещения в юридической литературе.

Ключевые слова: научные исследования, унификация, гармонизация, электронная коммерция, Комиссия ООН по праву международной торговли («ЮНСИТРАЛ»), типовой закон об электронной коммерции.

Kharitonova E., master's degree student

Data typist

LtdAnkor "Kadrovye Resheniya"

Russia, Kazan

THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC THOUGHT IN THE FIELD OF HARMONIZATION OF THE RULES OF E-COMMERCE WITHIN

UNCITRAL

We study the development of scientific thought in the field of harmonization of rules of e-commerce within UNCITRAL. Based on the analysis of scientific papers the article highlights the trends in research in the field of harmonization of the rules of e-commerce within UNCITRAL. It is concluded that the problems of harmonization of rules of e-commerce within UNCITRAL in Russia has not received conceptual coverage in the legal literature.

Key words: research, standardization, harmonization, e-commerce, the United Nations Commission on International Trade Law (UNCITRAL) Model Law on Electronic Commerce.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.