Научная статья на тему 'Проблемы налогообложения электронной коммерции'

Проблемы налогообложения электронной коммерции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
826
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронная коммерция / резидентство / налогоплательщик / источник дохода / налог на добавленную стоимость. / e-commerce / residency / taxpayer / source of income / value added tax

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. В. Чепурная

В данной статье обозначены основополагающие принципы налогообложения электронной коммерции в масштабах мировой экономики. Рассмотрен опыт формирования и проблемы налогового механизма в отношении интернет-торговли Европейского союза и Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF E-COMMERCE TAXATION

Basic principles of e-commerce taxation in the global economy are identified in this article. The experience of formation and problems of tax mechanism for online trading in the European Union and the Russian Federation are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы налогообложения электронной коммерции»

УДК 336.221

Е.В. Чепурная

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: chepurnaya_alena@mail. ru

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

В данной статье обозначены основополагающие принципы налогообложения электронной коммерции в масштабах мировой экономики. Рассмотрен опыт формирования и проблемы налогового механизма в отношении интернет-торговли Европейского союза и Российской Федерации.

Ключевые слова: электронная коммерция, резидентство, налогоплательщик, источник дохода, налог на добавленную стоимость.

E.V. Chepurnaya

Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: chepurnaya_alena@mail. ru

PROBLEMS OF E-COMMERCE TAXATION

Basic principles of e-commerce taxation in the global economy are identified in this article. The experience of formation and problems of tax mechanism for online trading in the European Union and the Russian Federation are considered.

Key words: e-commerce, residency, taxpayer, source of income, value added tax.

Особенности налогообложения электронной коммерции. В последние годы наблюдается стремительное развитие информационных технологий. Всеобщая компьютеризация деятельности большинства крупных и средних предприятий позволяет совершать сделки с физическими товарами в цифровом пространстве. Подобные сделки принято называть электронной коммерцией.

Становление электронной коммерции как отдельного сектора экономики началось в конце 60-х годов XX в., когда американские компании American Airlines и IBM разработали систему электронного резервирования посадочных мест на авиарейсы.

Вследствие трансформации относительно традиционных экономических отношений возникают вопросы о неопределенности налогового и таможенного законодательства в электронном пространстве, возникают сложности контроля над сделками, злоупотребления со стороны налогоплательщиков, участников рынка электронной коммерции.

Модель налогообложения основывается на двух фундаментальных принципах [1]:

1) резидентство налогоплательщика (его представительства на данной территории);

2) источники дохода.

В настоящее время в мировом сообществе не разработан общий подход к налогообложению данной сферы торговли, различные государства подходят к решению вопроса по-разному, что создает определенные сложности как для налогоплательщиков, так и для налоговых администраций [2].

Так как интернет-торговля зачастую носит трансграничный характер и одной из ключевых ее особенностей является отсутствие физических границ, то отсутствие общего подхода является серьезной проблемой.

Проблемы налогообложения электронной коммерции возникают как в области администрирования прямых налогов, как правило, связанных с определением постоянного места осуществ-

Восьмая международная научно-практическая конференция

ления предпринимательской деятельности, так и в области косвенных налогов, которые в основном связаны с расчетом и уплатой НДС.

Традиционно организации имели физическое присутствие в какой-либо стране за счет существования офиса или пункта продаж, что позволяло легко определить их присутствие с помощью конкретной географической точки, но организациям, ведущим хозяйственную деятельность в цифровом пространстве, не обязательно открывать офис для ведения бизнеса в зарубежной стране.

Долгое время международное сообщество обсуждало вопрос, является ли веб-страница, через которую налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность, постоянным представительством.

Европейским союзом (ЕС) и США принят подход, согласно которому постоянное представительство образовывается только в том случае, если помимо сервера в данной стране у налогоплательщика находится и специализированное оборудование, с помощью которого происходит обслуживание интернет-магазина [3]. Но указанный подход справедлив не во всех случаях, так как причина расположения сервера и оборудования по его обслуживанию может крыться исключительно в целях экономии на содержании объекта, в то время как генерация основной прибыли происходит в иных юрисдикциях.

Второй проблемой, связанной с взиманием налога на прибыль, является определение характера дохода. Если в результате сделки покупатель получает право использовать товар только для собственных нужд, то у продавца образуется обязанность уплатить налог на прибыль от данной сделки, но если с помощью проданного товара у покупателя возникает возможность использовать его для осуществления коммерческой деятельности, то доход от данной сделки переквалифицируется в роялти (периодические отчисления продавцу за право пользования предметом лицензионного соглашения), и налог должен будет уплатить уже покупатель [1].

Основные проблемы в части администрирования НДС в сфере электронных услуг связаны с налогообложением трансграничных операций в сегменте B2C (организация - конечный потребитель). Данные проблемы в основном связаны с определением юрисдикции, в которую налог должен быть уплачен, и в части выявления налогооблагаемой операции.

Согласно правилам, введенным в 2002 г. в ЕС, все операции, осуществляемые в цифровом пространстве, приравниваются к услугам и подлежат налогообложению по месту нахождения покупателя. К трансграничным B2B поставкам в ЕС применяется механизм обратной оплаты. Это означает, что обязательство по уплате НДС перекладывается на потребителя, поставщик выставляет счет-фактуру без НДС, а потребитель учитывает НДС с суммы поставки в своей декларации.

Для упрощения налогового администрирования НДС в 2015 г. в ЕС был введен специальный механизм, называемый Mini One Stop Shop, позволяющий налогоплательщикам, осуществляющим трансграничные операции внутри ЕС, не регистрироваться в каждой юрисдикции, а сдавать отчетность по НДС только в одном государстве, в котором у них находится постоянный офис [3]. Кроме того введенные правила обязуют налогоплательщиков, не входящих в ЕС, уплачивать НДС в Союзе, если потребитель реализуемых товаров находится в нем.

Однако в настоящее время данный механизм не работает в полной мере. Это вызвано тем, что он не является обязательным, не все государства - участники ЕС его используют или приняли не все его положения. Так, например, во время проверки налогоплательщик до сих пор может получить запросы от 28 различных государств, при этом запросы будут на разных языках.

Кроме того правила аудита НДС не согласованы в Европейском союзе. А это вызывает риск образования двойного налогообложения в случае, если национальные налоговые органы не согласятся по некоторым пунктам.

Что касается Российского законодательства относительно налогообложения электронной коммерции, то в его основе лежат общие принципы без учета особенностей данного вида деятельности. Применение общих методов взыскания налогов в данной сфере неотвратимо приводит к выводу средств из-под налогообложения и позволяет занижать показатели налогооблагаемой базы, что приводит к неисполнению бюджета.

Налоговым Кодексом РФ предусмотрены общая и упрощенная системы налогообложения для субъектов электронной торговли. Выбор одного из режимов зависит от средней численности рабочего персонала, остаточной стоимости основных средств, предельного годового размера доходов, участия других организаций в уставном капитале. Если налогоплательщик не в состоянии выполнить ограничивающих условий, то он обязан применять общую систему налогообложения [2].

Вышеприведенные системы налогообложения касаются только предприятий, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков в РФ. На сегодняшний день нерезиденты обладают возможностью продажи в России товаров через Интернет без налогов и пошлин, обеспечивая себе конкурентное преимущество благодаря явному демпингу цен. Иностранными ритейлерами (розничными торговцами) создаются большие препятствия для развития отечественной онлайн-торговли, а это приводит к уменьшению бюджетных сборов в России.

Однако определенные успехи в налогообложении электронной коммерции были достигнуты с введением ст. 174.2 в НК РФ. Согласно пунктам данной статьи реализация цифровых услуг облагается НДС по месту нахождения покупателя.

Тем не менее сложно осуществить техническое определение фактического места реализации товаров, особенно для небольших онлайн-магазинов, система работы которых не обладает необходимыми для этого ресурсами [2]:

- далеко не все интернет-магазины требуют вводить паспортные данные или реальный номер телефона во время оформления заказа;

- оплата товара может производиться альтернативной онлайн-валютой;

- сетевой адрес покупателя не дает однозначного ответа на его местонахождение, так как не исключена вероятность использования прокси-сервера, который позволяет пропустить сигнал через альтернативную страну.

У налоговых органов отсутствует необходимое техническое оборудование для оценки реальных объемов продаж на онлайн-рынке, от которых зависит корректное определение налоговой базы. В результате этого налоговое администрирование сводится к анализу не всегда правдивых сведений, представленных налогоплательщиками.

Более того, разработанным механизмом не предусмотрен эффективный способ принуждения иностранных организаций к постановке на учет в качестве плательщика НДС на территории Российской Федерации, также не разработан механизм контроля точности и полноты исчисленного и уплаченного НДС.

Таким образом, получается, что правила, введенные ст. 174.2 НК РФ, применяются только в отношении крупных интернет-компаний, заботящихся о своем имидже и способных обеспечить соответствующие требования.

На современном этапе рынок электронной коммерции развивается стремительными темпами, но вместе с этим увеличивается и масштаб сопутствующих проблем, связанных с налоговым администрированием данной сферы экономики. В настоящее время отдельными странами принимаются свои правила, но не все они удачны. И данные обстоятельства лишь усугубляют ситуацию.

Одним из лидеров в области налогового администрирования электронной коммерции является ЕС, поэтому России при разработке законодательства по налогообложению электронной коммерции следует опираться на их опыт.

Литература

1. Абдулаев З. Проблемы налогообложения в условиях развития электронной коммерции / [Электронный ресурс] // Finance.uz. - 2016. - URL: https://finance.uz/index.php/ru/fuz-menu-technology-ru/2856-problemy-nalogooblozheniya-v-usloviyakh-razvitiya-elektronnoj-kommertsii

2. Налогообложение электронной коммерции: проблемы и перспективы // Капитал страны: Федеральное интернет-издание. - URL: http://kapital-us.ru/articles/article/nalogooblozhenie_ elektronnoj_kommercii_problemy_i_perspektivy/

3. Кондрашин А.В., Кондрашин В.А. Проблемы налогообложения электронной коммерции на современном этапе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2018. - № 27. - С. 85-87. - URL: https://moluch.ru/archive/213/51957/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.