Страховые взносы: вторая попытка
Президент дал правительству задание подготовить предложения по возможному механизму снижения обязательных страховых взносов с 1 января 2012 года. Но без решения фундаментальных вопросов, связанных с пенсионной системой, найти верный вариант по страховым платежам не удастся.
Ольга По второму кругу, на те же грабли
ЗАИКИНА В 2005 году государство, желая пойти навстречу бизнесу,
снизило ставку ЕСН с 35,6 до 26%, но спустя год признало это решение ошибочным. Дефицит бюджета Пенсионного фонда России по итогам 2005 года составил около 300 млрд руб., и компенсировать его за счет расширения налоговой базы не удалось, так как не произошло ожидаемого массового выхода «из тени» зарплат. Поэтому рост социальных выплат с 2011 года не был неожиданным. Тем не менее бизнес достаточно болезненно воспринял реформу — замену ЕСН страховыми платежами и повышение ставки. И ответил соответствующим образом: часть предпринимателей вернулась к «серым схемам», многие провели серьезные сокращения персонала. Особенно пострадал средний и малый бизнес — для них налоговая нагрузка выросла на 15-20% и на треть соответственно. По свидетельству экспертов, часть малых предприятий вообще ушла из официальной сферы «в черный нал», так что местные власти порой даже не знают о том, что тот или иной бизнес существует на подконтрольной им территории.
Правда, некоторым категориям малого бизнеса предоставили льготу (1Т-компаниям, компаниям, созданным бюджетными учреждениями и вузами, а также резидентам технико-внедренческих особых экономических зон), но это капля в море. К тому же, как отмечает Андрей Макаров, заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, уже есть информация от одной из категорий льготников о том, что эта система не рабо-
тает: «В итоге мы получили возвращение «конвертов», отсутствие стимулов к повышению зарплат, то есть снова вышли на порочный круг». Поэтому заявление президента о том, что ставка страховых взносов на уровне 34% может оказаться непосильной для многих видов деятельности, и поручение правительству подготовить предложения по ее снижению с 1 января 2012 года были восприняты предпринимательским сообществом с осторожным оптимизмом.
Впрочем, это уже не первое подобное поручение на высоком уровне. 24 декабря прошлого года премьер-министр Владимир Путин по итогам встречи с руководителями бизнес-организаций уже давал задание Минфину, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития проработать возможность снижения страховых взносов до 1 марта 2011 года. К этому сроку решение не было найдено, что неудивительно, так как одновременно требовалось изыскать источники компенсации дефицита
выполнены, — заявил Владимир Путин. — Мы обязаны найти для этого соответствующие ресурсы». Бизнес-собщество это понимает, поэтому предложения, поступившие от предпринимательских объединений, в той или иной мере включают повышение других налогов.
Отменить регрессию
По словам Бориса Титова, председателя «Деловой России», еще в конце прошлого года «ДР» разработала программу покрытия дефицита ПФР без увеличения страховых взносов под названием «Налоговый маневр». «Основные ресурсы, за счет которых этого можно достичь, — это, конечно же, акцизы на табак и алкоголь, НДПИ на газ, тонкая настройка НДПИ на нефть, взимание налога на недвижимость по рыночным ценам. Если в целом, то речь идет о перенесении налоговой нагрузки с процесса
Напомним, что в 1990-е годы российские налогоплательщики платили взносы на обязательное социальное страхование в Пенсионный фонд России (ПФР) — 29% от фонда оплаты труда, в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — 3,6%, в Фонд занятости — 1,5%, в Фонд социального страхования (ФСС) — 5,4%. В целом размер взносов достигал 39,5%. С 2001 года эти выплаты были заменены единым социальным налогом (ЕСН), а его администрирование передано налоговым органам. Ставка налога была регрессивной (процентная ставка налога, которая уменьшается при увеличении стоимо-
сти налоговой базы. — Ред.), базовый платеж составлял 35,6% фонда оплаты труда. С 1 января 2005 года максимальная ставка ЕСН была снижена до 26%. С начала 2010 года работодатели в РФ вместо единого социального налога вновь стали уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды в размере базовой ставки ЕСН, действовавшей в 2009 году, — 26%. Функции администрирования взносов опять были переданы внебюджетным фондам. С 2011 года страховые взносы для большинства предприятий выросли до 34%: ПФР — 26%, ФОМС — 3,1%, территориальные фонды ОМС — 2%,
ФСС — 2,9%.
EAST NEWS
Казахстан производства на процесс потребления плюс адресные
и Белоруссия налоги, — поясняет Борис Титов. — Наши расчеты появляются на- казывают, что повышение акцизов на табак и алкоголь
шими прямыми до уровня беднейших стран Европы позволяет полностью
конкурентами ликвидировать дефицит ПФР. И не надо бояться контра-
за привлечение факта. На Украине акцизы на сигареты выросли в пять
инвестиций. раз за последний год, а доля контрафакта на рынке всего
По этой при- 2%. Это ничтожные цифры».
чине в условиях Сейчас уже понятно, что предложение «ДР» не при-
функциониро- нято. Вернее, будут реализованы отдельные его части.
вания Таможен- Минфин разработал проект закона с новыми ставками
ного союза наши акцизов на алкогольную и табачную продукцию на пе-
налоги должны риод 2012-2014 годов. Но их повышение планируется
не сильно отли- в незначительной мере. На алкоголь крепостью более 9°
чаться от ка- ставка поднимется с 231 до 254 руб. за 1 л спирта в про-
захстанских дукции, на сигареты с фильтром — с 280 руб. за 1 тыс.
(где НДС — 12%, штук плюс 7% от стоимости (в сумме не менее 360 руб.)
ЕСН — 11%). до 360 руб. плюс 7,5% (не менее 460 руб.).
Есть также планы ввести налог на недвижимость уже в 2012 году в нескольких «пилотных» регионах, которые уже провели кадастровую оценку.
Впрочем, бизнес видит и неналоговые источники финансирования ПФР. Например, Александр Шохин, президент РСПП, говорит о необходимости государства осуществлять достаточно агрессивную программу приватизации, в том числе для пополнения социальных фондов: «Государство должно четко определить, где ему нужно сохранять свои активы, свой контроль в тех или иных компаниях и банках, а из остального всего уходить». По мнению Бориса Титова, в любом случае придется наводить порядок в сфере госзакупок: «А то получается, что дефицит ПФР равен сумме, украденной через госзакупки». Однако Алексей Кудрин считает последнее предложение невыполнимым в настоящее время: «Президент также предлагает повысить эффективность бюджетных расходов, снизив на 15% стоимость контрактов, сохраняя при этом натуральный объем и качество про-
До 2010 года базовая ставка ЕСН составляла 26%, но не все компании платили налог по базовой ставке. Если официальная зарплата сотрудника составляла более 280 тыс. руб. в год, налог с суммы, превышающей 280 тыс., рассчитывался по ставке 10%. Если годовой доход
превышал 600 тыс. руб., ставка ЕСН снижалась до 2%. В 2010 году была введена гиперрегрессия: годовые зарплаты до 415 тыс. руб. (с 2011 года этот лимит проиндексирован до 463 тыс.) облагаются по ставке 34%, с зарплат выше этой суммы страховые взносы не взимаются.
дукции. Но пока мы не доработаем Федеральный закон №94 от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», чиновник не сможет реально улучшить эффективность тендеров. Реализация этого пункта очень сложна, она требует фундаментальной работы и времени и в ближайшее время не может являться в полной мере резервом для замещения снижения ставок страховых взносов».
«Деловая Россия» предлагает также отказаться от регрессивной шкалы страховых платежей. Борис Титов считает: «Принцип регрессии надо отменить, а взносы, получаемые с зарплат выше 415 тыс. руб. в год, направлять на финансирование солидарной части пенсии и покрытие дефицита ПФР». Михаил Орлов, партнер отдела налогового и юридического консультирования «КПМГ в России и СНГ», согласен с этой идеей, попутно отмечая бессмысленность предлагаемого в качестве альтернативы повышения ступеньки, на которой начинается регрессия, до 1-1,5 млн руб. По мнению эксперта, задача, которую пытались решить авторы концепции регрессивного ЕСН (создание стимула для работодателей выплачивать большую зарплату), может быть реализована только при доступности регрессивной шкалы, то есть она должна начинаться на уровне 100-200 тыс. руб. Если же регрессия начинается с 1 млн руб., то 99% зарплат под нее не попадает. «Отменив регрессию, мы, по крайней мере, упростим администрирование, — утверждает Михаил Орлов, — бухгалтер просто будет умножать 26% на фонд оплаты труда, в то время как при наличии регрессии, даже если она будет на уровне миллиона, ему все равно придется рассчитывать сумму выплаченных денег по каждому работнику».
Но на самом деле, считают эксперты, это все полумеры, которые не снимут основную проблему. По словам Михаила Орлова, снижение фискальной нагрузки на фонд оплаты труда до 26% едва ли приведет к сильному расширению налоговой базы или обеспечению профицита бюджетов внебюджетных фондов. «Без решения фундаментальных вопросов, связанных с пенсионной системой, найти верный вариант по страховым платежам не удастся», — констатирует Андрей Макаров.
Не стоит слепо копировать западный опыт
По мнению экспертов, изменения, какими бы они ни оказались, будут носить чисто декоративный характер. Это следует из постановки самой задачи: госчиновники всех уровней говорят не о снижении фискальной нагрузки, а о перераспределении ее. «Снижение ставки страховых платежей и снижение налоговой нагрузки — совершенно не одно и то же, — отмечает Андрей Макаров. — Предложения, которые поступили по страховым взносам, направлены на решение задачи избежать потери для бюджета». Депутат обращает внимание на раз-нонаправленность действий исполнительной власти. Хотя заявлена цель — достижение высокой пенсии. «Сейчас нужно шаг за шагом обеспечить достижение нашего стратегического ориентира, а именно: пенсия должна составлять не менее 40% от заработка, с которого начислялась. Это так называемый коэффициент замещения», — гово-
рит Владимир Путин. «Но при этом мы встраиваем все наши новации — страховые, налоговые — в пенсионную систему, которую, если не ошибаюсь, Бисмарк изобрел для Германии второй половины XIX века, — подчеркивает Андрей Макаров, — где средний возраст смертности был 45 лет. Там эта система могла работать, у нас она не работает, поэтому, сохраняя эту систему и пытаясь ее модернизировать, мы загоняем себя в порочный круг. Очевидно, что без высоких зарплат добиться высокой пенсии невозможно. Мы же, чтобы поднять пенсии, принимаем такие меры, которые заранее направлены на то, что у нас высоких зарплат не будет».
Михаил Орлов считает, что пора признать: концепция финансирования социальных программ на основе страховых принципов с треском провалилась. «ПФР и другие социальные фонды де-факто финансируют из федерального бюджета. Страховая форма финансирования пенсий оказалась несостоятельной, страховые основы финансирования медучреждений также не оправдали себя. В России страховая медицина существует более 10 лет, но больницы как были в разбитом состоянии, так и остаются». По мнению эксперта, нужно от страховых принципов финансирования социальных программ переходить на прямое финансирование за счет средств бюджетной системы. «Не думаю, что мы должны слепо копировать западный опыт, — говорит Михаил Орлов. — У нас не получилось реализовать страховые принципы, — возможно, с учетом наших демографических проблем, иного уровня доходов населения, а также вследствие того, что огромная доля накопленных страховых платежей уходит, по всей видимости, в ту же Европу для приобретения активов, не связанных с реализацией социальных программ». Эксперт призывает прежде всего признать очевидное: реформа ЕСН и перевод этого налога снова в страховые платежи в 2009 году были ошибкой.
Сейчас мы стоим в начале работы над ошибками, считает Михаил Орлов и предлагает следующий алгоритм. Первое: незамедлительно передать все контрольные функции от внебюджетных фондов (ПФР, ФСС) налоговым органам, которые вправе собирать не только налоги, но и специальные платежи. Второе: если стоит задача снижения ставки страховых взносов до 26%, надо снять регрессию, упростив администрирование. Третье: вернуться к вопросу, почему страховые платежи, природа которых неизвестна и в отношении которых возникает много правовых проблем, считаются лучшим вариантом, чем если бы они назывались налогом (по своей природе эти платежи являются налогом). Четвертое: следует пересмотреть концепцию финансирования всех социальных программ с учетом того, что страховые принципы в России провалились.
Со своей стороны Андрей Макаров предлагает не принимать поспешных решений: «Давайте оставим все как есть, потому что, на мой взгляд, любые изменения сегодня будут только в худшую сторону. По крайней мере то, что уже сделано, — это плохо, но как-то работает, и сейчас, спустя несколько месяцев, перестраивать все заново — это худшее из всех возможных решений. Может быть, через год мы сможем принять продуманные изменения, которые будут основаны на той ситуации,
в которой окажется экономика. К сожалению, в том, что происходит в налоговой политике, у нас много не имеющего ничего общего с налоговой политикой. Я бы вообще запретил принимать любые изменения Налогового кодекса в предвыборный год».
К сожалению, как показывает практика, власти не очень-то прислушиваются к мнению специалистов и экспертов, поэтому наиболее вероятно развитие событий, которое предполагает Михаил Орлов: «Боюсь, произойдет буквальное выполнение поручения (у чиновников есть даже специальное выражение: «закрыть поручение»). Ставка страховых взносов будет снижена до 26%, но какой ценой? Для компенсации выпадающих доходов
В результате повышения ставки страховых взносов малый бизнес --------------------ушел «в тень».
бюджета заберут деньги у бизнеса с другой стороны: возможно, будут отменены какие-то льготы по налогу на имущество, НДПИ, налогу на прибыль».
Однако вопрос эффективного функционирования пенсионной системы и оптимизации социальных налогов (или взносов) рано или поздно все равно придется решать по существу, тем более что в условиях Таможенного союза у делового сообщества появился выбор, которого раньше не было. По данным «ДР», многие предприниматели планируют переносить (и переносят) бизнес в Казахстан, где наиболее низкие налоги (НДС — 12%, ЕСН — 11%). «По моему глубокому убеждению, в условиях действия единой таможенной территории с Казахстаном и Белоруссией, поскольку эти страны являются нашими прямыми конкурентами за привлечение инвестиций, наши налоги должны не сильно отличаться от казахстанских», — резюмирует Борис Титов. Но это идеал, достижение которого в обозримом будущем представляется весьма сомнительным.
В России страховая медицина существует более 10 лет, но больницы как были в разбитом состоянии, так и остаются.
\ ВАШИ ДЕНЬГИ \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 6 (110) 2011
77