Научная статья на тему '\ налоги \ Невмененные поправки'

\ налоги \ Невмененные поправки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ налоги \ Невмененные поправки»

Невмененные

Ольга

ЗАИКИНА

поправки

Малые предприятия не поддерживают ограничение или отмену единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и переход на упрощенную систему налогообложения (УСН) на основе патента, поскольку налоговая нагрузка на бизнес увеличится. Предприниматели считаю что ЕНВД нужно

сохранить ^ и сделать добровольным.

Дорогу патенту

В феврале в Госдуму был внесен законопроект, посвященный налогообложению малых предпринимателей. Название у документа непростое — «О внесений изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». А суть изменений состоит в расширении применения упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента. Одновременно запланировано сужение (а с 1 января 2014 года отмена) сферы действия единого налога на вмененный доход. Законопроект вызвал бурную реакцию со стороны малого бизнеса. «По инициативе Торгово-промышленной палаты из проекта было исключено положение о том, что при возврате с патентной системы налогообложения на общий режим уплаченная налогоплательщиком стоимость (или ее часть) патента ему не возвращается. Данное положение,

х

Главной причиной отказа от ЕНВД является его невысокая собираемость: объем поступлений не превышает 2% в налоговых доходах консолидированного бюджета субъектов РФ.

по сути, означало двойное налогообложение», — отмечает Дмитрий Фадеев, заместитель председателя Экспертного совета при ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства.

Позитивно были восприняты положения законопроекта об увеличении максимального числа наемных работников при применении патентной системы (с 5 до 10 человек), а также об освобождении плательщиков патентной системы от необходимости применять кассовые аппараты.

«Кроме того, передача доходов от патента на уровень местных бюджетов (сегодня они поступают в бюджеты субъектов РФ. — Ред.) будет способствовать заинтересованности органов местной власти в развитии малого бизнеса, — подчеркивает Андрей Шубин, заместитель исполнительного директора «ОПОРы России». — Увеличение местных бюджетов за счет передачи им налоговых доходов от применения патентов позволит органам местного самоуправления расширить сферу финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства».

По мнению Андрея Шубина, идея совершенствования УСН на основе патента уже назрела, поскольку этот удобный для использования режим так и не стал популярным среди предпринимателей. Это объясняется как недостаточным перечнем видов деятельности, которые могут

Что такое УСН?

Напомним, патентная система налогообложения введена в РФ в 1996 году с принятием закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», с 2006 года она действует в рамках гл. 26.2 Налогового кодекса РФ «Упрощенная система налогообложения» (ст. 346.25.1 «Особенности применения упрощенной системы налогообложения на основе патента»). Распространяется на индивидуальных предпринимателей, занимающихся одним из 69 видов деятельности, перечисленных в данной статье НК (ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, ремонт ключей, производство и реставрация ковров, ремонт быто-

вой техники, чистка обуви, парикмахерские, ветеринарные услуги и т.д.). Налоговый орган выдает предпринимателю патент на осуществление заявленного вида деятельности. Годовая стоимость патента определяется на основе ставки, предусмотренной статьей 346.20: 6% от дохода или 15% от дохода, уменьшенного на величину расходов.

Имеется в виду потенциально возможный к получению годовой доход. Размер его по каждому виду деятельности устанавливается ежегодно законами субъектов Федерации и подлежит индексации на коэффициент-дефлятор (ст. 346.12, п. 2). Этот коэффициент учитывает изменение потребительских цен на товары и услуги и официально публикуется правительством.

\ НАЛОГИ \

использовать патент, так и слабой информированностью о нем. «Несомненно, круг пользователей патента необходимо расширять. Сейчас только 69 видов деятельности подпадают под нормы о применении патента. Например, патент может применяться при изготовлении и ремонте деревянных лодок, а при ремонте и изготовлении железных лодок — нет».

Этот вопрос предлагаемые поправки отчасти решают: перечень видов предпринимательской деятельности,

С переходом с ЕНВД на общий режим налогообложения многим предприятиям станет нерентабельно развивать свой бизнес.---------------------

в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, расширен. Теперь по такой схеме налогообложения могут работать прачечные, химчистки, перевозчики пассажиров и грузов водным транспортом, экскурсионные бюро и т.д. Но при этом из списка исключены некоторые виды деятельности, в отношении которых сейчас разрешено применять патент (например, изготовление мебели, производство хлеба и кондитерских изделий, игрушек, услуги бань, соляриев, массажных кабинетов), чем участники рынка крайне недовольны.

Критике подвергаются и другие положения законопроекта, сужающие рамки применения патента. Прежде всего норма о том, что право на применение патента имеют только индивидуальные предприниматели, причем они могут привлекать не более 10 наемных работников. По словам Дмитрия Фадеева, Торгово-промышленная палата РФ предлагает увеличить численность до 15 человек и предоставить право применять данный режим юридическим лицам — микропредприятиям: «Кроме того, в проекте сохраняется существующий порог в 60 млн руб. годового оборота для применения УСН и патентной системы. Но этот показатель не учитывает существенно влияющие на доходы хозяйствующих субъектов темпы роста индекса потребительских цен и инфляции. Мы предлагаем увеличить данный критерий до 100 млн руб. с ежегодной корректировкой на коэффициент-дефлятор, а для малых инновационных предприятий — до 200 млн руб., так как стоимость наукоемкой продукции значительно выше».

На портале «ОПОРы России» абсолютное большинство предпринимателей высказались за сохранение ЕНВД для субъектов малого предпринимательства, поскольку он является простым и удобным в применении. В ходе отдельного опроса предпринимателей по данной теме 54,2% опрошенных

малых предприятий не поддерживают ограничение/отмену ЕНВД, так как налоговая (административная) нагрузка на бизнес увеличится; 30% предпринимателей не поддерживают ограничение/отмену ЕНВД и считают, что ЕНВД нужно сохранить и сделать добровольным.

Невысокая собираемость ЕНВД

Цель поправок — заполнить «дыру», которая образуется в налоговой системе после отмены единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Сокращение сферы применения ЕНВД начнется уже с 1 января 2012 года: эту систему налогообложения запретят использовать организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере розничной торговли и оказания услуг общественного питания, если количество наемных работников превышает 50 человек (сегодня предельный уровень — 100 наемных работников). С 1 января 2013 года розничная торговля и услуги общественного питания вообще исключаются из перечня видов деятельности, в отношении которых разрешено использовать ЕНВД. А с 1 января 2014 года этот налог не будет действовать в отношении всех участников рынка.

Чем же провинился этот налог перед правительством, по инициативе которого в свое время был введен? Напомним, что цели декларировались тогда благие: снизить налоговое бремя на субъекты малого предпринимательства, упростить процедуры налогообложения и представления отчетности и создать более благоприятные условия для развития малого бизнеса. По мнению Минфина, ЕНВД не оправдал возлагавшихся на него надежд. Опыт его использования признан неудачным. «ЕНВД не в полной мере учитывает экономическое обоснование осуществляемой деятельности, что может создавать как излишнюю налоговую нагрузку, так и, наоборот, возможность значительной экономии на налогах», — признал в интервью Интерфаксу Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина.

Действительно, в условиях, когда размер базовой доходности определяется на основе расчетных показателей и при уплате налога не учитывается реально получаемый доход — на практике кто-то платит больше, чем следовало бы, кто-то меньше. Налоговые органы, не имеющие возможности точно оценить объем прибыли налогоплательщика, также не слишком довольны такой системой. Но главной причиной отказа от ЕНВД является невысокая собираемость этого налога: объем поступлений не превышает 2% в налоговых доходах консолидированного бюджета субъектов РФ. А ведь налог платят 43,3% всех российских налогоплательщиков.

Представители бизнеса недовольны планируемой отменой единого налога на вмененный доход и переходом на патентную систему налогообложения. «В настоящий момент ЕНВД — самая распространенная система налогообложения среди субъектов малого предпринимательства (ее применяют около 3 млн предпринимателей), — говорит Андрей Шубин. — Несмотря на это, инициатива по ее отмене предлагается без предварительной проработки возможных экономических последствий для них». Предполагается, что большинство индивидуальных предпринимателей, использовавших ЕНВД, перейдут на патентную систему налогообложения. На самом деле это смогут сделать далеко не все. «Патентную систему налогообложения могут применять исключительно физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие ограниченный перечень

70

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (109) 2011

\ ВАШИ ДЕНЬГИ \

видов деятельности, — поясняет Андрей Шубин. — Предлагаемое законопроектом некоторое расширение перечня видов деятельности при применении патентной системы налогообложения не сможет существенным образом изменить ситуацию, в частности по той причине, что в перечень не попали самые распространенные виды деятельности, для которых в настоящее время применяется ЕНВД: розничная торговля и общественное питание за некоторыми исключениями (патент разрешен для розничной торговли, осуществляемой на площади не более 10 кв. м, и для объектов стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов. — Ред.), многие виды бытовых услуг».

Между тем розничная торговля — один из самых массовых видов деятельности малых предприятий. Операторы рынка невесело шутят: те, у кого торговый зал больше 10 кв. м (включая прилавки, примерочные, проходы и т.п.), являются, видимо, монстрами бизнеса. Им придется перейти на общую систему налогообложения, что, как отмечает Андрей Шубин, будет сопровождаться увеличением налоговой нагрузки и соответственно дополнительными расходами предпринимателей.

По словам эксперта, это ограничение является необоснованным и существенно сужает число представителей торгового микробизнеса.

Назад, к «серым» схемам

«К примеру, сейчас предприниматели, переведенные на ЕНВД, освобождены от обязанности применять контрольно-кассовую технику, — рассказывает Дмитрий Фадеев. — При переходе на общую систему налогообложения или другой налоговый режим нужно приобретать кассовые аппараты. У предпринимателей, которые перейдут на общую систему взимания налогов, появится самый сложный в администрировании налог на добавленную стоимость, что потребует увеличения штата бухгалтеров». Это помимо кратного увеличения расходов на уплату собственно налогов, добавляет Андрей Шубин: «Для многих предприятий вести бизнес в изменившихся условиях (вынужденный переход с ЕНВД на общий режим налогообложения) станет нерентабельно, что означает закрытие или дробление и «серые» схемы. Мелкий предприниматель, как правило, это руководитель, бухгалтер и юрист в одном лице, поэтому правила ведения учета и отчетности должны быть доступны для его понимания, а налоговая нагрузка адекватна».

По мнению Дмитрия Фадеева, учитывая, что принципиальное решение о поэтапной отмене ЕНВД и введении патентной системы Правительством РФ уже принято, речь можно вести лишь о доработке проекта. Но бизнес предлагает не «рубить с плеча». «Возможно, отмена ЕНВД и оправдана, но давайте не будем экспериментировать», — призывает Андрей Шубин. «ОПОРа России» предлагает следующий алгоритм действий. На данном этапе исключить из текста законопроекта положения об отмене ЕНВД и временно сделать его добровольным (это позволит уйти с этого режима тем предпринимателям, которым экономически невыгодно применять его); за это время дополнительно изучить ситуацию с применением ЕНВД уже на добровольных началах, тщательно проработать воз-

можные последствия его отмены для субъектов малого предпринимательства и только на основании такого анализа принимать решение об отмене ЕНВД.

Видимо, властям предержащим стоит принять во внимание эти предложения, учитывая, что сейчас ведется доработка Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 года, в которой заложена задача довести к 2020 году вклад малого бизнеса в ВВП до 41% (с сегодняшних 23%), а в занятости населения до 60% (с 20%). Понятно стремление власти диверсифицировать направления малого бизнеса, 80% которого сегодня составляют торговля и сфера услуг. Но шоковые меры дадут обратный результат, яркий пример чему — введение с этого года повышенных ставок страховых взносов (для плательщиков ЕНВД — 34%, УСН — 26%), которые, подчеркивает Андрей Донских, заместитель Председателя Правления Сбербанка России, конечно, надо отменять, иначе значительная часть малого бизнеса уйдет «в тень» и мы вообще не увидим развития этого сегмента. «Для того чтобы сформировать принципиально новый рынок в этой сфере, необходима система мер по стимулированию вовлеченности людей в занятие малым предпринимательством. Только тогда мы сможем решить задачу, о которой говорят президент и Стратегия-2020, — 60% занятых в сегменте малого бизнеса».

РИА-НОВОСТИ

В случае принятия поправок в НК пострадает сфера бытовых услуг.

Единый налог на вмененный доход действует с 2003 года (гл. 26.3 НК).

Ст. 346.26 содержит перечень видов деятельности, в отношении которых разрешено его использовать (оказание бытовых услуг, розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м, через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети и т.п.). Из этого перечня местные власти выбирают те виды деятельности, которые они считают нужным перевести на уплату ЕНВД (то есть в рамках

муниципальных образований применение ЕНВД является обязательным, предприниматели не имеют выбора). Ставка налога — 15% величины вмененного дохода (потенциально возможный доход, рассчитываемый с учетом совокупности условий, влияющих на его получение). Сумма налога по видам деятельности исчисляется на основе физических показателей (площадь торгового зала, количество работников, автотранспортных средств и т.п.) и базовой доходности (условная месячная доходность в стоимостном выражении на единицу физического показателя), установленных ст. 346.29 НК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.