Научная статья на тему 'Налоги, которые мы выбираем'

Налоги, которые мы выбираем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоги, которые мы выбираем»

-О I

-О I -О

с

<

Подготовленный Минфином проект документа «Основные направления налоговой политики на 2008-2010 годы и среднесрочную перспективу» получил одобрение правительства. Чего нельзя сказать о предпринимательском сообществе.

Ольга ЗАИКИНА

Налоги, которые мы выбираем

Унификация всей страны

По словам Антона Данилова-Данилья-на, руководителя Экспертного совета «Деловой России», предлагаемый набор мер по совершенствованию налоговой системы разочаровал бизнес. Особенно негативно воспринята так называемая унификация налоговых ставок. Александр Паперно, вице-президента «Опоры России», сомневается, что такой подход будет полезен для страны. «Во всем мире предприниматели пытаются экономить на налогах, не воровать у государства, а именно экономить, — подчер-

кивает эксперт, — используя знание текущего законодательства. Это порождает налоговую конкуренцию, скажем, между регионами». Например, сегодня губернаторы имеют право снизить на своей территории ставку налога на прибыль с 24 до 20%. Введение единой ставки лишит их такой возможности, в результате многие регионы перестанут быть привлекательными для бизнеса, в том числе малого—если, как предусмотрено проектом, вдобавок будет ограничено применение налоговых спецрежимов.

Негативное отношение к спецрежимам, которые являются для малого бизнеса ос-

новным легальным способом оптимизации налогообложения, также вытекает из концептуальной идеи «Основных направлений...». Речь идет прежде всего об упрощенной системе налогообложения и едином налоге на вмененный доход. По мнению налоговиков, предприниматели часто обращаются к этим льготным режимам без достаточных оснований, используя пробелы в законодательстве для уклонения от уплаты налогов в полном объеме. «Налоговые спецрежимы несовершенны, — соглашается Александр Паперно, — но сегодня это единственный мало-мальски действующий меха-

низм, позволяющий компаниям работать «в белую» и при этом оставаться конкурентоспособными».

Кстати, Михаил Фрадков при принятии документа именно эту цель назвал приоритетной: «Никто не должен, находясь в тени, обладать преимуществами более конкурентными, чем те, кто хочет работать справедливо». Однако меры, запланированные Минфином, в худшем случае ведут к противоположному результату, а в лучшем — оставляют все как есть. По мнению Антона Данило-ва-Данильяна, пока остается значительная разница между затратами на обналичку теневых доходов, с одной стороны, и ставками НДС и единого социального налога (ЕСН), с другой, теневые компании будут иметь преимущество. Эксперт считает, что к реальному выходу из тени огромного количества предпринимателей привело бы снижение ЕСН при отказе от регрессивной шкалы и замещение НДС 10-12%-ным налогом с продаж, так как риски обналички стали бы выше расходов на уплату этих двух налогов. Особенно НДС, страшного для бизнеса не столько размером (18%), сколько, по словам Михаила Абрамова, члена Экспертного совета «Деловой России», бессмысленной сложностью процедур его расчета.

НДС — великий и ужасный

После введения с 1 января 2006 года нового порядка уплаты НДС по методу начисления доходы бюджета от сборов этого налога резко снизились. В прошлом году в бюджет поступило на 33,9 млрд. руб. меньше запланированного, а прогнозы еще печальнее: в 2007 году бюджет недополучит 170 млрд. руб., в 2008-м — 260 млрд. руб. Михиал Абрамов не согласен с замминистра финансов Сергеем Шаталовым, по мнению которого не поступившие в бюджет средства были вложены в производство. Он считает, что просто воровать стали больше.

«По новому порядку предприниматель должен платить НДС, отпустив продукцию и еще не получив за нее деньги, — объясняет Михаил Абрамов, — а с другой стороны, можно возмещать НДС из бюджета, имея счет-фактуру на продукцию, но не заплатив за нее». При этом подделать счет-фактуру, по мнению эксперта, ничего не стоит, поскольку этот документ даже без печати. А добросовестный налогоплательщик, отмечает Сергей Беляков, зампред комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике, в 100% случаях вынужден добиваться возмещения НДС через суд: «Более того, налоговые органы игнорируют вступившие в законную силу решения суда. Это приводит к колоссальным потерям предприятий». Кроме того, НДС наиболее обременителен для перерабатывающих отраслей и производств, создающих

Только упрощенный режим налогообложения позволяет малому бизнесу работать

продукцию с более высокой добавленной стоимостью. Поэтому, ставя задачу диверсификации экономики, необходимо принять меры, стимулирующие перерабатывающие отрасли, в том числе снизить ставку НДС, ведь выиграют от этого прежде всего отрасли с высокой инвестиционной активностью. Сергей Беляков уверен: одними только попытками улучшить администрирование НДС, как предлагается в «Основных направлениях...», радикально исправить сложившуюся ситуацию не удастся.

Аркадий Дворкович, руководитель Экспертного управления президента, называет НДС одним из самых несправедливых налогов в России. Его давнюю идею заменить НДС налогом с продаж поддерживает значительная часть предпринимателей. По словам Антона Данилова-Данильяна, весь бизнес, кроме розничной торговли, получит ощутимое уменьшение налогового бремени и затрат на налоговый учет, а налоговые органы не будут тратить 50% времени на администрирование НДС. Он считает, что отмена НДС была бы особенно полезна для малых компаний. Малый бизнес против НДС, подтверждает Александр Паперно, поскольку этот налог очень коррупционен. Хотя у «Опоры России» есть и свое предложение: заменить НДС оборотным налогом, который может составлять 0,75-1%. Александр Паперно считает: его будут платить все, потому что от него уходить сложно и стоит дороже, чем сам налог. Однако Сергей Беляков не убежден, что проблемы НДС, вызванные во многом спецификой работы налоговых органов и приоритетами налоговой

политики, исчезнут при его замене на налог с продаж или оборотный налог.

Однако позиция Минфина остается прежней — рисков при администрировании налога с продаж значительно больше, чем при взимании НДС. Поэтому в минфиновском документе содержатся лишь, как выразился Александр Паперно, очередные подпорки для НДС, среди которых главная — введение с 1 января 2008 года системы регистрации налогоплательщиков этого налога. По мнению Александра Паперно, создается дополнительный административный барьер, который лишь увеличит затраты государства.

Собственно, среднему и малому бизнесу ни в ближайшей, ни в среднесрочной перспективе рассчитывать не на что. В отличие от крупного, которому с 1 января 2008 года обещано освобождение от налога на прибыль дивидендов, получаемых при стратегическом участии в российских или иностранных компаниях. Антон Данилов-Данильян полагает, что следовало бы ввести льготу по дивидендам и для малых и средних предприятий, которые не могут обеспечить в силу своего размера стратегическое участие, пусть не с нулевой ставкой, но хотя бы 15%, как для физических лиц. Однако с точки зрения такой великой организации, как Минфин, констатирует Александр Паперно, малый и средний бизнес, видимо, не очень заметен: «Но мы есть, и, когда нефть закончится, мы будем кормить страну. Поэтому мудрее было бы создавать условия для развития этого бизнеса, а не загонять его в тень». Впрочем, крупным компаниям тоже достанутся не только пряники.

Офшоры и недвижимость

Значительная часть «Основных направлений налоговой политики» посвящена борьбе с трансфертным ценообразованием (то есть внутрикорпоративными ценами, которые значительно ниже рыночных), применяемым сегодня в России всеми холдингами. Среди положительных новаций в этой сфере Сергей Беляков указывает на возможность заключать предварительные соглашения по трансфертным ценам между налоговыми органами и крупными холдингами, а также на введение института консолидированной налоговой отчетности, что стимулирует создание и деятельность вертикально интегрированных компаний. Однако РСПП настаивает, что контроль за трансфертными ценами уместен только при международных операциях между взаимозависимыми лицами по биржевым товарам, поскольку, подчеркивает Сергей Беляков, лишь в этом случае бюджет несет потери от недополучения налогов. В качестве противодействия предлагается с 2009 года обязать российские компании указывать в налоговой декларации все свои иностранные аффилированные фирмы, и го-

ш

к р

о ы к

0

1 о

|прямые инвестиции / №04 (60) £007 | реальные деньги

ш

а *

Ш

0

1

о а п о

а *

ш 5

ловной компании придется доплатить в российский бюджет разницу в налоге на прибыль в офшоре и у нас. Для чего вводится новое понятие «юридическое лицо — налоговый резидент РФ», которым может быть и офшорная фирма, если ее контролируют россияне.

Антон Данилов-Данильян выражает надежду, что изменения коснутся лишь тех случаев, когда основная масса прибыли при применении трансфертного ценообразования аккумулируется на счетах в офшорах, и не станут причиной ухудшения рыночных условий внутри страны. Однако, как отметил Александр Паперно, принятые «Основные направления...» очень расплывчаты и неконкретны, положения этого документа можно трактовать как угодно. Все будет зависеть от того, в каком виде они воплотятся в соответствующих поправках в Налоговый кодекс. Наиболее негативным в «Основных направлениях...» Сергею Белякову представляется отсутствие мер налогового стимулирования промышленности, что явно свидетельствует: Минфин рассматривает налоговую политику не как инструмент реализации экономической политики государства, а как способ наполнения бюджета любыми путями. Что, кстати, прямо противоречит бюджетному посланию президента, в котором акцент сделан на стимулирующую и перераспределительную функции налогов. «По содержанию это два совершенно противоположных документа, — отмечает Сер-

ь

гей Беляков. — После обнародования бюджетного послания мы ожидали, что его положения будут реализованы в комплексе мер, предлагаемых Минфином. Однако этого не произошло, что только усиливает неопределенность в отношении предстоящих изменений в налоговом законодательстве».

Фискальная направленность налоговой политики особенно ярко воплотилась в еще одном неприятном сюрпризе, приготовленном Минфином, на этот раз не только предпринимателям, но и всем гражданам России, имеющим жилье или земельный

Основные новации налоговой политики в 2008—2010 годах

—С 2008 года увеличивается продолжительность налогового периода по уплате НДС (с одного месяца до одного квартала). Одновременно расширяется перечень организаций, выполнение которыми НИОКР освобождается от уплаты НДС.

— С 2007-го по 2017 год будет действовать специфическая (в рублях за тонну добытой нефти) налоговая ставка налога на добычу полезных ископаемых.

— С 2008 года отменяются льготы по акцизам на спиртосодержащую продукцию.

— С 2009 года вводится ускоренная индексация ставок акцизов на нефтепродукты, не отвечающие стандартам Евро-2-3-4.

— С 2008 года ужесточается порядок налогообложения доходов физлиц при приобретении ценных бумаг по цене ниже рыночной.

— С 2009 года налог на имущество физлиц заменяется налогом на недвижимость, ставка которого рассчитывается, исходя из кадастровой (рыночной) стоимости имущества.

— С 2008 года освобождаются от налога на прибыль дивиденды, получаемые при стратегическом участии российской организации в российской или иностранной компании. Также с этого времени снижается (с 30 до 15%) ставка налога на дивиденды, выплачиваемые физлицам — налоговым резидентам РФ.

— С 2008-го по 2010 год меняется определение взаимозависимости лиц; устанавливается закрытый перечень контролируемых сделок и вводятся предварительные соглашения между налоговым органом и налогоплательщиком; ужесточаются методы оценки диапазона рыночных цен.

— С 2009 года вводится понятие юридическое лицо — налоговый резидент РФ, которым считается и офшорная компания, контролируемая налоговыми резидентами РФ. Взимается разница между ставками налога на прибыль в РФ и стране регистрации компании. Российские компании обязаны указывать в налоговой декларации все свои иностранные аффилированные структуры.

Налог на эту избушку может достичь нескольких тысяч рублей в год, если речь идет о престижном районе

участок. С 2009 года вводится налог на недвижимость, который заменит налог на имущество физических лиц и земельный налог. Сейчас граждане платят за жилье по адвалорной (в процентах) ставке — 0,1-2% стоимости имущества, при этом стоимость определяет Бюро технической инвентаризации. Сумма налога на недвижимость должна рассчитываться на основе кадастровой, то есть приближенной к рыночной стоимости.

По мнению Натальи Бурыкиной, председателя налогового подкомитета Госдумы, проблема в том, что сегодня нет методики определения рыночной стоимости недвижимости. И когда она будет, не известно, потому что создание единого кадастра объектов недвижимости стоит дорого и у муниципалитетов нет на это средств. «К тому же рыночная цена зависит от многих факторов: например, в Москве хрущевка продается за $200 тыс., — говорит Наталья Бурыкина. — А как установить рыночную цену в маленьком городке, где жилье особо не покупается?» Наталья Бурыкина предлагает, по крайней мере на первом этапе, взимать налог на недвижимость по специфической ставке (то есть в рублях за количество метров). По ее мнению, так легче уменьшить налоговую нагрузку или освободить от налога малоимущих граждан, в том числе установив необлагаемый минимум метража. Однако в целом глава о налоге на недвижимость вызывает больше вопросов, чем дает ответов.

Тем более что реализовывать это и другие положения документа будут (если будут) уже другой Минфин и другое правительство. 9

реальные деньги | прямые инвестиции / №04 (60) £007|

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.