Научная статья на тему 'Модернизация России: проблемы и первоочередные меры по их решению в 2018–2019 годах'

Модернизация России: проблемы и первоочередные меры по их решению в 2018–2019 годах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
588
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация экономики / российская экономика / предпринимательский климат / коррупция / офшоры / налогообложение.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация России: проблемы и первоочередные меры по их решению в 2018–2019 годах»

СТРАТЕГИИ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ

Абрамов М.Д.

к.т.н., президент ЭАЦ «Модернизация»

[email protected]

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ ПО ИХ РЕШЕНИЮ В 2018-2019 ГОДАХ1

Ключевые слова: модернизация экономики, российская экономика, предпринимательский климат, коррупция, офшоры, налогообложение.

Предпринимательский климат России исключает развитие ее экономики

Во-первых, в России по сравнению с другими странами производить не выгодно. В результате, промышленное производство сходит на нет. В 2016 году по сравнению с 1990 годом катастрофически сократились в натуральных единицах объёмы производства большинства видов промышленной продукции, в том числе на 94,8%, т.е. до 5,2% упало производство металлорежущих станков, тракторов - до 3%; экскаваторов - 6,3%; бульдозеров - 3,5%; зерноуборочных комбайнов - 9,8%; кузнечно-прессовых машин - 8,9%; грузовых машин - 20%; троллейбусов - 8,1%; мотоциклов - 1,7%; шерстяных тканей - 2,3%; хлопчатобумажных тканей - 20,1%; производство льняных тканей - 5,8%; кожаной обуви - 10,2%; трикотажных изделий - до 13,8% и т.д.

Во-вторых, в России производить опасно, т.к. предпринимателя могут посадить за любую действительную или мнимую, провинность: за «незаконное» возмещение НДС по счетам-фактурам, которые он получает от поставщиков; за «откаты» покупателю, без которых тот отказывается покупать; за выдачу зарплаты рабочим в «конвертах», что позволяет ему платить им на 30-40% больше, чем без конвертов; за взятку Санэпидемстанции или пожарникам, чтобы они не закрыли производство по надуманным поводам и за многое, многое другое. Невозможно быть бизнесменом в России и при этом не нарушать законы.

В-третьих, четвертый год подряд падают реальные доходы населения. Платежеспособный спрос - главное условие экономического роста - непрерывно снижается.

И все это происходит на фоне безудержного обогащения небольшой кучки богачей. Российские миллиардеры с января по август 2017 года разбогатели на 17,09 миллиардов долларов2 (около 1 трлн. руб.).

Ситуация в стране критическая. Такой она может оставаться еще несколько лет, а может взорваться в ближайшее время. Правительство со стоящими перед ним задачами не справляется, но менять ничего не хочет.

Скоро выборы нового Президента России. Люди и партии, претендующие на власть, должны предложить народу России конструктивную программу. Пока такую программу никто не предложил.

Общим недостатком многих «Стратегий» является то, что они предлагают меры в рамках существующей парадигмы развития. Уместна аналогия: в судне огромная пробоина, двигатель неисправен, ветер несет судно на рифы, а команда под руководством капитана, вместо того, чтобы устранять течь и ремонтировать двигатель, строят планы и спорят о курсах и маршрутах.

При существующем в России предпринимательском климате развитие невозможно, независимо от выбранного курса. Имеющиеся в России механизмы и инструменты развития требуют замены или модернизации. В первую очередь, это относится к налоговой, кредитно-финансовой, таможенно-тарифной и судебной системам.

Для реализации в 2017-2018 годах мы предлагаем меры, направленные на снижение коррупции, улучшение предпринимательского климата и увеличение доходов Федерального бюджета на 13-16 трлн. рублей ежегодно за счет совершенствования администрирования и более эффективного перераспределения имеющихся ресурсов. Цель: обеспечение необходимого покупательского спроса за счет кратного увеличения расходов на здравоохранение, образование, науку, культуру.

Реализация наших рекомендаций обеспечит тот самый рост ВВП, которого требует Президент. В дальнейшем доходы будут расти за счет роста налогооблагаемой базы.

Ниже мы излагаем суть проблем и предлагаем меры по их решению.

1 Доклад подготовлен по материалам Программы практических мер по восстановлению производительного потенциала России, разработанной в ЭАЦ «Модернизация» авторским коллективом под руководством академика РАН Нигматулина Р.И.

2 http://www.aif.ru/money/rossiyskie_milliardery_v_2017_godu_stali_bogache_na_17_mlrd_dollarov

1. Повальная коррупция разрушает Россию

В 2017 году Россия в мировом рейтинге коррупции находится на 136 месте из 178 вместе с Нигерией, и Киргизией. В мире нет примеров успешного экономического развития стран с такой коррупцией, как у нас. Мы и не развиваемся.

Предлагаемые меры

- Ввести современную систему подоходного налогообложения физических лиц и, в частности, обязать богатых граждан давать разумное объяснение происхождению своих богатств (недвижимости, акций, антиквариата, банковских счетов и др. в России и за рубежом); см. также ниже п. 5;

- создавать процедуры, минимизирующие возможности коррупционных проявлений и обеспечивающие неотвратимость наказания. Например, отмена возмещения НДС экспортерам нефти и газа исключит злоупотребления и даст бюджету не менее 1 трлн. руб.;

- ратифицировать Статью 20 Конвенции ООН о противодействии коррупции. Конвенция ратифицирована Россией в 2006 году в полном объеме за исключением Статьи 20 о противодействии незаконному обогащению чиновников.

2. В России производить не выгодно

Главная причина - высокие налоги. Например, если сравнить налоговую нагрузку на «модельное предприятие», предложенное Минфином в «Основных направлениях налоговой политики», в России и в США, мы увидим, что налоговая нагрузка на это предприятие в России в 5-8 раз выше, чем на такое же предприятие в США (табл. 1).

Налоговая нагрузка на предприятие в России и в США

Налог

Россия

США

Ставка тыс. руб. Ставка тыс. руб.

Подоходный налог 13% 5.200 10-39,6%* 1.214

Социальные взносы 30% 12.000 13,30% 5.320

Налог на прибыль 20% 17.600 15-38%** 0

НДС 18% 12.200 0 0

Налог на имущество 2,20% 4.400 0 0

ИТОГО к уплате 51.400 6.534

* Годовой доход фиалиц до $8.500 налогом не облагается; ** Расходы на оборудование до $2 млн. 8 год списываются на себестоимость и уменьшают налоговую базу прибыли

Таблица 1

Предлагаемые меры. Реформировать налоговую систему России в соответствии с указанными здесь рекомендациями, обоснования которых содержатся в наших НИР, выполненных в 2010-2016 годах и размещенных на сайте www.modern-rf.ru в разделе «Наши труды».

3. Сложность и запутанность налоговых процедур мешает работать

Ситуация ухудшается с каждым днем. Электронная отчетность проблем не решает. Она упрощает подготовку и сдачу отчета, но и увеличивает вероятность разорения предприятия по надуманным поводам. Например, объем полной квартальной Декларации по НДС для конкретного малого предприятия (12 чел.) - 1 тысяча 444 страницы (рис. 1).

Рисунок 1.

Скрин с экрана ПК Программы 1С-бухгалтерия

На бумажном носителе сдавать отчет не нужно, но ошибка на любой странице может привести к последствиям вплоть до уголовных.

Предлагаемые меры. Мы предлагаем, по примеру Швеции и некоторых других стран, ввести форму Налогового отчета (Декларации) на 1-2 страницах (табл. 2), на которых умещается необходимая информация о всех налогах.

Таблица 2

Проект формы Налоговой декларации по 5 налогам

Проект такой Формы нами разработан. В ней все видно: чем занимается предприятие, насколько исправно оно платит налоги и надо ли его проверять. В ней умещаются все показатели, которые декларирует предприниматель, за которые он несет ответственность и которых достаточно Налоговой инспекции.

Надо ввести порядок, при котором проект своей заполненной налоговой декларации предприниматель получает от Налоговой инспекции; он подписывает ее и возвращает в Инспекцию или пишет обоснованные возражения. Наличие АСК-2 НДС с полной информацией о покупках и продажах упростит для ФНС реализацию этого порядка.

4. Собираемость налогов в России не превышает 50%

Министерство финансов обнародовало данные о том, что объем «серой» заработной платы в России оно оценивает более чем в 10 триллионов рублей в год. Видимо, намного «более»: например, подоходный налог и социальные взносы в 2015 году были собраны с налоговой базы 22 трлн. руб., а доходы населения, согласно Росстату, составили около 50 трлн. руб. И это - только учтенные доходы. Есть основания предполагать, что неучтенных доходов еще больше.

Еще ниже собираемость НДС. При номинале 18% реальная эффективная ставка НДС в 2015 году не превышала 3,6%. Расчет простой: сумму собранного НДС, указанную ФНС в Форме 1-НОМ, делим на добавленную стоимость облагаемой НДС продукции, указанную Росстатом, и получаем собираемость НДС, равную 22%. Кто-то скажет, что так считать нельзя. Но такая же цифра 22,1% получена при изучении реальных отчетных данных на примере налоговой инспекции Курской области. Еще о НДС см. п. 6.

Но одни уклоняются от уплаты налогов, чтобы выжить; другие - из принципа «зачем платить, если можно не платить». Если обеспечить среднеевропейскую собираемость налогов, российская экономика рухнет.

Предлагаемые меры. Реализовать наши рекомендации по оптимизации налоговых ставок и по совершенствованию налогового администрирования.

5. Совершенствование системы подоходного налогообложения

Россия - одна из немногих стран с «плоской» шкалой подоходного налога (13%) и отсутствием необлагаемого налогом минимального дохода. Между тем, расчеты показывают, что если бы в нашей стране была среднеевропейская прогрессивная шкала подоходного налога, то ВВП России был бы на 30-50 процентов выше, чем в реальности1. Объяснение - очень простое. Если у большинства населения нет денег, то нет покупательского спроса, и ВВП не растет. А богатые хранят свои средства за рубежом, тратят их там же на недвижимость и предметы роскоши (яхты, футбольные клубы и др.) или развивают там бизнес, что также не способствует российскому производству и росту ВВП.

Именно прогрессивная шкала позволяет перераспределять доходы наиболее оптимальным образом и за счет собранных налогов обеспечивать достойные зарплаты бюджетникам: учителям, врачам, работникам культуры, военным и др. Например, в США подоходный доход составляет почти половину бюджета, а у нас - около 10%. Сегодня в США максимальная ставка 39,6% с годового дохода свыше 400 тыс. долл.

Все страны, добившиеся успехов в экономике, а также страны БРИКС (кроме России) применяют прогрессивную шкалу.

Плоская шкала хороша там, где нет избыточного неравенства. Применяют ее и там, где власти отдают приоритет интересам богатого меньшинства перед интересами страны и имеют возможность морочить головы своим гражданам.

При малых и средних доходах физических лиц налоговая нагрузка на фонд оплаты труда в России существенно выше, чем в развитых странах. Например, необлагаемый налогом доход одиночки в Германии составлял в 2016 году в переводе на рубли 46 тыс. руб./мес., в США - 45 тыс. руб./мес., во Франции - 32 тыс. руб./мес., в Китае - 38 тыс. руб./мес. По данным ВЦИОМ в 2016 г. медианная зарплата на руки в России составляла 26,5 тыс. руб., т.е. половина населения получала зарплату больше этой суммы, а половина - меньше. Если бы при сегодняшних зарплатах в России была французская или китайская шкала, то от налога были бы освобождены 60% населения; а если бы немецкая или США - 70-80%.

Предлагаемые меры. Мы предлагаем для России прогрессивную шкалу со следующими ставками (см. табл. 3):

Таблица 3

Рекомендуемая для России шкала подоходного налога

Годовой доход, руб. Ставка налога

до 240.000 (20 тыс. руб./мес.) 0%

свыше 240.000 до 3.000.000 (250 тыс. руб./мес.) 13%

свыше 3.000.000 до 12.000.000 (1 млн. руб./мес.) 30%

свыше 12.000.000 млн. руб. 50%

Предлагаемая шкала почти не затронет средний класс. При этом половина населения будет освобождена от уплаты налога. Увеличение налоговой нагрузки почувствуют 2-3% населения. При этом доходы бюджета вырастут на 1,5-2,0 трлн. руб.

Одновременно с введением прогрессивной шкалы НДФЛ необходимо обеспечить эффективное администрирование этого налога и навести элементарный порядок с оценкой труда служащих предприятий с государственным участием. Например, необходимо принять закон, согласно которому доход руководителей предприятия не может превышать средний доход по предприятию больше, чем в 5-10 раз.

1 Шевяков А.Ю., Кирута А.Я. Неравенство, экономический рост и демография: неисследованные взаимосвязи / ИСЭПН РАН. - М., 2009.

6. Совершенствование Налога на добавленную стоимость (НДС)

НДС - самый проблемный налог в России. Вместе с тем, НДС - один из основных источников доходов бюджета. В 2015 году был собран НДС в сумме 4,1 трлн. руб. или 32% доходов Федерального бюджета. Именно весомость НДС для бюджета требует особого внимания к способам и порядку реформирования этого налога. Основная ставка НДС - 18%. Некоторые виды продукции облагаются по ставке 10%, а некоторые - 0%. Экспорт НДС не облагается. Парадокс, но налоговой базой налога на добавленную стоимость является не добавленная стоимость, а стоимость реализованной продукции. Еще один парадокс - НДС взимают с авансов, т.е. когда добавленная стоимость еще не создана.

Именно с НДС связаны многочисленные конфликты между налоговиками и налогоплательщиками. Больше половины налоговых дел в арбитражных судах посвящены НДС. Половина осужденных предпринимателей сидят из-за НДС.

Фактическая собираемость НДС, как было сказано выше (см. п. 2.4), не превышает 30%. Данные ФНС о собираемости 94% явно преувеличены. В Европейском союзе собираемость НДС не превышает 75-80%.

Интересен опыт США и Китая.

В США нет НДС, а есть налог с продаж (НСП), устанавливаемый правительствами штатов со ставками от 0% до 12% в разных штатах. Но, по мнению правительства США, «американцы заслуживают, чтобы налоговая система в их стране была простой, справедливой и способствующей экономическому росту и процветанию, - в полной гармонии с привычным динамизмом в их экономической жизни». Это утверждается в Докладе Управления налоговой политики Министерства Финансов США «Стратегия США в сфере налогообложения бизнеса в 21 веке»1. Авторы исследования на основе мирового опыта, вместо применяемого в других странах НДС и Налога на прибыль предлагают ввести Налог на деловую активность (или по-другому, Налог на предпринимательскую деятельность (БАТ) Business activities Tax - BAT) с расширенной базой обложения и представляющий собой тип налога на потребление. В докладе сказано: «БАТ - это налог на товары и услуги, проданные потребителям. Налоговая база БАТ равна валовой выручке предприятия от продажи всех товаров и услуг, минус расходы на закупки товаров и услуг (включая и закупки основных средств) от других бизнесов. Для экономики в целом, налоговая база БАТ - это продажи реальных товаров и услуг потребителям, поскольку продажи, реализуемые между бизнесами (В-to-ß) вычитаются из налоговой базы этого налога. В целом, БАТ подобен НДС, применяемому многими странами мира. Однако НДС в этих странах основан на методе «зачета по фактурам. В отличие от этого, исчисление БАТ основано на методе «вычета» (исключения). БАТ будет взиматься по ставке примерно 5-6% и будет давать поступления, равные тем, которые приносят сейчас все действующие в США бизнес-налоги». Конец цитаты.

Сумма налога, подлежащего уплате, полностью определяется величиной созданной предприятием добавленной стоимости и не зависит от действий его поставщиков и партнеров. По мнению авторов Доклада, введение БАТ позволит увеличить экономический рост в США ориентировочно на 2,0-2,5%.

Наши рекомендации по совершенствованию НДС совпадают с предложениями США.

В Китае доходы от сбора НДС составляют свыше 60% доходов от всех взимаемых налогов. Этот налог относится к государственным налогам, взимаемым на государственном уровне налоговыми органами. 75% от дохода по сбору НДС отходит к доходам центрального бюджета и 25% относится к местным доходам. НДС, взимаемый при импорте, относится к ведению таможенных органов. Доход от его сбора отходит целиком в центральный бюджет. Основная ставка НДС - 17%, пониженная ставка для некоторых видов товаров - 13%, для некоторых видов услуг и экспорта 0%. Ставки возврата НДС экспортерам колеблются от 0 до 17% в зависимости от заинтересованности государства в стимулировании тех или иных отраслей промышленности.

Китай использует различные стратегии, чтобы «охладить» рост экспорта и увеличить оборот внутреннего рынка. В последние годы Китай ведет целенаправленную политику по ограничению и даже отмене возврата НДС за экспорт многих видов продукции. Например, в сентябре 2006 г. ставка возврата экспортного налога для меди и ее сплавов была снижена с 13 до 5%2. Аналогичные правила, действующие с 01.07.2007, касаются 2831 продукта. Под их действие подпадают многие промежуточные продукты, которые экспортируются из Китая в Европу3. По сообщению Mysteel.net4, начиная с 01.07.2007 Китай отменил возврат налогов на экспорт 533 товаров, включая сварные трубы. В обращении Министерства финансов Китая говорится, что такие меры должны способствовать снижению разницы между стоимостью экспорта и импорта, а также смягчению конфликтных ситуаций с другими торговыми партнерами.

В последние годы Правительство Китая стало все активнее прибегать к использованию тарифных рычагов в борьбе с нерациональным экспортом редких металлов. Последним шагом в данном направлении стало решение ввести с 01.06.2007 временный тариф в размере 15% на экспорт руд вольфрама, молибдена и редкоземельных металлов, а также тарифы в размере 5-15% на экспорт редкоземельных металлов и некоторой другой продукции5.

1 Approaches to Improve the Competitiveness of the U.S. Business Tax System for the 21st Century / Office of Tax Policy U.S. Department of the Treasury December 20, 2007. Объем доклада - 121 страница, Перевод отрывков доклада на русский язык выполнен В.А. Кашиным, д.э.н., государственным советником налоговой службы II ранга.

2 http://www.metalinfo.ru/ru/news/22722

3 Полиграф Бизнес. 16.10.2007 - 20.10.2007. - № 9. - С. 8.

4 http://www2.ugmk.info/?news=1182330854

5 http://asia-biz.ru/news/detail1 .php?ID=2939

Предлагаемые меры

- Ввести показатель «добавленная стоимость» в качестве налоговой базы НДС и основного отчетного показателя деятельности предприятия. Добавленная стоимость в расчетном периоде, (как предложено в отчете США), равна валовой выручке предприятия от продажи всех товаров и услуг, минус расходы на закупки товаров и услуг (включая и закупки основных средств) от других бизнесов;

- установить единую ставку НДС, равную 8%;

- сократить число льгот по НДС;

- НДС к уплате считать «прямым» способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога;

- по опыту Китая отменить или существенно снизить ставку возмещения НДС при экспорте сырья;

- 50% НДС оставлять регионам.

Реализация предлагаемых мер улучшит предпринимательский климат (предприятию будет безразлично, является ли плательщиком НДС его поставщик и насколько честно он платит НДС в бюджет), существенно сократит число дотационных регионов, повысит собираемость НДС с 30 до 90% и даст бюджету дополнительно 2,0-2,5 трлн. руб.

7. Социальные взносы - тяжкое бремя предприятий

Номинальная ставка социальных взносов - 30% от фонда оплаты труда. Это бремя особенно тяжело для предприятий с низкими и средними зарплатами и с высокой долей добавленной стоимости в цене продукции. Налогооблагаемой базой социальных взносов так же, как и базой для НДФЛ, являются денежные доходы населения. В 2015 году эта база составила 22 трлн. руб., с которых были собраны социальные взносы в сумме 4,1 трлн. руб. при номинальной ставке социальных взносов 30% и эффективной ставке - 4,1:22,0=18,6%. Снижение ставки связано с тем, что предельная величина годовой облагаемой базы для пенсионных взносов в 2015 году равнялась 711,0 тыс. руб., а для социального страхования - 670,0 тыс. руб.

Предлагаемые меры. Предельные облагаемые базы следует отменить, как это уже сделано для взносов в фонд медицинского страхования, и установить единую ставку социальных взносов, равную 20%. В этом случае, в 2015 году было бы собрано 22,0*0,2= 4,4 трлн. руб., т.е. на 300 млрд. руб. больше. Благодаря отмене предельных баз социальных взносов упростится их администрирование. При этом небольшое увеличение налоговой нагрузки почувствуют граждане с годовым доходом более 1 млн. руб. Снижение номинальной ставки социальных взносов в 1,5 раза (с 30 до 20%) положительно скажется на предпринимательском климате и на конкурентоспособности предприятий с высокой долей добавленной стоимости в стоимости реализованной продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Таможня дает бюджету половину того, что должна давать

В работе1, выполненной ЭАЦ «Модернизация» в 2013 г. по заданию Комитета Государственной Думы по транспорту, выявлены огромные экономические потери, которые несет Россия при экспорте и импорте. Здесь использованы результаты этой работы и приведены более поздние данные за 2013-2016 годы. Вот о чем идет речь.

С одной стороны, при существующей сегодня структуре управления, поступления от Таможни составляют около 50% доходов Федерального бюджета России.

С другой стороны, таможня дает примерно половину того, что должна давать и препятствует нормальной внешнеторговой деятельности. Подробности см. в указанной работе. Здесь рассмотрим потери бюджета.

В таблице 4 приведены данные об экспорте и импорте России в 2011 году, представленные на сайте ООН2 по информации ФТС РФ и стран-партнеров России

В работе ЭАЦ «Модернизация» использованы данные до 2011 года. Информация за 2013-2016 годы говорит о том, что уровень ущерба от действий (или бездействия) российской таможни не уменьшается.

Таблица 4

Данные об экспорте и импорте России в 2011 году, представленные на сайте ООН по информации

ФТС РФ и стран-партнеров России

Экспорт Импорт

Экспорт РФ (данные ФТС РФ) Импорт из РФ (данные стран-импортеров) Расхождение (%) Импорт РФ (данные ФТС РФ) Экспорт в РФ (данные стран-экспортеров) Расхождение (%)

516,0 1.034,0 518,0 (100,4%) 305,3 612,2 306,9 (100,5%)

Например, по данным ФТС экспорт товаров 27-й группы (топливо минеральное, нефть) в 2013 г. составил 42% всего экспорта в США или $4,1 млрд., а по данным службы статистики США за указанный период импорт российско-

1 Администрирование внешнеторговых грузопотоков / Руководитель авторского коллектива чл.-корр. РАН, д.э.н. В.А. Цветков, ЭАЦ «Модернизация». - М., 2013.

2 http://comtrade.un.org/labs/BIS-trade-in-goods/

го топлива и минеральных ресурсов в США составил в 5 раз больше - $19,9 млрд.1 или 72% всего российского экспорта в США. В целом, расхождение статистики экспорта из России и импорта в США составляет $16,5 млрд.2

Кто-то может подумать, что аналогичные расхождения наблюдаются в других странах. Но это не так. В таблице 5 приведены данные ООН об экспорте стран, указанных в таблицах, без России между собой и России с указанными странами в 2014 году.

Таблица 5

Экспорт. Суммарные данные ООН о взаимодействии стран, указанных в таблице, без России между собой и России с указанными странами в 2014 году, млрд. долл.

Страна Экспорт страны в страны списка по данным страны Суммарный импорт стран списка из страны по их данным Разница млрд. долл. 3-2 %% расхождений 4:2x100%

1 2 3 4 5

Германия 616,20 581,9 -34,3 -5,57%

Италия 229,2 224,8 -4,4 -1,9%

Китай 853,7 1.016,6 162,9 19,1%

Англия 209,4 193,4 -16 -7,6%

Франция 256,5 274,5 18 7,0%

Южная Корея 274,9 325,6 50,7 18,4%

США 398,8 476,2 77,4 19,4%

Япония 346,9 341,6 -5,3 1,5%

Россия в страны списка 151,2 209,1 57,9 38,3%

Экспорт России, всего 497,8 688,4 расчетное 190,6 расчетное

Можно заметить, что во всех странах, кроме России, расхождения между странами и их партнерами в данных и по экспорту, и по импорту не превышают 19,4%. В России расхождения при экспорте составляют 38,3%.

Если бы не было расхождений данных России и стран-партнеров, экспорт России в 2014 году был бы примерно на 190 млрд. долл. больше. За счет роста таможенных пошлин, акцизов и НДС выросли бы и доходы бюджета.

Межведомственная комиссия, созданная в 2015 году при Государственной Думе, с учетом результатов нашей работы установила, что потери бюджета из-за непоступления таможенных пошлин и НДС составили в 2013 году 2,5 трлн. руб.

Среди прочих товаров «утекает мимо кассы» значительная часть экспортируемых углеводородов. Например, по данным ООН, представленным Россией, в 2015 году Россия поставила в США нефтепродукты на $3 млрд., а по данным, представленным США, они за тот же период получили их на сумму $9 млрд. Соотношение данных по нефтепродуктам с Германией составляет $10,9 млрд. и $27,1 млрд. Т.е. эти две страны получили в 2,6 раза или на $22,2 млрд. (1,36 трлн. руб. по среднегодовому курсу ЦБ в 2015 году) больше, чем мы им поставили. Если это и не воровство, то, как минимум, информация к размышлению. Только этих денег хватило бы, чтобы удвоить расходы на образование, науку, культуру, кинематографию, здравоохранение и физкультуру, на которые в сумме в 2015 г. было потрачено 1,22 трлн. руб.

Как это происходит? Вот что пишет «Комсомольская правда»3: «За 1992-2016 гг. из России украдено как минимум $1,7 трлн. в виде незаконных финансовых потоков. Всего же из РФ вывезено за 25 лет сырья примерно на 5 трлн. долларов. Значительная часть - с использованием трансфертного ценообразования. При трансфертном ценообразовании формально вывоз продукции осуществляется законно. Однако российский резидент, как правило, добытчик, либо изготовитель продукции первичного передела, продает товар не напрямую конечному потребителю, а своему же офшору с минимальной прибылью. А вот офшор продает продукцию крупным торговым компаниям и конечным потребителям по сложившейся рыночной цене, оставляя у владельцев офшора львиную часть прибыли. Именно за эту схему сел в свое время Ходорковский и не сели все другие олигархи, включая хорошо известных нам персонажей».

Предлагаемые меры. Меры, предлагаемые для уменьшения контрабанды и в борьбе с коррупцией очень простые: Федеральная таможенная служба с применением «зеркальной статистики» должна обосновывать и подтверждать документами разницу своих данных и данных, представляемых странами-партнерами. Можно предположить, что при торговле с Китаем и Японией такие сверки проводятся, поэтому разницы в данных этих стран и России не превышают 15%.

1 Как это возможно? Вот что пишет газета «Ведомости» 17 августа 2015 г.: «...прокуратура Восточного округа Нью-Йорка потребовала от входящей в группу американской компании Castor Petroleum документы о нефтеторговой деятельности. Повестки получили трое сотрудников Castor и один сотрудник Gunvor. Детали расследования не раскрываются до сих пор. В ноябре 2014 г. The Wall Street Journal рассказала о том, что следователи изучают коррупционные сделки в России с использованием американской финансовой системы, сопоставляют цены, по которым Gunvor покупала нефть у «Роснефти» и продавала ее за рубеж.». Возможно, это - ответ.

2 Россия в ВТО / ТПП РФ. - М., 2014. - №1, май. - wto.wtcmoscow.ru/common/upload/Analytics/may_14.docx

3 Наследство СССР рассовали по офшорам // Комсомольская правда. - М., 2017. - 23 сентября. - https://www.kuban. kp.ru/ daily/26735.7/3761921/

9. Офшоры и зарубежные юрисдикции - угроза национальной безопасности России

Почти все, что в прошлые годы было построено нашими отцами и дедами и досталось новым собственникам менее чем за 1% балансовой стоимости, сегодня России не принадлежит. Впрочем, России не принадлежит и то немногое, что было создано в последние годы. Если бы завтра все офшорные зоны были закрыты, бюджет нашей страны был бы, как минимум, вдвое больше. Ведь миллиарды от «распилов», «откатов» и «заносов» большей частью идут за рубеж в офшоры. Туда же идут дивиденды, размеры которых, зачастую, существенно превышают фонд оплаты труда всех работающих на зарегистрированных за рубежом российских металлургических комбинатах, шахтах и других предприятиях.

Есть лишь одна, хотя и достаточно веская причина, оправдывающая использование офшоров россиянами: исключительно плохой предпринимательский климат в нашей стране и, в частности, незащищенность прав собственности.

Предлагаемые меры. На первом этапе следует запретить пользоваться офшорами, офшорными схемами и зарубежными юрисдикциями чиновникам, а также предприятиям с государственным участием (Газпром, Роснефть, Транснефть и др.), предприятиям, полученным в результате залоговых аукционов (Норильский никель, Лукойл, Сибнефть, Новолипецкий металлургический комбинат и др.) и предприятиям, работающим в сфере ЖКХ. И этого было бы достаточно, чтобы изменить в России экономическую ситуацию и решить многие социальные проблемы нашей страны. График вывода предприятий из офшоров необходимо разработать в течение полугода. И в течение 1-2 лет этот график должен быть выполнен. Для решения проблемы нужна политическая воля Руководителя страны и, по-видимому, другое правительство.

Тем не менее, правительство РФ решило1 не переводить в юрисдикцию страны из офшоров весь крупный бизнес. Ранее предлагалось провести принудительную деофшоризацию для системообразующих российских компаний.

Чиновники пришли к выводу, что «принудительные меры перевода широкого круга системообразующих организаций в юрисдикцию РФ создадут значительные риски для экономики страны».

Риски возникнут из-за ослабления конкурентных позиций на мировых рынках и неисполнения контрактов во внешнеэкономической сфере, говорится в докладе первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Речь шла о 199 юридических лицах, на которые приходится 70% валового национального дохода. В этот список входят «Алроса», «Газпром», «Башнефть», «Норникель», «Роснефть», крупнейшие розничные сети, сотовые операторы и другие компании.

Проект документа предлагал отказать в господдержке и госконтрактах компаниям с российскими активами, которые зарегистрированы в иностранной юрисдикции.

По данным Национального бюро экономических исследований (ЫВЕЯ) США, Россия - в списке мировых лидеров по объему выведенных в офшоры средств. В 2016 году граждане РФ хранили в офшорах около 60 трлн. рублей -около 60% ВВП страны.

Заключение

В подготавливаемой нами Стратегии «Экономика здравого смысла» вышеуказанные и другие меры будут даны с подробными обоснованиями.

Мы очень надеемся, что наши идеи заинтересуют Президента и правительство России и будут реализованы в нашей стране на ее благо.

Дополнительные доходы бюджета в 2018 году, благодаря реализации наших рекомендаций, по нашим прикидкам, могли бы составить от 13,0 до 16,0 трлн. руб. за счет перераспределения имеющихся ресурсов. В дальнейшем доходы будут расти за счет роста налогооблагаемой базы, благодаря улучшению предпринимательского климата в России.

При минимальном содействии со стороны правительства мы готовы в течение года доказать эффективность некоторых своих рекомендаций в 1-2 регионах России. Например, это могло бы быть упрощение налоговой отчетности и совершенствование НДС.

1 Власти отказались выводить из офшоров крупные российские компании // Росбалт/ 03.10.17/ - http://www.rosbalt.ru/ business/2017/10/03/1650213.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.