Научная статья на тему 'НАЛОГИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ'

НАЛОГИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоги и налогообложение / цифровизация / налоговая система / цифровые технологии / налогоплательщики

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Султыгов М.И., Мальсагов М.И., Болгучева Р.Б.

Целью данной работы является анализ и оценка применения информационных технологий в сфере налогов и налогообложения, а также проанализированы основные виды налогов в РФ. Помимо этого, также выявлены достоинства и недостатки использования цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЛОГИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

— запреты или количественные ограничения (24) - так, с 2024 г. планируется введение ограничений на ввоз импортных семян ключевых с/х культур - картофеля, пшеницы, кукурузы, подсолнечника, ячменя и др.;

— тарифные квоты (4) - например, Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 г. №2595 «О мерах регулирования вывоза пшеницы и меслина, ячменя, ржи и кукурузы за пределы РФ и ЕАЭС».

При этом необходимо отметить, что политика импортозамещения в сельскохозяйственном комплексе весьма неоднозначна - так, экспертами выделяются следующие побочные эффекты [1]:

— рост продуктовой инфляции ввиду экспортоориентированности компаний, что приводит к необходимости сдерживания цен на социально значимые товары и потерю дохода от экспортной деятельности;

— завышение стоимости продукции при низком уровне капиталовложений (износ основных фондов АПК - около 40%), что преобладает над размером протекционистских таможенных пошлин (для примера, при ставке импортной пошлины на морковь в 15%, наценка на товар составляла около 130%);

— высокий уровень зависимости от импорта оборудования (станки, машины), информационных технологий и пр., что становится особенно критичным с учетом высокой степени износа фондов и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что политика протекционизма в России имеет довольно богатую историю - от абсолютной монополизации в СССР до попытки либерализации в 1990-х гг. Сегодня политика протекционизма является более эффективной за счет грамотного сочетания мер тарифного и нетарифного регулирования, однако перед государством сохраняется необходимость и последующего преодоления импортозависимости, и повышения конкурентоспособности отечественного производителя.

Список использованной литературы:

1. Гринберг Р.С., Комолов О. О. Политика протекционизма в России: новые тенденции в контексте проблемы импорта институтов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. №2, с. 44-54

2. Кадочников П.А. Протекционизм и либерализация внешней торговли в России и ведущих странах мира // Российский внешнеэкономический вестник, №3. с. 3-13. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rfej.ru/rvv/id/e0029efb3/$file/3-13.pdf

3. Федеральная служба государственной статистики // Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy

4. Всемирная торговая организация. [Электронный ресурс]. URL: http://i-tip.wto.org/goods/ Forms/ TableView.aspx?mode=search

© Пасынков И.Е., 2023

УДК 336.025

Султыгов М.И.,

студент факультета Экономики и управления ИнгГУ

Мальсагов М.И.,

студент факультета Экономики и управления ИнгГУ Научный руководитель: Болгучева Р.Б.

к.э.н., доцент кафедры «Налоги и налогообложение»

НАЛОГИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Аннотация

Целью данной работы является анализ и оценка применения информационных технологий в сфере

налогов и налогообложения, а также проанализированы основные виды налогов в РФ. Помимо этого, также выявлены достоинства и недостатки использования цифровых технологий.

Ключевые слова:

налоги и налогообложение, цифровизация, налоговая система, цифровые технологии,

налогоплательщики.

В современном мире актуальность использования информационных технологий в налоговой сфере заключается в необходимости усовершенствования налоговой системы и внедрении инновационных подходов в управлении налогами для повышения эффективности процессов их сбора и улучшения качества предоставления услуг налогоплательщикам. Также следует отметить, что значимость налогов заключается в их роли в формировании бюджетов государств, обеспечении социальных программ и развитии экономики. Налоги являются основным источником доходов государств и позволяют финансировать различные программы, такие как образование, здравоохранение, социальное обеспечение и другие.

Налоговая система государства зависит от множества факторов, таких как социально-экономическая политика, уровень жизни и потребности. Налоги по-прежнему являются основным источником государственного дохода, который влияет на экономические и научно-технические процессы и развитие предпринимательства.

Функции налогов определяют общественное назначение налоговой системы, которая является неотъемлемой частью государственной экономики. Налоги взимаются субъектами хозяйствования, и они зависят от дохода, стоимости имущества и других факторов начисления. Функции налогов на имущество России напрямую связаны с политикой страны в области финансовых сборов.

Рассмотрим следующие данные, опубликованные Минфином РФ (табл.1)

Таблица 1

Ежемесячная информация об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2023 год (млрд.руб.)

Показатели январь февраль март апрель

НДС 248.9 561.3 2693.1 3438.8

Акцизы 126.7 249.8 595.5 796.5

Налог на прибыль 67.0 46.8 2087.4 2960.0

НДФЛ 235.3 238.6 950.2 1464.6

Как видно из таблицы, основные виды налогов на апрель 2023 года значительно увеличились по сравнению с январь месяцем того же года соответственно на 3189.9, 669.8, 2893, 1229,3 млрд.руб. Это говорит о том, что внедрение цифровых технологий в налоговое администрирование позволило увеличить поступления в бюджет и сделать процесс уплаты налогов удобным для налогоплательщиков.

Взаимосвязь налогов и информационных технологий заключается в использовании их для сбора, обработки и хранения информации о налогоплательщиках и налоговых платежах. Это включает в себя создание электронных баз данных о налоговых плательщиках, автоматизацию процессов налогообложения, мониторинг за выполнением налоговых обязательств, а также использование машинного обучения и искусственного интеллекта для анализа данных. Все это позволяет упростить процессы налоговой отчетности, снизить затраты бизнеса на ее выполнение, улучшить качество налоговых данных и сократить ошибки в налогообложении. Более того, использование цифровых технологий облегчает контроль за исполнением налоговых обязательств и предотвращает налоговые мошенничества.

Виды информационных технологий, которые могут применяться в сфере налогов и налогообложения, включают в себя: электронную отчетность и уведомления, электронные платежи и финансовый учет, использование электронных технологий в налоговом контроле и аудите, использование искусственного интеллекта и машинного обучения в налогообложении, разработку и использование

налоговых порталов и электронных сервисов для налогоплательщиков.

Каждый вид информационных технологий имеет свои возможности и достижения в области сбора и управления налоговой информацией. Например, электронные сервисы могут предоставлять налогоплательщикам возможность подачи заявлений, оплаты налогов и получения информации онлайн, что улучшает качество предоставления услуг и сокращает время взаимодействия с органами налоговой службы. Технологии машинного обучения и анализа данных могут использоваться для выявления нарушений налогового законодательства и мошенничества.

Для оценки возможности применения информационных технологий в налоговой системе проведен сравнительный анализ преимуществ и недостатков использования цифровых технологий. К числу достоинств следует относить:

✓ уменьшение возможности ошибок при расчете и уплате налогов благодаря автоматизации процессов.

✓ увеличение прозрачности налогообложения и возможности контроля за налоговыми декларациями за счет использования электронных платежных систем и электронных уведомлений.

✓ сокращение временных затрат на подготовку налоговой отчетности и деклараций благодаря финансовому учету в электронном виде.

✓ удобство взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками с помощью электронных сервисов и порталов.

Однако, в современном мире существуют различные вызовы и проблемы, связанные с внедрением цифровых технологий в налогообложение, а именно:

• несоответствие существующих налоговых систем требованиям электронных систем, что требует дополнительных вложений и времени на их модернизацию.

• несовершенство алгоритмов программных комплексов, что приводит к неправильным расчетам и ошибочным декларациям.

• возможность технических сбоев в электронной системе, что может привести к непредвиденным налоговым выплатам или штрафам.

• риск утечки конфиденциальной информации и нарушения прав налогоплательщиков из-за недостаточной защиты данных в электронной системе.

• необходимость дополнительного обучения налоговых органов и налогоплательщиков в использовании электронных систем.

В заключении, можно сказать, что применение информационных технологий в налогообложении позволяет ускорить и улучшить процесс сбора налоговой информации и обеспечить более эффективное управление налоговыми процедурами. Однако, необходимо учитывать риски и недостатки при использовании цифровых технологий и разрабатывать механизмы защиты прав налогоплательщиков и конфиденциальности персональных данных.

Таким образом, применение цифровых технологий в налоговой отчетности и управлении налоговыми процессами является одним из наиболее важных направлений современной научной деятельности в области налогов. Это позволяет повысить эффективность налоговой системы и обеспечить устойчивость бюджетов государств.

Список использованной литературы:

1. Герасименко О.А. Современные 1Т-технологии в налоговом администрировании в условиях перехода России к цифровой экономике // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - №36 (4). - С. 106-108.

2. Черезова Е.А. Цифровая экономика в налоговой сфере // Стратегии исследования в общественных и гуманитарных науках: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2022г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 104-111. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://apni.ru/article/3642-tsifrovaya-ekonomika-

v-nalogovoj-sfere (Дата обращения:17.06.2023)

3. Краткая ежемесячная информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=93447informatsiya_ob_ispolnenii_konsolidirovannogo_byudzheta_r ossiiskoi_federatsii (Дата обращения:17.06.2023)

© Султыгов М.И., Мальсагов М.И., 2023

УДК 336.025

Хамхоев И.Б.,

Студент факультета Экономики и управления ИнгГУ

Мальсагов М.И.,

студент факультета Экономики и управления ИнгГУ Научный руководитель: Болгучева Р.Б.

к.э.н ., доцент кафедры «Налоги и налогообложение»

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Аннотация

В этой статье мы рассмотрим использование информационных систем и технологий в налогообложении. Обсудим вопрос, влияние информационных технологий оказывающую на систему работы налогового администрирования, проблемы и реализацию. В эпоху все более передовых технологий, особенно в области электроники. Информационные системы оказывают положительное влияние на офисы, которым требуются быстрые, точные и практичные услуги. С помощью технологий информационных систем это позволяет правительству совершенствовать налоговое администрирование, которое направлено на облегчение работы налогоплательщиков.

Ключевые слова:

ИС - информационные системы, информационные технологии, ИТ - информационные сервисы, налоговая сфера, налоговое администрирование.

В налоговой сфере остается проблема реализации внедрения ИТ. Информационные сервисы требует сложных процессов и технологий. Для строительства платформ и их содержания требуются весьма квалифицированные специалисты. Они не всегда доступны, особенно в сельских районах. Информационные сервисы требует мощной инфраструктуры, высоко функционирующего интернета, мощных мобильных сетей и телекоммуникаций.

Все это - трудоемкий и тяжелый для инвестиций процесс. В такой развивающейся стране, как Россия, развитие инфраструктуры и сети является очень медленным, утомительным и дорогостоящим процессом.

Отмечаются отдельные недостатки в работе электронных сервисов ФНС России, а также необходимость совершенствования форм статистической и налоговой отчетности как качественной основы для прогнозирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Создание актуальной системы учета зарегистрированных имущественных прав граждан и организаций, используемой для учета объектов налогообложения имущественных налогов очень важная задача. Кроме того, необходимо разработать предложения по совершенствованию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.