Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОЛИТИКИ ПРОТЕКЦИОНИЗМА В РОССИИ В РАМКАХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОЛИТИКИ ПРОТЕКЦИОНИЗМА В РОССИИ В РАМКАХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
протекционизм / государственная поддержка / тарифное и нетарифное регулирование / международные отношения / внешняя торговля

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пасынков И.Е., Кусков А.Н.

В последние годы наблюдается нестабильность внешнеэкономических отношений, а также фиксируется рост протекционизма. Россия – не исключение, поскольку защита интересов отечественных производителей и населения – ключевая задача государства в условиях замедления мировой экономики, введения санкций и ограничений, а также значительной трансформации отечественной экономики. В статье рассмотрен институциональный аспект государственного регулирования внешнеторговой деятельности в ключе протекционистской политики. Выявлены основные тенденции современного протекционизма, а также ключевые инструменты государственной поддержки сельскохозяйственного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОЛИТИКИ ПРОТЕКЦИОНИЗМА В РОССИИ В РАМКАХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

В целом, новый механизм санации проблемных банков представляет более современный и комплексный подход к обеспечению финансовой устойчивости банковской системы. Он направлен на раннее выявление проблем, предотвращение кризисов и обеспечение более эффективного вмешательства в случае необходимости. Список использованной литературы:

1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127 - ФЗ (ред. от 21.07.2022) // СПС Консультант плюс.

2. Бутурлина О. С. Совершенствования механизма финансового оздоровления банковской системы Российской Федерации на основе анализа механизма финансового оздоровления США // Аналитика в управлении финансами: актуальные вопросы теории и практики: материалы 7-й международной научно-практической конференции, Москва, 14-16 декабря 2017 года / Государственный университет управления. - Москва: Государственный университет управления, 2017. С. 31-33.

3. Рябов Д. Ю. Новый механизм санации Банком России коммерческих банков: причины и цели изменений // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 4(98). С. 22.

4. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL https://www.cbr.ru/.

© Зорин А.К., 2023

УДК 338

Пасынков И.Е.,

студент 2-го курса магистратуры, Российская таможенная академия, г. Люберцы, Научный руководитель: Кусков А.Н.

канд. воен. наук, доцент Российская таможенная академия, г. Люберцы,

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОЛИТИКИ ПРОТЕКЦИОНИЗМА В РОССИИ В РАМКАХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация

В последние годы наблюдается нестабильность внешнеэкономических отношений, а также фиксируется рост протекционизма. Россия - не исключение, поскольку защита интересов отечественных производителей и населения - ключевая задача государства в условиях замедления мировой экономики, введения санкций и ограничений, а также значительной трансформации отечественной экономики. В статье рассмотрен институциональный аспект государственного регулирования внешнеторговой деятельности в ключе протекционистской политики. Выявлены основные тенденции современного протекционизма, а также ключевые инструменты государственной поддержки сельскохозяйственного рынка.

Ключевые слова:

протекционизм, государственная поддержка, тарифное и нетарифное регулирование, международные отношения, внешняя торговля

В рамках регулирования внешнеэкономической деятельности государство сталкивается с необходимостью регулирования политики в балансе между свободной торговлей и протекционизмом. В последние годы ключевые международные институты (например, ВТО или МВФ) фиксируют рост количества введенных протекционистских мер в регулировании внешней торговли многих стран. С учетом увеличения неблагоприятных внешних и внутренних факторов (в том числе пандемия COVID-19, введение санкций со стороны недружественных стран, рост инфляции и ключевой ставки, и др.) особую актуальность приобретает изучение практики применения мер протекционизма в современной России.

Для исследования современной политики протекционизма в России необходимо уделить внимание и истокам ее происхождения, поскольку современная государственная политика, несомненно, находится под прямым влиянием опыта советской и постсоветской экономики.

В СССР внешнеэкономическая деятельность с 1918 г. осуществлялась на базе плановой экономики и государственной монополии на внешнюю торговлю - иначе говоря, государство унифицировано регулировало плановый экспорт отечественного продукта с импортом недостающих товаров. Регулировалось влияние иностранного капитала на экономику, перечень импортных товаров централизованно регламентировался исходя из государственных интересов [1].

Переломным для политики протекционизма в России стали 1990-е гг., когда наблюдалось противоречие между плановой экономикой и новым курсом на выстраивание экономических отношений с другими странами - отказ от монополии на внешнюю торговлю, приватизация, смягчение налоговой нагрузки на капитал и т.д. При этом политика протекционизма преимущественно была направлена на защиту от иностранной конкуренции узкого круга производителей, не выполняя традиционные задачи.

При этом на момент вступления в ВТО в 2012 г. Россия была одним из лидеров по введению протекционистских мер - государственная поддержка и экстренное финансирование (157 инструментов), тарифные меры (57) и экспортные ограничения (21). На тот момент был взят курс на последующую либерализацию внешнеторговых отношений в рамках повышения общего благосостояния, роста конкуренции и расширения экспорта [2].

Современный вид протекционизм в России начал принимать еще в 2014 г. после введения продовольственного эмбарго по отношению к ряду стран - США, ЕС, Канады, Австралии и других. Последующее наращивание неопределенности в отношениях с этими странами и введение новых санкций, пандемия COVID-19 и другие причины подтвердили необходимость усиления протекционизма -прежде всего, за счет необходимости повышения конкурентоспособности отечественных производителей и стабилизации экономики. Уже сейчас можно отметить положительное влияние на отечественную экономику мер государственной поддержки путем комбинации мер тарифного (действие ЕТТ ЕАЭС) и нетарифного регулирования (ограничения ввоза и вывоза отдельных категорий товара, лицензирование и пр.).

Выявим ключевые тенденции протекционистской политики в России на современном этапе на примере агропромышленного комплекса.

Изначально поддержка сельского хозяйства в России играла незначительную роль (2% от стоимости валовой продукции против 25-33% в ЕС в период 2005-2007 гг.) и включала определенные трансферты, платежи, зависящие от доходов и пр. Начиная с 2014 г. поддержка сельского хозяйства приобретает особую роль - прежде всего, в рамках продуктового эмбарго. Только в 2013 г. на рынке сельского хозяйства около 45% всей продукции было импортировано из недружественных стран - что суммарно составило около 10 млрд. долл. США.

10000,0 9000,0 8000,0 7000,0 6000,0 5000,0 4000,0 3000,0 2000,0 1000,0 0,0

1995 2000 2005 2006 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Хозяйства всех категорий Хозяйства населения

Сельскохозяйственные организации Крестьянские (фермерские) хозяйства

Рисунок 1 - Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств, млрд. руб. [3]

На основании рисунка 1 можно проследить значительный рост объемов продукции агропромышленного комплекса в момент усиления протекционистской политики - особенно высокие темпы прироста наблюдаются в 2014-2015 гг. (17-19%), а также в 2020-2022 гг. (12-19%). При этом, с учетом стабильного состояния рынка АПК, можно сделать вывод о росте производительности российских компаний, а также успешной политике импортозамещения в данном секторе экономики.

По данным ВТО, на сегодняшний день в сфере сельского хозяйства в мире функционирует около 5,5 тыс. мер нетарифного регулирования, из которых 42% приходится на санитарные и фитосанитарные, 23% - на специальные защитные меры, 16% - на тарифные квоты. Небольшая доля приходится на такие меры, как количественные ограничения, технические барьеры и другие виды [4].

Сегодня лидерами в области протекционистских мер являются такие страны, как США, ЕС, Польша, Япония и др. Для сравнения, по последним данным ВТО, Россия занимает лишь 15 место.

800

704

700 600 500 400 300 200 100

351

310

I 266 261 236

I I I

184 183

176 167 151 144

151 144 132 130

I I I I I I I I

с «-¿Г/

# ^ <г f

4?

С?

Рисунок 2 - Ограничительные меры, применяемые странами на июнь 2023 г. [4]

Сегодня в России действуют следующие меры нетарифного регулирования: — санитарный и фитосанитарный контроль (102);

— запреты или количественные ограничения (24) - так, с 2024 г. планируется введение ограничений на ввоз импортных семян ключевых с/х культур - картофеля, пшеницы, кукурузы, подсолнечника, ячменя и др.;

— тарифные квоты (4) - например, Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 г. №2595 «О мерах регулирования вывоза пшеницы и меслина, ячменя, ржи и кукурузы за пределы РФ и ЕАЭС».

При этом необходимо отметить, что политика импортозамещения в сельскохозяйственном комплексе весьма неоднозначна - так, экспертами выделяются следующие побочные эффекты [1]:

— рост продуктовой инфляции ввиду экспортоориентированности компаний, что приводит к необходимости сдерживания цен на социально значимые товары и потерю дохода от экспортной деятельности;

— завышение стоимости продукции при низком уровне капиталовложений (износ основных фондов АПК - около 40%), что преобладает над размером протекционистских таможенных пошлин (для примера, при ставке импортной пошлины на морковь в 15%, наценка на товар составляла около 130%);

— высокий уровень зависимости от импорта оборудования (станки, машины), информационных технологий и пр., что становится особенно критичным с учетом высокой степени износа фондов и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что политика протекционизма в России имеет довольно богатую историю - от абсолютной монополизации в СССР до попытки либерализации в 1990-х гг. Сегодня политика протекционизма является более эффективной за счет грамотного сочетания мер тарифного и нетарифного регулирования, однако перед государством сохраняется необходимость и последующего преодоления импортозависимости, и повышения конкурентоспособности отечественного производителя.

Список использованной литературы:

1. Гринберг Р.С., Комолов О. О. Политика протекционизма в России: новые тенденции в контексте проблемы импорта институтов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. №2, с. 44-54

2. Кадочников П.А. Протекционизм и либерализация внешней торговли в России и ведущих странах мира // Российский внешнеэкономический вестник, №3. с. 3-13. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rfej.ru/rvv/id/e0029efb3/$file/3-13.pdf

3. Федеральная служба государственной статистики // Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy

4. Всемирная торговая организация. [Электронный ресурс]. URL: http://i-tip.wto.org/goods/ Forms/ TableView.aspx?mode=search

© Пасынков И.Е., 2023

УДК 336.025

Султыгов М.И.,

студент факультета Экономики и управления ИнгГУ

Мальсагов М.И.,

студент факультета Экономики и управления ИнгГУ Научный руководитель: Болгучева Р.Б.

к.э.н., доцент кафедры «Налоги и налогообложение»

НАЛОГИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Аннотация

Целью данной работы является анализ и оценка применения информационных технологий в сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.