© Саликов Д.В.,
аспирант кафедры «Экономическая теория» РГЭУ (РИНХ)
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ОСНОВА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приоритетной целью развития России является укрепление доходной базы бюджетов территорий. Управление налогом на имущество организаций на уровне субъекта РФ осложняется ограничениями, установленными на федеральном уровне, слабой инвестиционной активностью, объективными экономическими затруднениями роста инвестиций в условиях кризиса, уклонением от уплаты налогов. Эффективная реализация потенциала имущественного налогообложения требует комплексных исследований методологических аспектов региональной налоговой политики.
Ключевые слова: налоговая политика, налог на имущество, региональные налоги, налоговые льготы
Федеративное устройство Российского государства предусматривает хозяйственную самостоятельность и относительную экономическую независимость субъектов Российской Федерации, что предполагает необходимость формирования собственных источников и методов мобилизации дохода их бюджетов. При этом на региональном уровне в первую очередь сле-
дует выделить проблемы управления имущественными налогами, составляющими основу собственных налоговых доходов бюджетов субъектов Федерации.
Теория и практика большинства промышленно развитых стран показывает, что налоги на имущество становятся оптимальным инструментом мобилизации доходов региональных бюджетов, который издавна известен как один из наиболее стабильных видов налогообложения и имеет ряд фискальных преимуществ по сравнению с другими налоговыми платежами (на доход, прибыль, хозяйственные операции).
Анализ показывает значительный прирост поступлений по группе имущественных налогов за последние годы, что позволяет рассматривать развитие потенциала имущественных налогов, прежде всего — налога на имущество организаций (табл. 1), как приоритетное направление налоговой политики на региональном уровне в условиях экономического кризиса, провоцирующего сжатие налоговой базы по иным налоговым доходам, зависящим от результатов экономической деятельности налогоплательщиков.
В целом по России уровень поступлений от налогов на имущество находится на стабильном уровне (около 8,5%). При этом в Ростовской области отмечено сокращение уровня поступлений по группе имущественных налогов — с 10,2% в 2005 г. до 9,2% в 2007 г., что потребовало повышения внимания к их администрированию.
Приведенные в таблице 2 данные свидетельствуют о том, что поступления налога на имущество организаций неуклонно возрастают. При этом значительный прирост доходов в 2009 г. можно объяснить расширением инвестиционной активности организаций в силу целенаправленной и планомерной поддержки государства, которая, в свою очередь, влечет увеличение стоимости основных средств, формирующих налоговую базу, и обеспечивает устойчивость налоговой системы в условиях экономического кризиса.
Таблица 1. Поступления региональных имущественных налогов в Ростовской области
в 2006-2009 гг. [1], тыс. руб.
Вид налога 2006 2007 2008 2009 2009 к 2006, %
1. Налог на имущество организаций, всего, в том числе 3149789 3796045 4559621 5589460 177,3
- по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения 3105055 3758120 4507321 5514249 177,6
- по имуществу, входящему в Единую систему газоснабжения 44734 37925 52300 75211 168,1
2. Транспортный налог 735236 959991 1449689 1986228 270,1
3. Налог на игорный бизнес 476022 593860 648156 354455 74,5
Таблица 2. Динамика поступления сумм налога на имущество организаций в бюджетную систему России в 2002-2008 гг. (млрд руб.) [2]
Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Сумма поступлений 116,5 132,8 106,7 152,1 201,9 262,7 323,5 385,8
Прирост поступлений - 1,14 0,80 1,42 1,33 1,30 1,23 1,19
Увеличение налоговых поступлений считается основным средством для реализации финансовой независимости и устойчивости региональных бюджетов. Уровень мобилизованных доходов, величина недоимки, степень соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства — все эти показатели можно рассматривать в виде экономических индикаторов, отражающих как степень эффективности и справедливости государственной политики в области налогообложения, так и степень реализации собственного налогового потенциала территориальными бюджетами, который связан, в первую очередь, с имущественными налогами.
Специфика имущества как фактора производства и объекта недвижимости приводит к неспособности реализовать общественные интересы исключительно рыночными механизмами. Главной особенностью имущества как объекта налогообложения является то, что государство, в отличие от любого субъекта хозяйствования, не должно отдавать приоритет фискальной функции налогов, ориентируясь на максимально эффективное использование имущества (максимизацию налоговых доходов от имущества), а обязано рассматривать налогообложение имущества как составную часть общей системы управления имуществом.
Необходимость управления налогами на имущество на региональном уровне обусловлена не только наличием принципа возмездности (затраты органов управления на услуги в отношении имущества и их владельцев компенсируются через доходы от налогов), но и возможностью более точно оценивать налоговый потенциал субъекта хозяйствования и оперативно подстраивать условия налогообложения как к специфике региона и потребностям в финансовых ресурсах, так и к платежной способности налогоплательщиков.
На территории Ростовской области региональный налог на имущество организаций введен в действие с 1 января 2004 г. вместе с принятием главы 30 Налогового кодекса РФ. Порядок применения налога регламентирован Областным законом от 27.11.2003 №43-ЗС «О налоге на имущество организаций». С 2008 г. в Ростовской области налог в размере 70% подлежит зачислению в доход областного бюджета, 30% — в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества (основных средств), признаваемого объектом налогообложения. Сведения о величине налоговой базы представлены в таблице 3.
Таблица 3. Налоговая база по налогу на имущество в 2006-2008 гг., тыс. руб. [3]
Показатели 2006 2007 2008 2008 к 2006, в %
1. Налоговая база
по России 10436320266 13162819659 16578323660 158,9
по Ростовской области 161319201 нет данных 232393439 144,1
2. Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет
по России 215852824 270435500 334802473 155,1
по Ростовской области 3317854 3731570 4731915 142,6
На территории Ростовской области темпы роста налоговой базы и соответствующих ей начислений налога на имущество организаций несколько ниже среднероссийских. Это обстоятельство требует активизации региональной политики привлечения инвестиций путем предоставления налоговых преференций.
Общая налоговая ставка по налогу на имущество организаций установлена на федеральном уровне в размере 2,2 процента. Допускается установление законами субъектов РФ дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признаваемого объектом налогообложения. Так, законодательством Ростовской области установлены пониженные налоговые ставки в размере 1,1% в отношении имущества отдельных категорий налогоплательщиков:
• реализующие на территории области инвестиционные проекты;
• расположенные на шахтерских территориях области, признанных территориями приоритетного развития;
• оказывающие услуги газо-, тепло-, водо- и электроснабжения населения и организаций.
Пониженная налоговая ставка действует в отношении вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта имущества организаций, за исключением имущества, переданного в аренду или иное возмездное пользование (при условии заключения с Администрацией области инвестиционных соглашений, предусматривающих достижение определенных показателей в результате предоставления налоговых льгот). Комплексная эффективность инвестиционных соглашений достигается также предоставлением иных льгот на
региональном уровне, в том числе по налогу на прибыль.
Наряду с льготами, предоставленными на федеральном уровне, областным законодательством о налоге на имущество организаций в Ростовской области установлены налоговые преференции в виде полного освобождения от уплаты налога для следующих налогоплательщиков:
1) находящиеся в процессе ликвидации организации по добыче, обогащению и агломерации угля в отношении имущества указанных организаций либо в отношении имущества обособленных подразделений указанных организаций, имеющих отдельный баланс и находящихся в процессе ликвидации;
2) редакции СМИ, издательства, информационные агентства, телерадиовещательные компании, организации по распространению периодических печатных изданий (льгота продлена до 01.01.2012);
3) органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, деятельность которых финансируется за счет средств областного и (или) местных бюджетов, территориальные государственные внебюджетные фонды;
4) религиозные организации (в отношении имущества, не попадающего под федеральную льготу);
5) организации — в отношении объектов жилфонда и имущества, предназначенного для технического обслуживания и ремонта жилищного фонда;
6) бюджетные учреждения в сфере охотничьего хозяйства, финансируемые из федерального бюджета;
7) товарищества собственников жилья;
8) организации — в отношении
имущества, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации в игорной зоне инвестиционного проекта, за исключением имущества, переданного в аренду или иное возмездное пользование.
Суммарная оценка бюджетных потерь в результате предоставления льгот по налогу на имущество организаций приведена в таблице 4. Расчеты свидетельствуют
о том, что льготы, используемые налогоплательщиками в Ростовской области, связаны, в первую очередь, с региональными преференциями. Так, если в целом по РФ доля региональных льгот составляет 46,1%, то в Ростовской области этот показатель равен 54,9%, при этом обращение налогоплательщиков к региональным льготам за последние три года характеризуется приростом в 45,3%, в то время как использование федеральных льгот возросло на 8,9%. Эти показатели также существенно превышают среднероссийские.
Существенное влияние налоговых льгот на величину налоговых доходов требует установления системы ответственного принятия решений об их предоставлении. Увеличение налоговых доходов в региональных бюджетах может осуществляться по двум основным направлениям:
- интенсивному, за счет развития бизнеса в регионе, путем создания условий для расширения бизнеса, в том числе: подготовка территорий для нового строительства, создание производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, линий электропередач, подготовка кадров), снижение бюрократических препятствий для получения необхо-
димых согласований, предоставление гарантий для получения кредитов, предоставление инвестиционного налогового кредита и т.д.;
- экстенсивному, за счет расширения налоговых баз, ставок, а также за счет привлечения в регион крупных компаний из других регионов, путем создания наиболее благоприятных условий для их деятельности в регионе.
Налоговая политика Ростовской области ориентирована на разумное сочетание приведенных выше подходов, при этом в регионе действуют следующие формы поддержки инвестиционной деятельности:
1) проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;
2) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Ростовской области по инвестиционным проектам;
3) размещение средств областного бюджета для финансирования инвестиционных проектов;
4) предоставление за счет средств областного бюджета субсидий в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ по созданию объектов внешней инженерной инфраструктуры при реализации инвестиционных проектов, а также в целях возмещения затрат (расходов) по уплате процентов по кредитам коммерческих банков, предоставленным для нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, на срок нормативного строительства или монтажа оборудования;
Таблица 4. Выпадающие доходы региональных бюджетов по налогу на имущество организаций из-за предоставленных налоговых льгот в 2006-2008 гг. (тыс. руб.) [4]
Показатели | 2006 | 2007 | 2008 | 2008 к 2006, в %
1. Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот, всего
- по России 204 СП 00 о 029 247 384 324 266 683 014 110,8
- по Ростовской области 3 215 779 нет данных 4 059 882 126,2
2. Из общей суммы: льготы, установленные на федеральном уровне, предоставляемые в соответствии с международными договорами РФ, инвесторам по соглашениям о разделе продукции_______________
- по России 110 918 048 126 990 864 143 828 123 129,7
- по Ростовской области 1 682 278 нет данных 1 831 779 108,9
3. Из общей суммы: льготы, установленные органами законодательной власти субъектов РФ
- по России 93 661 981 120 393 460 122 854 891 131,2
- по Ростовской области 1 533 501 нет данных 2 228 103 145,3
5) предоставление льгот по налогам инвесторам, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов;
6) содействие в получении технической и методической помощи, грантов и кредитных ресурсов международных организаций.
При этом льготы по налогам в Ростовской области предоставляются инвесторам, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов, при условии вложения инвестиций в объеме, превышающем:
3 млн рублей — в городах Ростове-на-Дону, Таганроге;
0,5 млн рублей — в засушливых восточных районах Ростовской области: Ду-бовском, Заветинском, Зимовниковском, Орловском, Пролетарском, Ремонтненском;
1 млн рублей — в остальных районах и городах, кроме указанных в абзацах втором и третьем настоящей части.
140 млн рублей — в имущество, вновь созданное (приобретенное) в рамках реализации инвестиционного проекта имущества организации, предназначенного для эксплуатации другими лицами и переданного в аренду или иное возмездное пользование.
Льготы по налогам в соответствии с региональным законодательством предоставляются в порядке и на условиях, установленных федеральными и областными законами о налогах и сборах, Администрацией Ростовской области и заключенным инвестиционным договором:
1) инвесторам — на срок окупаемости инвестиционного проекта, предусмотренный проектной документацией, но не более чем на пять лет;
2) инвесторам, реализующим инвестиционные проекты в игорной зоне, — на срок окупаемости инвестиционного проекта, предусмотренный проектной документацией, но не более чем на три года.
Льготы по налогам не могут быть предоставлены в случаях:
1) применения к инвестору процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве);
2) наличия просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности);
3) наличия просроченной задолженности по заработной плате более одного месяца.
Необходимость расширения налогового потенциала территориальных бюджетов ведет к перераспределению налоговой базы по территории страны и отмене ряда льгот.
Так, с 1 января 2010 г. изменен порядок уплаты налога в отношении имущества, входящего в Единую систему газоснабжения (ЕСГС). Распределение и уплата налога в отношении данного имущества будет производиться в целом по субъекту РФ в соответствующий бюджет относительно не только недвижимого, но и движимого имущества. До 2010 г. налог на движимое имущество, входящее в ЕСГС, уплачивался в доход бюджета г. Москвы, а на недвижимое — в доход бюджетов субъектов РФ, в которых расположены объекты недвижимого имущества, входящие в ЕСГС. Ожидаемое увеличение доходов региональных бюджетов в результате перераспределения налога по ЕСГС предусмотрено Антикризисной программой Правительства РФ.
Кроме того, в целях стимулирования развития водного и воздушного транспорта с 1 января 2010 г. вводятся налоговые каникулы на 15 лет в форме уменьшения налоговой базы на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вновь вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов и космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.
С 1 января 2010 г. расширены объекты обложения налогом за счет имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.
Принятые на законодательном уровне решения призваны укрепить потенциал доходов региональных бюджетов, а также стимулировать экономическое развитие российских регионов. Однако совершенствование законодательства и применяемых инструментов стимулирования не должно снижать внимания к контролю за уровнем поступлений. Можно выделить ряд проблем применения законодательства по налогу на имущество, которые провоцируют налоговые ошибки и сокращение поступлений по налогу в силу неправильного применения законодательства налогоплательщиками, в том числе:
1. Несвоевременное признание объекта обложения из-за неверной квалификации имущества в качестве основных средств по правилам бухгалтерского учета, в соответствии с которыми объект должен быть приведен в состояние, пригодное для использования в деятельности организации. На практике налогоплательщики часто не оформляют факт использования имущества в деятельности, ошибочно полагая, что в данном случае объект обложения не возникает. Однако квалификация объекта в качестве основных средств не предполагает начало эксплуатации как условие получения соответствующего статуса.
2. По общему правилу объект капитального строительства подлежит налогообложению с даты передачи документов на государственную регистрацию прав собственности при условии ввода его в эксплуатацию, а объект недвижимого имущества, приобретенный по договору купли-продажи, — с даты государственной регистрации прав собственности
на него. Часто права собственности на объект недвижимого имущества длительное время не регистрируются, плательщики уклоняются от обязанности осуществления государственной регистрации, что также ведет к снижению поступлений налога.
3. Приобретенные объекты недвижимого имущества, предназначенные для последующего сноса для ведения строительства (реконструкции), не признаются объектом налогообложения.
4. Ошибки при формировании налоговой базы в результате:
- неправильного формирования первоначальной стоимости объекта основных средств из-за неполного отражения в ней капитальных затрат (например, процентов по заемным средствам, привлеченным для создания или приобретения инвестиционного актива);
- неправильной оценки имущества, переданного в уставный капитал;
- ошибок расчета остаточной стоимости в силу неправильного определения амортизации по правилам бухгалтерского учета.
5. Ошибки в результате неправильного расчета показателей налоговой декларации и распределения сумм налога между бюджетами разных субъектов РФ и муниципальных образований в связи с деятельностью обособленных подразделений, филиалов (представительств) и расположения недвижимого имущества.
Необходимо отметить, что в настоящее время действующая методика формирования налоговой базы по налогу на имущество организаций требует кардинальных изменений в связи с перспективами введения нового налога на недвижимость. Это направление реформирования налога на имущество связано с тем, что во многих странах этим налогом облагаются здания и сооружения, а станки и оборудование — нет. При этом установление новых правил определения налоговой базы сопряжено со значительными методологическими и методическими сложностями, так как введение налога на
недвижимость не только вносит серьезные коррективы в состав и структуру региональных и местных налогов и налоговых доходов, но и усиливает неопределенность при планировании поступлений от имущественных налогов и снижает их регулирующее воздействие на плательщиков. Необходимость обработки и анализа огромного массива данных, образующихся на всех этапах жизненного цикла имущества, требует создания и применения информационных и технических средств, позволяющих полно и достоверно отражать сведения о каждом объекте.
Таким образом, условия взимания и контроля налога на имущество как одного из основных доходов региональных бюд-
жетных систем и эффективного регулятора деловой и инвестиционной активности бизнеса следует развивать и совершенствовать.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Материалы статистической налоговой отчетности / Официальный сайт УФНС по Ростовской области http:// www.nalog61.ru
2. Отчеты Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета РФ / http://www.roskazna.ru
3. Материалы статистической налоговой отчетности / Официальный сайт ФНС России и УФНС по Ростовской области http:// www.nalog61.ru,www.nalog.ru
4. www.nalog61.ru,www.nalog.ru