Научная статья на тему 'Функциональная компетенция налоговых институтов в сфере противодействия теневой экономике'

Функциональная компетенция налоговых институтов в сфере противодействия теневой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ НАЛОГОВЫХ ИНСТИТУТОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / COMPETENCE OF TAX INSTITUTIONS / COMBATING THE SHADOW ECONOMY / FINANCIAL SECURITY / TAX CONTROL / TAX MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вазарханов И. С.

Институциональный подход к теневой экономике выявляет проявления конкуренции формальных и новых неформальных правил, которые провоцируют сокращение доходной базы бюджетной системы. Снижение негативных эффектов от деятельности теневого сектора достигается за счет институционализации функциональных компетенций налоговых органов, направленных на противодействие незаконным операциям и интегрированных в комплекс мер обеспечения финансовой безопасности государства.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nstitutional approach to the shadow economy reveal manifestations of formal competition and new informal rules that encourage reduction in the revenue base budget system. Reducing the negative effects of informal sector activities is achieved through the institutionalization of functional competence of the tax authorities, aimed at combating illegal operations and integrated into a range of measures to ensure the financial security of the state.

Текст научной работы на тему «Функциональная компетенция налоговых институтов в сфере противодействия теневой экономике»

Саликов Д.В.

аспирант кафедры «Экономическая теория» РГЭУ (РИНХ) Тел.263-30-80

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Статья раскрывает проблемные аспекты управления налогообложением физических лиц. Проанализированы современные тенденции налоговой политики и администрирования налога на имущество физических лиц, а также земельного и транспортного налогов, уплачиваемых физическими лицами. Выявлены перспективы развития и ограничения взимания налога на недвижимость.

Ключевые слова, налог на имущество физических лиц, транспортный налог, налогообложение недвижимости

Налоги на имущество физических лиц играют особую роль в налоговой системе, так как они имеют огромное социальное значение и затрагивают интересы десятков миллионов граждан. Особенность этих налогов состоит в том, что в качестве объекта обложения признается имущество само по себе, а не как источник дохода. Так, налог на имущество физических лиц является прямым личным налогом и взимается непосредственно с собственника имущества независимо от того, пользуется он им или нет. В Российской Федерации на сегодня учтено более 52 млн. человек собственников почти 46 млн. строений,

в том числе в Ростовской области учтено 1,568 млн. объектов недвижимости. Однако потенциал данной формы имущественного обложения используется в настоящее время недостаточно. В структуре налоговых доходов местных бюджетов в Ростовской области доля налога на имущество физических лиц незначительна. в 2006 году этот показатель составлял 1,8%, а в 2009 году снизился до 1,6%.

При рассмотрении проблем развития имущественного налогообложения особое значение придается совершенствованию транспортного налога с учетом его социального, фискального и регулирующего значения. Необходимо отметить, что транспортный налог характеризуется высоким уровнем социализации, затрагивая имущественные интересы миллионов граждан, владеющих транспортными средствами. По данным статистической отчетности Федеральной налоговой службы, в 2009 году физическим лицам (25952,1 тыс.) начислено 64779,1 млн. руб. налога с 34989,0 тыс. транспортных средств, причем население является основным плательщиком транспортного налога (как по численности субъектов и объектов обложения, так и по суммам начислений). Это обстоятельство требует учитывать социальное положение и платежную способность плательщиков при установлении ставок налога и налоговых льгот.

Фискальное значение транспортного налога определяется тем, что он выступает важнейшим собственным налоговым источником доходов региональных бюджетов. Так, в 2009 году в Ростовской области доходы областного бюджета от транспортного налога составили 1986,3 млн.руб., что составляет 25,0% от региональных налогов. С момента введения транспортного налога в Российской Федерации в 2003 году уровень поступлений возрос в 4,4 раза, составив в 2009 году 62 млрд. руб. (10,9% от имущественных налогов в бюджетной системе России). Региональный статус транспортного налога актуализи-

рует проблемы влияния изменений федерального законодательства, а также налоговой политики субъектов Федерации на темпы роста доходов.

Правовое регулирование налога осуществляется в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. «О налогах на имущество физических лиц». Плательщиками налога на имущество являются физические лица, имеющие в собственности объекты, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Налог уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой органами законодательной (представительной) власти муници-

пальных образований, в процентах от инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определялась, -от стоимости строений, помещений и сооружений, определяемой по обязательному страхованию.

При этом величина налоговых поступлений во многом зависит от политики органов местного самоуправления в отношении налоговых льгот. Так, представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, а также от типа использования строений и по иным критериям. Например, органы местного самоуправления вправе установить размеры ставок налога в указанных пределах в зависимости не только от суммарной инвентаризационной стоимости, но и от того, жилые это строения или нежилые, используются они для хозяйственных нужд или в коммерческих целях.

Кроме того, федеральным законом предусмотрено как полное, так и частичное освобождение граждан от налогов на имущество физических лиц. Государственная социальная поддержка малоимущих слоев населения состоит в том, что около 26 млн. человек освобождено от уплаты налогов по закону, а это в основном пенсионеры, военнослужащие и некоторые другие катего-

рии граждан. Величина выпадающих доходов в связи с предоставлением налоговых льгот достигает значительных размеров. Например, в Ростовской области от налогообложения освобождается более 40% владельцев недвижимого имущества, при этом федеральные льготы уменьшают сумму налоговых поступлений на 43%, а дополнительные льготы, предоставляемые по решениям муниципалитетов, - только на 2%.

При исчислении налога особое внимание уделяется расчету налоговой базы и ее обоснованности. Налоговая база представляет собой суммарную инвентаризационную стоимость объекта, определяемую органами технической инвентаризации. Действующим законодательством предусмотрен четкий механизм отслеживания движения объектов обложения, состояния и изменения налоговой базы и инвентаризационных оценок. При этом в 2010 году в Налоговом кодексе была конкретизирована обязанность органов местного самоуправления предоставлять в налоговые органы не позднее 1 марта сведения об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, что является важной подготовительной стадией, предваряющей практическое введение в России налога на недвижимость.

Сопоставляя действующие в настоящее время имущественные налоги с условиями взимания налогом на недвижимость, можно выделить новые подходы в организации налогообложения. Так, в своей основе налогом на недвижимость облагается объект недвижимости вне зависимости от того, кто является его собственником, а земля и постройки на ней рассматриваются как единый объект налогообложения, при этом налогооблагаемая база является производной рыночной стоимости, а стоимость объекта должна отражать его наиболее эффективное использование. По сравнению с действующими формами имущественного обложения налог на недвижимость характеризуется рядом преимуществ, а именно - сравнительная

простота учета и контроля объектов обложения на уровне местных администраций, возможность унификации условий обложения, организация технической и информационной базы с максимальным учетом территориальноприродной и социально-экономической специфики. При определении нормы налогообложения следует учитывать, что дифференциация ставок по категориям плательщиков для физических лиц может спровоцировать переоформление прав собственности в целях «налоговой экономии», поэтому ставка налога должна быть единой для всех плательщиков.

Наибольшее экономическое и социальное значение имеет определение принципов установления налоговых льгот, в том числе уровня необлагаемого минимума стоимости недвижимости. Учитывая значительный разрыв в ценах на недвижимость, целесообразно предоставить право местным администрациям корректировать значение необлагаемого минимума исходя из рыночной стоимости недвижимости в пределах социальных норм жилья на каждого члена семьи. Предлагаемые методики, в соответствии с которыми местные власти могут вводить повышающие (понижающие) коэффициенты для различных типов недвижимости противоречат главному смыслу данного налога - его соответствию рыночным условиям и реальной оценке, что может привести к излишнему администрированию и дискриминации плательщиков.

Необходимо отметить, что достижению полного налогообложения всех потенциальных плательщиков за имеющиеся в их собственности объекты недвижимого имущества и обеспечению реальности предъявляемых гражданам сумм налога препятствуют как несоответствие инвентаризационной и страховой оценок строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам, реальной их стоимости, так и отсутствие по некоторым строениям инвентаризационной и страховой оценок вооб-

ще. Серьезной проблемой остается отсутствие регистрации в органах коммунального хозяйства (БТИ) значительного количества построенных физическими лицами в порядке нового строительства домов, коттеджей, дач, без которой физическое лицо не может быть привлечено к налогообложению как собственник этих строений.

Эти факторы можно рассматривать как потенциальные резервы увеличения сборов налога на имущество. Необходимо отметить, что налог на имущество характеризуется множественными нарушениями в порядке его исчисления и соблюдения сроков уплаты, что влечет за собой накопление недоимки, основными причинами которой является незнание гражданами налогового законодательства и нарушение сроков уплаты по обязательствам перед бюджетом. Кроме того, налогоплательщики используют такие методы минимизации налоговых обязательств, как дробление владения имуществом, максимально возможное затягивание сроков завершения строительства - момента регистрации построенного дома (строения, сооружения), оформление имущества на членов семьи, имеющих право на налоговые льготы. Поэтому весьма актуальной является активность муниципальных образований в использовании всех возможностей, предоставленных законом, для обеспечения достаточных и стабильных налоговых доходов. Взаимодействие с налогоплательщиками должно строиться с применением современных технологий, например, с использованием электронного формата налогового уведомления, личного кабинета налогоплательщика на Интернет-порталах государственных органов, единой формы налогового уведомления для всех видов имущественных налогов физических лиц, что должно способствовать устранению возможностей административных деформаций в применении законодательно установленных правил налогообложения, обеспечение прав законопослушных налогоплатель-

щиков на информирование и помощь в исполнении налоговой обязанности.

Общими для всей группы имущественных налогов являются проблемы определения эффективных ставок и установления налоговых льгот. Так, рассматривая регулирующее воздействие транспортного налога, необходимо отметить, что выпадающие доходы по транспортному налогу в связи с предоставлением налоговых льгот составили в 2009 году по консолидированным бюджетам субъектов РФ 6017,3 млн руб., или 7,1 % от сумм начислений. Необходимость укрепления доходной базы региональных бюджетов в условиях глобального экономического кризиса требует не только взвешенного дифференцированного подхода к налоговым льготам, но и уточнения условий взимания и величины налоговых обязательств по транспортному налогу, перспективы развития которого в России в настоящее время являются дискуссионными.

В конце 2009 года законодательно был в два раза (с 5 до 10) увеличен предел роста (снижения) налоговых ставок по транспортному налогу, который был установлен для регионов Российской Федерации, однако с 2011 года данное положение отменено. При этом региональным законодателям предоставлено право установления нулевой ставки на автомобили мощностью до 150 л.с. Актуальным является и вопрос о проработке обоснованности двукратного повышения ставок налога на автомобили старше четырех лет, а также определения для каждого класса автомобиля коэффициента, который будет уменьшать или увеличивать базовую ставку транспортного налога в зависимости от экологического стандарта. В частности, ставку налога для автомобилей класса «Евро-4» предлагается принять в качестве базовой, для класса «Евро-5» - уменьшить на 30%, для классов «Евро-3» и «Евро-2» - увеличить в 1,2 и 1,6 раза соответственно. Активно обсуждается в настоящее время и проблема изменения формы взимания нало-

га в связи с наличием в собственности транспортных средств. В частности, предложение об изменении объекта обложения транспортным налогом, под который предлагается перевести операции по реализации автомобильного бензина и дизельного топлива на территории субъекта Российской Федерации, а налоговую базу определять как стоимость реализованных автомобильного бензина и дизельного топлива, исчисленную исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога.

Указанное предложение вступает в противоречие с рядом положений налогового законодательства РФ. Так, Налоговым кодексом установлено, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, в связи с чем не ясны основания для определения в качестве объекта налогообложения по транспортному налогу операций по реализации, учитывая, что реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, которые уже определены в качестве объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

Среднесрочные приоритеты бюджетной политики России в настоящее время определяются исходя из перспектив ежегодного увеличения ставок акцизов на моторное топливо на один рубль с целью формирования дополнительного источника для финансирования дорожного строительства, для чего отчисления от акцизов предлагается аккумулировать в целевом дорожном фонде. Эта мера не затрагивает условий взимания транспортного налога, тем не менее непосредственно влияет на интересы автовладельцев, налоговая нагрузка на которых при сохранении транспортного налога существенно возрастет. В качестве недостатка принятого реше-

ния следует отметить и то обстоятельство, что повышение цены топлива автоматически увеличит издержки экономических агентов, обеспечив цепную реакцию роста цен и подавление экономической активности.

Учитывая важное социальноэкономическое значение транспортного налога, необходимо обращение к зарубежному опыту обложения транспортных средств, прежде всего - автомобилей.

Так, во Франции налог на автотранспорт в его классической форме отменен в 2001 году. С 1956 по 2001 год удостоверением факта уплаты налога выступала наклейка на ветровом стекле автомобиля. Годовой налог определялся в зависимости от объема двигателя, его возраста и того, в каком департаменте машина была поставлена на учет. В настоящее время при оформлении права на владение автомобилем и регистрации технического паспорта в городских или районных префектурах необходимо оплатить сбор, величина которого возрастает в зависимости от мощности двигателя.

Кроме того, в последние годы, борясь с загрязнением окружающей среды, французское правительство

предприняло ряд мер, которые всячески подталкивают граждан к приобретению щадящих экологию машин, в том числе - с помощью дополнительного налога, введенного в 2006 году. Он взимается в зависимости от объема потребления горючего и доли вредных веществ в выхлопных газах. от 201 до 250 граммов СО2 на км - два евро, от 350 граммов и выше - четыре евро. Так, на техпаспорт «Порше турбо 911» с объемом двигателя 420 л.с. (выхлоп 339 граммов СО2 на км), помимо 800 с лишним евро (обычный тариф), придется еще и «экологическая» нагрузка в 584 евро в виде единовременной выплаты. С 1 января 2010 года в отношении «неэкологичных» машин введен ежегодный сверхналог в 160 евро. Полученные в результате средства пойдут на финансирование го-

сударственного Агентства по делам экологии и энергетического контроля.

В Китае налогообложение автовладельцев увязывается со стимулами развития национальной автомобильной промышленности и привлечения иностранных инвестиций. Так, на автомобиль китайской сборки налог при приобретении составляет 10 процентов от стоимости, на импортную модель - до 40%. Регулярный налог на использование автотранспорта и судов уплачивают физические и юридические лица, владеющие и использующие автотранспортные средства и водные суда на территории Китая, за исключением предприятий с иностранными инвестициями, иностранных компаний и иностранных граждан, которые уплачивают налог на использование регистрационных номеров транспортных средств и судов с четырехкратным понижением базовых ставок.

В Соединенных Штатах Америки транспортные налоговые сборы изначально включены в цену бензина и, по сути, уплачиваются американскими налогоплательщиками прямо на заправках при покупке горючего. С каждого залитого в бензобак галлона топлива (3,78 литра) около 2,5 цента отчисляется в федеральный дорожный фонд и еще от 18 до 60 центов пополняют бюджет штата, в котором заправился автовладелец. Именно за счет местных налогов идет строительство дорожной инфраструктуры в различных штатах. Минимальные местные налоговые сборы на бензин установлены в штатах Аляска (18,4 цента), Джорджия (30,8) и Вайоминг (32,4), а максимальные - в штатах Нью-Йорк (59,7), Вашингтон (55,9) и Калифорния (53,7). Подсчитано, что средняя ставка «горючего налога» в США, включающего в себя федеральные и местные сборы, находится на уровне 45 центов.

Впервые подобная система транспортного налогообложения и финансирования дорожного строительства была применена в Соединенных Штатах

еще в 1919 году, в штате Орегон. В этом штате ввиду падения собираемости бензинового налога из-за роста популярности малолитражек были впервые введены новые условия взимания налога, в соответствии с которыми автовладельцы платят сборы не по количеству купленного горючего, а за расстояние, которое проехал их автомобиль (1 миля обойдется в 1,2 цента). При этом, чтобы предупредить возможные махинации плательщиков с показаниями спидометра, машины оснащаются системами глобального позиционирования GPS.

К преимуществам подобного подхода к взиманию относится сокращение потерь на заполнение извещений и администрирование их представления физическим лицам. Кроме того, поскольку оплата происходит пропорционально интенсивности использования автомобиля, достигается определенная справедливость налоговой нагрузки налогоплательщиков. В числе недостатков можно выделить рост стоимости топлива.

Таким образом, проведенный анализ применения налогов на имущество физических лиц позволяет сделать следующие выводы:

1) данные налоги не являются основными источниками доходной части местных бюджетов;

2) действующие правовые нормы землепользования вступают в противоречие с нормами Налогового кодекса РФ, что позволяет налогоплательщикам уклоняться от уплаты земельного налога либо минимизировать платежи;

3) методики определения налогооблагаемой стоимости устарели, и в результате жилые дома лучшего качества и местоположения часто по остаточной стоимости дешевле, чем крупнопанельные отдаленные новостройки.

4) не урегулирована проблема индексации кадастровой стоимости земли, что явилось причиной многочисленных конфликтов налогоплательщи-

ков с органами государственной власти субъектов РФ и органами муниципальных образований в 2009 году;

5) существует огромное количество льготников, освобожденных от платежей, при этом экономическая обоснованность предоставляемых льгот нуждается в более четком обосновании;

5) определенные различия в налогообложении имущества юридических и физических лиц стимулируют искусственное снижение налогового бремени путем переоформления объектов на физических лиц.

6) налогообложение имущества физических лиц не обеспечивает справедливого распределения налогового бремени.

Совершенствование механизмов взимания имущественных налогов с населения представляется особенно важным в свете изменения сроков уплаты налогов с физических лиц, которые с 2011 года могут быть установлены не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. Формально указанное условие Налогового кодекса РФ означает, что в 2011 году начисления налогов не будут произведены, а поступления в региональные и местные бюджеты будут возможны только в виде погашения задолженности за предыдущие годы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Материалы статистической налоговой отчетности / Официальный сайт ФНС России. - URL:http: // www.nalog.ru

2. Материалы статистической налоговой отчетности / Официальный сайт УФНС по Ростовской области. - URL:http: // www.nalog61.ru

3. Казаков В В., Поролло ЕВ. Налоговая политика и ее влияние на общественное развитие // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319. - С. 156.

4. URL.: http://chinatax.ru/china/2-15.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.