Научная статья на тему 'НАЛОГ НА ДОХОД В ВИДЕ ПРОЦЕНТОВ, ПОЛУЧАЕМЫХ ПО ВКЛАДАМ, В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

НАЛОГ НА ДОХОД В ВИДЕ ПРОЦЕНТОВ, ПОЛУЧАЕМЫХ ПО ВКЛАДАМ, В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная безопасность / экономическая безопасность / налог / кризис / безработица / бюджет / уровень жизни / социальная справедливость / national security / economic security / tax / crisis / unemployment / budget / standard of living / social justice

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николай Валентинович Артемьев, Евгений Евгеньевич Степанченко

Рассматриваются вопросы введения нового налога. Оцениваются предполагаемые положительные и отрицательные последствия. Определяется влияние налога на состояние национальной и экономической безопасности. Отражается мнение авторов по вопросу совершенствования налоговой нормы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX ON INCOME IN THE FORM OF INTEREST RECEIVED ON DEPOSITS AS A TOOL FOR ENSURING NATIONAL SECURITY

The article discusses the introduction of a new tax. Estimated positive and negative consequences. The influence of tax on the state of national and economic security is determined. The opinion of the authors on the issue of improving the tax norm is reflected.

Текст научной работы на тему «НАЛОГ НА ДОХОД В ВИДЕ ПРОЦЕНТОВ, ПОЛУЧАЕМЫХ ПО ВКЛАДАМ, В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 332.87 ББК 67.0

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10194 © Н.В. Артемьев, Е.Е. Степанченко, 2020

Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством

НАЛОГ НА ДОХОД В ВИДЕ ПРОЦЕНТОВ, ПОЛУЧАЕМЫХ ПО ВКЛАДАМ, В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Николай Валентинович Артемьев,

профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, профессор кафедры менеджмента Московского университета имени С.Ю. Витте,

доктор экономических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: nikvalart@rambler.ru;

Евгений Евгеньевич Степанченко, слушатель факультета подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: zstepanchenko@yandex.ru Рецензент: В.Ф. Гапоненко, доктор экономических наук, профессор

Аннотация. Рассматриваются вопросы введения нового налога. Оцениваются предполагаемые положительные и отрицательные последствия. Определяется влияние налога на состояние национальной и экономической безопасности. Отражается мнение авторов по вопросу совершенствования налоговой нормы.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, налог, кризис, безработица, бюджет, уровень жизни, социальная справедливость.

TAX ON INCOME IN THE FORM OF INTEREST RECEIVED ON DEPOSITS AS A TOOL FOR ENSURING NATIONAL SECURITY

Nikolay V. Artem'ev,

Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot',

Professor of the Department of Management of the Moscow University S.Yu. Witte,

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Evgeny E. Stepanchenko,

Student of the Faculty of Training police officers for units for the protection of public order Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article discusses the introduction of a new tax. Estimated positive and negative consequences. The influence of tax on the state of national and economic security is determined. The opinion of the authors on the issue of improving the tax norm is reflected.

Keywords: national security, economic security, tax, crisis, unemployment, budget, standard of living, social justice.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Артемьев Н.В., Степанченко Е.Е. Налог на доход в виде процентов, получаемых по вкладам, в качестве инструмента обеспечения национальной безопасности. Вестник экономической безопасности. 2020;(3):243-7.

Современное российское налоговое законода- мости достижения высокого уровня национальной

тельство постоянно претерпевает изменения, свя- безопасности.

занные с модернизацией текущих налогов и появле- Совокупность мер налогового и неналогового ха-

нием новых. В своем обращении к гражданам Рос- рактера, предложенных Президентом в рамках сво-

сии Президент Российской Федерации Владимир их обращений весной 2020 года, относится к мерам, Путин предложил для граждан, имеющих вклады направленным на обеспечение национальной без-

объем которых превышает 1 миллион рублей, вве- опасности. Их реализация самым непосредственным

сти налог в размере 13 процентов на доход, получа- образом повлияет на результаты функционирования

емый с этих вкладов [9]. Введение данного налога, экономики страны, но потребует при этом допол-

наряду с другими причинами, связано с широко рас- нительного финансирования в рамках исполнения

пространенными в последнее время и не теряющи- различных социальных инициатив и мобилизации

ми своей актуальности сегодня идеями необходи- средств для прямой поддержки реального сектора

экономики. Обеспечение достаточного уровня национальной безопасности является важнейшим направлением повседневной деятельности большей части должностных лиц государственных органов.

Значимость этой работы подчеркивается тем обстоятельством, что необходимость достижения указанной цели получила отражение в Указе Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [3]. В данном нормативном правовом акте определены приоритетные цели развития российского общества и установлены реальные угрозы. Согласно Стратегии национальной безопасности, состоянию защищенности общества угрожают различные стихийные бедствия, к которым наряду с прочими относятся различные пандемии [8]. В частности, текущая вспышка коронавирусной инфекции COVID-19 представляет собой реальную угрозу для национальной безопасности Российской Федерации и требует реализации целого комплекса мер, включая финансовые и налоговые.

Наряду с вопросами обеспечения национальной безопасности введение рассматриваемого нами налога непосредственно связано с обеспечением экономической безопасности нашей страны. В положениях Указа Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» определено, что под обеспечением экономической безопасности понимается реализация комплекса мер, которые способствуют противодействию угрозам безопасности экономики и защите национальных интересов в экономической сфере [4]. Угрозами экономической безопасности являются в частности следующие: ухудшение ситуации с экспортом сырья, слабые темпы экономического роста, несбалансированность бюджетной системы и др.

Положение дел усугубляется растущей безработицей и потенциальным макроэкономическим спадом. Проблема безработицы наиболее остро проявляется в последнее время, в связи с негативными последствиями распространения коронавирусной инфекции. Для того, чтобы предотвратить дальнейшее распространение инфекции, а также реализовать конституционные права граждан, Правительство Российской Федерации утвердило временные «правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных» [5]. Еще одной

инициативой Правительства РФ, связанной с национальной безопасностью, является решение о выделении из резервного фонда 242 миллионов рублей для предоставления субсидий волонтерам на обеспечение помощи гражданам [6]. Данная инициатива необходима, в том числе, и для эффективной реализации государственной поддержки молодежной политики. Значительных финансовых средств требует решение Президента Российской Федерации по выплатам в рамках дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, по предоставлению налоговых льгот самозанятым и некоторым другим.

Как свидетельствует текущая практика, для финансирования антивирусных мероприятий Правительство России пошло на определенные смягчения бюджетного правила, задействовало средства Фонда национального благосостояния и приступило к поиску и реализации нестандартных инструментов прежде всего фискальной политики. Профицит бюджета, планировавшийся в 2020-2022 гг., в настоящих условиях неминуемо превратится в серьезный дефицит. Это обстоятельство усугубляет проблемы с ухудшающимися условиями реализации стратегии национальной безопасности, предполагающей повышение уровня и качества жизни основной массы населения страны.

В условиях ожидаемого спада мировой экономики, связанного с пандемией, неминуемо сократится спрос на традиционные сырьевые экспортные группы из России. Прежде всего это должно коснуться энергоресурсов. Согласно прогнозам Energy Information Administration средняя цена на нефть марки Urals составит около $30 за баррель в текущем году и может достичь $42 в следующем [7]. С учетом договоренностей в формате ОПЕК+ и ожидаемого снижения объемов потребления экспорт углеводородов (существенный источник доходов бюджета) по самым скромным подсчетам снизится не менее чем на 5%. Аналогичные ожидания распространяются и на объем ВВП. Самоизоляция и временный простой также приведут к снижению объема промышленного производства, который будет сопровождаться отсутствием доходов в отраслях и секторах наиболее подверженных панде-мийному шоку. На практике реализуется сценарий разрыва существующих производственных связей, разорения малого и среднего бизнеса.

Ограниченность ФНБ, расходование его средств на покупку Сбербанка, компенсацию недобора доходов бюджета обусловливают серьезные ограничения по финансированию социально-экономических мер из данного источника. Вместе с тем секвестрование социальных статей федерального бюджета или сокращение расходов социальных фондов могут привести к дестабилизации социально-экономической ситуации в стране. Отсюда вытекает необходимость аккумулирования средств из нестандартных, нетиповых источников, что определяет объективность появления новых налогов. Безусловной здесь является неизбежность поиска и определения новых источников получения дополнительных доходов. Для противодействия указанным угрозам необходима модернизация налоговой нагрузки по различным субъектам, что должно повлечь за собой оптимальное в сложившихся условиях развитие экономики государства. Новый налог может использоваться для противодействия указанным угрозам, и, в целом, для развития человеческого потенциала в России.

Для того, чтобы улучшить жизнь населения, в государстве должны стабильно финансироваться программы поддержки прежде всего малообеспеченных слоев населения. В большинстве случаев это происходит благодаря перераспределению налоговых поступлений в рамках бюджетного процесса. Налог на доход от процентов может определенным образом предопределить увеличение доходной части бюджета, стабилизацию бюджетного процесса и совершенствование правового регулирования в сфере налогообложения.

Введение в действие вышеуказанного платежа непосредственно связано с национальными приоритетами в России. Одной из ключевых целей стратегии национальной безопасности является минимизация проявлений социального и имущественного неравенства граждан. С точки зрения возможных вариантов сглаживания неравенства доходов, реализация налогового изъятия на доходы по вкладам, превышающим установленный уровень, тождественна пусть не значительному, но все же снижению сверхдоходов и созданию условий для последующего введения справедливого прогрессивного налога на доходы населения с возможностью его поэтапного изменения.

Теперь подробнее о самом налоге. По своей нормативной и экономической сути он не является чем-то прорывным и абсолютно оригинальным. Норма, предписывающая обязательную уплату налогов при получении доходов в виде процентов, была введена в налоговый кодекс Российской Федерации в 2007 г. в виде статьи 214.2. Она установила налоговую базу в виде превышения суммы процентов, начисленных по договору вклада над процентами ставки рефинансирования Центрального банка, увеличенными на 5 п.п. в случае рублевых вкладов (с 15 декабря 2014 г. по 31 декабра 2015 г. увеличение составляло 10 п.п.). По вкладам в иностранной валюте - в качестве основы для расчетов базы до конца декабря 2020 г. установлена ставка 9 процентов годовых. Аналогично сберегательным определяется база по облигационным доходам.

Как показывает анализ результатов финансовой практики, данная статья Налогового кодекса не обеспечивала серьезных поступлений в бюджет по причине того, что подавляющее большинство вкладов населения предусматривало доходность, находящуюся в «коридоре» пяти пунктов превышения ставки рефинансирования. Исходя из этого норму необходимо было менять и такие предложения неоднократно поступали. Каков будет финансовый результат действия статьи 214.2 в ее модернизированном виде мы сможем оценить лишь в конце 2022 года после уплаты налога гражданами, чьи вклады попадут в сферу действия рассматриваемой нормы. Какой бы количественно ни был этот результат, он в любом случае благотворно повлияет на формирование доходной части бюджета и позитивно скажется на финансовой безопасности.

Кроме этого в обновленной редакции статьи 214.2 НК РФ предусмотрены исключения, на наш взгляд повышающие степень социальной защищенности основной категории граждан, а следовательно приводящие к социально-политической стабильности и, в целом, национальной безопасности. В частности законодателем предусмотрено исключение из налогового учета дохода по вкладам с установленной доходностью менее одного процента годовых, что несомненно является существенным и важным для владельцев зарплатных, расчетных и иных массовых счетов. Не будут учитываться в качестве облагаемых также эскроу счета, одним из

предназначения которых является снижение рисков финансового участия граждан прежде всего в массовом жилищном строительстве.

Несмотря на достаточную конкретность вводимых инноваций не исключается возможность возникновения неоднозначного понимания алгоритма расчета предполагаемой к уплате суммы. Данный налог рассчитывается по формуле: (процентный доход, получаемый с вклада - (1 миллион рублей х ключевая ставка Центробанка)) х 0,13 (13% -ставка налога на доходы физических лиц). Таким образом, если ставка рефинансирования будет составлять 5,5 процентов, а сумма дохода по вкладу составляет 55 тысяч рублей, то налог (55 000 — 1 000 000 х 0,055) х 0,13 = 0 рублей. Можно увидеть, что в ряде случаев возможны ситуации, когда процентный доход по вкладу свыше 1 миллиона рублей налогом облагаться не будет, и наоборот, налог будет действовать при вкладе меньше 1 миллиона рублей.

Например, наличие одного вклада размером 1 100 000 рублей при ставке по вкладу - 4% годовых приводит к следующему результату.

(1 100 000 х 0,04 — 1 000 000 х 0,055 ) х 0,13 = - 1430 < 0 рублей => обложению не подлежит.

Второй вклад: 900 000 рублей, ставка вклада -8% годовых:

(900 000 х 0,08 - 1 000 000 х 0,055) х 0,13 = 2210 рублей - сумма налога.

Как видно из представленного примера указанный платеж взимается с дохода, полученного в результате сбережения денежных средств, являющихся в данном случае имуществом лица. Непосредственно тело депозита налогом облагаться не будет. В случае, если физическое лицо может себе позволить и имеет несколько вкладов в разных банках, общий доход будет суммироваться с последующим применением к нему формулы, представленной выше. Следовательно, избежать уплаты налога, открывая вклады до 1 миллиона в разных банках, не удастся.

Вызывает интерес обновленный механизм взимания налога. Данный платеж будет исчисляться с 2021 года. Согласно требованиям Федерального закона № 102 ФЗ налогоплательщик не обязан вести учет полученных им процентных доходов и заполнять соответствующие декларации. Реализация информационной функции поручается банковским организациям, выступающим в этом случае в ка-

честве налоговых агентов, которые в период до 1 февраля года, следующего за отчетным, должны предоставить в налоговые органы информацию о суммах выплаченных в виде дохода процентов в истекшем налоговом периоде. Кэшбек, по сути являющийся скидкой, в объект налогообложения входить не будет. Таким образом, со следующего года банки будут обязаны выплачивать клиентам весь причитающийся им доход, а расчет платежа, уведомление о нем будут производится силами налоговых органов. Уплата назначенной суммы должна быть произведена гражданином России самостоятельно по аналогии с имущественным или транспортным налогом.

Как следует из представленного анализа налог на доходы в виде процентов по вкладам может повлечь как положительные, так и отрицательные последствия. Положительные последствия проявляются в следующем:

- действие данного налога связано с реализацией положения «богатые платят больше, а бедные меньше», миллионные вклады могут позволить себе достаточно обеспеченные люди, соответственно основными налогоплательщиками будут являться они. Таким образом, государство стремится создать условия справедливого размера налога на доходы различных граждан;

- данный налог позволит дополнительно финансировать дефицит бюджета;

- дополнительные поступления в бюджет предназначены для использования при решении комплекса социальных проблем;

- практика взимания указанного платежа активно реализуется за границей, при этом, несмотря на более высокие процентные ставки хорошо зарекомендовала себя. Более того, в 90-х годах прошлого столетия в Российской Федерации уже действовала прогрессивная система налога на доходы физических лиц;

- платеж не отразится на остальных условиях размещения вкладов, действующие процентные ставки не изменятся;

- внедрение властью данной инициативы может побудить состоятельных граждан тратить сбережения, стимулируя при этом совокупный спрос и заставляя временно не используемые физическими лицами резервы работать в реальном секторе экономики, создавая в ней положительный мультипликационный эффект.

Отрицательные последствия могут проявиться в следующем:

- часть вкладчиков может решить закрыть вклады с переводом средств в другие активы, так как с введением налога они гарантированно лишатся части доходов (необходимо признать весьма умеренных). Это повлияет на общее состояние пассивов банка;

- данный налог является не временной, а постоянной мерой несмотря на то, что вводится в обстоятельствах, близких к чрезвычайным;

- отсутствие льгот различным категориям граждан.

Рассматривая введение указанного налога, представляется возможным сделать несколько прогнозов развития ситуации:

- при эффективной реализации механизма взимания указанного платежа, стоит ожидать пополнения бюджета, что положительно скажется на социальной политике в отношении безработных, семей с детьми, и других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите;

- в Российской Федерации продолжит формироваться прогрессивная система налогообложения;

- реализация данного налога не приведет к массовому закрытию вкладов, условия размещения денежных средств в банках не изменятся.

Наряду с прогнозами целесообразно внести ряд предложений в развитие регулирования данной сферы экономики:

- во-первых, для эффективного применения норм налогового кодекса в части взимания данного налога необходимо установить определенные льготы для определенных социальных групп, таких как пенсионеры, многодетные семьи и т.д.;

- во-вторых, стоит улучшить правовое информирование граждан относительно объекта налога, так как некоторые люди считают, что налогом облагается как доход, так и сам вклад (тело депозита).

Введение нового налога должно способствовать реализации социальной функции налогообложения, развитию механизмов прогрессивного налогообложения, что в итоге может привести к определенному выравниванию уровня жизни различных слоев населения. Увеличение налогооблагаемой базы за счет состоятельных граждан позитивным образом повлияет на повышение уровня финансовой, экономической, а значит и национальной безопасности.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, № 32, ст. 3340.

2. Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.04.2020, № 14 (часть I), ст. 2032

3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.

4. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // «Собрание законодательства РФ», 15.05.2017, № 20, ст. 2902.

5. Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 (с изм. от 12.04.2020) «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» // Опубликован 09.04.2020 на официальном интернет-портале правовой информации иИ!: http://www.pravo.gov.ru.

6. Распоряжение Правительства РФ от 3.04.2020 года № 862-р // Опубликован 06.04.2020 на официальном интернет-портале правовой информации иЯ!: http://www.pravo.gov.ru.

7. Гурвич Е., Суслина А. Бюджетная политика во время пандемии иИ!: https://econs.online/articles/ opinions/byudzhetnaya-politika-vo-vremya-pandemii/ (Дата обращения: 10.05.2020 г.).

8. Каждая страна должна предпринять самые решительные меры для того, чтобы остановить COVID-19 // Европейское региональное бюро ВОЗ [сайт]. иИ!: http://www.euro.who.int/ru/media-centre/ sectюns/statements/2020/statement-every-country-needs-to-take-boldest-actions-to-stop-covid-19 (Дата обращения: 05.04.2020 г.).

9. Обращение к гражданам России 25.03.2020 года // Администрация Президента России [сайт]. иИ!: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/63061 (Дата обращения: 05.04.2020 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.