Научная статья на тему 'НДФЛ - 2020: НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ТРЕБУЕТ РЕШИТЕЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН'

НДФЛ - 2020: НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ТРЕБУЕТ РЕШИТЕЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
562
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ / НАЛОГОВОЕ РЕЗИДЕНТСТВО / TAX TO INCOMES OF PHYSICAL PERSONS / TAX DEDUCTION / INSURANCE PREMIUMS TAX RESIDENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эриашвили Нодари Дарчоевич, Григорьев Александр Иванович

Споры вокруг применения НДФЛ в России, не только не утихают, но за последнее время разгораются с новой силой. В своей работе авторами был рассмотрен только небольшой пласт имеющихся проблем, которые требуют дополнительного толкования для правоприменителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL INCOME TAX - 2020: TAX LEGISLATION REQUIRES DRASTIC CHANGES

Disputes over the use of personal income tax in Russia, not only do not subside, but have recently flared up with new force. In their work, the authors considered only a small layer of existing problems that require additional interpretation for law enforcement.

Текст научной работы на тему «НДФЛ - 2020: НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ТРЕБУЕТ РЕШИТЕЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10200

ББК 67 © Н.Д. Эриашвили, А.И. Григорьев, 2020

Научная специальность 12.00.04 — финансовое право; налоговое право; бюджетное право

НДФЛ - 2020: НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ТРЕБУЕТ РЕШИТЕЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН

Нодари Дарчоевич Эриашвили, профессор, доктор экономических наук, кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: office@unity-dana.ru

Александр Иванович Григорьев, доцент кафедры публично-правовых дисциплин факультета права и управления, кандидат юридических наук, доцент

Владимирский юридический институт ФСИН России (600020, Владимир, ул. Большая Нижегородская, д. 67Е) E-mail: altr1960@mail.ru

Аннотация. Споры вокруг применения НДФЛ в России, не только не утихают, но за последнее время разгораются с новой силой. В своей работе авторами был рассмотрен только небольшой пласт имеющихся проблем, которые требуют дополнительного толкования для правоприменителя.

Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, налоговые вычеты, налоговое резидентство.

PERSONAL INCOME TAX - 2020: TAX LEGISLATION REQUIRES DRASTIC CHANGES

Nodari D. Eriashvili, Professor, Doctor of Economic Sciences, Candidate of Historical Sciences, Сandidate of Legal Sciences, Laureate of the RF Government Prize in the field of science and technology

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru

Aleksandr I. Grigor'ev, Associate Professor of the Department of Public Law Disciplines of Faculty of Law and Administration, Сandidate of Legal Sciences, Associate Professor

Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (600020, Vladimir, ul. Bolshaya Nizhegorodskaya, d. 67E) E-mail: altr1960@mail.ru

Abstract. Disputes over the use of personal income tax in Russia, not only do not subside, but have recently flared up with new force. In their work, the authors considered only a small layer of existing problems that require additional interpretation for law enforcement.

Keywords: tax to incomes of physical persons, tax deduction, insurance premiums tax residency.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Эриашвили Н.Д., Григорьев А.И. НДФЛ - 2020: налоговое законодательство требует решительных перемен. Вестник Московского университета МВД России. 2020(4):70-4.

В этой статье мы хотели бы остановиться на некоторых проблемах, связанных с уплатой налогоплательщиками либо налоговыми агентами налога на доходы физических лиц. Конечно, невозможно обнажить все проблемы, связанные с НДФЛ, но актуальность темы, заставила нас вернуться к данному вопросу.

Почти двадцать лет в обществе не утихают споры

по поводу действующей в России плоской шкалы налогообложения. Дискуссии о ее замене на прогрессивную идут с 2001 года. Связано это с тем, что начиная, с 2014 года, по данным Росстата РФ, располагаемые доходы населения, практически находятся на нулевой отметки, а с учетом инфляции — они неизменно падают. Коронавирус, и резкая девальвация рубля в

феврале-марте 2020 года, сыграла с бюджетом злую шутку. По самым оптимистичным прогнозам, Россия в 2020 году, может потерять до 0,2 % ВВП. Министр финансов России А. Силуанов озвучил цифру выпадающих доходов, равную 3,0 трлн. рублей.

Как известно, НДФЛ является федеральным налогом, и в соответствии с бюджетным законодательством он в размере 85% поступает в бюджеты субъектов РФ (п. 2 ст. 56 БК РФ), а 15% — в местные бюджеты. Кроме этого, 100% НДФЛ зачисляется в бюджеты субъектов РФ от иностранных граждан, работающих на патенте (абз. 5 п. 2 ст. 56 БК РФ).

Рецессия в мировой и национальной экономике может привести к увеличению числа безработных и продолжения падения росту доходов населения. Все это возможно в ближайшее время сыграет негативную роль в повышении социальной напряженности граждан.

Возникает закономерный вопрос: чем наполнять бюджеты? В феврале 2020 г. В Высшей школе экономики прошел круглый стол «Роль налоговых доходов в развитии экономики. Бюджет — 2020 и налоговые стимулы развития бизнеса». Спикером и представителем ФНС России был начальник Аналитического управления ФНС России В. Засядько, который высказал свою озабоченность к внедрению прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ. Он отметил, что по данным ФНС России за 2018 год, 98% российских работников получали в год зарплату не более 1,0 млн. руб. Почти 65% - от 114,0 тыс. руб. до 1,0 млн. руб. Только 6,9% получают зарплату свыше 1,0 млн. руб. в год. Официальная зарплата у 28,2% - не превышает 10,0 тыс. руб. в месяц. В своих рассуждениях он пошел еще дальше, отметив, что «...если правительство введет некий необлагаемый минимум, то «автоматом» мы получим огромные выпадающие доходы, которые будут исчисляться триллионами рублей. Например, если отменить НДФЛ с граждан с зарплатой на уровне МРОТ (12 130 руб.), то бюджетная система недополучит 1,2 трлн. руб. А если будет введена прогрессивная шкала налогообложения, то доходы бюджета составят всего какие-то десятки миллиардов рублей». Иными словами, если ввести стандартный налоговый вычет для малоимущих, то бюджет такой нагрузки не выдержит. А как же трактовать нормы Конституции Российской Федерации (статья 7), где провозглашается, что «Российская Федерация, социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

В период мирового экономического кризиса, постигшей весь мир, правительства Европы и США

«исходят из необходимости сохранить рабочие места и поддержать спрос после снятия запретов. Даже требования соблюдения карантина в Европе и США принимают форму сделки между правительством и гражданами. Сидите дома, говорит начальство, а мы заплатим. Мы понимаем, что наше решение привело к вашим потерям, но так уж получилось. Деньги, потерянные работниками и бизнесом, кое-как компенсирует бюджет. Как — это другая история. Где-то будут платить напрямую, где-то снизят налоги, где-то отменят арендные платежи, а вообще-то в Европе и США делают и то, и другое, и третье, только в разных пропорциях» [1]. Например, в целях борьбы с коронавиру-сом, Конгресс США принял решение о том, что каждое лицо с доходом меньше $75 0 00 получит $1 200, а если есть дети, то дополнительно — $500. Граждане, потерявшие работу, получат дотацию из бюджета. Подчеркиваем, не за счет работодателя, а за счет государства. В Великобритании «работодатели могут обратиться в управление ее величества по налогам и таможенным пошлинам (HMRC) за дотациями для покрытия большей части заработной платы людей, которые не имеют работы, но не увольняются и остаются на зарплате. Государственные дотации будут покрывать 80% заработной платы сохраняемых работников в общей сложности до £2 500 — это выше среднего дохода (работодатели, конечно, могут еще увеличить заработную плату). Таким образом, работники в любой части Великобритании могут сохранить за собой рабочее место и получать от государства не менее 80% текущей зарплаты, даже если их работодатель в сложившихся условиях не может позволить себе платить им» [2]. В конце марта правительство Германии выделило €50 млрд на поддержку индивидуальных и малых предпринимателей. Предприятия, где занято менее пяти человек, могут рассчитывать на единора-зовую выплату до €9 000 на три месяца, предприятия с численностью сотрудников до 10 человек — на выплату в €15 000.

Единственное условие — предприятие не должно быть убыточным на 11 марта 2020 года, то есть государство спасает тех, кто до нынешнего кризиса держался на плаву.

Деньги — это именно государственная помощь, не кредит, возвращать их не нужно. Еще €2 млрд выделено непосредственно на поддержку стартапов. «Государство также мотивирует предприятия не увольнять сотрудников, а переводить их на так называемый неполный рабочий день с сохранением 60% (для работников с детьми — 67%) от «докризисной» ставки (КигаагЬе^еЫ). Эти деньги государство берется

компенсировать работодателю, если он обязуется сохранить работника в штате и после кризиса, а также вернуть ему прежние условия работы.

При этом фактически во время кризиса сотрудник по решению работодателя может работать меньше или не работать вообще — например, если компания временно остановила свою деятельность. Претендовать на компенсацию может любое предприятие, если места 10% сотрудников или более оказались затронуты кризисом. Для этого нужно подать электронную заявку в Федеральное агентство занятости. Эта схема уже была опробована во время кризиса 2008-2009 годов, когда государство компенсировало зарплаты 1,4 млн сотрудников, но в агентстве занятости ожидают, что в этот раз цифры будут выше 2 млн. Уже к 9 апреля было получено более 650 тысяч таких заявок — в частности, 80 тысяч заявок поступило от автомобильного концерна Volkswagen» [3].

Во Франции, гражданин на «технической безработице» во время карантина, получает 84% компенсации зарплаты из казны, а остальное ему возмещает предприятие — в пределах 4,5 размера МРОТ.

Европа и США в послевоенное время осознало, что самое страшное — коллапс на рынке труда и резкое снижение доходов потенциальных безработных. Высокие доходы населения — вот точка отсчета экономического роста и технологического прогресса. Если же большинство населения будет получать низкую зарплату, то ни о каком прогрессе можно не только не говорить, но и забыть. Соответственно, низкий рост производительности труда, то низкие поступления доходов в бюджет. Отсюда, если низкие зарплаты, то и низкая покупательная способность населения. Странно это слышать из уст высокопоставленного сотрудника ФНС России, когда в стране ФНБ, на март 2020 года, составляет более 12, 9 трлн. руб. и самый низкий государственный долг.

Исходя из размышлений представителя ФНС России, за все должны будут платить не сверхбогатые, а тонкая прослойка среднего класса вместе с по-настоящему бедными. Пересмотр Правительством РФ страховых взносов с 30% до 15% — мера очень хорошая, но несколько запоздалая.

Остановимся на налоговом статусе налогового резидента РФ. Определение статуса налогового резидента довольно подробно регламентировано в статье 207 НК РФ. Если очень кратко, то налоговый резидент — это лицо, находящееся на территории РФ не менее 183 дней в году, в течении 12 месяцев подряд. Данный срок не прерывается для кратковременного выезда на лечение и обучение (не более шести месяцев). Налоговый

резидент платит налог по ставке 13%, нерезидент — 30% (ст. 224 НК РФ). К налоговым резидентам, независимо от времени нахождения на территории РФ, относится определенная категория иностранных граждан (лица, проживающие на территории ЕАЭС, работающие на патенте (ст. 227.1 НК РФ) и другие (ст. 224 НК РФ, Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»).

По налоговому законодательству США, иностранцы-нерезиденты должны платить такие же налоги, что и граждане США, и обладатели Грин Карты.

Благодаря имеющимся соглашениям, заключенным Правительством Российской Федерации с иностранными государствами «Об избежании двойного налогообложения», государства регулирует порядок уплаты налогов своих налоговых резидентов.

XXI век — век глобализации и стирания границ. Первая ласточка — создание Европейского Союза. Да, в его развитии достаточно много имеется экономических, политических и социальных проблем, но мир не стоит на месте, — он развивается. Исходя их этого, в налоговых законодательствах большинства европейских стран появился термин «центр жизненных интересов». Впервые Минфин России обратил на это внимание в 2018 году1. В своем разъяснении финансовый орган руководствовался положениями организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ООН. «Для определения центра жизненных интересов принимаются во внимание семейные и социальные отношения физического лица, его профессиональная, политическая, культурная или иная деятельность, место его предпринимательской деятельности, место, из которого оно управляет своей собственностью, и т.д. Учитываются все обстоятельства в совокупности, при этом особое внимание следует уделять соображениям, основанным на личных действиях этого физического лица. Критерий «центр жизненных интересов» используется исключительно для целей применения соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения и только в случаях, когда исходя из национального законодательства договаривающихся государств физическое лицо будет признаваться налоговым резидентом в обоих этих государствах». И тут же Минфин России оговаривается, указывая на то что центр жизненных интересов налогового резидента- является Российская Федерация. Непонятное половинчатое решение. Например, в п. 152-159 статьи 1 Закона о бюджете Республики Италии, установлен порядок выбора налогообложения иностранными

1 Письмо Минфина России от 07.02.2018 № 03-08-05/7126.

гражданами, решившими переместить свое налоговое резидентство на территорию Италии. Однако в настоящее время налоговые резиденты РФ ограничены действующим налоговым законодательством и Соглашениями об избежании двойного налогообложения.

И все-таки, Правительство РФ сделало второй шаг к вступлению в международное налоговое законодательство. В частности, Правительством Российской Федерации в «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 и плановый 2021 и 2022 годов» (утв. Минфином России) (Приложение N° 2) главный финансовый орган предложил сократить срок налогового резидентства с 183 до 90 дней, уравняв налоговые ставки как для резидентов, так и для нерезидентов (13 %), однако установив, что «центр жизненных интересов» будет находиться на территории Российской Федерации. Вполне разумная инициатива, которое бизнес-сообществом было воспринято с настороженностью. Естественно, Минфин России поспешил, в данной ситуации, временно от нее отказаться. Почему возникла такая неопределенность? На наш взгляд, бизнес-сообщество и наиболее обеспеченных граждан России напугала неопределенность с подачей специальной налоговой декларации в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Если рассматривать диспозицию ст. 88 НК и п. 2 ст. 109 НК РФ, то вполне очевидно, что законодатель на стороне налогоплательщиков. Но фактически, не редкость, когда в отношении предпринимателей начали возбуждать уголовные дела при подачи ими данной декларации. Потребовалось специальное разъяснение Верховного Суда Российской Федерации по этому поводу1, чтобы остановить вал уголовного преследования.

Второй блок проблем, связан с применением налогоплательщиками налоговых вычетов, которые могут породить жалобы в вышестоящие налоговые органы и в судебные инстанции. В качестве примера предлагаем рассмотреть письмо Минфина России от 02.03.2016 № 03-04-05/12160. В этом письме финансисты дали разъяснение о порядке предоставления стандартного налогового вычета родителям, если их ребенок, находясь в академическом отпуске, проходит срочную службу по призыву в рядах Вооруженных Сил Россий-

ской Федерации. Они аргументировали свою позицию тем, что лицо, находясь в рядах ВС РФ по призыву, обеспечивается государством денежным и вещевым довольствием, естественно, находясь в академическом отпуске, освобожден от учебного процесса. Довольно странное с правовой точки зрения разъяснение. Удивительно, но налоговая служба не согласилась с выводами Минфина России2. Фискальный орган пришел к выводу, что академический отпуск предоставляются обучающему по медицинским, семейным и иным об-стоятельствам3. Главное — необходимо представить перечень документов, необходимых для получения академического отпуска ребенка налогоплательщика. Таким образом, если имеется копия приказа из учебного учреждения о предоставление академического отпуска обучающему, документы, подтверждающие право на получением налогоплательщиком стандартного налогового вычета на ребенка, в силу ст. 218НК РФ, то родитель, в полной мере, имеет право на получение «детского» налогового вычета. Возникла определенная правовая коллизия. Какой позиции должен придерживаться налогоплательщик? Обратимся к Налоговому кодексу Российской Федерации.

В статье 34.2 НК РФ в пункте 1 недвусмысленно сказано о праве Минфина России давать письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщику, налоговому агенту, плательщику страховых взносов и др. по вопросам применения законодательства по налогам и сборам. А вот в подп. 5 п. 1 законодатель в категоричной форме указывает на обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства по налогам и сборам.

Конечно, если жалоба дойдет до суда, то судебные органы, в большинстве случаев, станут на сторону налогоплательщика, но сам факт разнонаправленной позиции финансового и налогового органа, говорит о многом.

К нам неоднократно обращаются с вопросом о возможности использования налогоплательщиком права на налоговый вычет за пределами трехлетнего срока. Налоговый вычет, это не льгота, как многие думают, а право налогоплательщика. И этим правом по НДФЛ, может воспользоваться без какого-либо ограничения4. И даже, если он приобрел квартиру до 2001 года, право

1 Президиум ВС РФ от 30.10.2019 г. («распространяются ли гарантии, предусмотренные частями 3, 4 и 6 статьи 4 Федерального закона от 08.06.2015 N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

2 Письмо ФНС России от 10.03.2016 № БС-4-11/3877@

3 П. 4 Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся, утвержденных приказом Минобразования России от 13.06.2013 № 455.

4 Письма Минфина России от 21.12.2011 № 03-04-05/5-1087, от 14.04.2011 № 03-04-05/7-262.

на налоговый вычет за налогоплательщиком сохраня-ется1.

Считаем, что в условиях надвигающегося экономического кризиса, при таком накопленном ФНБ, а это 12,9 трлн. руб., и таком небольшом государственном долге, который составляет всего 15% ВВП, Российская Федерация может без труда снизить налоговое бремя для наиболее бедных слоев граждан. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 года «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» предполагает предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей и страховых взносов. В число тех, кто может попасть в список «налогового пакета» оказались, кроме МСП и крупные компании. А вот по поводу ослабления налоговой нагрузки по НДФЛ, речи не прозвучало.

Настало время, рассмотреть вопрос об расширении стандартного налогового вычета по НДФЛ для лиц, имеющих доходы на уровне МРОТ. Также на наш взгляд, необходимо пересмотреть ст. 217.1 НК РФ с целью уменьшения срока пользования недвижимости с пяти до трех лет. Все это позволит минимально для федерального бюджета (с субсидированием выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов), оказать финансовую помощь населению, в это трудное и экономически сложное время.

Еще раз: в условиях экономического кризиса, Правительство РФ должно делать все возможное для уменьшения налоговой нагрузки, особенно для слабо защищенных слоев граждан. Эти меры способны снизить социальную напряженность в обществе, и увели-

1 Письмо Минфина России от 13.10.2006 № 03-05-01-03/136, письма ФНС России от 18.12.2006 № 04-2-02/753@, от 20.01.2017 № БС-3-11/379@

чивающимся разрывом между богатыми и бедными.

Цель государственной поддержки должна заключаться в том, чтобы избежать социального взрыва и ускорение экономики в период надвигающегося экономического кризиса и COVID-19. Если выбирать из двух зол лучшее, то лучше, чтобы мы сегодня залезли в долги, при самом худшем сценарии, и избежали катастрофы, вместо того чтобы позволить рухнуть целым отраслям экономики.

Литература

1. Прокопьев Д. Назад к спецраспределителям. Потребление в России после пандемии может вернуться к советскому времени // «Новая газета». 2020. № 3.

2. Диллендорф Е. Фунт стерлингов и фунт лиха // «Новая газета». № 31. 2020. 28 апреля.

3. Епифанова М. Помощь под треск бюджетов. Как в Германии, Скандинавии и странах Балтии государство поддерживает бизнес // «Новая газета». 2020. 11 апреля.

References

1. Prokopiev D. Back to the special distributors. Consumption in Russia after the pandemic may return to Soviet times // "Novaya Gazeta". 2020. № 3.

2. Dillendorf E. a Pound and a pound is dashing // "Novaya Gazeta". No. 31. 2020. April 28.

3. Epifanova M. Help under the crack of budgets. As in Germany, Scandinavia and the Baltic States, the state supports business // "Novaya Gazeta". 2020. April 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.