Научная статья на тему 'Ндфл: практические вопросы совершенствования законодательства'

Ндфл: практические вопросы совершенствования законодательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каширина М.В., Гуменная Н.С.

Подоходный налог это постоянный и, в большинстве экономически развитых стран, самый большой источник доходов государства. Изменения в этом налоге неизменно вызывают изменения в экономике и обществе. Подоходный налог это один из базовых налогов для физических лиц. Данная статья рассматривает недавние изменения в законодательстве РФ, связанных как с калькулированием налога, так и в смежных с этим сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ндфл: практические вопросы совершенствования законодательства»

НДФЛ: ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

© Каширина М.В.*, Гуменная Н.С.*

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

Подоходный налог - это постоянный и, в большинстве экономически развитых стран, самый большой источник доходов государства. Изменения в этом налоге неизменно вызывают изменения в экономике и обществе. Подоходный налог - это один из базовых налогов для физических лиц. Данная статья рассматривает недавние изменения в законодательстве РФ, связанных как с калькулированием налога, так и в смежных с этим сферах.

Подоходный налог это обязательный и в большинстве экономически развитых государств и наиболее крупный ресурс дохода бюджета. Формирование налогообложения физических лиц в Российской Федерации выполнялось одновременно с преобразованиями в ее общественно-политическом и экономическом устройстве. Налог вплоть до начала 90-х годов XX столетия никак не воздействовал на материальное положение плательщиков. Слабое различение доходов населения было результатом того, что налогообложение фактически никак не затрагивало интересов народа. Сегодня политические и финансовые преобразований в государстве главным образом трансформировали процедуру формирования бюджетов. Так, согласно сведениям ФНС, в объеме платежей в консолидированный бюджет за первые два месяца 2015 года НДФЛ составляет примерно 10,2 %, уступая только НДПИ и НДС. В создании региональных и муниципальных бюджетов НДФЛ имеет наибольшее значение, составляя 43,2 % поступлений, что обусловливается следующими причинами:

- с точки зрения регулярности дохода, НДФЛ удерживается в основном работодателем во время выплаты заработной платы, следовательно, эта статья доходов в бюджете пополняется как минимум каждый месяц;

- НДФЛ поступает только в денежном выражении в национальной валюте, тогда как налог взимается и с доходов, полученных в иностранной валюте, в натуральной форме, а также в виде материальной выгоды.

Но в сопоставлении с развитыми зарубежными государствами, недостаточная значимость НДФЛ в создании доходной части российского бюджета объясняется следующими факторами:

* Доцент кафедры «Налоги и налогообложение», доцент.

* Студент факультета «Налоги и налогообложение».

- Невысокий по сравнению с экономически развитыми государствами уровень доходов большинства жителей Россий, в связи с чем в настоящее время подоходный налог, в основном, уплачивается по минимальной шкале.

- Периодические задержки выплат заработной платы большинства сотрудников, как в области материального производства, так и трудящихся в организациях, состоящих на бюджете.

- Не достаточная развитость рыночных взаимоотношений, небольшое количество частных компаний и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица.

- Получившая широкое распространение практика массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в госбюджет поступает не более 50 % от всех положенных сумм данного налога. При этом главную часть данного налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации поступления от доходов мало обеспеченной части населения, так как здесь более низкая доля укрывательства от налогов.

НДФЛ обладает двойственным характером, выступая специфическим элементом экономических взаимоотношений (общественное содержание), и является частью ВВП (материальное содержание). Финансовое назначение НДФЛ состоит в создании бюджетных ресурсов страны, с одной стороны, и регулировании уровня доходов физических лиц, - с другой. Исследуя функции НДФЛ как выражение его сути в действии, как метода формулирования его свойств следует отметить, что на практическом уровне выполняются несколько функций, в каждой из которых реализуется то либо иное назначение налога, - фискальная, распределительная, регулирующая и стимулирующая. Взаимодействуя, они формируют систему. Результативность реализации функций будет проявляться только лишь при их грамотном комбинировании. НДФЛ дает возможность изменять объем конечных доходов населения без изменения соотношения между результатами работы и его оплатой. Выступая одним из инструментов формирования окончательных доходов, налог на доходы воздействует на их структуру, а значит, и на структуру потребностей населения. С помощью налога совершается перераспределение части доходов, прежде всего высоких, в пользу нуждающихся в дополнительных средствах категорий граждан и в интересах общества в целом, для того, чтобы сгладить уровень неравенства в доходах. НДФЛ является одним из наиболее значимых элементов налоговой системы каждой страны. Его доля в государственном бюджете находится в прямой зависимости от степени развития экономики. В цивилизованных государствах он составляет существенную часть прибыли страны. К примеру, в Америке его вклад в госбюджет доходит 60 %, в Англии, Швеции и Швейцарии - 40 %, несколько меньше в Франции - 17 %. В нашем государстве НДФЛ занимает более скром-

ное положение в доходной части бюджета, так как касается в основном той части населения, которая обладает средним уровнем доходов либо ниже. За последние годы его часть в бюджете не была выше 12-13 % [9].

Широкое распространение данного налога во всех государствах мировой системы вызвано рядом факторов, определяющих особенную роль НДФЛ в общей системе налогообложения.

Важнейшим определяющим фактором является, прежде всего, то, что объектом обложения данного налога служит доход, реально получаемый налогоплательщиком.

Налог на доходы, наиболее перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты проблематичнее уклониться нерадивым налогоплательщикам.

Одновременно с этим, именно в НДФЛ наглядно реализуются такие принципы построения налоговой системы как всеобщность и равномерность налогового бремени [10].

Указанные отличительные черты данного налога накладывают на законодательные и исполнительные органы любой государства большую экономическую и социальную ответственность за построение шкалы налога, утверждение размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов [11].

Любые изменения налогообложения начинаются прежде всего с изменения нормативно-правовой базы, обеспечивающей налоговую систему как таковую. Нельзя обойти вниманием и изменения в сфере налогообложения доходов физических лиц [12].

В конце 2014 года Президент РФ подписал ряд законов, которыми внесены очередные изменения в налоговое законодательство РФ. Часть из них связана с налогом на доходы физических лиц.

Рассмотрим основные поправки, внесенные в гл. 23 НК РФ, большинство из которых касаются правоотношений 2015 года.

Закон № 420 ФЗ [1].

С 01.01.2015 гл. 23 НК РФ дополнена ст. 219.1 «Инвестиционные налоговые вычеты». Согласно п. 1 указанной статьи при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 и ст. 214.1 НК РФ налогоплательщики имеют право на получение инвестиционных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены ст. 219.1 НК РФ [3].

В силу п. 1 ст. 219.1 НК РФ социальный налоговый вычет будет предоставляться:

- в отношении доходов, полученных при реализации (погашении) ценных бумаг, приобретенных после 01.01.2014 и находившихся в собственности более трех лет (п. 1 ст. 5 Закона № 420 ФЗ), соответственно, возможность реализации права на указанный вычет возникнет только после 02.01.2017;

- в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет, договор на ведение которого заключен после 01.01.2014 (п. 2 ст. 5, п. 1 ст. 6 Закона № 420 ФЗ);

- в сумме доходов, полученных по операциям, которые учитываются на индивидуальном инвестиционном счете, договор на ведение которого заключен после 01.01.2014 (п. 2 ст. 5, п. 1 ст. 6 Закона № 420 ФЗ), при условии истечения не менее трех лет с даты его заключения, соответственно, право на указанный вычет впервые возникнет после 01.01.2017.

Закон № 285 ФЗ [2].

Пунктом 42 ст. 217 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2015) было установлено, что не подлежат обложению НДФЛ средства, получаемые родителями, законными представителями детей, посещающих образовательные организации, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Минфин, анализируя положения ч. 5 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее -Закон № 273 ФЗ), вступившего в силу 01.09.2013, ранее приходил к выводу, что компенсация части родительской платы, производимая не за счет средств бюджетов субъектов РФ, а за счет иных источников, не может рассматриваться как компенсация части родительской платы в смысле ст. 65 Закона № 273 ФЗ. Соответственно, такие выплаты не подпадают под действие п. 42 ст. 217 НК РФ и подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке [7].

Вместе с тем налоговые органы при налогообложении указанных компенсаций руководствовались Письмом ФНС РФ от 17.09.2009 № ШС-22-3/719, в котором разъяснено, что п. 42 ст. 217 НК РФ не содержит ограничений по форме собственности образовательных учреждений и источнику финансирования, следовательно, суммы компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях (вне зависимости от собственника и источника финансирования), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не подлежат обложению НДФЛ.

01.01.2015 вступила в силу новая редакция п. 42 ст. 217 НК РФ, согласно которой освобождаются от обложения НДФЛ средства, получаемые родителями (законными представителями) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, в виде компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в указанных образовательных организациях, предусмотренной Законом № 273 ФЗ.

На основании п. 5 и 7 ст. 65 Закона № 273 ФЗ выплата названной компенсации относится к расходным обязательствам субъектов РФ.

Соответственно, с 01.01.2015 компенсация родительской платы, выплачиваемая за счет средств работодателя, подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

Закон № 366 ФЗ [3].

С 01.01.2015 утратил силу п. 4 ст. 224 НК РФ, касавшийся ранее действовавшей налоговой ставки в размере 9 %, которая применялась по доходам от долевого участия, получаемым налогоплательщиками - налоговыми резидентами РФ. Соответственно, с указанной даты налогообложение таких доходов производится по общей ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ в размере 13 % (в том числе от источников, полученных за пределами РФ, - п. 2 ст. 214 НК РФ).

В связи с изменениями возникает вопрос, как действовать в следующей ситуации.

Например, российская организация в апреле 2015 года осуществляет выплату дивидендов акционерам (участникам) - налоговым резидентам РФ по итогам работы за 2014 год. По какой ставке следует удержать НДФЛ с указанных доходов?

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ при получении доходов в денежной форме дата фактического получения доходов определяется как день их выплаты, в том числе перечисления на счета налогоплательщика в банках либо (по его поручению) на счета третьих лиц.

Поскольку при налогообложении доходов от долевого участия, выплаченных организацией, принимается во внимание дата их выплаты, при налогообложении дивидендов, выплачиваемых после 31.12.2014, по нашему мнению, должна применяться ставка в размере 13 % независимо от периода, за который они начисляются, и фактической даты их начисления [12].

Другой практический вопрос, касается ситуации, когда российская организация по итогам работы в I полугодии 2014 года в августе 2014 года выплатила акционерам (участникам) - налоговым резидентам РФ дивиденды, удержав с них НДФЛ по ставке 9 %. В апреле 2015 года осуществляется окончательная выплата дивидендов акционерам (участникам) по итогам работы за весь 2014 год. Необходимо ли произвести перерасчет НДФЛ с суммы дивидендов, налогообложение которых произведено в 2014 году по ставке 9 %?

Из пункта 3 ст. 214 НК РФ следует, что если источником дохода налогоплательщика, полученного в виде дивидендов, является российская организация, то указанная организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате таких доходов.

Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При этом в силу пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ при получении доходов в денежной форме дата их фактического получения опре-

деляется как день выплаты доходов, в том числе перечисления на счета налогоплательщика в банках.

Поскольку дивиденды, выплаченные по итогам работы за I полугодие 2014 года, фактически получены налогоплательщиками в 2014 году и с них удержан НДФЛ по налоговой ставке, действовавшей в указанный налоговый период, по нашему мнению, оснований для перерасчета НДФЛ по ставке, действующей в ином налоговом периоде (в 2015 году), не имеется.

Возможна и следующая ситуация.

Российская организация по итогам работы в I полугодии 2014 года в августе 2014 года выплатила акционеру (участнику) - налоговому резиденту РФ дивиденды, удержав с них НДФЛ по ставке 9 %. Сумма причитающихся дивидендов перечислена налогоплательщику почтовым переводом. В октябре 2014 года денежный перевод возвращен организации в связи с неполучением адресатом, в связи с чем в этом же месяце произведено депонирование указанных средств. Фактически дивиденды были выплачены налогоплательщику в январе 2015 года через кассу организации. Возникает вопрос, следует ли производить перерасчет НДФЛ в отношении указанных дивидендов по ставке 13 %, действующей в 2015 году.

Учитывая положения ст. 223 НК РФ при перечислении доходов почтовым переводом дата выплаты доходов определяется как день осуществления перевода. То обстоятельство, что выплаченные налогоплательщику с помощью почтового перевода доходы в виде дивидендов в дальнейшем вернулись на расчетный счет организации, не имеет значения для выполнения налоговым агентом обязанности по уплате НДФЛ, которая наступила в более ранние сроки.

Таким образом, по нашему мнению, перерасчет налога по новой ставке в этом случае производить не нужно.

Важно обратить внимание на то, что с 01.01.2015 законодатель определил следующие особенности исчисления НДФЛ с доходов от долевого участия:

- налоговая база по дивидендам определяется отдельно от иных доходов, в отношении которых применяется ставка 13 %, предусмотренная п. 1 ст. 224 НК РФ, с учетом особенностей, установленных ст. 275 НК РФ (абз. 2 п. 2 ст. 210 НК РФ) (при этом отметим техническую правку п. 3 ст. 214 НК РФ в части особенностей уплаты НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в организации: исключена ссылка на то, что исчисление налога должно производиться в порядке, предусмотренном ст. 275 НК РФ);

- в отношении дивидендов налоговые вычеты, установленные ст. 218221 НК РФ, не применяются (абз. 2 п. 3 ст. 210 НК РФ);

- в целях получения налогоплательщиком стандартного налогового вычета на детей при исчислении предельной величины совокупного дохода в размере 280 000 руб. доходы от долевого участия в деятель-

ности организаций, полученные в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, не учитываются (абз. 17 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Закон № 368 ФЗ [4].

С 01.01.2015 видоизменены положения п. 2 ст. 226 и ст. 227.1 НК РФ, касающиеся иностранных граждан, уплачивающих фиксированные авансовые платежи по НДФЛ.

Напомним, что с 01.07.2010 в РФ были введены миграционные патенты, позволяющие отдельным категориям иностранных физических лиц работать у российских граждан по найму для выполнения работ для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Новый порядок уплаты НДФЛ распространяется на иностранных граждан, работающих (выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера) по патенту не только у физических лиц, но и в организациях, у индивидуальных предпринимателей или занимающихся частной практикой лиц (например, это гувернанты, садовники, сиделки и т.п.).

Благодаря нововведениям организации, индивидуальные предприниматели или лица, занимающиеся частной практикой, смогут нанимать на работу иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке, на основании патента (п. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115 ФЗ) в редакции, действующей с 01.01.2015).

Отметим, что патент обязаны получать временно пребывающие в РФ иностранные граждане. Лица, постоянно или временно проживающие в РФ, а также беженцы, журналисты, спортсмены и некоторые иные лица освобождены от обязанности по получению соответствующего патента (п. 4 ст. 13 Закона № 115 ФЗ). Также не нужно получать патент гражданам Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Указанные иностранные граждане обязаны уплачивать фиксированные авансовые платежи по НДФЛ за период действия патента, выдаваемого на срок от одного до 12 месяцев (ранее - от одного до трех месяцев), в размере 1 200 руб. в месяц (ранее - 1 000 руб. в месяц).

Платеж подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта РФ (ранее - с 2012 года только на коэффициент-дефлятор, предусмотренный на федеральном уровне) [5]. В случае если региональный коэффициент на очередной календарный год законом субъекта РФ не установлен, его значение принимается равным 1.

С 2015 года работодатель (заказчик) - организация или индивидуальный предприниматель (частнопрактикующее лицо), принявшие на работу ино-

странного гражданина на основе патента, могут уменьшить сумму НДФЛ, исчисленного с доходов такого работника за налоговый период, на размер фиксированных авансовых платежей, которые работник внес за период действия патента, относящегося к этому налоговому периоду.

Такая обязанность возникнет у налогового агента после получения от иностранного работника заявления и документов, удостоверяющих внесение платежей, а от налогового органа по месту своего нахождения - уведомления о подтверждении права на упомянутое уменьшение. Налоговый орган должен направить данное уведомление налоговому агенту в течение 10 рабочих дней со дня получения от него соответствующего заявления (при наличии необходимой информации от территориального органа ФМС).

По конкретному налогоплательщику уведомление может быть направлено только один раз применительно к налоговому периоду.

Отметим, что в отношении ранее выданных патентов до истечения срока их действия сохраняется прежний порядок исчисления и уплаты НДФЛ.

Закон № 382 ФЗ [6].

1. С 01.01.2015 пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ дополнен положением, в соответствии с которым социальный налоговый вычет распространяется на суммы уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, заключенному (заключенным) со страховой организацией.

Кроме того, необходимо соблюдение следующих условий:

- договор должен быть заключен на срок не менее пяти лет;

- договор должен быть заключен в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством));

- вычет должен быть предоставлен в сумме фактических расходов с учетом установленного ограничения в сумме 120 000 руб. (по совокупности отдельных вычетов, предусмотренных пп. 2-5 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Следует отметить, что право на реализацию указанного вычета возникнет впервые в 2016 году в отношении соответствующих расходов налогоплательщика, произведенных им в течение налогового периода 2015 года, однако дата заключения договора не имеет значения [12].

Например, налогоплательщик в марте 2012 года заключил со страховой организацией договор добровольного страхования жизни сроком на 10 лет, страховые взносы (страховые премии) по которому уплачиваются ежеквартально. В отношении сумм, уплаченных в течение 2015 года, налогоплательщик вправе претендовать на получение социального налогового вычета.

Отметим, что в силу п. 2 ст. 219 НК РФ указанный вычет может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода (то есть

уже в течение 2015 года) при его обращении к работодателю при условии документального подтверждения соответствующих расходов и в случае, если взносы по добровольному страхованию жизни удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие страховые организации работодателем.

При этом необходимо иметь в виду и изменения, внесенные в пп. 2 п. 1 ст. 213 НК РФ, согласно которым в случае расторжения договора добровольного страхования жизни (за исключением случаев расторжения договоров добровольного страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет. Налогообложение в этом случае производит страховая организация, а налог исчисляется с суммы страховых взносов. Налог не исчисляется, если налогоплательщик представит из налогового органа справку, подтверждающую неполучение им социального налогового вычета (пп. «б» п. 9 ст. 2 Закона № 382 ФЗ).

2. Утратили силу абз. 6 и 8 п. 8 ст. 217 НК РФ, касавшиеся освобождения от налогообложения сумм единовременных выплат, которые выплачивались налогоплательщикам и членам их семей в связи со стихийными бедствиями, чрезвычайными обстоятельствами и террористическими актами (пп. «а» п. 10 ст. 2 Закона № 382 ФЗ).

Вместо этого ст. 217 НК РФ дополнена п. 8.3 и 8.4, аналогичными по своему содержанию указанным нормам, но есть одно исключение: с 01.01.2015 соответствующие выплаты не облагаются НДФЛ независимо от количества выплат, производимых налоговым агентом, то есть критерий единовремен-ности не применяется.

3. В новой редакции изложен п. 26 ст. 217 НК РФ (пп. «г» п. 10 ст. 2 Закона № 382 ФЗ).

Ранее не облагались НДФЛ доходы социально незащищенных детей, получаемые ими только от некоммерческих организаций.

С 01.01.2015 для целей освобождения от налогообложения источник выплаты дохода не имеет значения, то есть любой налоговый агент, производящий соответствующие выплаты, вправе воспользоваться указанной льготой.

Закон № 462 ФЗ [7].

С 29.12.2014 в п. 27 ст. 217 НК РФ внесена поправка, согласно которой в отношении доходов в виде процентов, получаемых налогоплательщиками по рублевым вкладам в банках, находящихся на территории РФ, в период с 15.12.2014 по 31.12.2015, при расчете сумм дохода, не подлежащих обложению НДФЛ, применяется действующая ставка рефинансирования ЦБ РФ, увеличенная на 10 процентных пунктов.

Стоит отметить техническую небрежность, допущенную законодателем при введении рассматриваемой льготы в отношении выплачиваемых про-

центных доходов, которую было бы целесообразно исправить. В частности, не учтено, что особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, регулируются не только п. 27 ст. 217, но и ст. 214.2 НК РФ, из содержания которой следует, что не облагаются НДФЛ проценты, исчисленные исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 5 процентных пунктов [13].

Статья 214.2 НК РФ продолжает действовать в 2015 году без каких-либо изменений, что порождает правовую неопределенность в режиме налогообложения соответствующих доходов.

На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации следует руководствоваться положениями п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которыми все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Соответственно, в рассматриваемой ситуации должны применяться новые нормы п. 27 ст. 217 НК РФ, носящие для налогоплательщиков более льготный характер по сравнению со ст. 214.2 НК РФ.

Закон № 465 ФЗ [8].

С 01.01.2015 ст. 217 НК РФ дополнена п. 59, согласно которому не подлежат обложению НДФЛ доходы в денежной и натуральной формах в рамках мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты (за исключением выплат в возмещение стоимости проживания), предоставляемых работодателем в пределах средств, предусмотренных сертификатом на привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, включенные в перечень субъектов РФ, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, получаемым работодателем в соответствии сЗаконом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон № 1032-1).

Данная новация обусловлена вступлением в силу Федерального закона от 22.12.2014 № 425 ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в части повышения мобильности трудовых ресурсов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее -Закон № 425 ФЗ), устанавливающего новое направление государственной политики в области содействия занятости населения - создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектами РФ, включенными в перечень субъектов РФ, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.

Закон № 425 ФЗ предусматривает оказание финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ работодателям, привлекающим граждан для работы в субъекты РФ, относящиеся к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов, что подтверждается сертификатом на привлечение трудовых ресурсов. За счет этих средств работодатели могут оказывать поддержку тем гражданам, которых они планируют привлекать к работе.

Порядок предоставления сертификата на привлечение трудовых ресурсов и его форму должен утвердить Минтруд (пп. 19 п. 3 ст. 7 Закона № 1032-1), а порядок и критерии отбора работодателей, имеющих право на получение сертификата, порядок предоставления работодателям финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ (п. 8 ст. 22.2 Закона № 1032-1).

При этом с 01.01.2015 введен в действие п. 5 ст. 223 НК РФ, устанавливающий порядок учета средств финансовой поддержки, полученных работодателем - индивидуальным предпринимателем за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ по указанному сертификату, который аналогичен порядку, предусмотренному п. 3 ст. 223 НК РФ в отношении выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан.

В завершение рассматриваемой темы целесообразно обратить внимание еще на один нормативно-правовой акт, имеющий отношение к финансам граждан, - Закон № 218 ФЗ [13], внесший изменения в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173 ФЗ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 01.01.2015 в новой редакции изложен п. 7 ст. 12 Закона № 173 ФЗ (пп. «в» п. 2 ст. 11 Закона № 218 ФЗ). В результате все физические лица -валютные резиденты обязаны представлять в налоговые органы по месту учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках и подтверждающие банковские документы (ранее такая обязанность существовала только для индивидуальных предпринимателей).

Отметим, что по общему правилу под валютными резидентами понимается подавляющее большинство граждан РФ, проживающих в РФ на постоянной основе (пп. «а» п. 6 ст. 1 Закона № 173 ФЗ).

Отчет представляется по окончании каждого квартала в течение 30 дней в двух экземплярах с подтверждающими банковскими документами [14] (то есть отчет за I квартал 2015 года подается в период с 1 по 30 апреля 2015 года).

Следует обратить внимание: указанный отчет представляется независимо от наличия либо отсутствия движения денежных средств по счету. Однако за его непредставление или представление с нарушением сроков ответственность для физических лиц в настоящее время не установлена.

* * *

Действующие с 2015 года изменения налогового законодательства, касающиеся налогообложения физических лиц, направлены с одной стороны, на увеличение налоговой нагрузки (например, повышение дивидендной ставки с 9 % до 13 %) с другой стороны, на упрощение применения механизма налоговых вычетов (инвестиционных, социальных), а также возможности зачета «патентных» платежей. По результатам внесения поправок возникли противоречия в законодательных нормах по льготе в отношении вы-

плачиваемых процентных доходов, которые должны быть устранены. Следует отметить, что при построении эффективной системы налогообложения доходов физических лиц в России целесообразно использовать следующий инструментарий: введение прогрессивной шкалы подоходного налога, как основы справедливого перераспределения доходов физических лиц и снижения высокого уровня дифференциации доходов между отдельными социальными группами населения; принятие необлагаемого минимума, как на самого налогоплательщика, так и на членов его семьи в размере, обеспечивающем необходимый уровень жизни, соответствующий социальным стандартам, а не прожиточному минимуму. Необходимо также повысить уровень дохода всех категорий граждан (особенно) малообеспеченных, усилить проверки организаций, явно занижающий уровень доходов своих сотрудников.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 420ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 04.10.2014 № 285ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 24.11.2014 № 366ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 24.11.2014 № 368ФЗ «О внесении изменений в статьи 226 и 227.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

5. Приказ Минэкономразвития РФ от 29.10.2014 № 685 в целях применения гл. 23 НК РФ установлен коэффициент-дефлятор на 2015 год, равный 1,307.

6. Федеральный закон от 29.11.2014 № 382ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 29.12.2014 № 462ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 74.1 части первой и статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

8. Федеральный закон от 29.12.2014 № 465ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

9. Каширина М.В. Привлечение строителей из стран СНГ: налоговые аспекты // Учет в строительстве. - М.: ЗАО «Актион-Медиа», 2013. - № 1. -С. 26-31.

10. Каширина М.В. Иностранные работники: учитываем изменения законодательства // Учет в строительстве. - М.: ЗАО «Актион-Медиа», 2013. -№ 5. - С. 28-30.

11. Каширина М.В. Как применять налоговые нормы // Учет в строительстве. - М.: ООО «Актион-Медиа», 2014. - № 11. - С. 26-29.

12. Каширина М.В. Строительство: налоговые изменения с 2015 года // Учет в строительстве. - М.: ООО «Актион-Медиа», 2015. - № 1. - С. 24-27.

13. Бортникова А.В. Налоговый регистр по НДФЛ: предлагаем свою форму // «Новая бухгалтерия». - 2014. - № 12.

14. Туров В.Г. «Халява» в уплате НДФЛ закончится с 1 января 2015 года. - 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.