Научная статья на тему 'Налог на добавленную стоимость бюджетных учреждений'

Налог на добавленную стоимость бюджетных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налог на добавленную стоимость бюджетных учреждений»

Налогообложение

налог на добавленную стоимость бюджетных учреждений*

л. н. МЯКИНИНА, консультант по налогам ЗАО «ЕШ ИНТЕРКОМ-АУДИТ»

Налоговые ставки

Статья 164 НК РФ предусматривает несколько ставок налога на добавленную стоимость: 0%, 10%, 18 %. Кроме этого, может быть применена расчетная ставка НДС.

1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации:

1.1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ;

1.2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров;

1.3) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию;

1.4) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

1.5) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;

1.6) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные метал-

* Окончание. Начало см. в журнале БИНО, 2006, №22.

лы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

1.7) товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей. Реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг), указанных в настоящем подпункте, подлежит налогообложению по ставке 0 % в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых применяются нормы настоящего подпункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов РФ. Порядок применения настоящего подпункта устанавливается Правительством РФ;

1.8) припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. Припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река

— море) плавания. Эти операции крайне редко проводятся бюджетными учреждениями на практике.

2. Налогообложение производится по налоговой ставке 10 % при реализации:

2.1) следующих продовольственных товаров:

• скота и птицы в живом весе;

• мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы — балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов — ветчины, бекона, карбонада и языка заливного);

• молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);

• яйца и яйцепродуктов;

• масла растительного;

• маргарина;

• сахара, включая сахар-сырец;

• соли;

• зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;

• масло семян и продуктов их переработки (шротов (а), жмыхов);

• хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);

• крупы;

• муки;

• макаронных изделий;

• рыбы живой (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира);

• море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб — белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе — ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов);

продуктов детского и диабетического питания;

овощей (включая картофель);

2.2) следующих товаров для детей: трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп: верхних трикотажных изделий, бельевых трикотажных изделий, чулочно-носочных изделий, прочих трикотажных изделий: перчаток, варежек, головных уборов; швейных изделий, в том числе изделий из натуральных овчины и кролика (включая изделия из натуральных овчины и кролика с кожаными вставками) для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьных возрастных групп, верхней одежды (в том числе плательной и костюмной группы), нательного белья, головных уборов, одежды и изделий для новорожденных и детей ясельной группы. Положения настоящего абзаца не распространяются на швейные изделия из натуральной кожи и натурального меха, за исключением натуральных овчины и кролика; обуви (за исключением спортивной): пинеток, гусариковой, дошкольной, школьной; валяной; резиновой: малодетской, детской, школьной; кроватей детских; матрацев детских; колясок;

тетрадей школьных; игрушек; пластилина; пеналов;

счетных палочек; счет школьных; дневников школьных; тетрадей для рисования; альбомов для рисования; альбомов для черчения; папок для тетрадей;

обложек для учебников, дневников, тетрадей;

касс цифр и букв; подгузников;

2.3) периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

• книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера;

• услуг по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной про-

дукции, которые указаны в абзацах первом и втором настоящего подпункта;

• редакционных и издательских работ (услуг), связанных с производством периодических печатных изданий и книжной продукции, которые указаны в абзацах первом и втором настоящего подпункта;

• услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях, которые указаны в абзаце первом настоящего подпункта;

• услуг по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания, которые указаны в абзаце первом настоящего подпункта, в том числе услуг по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки.

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40 % объема одного номера периодического печатного издания;

2.4) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

• лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;

• изделий медицинского назначения.

Коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации. Для применения данной ставки бюджетное учреждение должно обеспечить раздельный учет операций по реализации товаров и услуг, облагаемых по данной ставке. Вычеты НДС по товарам, работам, услугам, используемым для осуществления данных операций, не ограничены суммой НДС, полученной от покупателей, и подлежат возврату из бюджета, если их сумма превысит начисленную сумму.

3. При реализации и использовании для собственных нужд иных товаров работ и услуг налогообложение производится по налоговой ставке 18 %.

4. При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), при удержании налога налоговыми агентами, при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом, при реализации сельскохозяйс-

твенной продукции и продуктов ее переработки, а также в иных случаях, когда сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки 10 или 18 %, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

В случае если у налогоплательщика отсутствует бухгалтерский учет или учет объектов налогообложения, налоговые органы имеют право исчислять суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет расчетным путем.

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Определение налогооблагаемой базы для исчисления НДС зависит от того, какой метод определения даты реализации утвержден в учетной политике налогоплательщика: по мере поступления денежных средств за товары, работы и услуги или по мере отгрузки товаров, выполнения работ или услуг.

Моментом определения налоговой базы в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения является:

1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, — день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);

2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, — день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно

связано с поставкой (передачей) этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг), за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем-векселедателем собственного векселя. Оплатой товаров (работ, услуг), в частности, признаются:

• поступление денежных средств на счета налогоплательщика либо его комиссионера, поверенного или агента в банке или в кассу налогоплательщика (комиссионера, поверенного или агента);

• прекращение обязательства зачетом;

• передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом.

В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях налогообложения приравнивается к его реализации.

В случае прекращения встречного обязательства покупателя товаров (работ, услуг) по оплате этих товаров (работ, услуг) путем передачи покупателем-векселедателем собственного векселя оплатой указанных товаров (работ, услуг) признается оплата покупателем-векселедателем (либо иным лицом) указанного векселя или передача налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

При реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе момент определения налоговой базы определяется как день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).

В целях налогообложения НДС дата выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления определяется как день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством.

В целях налогообложения НДС дата передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения, определяется как день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.

В случае если налогоплательщик не определил, какой способ определения момента определения налоговой базы он будет использовать для целей исчисления и уплаты налога, то применяется способ определения момента определения налоговой базы «по отгрузке».

Отметим, что для бюджетных учреждений, в связи с тем, что их метод бухгалтерского учета наиболее близок кассовому методу, оптимальным является метод «по оплате».

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость. Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг) как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов).

При реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).

В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

При реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также при освобождении налогоплательщика от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». Если в указанном случае сумма НДС оказалась выделенной в счете-фактуре, предъявленном покупателю, эта сумма налога подлежит уплате в бюджет.

При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.

При реализации товаров за наличный расчет организациями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.

Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

В счете-фактуре должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);

6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);

7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

8) стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога;

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;

13) страна происхождения товара;

14) номер грузовой таможенной декларации.

Счет-фактура подписывается руководителем

и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации в соответствии с требованиями п. 6 ст. 169 НК РФ.

Обращаем внимание! Минфин Российской Федерации в письме от 05.04.2004 № 04-03-1/54 «О требованиях к заполнению реквизитов счетов-фактур» дает разъяснения по поводу того, что подписи руководителя и главного бухгалтера организации должны быть расшифрованы в обязательном порядке. То же относится и к индивидуальным предпринимателям.

В случае отсутствия расшифровок подписей должностных лиц НДС по названным счетам-фактурам, выставленным после 01.03.2004, к вычету приниматься не должен.

В случае если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.

Правила оформления счетов-фактур установлены ст. 169 НК РФ и постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

Учет счетов-фактур, предъявленных поставщиками, ведется по мере их поступления, а учет счетов-фактур, выставленных организацией, — в хронологическом порядке.

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур должен быть прошнурован, а его страницы пронумерованы.

Книга покупок ведется организациями с целью определения суммы НДС, предъявляемой к вычету (возмещению). Счета-фактуры, полученные от поставщиков, подлежат регистрации по мере их оплаты и принятия к учету приобретенных товаров, работ и услуг. При частичной оплате полученных товаров, работ и услуг регистрация счетов-фактур в книге покупок производится на каждую сумму, перечисленную поставщику в порядке частичной оплаты, с указанием реквизитов счета-фактуры и пометкой против каждой суммы «частичная оплата».

Организации должны вести и книгу продаж. В случае частичной оплаты за отгруженные товары,

выполненные работы, оказанные услуги и при принятии учетной политики для целей налогообложения «по оплате» регистрация счета-фактуры в книге продаж производится на каждую сумму, поступившую в порядке частичной оплаты, с указанием реквизитов счета-фактуры по этим отгруженным товарам и пометкой по каждой сумме «частичная оплата».

Счета-фактуры, не соответствующие установленным правилам их заполнения, а также имеющие подчистки или помарки, не подлежат регистрации в книге покупок и в книге продаж. Исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.

Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), определенный ст. 170 НК РФ

Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные бюджетному учреждению при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением следующих случаев, когда сумма НДС учитывается в стоимости этих товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов:

1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);

2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;

4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче)

которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, либо учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, либо принимаются к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ — по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Остаток суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), принимается к вычету либо учитывается в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период. Обращаем внимание бюджетных учреждений на то, что пропорция определяется исходя из стоимости именно отгруженных, а не оплаченных товаров, и расчет пропорции осуществляется именно исходя из стоимости, а не из выручки без налога. При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету, при исчислении налога на прибыль организаций не включается.

Налоговые вычеты

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные законодательством налоговые вычеты.

1. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

• товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;

• товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

2. Вычетам подлежат и суммы налога, уплаченные налоговыми агентами. Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели — налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика. Налоговые агенты, осуществляющие операции, по реализации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям.

Положения настоящего пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для перепродажи и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика.

3. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг).

4. Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.

5. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по

товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

6. Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, стоимость которых включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

7. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

В случае если в соответствии с гл. 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.

8. Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

Перечисленные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов.

Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Это означает, что обязательными условиями, которые должны быть выполнены для принятия НДС к вычету, являются следующие: • приобретенные товары, работы и услуги фактически оплачены, приняты на баланс учреждения (то есть реально получены организацией) и оформлены соответствующими первичными документами, с выделенной суммой НДС, в том числе счетами-фактурами, оформленными

строго в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость»;

• приобретенные товары, работы и услуги будут использованы для производства товаров, осуществления работ и услуг, которые являются объектами налогообложения НДС, или для перепродажи.

Если товары, работы или услуги были приобретены для собственного потребления, то в этом случае НДС, связанный с этими товарами, к вычету приниматься не должен.

Если бюджетная организация занимается коммерческой деятельностью, но операции, осуществляемые в рамках этой коммерческой деятельности, не подлежат обложению НДС, то в этом случае уплаченный НДС не должен приниматься к вычету.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, общая сумма налога.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Указанная сумма в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, засчитывается в счет уплаты налогов и сборов, уплаты пеней, погашения недоимки, уплаты сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику и подлежащих зачислению в тот же бюджет. Зачет налоговые органы производят самостоятельно.

По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Налоговый орган в течение двух недель после получения заявления должен принять решение о возврате указанной суммы и направить его в со-

ответствующий орган федерального казначейства для исполнения. В течение двух недель со дня получения решения орган федерального казначейства обязан вернуть сумму налогоплательщику.

При нарушении сроков возврата средств на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты исходя из 1/360 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

Порядок и сроки уплаты налога в бюджет

Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.

Налоговые агенты производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

Уплата налога лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС (или освобождены от исполнения обязательств налогоплательщика, или при реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых не подлежат налогообложению), в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация

Примечания ред. Приказом Минфина России от 03.03.2005 № 31н утверждены формы налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядки их заполнения.

Приказ Минфина России от 03.03.2005№ 31н отменен приказом Минфина России от 28.12.2005№ 163н.

Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 1 млн руб., вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении работ, оказании услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

С 01.01.2004 приказом МНС России от 20.11.2003 № БГ-3-03/644 «Об утверждении форм декларации по налогу на добавленную стоимость» утверждена новая форма декларации по НДС.

Новая форма декларации по налогу на добавленную стоимость включает в себя титульный лист и следующие разделы:

• раздел 1.1 »Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика». В этом разделе отражаются суммы налога, исчисленные к уплате либо к уменьшению за налоговый период (кроме сумм налога, подлежащего уплате в бюджет налоговым агентом);

• раздел 1.2 »Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента»;

• раздел 2.1 »Расчет общей суммы налога»;

• раздел 2.2 »Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом»;

• раздел 3 »Расчет суммы налога по операциям с хозяйствующими субъектами Республики Беларусь, а также государств — участников СНГ (в отношении нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа) »;

• раздел 4 »Операции по реализации товаров (работ, услуг), связанные с погашением (списанием) дебиторской задолженности за ранее отгруженные товары (работы, услуги) ». Заполняется справочно налогоплательщиками, перешедшими с метода определения налоговой базы «по оплате» на метод «по отгрузке»;

• раздел 5 »Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) »;

• раздел 6 »Операции, не признаваемые объектом налогообложения, а также операции

по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации». В титульный лист введены новые показатели. К ним относятся:

• показатель «Вид документа». При заполнении этого показателя цифра 1 проставляется, если декларация за соответствующий налоговый период подается впервые. Цифра 3 — если представляется уточненная налоговая декларация. В этом случае через дробь указывается порядковый номер уточненной декларации за налоговый период, который уточняется налогоплательщиком. То есть проставляется цифра, которая соответствует порядковому номеру уточнения данного налогового периода;

• показатель «Налоговый период». При заполнении этого показателя налогоплательщик должен выбрать цифру, соответствующую налоговому периоду, за который составлена декларация. Цифру 1 проставляют налогоплательщики, у которых налоговый период — календарный месяц. Цифру 3 — у кого налоговым периодом является квартал;

• показатель «Номер квартала или месяца».

• показатель «Номер квартала или месяца». Данный показатель заполняется в зависимости от порядкового номера месяца (от 01 до 12) или квартала (от 01 до 04), за который сдается декларация.

В поле «ИНН» организации проставляют свой идентификационный номер налогоплательщика (именуемый в дальнейшем ИНН), начиная с 00.

При заполнении декларации организациями на странице 001 титульного листа ставятся подписи руководителя и главного бухгалтера или уполномоченного представителя организации. Подписи заверяются печатью организации, и проставляется дата подписания. На странице 002 титульного листа, так же, как и на других листах составленной декларации, печать не ставится.

Подпись налогоплательщика (налогового агента) и дата подписания проставляются на странице 002 титульного листа декларации, а также в разд. 1.1 и 1.2.

Другие листы составленной декларации подписью налогоплательщика не заверяются.

Обязательными для заполнения листами являются титульный лист (страница 001) и разд. 1.1 и 2.1.

Страница 002 титульного листа заполняется только в том случае, если отсутствует необходимая информация на странице 001 титульного листа. То есть, не указан ИНН руководителя, главного бухгалтера, уполномоченного представителя.

Разделы 1.2, 2.2, 3, 4, 5 и 6 по-прежнему включаются в состав представляемой в налоговые органы декларации при осуществлении организацией соответствующих операций.

Заполнение декларации следует начинать со второго раздела.

Принципиальное отличие новых форм деклараций по НДС от ранее действовавших связано со следующим. Согласно Федеральному закону от 07.07.2003 № 117-ФЗ »О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с 1 января 2004 г. применяется ставка налога 18 %. Поэтому в декларацию включены строки, по которым предусмотрено применение ставки 18 % и расчетного метода 18/118 при определении налоговой базы.

Организации, являющиеся плательщиками НДС, при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к цене (тарифу) продукции обязаны предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога и выставить счет-фактуру не позднее пяти дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, ставка налога 18 % должна применяться при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), начиная с 1 января 2004 г.

Кроме того, начиная с 1 января 2004 г. при отгрузке (фактической передаче) имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом налога (в том числе с учетом налога по ставке 20 %), применяется налоговая ставка 18/118.

При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), оплата за которые поступила в 2003 г., налогоплательщик начиная с 1 января 2004 г. указывает в счете-фактуре ставку налога 18 % (либо по соответствующим операциям — 18/118).

Наряду со ставкой 18 % в новых формах декларации при определении объекта налогообложения сохранена прежняя ставка — 20 %. Ведь, несмотря на то, что оплата произведена в 2004 г., применяется тот же размер налоговой ставки, который указан в счетах-фактурах, выданных покупателям в момент отгрузки, т. е. 20 %. Поэтому соответствующие строки разд. 2.1 декларации в 2004 г. заполняются налогоплательщиком, утвердившим в 2003 г. учетную политику в целях налогообложения »по оплате», с указанием 20-процентной ставки налога.

Применяя налоговые вычеты по НДС и заполняя соответствующие строки декларации, налогоплательщик должен учитывать следующее.

Счет-фактура является документом, который служит основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету. Счет-фактура, составленный и выставленный с нарушением, не может являться основанием для принятия к вычету сумм налога, предъявленных продавцом покупателю.

В счете-фактуре должна быть указана налоговая ставка.

По товарам (работам, услугам), принятым к учету и отгруженным продавцами начиная с 1 января 2004 г., плательщики НДС могут заявить налоговый вычет по НДС в отношении суммы налога, указанной в счете-фактуре с налоговой ставкой 18 %. В том числе и по товарам (работам, услугам), оплаченным до 1 января 2004 г.

По товарам (работам, услугам), принятым к учету и отгруженным продавцами до 1 января 2004 г., либо по товарам, оприходованным в 2004 г. (в случае начала отгрузки товара продавцом в 2003 г.) и оплаченным начиная с 1 января 2004 г., плательщики НДС регистрируют в книге покупок счет-фактуру с налоговой ставкой 20 %. Затем отражают по соответствующим строкам в налоговых вычетах сумму налога, уплаченную продавцу и указанную в счете-фактуре (по ставке 20 %), в декларации за соответствующий налоговый период 2004 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При заполнении строки 370 »Суммы налога, уплаченные налогоплательщиком по принятым к учету товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, включенные ранее в налоговые вычеты и подлежащие восстановлению» разд. 2.1 декларации восстановлению подлежит сумма налога, которая определяется с учетом ставки, действовавшей на момент принятия этой суммы налога к вычету.

В разделе 2.1 новой формы декларации в налогооблагаемые объекты, отдельно выделяемые налогоплательщиком при составлении декларации, не включены объекты, выделявшиеся в старой форме декларации, а именно:

• реализация товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям;

• передача права собственности на предметы залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передача товаров (работ, услуг) по соглашению об отступном или новации, включая оплату труда в натуральной форме, а также передача имущественных прав;

• реализация товаров (работ, услуг) по срочным сделкам;

• сумма дохода, полученного по облигациям, векселям, товарному кредиту, подлежащая обложению;

• сумма полученных страховых выплат, подлежащая обложению;

• сумма, полученная в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В этом разделе декларации произошли изменения и в отношении строк, заполняемых налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), приобретаемым для облагаемых НДС операций, по которым предоставляется налоговый вычет.

При заполнении налоговым агентом разд. 2.2 учитываются нормы ст. 161 НК РФ.

Налоговый агент при удержании налога по приобретенным товарам (работам, услугам) составляет счет-фактуру, в котором указывает полную стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг) с учетом налога по ставке, действовавшей на момент оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг). Затем регистрирует ее в книге продаж в том налоговом периоде, в котором приобретенный товар (работа, услуга) оплачен, и сумма налога удержана. В том же налоговом периоде он отражает соответствующую сумму налога исходя из применяемой налоговой ставки по соответствующим строкам раздела 2.2 декларации.

Перечисляя в 2003 г. авансы в счет поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), которая состоится в 2004 г., налоговый агент удерживает сумму налога по налоговой ставке 20/120 и с указанием суммы налога по ставке 20/120 выписывает счет-фактуру. Эта операция должна была отразиться в налоговой декларации за соответствующий период 2003 г..

Декларация по налогу на добавленную стоимость дополнена разд. 1.1» Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика» и разд. 1.2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента».

Раздел 1.1 включает показатели сумм налога, подлежащих уплате в бюджет, по данным налогоплательщика, с указанием кода бюджетной классификации (именуемого в дальнейшем КБК). Коды утверждены Минфином России в соответствии с Федеральным законом от 15. 08. 1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». Данный раздел содержит также такой показатель, как код ОКАТО (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95) муниципального образования, на территории которого мобилизи-руются денежные средства от уплаты НДС в бюджетную систему Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком за налоговый период и подлежащая уплате в бюджет, отражается по строке 030 разд. 1. 1 декларации. Она должна соответствовать сумме налога, исчисленной по строке 430 раздела 2.1.

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком за налоговый период к уменьшению, подлежащая в установленном порядке зачету или возврату из бюджета, отражается по строке 040 разд. 1.1 декларации. Она должна соответствовать сумме налога, исчисленной по строке 440 разд. 2.1.

В заключение следует проставить прочерки в незаполненных строках и графах представляемых разделов декларации.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.

При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2005 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2006 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2006 года.

Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621-69-49 http:Wwww.financepress.ru

(495) 621-91-90 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.