Научная статья на тему 'Письмо от 24. 11. 2005 № ММ-6-03/988@ «Об особенностях налогообложения налогом на добавленную стоимость при переходе налогоплательщиков НДС на упрощенную систему налогообложения и на уплату единого налога на вмененный доход и при переходе к общему режиму налогообложения»'

Письмо от 24. 11. 2005 № ММ-6-03/988@ «Об особенностях налогообложения налогом на добавленную стоимость при переходе налогоплательщиков НДС на упрощенную систему налогообложения и на уплату единого налога на вмененный доход и при переходе к общему режиму налогообложения» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Письмо от 24. 11. 2005 № ММ-6-03/988@ «Об особенностях налогообложения налогом на добавленную стоимость при переходе налогоплательщиков НДС на упрощенную систему налогообложения и на уплату единого налога на вмененный доход и при переходе к общему режиму налогообложения»»

ПИСЬМО

от 24ноября 2005г. № ММ-6-03/988@

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ НДС НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НА УПЛАТУ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД И ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ОБЩЕМУ РЕЖИМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В связи с многочисленными запросами, поступающими от налоговых органов и налогоплательщиков, о порядке исчисления, уплаты и принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость при переходе налогоплательщика НДС на упрощенную систему налогообложения либо на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее

— налогоплательщики единого налога) и при возврате к общему режиму налогообложения Федеральная налоговая служба разъясняет.

В соответствии с пунктами 2, 3 и 5 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее

— Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), при этом не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Кодексом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.26 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. При этом налогоплательщики единого налога в установленном порядке исполняют обязанности налоговых агентов, предусмотренные главой 21 Кодекса.

1. Особенности налогообложения налогом на добавленную стоимость при переходе налогоплательщиков НДС па упрощенную систему налогообложения и на уплату единого налога на вмененный доход

1.1. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 — 158 Кодекса, увеличивается на

суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, при получении авансовых платежей в счет предстоящей отгрузки товаров (работ, услуг) налогоплательщик НДС обязан исчислить и уплатить в бюджет сумму налога на добавленную стоимость по налоговой ставке, определенной в соответствии с пунктом 4 статьи 164 Кодекса.

В том случае, если отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) в счет указанных авансовых платежей произведена после перехода организации или индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения либо на уплату единого налога, то необходимо учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.

При этом пунктом 8 статьи 171 Кодекса установлено, что вычетам подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком НДС с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

В том случае, если лица, являющиеся налогоплательщиками НДС, в соответствующий налоговый период получили авансовые платежи, с которых в установленном порядке исчислили и уплатили в бюджет сумму НДС, а произвели отгрузку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в счет этих авансовых платежей после перехода на упрощенную систему налогообложения либо на уплату единого налога (т.е. в том периоде, когда не являлись налогоплательщиками НДС), то право на вычет сумм НДС, исчисленных и уплаченных с авансовых платежей, у указанных лиц не возникает.

При этом, в случае внесения изменений в соответствующий договор и возврата сумм налога на добавленную стоимость покупателям, суммы налога, исчисленные продавцами (являющимися налогоплательщиками НДС) и отраженные в декларации по НДС с сумм авансовых или иных платежей в счет поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), осуществляемых в период после перехода продавцов на упрощенную сис-

тему налогообложения либо на уплату единого налога, принимаются к вычету в последнем налоговом периоде перед переходом на упрощенную систему налогообложения либо на уплату единого налога.

Согласно положениям статьи 168 Кодекса при реализации (передаче) товаров (работ, услуг) лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, счета-фактуры покупателям не выставляются.

В случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС указанная в счете-фактуре сумма НДС подлежит уплате в бюджет в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 173 Кодекса.

1.2. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиком НДС на основании статьи 168 Кодекса выставляются соответствующие счета-фактуры, с указанием суммы НДС, не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), независимо от учетной политики.

Если налогоплательщик НДС утвердил в учетной политике для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость момент определения налоговой базы по данному налогу — день оплаты отгруженных товаров и при отгрузке до перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения либо на уплату единого налога товаров (выполнении работ, оказании услуг) в установленном порядке выставил покупателю счет-фактуру с НДС, то сумма НДС, указанная в счете-фактуре и поступившая после перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения либо на уплату единого налога, подлежит перечислению в бюджет.

1.3. В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты.

Суммы налога, предъявленные налогоплательщику НДС и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, подлежат вычету в соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса.

В соответствии со статьями 346.11 и 346.26 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения либо перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Таким образом, при переходе плательщиков НДС на упрощенную систему налогообложения или на уплату единого налога на вмененный доход отсутствуют правовые основания для применения налоговых вычетов.

В связи с этим суммы налога по оплаченным и принятым к учету товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, не использованным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, в связи с переходом налогоплательщиков НДС на упрощенную систему налогообложения либо на уплату единого налога подлежат восстановлению

у налогоплательщика НДС в последнем налоговом периоде перед переходом на упрощенную систему налогообложения либо на уплату единого налога.

При этом восстановлению подлежит сумма НДС, уплаченная поставщикам по приобретенным материальным ресурсам (товарам, работам и услугам, включая основные средства и нематериальные активы), как использованным при производстве товаров (работ, услуг), не отгруженных (не выполненных, не оказанных) до перехода на упрощенную систему налогообложения, так и по приобретенным материальным ресурсам, не использованным при производстве товаров (работ, услуг), а также сумма НДС, уплаченная поставщикам по приобретенным для перепродажи товарам (работам, услугам), не отгруженным до перехода на упрощенную систему налогообложения.

При восстановлении ранее принятых к вычету сумм НДС по основным средствам и нематериальным активам в связи с переходом налогоплательщиков НДС на упрощенную систему налогообложения либо на уплату единого налога следует иметь в виду, что восстановлению подлежат суммы налога, исчисленные с остаточной стоимости основных средств или нематериальных активов (без учета переоценки), числящейся в бухгалтерском учете.

При восстановлении суммы НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, не использованным налогоплательщиком НДС на операции, облагаемые налогом на добавленную стоимость, в связи с переходом на уплату единого налога, следует обеспечить раздельный учет в соответствии с положениями пункта 4 статьи 170 Кодекса.

Изложенная позиция соответствует приказу Министерства финансов Российской Федерации от 03.03.2005 № 31н, зарегистрированному в Минюсте России 07.04.2005 № 6476, согласно которому суммы налога по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, но не использованным для указанных операций, организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, подлежат восстановлению по строке 370 налоговой декларации. При отражении по указанной строке сумм налога, ранее правомерно принятых к вычету по основным средствам и нематериальным активам, в данную строку включаются суммы налога, исчисленные с остаточной стоимости основных средств или нематериальных активов (без учета переоценки), не использованной для налогооблагаемых операций.

2. Особенности налогообложения налогом на добавленную стоимость при переходе с упрощенной системы налогообложения либо с уплаты единого налога на общий режим налогообложения

2.1. Порядок определения и признания расходов, уменьшающих налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения (в том числе сумм

НДС по приобретенным товарам, работам и услугам), установлен статьями 346.16 и 346.17 Кодекса.

Вычету подлежат в соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса суммы налога, предъявленные налогоплательщику НДС и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса.

Суммы НДС, предъявленные продавцами по приобретенным для перепродажи товарам и материальным ресурсам, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), которые до перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения не были отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения, подлежат вычету после перехода на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 Кодекса, начиная с первого налогового периода.

Однако вычет сумм НДС по основным средствам, перечисленным в подпункте 2 пункта 3 статьи 346.16 Кодекса, в доле, приходящейся на остаточную стоимость основных средств в налоговом учете, после перехода налогоплательщика с упрощенной системы налогообложе-

ния на общий режим налогообложения не производится, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса вычеты сумм НДС, предъявленных налогоплательщику НДС при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств.

2.2. В соответствии со статьей 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) выставляются счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), в которых указывается соответствующая сумма НДС.

При отгрузке товаров (работ, услуг) налогоплательщиком НДС после его перехода на общий режим налогообложения, оплата за которые в виде авансовых платежей была получена до перехода на общий режим налогообложения, счета-фактуры выставляются в общеустановленном порядке. Налог на добавленную стоимость в этом случае также исчисляется и уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке.

С Министерством финансов Российской Федерации согласовано (письмо Минфина России от 08.11.2005 № 03-04-15/87).

М.П. МОКРЕЦОВ

Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке составляет 35 дней.

Тел./факс: (495) 921-69-49, Http:/www.financepress.ru

(495) 921-91-90 e-mail: [email protected]

V_J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.