Научная статья на тему 'НАЛИЧНОЕ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

НАЛИЧНОЕ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛИЧНОЕ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / CASH CIRCULATION / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / PRICE POLICY / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ / ORGANIZATION OF MONETARY CIRCULATION / ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / FINANCIAL AND LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андриевский Константин Витальевич

Реализация режима наличного денежного обращения, помимо выпуска достаточного количества денежной массы, не может гарантироваться без определенных ограничений. Последние связываются с усилением контроля над оборотом денежных средств, формированием препятствий для уклонения от налогообложения, противодействию отмывания доходов, полученных преступным путем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASH CIRCULATION: FEATURES OF FINANCIAL AND LEGAL REGULATION

The implementation of the cash circulation regime, in addition to the issuance of a sufficient amount of money, cannot be guaranteed without certain restrictions. The latter are associated with the strengthening of control over the circulation of funds, the formation of obstacles to tax evasion, combating laundering of proceeds from crime

Текст научной работы на тему «НАЛИЧНОЕ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

УДК - 347.73 АНДРИЕВСКИЙ Константин Витальевич,

ББК - 67.402 директор АНО «Институт экономико-правовых исследований»,

кандидат юридических наук, e-mail: k.andrievskii@mail.ru

12.00.04 - финансовое право; налоговое право; бюджетное право

НАЛИЧНОЕ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация. Реализация режима наличного денежного обращения, помимо выпуска достаточного количества денежной массы, не может гарантироваться без определенных ограничений. Последние связываются с усилением контроля над оборотом денежных средств, формированием препятствий для уклонения от налогообложения, противодействию отмывания доходов, полученных преступным путем.

Ключевые слова: наличное денежное обращение, ценовая политика, организация денежного обращения, финансово-правовое регулирование.

ANDRIEVSKY Konstantin Vitalievich,

Director of ANO «Institute of economic and legal studies»,

PhD in law

CASH CIRCULATION: FEATURES OF FINANCIAL AND LEGAL REGULATION

Annotation. The implementation of the cash circulation regime, in addition to the issuance of a sufficient amount of money, cannot be guaranteed without certain restrictions. The latter are associated with the strengthening of control over the circulation of funds, the formation of obstacles to tax evasion, combating laundering of proceeds from crime.

Key words: cash circulation, price policy, organization of monetary circulation, financial and legal regulation.

Режим наличного денежного обращения наиболее ярко выражает реализацию деньгами таких функций, как средство обращения и средство платежа. Безусловно, нельзя полностью абстрагироваться в этой ситуации и от других функций денег. Мера стоимости в большей степени выражает определенный ориентир для целесообразности расчетов, обменных операций, да и вообще ценовой политики. Средство накопления характеризует определенную веру в деньги и связано с изъятием денег из обращения (причем по классической модели речь идет о реальных деньгах - золоте, серебре и т.д.). Мировые деньги в большей степени связываются с межгосударственными расчетами.

Основные характеристики наличного денежного обращения принципиально совпадают с оценкой такой родовой конструкции, как денежное обращение или денежный оборот в целом [3, с. 153-155]:

а) наличное денежное обращение является неотъемлемым элементом конструкции денежного обращения в целом, и только в совокупности с безналичным денежным обращением можно говорить о формировании целостного механизма, обеспечивающего кругооборот денежной массы в государстве;

б) организация наличного денежного обращения

объективно связана и обусловлена участием в этом специального субъекта - Банка России, имеющего не только специальные полномочия по эмиссии и утилизации денежных знаков, но и исключительные полномочия на организацию их обращения;

в) наличное денежное обращение характеризуется повторностью использования денежных знаков, которые, реализуя такие функции денег, как средство платежа и средство обращения, рассчитаны на определенное количество переходов от одного субъекта отношений денежного обращения к другому;

г) сферой безналичного денежного обращения является преимущественно обслуживание расчетов с участием юридических и физических лиц в режиме частно-правового регулирования, «осуществляется преимущественно в сфере частных доходов и расходов населения» [3, с. 154];

д) на регулировании наличного денежного обращения сосредоточена определенная совокупность законодательных норм [7, гл. VI].

Характеристика режима наличного денежного обращения связывается с движением денежной массы в наличной форме. «Налично-денежный оборот РФ можно также рассматривать и как часть денежного обо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

ПРАВО И ЭКОНОМИКА

рота, равную сумме всех денежных платежей, совершенных в наличной форме за обусловленный период времени, отражающий движение наличных денег, и как средства платежа, и как средства обращения» [2, с. 30]. Принципиальным моментом в организации режима наличного денежного обращения является определение субъекта, наделенного государством полномочиями эмиссии. В соответствии со ст. 75 Конституции Российской Федерации защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

В контексте этого хотелось бы присоединиться к выводу о первоочередной роли Банка России как субъекта публичного права, реализующего государственно значимые цели [3, с. 161]. «Правовой статус ЦБ РФ имеет, в первую очередь, государственно-правовой и лишь в последнюю очередь частноправовой характер» [1, с. 55]. Акцент на подобном очень важном моменте, на наш взгляд, обусловливает и еще один вопрос. Не ставя под сомнение публично-правовую природу полномочий Банка России, определим, в режиме какого типа отраслевого регулирования наиболее четко и полно реализуются его полномочия относительно управления и организации денежного обращения. Видимо, в первую очередь речь идет об управленческом, административно-правовом регулировании, когда государство создает определенного субъекта властных полномочий для управления в особой сфере общественных отношений. Денежное обращение и является этой особой сферой. В то же время именно через реализацию полномочий в этой области создается тот инструмент - деньги, посредством которого формируются публичные денежные фонды, что и является в конечном итоге предметом финансово-правового регулирования.

Именно поэтому особое внимание в гл. VI «Организация наличного денежного обращения» Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (банке России)» отведено главному участнику и организатору денежного обращения - Банку России [7, ст. 34, 34.1], основной целью денежно-кредитной политики которого является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе, для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста. Для достижения этой цели, в целях организации на территории наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:

- прогнозирование и организация производства, в том числе размещение заказа на изготовление банкнот и монеты Банка России у организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;

- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

- установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;

- определение порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.

Эмиссионная функция Банка России, лежащая в основе режима наличного денежного обращения, предполагает выпуск банкнот. Банкнота характеризуется принципиальными особенностями [2, с. 38]: не имеет количественного ограничения при обслуживании расчетов между участниками отношений и передачи от одного другому, может не предъявляться в банк к исполнению, на банкноту распространяются права добросовестного приобретателя, при переходе банкноты не оценивается надежность обозначенного банкнотой обязательства, при расчете банкнотой невозможен зачет встречных обязательств банка и предъявителя банкноты.

Реализация режима наличного денежного обращения, помимо выпуска достаточного количества денежной массы, не может гарантироваться без определенных ограничений. Последние связываются с усилением контроля над оборотом денежных средств, формированием препятствий для уклонения от налогообложения, противодействию отмывания доходов, полученных преступным путем. Детально принципы, способствующие этому, определены в ряде специальных законодательных актов [3, с. 156-159; 7; 6].

Режим наличного денежного обращения включает в себя три стадии:

1. Начало режима наличного денежного обращения. Момент возникновения режима наличного денежного обращения логично связывать с эмиссией. Последняя характеризуется рядом особенностей, на анализе которых подробно остановилась в своей монографии Л.Л. Арзуманова [2, с. 40; 3, с. 159, 160]. Действительно, эмиссия всегда первична по отношению к другим направлениям финансовой деятельности. Если связывать предмет финансово-правового регулирования с движением публичных денег, то именно с эмиссией необходимо связывать момент появления этих денег. Эмиссия как процесс отличается планомерной организацией. «...Эмиссия представляет собой не просто выпуск денег в обращении - она является самостоятельным направлением в финансовой деятельности государства» [3, с. 159]. Причем особенность такой деятельности, на наш взгляд, связывается с регулированием на границе отраслей административного и финансового права. Количество денег, необходимых для обращения, определяется исходя из прогнозов Банка России, в основе которых лежат показатели кассовых оборотов и аналитической отчетности. В основе эмиссионных процессов лежат соответствующие законодательные предписания. Последними государство определяет не только

сферу и порядок выпуска денег, но и определенные ограничения (запрет на подделку и незаконное изготовление денег, ограничения при обмене ветхих или поврежденных денежных знаков на новые).

2. Организация обращения наличных денег. Для данной стадии характерна определенная дифференциация режимов обращения денежных знаков в зависимости от их формы. Разные условия их перемещения характеризуют банкноты и казначейские билеты, металлические коллекционные и инвестиционные монеты [3, с. 168, 169]. В разграничении режимов обращения подобных денежных знаков отражается и особенность реализации режима эмиссии денег, особенности их утилизации.

Режимы наличного обращения денег предполагают и установление предельных размеров расчетов наличными деньгами [5]. Подобные изменения коснулись в первую очередь субъектного состава: в регулируемые отношения были вовлечены также индивидуальные предприниматели. Данным актом предельный размер расчетов наличными деньгами был увеличен с 60 тысяч до 100 тысяч рублей. Реализация подобного режима приобрела расширительный характер, и новые правила стали распространяться на расчеты по договору. Смысл подобных изменений сводился к тому, что по одному договору речь могла идти об осуществлении нескольких сделок, так же как и осуществление одной сделки могло связываться с несколькими договорами. Кроме того, были сняты ограничения на расходование денежной выручки на исключительные цели (оплата труда, выплата социально-трудовых льгот, закупка сельскохозяйственной продукции, скупка тары и вещей у населения).

Одним из важнейших моментов, характеризующих режим наличного денежного обращения, являются специальные ограничения в виде лимита остатка наличных денег в кассе. Подобные лимиты устанавливаются банками ежегодно по согласованию с руководителями предприятий на основе особенностей деятельности и объемов налично-денежного оборота предприятия. Лимит остатка кассы устанавливается в размерах, дифференцированных по видам предприятий и характере их деятельности [2, с. 50, 51; 3, с. 175].

3. Прекращение режима наличного денежного обращения. Момент прекращения оборота денежных знаков в условиях режима наличного обращения связывается с изъятием денежных купюр в банках. Ветхие купюры изымаются из оборота и направляются на вторичную обработку. В процедуре изъятия денежных знаков принимают участие РКЦ, Банк России. Для процедуры уничтожения денег создается специальная комиссия.

Список литературы:

[1] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007.

[2] Арзуманова Л.Л. Система права денежного обращения как подотрасли финансового права Российской Федерации: Монография / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: Проспект, 2015.

[3] Артемов Н.М., Арзуманова Л.Л., Ситник А.А. Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации): Коллективная монография. М.: ООО «Изд-во «Элит»», 2012.

[4] Указ Президента РФ от 14.06.1992 «О дополнительных мерах по ограничению наличного денежного обращения».

[5] Указание Центрального банка Российской Федерации от 20 июня 2007 г. № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходования наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» // Вестник Банка России. 2007. № 39.

[6] Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ст. 6.

[7] Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Spisok literatury:

[1] Alekseeva D.G., Py'xtin S.V, Xomenko E.G. Bankovskoe pravo: Ucheb. posobie. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Yurist", 2007.

[2] Arzumanova L.L. Sistema prava denezhnogo obrashheniya kak podotrasli finansovogo prava Rossijskoj Federacii: Monografiya / Otv. red. E.Yu. Gracheva. M.: Prospekt, 2015.

[3] Artemov N.M., Arzumanova L.L., Sitnik A.A. Denezhnoe pravo (finansovo-pravovoe regulirovanie obrashheniya nacional'noj i inostrannoj valyuty' na territorii Rossijskoj Federacii): Kollektivnaya monografiya. M.: OOO «Izd-vo «E'lit»», 2012.

[4] Ukaz Prezidenta RF ot 14.06.1992 «O dopolnitel'ny'x merax po ogranicheniyu nalichnogo denezhnogo obrashheniya».

[5] Ukazanie Central'nogo banka Rossijskoj Federacii ot 20 iyunya 2007 g. № 1843-U «O predel'nom razmere raschetov nalichny'mi den'gami i rasxodovaniya nalichny'x deneg, postupivshix v kassu yuridicheskogo lica ili kassu individual'nogo predprinimatelya» // Vestnik Banka Rossii. 2007. № 39.

[6] Federal'ny'j zakon «O protivodejstvii legalizacii (otmy'vaniyu) doxodov, poluchenny'x prestupny'm putem, i finansirovaniyu terrorizma», st. 6.

[7] Federal'ny'j zakon «O Central'nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii)».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.