Научная статья на тему 'ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ'

ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2040
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / MONEY CIRCULATION / ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ / MONEY TURNOVER / ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА / MONETARY SYSTEM / ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / FINANCIAL AND LEGAL REGULATION / МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ / METHODS OF REGULATION OF MONETARY CIRCULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андриевский Константин Витальевич

Если под денежным обращением понимают движение лишь наличных денег, то денежный оборот охватывает движение как наличных, так и безналичных денег. Подобного принципиального разграничения в финансово-правовой науке нет, и конструкция денежного обращения распространяется представителями финансово-правовой науки и на наличное обращение денег, и на безналичное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONETARY CIRCULATION AND MONETARY SYSTEM: THE RATIO OF CONCEPTS

If the circulation of money is understood as the movement of only cash, the turnover of money covers the movement of both cash and non-cash money. There is no such fundamental distinction in financial and legal science, and the design of monetary circulation is extended by representatives of financial and legal science both to cash circulation of money, and to non-cash

Текст научной работы на тему «ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

уДК - 347Л3 ООх ПРАВО И ЭКОНОМИКА СЗ")

ББК - 67.402

АНДРИЕВСКИЙ Константин Витальевич,

директор АНО «Институт экономико-правовых исследований», кандидат юридических наук, e-mail: [email protected]

12.00.04 - финансовое право; налоговое право; бюджетное право

ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Аннотация. Если под денежным обращением понимают движение лишь наличных денег, то денежный оборот охватывает движение как наличных, так и безналичных денег. Подобного принципиального разграничения в финансово-правовой науке нет, и конструкция денежного обращения распространяется представителями финансово-правовой науки и на наличное обращение денег, и на безналичное.

Ключевые слова: денежное обращение, денежный оборот, денежная система, финансово-правовое регулирование, методы регулирования денежного обращения.

ANDRIEVSKYKonstantin Vitalievich,

Director ofANO «Institute of economic and legal studies», PhD in law

MONETARY CIRCULATION AND MONETARY SYSTEM: THE RATIO OF CONCEPTS

Annotation. If the circulation of money is understood as the movement of only cash, the turnover of money covers the movement of both cash and non-cash money. There is no such fundamental distinction in financial and legal science, and the design of monetary circulation is extended by representatives of financial and legal science both to cash circulation of money, and to non-cash.

Key words: money circulation, money turnover, monetary system, financial and legal regulation, methods of regulation of monetary circulation.

Деньги представляют собой не непосредственный объект правового регулирования, а, скорее всего, предмет, по поводу которого формиру-ъект воздействия правовых норм. В этом случае мы под объектом понимаем совокупность отношений между субъектами права по поводу движения денег. Важно иметь в виду, что основная масса правовых последствий связывается не с деньгами, находящимися в статическом состоянии, а с определенными процедурами их движения. Исследователи данной проблемы подчеркивают, что в некоторых случаях (прежде всего в области анализа экономических отношений) разграничивают понятия денежного обращения и денежного оборота [1, с. 62; 5, с. 134; 6, с. 9]. Если под денежным обращением понимают движение исключительно наличных денег, то денежный оборот охватывает движение как наличных, так и безналичных денег. Подобного принципиального разграничения в финансово-правовой науке нет, и конструкция денежного обращения распространяется представителями финансово-правовой науки и на наличное обращение денег, и на безналичное. Так, Е.Ю. Грачева денежное обращение определяет как «процесс непрерывного движения

денег в наличной и безналичной форме» [10, с. 328]. Понимая под денежных обращением подобную же модель, Е.М. Ашмарина уточняет цель подобного регулирования - обслуживание кругооборота товаров, платежей и расчетов [2, с. 128].

Хотелось бы еще раз обратить внимание на важность именно динамического аспекта в оценке правовых последствий в регулировании денежного обращения. Следует согласиться с В.П. Васильцом, который денежное обращение характеризует не просто как постоянный процесс движения денег, но как объективно сформированную последовательность стадий этого движения: 1) эмиссии (выпуска денег); 2) движения денег от одного собственника к другому; 3) изъятия денег из обращения [3, с. 50]. Соглашаясь с подобной позицией, обратим внимание на несколько деталей. Во-первых, в такой последовательности закреплена объективная сменяемость одной стадии другой, когда последующая стадия не может состояться без предыдущей. Конечно, можно представить изъятие денег сразу после эмиссии (в случае ошибки, некорректной печати и т.д.), однако речь будет идти о тех денежных знаках, которые еще не побывали в обращении. Более

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

того, на наш взгляд, такая форма изъятия относится к первой стадии и представляет собой фактически «негативную эмиссию». Во-вторых, подобная стадийность предполагает обязательное наличие публично-правового регулирования на всех трех стадиях, тогда как частно-правовое регулирование может быть связано только со второй стадией, когда речь будет идти об обслуживании денежного обращения в режиме частного права.

В контексте этого хотелось бы присоединиться к оценке позиции А.И. Худякова авторами монографии «Денежное право». Первый исходит из того, что категория денежного обращения принадлежит исключительно гражданскому праву [11, с. 157]. Последние же логично обращают внимание на то, что отношения денежного обращения являются предметом правового регулирования различных отраслей права. Если гражданско-правовые нормы направлены на регулирование в режиме «равенства сторон», то предметом финансово-правового регулирования являются «общественные отношения, связанные с планомерной организацией порядка движения денежных средств в наличной или безналичной форме, при котором реализуется принцип "власти и подчинения"» [1, с. 65].

На основе этого оценка правовой природы денежного обращения должна связываться прежде всего с исключительным положением и ролью в организации и обеспечении отношений денежного обращения государства. Если эмиссия денег и изъятие их из денежного обращения связана исключительно с государством как субъектом, принимающим соответствующее решение, и как субъектом, делегирующим исключительное полномочие соответствующим государственным органам на реализацию соответствующих процедур выпуска или утилизации денег, то обращение денег предполагает участие и более широкого круга субъектов. Как уже подчеркивалось выше, речь может идти и о субъектах частного права, и о субъектах публичного права. Но в любом случае денежное обращение будет связываться с обеспечением динамики действий участников относительно такого образования, как «денежная система». Подобная конструкция представляет собой системную совокупность инструментов, гарантирующих движение денежной массы. При этом на первое место вновь выдвигается акцент на публично-правовой природе содержания данных отношений. «Государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством, тогда как эта денежная система не зависит от воли частных собственников, распоряжающихся своими финансами» [4, с. 42].

Именно государство определяет правовой режим элементов денежной системы. «Государство закрепляет в финансово-правовых актах основные элементы денежной системы, определяя тем самым порядок

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

организации движения денежных средств, выраженных в национальной или иностранной валюте в наличной и безналичной форме. Иные субъекты права обязаны безоговорочно соблюдать установленный порядок денежного обращения, то есть в таких отношениях отсутствует диспозитивность» [1, с. 68]. Более того, классическое частно-правовое регулирование в подобном случае содержит отсылку именно к нормам, предполагающим императивное регулирование, отводя им главенствующее значение в подобном случае. Так, в соответствии со ст. 141 «Валютные ценности» Гражданского кодекса РФ виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле.

При оценке данных отношений не может возникнуть вопрос о типе подобных отношений. Безусловно, речь идет о публично-правовых отношениях, где ведущая роль отводится государству. С другой стороны, можно ли безапелляционно утверждать, что в данном случае мы сталкиваемся с отношениями, однозначно подпадающими под предмет финансово-правового регулирования. Связаны ли они с финансовым правом вообще? Естественно, речь идет о разновидности управленческих отношений, когда государство управляет специфической частью отношений, связанных с организацией денежной системы, то есть это определенный сектор управленческих отношений в сфере денежного обращения. В то же время финансово-правовое регулирование связывается с регулированием движения публичных денежных средств. Да, они являются особым видом имущества, собственник которых - публичные образования, но базовым составляющим звеном этого являются деньги. Деньги как родовое понятие. Поэтому понять правовую природу особых (публичных) денег без включения в отраслевой инструментарий финансового права понятий денег, денежной системы, денежного обращения невозможно. Именно поэтому мы приходим к выводу, что денежная система может и должна рассматриваться как объект финансово-правового воздействия.

Правовая природа денежного обращения рассматривалась в целом ряде исследований [1, с. 63-73; 8, с. 60]. При этом в этих исследованиях денежное обращение объективно связывается с функционированием денежной системы государства. Понятие денежной системы являлось предметом исследований в области частного и публичного права. По мнению Л.А. Лунца, денежная система представляет собой совокупность различных денежных знаков, выраженных в одной и той же денежной единице, которая определяет их платежную силу [8, с. 60]. На наш взгляд, логично замечание авторов монографии «Денежное право» относительно того, что в данном случае превалирует статический аспект оценки понятия денежной системы [1, с. 63]. В этой же монографии выделены и элементы,

составляющие денежную систему: 1) официальная денежная единица; 2) виды денежных знаков; 3) порядок эмиссии денежных знаков и их обеспечения; 4) методы регулирования денежного обращения; 5) организация денежного обращения [1, с. 70-79]. В целом подобная структура денежной системы отражает эволюцию национального законодательства, регулирующего отношения денежного обращения.

В начале 90-х годов ХХ в. было сформировано определенное видение понимания денежной системы, отраженное в соответствующем законе, однако сегодня однозначный подход законодателя к определению денежной системы отсутствует. Так, в соответствии со ст. 2 денежная система Российской Федерации включала в себя: 1) официальную денежную единицу; 2) порядок эмиссии наличных денег; 3) организацию и регулирование денежного обращения [7]. С момента прекращения действия Закона РФ «О денежной системе Российской Федерации» и внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» подобная норма отсутствует. В то же время это не исключило законодательного регулирования отдельных составляющих денежной системы.

Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» является рубль, который состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Масштаб цен определяет количество золота, содержащегося в национальной денежной единице. Не следует думать, что в данном случае возможен вариант обмена бумажных денег на реальные (золото). Показатель масштаба цен традиционно использовался и в некоторых государствах используется и сейчас для упрощения в определении соотношения национальной валюты с иностранными, упрощением формирования обменных курсов. Однако в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Подобная норма существовала и в Законе РФ «О денежной системе Российской Федерации», однако она дополнялась указанием на то, что официальный курс рубля к денежным единицам других государств определяется и еженедельно публикуется Центральным банком Российской Федерации (Банком России) [7, ст. 4].

Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону [9].

Организация и регулирование денежного обращения различаются в зависимости от наличного или безналичного режима оборота денежных средств.

Список литературы:

[1] Артемов Н.М., Арзуманова Л.Л., Ситник А.А. Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации): Коллективная монография. М.: ООО «Изд-во «Элит»», 2012.

[2] Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. Финансовое право: вопросы и ответы. М.: ИД «Юриспруденция», 2006.

[3] Василец В.П. Денежное обращение в России как объект правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

[4] Годме П.М. Финансовое право. М.: Прогресс,

1978.

[5] Деньги. Кредит. Банки: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. М.: Проспект, 2006.

[6] Жеволюкова О.А. Влияние банковской системы на денежное обращение в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.

[7] Закон РФ от 25.09.1992 № 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации».

[8] Лунц Л.А. Денежные обязательства в гражданском праве. Изд. 2-е, испр. М.: Статут, 2004.

[9] Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 29, 30.

[10] Финансовое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопя-тенко. М.: Проспект, 2010.

[11] Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. Алматы: ТОО «БАСПА», 2001.

Spisok literatury:

[1] Artemov N.M., Arzumanova L.L., Sitnik A.A. Denezhnoe pravo (finansovo-pravovoe regulirovanie obrashheniya nacional'noj i inostrannoj valyuty' na territorii Rossijskoj Federacii): Kollektivnaya monografiya. M.: OOO «Izd-vo «E'lit»», 2012.

[2] Artemov N.M., Ashmarina E.M. Finansovoe pravo: voprosy' i otvety'. M.: ID «Yurisprudenciya», 2006.

[3] Vasilec V.P. Denezhnoe obrashhenie v Rossii kak ob"ekt pravovogo regulirovaniya: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2002.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

[4] Godme P.M. Finansovoe pravo. M.: Progress,

1978.

[5] Den'gi. Kredit. Banki: Uchebnik. 2-e izd., pere-rab. i dop. / Otv. red. V.V Ivanova, B.I. Sokolova. M.: Prospekt, 2006.

[6] Zhevolyukova O.A. Vliyanie bankovskoj sistemy' na denezhnoe obrashhenie v Rossijskoj Federacii. Dis. ... kand.yurid. nauk. M., 1998.

[7] Zakon RF ot 25.09.1992 №° 3537-1 «O denezhnoj sisteme Rossijskoj Federacii».

[8] Lunc L.A. Denezhny'e obyazatel'stva v grazhdanskom prave. Izd.2-e, ispr. M.: Statut, 2004.

[9] Federal'ny'j zakon «O Central'nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii)», st. 29, 30.

[10] Finansovoe pravo: Uchebnik. 2-e izd., pererab. i dop. / Otv. red. E.Yu. Gracheva, G.P. Tolstopyatenko. M.: Prospekt, 2010.

[11] Xudyakov A.I. Finansovoe pravo Respubliki Kazaxstan. Obshhaya chast'. Almaty': TOO «BASPA», 2001.

Объединенная электронная редакция

www. publish, law-books, ru

Научно-издательская группа «ЮРКОМ ПАН И»

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редан ц и он но-издательский цикл включает несколько стадий: */рецензирование рукописи; ■/ редактирование рукописи; л/первая корректура рукописи;

✓ форматирование и подготовка рукописи к верстке;

верстка рукописи; •/вторая корректура рукописи и снятие вопросов,

возникших в процессе верстки текста, у/ согласование с автором сверстанного текста руко

писи в формате pdf (по желанию автора), л/ согласование с автором макета обложки рукописи

(по желанию автора), •*/печать согласованного с автором тиража книги.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.