Научная статья на тему 'Накопительно-ипотечная система как инновационная форма реализации механизма социально-экономической защиты военнослужащих'

Накопительно-ипотечная система как инновационная форма реализации механизма социально-экономической защиты военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
907
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИИ / SOCIOECONOMIC PROTECTION / MILITARY MEN / ACCUMULATIVE AND MORTGAGE SYSTEM / INNOVATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малеева Татьяна Владимировна, Соколова Ольга Леонидовна

Статья посвящена исследованию механизма социально-экономической защиты военнослужащих, в котором накопительно-ипотечная система рассматривается как инновационный способ выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем военнослужащих. Анализируются подходы к решению жилищной проблемы военнослужащих, выявляются преимущества накопительно-ипотечной системы и проблемы в ее использовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accumulative and mortgage system as innovative form of socioeconomic protection of military men

The article describes the mechanism of socioeconomic protection of military men. The accumulative and mortgage system is considered as an innovative form of fulfillment of the national obligations to provide the military men of housing. The approaches to solution of a housing problem of military men have been analyzed. Advantages and problems of accumulative and mortgage system of military men are revealed.

Текст научной работы на тему «Накопительно-ипотечная система как инновационная форма реализации механизма социально-экономической защиты военнослужащих»

> <

X

■X.

о

LM

т s

о

X

о

со

148

особенно на ранних стадиях реализации проекта, что он рентабелен, хотя на самом деле все может быть наоборот и это выясняется только при сдаче объекта в эксплуатацию и расчете его фактической себестоимости по данным бухгалтерского учета. При этом выявленные в процессеанализа убытки только констатируют возникшую проблему, но изменить что либо уже невозможно.

Система оперативного управления из-за высокой трудоемкости ручной разработки недельно-суточных планов и графиков и невозможности отследить реальный ход производства работ на объекте строительства в большинстве строительных организаций сводится к оперативно-диспетчерскому управлению и периодическим селекторным совещаниям, что позволяет вырабатывать только сиюминутные решения, которые чаще всего не подкрепляются какими-либо распорядительными документами. Отсутствие четко формализованной документированной процедуры при выработке оперативных решений не позволяет отследить их последствия и определить степень ответственности конкретных исполнителей.

Принятая система материального стимулирования линейных ИТР, отвечающих за производство работ, ориентирована в основном на

выполнение двух показателей: сроков выполнения работ и их качество. Прораб не стимулируется за рост производительности труда, экономию использованных в процессе производства материалов, строительных машин и механизмов, электроэнергии и т.п.

Проведенный анализ проблем, существующих в РФ при реализации ИСП, позволяет сделать выводы о том, что они во многом обусловлены отсутствием своевременной и объективной информации о протекании производственных процессов на строительной площадке.

Литература:

1. Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Виноградова М.А., Деточка Д.Е. Кадровая безопасность в системе экономической безопасности // Научное обозрение. - 2014. - №10(3). - http://www.sced.ru/ru/ index.php option.com.content&view.article&id.323: nauchnoe-ob oz re nie-1 0-3-201 4&catid=43& limitstart.5 (доступ свободный). Загл. с экрана, яз. рус.

2. Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Восканова A.C., Иванчук Д.А. Теневая экономика в системе экономической безопасности // Науковедение. - 2012. - №4.- http://naukovedenie.ru/PDF/4ergsu412.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана, яз. рус.

3. Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Баздикян М.Ю. Аудит в системе экономической безопасности // Науковедение. - 2015. - №5. - http://naukovedenie.ru/ PDF/59EVN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. яз. рус., англ.

ACCUMULATIVE AND MORTGAGE SYSTEM AS INNOVATIVE FORM OF SOCIOECONOMIC PROTECTION OF MILITARY

Maleeva Tatyana Vladlmlrovna, DSc of Economics, Professor, Chair of Marketing and Communications, Saint-Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics, Saint-Petersburg E-mail: maleeva_t@mail.ru

Sokoiova Oiga Leonidovna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Military Economy, Naval Academy named after N.G. Kuznetsov, Saint-Petersburg E-mail: grenlandiaigimail.ru

The article describes the mechanism of socioeconomic protection of military men. The accumulative and mortgage system is considered as an innovative form of fulfillment of the national obligations to provide the military men of housing. The approaches to solution of a housing problem of military men have been analyzed. Advantages and problems of accumulative and mortgage system of military men are revealed.

Keywords: socioeconomic protection; military men; accumulative and mortgage system; innovation.

УДК 364.04 НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНАЯ СИСТЕМА

КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Статья посвящена исследованию механизма социально-экономической защиты военнослужащих, в котором накопительно-ипотечная система рассматривается как инновационный способ выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем военнослужащих. Анализируются подходы к решению жилищной проблемы военнослужащих, выявляются преимущества накопительно-ипотечной системы и проблемы в ее использовании.

ВАК РФ 08.00.10

©Малеева Т.В.,2016 © Соколова О.Л., 2016

Ключевые слова: социально-экономическая защита; военнослужащие; накопительно-ипотечная система; инновации.

Как известно, в странах социальной направленности, к которым относится и Россия, функции оказания социально-экономической помощи населению закрепляются преимущественно за государством, задача которого - сформировать, задействовать и развивать механизм смягчения последствий неблагоприятных ситуаций и рисков с помощью постоянно действующей системы социальной защиты населения.

Прежде всего, это реализуется через законодательно оформленные и финансово гарантированные многообразные формы социального обеспечения, главная задача которого состоит в создании достойных условий жизни тем, кто по объективным причинам не может приобрести достаточно средств для удовлетворения необходимых жизненных потребностей. В этих целях уста на вливаются различные виды пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные); в систему социального обеспечения также включаются пособия (например, по безработице, временной нетрудоспособности) и иные социальные выплаты. Все это дополняется обязательным социальным страхованием, медицинской помощью, социальным обслуживанием, оказанием помощи тем, кто находится в трудной жизненной ситуации, единовременными и периодическими компенсационными выплатами и субсидиями по различным основаниям. Можно сказать, что уровень развития и цивилизованности общества прямо коррелируется со степенью социально-экономической защищенности человека, возможностью получения как социальной, так и экономической поддержки в сложных жизненных ситуациях.

Кроме этого, в мировой практике социальных государств для отдельных категорий населения, которые выполняют важные государственные функции, как правило, существуют особые меры социальной защиты. В числе таких категорий населения одно из ведущих мест занимают военнослужащие - те, кто в буквальном смысле стоят на защите и обеспечении обороноспособности страны и, соответственно, являются гарантом безопасности и благополучия нашей жизни.

Мировой терроризм, дестабилизирующий обстановку в мире, военно-политическая обстановка мирового сообщества заставляют развивать вооруженные силы. Вооруженные силы - это организованный и мобильный социальный институт, который аккумулирует огромные человеческие ресурсы. Военные кадры - это основа Вооруженных сил, именно они обеспечивают высокую боеготовность войск. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита России. Реализация этих обязанностей связана с необходимостью выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Военнослужащие пользуются установленными законодательством Российской Федерации правами и свободами наравне с другими гражданами. Однако с учетом особого характера обязанностей военнослужащих для них существуют определенные ограничения в общегражданских правах и свободах. Например, право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинской части и обеспечения своевременности прибытия к месту службы. Или,

со

1-й

о cu

-О 0-

ш <

1=с

cu

S

149

МАЛЕЕВА Татьяна Владимировна, доктор экономических наук, профессор, кафедра Маркетинга и коммуникаций, Санкт-Пе тербургский национальный исследова тельский университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург malee va_ t@mail. ru

СОКОЛОВА Ольга Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Военно-экономического обеспечения ВМФ и военной экономики, Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова, Санкт-Пе тербург grenlandia@mail.ru

> <

X

■X.

о

ш т s

О X

о

со

150

при реализации права на свободу слова, военнослужащие не должны разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. Военнослужащим запрещается участвовать в забастовках, а также прекращать исполнение обязанностей военной службы с целью урегулирования вопросов, связанных с ее прохождением. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, некоторым ограничением их прав и свобод им предоставляются льготы, гарантии и компенсации. [1]

Как и во многих других странах в России на законодательном уровне предусмотрена система мер по социально-экономической защите военнослужащих, основы которой закреплены Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Именно этот базовый законодательный акт предусматривает обязанность государства, а значит и всего общества, обеспечить военнослужащих определенными материальными и социальными благами.

Одним из важнейших слагаемых обеспечения качества жизни является жилье, так как жилье, наряду с пищей, составляет первооснову жизни человека. Наличие возможности обеспечения, а также улучшения жилищныхусловий - один из основных показателей благосостояния населения в целом. В равной мере это соотносится к военнослужащим и членам их семей. Особенности государственной службы военнослужащих требуют дифференцированного подхода в реализации общегосударственной жилищной политики для этой категории граждан страны.

В связи с проведением жилищной реформы методологические и практические подходы к вопросам обеспечения жильем военнослужащих в нашей стране в последние годы претерпели существенные изменения. Однако, несмотря на результаты и тенденции в улучшении жилищныхусловий, актуальность решения данного вопроса не уменьшается.

По данным Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с 2010 по 2015 годы были выполнены социальные обязательства по обеспечению жильем в отношении 295,2 тыс. военнослужащих, в том числе: 206,4 тыс. - реализовано право на постоянное жилье. Однако, как отметил в интервью руководитель Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ Пирогов C.B., полностью вопросы обеспечения военнослужащих собственным жильем были решены только в ряде российских городов (например, Санкт-Петербурге, Орле, Рязани, Туле), а в некоторых регионах

"до окончательного решения проблемы ещё далеко" [2].

В жизни военнослужащих проблема обеспечения жильем имеет не только особое значение, но и иной характер, требует особых подходов к формированию, распределению и использованию материальных и финансовых ресурсов на эти цели. Особенности службы, мобильность (частая смена места прохождения службы и соответственно места проживания военнослужащего и его семьи), территориальная удаленность места службы от центров экономической и социальной активности и ряд иных факторов создают совершенно особые условия организации жизни военнослужащего.

И если во время прохождения службы наше государство в той или иной форме все-таки выполняет свои обязательства по обеспечению жильем военнослужащих и членов их семей, то после окончания службы объективно возникает необходимость обеспечения военнослужащих постоянным жильем, расположенным за пределами воинских частей, в центрах экономической активности, где в полной мере в жилищной сфере действуют сегодня рыночные правила.

Поэтому одна из актуальных проблем в реализации системы социально-экономической защиты военнослужащих - государственная помощь им в обеспечении жильем, при этом такая, которая соответствует экономическим отношениям, действующим в обществе в целом.

В свое время были разработаны и действовали на всей территории СССР единые правила обеспечения жилой площадью военнослужащих и увольняемых в запас, которые не всегда и не в полном объеме, но в основном, выполнялись.

Но в начале 90-х годов достаточно отработанная система обеспечения жильем военнослужащих, которая действовала в советские годы, вступила в существенное противоречие с новыми экономическими и хозяйственными условиями. Развитие института частной собственности в жилищной сфере, активная приватизация жилья населением страны, иные экономические отношения заставили искать новые пути обеспечения жильем военнослужащих, предоставив им возможность получения жилья в собственность. Как в целом по стране, так и в Вооруженных Силах в частности, это одна из острых, материально и финансово затратных проблем, ее решение потребовало поиска и реализации новых подходов.

Первая значительная попытка изменить систему обеспечения жильем военнослужащих

была сделана в 1998 году. Федеральным законом было установлено, что военнослужащие, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, обеспечиваются жилыми помещениями или жилищной субсидией за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов [1].

Введение государственных жилищных сертификатов позволило военнослужащим существенно расширить географию городов и поселений, где можно было приобретать жилье. При этом данная практика не предполагала контрольного механизма за использованием субсидии по назначению, санкции за приобретение жилья ненадлежащей площади и не по заявленному месту жительства не применялись.

В последующие годы в Министерстве Обороны РФ сложились три системы обеспечения жил ьем: госуда рствен н ые жил и щн ые сертификаты, натуральное жилье и денежные субсидии вместо квартир.

Государственные жилищные сертификаты действуют до сих пор. Тем, кто живет в закрытых военных городках, в качестве отселения предоставляется сертификат с тем, чтобы они могли приобрести жилье в другом населенном пункте.

Натуральное жилье - это жилой фонд, который Минобороны РФ построило за счет своих средств и безвозмездно или по форме социального найма передает военнослужащим. В настоящее время остались еще недостроенные жилые дома, квартиры в которых после ввода в эксплуатацию будут распределены военным, и на этом программа по строительству жилья закончится. Останется только строительство служебного жилья в местах дислокации военных частей (общежития, служебные квартиры).

Третья форма - денежные субсидии - появилась из-за того, что Минобороны РФ строило жилье в одних городах, а военнослужащие могли по закону выбрать себе другой город. В связи с тем, что военнослужащий зачастую выбирал город, где ведомство не может построить жилье, возникла необходимость выплачивать денежные субсидии вместо предоставления квартир. Эта программа будет работать до тех

пор, пока принятые на очередь до 2005 г. не будут обеспечены жильем.

Все три формы имели как свои положительные стороны, так и серьезные недостатки. Потребовалась разработка такой системы, которая бы на любом этапе военной службы надежно гарантировала обеспечение жильем семьи военнослужащего, что является немаловажным для формирования высококвалифицированного кадрового состава Вооруженных Сил, укрепления Российской Армии.

Новый этап в решении жилищной проблемы у военнослужащих связан с внедрением инновационной для военной сферы формы обеспечения жильем - накопительно-ипотечной системы (НИС), установленной ФЗ-117 от 20.08.2004 [3]. НИС, функционирующая с 1 января 2005 г., позволяет военнослужащим приобрести жилье не только по окончании службы, но и значительно раньше, используя именные счета, на которых аккумулируются специально для этого предназначенные бюджетные средства. На каждого участника программы открывается именной накопительный счет, и погашение по кредиту осуществляется за счет средств, начисляемых на именной накопительный счет государством. Так, в 2016 году эта сумма составляет 245,88 тыс.руб. [4]

Данная система обладает целым рядом преимуществ. Прежде всего, к ним можно отнести возможность реализации права на жилье, не дожидаясь окончания срока службы. Так, через три года участия в накопительно-ипотечной программе военнослужащий уже может воспользоваться правом приобретения жилья, причем это может сделать каждый участник, независимо от звания и должности. Важно и то, что место и характеристики приобретаемой квартиры, наличие в собственности у военнослужащего или членов его семьи жилья не имеют значения. Несомненным преимуществом является и то, что военнослужащий, который принимает участие в НИС, приобретая жилье не по месту службы, сохраняет право на получение служебного жилья.

Безусловным плюсом данной системы является то, что средства, накопленные на именном счете, военнослужащий может расходовать не только на приобретение жилья, но и на улучшение жилищных условий. Причем реализация права на использование накоплений не зависит от прав других участников НИС и не предполагает очередности выдачи ипотечных кредитов.

Размер суммы, получаемой на улучшение жилищных условий по накопительно-ипотеч-

Ф

1-Н

О си

-О 0-

ш <

1=с

си

Ё

151

> <

X

о

ш т

о

X

о *=с со

152

нои системе, в отличие от подходов, которые существовали в предыдущие годы, не зависит от состава семьи.

Учитывая социально-экономические условия, в которых развивается наша страна, данное положение в какой-то мере можно считать оправданным. Всеобщее право приватизации, которым воспользовалось население страны, привело ктому, что более 80% объема жилищного фонда находится в частной собственности [5] и основная часть населения страны обладает правом собственности на жилье. В случае использования НИС у военнослужащих нет необходимости "избавляться" от жилья, чтобы получить жилищный сертификат, сознательно ухудшая свои жилищные условия; не выступает ограничивающим фактором на возможность использования НИС и собственность супруги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствие зависимости размера получаемых начислений от должности и воинского звания, а также региона, в котором приобретается жилье, можно рассматривать как фактор социальной справедливости, так как продвижение по должности, звание военнослужащего отражаются в экономических категориях через соответствующие размеры денежного содержания, доплат и пр. Социально-экономическая суть процессов помощи в приобретении жилья военнослужащим через НИС носит несколько иной характер: не стимулирующий и поощрительный за заслуги и достигнутые успехи, а вспомогательный в приобретении жилья. Конкретное решение о приобретении жилья должно приниматься участником НИС самостоятельно с учетом своих личных факторов: первоначальной и будущей материальной базы, предполагаемого или фактического места проживания семьи и др.

Переход к накопительно-ипотечной системе обеспечения военнослужащихжильем имеет для государства стратегический кадровый характер. Обеспечивая через НИС жильем военнослужащего в начале служебного пути, государство вполне обоснованно рассчитывает, что служба по контракту продлится 20 лет. Для государства практически исключаются ситуации, когда, взяв на себя соучастие в финансировании жилищной проблемы военнослужащего, через несколько лет оно будет "терять" и деньги, и военнослужащего, решившего расторгнуть контракт по своему волеизъявлению. Законом предусмотрено, что, если средства НИС использованы досрочно и участник НИС прекращает службу до возникновения прав на накопления, то полученные средства следует

вернуть государству как полученные заемные средства под залог приобретенного жилья, в противном случае долг будет взыскан через суд.

Нужно отметить, что и в случае досрочного расторжения контракта государство предусмотрело определенный социальный механизм решения данной проблемы, который в то же время не будет ущемлять экономические интересы государства. Участнику НИС после исключения из реестра участников ФГУ "Росвое-нипотека" дается право самостоятельно погасить задолженность. С экономической точки зрения оправданным является и то, что банку дается право изменять в этом случае процентную ставку и размер ежемесячных платежей по кредиту, рассматривая данный кредит как общий случай кредитования, без преференций участникам НИС.

Законодательством предусмотрены и крайние жесткие меры в случае наличия задолженности: для погашения задолженности заложенное жилье подлежит продаже с публичных торгов. В этом случае в силу вступают общие правила по взысканию задолженностей по кредитам, принятые в российском законодательстве.

Рассматривая военную ипотеку (НИС) как инновационный элемент в системе социальной защиты военнослужащих, можно с уверенностью сказать, что эта форма жизнеспособна и уже дает свои положительные результаты. По данным Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ [2] с 2010 по 2015 гг., жилье в рамках НИС приобрели 48 тыс. военнослужащих.

Однако военнослужащие, особенно молодые, пока оценивают ее с большой долей осторожности. Неоднозначное отношение вызывают положения, согласно которым не учитывается уровень базового старта в обеспеченности жилплощадью, а также количество детей в семье. Первое обосновано тем, что молодые семьи нередко не имеют вообще никакого жилья, второе - многодетные семьи оказываются в неравных условиях по приобретению жилья в расчете на человека, что в современной ситуации вступает в противоречия с демографической политикой страны.

Проведенный опрос курсантов второго-третьего курсов институтов, входящих в Военно-морскую академию им. Н.Г. Кузнецова, показал низкую информированность будущих офицеров об условиях НИС, хотя о ее существовании знают все -100%. А воспользоваться таким способом получения жилья на сегодняш-

ний день пока планируют только около 30% опрошенных.

Но в целом отношение военнослужащих к военной ипотеке как новой инновационной форме меняется в положительную сторону. Так, результаты опросов, проведенных Социологическим центром Вооруженных Сил РФ в разные годы, показывают динамичное изменение настроений. Если в начале внедрения НИС опросы молодых офицеров показывали, что только 40% из них одобряют новую систему обеспечения жильем, а остальные либо не могут пока определиться (30%), либо не одобряют (30%), то через десять лет, когда получен определенный опыт в реализации этой программы, число сторонников Программы увеличилось почти в 2 раза и значительно сократилось (до 5%) число тех, кому эта система не нравится (в опросе принимали участие и потенциальные участники НИС, и приобретшие жилье по НИС) [6].

На наш взгляд, несмотря на определенные трудности и сложности начального периода, переход к поддержке военнослужащих в решении жилищной проблемы через НИС можно рассматривать как достаточно удачный опыт инновации в данной сфере. Важно, чтобы объемы накоплений на счетах за время службы име-

ли под собой экономическое обоснование, корректировались с учетом инфляционных процессов и общих тенденций в экономике страны, годовые накопления коррелирова-лись с рыночной стоимостью жилья. Тогда программа обеспечения жильем военнослужащих через НИС будут работать, как на усиление механизма социальной защиты военнослужащих, так и на укрепление Вооруженных Сил.

Литература:

1. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" № 76-ФЗ от 27.05.1998 (ред. 03.07.2016)

2. Интервью руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Сергея Пирогова 16.04.2015. Режим доступа: http://mil.ru/pubart.И1:т?М = 1201 б23б@ст5Агйс1е

3. Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" № 117-ФЗ от 20.08.2004 (ред. 01.05.2016)

4. ГосВоенИпотека. Ежегодные взносы НИС. Режим доступа: http://gosvoenipoteka.ru/category/ ¡ро1ес1туе-ргодгатту

5. Российский статистический ежегодник - 2015. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_ 13/Мат.Ы:т

6. Отчет "Результаты проведенного опроса действительных и потенциальных участников накопительно-ипотечной системы". Режим доступа: http://rosvoenipoteka.ru/temp/1438588786d_ file.pdf

СО

1-Н

О CU

-О 0-

ш <

1=с

си

S

153

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE CALCULATION OF TECHNICAL EQUIPMENT OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

Malov Gennady Ivanovich, Post-graduate student, Stavropol State Agrarian University, Stavropol E-mail: acxk@acxk.ru

The article is devoted to research on the development of economic assessment in ensuring agricultural production technology needs; methodological approaches for the most part are based on the calculation of operating costs, take into account the nature of the use of agricultural machinery.

Keywords: technical capacity; machines and tractors; technical support, technical modernization; agricultural development.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РА СЧЕТУ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья посвящена исследованию разработок по экономическому обоснованию потребности в обеспечении сельскохозяйственного производства техникой; методические подходы в своем большинстве базируются на расчете эксплуатационных затрат, учитывают характер использования сельхозтехники. Ключевые слова: технический потенциал; машинно-тракторный парк; техническое обеспечение, техническая модернизация; развитие сельскохозяйственного производства.

На эффективное функционирование сельскохозяйственного производства существенно влияет состояние его технической базы, соответствие машинно-тракторного парка современному уровню зем-

УДК 338 ВАК РФ 08.00.05

© Малое Г.И., 2016

МАЛОВ Г°ннадий Иванович, аспирант, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь acxk@acxk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.