ФОНДОВЫЙ РЫНОК
НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА -ВТОРОЙ ПО ЗНАЧИМОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТОР КАЗАХСТАНСКОГО ФОНДОВОГО РЫНКА
C.B. донцов,
старший научный сотрудник Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова, Казахстан
Республика Казахстан стремится к созданию наиболее привлекательной и демократичной небанковской модели фондового рынка. Данная задача может быть решена путем создания нескольких крупных институциональных инвесторов, альтернативных банковской системе и формирующих конкурентную среду на казахстанском рынке капиталов. Возникновение и развитие накопительной пенсионной системы Казахстана, являющейся сегодня вторым по значимости институциональным инвестором национального фондового рынка, существенно ограничивает финансовый монополизм банковских учреждений и способствует достижению вышеозначенной цели.
Основные этапы развития и классификация казахстанского фондового рынка
Республика Казахстан, как и другие страны ближнего зарубежья, переживает процесс становления и развития рыночной экономики. Принято считать, что к настоящему моменту основы рыночной экономической системы в Казахстане уже созданы. Однако для того чтобы эта система могла полностью реализовать заложенный в ней потенциал, предстоит еще большая работа по развитию и совершенствованию ее инфраструктуры и адаптации хозяйствующих субъектов к новым экономическим условиям.
Известно, что одним из важнейших секторов современной рыночной экономики является рынок ценных бумаг (фондовый рынок), который предполагает выпуск, размещение и обращение ценных бумаг в целях привлечения дополнитель-
ных инвестиций, в том числе иностранных, в экономику страны.
По данным журнала «Рынок ценных бумаг Казахстана» № 1, 2002 г. и № 4, 2003 г., первые элементы казахстанского рынка ценных бумаг появились в 1991 г., когда на базе законодательства СССР стали создаваться акционерные общества, брокерские фирмы, фондовые биржи.
Период массовой приватизации и акционирования государственных предприятий в 1991 -1994 гг. дал толчок для образования многочисленных акционерных обществ и независимых регистраторов. В это время появилось большое число фондовых бирж. По некоторым оценкам, их численность доходила до пятидесяти.
До весны 1994 г. казахстанское законодательство подразумевало существование только четырех возможных видов субъектов фондового рынка - эмитентов, инвесторов, посредников (брокеров и дилеров) и фондовых бирж. Органом государственного регулирования фондового рынка в этот период выступало Министерство финансов. На начальном этапе развития (до 1994 г.) не удалось добиться создания необходимой инфраструктуры и соответствующей работы отечественного фондового рынка. Причиной тому были высокие темпы инфляции, стагнация производства, преобладание государственного сектора, профессиональная неготовность персонала большинства хозяйствующих субъектов к осуществлению деятельности на рынке ценных бумаг.
В соответствии с указом Президента Казахстана от 20.03.94 «О мерах по формированию рынка ценных бумаг» была создана Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам (НКЦБ), которой были переданы функции по государственному регулироа-
нию фондового рынка Казахстана. Данным указом впервые предполагалось также создание центрального депозитария ценных бумаг в ведении НКЦБ. Фактически же ЗАО «Центральный депозитарий ценных бумаг» было создано только в середине 1997 г.
Период с 1995 по 1997 г. явился временем активного формирования законодательной базы и создания основ инфраструктуры казахстанского фондового рынка. В качестве важнейших нормативно-законодательных актов этого периода, обеспечивающих формирование казахстанского фондового рынка, можно назвать следующие: указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 21.04.95 «О ценных бумагах и фондовой бирже»; указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 02.05.95 «О хозяйственных товариществах»;
положение «О порядке регистрации выпуска и погашения акций акционерных обществ в Республике Казахстан», утвержденное постановлением НКЦБ от 12.05.95 № 4; положение «О лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг», утвержденное постановлением НКЦБ от 27.06.95 № 8;
закон Республики Казахстан от 05.03.97 «О рынке ценных бумаг»;
закон Республики Казахстан от 05.03.97 «О регистрации сделок с ценными бумагами в Республике Казахстан»; закон Республики Казахстан от 06.03.97 «Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан».
Постановлением Правительства РК от 04.03.1997 № 293 утвержден ряд Положений о лицензировании профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РК: «О лицензировании деятельности по ведению реестра держателей ценных бумаг», «О лицензировании кас-тодиальной деятельности на рынке ценных бумаг», «О лицензировании деятельности Центрального депозитария».
В результате к концу 1997 года на казахстанском фондовом рынке действовала расширенная законодательная база, основанная на положениях Гражданского кодекса РК, которая обеспечила комплекс мер по защите интересов инвесторов. Тогда же, преимущественно по инициативе и благодаря разъяснительной работе уполномоченного органа, профессиональными участниками рынка ценных бумаг был учрежден Центральный депозитарий, с созданием которого было завершено построение базовой институциональной и тех-
нической инфраструктуры, соответствующей основным мировым требованиям и обеспечивающей надежное исполнение сделок.
28 марта 1996 года правительство РК своим постановлением утвердило Программу развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан, реализация которой была рассчитана на 1996-1998 годы.
Постановлением правительства РК «О мерах по активизации биржевой торговли ценными бумагами» от 14 декабря 1996 года № 1538 был предусмотрен комплекс мероприятий по выводу на фондовый рынок акций крупнейших акционерных обществ, в которых государство сохраняло свой пакет акций (программа «голубые фишки»). Принимаемые меры должны были активизировать рынок акций, содействовать ускорению рыночных преобразований в стране, но во второй половине 1997 года в связи с началом финансового кризиса правительству пришлось приостановить продажу «голубых фишек».
К концу 1996 года на рынке ценных бумаг Казахстана определились две ведущие и конкурирующие между собой фондовые биржи - Цен-тральноазиатская и Казахстанская. Позднее, весной 1998 года, была отозвана лицензия Централь-ноазиатской фондовой биржи, в результате чего единственной в стране фондовой биржей стало ЗАО «Казахстанская фондовая биржа». Летом этого же 1998 года Казахстанская фондовая биржа запустила в эксплуатацию нелистинговую (котировочную) торговую площадку, что, по сути, разрешило проблему создания в Казахстане внебиржевой котировочной системы.
Важнейшим итогом реализации Программы развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан на период с 1996 по 1998 год в области формирования системы отечественных институциональных инвесторов стало принятие закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», в соответствии с которым с 1998 года в стране вводилась в действие накопительная пенсионная система. В этом же году появились восемь компаний по управлению пенсионными активами (КУПА), что способствовало превращению накопительных пенсионных фондов в одного из крупнейших институциональных инвесторов на казахстанском рынке ценных бумаг.
10 июля 1998 года был принят закон «Об акционерных обществах», направленный на активизацию этих важнейших субъектов фондового рынка.
По завершении срока реализации Программы развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан на 1996-1998 годы постановлением
правительства от 27 мая 1999 года была утверждена новая соответствующая программа на 1999-
2000 годы, разработанная исходя из анализа ситуации сложившейся на казахстанском фондовом рынке.
Летом 1999 года были внесены поправки в законодательство, касающиеся оптимизации работы рынка ценных бумаг. При этом в качестве одной из целей было повышение роли страховых организаций как институциональных инвесторов казахстанского фондового рынка.
В июле 1999 года на казахстанском фондовом рынке появились муниципальные облигации, а в ноябре этого же года - первые иностранные ценные бумаги.
2000 год для казахстанского фондового рынка стал периодом высокой эмиссионной активности организаций - эмитентов негосударственных облигаций. Активизировали свою деятельность на фондовом рынке страховые и перестраховочные организации, чему способствовало новое страховое законодательство, принятое в этом же 2000 году.
Одним из значимых для казахстанского фондового рынка событий 2001 года стало принятие Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12 июня 2001 года, который установил новый режим налогообложения доходов на рынке ценных бумаг.
Большое значение для оптимизации государственного регулирования национального фондового рынка имел Указ Президента РК «О мерах по организации единой системы государственного регулирования финансового рынка» от 11 июля
2001 года № 654, которым НКЦБ была упразднена, а ее функции переданы Национальному Банку, где был создан Департамент регулирования рынка ценных бумаг. Формирование новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов идет по пути развития консолидированного надзора и концентрации всех надзорных функций у единого государственного органа, в настоящее время представленного Национальным Банком РК.
Дальнейшее совершенствование и развитие законодательной базы и инфраструктуры казахстанского рынка ценных бумаг связано с рассмотрением проектов законов «О защите прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «Об инвестиционных акционерных и паевых фондах», проектов новых версий законов РК «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг», изменений и дополнений в закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и др.
Общий анализ становления и развития казахстанского фондового рынка позволяет отметить высокие темпы реформирования отечественной финансово-кредитной системы. Казахстан первым среди стран СНГ предпринял такие меры, как пенсионная реформа, система гарантирования банковских вкладов, досрочное погашение долга Всемирному банку по линии Национального Банка, формирование Национального фонда, государственная компенсация вкладчикам банков и пенсионных фондов курсовых потерь вследствие девальвации национальной валюты, отказ от обязательной продажи валютной выручки экспортерами. Казахстан является одним из лидеров среди стран СНГ по объему привлечения иностранных инвестиций на душу населения.
Вместе с тем еще предстоит немалая работа по развитию и совершенствованию казахстанского рынка ценных бумаг. Первостепенными задачами в этом плане являются: активизация национального рынка акций, создание эффективно работающей системы инвестиционных фондов, развитие страхового сектора рынка и ипотеки, увеличение спектра привлекательных финансовых инструментов, более активная интеграция в мировую экономическую систему и т.д.
Реальный рынок ценных бумаг конкретного государства является сложнейшим механизмом рыночной экономики со множеством взаимовли-яющих факторов и проблем, характеризующих уровень развития самого государства. В международной практике применяется общая классификация моделей национальных фондовых рынков в зависимости от того, какие их субъекты являются основными операторами по перераспределению финансовых ресурсов. Таким образом, выделены банковская, небанковская и смешанная модели.
Очевидно, что наиболее привлекательной является небанковская модель фондового рынка, в рамках которой основными операторами по перераспределению финансовых ресурсов через механизмы рынка ценных бумаг являются небанковские учреждения (модели рынков ценных бумаг США, Великобритания). В рамках этой модели рынок ценных бумаг становится более демократичным, а основные инвестиционные ресурсы сосредоточиваются в пенсионных и инвестиционных фондах, страховых организациях, частных компаниях и у физических лиц. Их кредитные деньги, как правило, являются более «дешевыми», чем деньги банков. К тому же небанковская модель фондового рынка, позволяет преодолеть финансовый монополизм банковских учреждений, опирается на эффективно работающий реальный сектор рыночной экономики,
систему небанковских институциональных инвесторов и мощный так называемый «средний класс» обеспеченных людей.
Учитывая все вышеизложенное, и, принимая во внимание нижеприведенные данные о сложившейся в Республике Казахстан структуре институциональных инвесторов, развивающийся казахстанский фондовый рынок в настоящее время следует классифицировать как банковский (с тенденцией к формированию смешанной модели, благодаря появлению и успешной деятельности КУПА), так как основная масса инвестиционных ресурсов находится пока в руках банковских учреждений, а большинство частных компаний и физических лиц по известным причинам еще не могут составить им реальную конкуренцию.
В Послании Президента народу страны «Казахстан - 2030» даются разъяснения по этому поводу: «В результате экономического спада доходы и уровень жизни большинства наших граждан ухудшились. Ликвидация уравниловки и создание функционирующего рынка труда привели к появлению большого различия между богатыми и бедными. При этом низка прослойка среднего класса - основной опоры государства и стабилизирующего фактора общественного развития» [3]. Таким образом, очевидно, что построение наиболее привлекательной небанковской модели национального фондового рынка с оптимальной структурой эффективно работающих институциональных инвесторов тесно взаимосвязано с успешным развитием рыночной экономической системы страны в целом и будет происходить на достаточно протяженном отрезке времени.
Изложенное выше подтверждается данными обзора казахстанского организованного фондового рынка [4]. Согласно этим данным всего в заключении сделок на Казахстанской фондовой бирже (КА5Е) в 2002 году принимали участие 55 организаций, являющихся членами биржи по различным категориям. На рис. 1 приведен рейтинг десяти наиболее активных членов КАБЕ в 2002 году, контролировавших 65,9% всего вторичного биржевого рынка РК (суммарный объем операций на КАБЕ в 2002 году составил 24 643 млн дол., или 3 791,2 млрд тенге).
Таким образом, очевидно, что основными операторами и крупнейшими институциональными инвесторами на казахстанском фондовом рынке в настоящее время по-прежнему остаются банковские учреждения. Однако они ощущают все
»МВШШЮШВ
Ш1шш1я1ш
1111
*1
ШмНННшЯн
ж»
О ОАО «Банк Туран Алем» □ ЗАО КУПА «Жетысу»
■ ЗАО «Евразийский банк»
■ ОАО «Банк Центр Кредит» □ ЗАО «ГНПФ»
■ ОАО «Казкоммерцбанк» Ш ОАО «Темирбанк»
■ ОАО «АТФ Банк»
□ ЗАО «КУПА Народного Банка Казахстана» Ш Национальный Банк Республики Казахстан
Рис. 1 Рейтинг наиболее активных членов КА8Е
большую конкуренцию со стороны компаний по управлению пенсионными активами (КУПА), которые в совокупности сегодня следует рассматривать в качестве второго по значимости институционального инвестора казахстанского фондового рынка. В связи с этим целесообразно дать им более подробную характеристику.
Накопительная пенсионная система
республики Казахстан - второй по значимости институциональный инвестор на казахстанском фондовом рынке
Формирование наиболее привлекательной для общества небанковской модели фондового рынка предполагает необходимость преодоления банковского монополизма в финансовой сфере и создание конкурентной среды на рынке капиталов. На современном казахстанском фондовом рынке реальную конкуренцию банковской системе как институциональному инвестору может составить пока только накопительная пенсионная система.
По данным Национального банка РК, общая сумма чистых пенсионных активов на начало 2003 года составила 269,8 млрд тенге, или 1 730,8 млн дол. В целом за 2002 год чистые пенсионные активы накопительных пенсионных фондов (НПФ) выросли на 47,9% в тенговом и на 43,2% в долларовом выражении.
На начало 2003 года в Казахстане осуществляли свою деятельность 16 НПФ, в том числе 1 государственный (ГПНФ), 2 корпоративных («Ка-
захмыс» и «Филип Морис Казахстан») и 13 открытых негосударственных НПФ.
К концу 2002 года лицензию на управление пенсионными активами имели девять участников рынка, в том числе восемь компаний по управлению пенсионными активами (КУПА) и Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ), который самостоятельно управлял своими пенсионными активами. Крупнейшими операторами по управлению пенсионными активами (по объемам управляемых пенсионных активов) можно считать: ГНПФ, КУПА Народного банка Казахстана и «Жетысу», каждый из которых в отдельности имеет в управлении свыше 400 млн дол. пенсионных активов, что составляет в совокупности 74,4% от их общей суммы.
По итогам 2002 года КУПА значительно упрочили свои позиции на организованном рынке ценных бумаг, потеснив таких крупных игроков, как банки второго уровня. О возросшей роли субъектов накопительной пенсионной системы на фондовом рынке Казахстана свидетельствует тот факт, что вышеназванные крупнейшие КУПА вошли в десятку наиболее активных членов КАБЕ, заняв соответственно 8-е, 4-е и 3-е места по доле биржевого оборота (см. рис. 1) [5].
Известно, что наиболее объективными показателями эффективности деятельности КУПА является доходность управляемых пенсионных активов, а также степень диверсификации инвестиционных портфелей НПФ, активами которых
□ облигации казахстанских компаний
■ еврооблигации суверенного долга Казахстана (USD)
□ средне- и долгосрочные внутренние ГЦБ Минфина РК (KZT)
□ краткосрочные внутренние ГЦБ Минфина и Нацбанка РК (KZT)
■ депозиты и депозитные сертификаты (KZT)
□ ценные бумаги международных финансовых организаций В ценные бумаги иностранных государств
□ акции казахстанских компаний
■ негосударственные облигации иностранных эмитентов
■ акции иностранных эмитентов (иностранные валюты)
□ депозиты и депозитные сертификаты в иностранной валюте
□ облигации местных исполнительных органов Казахстана (USD)
Рис. 2 Структура инвестиционных активов НПФ республики Казахстан на начало 2003 года
они управляют. Распределение инвестиционных активов НПФ РК (по данным агентства «Ирбис») на начало 2003 года выглядело следующим образом (рис. 2):
Накопительные пенсионные фонды Казахстана сегодня являются крупными поставщиками финансовых ресурсов на национальный фондовый рынок. Однако ввиду повышенной социальной значимости данных субъектов их инвестиционная деятельность в республики Казахстан всегда предполагала наличие некоторых ограничений в плане преимущественного использования относительно более надежных инструментов, безопасность которых гарантировалась самим государством. В связи с этим важное место среди объектов инвестирования НПФ традиционно занимали долговые государственные ценные бумаги (ГЦБ), помогающие мобилизовать временно свободные денежные ресурсы для неинфляционного покрытия дефицита бюджета на республиканском и местном уровнях. Естественно, что при этом пенсионные фонды становятся вынужденными кредиторами государства и их средства используются в основном в бюджетных целях.
По мнению К. Тулепешева (рынок ценных бумаг Казахстана № 1, 2003 г.), долговые обязательства государства (особенно долгосрочные) не должны быть преобладающим объектом инвестирования средств НПФ. Эти финансовые инструменты могут способствовать увеличению налоговой нагрузки на будущие поколения, поскольку сейчас государство обеспечивает доходность по своим долговым ценным бумагам в основном за счет бюджетных поступлений, а не из доходов какого-либо реального производства. Таким образом, высокие инвестиционные доходы НПФ сегодня обернутся в будущем высокими налогами, что может привести к чрезмерному росту цен и уменьшению реальных доходов самих пенсионеров. Поэтому пенсионная система, работая в интересах пенсионеров, не должна своими финансовыми активами стимулировать увеличение государственной задолженности.
Привлечение средств накопительной пенсионной системы в реальную экономику, безусловно, должно осуществляться с использованием финансовых инструментов, гарантированных государством. Но в качестве оптимального можно рекомендовать путь, когда частные заемщики и государственные предприятия смогут привлекать средства НПФ на основе выпуска собственных облигаций, гарантированных государ-
ством и передаваемых государству в качестве заклада или взноса в выкупной фонд пенсионной системы. При этом пенсионные инвестиции могут быть направлены на обновление основного капитала, лизинг производственного оборудования, финансирование самоокупаемых приоритетных производственных и научно-технических программ, жилищно-коммунальное строительство и т.д. Чем больше будет произведено товаров, работ и услуг за счет инвестирования пенсионных резервов, тем выше будет реальное содержание будущих пенсий и уровень жизни самих пенсионеров /5, 6/.
Изменения в пенсионном законодательстве, обеспечивающие более активное привлечение на фондовый рынок страхового капитала и дальнейший рост пенсионных накоплений, заставляют соответствующие финансовые институты задуматься о профессиональных расчетах в области прогнозирования и анализа своей деятельности. В связи с этим актуарная деятельность давно уже является неотъемлемой частью международного финансового рынка. Однако в РК институт профессиональных актуариев только формируется.
В январе 2002 года Национальный Банк РК учредил ЗАО «Казахстанский актуарный центр», представляющий собой консалтинговую компанию, созданную для удовлетворения растущего спроса на профессиональные актуарные услуги для страховой индустрии и пенсионных фондов. Всего на финансовом рынке РК в настоящее время работают только 28 лицензированных актуариев, в том числе, 17 - на страховом, 3 - на пенсионном рынке [7].
Для повышения эффективности своей деятельности ассоциация пенсионных фондов Казахстана предлагает создать свою систему перестрахования. Таким образом, становится очевидной необходимость взаимодействия НПФ с другими важнейшими субъектами современного фондового рынка, в частности с системой страховых организаций.
Следует отметить, что на мировом фондовом рынке наряду с банками и пенсионными фондами одной их основных групп институциональных инвесторов традиционно считаются также страховые компании и инвестиционные фонды. Однако на развивающемся казахстанском рынке ценных бумаг субъекты отечественной страховой системы пока занимают весьма скромные позиции. Но, несмотря на то, что совокупные активы казахстанских страховых компаний во много раз меньше, чем банковские (в 55 раз) или пенсионные (около 13 раз) активы, по динамике роста они вполне сопоставимы с ними. Таким образом, можно ожидать, что в будущем, по мере развития национального фондового рынка, страховые активы также начнут играть на нем все более значимую роль.
По данным Национального банка республики Казахстан составлена сводка сравнительных показателей основных институциональных инвесторов на финансовом рынке Казахстана по итогам прошедшего 2002 г. (см. табл.) [8]:
Что касается инвестиционных фондов, занимающих на международном фондовом рынке довольно серьезные позиции, необходимо заметить, что на современном казахстанском рынке ссудных капиталов данные субъекты пока отсутствуют. Проект создания инвестиционных фондов является самым неудачным (можно даже сказать провальным) проектом реформирования финансового рынка РК. В начале 2001 г. в Казахстане имелся только один инвестиционный фонд - ОАО «Взаимный фонд «Халык-Капитал», действие лицензии которого было приостановлено постановлением Директора НКЦБ от 19.12.2000 № 739 в связи с нарушением действующего законодательства. Постановлением Правления Национального Банка от 17.09.2001 № 367 данная лицензия была отозвана, и по состоянию на 01.01.2002 в Казахстане не зарегистрирован ни один инвестиционный фонд [9].
Таблица
Сравнительные показатели институциональных инвесторов на финансовом рынке Казахстана по итогам 2002 года
Совокупные Доля в Число Среднее Годовой
Наименование сегмента активы, ВВП, % участ- значение прирост
финансового рынка млрд тенге ников активов, млрд тенге активов, %
Банковская система 1 146,0 30,5 38 30,2 46,2
Накопительная пенсионная
система 269,8 7,1 16 16,9 47,9
Страховая система, 20,8 0,6 34 0,6 36,3
в том числе система страхования 0,322 0,009 1 0,322 39,7
жизни
Ближайшие перспективы развития казахстанского фондового рынка и определяющие их тенденции
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что в настоящее время в Казахстане сформирована достаточно развитая инфраструктура национального фондового рынка, отвечающая основным международным требованиям. Сформированы и довольно успешно работают такие основополагающие системы институциональных инвесторов, как банковская и пенсионная. Хорошими темпами развивается страховой и ипотечный секторы рынка республики Казахстан. В перспективе планируется создание и развитие эффективной системы инвестиционных фондов.
Для оценки ближайших перспектив развития фондового рынка республики Казахстан следует обратить внимание на основные тенденции развития казахстанской рыночной экономики в целом. По данным обзора рынка [10] экономическая политика казахстанского правительства будет направлена на конструктивное сотрудничество государства и частного сектора. Сотрудничество с частным сектором будет проводиться с целью создания новых видов товаров и услуг, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынке. Исходя из поставленной цели, правительство и Национальный Банк республики Казахстан намерены: сохранить режим свободно плавающего обменного курса тенге, обусловливаемого колебаниями спроса и предложения, и способствующего сохранению ценовой коккурентоспот собности казахстанских товаров на внешних рынках;
сохранить низкий уровень инфляции (в пределах 4-6%), дефицита государственного бюджета (в пределах 2%) и обеспечить устойчивость платежного баланса страны; стимулировать развитие аграрного сектора и развитие смежных с сельским хозяйством отраслей обрабатывающей промышленности;
развивать отрасли, связанные с углубленной переработкой и производством продукции с высокой добавленной стоимостью. Основным направлением денежно-кредитной политики будет развитие операций открытого рынка, таких как операции РЕПО, выпуск нот, переучетные операции с векселями и др. Ожидаемая денежная масса - 865 млрд тенге.
Золотовалютные резервы Национального банка РК будут поддерживаться на уровне, обеспечивающем покрытие более 3 месяцев импорта товаров и услуг (в пределах 3 355 млн дол.).
К концу 2003 года снижение инфляции позволит снизить ставку рефинансирования до 6-7% годовых, что должно стимулировать банки к дальнейшему снижению стоимости кредитных ресурсов. Депозиты резидентов в банковской системе республики Казахстан составят 671 млдр тенге, а кредиты банков экономике - 767 млрд тенге. При этом средневзвешенная ставка вознаграждения по срочным тенговым депозитам физических лиц ожидается в пределах 8,5%, а средневзвешенная ставка вознаграждения по выданным тенговым кредитам юридических лиц - 14,5%.
Будет продолжена работа по развитию инфраструктуры страхового рынка и активизации деятельности его профессиональных участников. Предполагается создание фонда, гарантирующего осуществление страховых выплат страхователям.
В 2003 году предполагается подготовить проекты законодательных документов по созданию самостоятельного единого регулирующего органа, осуществляющего надзор за финансовым рынком. При этом будут осуществляться оперативный контроль за всеми финансовыми институтами и комплексная защита прав и интересов инвесторов. Особое внимание будет обращено на стимулирование добросовестной конкуренции в области финансовых услуг, создание благоприятных условий для равноправной деятельности различных финансовых организаций.
Импульс дальнейшему развитию рынка ценных бумаг должно придать принятие новых законов «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг». Будут приняты меры по стимулированию развития таких финансовых инструментов, как ипотечные облигации, агентские ценные бумаги, краткосрочные коммерческие ценные бумаги и др.
В рамках индустриальной политики получат развитие углубленная переработка нефти, газа; производство черных и цветных металлов, современных строительных материалов, пищевых и непродовольственных товаров народного потребления. Будут заложена основа для развития производства наукоемких и высокотехнологичных товаров (работ, услуг) и создан инвестиционный фонд. Ожидаемый среднегодовой рост промышленного производства должен составить около 8%.
Анализируя итоги развития казахстанского фондового рынка в прошедшем 2002 году [ 11 можно отметить, что постепенная стабилизация и укрепление экономики РК, повышение кредитного рейтинга Казахстана, как это ни парадоксально, еще более обострили проблему инвестирования пенсионных активов.
Как следствие избыточной ликвидности пенсионных активов и большого предложения денег на фондовом рынке, еще более актуальной стала проблема дефицита привлекательных и в то же время надежных и ликвидных финансовых инструментов в условиях общей тенденции падения доходности ценных бумаг.
В 2003 году можно ожидать эпизодического оживления рынка акций в связи с реализацией государственного пакета акций ОАО «Корпорация Казахмыс» и предстоящей реализации государственной доли в ОАО «Алюминий Казахстана» и ОАО «Усть-Каменогорский титано-магни-евый комбинат».
24 октября 2002 года принято постановление Правления Национального Банка республики Казахстан «О признании производными ценными бумагами казахстанских депозитарных расписок», получен еще один фондовый инструмент, что будет способствовать расширению возможностей внутренних инвесторов республики Казахстан по привлечению ценных бумаг иностранных компаний. Запуск казахстанских депозитарных расписок (КДР) опирается на положительный мировой опыт в решении задач развития фондовых рынков. КДР позволят эффективнее защищать интересы казахстанских инвесторов. Они представляют собой механизм размещения и обращения на фондовом рынке республики Казахстан ценных бумаг иностранных эмитентов, регулируемых их правовой системой. Данный механизм позволяет казахстанским инвесторам приобретать эти ценные бумаги посредством КДР, выпуск и обращение которых будет регулироваться исключительно законодательством республики Казахстан.
Одним из объективных показателей развития того или иного сектора экономики является скорость его капитализации. Безусловно, в 2003 году будет иметь место дальнейшее развитие основных сегментов финансового рынка. Судя по итогам 2002 года, в наступившем году и далее активно будут развиваться банковский, пенсионный и страховой секторы фондового рынка Казахстана. Значительная их капитализация должна существенно активизировать национальный фондовый рынок и стимулировать развитие казахстанской экономики в целом.
В целях поддержания темпов прироста пенсионных активов Национальным Банком республики Казахстан были снижены лимиты их инвестирования в государственные ценные бумаги и соответственно увеличены лимиты инвестирования в негосударственные ценные бумаги.
Одной из самых сложных задач, стоящих перед уполномоченным органом, будет оставаться проблема дефицита привлекательных финансовых инструментов (следствие вечной проблемы поиска оптимального соотношения между надежностью и доходностью).
Финансовые рынки стран СНГ во многом схожи между собой так же, как и наши экономики в целом. Интеграция финансовых рынков в рамках СНГ помогла бы решить схожие проблемы, присущие каждой стране, и способствовала бы более быстрой их интеграции в мировой рынок.
Согласно данным журнала «Рынок ценных бумаг Казахстана» № 2 за 2002 г. чистый приток прямых иностранных инвестиций в стану составил 2,0 млрд дол. Международные резервы страны в целом (в текущих ценах), т.е. включая средства Национального фонда РК (по предварительным данным - 1 932,7 млн дол.), составили на конец января 2003 года 5 511,5 млн дол.
Как заявил министр экономики и бюджетного планирования на республиканском совещании по разработке индикативного плана социально-экономического развития республики Казахстан на 2004 - 2006 годы, достижение стратегической цели в части удвоения к 2010 г. ВВП в большей степени будет обеспечиваться за счет опережающего развития нефтегазовой промышленности. За счет ускоренного развития этой отрасли будет происходить увеличение объемов строительных работ, рост производства продукции в смежных отраслях экономики, а также увеличение потребительского спроса на товары и услуги.
В ежегодном послании народу Казахстана Президент страны Н. Назарбаев пообещал выделять на развитие новых отраслей экономики и увеличение экспорта в среднем по 250 млн дол. государственных инвестиций в год. В течение ближайших четырех-пяти лет соответствующие государственные инвестиции должны достичь 4% ВВП по сравнению с нынешними 2%, а в будущем - 6-8%, отметил президент. При этом основной движущей силой экономического роста в несырьевом секторе экономики будут являться государственные институты. Финансовые ресурсы будут распределяться через уже существующий Государственный Банк развития Казахстана и создаваемые Казахстанский инвестиционный фонд, Инновационный фонд и Корпорацию по страхованию экспорта. Задача этих институтов - способствовать диверсификации экономики Казахстана, в экспорте которого 60% приходится пока на минеральные продукты [13].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Уркунчиев Е. Денежно-кредитная система и фондовый рынок Казахстана: итоги 10 лет реформ // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2002. № 1.-С. 10-15.
2. Усенбекова Л. Рынок ценных бумаг: достижения и перспективы // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2003. № 4. - С. 37-39.
3. Назарбаев Н. Казахстан - 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казах-станцев: Послание Президента страны народу Казахстана,-Алматы: Бипм, 1998.
4. Обзор рынка. События, факты, комментарии // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2003. № 1. - С. 2-5.
5. Нурмуханбетов Е. Накопительная пенсионная система Казахстана в 2002 году // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2003. № 1. - С. 23-29.
6. Тулепбаев К. Мотивация выпуска специальных гособлигаций для пенсионных фондов // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2003. № 1. - С. 41-44.
7. Потребность в лицензированных актуариях будет только повышаться: интервью с актуарием г-жой Кныковой, ЗАО «Казахстанский актуарный центр» // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2003. № 4. - С. 6-7.
8. Нурмуханбетов Е. Пути и возможности использования в Казахстане опыта зарубежных стран в области пенсионного страхования // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2003. № 2. - С. 26-33.
9. Шибутов Д. Инвестиционные фонды: проблемы институционального развития // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2002. № 1. - С. 23-27.
10. Обзор рынка. События, факты, комментарии // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2003. № 1. - С. 2-5.
11. Об итогах развития фондового рынка в 2002 году // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2003. №1,-С. 6-13.
12. Обзор рынка. События, факты, комментарии // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2003. № 2. - С. 2-5.
13. Обзор рынка. События, факты, комментарии // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2003. № 4. - С. 2-5.
Ф.СП-1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
X Л X X X X
Куда
АБОНЕМЕНТ
71222
(ИНДЕКС ИЗДАНИЯ)
Финансы и кредит
(НАИМЕНОВАНИЕ ИЗДАНИЯ)
Количество /
комплектов 1
На 2004 год по месяцам:
Кому
(ФАМИЛИЯ. ИНИЦИАЛЫ)
ЛИТЕР
ПВ МЕСТО
ДОСТАВОЧНАЯ КАРТОЧКА
71222
(ИНДЕКС ИЗДАНИЯ)
Финансы и кредит
(НАИМЕНОВАНИЕ ИЗДАНИЯ)
Стои- подписки Руб. КОП. Количество 1
мость ПЕРЕАДРЕСОВКИ Руб. коп. комплектов
На 2004 год по месяцам:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
X X X X X X
Куда
Кому
(<ММШП Ш, 10 [ИЦИАЛЫ)