Научная статья на тему 'Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг Республики Казахстан'

Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1212
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ФОНДОВЫЙ РЫНОК / ЦЕННАЯ БУМАГА / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нурашева К. К., Бигельдиева З. А.

Основными составляющими финансовой системы любого государства являются банковский сектор и рынок ценных бумаг. Инфраструктура фондового рынка это связующее звено между инвестором и эмитентом, которое обеспечивает аккумуляцию денежных средств инвестором и направляет финансовые потоки на приобретение ценных бумаг эмитентов, дающих наибольшую доходность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг Республики Казахстан»

2(188) - 2014

Фондовый рынок

УДК 338. (574)

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

К. К. НУРАШЕВА,

доктор экономических наук, директор центра мониторинга и управления качеством Е-mail: [email protected]

З. А. БИГЕЛЬДИЕВА,

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой налогов и налогообложения Е-mail: [email protected] Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, Республика Казахстан

Основными составляющими финансовой системы любого государства являются банковский сектор и рынок ценных бумаг.

Инфраструктура фондового рынка - это связующее звено между инвестором и эмитентом, которое обеспечивает аккумуляцию денежных средств инвестором и направляет финансовые потоки на приобретение ценных бумаг эмитентов, дающих наибольшую доходность.

Ключевые слова: инфраструктура, фондовый рынок, ценная бумага, финансовая система.

Фондовый рынок является тем механизмом, который помогает эмитентам аккумулировать финансовые средства инвесторов, а инвесторам - приумножить свои сбережения путем вложения финансовых средств в ценные бумаги. Рынок ценных бумаг - это часть финансового рынка (другая его часть - рынок банковских ссуд), где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Он является одновременно и индикатором рыночной экономики, и главным ее финансовым рычагом. Основными проблемами фондовой инфраструктуры в Казахстане, по мнению авторов, являются:

- дефицит ликвидности и ее высокая концентрация;

- фрагментированность инфраструктуры;

- переток торговой активности за рубеж;

- недостаточное развитие первичного рынка;

- медленный рост привлечения частных инвестиций;

- отсутствие у государства публичной стратегии развития фондового рынка;

- де фицит доверия инфраструктурных организаций друг к другу;

- хроническое недофинансирование всех субъектов инфраструктуры;

- неприемлемо высокий уровень рисков. Таким образом, для обеспечения бесперебойного и высокоэффективного функционирования фондового рынка необходимо стимулировать процессы развития и совершенствования инфраструктуры рынка ценных бумаг, уделяя особое внимание поиску источников финансирования необходимых реформ и изменений. Обращаясь к составу участников рынка ценных бумаг Республики Казахстан, можно говорить о преобладании банковского капитала на данном сегменте финансового рынка стра-

ны. Следовательно, именно коммерческие банки в рамках осуществления своей профессиональной деятельности на рынке прежде всего должны быть заинтересованы в обеспечении бесперебойного функционирования его инфраструктурообразую-щих элементов, а значит, должны выступать как одни из основных инициаторов необходимых изменений и предоставлять определенные источники финансирования в целях обеспечения высокого уровня развития финансового рынка Республики Казахстан в целом.

Исследование мировых тенденций развития моделей фондовых рынков и их инфраструктуры свидетельствует о наличии процессов конвергенции существующих моделей. При этом наиболее выраженную тенденцию к конвергенции демонстрируют рынки США и Германии, являющиеся основными представителями двух совершенно противоположных моделей организации инфраструктуры рынка ценных бумаг. При этом к основным процессам конвергенции можно отнести:

- процессы слияния и поглощения;

- повышение ориентации банков на универсальность выполняемых ими операций;

- значительное усиление позиций институциональных инвесторов, таких как страховые компании, пенсионные фонды и институты коллективного инвестирования;

- расширение круга профессиональных участников на рынке ценных бумаг;

- взаимодействие фондовых бирж на межнациональной основе;

- активное создание мегарегуляторов, отслеживающих и контролирующих все операции, проводимые на фондовых рынках;

- унификация деятельности профессиональных участников в рамках стандартизации проводимых операций.

Оценка состояния развития фондового рынка Республики Казахстан позволяет проследить наличие в нем практически всех общемировых процессов, сопровождающих конвергенцию существующих моделей фондовых рынков и их инфраструктур. В стране ярко прослеживается ориентация банков на универсальность выполняемых ими операций, на основе банков создаются финансовые конгломераты, предоставляющие услуги, свойственные компаниям по ценным бумагам, страховым компаниям и портфельным управляющим, а общее состояние фондового рынка характеризуется преобладанием

банковского капитала. Специфика инфраструктуры рынка ценных бумаг Республики Казахстан, основная доля операций которого принадлежит банковскому капиталу, позволяет сделать заключение об уникальной роли банков как единственных участников, способных осуществлять свою деятельность во всех секторах финансового рынка.

В настоящее время в Казахстане наблюдаются позитивные тенденции развития финансового сектора. Высокими темпами растут активы и капитал финансовых организаций. Расширяется спектр финансовых услуг, повышается их качество и доступность. Активизируются интеграционные процессы с финансовыми рынками стран ближнего зарубежья. Однако при этом до сих пор остаются тормозящие факторы для более интенсивного развития рынков корпоративных ценных бумаг, к которым можно отнести:

- отсутствие достаточного количества финансовых инструментов;

- неразвитость производных ценных бумаг;

- ограниченность количества участников;

- отсутствие спекулятивной составляющей на рынке ценных бумаг;

- низкий уровень прозрачности деятельности компаний.

Именно эти факторы, по мнению авторов, сдерживают поступательное развитие фондового рынка Казахстана.

Национальный банк Республики Казахстан в рамках проводимой денежно-кредитной политики выпускает краткосрочные ноты, с помощью которых регулируется ликвидность банков второго уровня.

По состоянию на 1 января 2012 г. объем государственных ценных бумаг министерства финансов и краткосрочных нот Национального банка, находящихся в обращении, составил 2 590,0 млрд тенге по дисконтированной цене (табл. 1).

В 2011 г. министерство финансов осуществило размещение государственных ценных бумаг на 655,8 млрд тенге, меньше на 0,6 % по сравнению с 2010 г.

Объемы биржевых сделок по государственным ценным бумагам на организованном рынке на протяжении ряда лет имеют неустойчивую тенденцию (см. табл. 1). Одной из причин является финансовый кризис 2007 г., негативно повлиявший на экономику Республики Казахстан. Так, из общего объема сделок превалирует доля сделок РЕПО, так

финансовая аналитика

проблемы и решения

2(188) - 2014

Фондовый рынок

Таблица 1

Государственные ценные бумаги, находящиеся в обращении на территории Республики Казахстан, млн тенге

Ценная бумага На 01.04.2011 На 01.07.2011 На 01.10.2011 На 01.01.2012 На 01.04.2012

Ноты национального 1 449 137 1 330 614 742 568 509 805 535 980

банка

Ценные бумаги ми- 1 752 799 1 816 035 1 916 563 2080 229 2 209 157

нистерства финансов

Всего в обращении 3 201 936 3 146 646 2 659 131 2 590 035 2 745137

как механизм данных операций подразумевает, что на срок предоставления средств выступающие в качестве обеспечения ценные бумаги переходят в собственность к кредитору, что упрощает разрешение ситуаций при неисполнении обязательств заемщиком и снижает кредитный риск.

Объем эмиссии краткосрочных нот Национального банка за 2011 г. составил 2 967,8 млрд тенге, что на 10 % меньше, чем за 2010 г. В результате объем нот в обращении на конец декабря 2011 г. уменьшился по сравнению с декабрем 2010 г. на 43,3 %, до 509,8 млрд тенге. Эффективная доходность по нотам уменьшилась с 1,38 % за 2010 г. до 1,21 % по итогам 2011 г.

Из приведенных данных следует, что министерство финансов в 2011 г. работало на рынке государственных ценных бумаг в рамках рефинансирования текущего долга, а также реструктуризируя уже выпущенный долг в сторону его удлинения и удешевления.

Таким образом, хотя основой рынка ценных бумаг служит первичный рынок и именно он определяет его совокупные масштабы и темпы развития, из проведенного авторами анализа видно, что объем рынка ценных бумаг в Республике Казахстан в настоящее время относительно невелик. Суммы сделок на вторичном рынке превалируют над первичным размещением. Следует понимать, что при девальвации доллара и существующем уровне доходности на казахстанской фондовой бирже приемлемую доходность можно получить в основном не путем покупки ценных бумаг на первичном рынке и удержания их в портфеле, а с помощью игры на котировках на вторичном рынке.

В последнее время такая ситуация складывается из-за того, что поступления в бюджет за счет налогов от существенно возросших объемов экспортной валютной выручки, обусловленных высокими ценами на энергоресурсы на мировом рынке, сократили необходимость покрытия дефицита бюджета за счет эмиссии государственных ценных бумаг. Государство

независимо от дефицита или профицита бюджета должно производить выпуск своих ценных бумаг. Во-первых, это необходимо для развития экономики страны (денег много быть не может), во-вторых, государственные ценные бумаги - это критерий, ориентир для всего фондового рынка. На них ориентируются все остальные эмитенты, рассчитывая ставки доходности выпускаемых ими бумаг.

С другой стороны, значительный приток иностранной валюты вынуждает Национальный банк, наоборот, увеличивать выпуск своих ценных бумаг для стерилизации избыточной ликвидности банков второго уровня, что приводит к значительному увеличению количества сделок с государственными ценными бумагами на казахстанской фондовой бирже. В этих условиях министерство финансов и Национальный банк координируют свои действия в области выпуска ценных бумаг. Так, при недостаточности долгосрочных бумаг министерства финансов институциональные инвесторы вынуждены вкладывать значительные средства в краткосрочные ноты, ослабляя тем самым влияние денежно-кредитной политики Национального банка на банковскую ликвидность. В связи с этим министерство финансов осуществляет очередную эмиссию своих ценных бумаг, помогая снять остроту проблемы.

Изучение всех возможных проблем, для решения которых используется выпуск государственных ценных бумаг, позволяет прийти к выводу о связи рынка государственных ценных бумаг с целями долгового финансирования. Теоретически можно выделить шесть основных целей подобного рода:

1) финансирование текущего дефицита бюджета;

2) погашение ранее размещенных займов;

3) сглаживание колебаний при поступлении налоговых платежей в бюджет;

4) обеспечение финансовых структур ликвидными и высоконадежными вторичными резервными активами, не омертвляющими их капитал;

5) стимулирование развития производства - финансирование капитальных вложений на реа-

лизацию инвестиционных проектов и государственных программ. Эта цель в настоящее время достигается лишь в некоторых случаях при реализации программ жилищного строительства; 6) поддержка государственных учреждений и организаций, решающих общенациональные задачи при соответствующих государственных гарантиях.

Из приведенной классификации целей выпуска государственных ценных бумаг видно, что только последние две ориентированы на инвестирование экономики, остальные призваны оказать воздействие на денежную массу, а через нее на инфляцию. Таким образом, рынок государственных ценных бумаг ориентирован преимущественно не на инвестирование экономики, а на покрытие дефицита бюджета и может привести к необоснованному росту внутреннего долга.

Для того чтобы увеличить инвестиционную направленность всех предпринимаемых в Казахстане займов, необходимо:

- обеспечить реструктуризацию внутреннего государственного долга, увеличив долю долговременных долговых обязательств;

- осуществить четкое разграничение займов по категориям в соответствии с единым установленным критерием;

- обеспечить существенное развитие целевых инвестиционных займов, повысив требования к выпуску коммерческих займов;

- установить жесткий контроль за использованием привлеченных средств в соответствии с продекларированными целями.

Одним из вероятных вариантов развития инфраструктуры биржевого рынка представляется ее консолидация в течение ближайших 3-5 лет, которая может произойти либо в случае достижения договоренности между группами, контролирующими деятельность бирж, либо в случае определенных рыночных условий. Объединение торговой, учетной, расчетной (деньги) и клиринговой инфраструктуры может произойти с согласия участников рынка, если в систему управления инфраструктурой будут внедрены механизмы учета их интересов. В случае консолидации инфраструктуры произойдет значительное снижение транзакционных издержек, что приведет к росту оборотов торговли и, возможно, остановит процесс перетекания торговли российскими корпоративными ценными бумагами на зарубежные площадки.

Развитая инфраструктура внутреннего рынка создает условия для привлечения внутренних и иностранных инвестиций, препятствует оттоку капитала из страны, способствуя тем самым защите национальных интересов. В настоящее время чрезвычайно важно найти технологические решения, реализация которых привела бы к минимизации рисков, связанных с учетом и хранением ценных бумаг. Перевод ценных бумаг в альтернативные учетные системы связан с желанием инвесторов не только минимизировать риски хранения ценных бумаг, реализовать закрепленные права, но и иметь дополнительные возможности, которые предоставляет им западная инфраструктура. Это свидетельствует о необходимости дальнейших усилий в технологическом совершенствовании отечественной учетно-расчетной системы. Высокие затраты, связанные с таким совершенствованием, подразумевают невозможность проведения его отдельными организациями или группами. Оно должно опираться на поддержку всех участников рынка и выражать их общие потребности.

Структура рынка муниципальных ценных бумаг представлена на рисунке.

Основная роль в финансировании и координации преобразований отводится коммерческим банкам и саморегулируемым организациям как участникам, способным наиболее эффективно стимулировать развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг.

Исследование организации осуществления профессиональной деятельности вкупе с анализом качества автоматизации учета операций с ценными бумагами выявило наличие ряда существенных проблем в организации подобной деятельности в Казахстане, к основным из которых относятся:

- отсутствие доступного и качественного программного обеспечения;

- отсутствие комплексных решений при организации профессиональной деятельности, включающих проработанную методологическую базу;

- существование огромного количества трудно-согласуемых форматов и стандартов.

В качестве одного из вариантов решения указанных проблем в рамках предлагаемой модели инфраструктуры саморегулируемого рынка ценных бумаг в Республике Казахстан авторами предлагается механизм использования капитала профессиональных участников для развития общей инфраструктуры фондового рынка. Реализация пред-

2(188) - 2014

Фондовый рынок

Структура рынка муниципальных ценных бумаг

лагаемого механизма основывается на создании продукта из имеющихся разработок организации профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включающих комплекс программно-технических и методических решений. Клиенты, покупатели подобного продукта, становятся программно технически и методически равны по отношению к продавцу данного продукта.

Реализация данного механизма должна строиться в рамках функционирования саморегулируемых организаций, где и будут формироваться единые стандарты профессиональной деятельности, включающие также и принятие единых стандартов электронного документооборота. На рынке ценных бумаг инвестирование средств осуществляют институциональные и индивидуальные инвесторы. К основным институциональным инвесторам национального рынка относятся накопительные пенсионные фонды, аккумулирующие пенсионные активы и размещающие их в финансовые инструменты, а также инвестиционные фонды, банки второго уровня, страховые (перестраховочные) организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые ввиду установленных требований

пруденциального регулирования размещают часть средств в ликвидные активы (табл. 2).

В целом в 2011 г. по всем категориям профессиональных участников рынка ценных бумаг наблюдается повышение финансовых показателей, кроме брокеров и дилеров инвестиционных компаний, что обусловлено сокращением количества данных участников рынка ценных бумаг в связи с прекращением действия лицензий, выданных Национальным банком на осуществление указанных видов деятельности.

Дальнейшее развитие рынка ценных бумаг в Казахстане требует проведения коренных преобразований в рамках действующей модели инфраструктуры фондового рынка в целях обеспечения стабильности его функционирования и интеграции в мировую экономическую систему при достижении высокого уровня конкурентоспособности. Для выполнения поставленной задачи необходима модель инфраструктуры саморегулируемого рынка ценных бумаг, в рамках реализации которой предлагается: - реализация программ по снижению уровня рисков, сопровождающих профессиональную деятельность участников фондового рынка;

Таблица 2

Количество институциональных инвесторов и размер их активов

Институциональные Размер активов, Размер инвестиционных

Инвестор инвесторы млрд долл. активов, млрд долл.

На На На На На На

01.01.2011 01.01.2012 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2011 01.01.2012

Накопительные пенсионные фонды 14 14 9,51 12,53 9,28 12,39

Инвестиционные фонды 259 223 2,15 2,43 2,15 2,43

Банковский сектор 37 38 80,06 77,83 5,57 11,71

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страховой сектор 44 41 1,81 2,00 1,34 1,40

Профессиональные участники рынка ценных бумаг 103 83 3,00 1,18 0,93 0,40

- обеспечение активного участия профессиональных участников в совершенствовании законодательно-нормативной базы;

- разработка и внедрение единых стандартов профессиональной деятельности для всех участников рынка ценных бумаг (не только для членов определенной саморегулируемой организации), а также принципов корпоративного поведения;

- расширение профессиональными участниками спектра предоставляемых услуг с одновременным снижением их себестоимости (при поддержании высокого качества оказываемых услуг путем унифицирования и оптимизации проводимых операций на финансовом рынке);

- организация работ по стандартизации документооборота (унификация документов, внедрение системы электронного документооборота) участников фондового рынка и, в первую очередь, в части обращения документов, обмен которыми предусмотрен нормативно;

- снижение затрат государственных регулирующих органов на проведение непосредственного надзора за всеми профессиональными участниками фондового рынка, лицензирования и сбора отчетности;

- обеспечение эффективного государственного регулирования за счет сосредоточения усилий на наиболее важных проблемах регулирования рынка ценных бумаг;

- модификация программного обеспечения для повышения эффективности профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

- повышение качества консультационных услуг по всем вопросам, связанным с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (отчетность, аттестация, лицензирование и т. п.);

- внедрение практики регулярного повышения профессионального уровня сотрудников организаций, являющихся активными участниками рынка ценных бумаг;

- улучшение качества информационного обеспечения участников фондового рынка;

- совершенствование системы внутреннего мониторинга и контроля в целях повышения уровня эффективности государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Список литературы

1. Ильяс А. А. Особенности развития рынка капиталов в Республике Казахстан: монография. Алматы: Экономика, 2011. 314 с.

2. Ильяс А. А. Финансовые услуги банков: учеб. пособие. Астана: ИПЦ КазУЭФиМТ, 2010. 258 с.

3. Жангутина Г. О., Кудашева Т. В. Современные тенденции развития рынка муниципальных ценных бумаг в РК // Вестник КазГУ. Сер. Экономика. 2001. № 5. С. 85-90.

4. Канжекенова А. C., Конопьянова Г. А. Инвестиционная привлекательность регионов Казахстана // Вестник КАСУ. 2005. № 4.

5. Шевченко Г. Н. Правовое регулирование ценных бумаг: учеб. пособие. М.: Статут, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.