Научная статья на тему 'Региональный финансовый центр Алматы как площадка для взаимодействия сегментов финансового рынка Казахстана'

Региональный финансовый центр Алматы как площадка для взаимодействия сегментов финансового рынка Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адамбекова А.А.

Привлекательным для инвесторов в Казахстане не только с позиции доходности и окупаемости, но и масштабности и значимости для инвестируемой страны инвестиционным проектом, является стратегически важный для Казахстана проект создания в Алматы регионального финансового центра РФЦА. Впервые эта идея прозвучала на III Конгрессе финансистов Казахстана и за этот период проведена определенная работа в направлении достижения поставленной цели. Цель создания центра ускорение процесса дальнейшего развития города как казахстанского и регионального финансового центра за счет стимулирующих мероприятий со стороны государства. Следует отметить, что для реализации поставленной цели г. Алматы и его финансовый рынок имеют многие важные предпосылки. Алматы, став южной столицей Казахстан, за годы независимости не только сохранил свою политическую, финансовую, промышленную, культурную, спортивно-туристическую и научно-образовательную привлекательность, но и стал одним из динамично развивающихся регионов страны. Это касается и динамики роста численности населения и основных показателей социально-экономического развития. Алматы, несомненно, может быть назван городом с высоким инвестиционным потенциалом. Концентрация в городе ведущих институциональных инвесторов в лице пенсионных фондов, коммерческих банков, страховых организаций и инвестиционных фондов обуславливает значительные возможности для создания привлекательного инвестиционного климата. Особую роль в деятельности финансового рынка города и страны в целом играют такие участники рынка как АО Казахстанская фондовая биржа, АО Центральный депозитарий, АО Казахстанская ипотечная компания и многие другие участники финансового рынка, обеспечивающие его функционирование. В Алматы размещены представительства 20 крупнейших банков США, Германии, Франции, Нидерландов, России, Украины, стран Средней Азии и др. Все это свидетельствует о том, что в Алматы сконцентрирован значительный объем финансовых потоков: 66 % кредитного рынка, 52 % депозитного рынка (без учета нерезидентов) страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный финансовый центр Алматы как площадка для взаимодействия сегментов финансового рынка Казахстана»

Зарубежный опыт

региональный финансовый центр алматы

как площадка для взаимодействия сегментов финансового рынка Казахстана

А.А. АДАМБЕКОВА, кандидат экономических наук, доцент Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова

Для современного развития финансового сектора экономики Казахстана характерно завершение его так называемого «переходного (транзитного)» этапа. Он находится на том уровне, когда основные реформы, требующие кардинального изменения устоев плановой экономики, уже проведены, а законодательная база и основы для формирования рыночных отношений в целом построены. Казахстан с населением, составляющим четвертую часть населения Центральноазиатского региона, на сегодня генерирует две трети всех его доходов. Это свидетельство значительных успехов экономики Казахстана.

Развитие сегментов финансового рынка на современном этапе осуществляется в направлении перехода к стандартам Европейского союза. Это обеспечит создание условий для функционирования таких финансовых посредников в лице финансовых институтов, которые, применяя в своей деятельности стандарты, установленные в Евросоюзе, будут способствовать развитию взаимодействия национального финансового рынка с мировым. Так, применение пруденциального регулирования и требований по капитализации для банков Казахстана, используемого в странах Европейского союза, адекватного политике Европейского центрального банка, создаст условия для функционирования международных финансовых организаций в нашей стране. Применение МСФО, требований Международной ассоциации страховых надзоров (IAIS) для страхового рынка, требований Банка международных расчетов (BIS) к системе платежей, принципов регулирования рынков ценных бумаг Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) способствует повышению доверия инвесторов как в лице профессиональных институциональных посредников, так и индивидуальных инвесторов в лице населения и нефинансовых компаний.

Казахстанский инвестиционный климат в целом позитивен для притока иностранных инвестиций. Так, за 15 лет независимости в республику иностранными инвесторами было инвестировано более 50 млрд долл. Для сравнения отметим, что бюджет города Алматы за 2006 г. составил 1,3 млрд долл. Несмотря на существенность привлеченных инвестиций, следует отметить, что в сущности эти средства лишь незначительно удовлетворяют потребности казахстанской экономики. На сегодня для Казахстана основными стратегическими направлениями в развитии являются: развитие текстильной и пищевой промышленности, нефтегазового машиностроения, туризма, металлургии, транспортно-логистических услуг, сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции, производства строительных материалов. Все эти направления требуют значительных инвестиций и потому Казахстан и на ближайшую, и на будущую перспективу представляет особый интерес для иностранных инвесторов.

Другим привлекательным для инвесторов в Казахстане не только с позиции доходности и окупаемости, но и масштабности и значимости для инвестируемой страны инвестиционным проектом является стратегически важный проект создания в Алматы регионального финансового центра — РФЦА Впервые эта идея прозвучала на III Конгрессе финансистов Казахстана и за этот период проведена определенная работа в направлении достижения поставленной цели [1]. Цель создания центра — ускорение процесса дальнейшего развития города как казахстанского и регионального финансового центра за счет стимулирующих мероприятий со стороны государства. Следует отметить, что для реализации поставленной цели г. Алматы и его финансовый рынок имеют многие важные предпосылки. Алматы, став южной столицей Ка-

финансы и кредит

79

захстан, за годы независимости не только сохранил свою политическую, финансовую, промышленную, культурную, спортивно-туристическую и научно-образовательную привлекательность, но и стал одним из динамично развивающихся регионов страны. Это касается и динамики роста численности населения, и основных показателей социально-экономического развития. Так, к 2006 г. население города стало более 1,3 млн человек, что составляет около 9 % населения страны, при том, что территориально Алматы занимает лишь 1/10 000 часть площади страны. Доля города в структуре ВВП республики составляет около 19 %, а по своему вкладу в государственный бюджет Алматы занимает первое место, превышая поступления из других регионов от 2,5 до 5 раз [2].

Современный Алматы — это достаточно крупный для среднеазиатского региона мегаполис с успешно развивающейся экономикой и инфраструктурой. Это возведение терминала международного аэропорта, ремонт асфальтового покрытия и строительство автомобильных развязок, расширение сети электротранспорта, строительство метро. Разработана программа по улучшению системы водоснабжения города, имеется концепция сноса и замены ветхого жилья, высокими темпами идет строительство современных зданий под офисы, торговые, культурные центры, реализуются высокотехнологичные проекты по производству лекарственных препаратов, созданию Центра ядерной медицины и биофизики, серийному выпуску солнечных водонагревателей, медицинских тест-систем.

Алматы, несомненно, может быть назван городом с высоким инвестиционным потенциалом. Концентрация в городе ведущих институциональных инвесторов в лице пенсионных фондов, коммерческих банков, страховых организаций и инвестиционных фондов обусловливает значительные возможности для создания привлекательного инвестиционного климата. Так, основной банковский капитал страны (94 %) сконцентрирован в Алматы: из 33 коммер-

ческих банков страны 27 координируют и проводят свою деятельность в этом городе. В их числе такие крупные банки, как АО «Казкоммерцбанк», АО «БанкТуранАлем», АО «Народный банк Казахстана», АО «АТФ Банк», АО «Альянс банк» и другие, которые сегодня представлены в качестве крупных акционеров не только казахстанских компаний, но и ведущих российских, грузинских, киргизских, украинских, узбекских компаний и банков. Из 14 накопительных пенсионных фондов 12 находятся в Алматы с объемом пенсионных активов в 4,6 млрд долл. — 91 % от общей суммы. Кроме того, 80 % страховых организаций также сосредоточены в Алматы и активно действуют на финансовом рынке страны с объемом активов почти в 500 млн долл. Особую роль в деятельности финансового рынка города и страны в целом играют такие участники рынка, как АО «Казахстанская фондовая биржа», АО «Центральный депозитарий», АО «Казахстанская ипотечная компания» и многие другие участники финансового рынка, обеспечивающие его функционирование.

В Алматы размещены представительства 20 крупнейших банков США, Германии, Франции, Нидерландов, России, Украины, стран Средней Азии и др. Все это свидетельствует о том, что в Алматы сконцентрирован значительный объем финансовых потоков: 66 % кредитного рынка, 52 % депозитного рынка (без учета нерезидентов) страны.

Кроме того, следует отметить, что не только высокая концентрация финансовых институтов и организаций в Алматы, но и представительность самого финансового рынка Казахстана, стали важными предпосылками для развития РФЦА. Так, представленные данные в табл. 1 показывают, что начиная с 2004 г. совокупные активы финансовых институтов и посредников в Казахстане стали расти опережающими темпами и по своей емкости достигли сопоставимых с ВВП размеров. Дополняют эти данные выводы, полученные в результате анализа индексов эластичности активов финансовых институтов и организаций Казахстана.

Таблица 1

Активы финансовых институтов Казахстана, млрд тенге

Активы 01.01. 2003 01.01. 2004 01.01. 2005 01.01. 2006 01.01. 2007 01.01. 2008

1.Банковские 1 144,9 1 675,9 2 689,8 4 515,1 8 874,6 11 544,4

2.Пенсионные 298,5 403,9 484,4 650,2 915,0 1 167,6

3.Страховые 20,7 20,7 44,1 73,3 135,5 218,9

4.Небанковских организаций 79,7 103,6 145,8 634,9 928,55 1 193

5.Профессиональных участников 6,6 10,5 14,4 71,9 193,6 365,9

6.Инвестиционного фонда н. д. н. д. 0,389 29,8 115,9 251,9

7.Совокупные 1 550,4 2 214,6 3 378,9 5 975,2 11 163,1 13 548,7

8.ВВП 3 776 4 450 5 870 7 457 9 738,8 12 567

Источник: [2, 3, 4].

Так, представленные данные показывают, что на протяжении всего исследуемого периода совокупные активы финансового рынка растут опережающими темпами по сравнению с ВВП, что свидетельствует о значительном потенциале данного сектора экономики и о реальной потребности дальнейшего насыщения экономики финансовыми ресурсами. Наряду с этим следует отметить, что динамика активов всех финансовых институтов в целом совпадает как между собой, так и с динамикой ВВП Казахстана, что говорит об адекватном развитии финансового сектора, отвечающем тенденциям развития национальной экономики. Сопоставление же данных активов финансовых институтов с объемами ВВП дает несколько уточненные выводы. Так, положительную и стабильную динамику демонстрирует лишь банковский сектор, активы которого растут постоянно с возрастающим трендом. Все остальные финансовые институты и организации наращивают активы практически без изменения к уровню ВВП. Исключением являются лишь небанковские организации, основную долю в которых составляют ипотечные компании, активизация деятельности которых начиная с 2004г позволила им увеличить ее в 3,8 раза.

В то же время полученные данные свидетельствуют о назревании проблемы сверхконцентрации банковских активов на финансовом рынке. Так, на протяжении всего исследуемого периода, несмотря на то, что остальные участники финансового рынка Казахстана продолжают наращивать свое присутс-

твие на рынке, доля активов банковского сектора продолжает расти (до 2004 г.) и оставаться на высоком уровне (с 2005 г. в пределах 79 — 80 %). Отсюда следует, что распределение доли и своего присутствия на финансовом рынке страны происходит лишь путем изменения соотношения между небанковскими финансовыми организациями. Это говорит о высоком уровне банковского монополизма и, несомненно, требует срочных мер по реструктуризации финансового рынка. Поэтому создание РФЦА выступает одной из определяющих и перспективных мер по сбалансированию и дальнейшему совершенствованию развития финансового рынка Казахстана.

Все эти и многие другие непрофильные факторы создали предпосылки того, что и государство, и сами финансовые институты поддержали идею создания РФЦА. Стать региональным финансовым центром для Алматы, на взгляд автора, означает стать рынком, приближенным к развитым странам, а значит, быть насыщенным финансовыми ресурсами, стать более влиятельным и стабильным, способным аккумулировать масштабные инвестиционные ресурсы на цели внутреннего развития страны.

Перспективные планы РФЦА нацелены не только на местный регион, но и на страны СНГ Основные приоритеты в своем новом развитии город делает на Ближний и Средний Восток, Западный Китай. Поэтому важно учесть, что взаимодействие участников финансового рынка расширенными темпами развивается именно в этих, соседних с нами, странах.

Таблица 2

Индексы эластичности активов финансовых институтов Казахстана (в % к предыдущему году)

Активы 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

1.Банковские 113,6 146,3 160,5 167,8 196,5 130,1

2.Пенсионные 151,9 135,3 119,9 134,2 140,7 127,6

З.Страховые 113,7 100 213,1 166,2 185,6 161,5

4.Небанковских организаций 118,1 129,9 140,7 435,4 146,2 135,1

5.Профессиональных участников 165 159,1 137,1 499,3 269,2 189,0

б.Инвестиционного фонда - - - - 388,9 217,3

7.Совокупные 132,0 142,8 152,6 176,8 186,8 121,4

8.ВВП 116,1 117,8 131,9 127 130,6 129,0

Источник: [2, 3, 4].

Таблица 3

Активы финансовых институтов к ВВП в Казахстане

Активы 01.01.2003 01.01.2004 01.01.2005 01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008

1.Банковские 0,30 0,37 0,46 0,60 0,91 0,92

2.Пенсионные 0,079 0,09 0,08 0,087 0,09 0,093

3.Страховые 0,005 0,005 0,007 0,01 0,014 0,017

4.Небанковских организаций 0,02 0,02 0,025 0,085 0,095 0,095

5.Профессиональных участников 0,001 0,002 0,002 0,009 0,02 0,03

6.Инвестиционного фонда - - 0,0001 0,004 0,012 0,02

7.Совокупные 0,41 0,50 0,57 0,80 114,6 107,8

Источник: составлено по данным табл. 1.

Конкуренция со стороны иностранных фондовых бирж также может негативно сказаться и на деятельности KASE, и на деятельности РФЦА. Например, Москва строит конкурентную политику таким образом, чтобы стать центром торговли ценными бумагами, выпущенными в странах СНГ, Центральной и Восточной Европы. Уже сегодня обороты рынка акций российских компаний на ММВБ почти сопоставимы с оборотами этих же акций на Лондонской фондовой бирже: ЛФБ — 52 %, ММВБ — 48 % [5]. Развиваются проекты биржи «Новая Европа» (NEWEX) в Вене, сегмент «International Securities Market» на Стамбульской фондовой бирже, прямо нацеленный на привлечение к обращению бумаг Центральноазиатского региона. Все указанные площадки работают на более удобных условиях для иностранного инвестора и с меньшими рисками, что способствуют предпочтительному отношению иностранных инвесторов более известным биржам, нежели расположенным в СНГ и еще недостаточно развитым фондовым биржам. В такой момент усиливающейся конкуренции между крупными городами по переделу центров финансовых рынков Казахстан должен взять курс на привлечение части международного капитала на свой рынок не в качестве потребителя, а распределителя иностранных инвестиций по всей территории СНГ.

Первым конструктивным документом, регламентирующим деятельность РФЦА, стала Концепция создания РФЦА, которая была принята в декабре 2004 г. В ней в первоначальном варианте под РФЦА понималась определенная границами специальная территория (зона), на которой будет функционировать специальный правовой режим, отличный от правового режима на остальной территории Республики Казахстан [6]. По содержанию специальный правовой режим должен состоять из ряда льгот и преференций для лиц, осуществляющих свою деятельность на территории РФЦА и зарегистрированных на его территории. Преимуществом создания центра на территории города является развитие всего города, а не только отдельной его части, как это могло бы стать при локальной модели создания центра. Очевидным недостатком является длительность и сложность развития соответствующей инфраструктуры на территории всего города, в то время как создание центра на территории определенной части города дает возможность быстрого создания такого уровня инфраструктуры, которая была бы привлекательна для иностранных инвесторов. В настоящее время предпочтение отдается второму варианту создания финансового центра —

расширенного, руководствуясь задачей развития всего города без создания отдельных преимуществ для того или иного района города. Основными принципами деятельности РФЦА являются:

— прозрачность, доступность и простота правил и инструкций — предполагает упрощенный механизм регистрации в органах юстиции, в Агентстве по регулированию деятельности (АРД) РФЦА, минимальные требования к размеру собственного капитала;

— возможность 100 % иностранного владения — означает, что на территории РФЦА могут осуществлять деятельность компании, инкорпорированные как за пределами центра, так и на его территории, имеющие официальную регистрацию в РФЦА и получившие международный или локальный рейтинг или включенные в листинг иностранных бирж;

— возможность полной репатриации капитала и доходов — означает отсутствие контроля за источниками доходов, участвующих в операциях на РФЦА;

— эффективный и квалифицированный регулятивный режим — предполагает либеральный режим контроля и надзора, отсутствие валютных ограничений, проведение налогового контроля только на основании отчетностей, подтвержденных аккредитованными аудиторами без права самих налоговых проверок;

— высокое качество технической инфраструктуры и сервиса — предполагает создание высоких технологических сетей и средств связи для обеспечения эффективности финансовых операций на РФЦА.

В рамках реализации данного проекта Правительством Казахстана была привлечена компания «Boston Consulting Group Inc.», которая принимала непосредственное участие в создании и развитии финансовых центров Сингапура и Таиланда, а также в Аргентине, Франции, Германии, Канаде и США. Основной задачей этой компании были изучение преимуществ и недостатков в развитии финансового рынка и разработка рекомендаций по правовой, инфрастуктурной, управленческой и территориальной позициям будущего РФЦА с учетом накопленного мирового опыта и местных особенностей. Рекомендации были разработаны и сформулированы в марте 2005 г. [7]. С учетом представленных концептуальных разработок, сделанных экспертами компании, были разработаны нормативные акты по совершенствованию законодательной базы. Например, в части создания экономических стимулов и конкурентных налоговых ставок, а также упрощения визового режима для нерезидентов Казахстана. Особенно позитивными, по мнению автора, рекомендациями «Boston Consulting Group

Inc.» являются: предложенные инструменты косвенного, пассивного и активного стимулирования. Это предоставление налоговых льгот в виде снижения ставки корпоративного подоходного налога, освобождение от уплаты налога на доходы у источника выплаты, возмещение затрат на аудит, скидки на листинг и стоимость регистрации в РФЦА как для казахстанских, так и для иностранных инвесторов. Это реализация специальных информационных программ — реклама в СМИ в странах-инвесторах, проведение конференций и семинаров по проблемам РФЦА, организация презентаций основных участников РФЦА. Изучение основных положений Концепции создания регионального финансового центра и рекомендаций «Boston Consulting Group Inc.» показал, что в Алматы имеются не только все экономические и правовые основы для создания финансового центра, но и присутствуют все необходимые факторообразующие условия реализации инвестиционного проекта такого плана.

Можно заключить, что существует несколько подходов заинтересованных сторон к построению регионального финансового центра в Алматы, которые по некоторым позициям не находят общих точек соприкосновения. Каждая из сторон имеет свои интересы и их можно разделить следующим образом:

— позиция республиканских органов власти, выражающих общие интересы государства, проявляется в заинтересованности получения большего объема налоговых поступлений в бюджет, предоставив меньше льгот;

— позиция городских органов власти выражается в заинтересованности развития города во всех направлениях и привлечения для этих целей больших инвестиций;

— позиция финансовых институтов страны — минимум налогов, минимум администрирования и максимум стимулов;

— позиция предпринимательства и нефинансового бизнеса в целом совпадает с позицией финансовых структур с той разницей, что они ожидают для себя несколько больших привилегий, чем для финансовых институтов, выражающихся, прежде всего, в доступности финансовых инструментов;

— позиция общественности — больше рабочих мест, повышение доходов населения, улучшение условий проживания и труда, улучшение экологической обстановки и т. п.

Данное позиционирование определяет главный вопрос, что реализация поставленных планов во многом будет зависеть и от того, насколько удастся совместить интерес трех главных сторон: финан-

совых институтов, города и государства, поскольку именно они играют определяющую роль в процессе реализация данного проекта. Важно, чтобы компромисс, который, несомненно, будет достигнут, не стал результатом значительных уступок или ущемлений прав той или иной стороны. На взгляд автора, тождественными данные интересы станут тогда, когда основная ставка будет сделана все-таки на финансовые институты, потому что без них город не сможет решить всех задач, а государство без финансовых институтов и поддержки и стремления самого города не получит желаемого результата.

Определение и характеристики понятия «региональный финансовый центр», анализ мирового опыта организации МФЦ позволили сформировать собственное видение сущности РФЦ.

Региональный финансовый центр, на взгляд автора, следует рассматривать не просто как обособленную часть финансового рынка или определенную экономическую зону, а как определенную организованную среду, в которой формируются отно -шения по купле-продаже финансовых инструментов, регламентируемые особым налоговым и инвестиционным режимом, стимулирующим привлечение и перераспределение инвестиций через данный региональный рынок. При этом определяющим стимулом для создания того или иного финансового центра является стремление участников финансового рынка снизить расходы на взаимодействие, складывающиеся в результате развивающихся отношений.

Следует отметить, что основная концепция, взятая сегодня на вооружение АРД РФЦА при формировании центра, построена на его ориентировании по модели развития рынка ценных бумаг. Достаточно сказать, что все нормативные документы и положения строятся вокруг ценных бумаг и механизма их обращения, деятельности профессиональных участников и посредников фондового рынка и вокруг вопросов привлечения инвестиций через фондовый механизм. На взгляд автора, в таком подходе есть положительные и отрицательные стороны. Так, несомненным является тот факт, что на сегодняшний день Алматы является главной финансовой столицей республики, а ее главой выступают коммерческие банки и потому ставка, сделанная при создании РФЦА на рынок ценных бумаг, является одним из действенных механизмов его оживления.

При создании РФЦА с завязкой на рынок ценных бумаг достигаются сразу две цели: создается РФЦА, и начинает работать казахстанский рынок ценных бумаг на полную мощь, которую в условиях

реализуемой в стране Стратегии индустриально-инновационного развития можно от него ожидать. В то же время нельзя забывать, что РФЦА — это неотъемлемая часть финансового рынка страны, представляющего собой совокупность взаимодействующих и взаимозависящих друг от друга сегментов финансового рынка, и потому позиционирование РФЦА только на рынок ценных бумаг может задержать или не поддержать развития остальных, менее развитых по сравнению с банковским сектором, сегментов финансового рынка, такого, к примеру, как страховой рынок. Поэтому, на взгляд автора, необходимо рассмотреть перспективы развития РФЦА не только как центра торговли высококлассными ценными бумагами, но и как центра международных страховых услуг. Наряду с этим нельзя не отметить и другой причины, обусловливающей необходимость акцентирования внимания на развитии именно данных сегментов финансового рынка. Так, слабый уровень развития фондового и страхового рынков определяет их основными объектами для конкурентной борьбы со стороны ближайших с Казахстаном соседей. Из всех фондовых рынков, существующих на территории СНГ, наиболее сильными в плане конкуренции являются фондовые рынки Российской Федерации. Это Московская и Санкт-Петербургская, Челябинская и Екатеринбургская, Самарская и Новосибирская биржи и др. Одной из важных преимущественных позиций российского фондового рынка, обеспечивающих ему достаточно прочное ведущее положение на фондовом рынке стран СНГ, являются значительно низкие трансак-ционные издержки эмитентов российского рынка при прохождении процедуры листинга. Так, например, плата за включение ценных бумаг в официальный список на крупных биржах России является бесплатной, на мелких биржах она в 2 раза дешевле, чем на KA.SE; плата за поддержание ценных бумаг в официальном списке, соответственно, бесплатно и в 4 раза дешевле, чем на KA.SE; комиссионный сбор соответственно в 130 раз и в 25 раз дешевле, чем на КА5Е [7].

Четкое понимание неизбежности изменения модели банковского бизнеса уже в ближайшем будущем может переформатировать весь рынок. Казахстанско -му банку оставаться универсальным становится все сложнее. Если сегодня их более десятка, то уже завтра успешно конкурировать одновременно в нескольких сегментах будут способны далеко не все. Основных альтернатив немного: обслуживание корпоративных клиентов, кредитование МСБ и розничных клиентов, развитие инвестиционного банкинга.

Таким образом, впервые после нескольких лет стабильного развития возможен массовый пересмотр банками своих стратегий развития. Также существенные изменения происходят и в филиальном развитии банков. Ориентация на дальнейшее проникновение на региональные рынки приводит к тому, что Алматы из региона-реципиента превращается в донора, Если ранее за счет аккумулированных по всей стране депозитов финансировались в основном алматинские предприниматели, то теперь кредитование успешно продвигается и в регионы. А активное развертывание в Алматы сетей точек продаж, осуществляемое некоторыми банками, демонстрирует высокий уровень локального спроса на розничные банковские продукты.

Быстрый рост числа инвестиционно-брокерских компаний отражает возросшее количество слияний и поглощений, а также тенденцию к переходу крупных и средних банковских клиентов от кредитования к его сочетанию с выпуском долговых ценных бумаг. В ближайшие годы следует ожидать бурного роста выхода новых эмитентов на рынки ценных бумаг, поскольку на сегодняшний день из порядка 500 отечественных бизнес-групп примерно 10 % уже листингуются на Казахстанской фондовой бирже, т. е. некий критический порог уже пройден. Наряду с этим на фондовом рынке прослеживается четкое фокусирование на развитие институциональных инвесторов — паевых инвестиционных фондов, резкий рост количества которых хоть и не отражает существенного спроса на их услуги, но, тем не менее, свидетельствует о готовности казахстанских финансовых институтов к предоставлению новых продуктов для своих клиентов. Таким образом, формируются все предпосылки для создания условий функционирования в Казахстане ведущего финансового центра стран Центральной Азии на базе Алматы при поддержке финансового рынка всей республики.

Литература

1. Материалы III Конгресса финансистов Казахстана // Рынок ценных бумаг Казахстана. — А., 2004. — С. 5.

2. www. statt. kz

3. www. afn. kz

4. www. nationalbank. kz

5. По материалам семинара «Современные финансовые рынки»: лектор Б. Б. Рубцов. Финансовой академии при Правительстве РФ. — М. — 2008. — 29 января.

6. Концепция развития г. Алматы как международного (регионального) финансового центра // www. almaty. kz

7. Кулатаев Б. Фондовый рынок Казахстана: новая парадигма развития //РЦБ. - 2007. - №3. - С. 39.

84

финансы и кредит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.