Научная статья на тему 'Наказания в китайском праве династии Тан'

Наказания в китайском праве династии Тан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1902
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗАНИЯ / КИТАЙ / ДИНАСТИЯ ТАН / УДАРЫ ТОНКИМИ ПАЛКАМИ / УДАРЫ ТОЛСТЫМИ ПАЛКАМИ / КАТОРЖНЫЕ РАБОТЫ / ССЫЛКА / СМЕРТНАЯ КАЗНЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моисеева Оксана Георгиевна, Авилова Оксана Евгеньевна

Статья посвящена изучению уголовного права династии Тан. Нормы уголовного права династии Тан были закреплены в принятых в 653 г. Уголовных установлениях Тан (Тан люй шу и). Исследуется развитие системы наказаний в Китае, начиная с Чжоу до династии Мин. В уголовных установлениях Тан нашла отражение система «у син» пяти основных видов наказаний, которая зародилась в Китае в глубокой древности, была видоизменена в соответствии с потребностями китайского общества и сохранилась до начала XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наказания в китайском праве династии Тан»

УДК 67.3 (5 Кит.)

Моисеева Оксана Георгиевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Алтайский государственный университет oksanam0iseeva@yandex.ru

Авилова Оксана Евгеньевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Алтайский государственный университет oksanam0iseeva@yandex.ru

Oksana G. Moiseeva

Candidate of Law, Associate Professor of Theory and History of State and Law, Altai State University oksanam0iseeva@yandex.ru

Oksana E. Avilova

Candidate of Law, associate Professor of Theory and History of State and Law, Altai State University oksanam0iseeva@yandex.ru

Наказания

в китайском праве династии тан

Punishments

in the chinise law of tang dinasty

Аннотация. Статья посвящена изучению уголовного права династии Тан. Нормы уголовного права династии Тан были закреплены в принятых в 653 г. Уголовных установлениях Тан (Тан люй шу и). Исследуется развитие системы наказаний в Китае, начиная с Чжоу до династии Мин. В уголовных установлениях Тан нашла отражение система «у син» - пяти основных видов наказаний, которая зародилась в Китае в глубокой древности, была видоизменена в соответствии с потребностями китайского общества и сохранилась до начала XX века.

Ключевые слова: наказания, Китай, династия Тан, удары тонкими палками, удары толстыми палками, каторжные работы, ссылка, смертная казнь.

Annotation. The article is devoted to the study of the criminal law of the Tang dynasty. The norms of criminal law of the Tang dynasty were enshrined in the Tang Criminal Institutions adopted in 653 (Tang Liu Xi I).The development of the system of punishments in China is investigated, starting with the Zhou to the Ming dynasty. In the criminal regulations of Tang, the system of «wu xing», the five main types of punishments that originated in China in the extreme antiquity, was reflected, was modified in accordance with the needs of Chinese society and survived until the beginning of the 20th century.

Keywords: punishment, China, the Tang dynasty, strikes with thin sticks, strikes with thick sticks, hard labor, exile, death penalty.

Уголовные установления Тан с разъяснениями (Тан люй шу и) были приняты в 653 г., тем самым была продолжена практика создания китайских династийных кодексов. Кодекс содержит 502 статьи, которые сведены в 30 глав (цзюаней), объединенные в 12 разделов. Современные исследователи китайского права положительно оценивают роль и значение Тан люй шу и в развитии китайского законодательства. «Тан люй шу и» сыграл ключевую роль в процессе нормотворчества в старом Китае» [1, с. 71].

Первый раздел, посвященный мерам наказания и принципам их применения, один из самых больших по объему и включает в себя 57 статей. В нем содержатся нормы об основных и дополнительных видах наказаний, и принципах их применения.

Период правления Танской династии (618-907 гг.) считается временем окончательного формиро-

вания в Китае уголовного права, целиком основанного на конфуцианской морали [2, с. 24].

Тан люй шу и действовали в Китае до первой публикации в середине XVII в. кодекса маньчжурской династии Цин, однако некоторые положения и сама суть уголовного кодекса Тан были восприняты цинским правом. Тем самым, можно говорить о сохранении основных подходов к регулированию системы наказаний и порядка их назначения, нашедших отражение в кодексе Тан, вплоть до начала XX в.

В.М. Рыбаков пишет: «То, что было сделано при династии Тан, явилось, с одной стороны результатом долгого и многогранного развития, увенчанием вековых усилий, итогом многочисленных кодификаций, с другой стороны - основой и образцом для всего последующего развития уголовного права, как в Китае, вплоть до свержения монархии в 1911 г., так и во всей Юго-Восточной Азии» [3, с. 40].

В древнем Китае сложилась система пяти наказаний - «у син», которая включала в себя: клеймение, отрезание носа, отрубание одной или обеих ног (ступней), кастрацию и смертную казнь. Традиционная китайская историография относит возникновение пяти видов наказаний к очень глубокой древности (ХХ^-ХХ!!! вв. до н.э.). Однако современные исследования свидетельствуют о том, что доктрина у син возникла не раннее периода Чжаньго (V-!!! вв. до н.э.), причем перечисленные 5 наказаний являлись, по-видимому, лишь частью более широкого круга карательных мер, использовавшихся на практике [4, с. 10].

В период династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г.) происходят изменения в подходах к назначению отдельных видов наказаний и отказ от чрезмерно жестоких. В частности, отменяются клеймение, отрезание носа, отрубание ног и кастрация.

В V в. (династия Северная Вэй) происходит очередное изменение системы наказаний, которая включает в себя: обезглавливание, удавление, каторжные работы со ссылкой, каторжные работы без ссылки. В это же время в качестве дополнительного наказания стало применяться битье палками. В период Суй (V! в.) толстые палки были дополнены тонкими. Таким образом, складывается новый вариант наказаний «у син», который закрепляется в кодексе династии Суй 583 г. «Это был свод угроз, взысканий и наказаний: традиционное китайское право было и всегда оставалось исключительно уголовным правом» [5, с. 297].

Танский кодекс упорядочил систему пяти основных наказаний: удары тонкими палками, толстыми палками, каторжные работы, ссылка и смертная казнь в двух формах. Самым легким из основных наказаний было битье легкими (тонкими) палками (чи). Эта мера в качестве официального наказания была введена в царствование запад-но-ханьского императора Вэнь-ди (179-157 гг. до н.э). Император Вэнь-ди в 167 г. до н.э. приказал заменить отрезание носа 300 ударами бамбуковой палки, а отрубание левой ноги - 500 ударами. [6, с. 157]. Впоследствии императоры продолжали уменьшать количество ударов палками, провозглашая что «битье палками должно служить воспитанию преступников» [6, с. 158].

Тонкие палки изготавливались из дерева чу, длина - 1 м 15 см, толщина - 5,5 мм. Чу - это прутняк коноплеволистный [7, с. 79]. Тонкими палками били по спине и наказывали за незначительные преступления. В Тан люй шу и записано: «Наказывать легкими палками - значит бить, и кроме того, может толковаться как «стыдить». Объясняется это тем, что человек совершил легкий проступок, по закону его необходимо вразумить, поэтому применяют к нему битье, чтобы устыдить его [8, с. 76]. Наказание легкими палками было пяти степеней - 10 ударов, 20 ударов, 30 ударов, 40 ударов, 50 ударов.

Следующим видом наказания были удары тяжелыми (толстыми) палками (чжан). Можно встретить упоминание о наличие данного вида нака-

заний с начала правления династии Восточная Хань (25-220 г.). В разъяснении к статье 2 Тан люй ши у сказано, что с приходом династии Суй битье плетью было заменено тяжелыми палками [8, с. 78].

Толстые палки изготавливались также из чу, но их толщина составляла 9 мм. Длина толстой палки составляла около 1 метра, она имела утолщенный лопатовидный конец и сужалась к рукоятке. В Разъяснениях Танского кодекса сказано, что целью данного вида наказания является сдерживание. Тан люй шу и предусматривал 60, 70, 80, 90 и 100 ударов толстыми палками.

Следующим видом наказания была каторга (ту). «Наказание каторгой есть порабощение» [8, с. 78]. Каторга рассматривалась как мера наказания, которая предполагала превращение преступника в раба. В Тан люй шу и указано, что данный вид наказания существовал со времен Чжоу. Каторга никогда не была бессрочной и даже длительной, максимальный срок - 3 года. Каторжные работы отбывались по месту проживания преступников, их труд использовался на благо своего уезда. Они работали на ремонте стен и складских помещений, общественных зданий. Женщины были ткачихами и поварихами. Срок каторги составлял 1 год, 1,5 года, 2 года, 2,5 года и 3 года.

Ссылка (лю) представляла собой сочетание каторжных работ с отправкой преступников в отдаленные районы Китая, и даже за его пределы. Срок каторжных работ составлял 1 год, затем ссыльные переводились на обычный режим проживания. Наказание ссылкой применялось, начиная с периода Чуньцю. В разъяснениях статьи 4 Тан люй шу и сказано, что ссылка есть смягчение пяти наказаний [8, с. 78].

Ссылка варьировалась на три степени, в зависимости от отдаленности ее отбывания, и соответственно была на 2000 ли, 2500 ли, 3000 ли. Ли мера длины, которая в древности составляла 300 шагов, в период династии Тан - 560 метров. Ссылка, как правило, была предусмотрена для родственников преступника, если он совершил тяжкое преступление.

Разновидностью ссылки, было изгнание («исян»). Изгнание применялось с целью предотвращения кровной мести, с которой государство вело борьбу, начиная с глубокой древности. «Если примирение сторон затруднено, то того, кому угрожает месть за убитого им чьего-либо брата, изгоняют за тысячу ли. Если допустить кровную месть за отца или братьев, то не будет единства в государстве... Если за любого убитого человека кто-то совершит ответное убийство, то необходимо, чтобы государство отмстило ему... Приказано не допускать кровной мести, тот, кто отомстит ему, подлежит смертной казни». Данное положение, посвящено случаю убийства по ошибке и содержится в «Чжоу ли» [Цит. по 9, с. 62].

Высшей мерой наказания была смертная казнь. Существовало две разновидности смертной казни: удавление (цзяо) и обезглавливание (чжань).

Казнь через обезглавливание появилась в глубокой древности, во времена легендарного Желтого императора, а удавление - в эпоху Чжоу.

Удавление считалось более легким видом смертной казни, так как сохранялась целостность тела. Танский кодекс предусматривает смертную казнь в 233 случаях.

Большинство преступлений, наказываемых смертной казнью подпадало под «Десять зол». «Десять зол» - преступления, которые рассматривались как самые опасные, предосудительные. В статье 6 Тан люй шу и записано: «Они сводят на нет морализующее влияние и разрушают упорядоченность» [10, с. 773].

От большинства наказаний можно было откупиться по определённому законом тарифу. Например, чтобы не получить 100 ударов толстой

Литература:

1. Ахметшин Н.Х. История уголовного права КНР. М., 2005. 343 с.

2. Рыбаков В.М. Конфуцианское человеколюбие и уголовное право традиционного Китая // Российское право. 2016. № 5. С. 24-27.

3. Рыбаков В.М. Танская бюрократия. Правовое саморегулирование. СПб., 2013. Т. 1. Ч. 2. 416 с.

4. Пивоваров Н.Д. Наказания в китайском праве династии Мин // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 7. С. 9-15.

5. Елисеефф В. Цивилизация классического Китая / В. Елисеефф, Д. Елисеефф. Екатеринбург, 2007. 640 с.

6. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994. 172 с.

7. Законы Великой династии Мин со сводным комментарием и приложением постановлений. М., 1993. Ч. 1. 572 с.

8. Уголовные установления Тан с разъяснениями. Тан люй шу и. Цзюани 1-8. СПб., 1999. 384 с.

9. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. М., 1986. 264 с.

10. Уголовные установления Тан. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран : в 2 т. / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2009. Т. 1. 816 с.

палкой, следовало заплатить 10 цзиней (1 цзинь -597 грамм меди).

Кроме основных наказаний были также и дополнительные «цун син». Среди которых выделяют: конфискацию, разжалование чиновников. Уголовные установления династии Тан окончательно регламентировали и упорядочили систему пяти наказаний, которая просуществовала фактически в неизменном виде еще в течение нескольких столетий. Наказания носили репрессивный характер, очень часто предусматривалось применение смертной казни.

Для династии Тан характерно наличие весьма разработанного законодательства, прежде всего, уголовного, которое отвечало запросам времени, и отличалось бережным отношениям к традициям китайского народа.

Literature:

1. Akhmetshin N.Kh. The history of criminal law of the PRC. M., 2005. 343 p.

2. Rybakov V.M. Confucian philanthropy and criminal law of traditional China // Russian law. 2016. № 5. P. 24-27.

3. Rybakov V.M. Tang bureaucracy. Part 2. Legal self-regulation. SPb., 2013. T. 1. 416 p.

4. Pivovarov N.D. Punishments in the Chinese law of the Ming dynasty // Actual problems of Russian law. 2015. № 7. P. 9-15.

5. Eliseeff V. Civilization of classical China / V. Eliseeff, D Eliseeff. Ekaterinburg, 2007. 640 p.

6. Krasheninnikova N.A. History of Law of the East. M., 1994. 172 p.

7. The laws of the Great Ming Dynasty with a consolidated commentary and appendix resolutions. M., 1993. Part 1. 572 p.

8. Criminal Institutions Tang with explanations. Tang lui shu u. Jiuani 1-8. SPb., 1999. 384 p.

9. Kychanov E.I. The foundations of medieval Chinese law. M., 1986. 264 p.

10. Criminal Establishments Tang. Readings on the history of the state and the rights of foreign countries : in 2t. / Executive Editor N.A. Krasheninnikova. M., 2009. T. 1. 816 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.