НАКАЗАНИЕ КАК ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ © Аргунова С.М.*
Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,
г. Якутск
В тезисе рассмотрена патологическая зависимость между насилием, пережитом в детстве, и воспроизводством в следующих поколениях. На основе социологического исследования определены формы и причины семейного насилия над ребенком.
Ключевые слова наказание, семья, социализация.
Традиционно считается, что наказание как мера воздействия за совершенный проступок является особым способом воспитания, ибо воспитание невозможно без наказаний и поощрений. В русской бытовой культуре существуют такие поговорки, как «бьет - значит любит», «не пожалей розги», и т.д. В данном контексте одну из актуальных проблем представляет вопрос наказания детей в семье как семейного насилия.
Многообразие образа жизни людей порождает новое видение процесса формирования отношений в семье. Данное обстоятельство связано с тем, что семейная ячейка подвергается воздействиям, вызванным быстрыми и глубинными изменениями в обществе, к которым необходимо приспосабливаться. Зачастую экономические и социальные факторы являются источником стрессового состояния родителей и отрицательно влияют на воспитание детей. Все это обусловливает ущербность первичной социализации личности, создает ограничения или неспособности осуществлять ею конструктивные социальные функции в дальнейшем; содержит угрозу социальной патологии.
Очевидно и то, что применение наказаний, граничащих с жестокостью и насилием, прежде всего физическим, входит в прямое противоречие с принципом осуществления равных и неотъемлемых прав ребенка на уважение его человеческого достоинства и физической неприкосновенности. Особенности ребенка, находящегося на стадии развития и формирования, его изначальная зависимость от взрослых, особый склад ума, а также детская уязвимость - всё это вместе взятое требует того, чтобы ребенку была предоставлена защита от любых форм насилия.
Типичные виды наказания детей в российских семьях. Это: бьют ремнем, шлепают по попе, дают подзатыльники, ставят в угол, лишают прогулки, обеда или ужина, сладостей, оставляют одного в темной комнате и т.д. Безусловно, все представленные виды наказания детей содержат элементы
* Студент.
насилия как повторяющегося с увеличением частоты цикла: физического, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Но присутствие негативного в восприятии подобных видов наказания, в том числе самих жертв, далеко не всегда имеет место. Отсюда вторичность признания патологического эффекта семейного насилия над детьми в обществе, признание. Определяя понятие семейного насилия над детьми в качестве их наказания в российских условиях,
Исследователи заострили внимание на «системности данного явления как принципиальной особенности, отличающейся от конфликтной ситуации». Системность выражается в том, что те, кто сегодня позволяет себе акты насилия в отношении детей, сами испытывали их в детстве. Например, в исследовании Т.Н. Дороновой, А.Е. Жичкиной, Л.Г. Голубевой на вопрос о том, каким видам наказания подвергались родители в детстве, были получены ответы, сходные с теми, что приводятся выше. А именно: лишали различных удовольствий (80 %); ставили в угол, в том числе в неудобных позах, на горох (65,7 %); подвергали телесным наказаниям (били ремнём, тяжелыми предметами с нанесением увечий) (45,7 %); запугивали (45,7 %); наказывали лишением общения (58,4 %) [2]. Однако дети с теплотой вспоминают своих родителей, считают их поведение, даже с применением жестких методов, вполне оправданным, так как эти действия, по их мнению, осуществлялись им на пользу. Подростки, отмечая факты наказания, включая вышеперечисленные виды, принимают их в качестве естественного акта взаимоотношения со взрослыми, идентифицируют их не как негативные, а скорее как должные. На вопрос анкеты «Чувствовали ли Вы когда-нибудь, что родители наказывают Вас незаслуженно?» большинство школьников Ставрополя и Кисловодска (65 %) ответили отрицательно. По обобщённым данным наших исследований, детям приходится испытывать весь набор способов домашнего принуждения и риски подверженности насильственным действиям, в которых преобладали грубость и сквернословие (40 %), психологическое давление (28 %), физическое насилие (18 %), сексуальное (6 %) и др. 22 % ответили, что им не приходилось испытывать насилие [1].
Для огромного числа родителей девизом в воспитании стали слова: «У моего ребенка должно быть счастливое детство!». Они стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. Пытаются во всем ему потакать, делать все лишь бы ребенку было хорошо. В результате родители начинают идти на поводу у собственного ребенка. Кроме того, нервы у родителей не железные: мама с папой будут несколько месяцев накапливать раздражение и потом все же схватятся за ремень, а для ребенка это будет настоящей трагедией. Не чувствуя твердой родительской руки, ребенок не чувствует заботы о себе. Он сам еще не в силах совладать с собственными эмоциями и желаниями, а папа и мама отказывают ему в помощи. Безграничная снисходительность родителей, потакание детским прихотям не только не
позволяют избегать конфликтов, но и делают их неизбежными. Правила, ограничения и запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
Часто приходится слышать: «Ребенок должен знать слово «нельзя», потому что иначе он сядет вам на шею». Звучит разумно, пока не начнешь конкретно разбираться, а что же собственно нельзя. Этот перечень можно продолжать бесконечно. Завышение требований, предъявляемых к ребенку, ориентация на его послушание, нетерпимость к проявлению самостоятельности и, наконец, незнание родителями основных закономерностей развития детей может привести к отклонениям в поведении малыша, к реакциям протеста.
Необходимо изменить стиль общения с ребенком, снять лишний контроль и требования.
Вряд ли найдется хотя бы одна семья, которая, решая проблемы воспитания, обходится без физических наказаний. Мамы, папы, бабушки, дедушки прибегают к ним в качестве дисциплинирующих воздействий, стремясь принудить ребенка делать то, что положено. Вслед за взрослыми дети тоже прибегают к насилию как к способу достижения собственных целей, только они применяют его по отношению к более слабым [2].
Причины наказания с элементами насилия усматриваются, прежде всего, в характере семейных отношений. Неблагополучие в семьях отметили почти 70 % школьников, хотя нужно учитывать сложность вопроса, на который не всегда можно получить достаточно откровенный ответ: 6,5 % подростков отметили, что отношения в семье очень трудные, наблюдаются частые скандалы и непонимание. При этом главная эмоциональная опора для ребёнка мать. Подросткам было предложено продолжить высказывание: «Без солнышка темно, без матери...». На, что были следующие высказывания: «еще темнее» - 24 %, «плохо» - 10 %, «холодно» - 4 %, «очень тяжело» - 20 %, «одиноко» - 8 %, «грустно» - 10 %, «не выжить» - 10 %, «ужасно» - 4,5 %, «нет смысла жить» - 5,5 %, «не знаю» - 4 %. То есть, как бы ни была неблагополучна семья у ребёнка и каковы бы ни были конфликтные отношения с матерью, он не мыслит своей жизни без нее, готов оправдать её жестокость и бездушие.
Можно предположить, что взаимоотношения с родителями, а главное -именно с матерью в семье, более всего способствуют позитивному воспитанию. Позитивный подход к родительским обязанностям основывается на уважении прав человека применительно к ребенку и, соответственно, на создании доброжелательной обстановки, в которой родители не прибегают к телесным и унижающим человеческое достоинство наказаниям для разрешения конфликтных ситуаций или для привития дисциплины и уважения к окружающим.
Причины и следствия семейного насилия над детьми во многом связаны с правовым и культурно--образовательным аспектом проблемы. Характерными факторами, обусловливающими укоризненность и распространение этого явления в современных условиях, выступают издержки правовой не-
компетентности родителей и детей, педагогическая ограниченность взрослых и т.д.
Обеспечение соблюдения достоинства личности каждого человека является основополагающим и направляющим принципом международного законодательства о правах человека. Однако исследования показывают, что лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребёнка, большинство родителей (92 %) не воспринимает как нарушение его прав. Только половина родителей (54 %) считает, что, оставляя ребёнка дома одного на несколько часов, они нарушают тем самым его права. Вместе с тем, согласно статье 156 Уголовного кодекса РФ, запирание ребёнка одного на длительное время квалифицируется как неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Справедливо считают 85,7 % родителей, что ударить ребёнка означает нарушить его права. 74,3 % допускают шлепки и 31 % - использование ремня как вида наказания в практике собственного родительского поведения. Такая ситуация во многом связана с тем, что с положениями Конвенции о правах ребёнка знаком лишь 1 % родителей. О существовании Семейного кодекса РФ известно 58 % опрошенных, назвать свои права и обязанности, ограничив их заботой о здоровье и образовании ребёнка, смогли лишь 28 %.
Исследователи подчеркивают, что традиции народного воспитания у народов Севера нужно искать в семейном воспитании. В этнопедагогике малочисленных народов Севера выделяют следующие области: - морально-этические нормы, общие для всех народов Севера; - этика взаимоотношений в семье; - отношение человека к окружающей природе; отсутствие физических и часто моральных наказаний; - основной метод показ + рассказ в ненавязчивой форме до определенного возраста; отказ от высоких требований, в то же время признание ребенка взрослым во многих аспектах. Одной из отличительных черт характера у народов Севера с малых лет считалась их честность и доверчивость. В числе нравственных устоев у народов Севера нельзя не отметить скромное поведение.
Весь комплекс воспитательного и образовательного процесса должен быть нацелен на формирование личности ребенка именно как представителя того или иного народа Севера. Для этого он должен усвоить соответствующую духовную культуру родного народа, пройти систему закаливания холодом, исповедовать нравственно-этические нормы северной морали, стать носителем национального самосознания, знать историю своего народа и по мере взросления брать на себя ответственность за его судьбу [3].
Таким образом, социологи выделяют семейное насилие над детьми как актуальную проблему российского общества и указывают направления её решения с точки зрения перспектив предупреждения и преодоления ущербной социализации личности и социальных патологий. Исходя из того, что потенциал детей дает им возможность быть активными и полезными членами, как семьи, так и общества в целом.
Список литературы:
1. Маслова Т. Ф., Смагина М.В. Наказание детей // Социологические исследования. - 2011. - № 7. - С. 96-100.
2. Ольга Гударёва. Казнить нельзя, помиловать [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.2mm.ru/vospitanie/74/kaznit-nelzya-pomilovat.
3. Борисова УС. Этнокультурное образование: историко-социологичес-кий анализ (на материалах Республики Саха (Якутия)): автореф. дисс. ... док. социол. н. - СПб.: СПбГУ 2006.