УДК 316.36
С. Л. Таланов
Насилие и наказание в семье: опыт социологического анализа
В статье анализируется проблема семейного насилия над ребенком в условиях трансформации российского общества. Эмпирически рассматриваются основные факторы и виды насилия в семье. Предлагаются мероприятия, направленные на снижение числа случаев насилия в семье.
Ключевые слова: насилие в семье, первичная социализация, каналы микро среды, агенты первичной социализации.
S. L. Talanov
Violence and Punishment in the Family: a Social Analysis Experience
In the article we see the analysis of such a problem as the family violence distributed mainly on children in the process of transformation of the Russian society. Empirically we considered the main factors and aspects of violence in the family. We offer different events that lead to minimize the violence in the family.
Keywords: a family, violence in the family, primary socialization, channels of microenvironment, agents of primary socialization.
Актуальность исследования
В настоящее время все большее число исследователей отмечают рост насилия в российских семьях. Несмотря на существование общих факторов, влияющих на рост насилия в семье, их число в различных регионах далеко не одинаково. В каждой республике, области, автономном округе, муниципальном образовании и т. д. действуют дополнительные факторы, которые сдерживают рост насилия над ребенком или, наоборот, способствуют ему. Это обусловлено социально-экономическими условиями, которые формируют среду обитания. Значительное влияние на этот процесс оказывают также особенности национально-исторического развития народа, населяющего данную территорию.
По данным УМВД по Ярославской области, на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состоят 1333 родителя (на 1 апреля 2012 г.). Но это данные статистики: в силу высокой латентности данного явления, можно предположить, что ситуация намного серьезнее.
Мы предприняли попытку проанализировать причины и виды насилия в современных семьях, с этой целью нами было проведено социологическое исследование в 2011-2012 гг. на территории Ярославской области.
Эмпирическая база социологического исследования
В качестве объекта исследования выступили
- позиционные эксперты - сотрудники правоохранительных органов, государственные и муниципальные служащие, исследователи (п=114);
- родители, состоящие на учете в УМВД по Ярославской области (п=92).
Также был проведен опрос учеников 11 классов средних общеобразовательных школ г. Ярославля: 1, 2, 6, 9, 14, 18, 21, 23, 28, 31, 36, 37, 42, 43, 49, 58, 67, 71, 83, 84, 89, 90.
Возраст респондентов - 17 лет.
Опрос (анкетирование) проходил в здании Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского в аудитории 314 главного корпуса два раза в неделю по вторникам и средам с 16:20 до 19:20 (указан период, а не длительность опроса). Финансирование социологического исследования осуществлялось из собственных средств. Согласно Этическому кодексу Российского общества социологов. Раздел II. П. 8, «при обнародовании результатов конкретного исследования социолог должен указать генеральную совокупность и объем выборки, дату и метод проведения исследования, точную формулировку вопросов, а также все источники финансирования данной работы».
Выборка квотная. Выборочная совокупность п=84. Переменные квотирования: школа, пол, структура семьи, национальность. Любой из респондентов мог отказаться от участия в опросе на любой стадий социологического исследования.
© Таланов С. Л., 2013
Проведен ряд глубинных интервью с несовершеннолетними (n=5), а также осуществлен внутренний и внешний анализ документов.
Кроме того, проведен вторичный анализ исследований общественного мнения (Фонд «Общественное мнение», «Левада-Центр») и данных научных центров (Институт социологии РАН, Академия Управления МВД и др.).
Количественный анализ данных выполнен с помощью специального пакета программ SPSS 11.0 (Statistical Packagefor SocialSciences). Графи -ческое и текстовое представление данных осуществлено с помощью программных пакетов Microsoft Excel 2010 и Microsoft Word 2010.
Достоверность полученных результатов
Внешняя валидно сть данных, полученных с помощью применяемых автором методик, оцени-
валась путем сопоставления с результатами, выявленными с помощью других методик, предназначенных для решения схожих исследовательских задач и прошедших предварительную проверку на валидно сть.
Основные выводы
Все исследователи, социологи, психологи, педагоги и т. д. независимо от их методов исследования сходятся в одном: для формирования личности первостепенное значение имеет семья. Учитывая данное обстоятельство, мы в первую очередь попытались выяснить у несовершеннолетних из полных семей, какие стили воспитания применялись и применяются в их семьях (Таблица 1). В данном случае речь идет только о семьях в которых никто и никогда не состоял на учете в УМВД.
Таблица 1
Стили воспитания в современных семья с точки зрения несовершеннолетних из полных семей (% от числа ответивших)
№ п/п Стили (правила) воспитания Законопослушные ученики общеобразовательных школ из полных семей n=84
1 Мои родители периодически кричали и били меня (применяли психологическое и физическое насилие) за мелкие проступки или непослушание. Особенно за низкие оценки в школе, в основном при выполнении домашнего задания дома. Чаще всего доставалось от мамы 28
2 Лишь мои родители могли определять, что правильно, что неправильно. Со стороны родителей наблюдалась чрезмерная опека, мелочный контроль, действовала система непрерывных запретов и невозможность для ребенка принять когда-либо собственные решения 27
3 Моя самостоятельность расценивалась моими родителями как упрямство, должна была быть сломлена и как можно скорее 24
4 Мои родители при воспитании придерживались принципа, что дети - это взрослые, и должны иметь свое мнение и определенную самостоятельность 15
5 Другое 6
Из таблицы видно, что до сих пор родители ральная ответственность, гипопротекция, жесто-применяют стили воспитания, ведущие к деви- кое обращение.
антному поведению, такие как потворствующая Тем не менее, на рост насилия в семье влияет гиперпротекция, эмоциональное отвержение, до- не только неправильное воспитание. С целью минирующая гиперпротекция, повышенная мо- выяснения его причин и факторов мы провели
опрос позиционных экспертов (Таблица 2).
Таблица 2
Мнение позиционных экспертов о причинах насилия в современных семьях*
(% от числа ответивших)
№ п/п Причины насилия в семье n=114
1 Семейное воспитание 67
2 Агрессивность членов семьи 54
3 Общество 43
4 Законодательство 37
5 Жертва (ребенок) 26
6 Злоупотребление спиртным 64
7 Низкий культурный уровень 34
8 Материальные и жилищные проблемы 35
*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько причин.
Как видно из таблицы, основными причинами В своем исследование мы предложили роди-насилия в семье являются семейное воспитание телям проанализировать, что и в каких ситуациях и злоупотребление спиртным. вынуждает их применять физическое насилие по
отношению к детям (Таблица 3).
Таблица 3
Причины применения физического насилия в семье со стороны взрослых* _(% от числа ответивших)_
№ п/п Причины физического наказания со стороны взрослых п=92
1 Плохие оценки в школе 54
2 Плохое поведение в школе 41
3 Проблемы при выполнении домашнего задания 32
4 Несколько раз игнорирует замечания взрослого 24
5 Проявляет упрямство 21
6 Совершил проступок («кража» денег у родителей и т. д.) 19
7. Хамит, грубит 18
8. Капризничает 16
*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько причин.
При этом респонденты-родители пояснили, что применение физического насилия по отношению к детям - вынужденная мера. Многие в качестве оправдания привели следующие аргументы:
- нас так воспитывали, и мы так же будем (43 %);
- не хватает никаких нервов (36 %);
- ребенок провоцирует своим действием или бездействием (21 %).
Значительная часть респондентов-родителей (74 %) пояснили, что все знакомые взрослые из их ближнего окружения периодически применя-
ют физическое насилие по отношению к детям, все зависит от ситуации.
Очевидно, что родители не имеют важных знаний и навыков, необходимых для разрешения сложных жизненных ситуации, в результате мы все чаще можем наблюдать такое негативное явление, как физическое насилие над детьми [1].
Учитывая, что большинство респондентов-родителей (43 %) в качестве оправдания насилия сделали акцент на собственном воспитании («нас так воспитывали, и мы так же будем»), мы решили проанализировать факторы их семейного неблагополучия на момент постановки на учет в УМВД по Ярославской области (Таблица 4).
Таблица 4
Факторы семейного неблагополучия на момент постановки на учет в УМВД
Факторы Взрослые, состоящие на учете в УМВД по Ярославской области (п=92)
Были судимы
отец 28
мать 12
брат 22
сестра 17
жена респондента 8
муж респондента 33
дети респондента 26
родители мужа респондента 7
родители жены респондента 4
Семейное положение родителей респондентов
замужем (женат) в первый раз 45
второй раз и более 22
разведены 33
оба или один из родителей лишены родительских прав 12
Семейное положение самих респондентов
замужем (женат) в первый раз 27
второй раз и более 22
разведены 32
сожительствовали 19
лишен родительских прав 28
Факторы Взрослые, состоящие на учете в УМВД по Ярославской области (п=92)
Причины конфликтов в семье родителей респондентов*
отсутствие взаимопонимания 47
плохое поведение детей 26
злоупотребление спиртным 34
низкий жизненный уровень 33
супружеская неверность 17
конфликтов, как таковых не было 7
семья состояла на учете в милиции 38
*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько причин.
Как видно из Таблицы 4, большинство респондентов-родителей росли и воспитывались в неблагополучных семьях.
Проанализировав уровень образования и место работы респондентов-родителей, мы установили, что среди тех, кто применял насилие по отношению к ребенку, есть около 12 % лиц, имеющих педагогическое образование. Данное обстоятельство настораживает: либо они плохо учились, либо необходимо внести коррективы в программу обучения будущих учителей.
Нас как исследователей в первую очередь интересовало, какие виды семейного насилия являются наиболее распространенными в настоящее время. В результате опроса респондентов-родителей мы выявили, что чаще всего по отношению к детям применяется психологическое и экономическое насилие (Таблица 5). В данной статье сексуальное насилие не рассматривается в силу сложности изучения данного явления.
Таблица 5
Виды семейного насилия* (% от числа ответивших)
№ п/п Виды наказания Родители, состоящие на учете в УМВД по Ярославской области (п=92)
Физическое насилие
1 Давали подзатыльники 34
2 Били руками и ногами 27
3 Били ремнем 18
Психологическое насилие
1 Кричали 52
2 Угрожали избить (убить) 48
3 Оставляли одного в темном помещении 44
4 Угрожали выгнать из дома 41
5 Унижали на публике 22
Экономическое насилие
1 Лишали карманных денег 65
2 Лишали сладостей 57
3 Не разрешали ходить в кино и т. д. 54
4 Не покупали новую (модную) одежду и обувь 32
*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько видов наказания.
Из 92 респондентов-родителей 83 указали, что они любят своих детей и по возможности периодически стараются баловать их (подарки, совместные прогулки, походы в кино и т. д.).
Можно сделать вывод, что понятия воспитание и наказание синонимичны для определенной части родителей, которые по-другому не умеют взаимодействовать с детьми. Об этом говорят такие данные, как частота применения насилия по отношению к детям. Например, 90 респондентов-родителей, состоящих на учете в УМВД по Ярославской области, отметили, что применяли насилие к своим детям почти каждый день.
Наше исследование демонстрирует, что в неполных семьях насилие является более распространенным явлением. Этому способствует ряд объективных и субъективных факторов: постоянная занятость матери и отца на работе, заботы женщины-матери по ведению домашнего хозяйства и связанные с этим нервное напряжение, стрессы, усталость, которые отрицательно сказываются на отношении к ребенку (неуравновешенность, раздражительность и т. д.).
Сама по себе неполная семья не является фактором риска. Частота проявления насилия в неполных семьях обусловлена стечением ряда не-
135
благоприятных факторов, таких как длительное воздействие конфликтной ситуации на детей; возникновение ситуаций эмоционального голода или чрезмерной, жертвенной родительской любви; аморальное поведение оставшегося родителя, его низкий культурно-образовательный и профессиональный уровень; алкоголизм, материально-бытовые трудности; слабая связь со школой; отсутствие контактов со школой; неоказание своевременной общественной помощи.
Основные выводы
Насилие со стороны родителей формирует комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Образцы поведения, усвоенные в таких семьях, не могут способствовать укреплению целостности личности ребенка и адекватному восприятию себя и других людей [2]. Для детей из подобных семей осложнены такие значимые для личности процессы, как принятие объективной сложности окружающего мира, полноценная адаптации к изменяющимся условиям, умение принимать на себя ответственность и делать выбор.
Мы обратились к позиционным экспертам с просьбой высказаться о первоочередных мероприятиях, направленных на уменьшение насилия в семье.
Их предложения основаны на личном знании ситуации, поэтому представляют для социолога особый интерес, в первую очередь, в целях профилактики.
Предложения позиционных экспертов отличаются большим разнообразием и охватывают все стороны их интересов. Широк и диапазон адресности предложений: от депутатов ГД ФС РФ до районных, городских региональных руководителей.
Мнение экспертов включает как предельно конкретизированные суждения (например, принятие административных и уголовно-правовых вер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей т. д.), так и весьма общие (например, учитывать интересы детей и т. д.). Реализация одних предложений связана с принятием общих решений на областном и всероссийском уровнях, осуществление же других целиком и полностью зависит от инициативы муниципальных органов власти и федеральных законов.
Планируя профилактические мероприятия по нормализации обстановки в семьях, где есть факты насилия, необходимо анализировать факторы, лежащие в основе семейного неблагополучия, "136
особенно если данная ситуация в семье возникла в силу объективных причин.
Кроме того, субъектам профилактики необходимо не только как можно раньше выявлять факты насилия в семьях и своевременно пресекать его, но и оказывать несовершеннолетним социальную поддержку, психологическую помощь.
На наш взгляд, для уменьшения всех видов насилия в семье необходимо каждые три-четыре года проводить мониторинги данного социального явления. Система противодействия девиант-ному поведению требует концептуального подхода, основанного на научном изучении проблемы. Без научного обоснования концепции не могут быть четко сформулированы основные цели стратегии противостояния асоциальному поведению, правильно определены пути и средства их достижения, а без этого оказываются мало эффективными практические действия по уменьшению уровня насилия в семье. Концепция должна включать, кроме нормативно-правовых, общесоциальные меры воздействия.
Библиографический список
1. Таланов, С. Л. Воспитание как педагогический компонент первичной социализации недевиантной личности [Текст] / С. Л. Таланов // Человек и вселенная. - 2003. - № 3 (24). - С. 134-138.
2. Таланов, С. Л. Региональные особенности формирования личности несовершеннолетнего делинквента в условиях трансформации российского общества (на примере Ярославской области) [Текст] : автореф. дис. ... канд. политол. наук / Таланов Сергей Львович. - Институт социологии РАН. - М., 2008. - 21 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Talanov, S. L. Vospitaniye, kak pedagogicheskiy komponent pervichnoy sotsializatsii nedeviantnoy lich-nosti [Tekst] / S. L. Talanov // Chelovek i vselennaya. -2003. - № 3 (24). - S. 134-138.
2. Talanov, S. L. Regional'nyye osobennosti for-mirovaniya lichnosti nesovershennoletnego delin-kventa v usloviyakh transformatsii rossiyskogo obshche-stva (na primere Yaroslavskoy oblasti) [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. politol. nauk / Talanov Sergey L'vovich. - Institut sotsiologii RAN. - M., 2008. - 21 s.