Научная статья на тему 'Наименование места происхождения товаров: понятие и характерные признаки'

Наименование места происхождения товаров: понятие и характерные признаки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2113
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белова Д. А.

Статья посвящена определению правовой сущности наименования места происхождения товаров и анализу его характерных признаков, а также выявлению причин возникновения данного средства индивидуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geographical Indications: Definition and Characters

The article is devoted to definition and characters of geographical indications and reasons of arising of geographical indications.

Текст научной работы на тему «Наименование места происхождения товаров: понятие и характерные признаки»

НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ: ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ

Д.А. Белова

Кафедра гражданского и трудового права Российский университет дружбы народов

Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия

Статья посвящена определению правовой сущности наименования места происхождения товаров и анализу его характерных признаков, а также выявлению причин возникновения данного средства индивидуализации.

Наименование места происхождения товара — это обозначение, служащее доя выделения в массе товаров тех, которые обладают особыми свойствами. Указанное средство индивидуализации влияет на возникновение в сознании потребителей устойчивой связи между специфическими свойствами товара и местом его происхождения.

Указание происхождения товара представляет собой исторически наиболее раннюю форму обозначения продукции. Данное средство индивидуализации позволяет различать однородную продукцию, происходящую из различных местностей. Возникновение такого обозначения относится ко времени появления товарообмена. Начиная с античного периода, производители широко применяли обозначения, указывающие на место происхождения товара (место своего нахождения). Например, к IV в. до н.э. относятся обозначения вин из Греции — коринфские, кор-сирские, родосские, вина Чио и др. [2, с. 3].

В комментарии к Парижской конвенции предложено следующее определение понятия «указание происхождения» (“indication de provenance” — фр.): это любое выражение или знак, используемые для того, чтобы показать, что данный продукт (или услуга) произведен определенной страной или группой стран, в конкретном районе или другом определенном месте [1, с. 85]. В качестве примера указания происхождения товара можно привести изображение Эйфелевой башни на товаре (или упаковке), произведенном в Париже или Франции.

Таким образом, указание происхождения призвано информировать потребителей о месте происхождения обозначаемой продукции, не связывая факт производства товара в определенной местности с его качественными характеристиками. Единственным требованием, которое предъявляется к указанию происхождения, является его истинность (или достоверность).

С течением времени из указаний происхождения начинают выделяться наименования мест происхождения товаров. Данный процесс был обусловлен началом массового производства, возникновение которого повлекло стандартизацию продукции, производимой в разных местностях.

В то же время, в некоторых районах на базе конкретных природных условий сохранились специфические технологии производства некоторых видов продукции, которая отличается от однородных товаров особыми свойствами, обусловленными природными и людскими факторами. Такая продукция пользуется большим спросом среди потребителей. Поэтому, чтобы отличить ее от однородных товаров, происходящих из других мест и не обладающих подобными свойствами, изготовители стали обозначать ее соответствующим географическим названием. Однако такое географическое назва-

ние, которое впоследствии стали обозначать термином «наименование места происхождения товара», отличается от указания происхождения тем, что оно ассоциируется в сознании потребителей не столько с местом происхождения продукции, сколько с особыми свойствами товара, обусловленными местом его производства.

В комментарии к Парижской конвенции наименование места происхождения определяется как географическое наименование страны, района или местности, используемое для обозначения произведенного там продукта, качество или характер которого связаны исключительно или существенно с данным географическим местом, включая природные и социальные факторы [1, с. 86].

Наиболее четкое легальное определение наименования места происхождения товара содержит Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации 1958 г., действующее в рамках Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г.

В указанном Соглашении под наименованием места происхождения понимается географическое название страны, района или местности, используемое для обозначения происходящего оттуда изделия, качество и свойства которого определяются исключительно или в существенной мере географической средой, включая сюда природные и этнографические факторы (п. 1 ст. 2 Лиссабонского соглашения). Это определение с незначительными изменениями перенесено в Типовой закон для развивающихся стран о наименованиях мест происхождения и указаниях происхождения, разработанный в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в 1975 г., и национальные законодательства ряда стран, в частности, российское законодательство.

Действующее российское законодательство в качестве наименования места происхождения товара рассматривает обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (ст.ЗО Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).

Анализ данного определения позволяет выделить следующие признаки наименования места происхождения товара (далее — НМПТ):

1) НМПТ представляет собой либо содержит современное или историческое наименование географического объекта, характеризующегося особой географической средой, включающей природные условия и/или людские факторы.

Наименование географического объекта, включенное в НМПТ, может употребляться как существительное в именительном падеже (федоскино, ессентуки) или как прилагательное (городецкая роспись, вологодские кружева). В качестве наименования места происхождения товара может выступать не только название края, области, но и наименования гор, озер, рек, водоемов, островов и т.д. (уральские самоцветы, байкальский омуль).

Наименование места происхождения может состоять как из одного названия географического объекта, из которого происходит товар (нальчик, нарзан), так и с добавлением видового обозначения товара (тульские пряники, дымковская игрушка), а также из названия географического объекта с добавлением фантазийного обозначения (Цимлянское игристое, Пльзенский праздрой).

Рассматриваемое средство индивидуализации может представлять собой не только современное, но и историческое название географического объекта. Примером тому могут служить следующие обозначения: Коньяк, Шампань, Бургундия — для алкогольных напитков; Гжель, Делфт — для фарфора, Эдам — для сыра и т.п.

Причем географический объект, название которого составляет основу наименования места происхождения товара, должен отличаться особыми природными условиями

(климатом, рельефом местности, составом почвы, составом и температурой воды, степенью влажности, солнечной активностью, географической широтой, высотой над уровнем моря и др.) и/или людскими факторами (производственными традициями и опытом местных мастеров), иначе — характерной географической средой. Именно специфика географической среды обусловливает особые свойства товара, обозначаемого НМПТ. В частности, особые свойства пльзенского пива и болгарского кислого молока зависят от одного из элементов географической среды, а именно микрофлоры, участвующей в достижении соответствующей консистенции товара [2, с. 15].

2) НМПТ обозначает товар, обладающий особыми свойствами, обусловленными его происхождением из географического объекта, название которого легло в основу НМПТ.

Товар, индивидуализируемый НМПТ, должен обладать особыми, специфическими свойствами, обеспечивающими его уникальность и элитарность по сравнению с однородной продукцией, происходящей из других географических объектов. В частности, Л. Разумова отмечает, «речь в данном случае идет о единственном в своем роде изделии, возведенном в культ» [5, с. 16]. Причем особые свойства товара, обозначаемого НМПТ, должны быть стабильными.

Например, в числе специфических особенностей вологодского кружева отмечаются «особая элегантность, поэтическая образность, удивительная пластика орнаментов, плетение кружева парным и сцепным способом и т.д.» [5, с. 17].

Наличие в товаре особых свойств подтверждается компетентными органами. В частности, лицо, желающее зарегистрировать и получить право пользования НМПТ в Российской Федерации, должно приложить к заявке заключение компетентного органа о том, что заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, обусловленными характерной географической средой объекта, название которого заявляется в качестве НМПТ (п. 4 ст. 32 Закона о товарных знаках). В соответствии с российским законодательством компетентные органы определяются Правительством Российской Федерации. Однако до сих пор перечень органов, уполномоченных давать такие заключения, не утвержден. Соответствующий проект постановления Правительства был подготовлен. Однако его согласование длится уже более года, что препятствует рассмотрению заявок на наименования мест происхождения товаров. Ввиду отсутствия заключений уполномоченных органов по ним не может быть завершена даже формальная экспертиза.

Особые свойства товара, обозначаемого НМПТ, должны быть обусловлены географической средой (людскими и/или природными факторами) объекта, название которого легло в основу НМПТ.

В одних случаях на формирование особых свойств товара воздействие оказывают только природные условия. Они формируют группу «естественных» наименований мест происхождения товаров. Это наименования некоторых минералов, рудных ископаемых, минеральных вод, сырья, лекарственных трав и т.д. Например, донецкий уголь, армянский туф, хисарская вода, пиринский уголь, карельская береза, уральский малахит, волынские топазы, уральские самоцветы, якутские алмазы, боржоми, джермук, арзни, болгарское розовое масло, индийский чай, бразильский кофе и другие [2, с. 23]. Влияние природных условий является преобладающим для сельскохозяйственной продукции.

В других случаях особые свойства товаров определяются только людскими факторами: долголетним опытом и производственными традициями (эстонские рояли). В частности, особые свойства вологодского кружева обусловлены традициями, а также долголетним опытом и мастерством вологодских кружевниц. Ранние образцы северного вологодского кружева известны с XVII в., а с 1820 г. в Вологде существует кружевная фабрика.

Наименования мест происхождения, индивидуализирующие товары, особые свойства которых обусловлены только людскими факторами, как правило, неустойчивы и легко превращаются в видовые обозначения (одеколон, пражская ветчина).

Довольно часто специфические природные условия служат предпосылкой для возникновения и утверждения особых производственных технологий, опыта и традиций. В этих случаях особые свойства товаров обусловлены одновременным воздействием природных условий и людских факторов.

В частности, особые свойства тульских пряников обусловлены как географическими, так и людскими факторами. Географические факторы заключаются в применении для изготовления начинки фруктов и ягод, произрастающих только в Тульской области, а для приготовления теста — воды из Обидинско-Упкинского водозабора. К людским факторам относятся традиции производства, как-то композиционное построение художественного оформления лицевой стороны пряника, использование изобразительных сюжетов, вариации формы изделий, а также применение деревянных резных пряничных досок для нанесения рисунка. Причем свойства и конструкция пряничной доски также влияют на качество получающегося товара, придавая ему дополнительные свойства, отличающие Тульский пряник от пряников, изготавливаемых в других местностях России. Вид и качество пряника зависят от механических свойств древесины доски, применяемой при его изготовлении (степень твердости, гладкости). Не исключено здесь и влияние вида дерева [3, с. 18].

Характерные свойства таких грузинских вин, как мукузани, цинандали и гурджаани, также определяются совокупностью природных и людских факторов: качеством винограда, произрастающего в селениях Цинандали, Мукузани и Гурджаани, и технологией изготовления этих вин. Особые свойства дулевского фарфора зависят не только от глины, но и от навыков, опыта, мастерства людей, передающих его из поколения в поколение.

Наименования мест происхождения, индивидуализирующие товары, особые свойства которых сформировались при одновременном воздействии природных условий и людских факторов, наиболее устойчивы. В частности, В.О. Калятин отмечает, если «специфика объекта определяется целым комплексом факторов, попытки имитации данного товара в других условиях не дают результата либо приводят к созданию объекта с совершенно иными свойствами» [4, с. 98].

Ввиду того, что особые свойства товаров, обозначаемых НМПТ, зависят от специфики природных условий и/или людских факторов конкретного географического объекта, их производство нельзя перенести в другую местность.

Доказательством тому служит попытка перенести производство «Цимлянского игристого» с Донской земли в Крым, Армению или Грузию. «Цимлянское игристое» делается из двух сортов винограда: плечистика и цимлянского. Попытки высаживать лозу названных сортов и делать аналогичное вино в Крыму, Армении, Грузии не дали ожидаемых результатов. Получалось замечательное, но совсем другое вино, ничего общего не имевшее по своим специфическим особенностям с подлинным «Цимлянским игристым».

В литературе выделяют отдельные разновидности рассматриваемого средства индивидуализации.

В частности, С.А. Горленко различает:

1) национальные и интернациональные (международные) наименования мест происхождения товара.

В качестве национальных наименований мест происхождения рассматриваются обозначения, индивидуализирующие товары, особые свойства которых обусловлены географической средой, характерной для территории одной страны. В то же время, обозначения товаров, особые свойства которых обусловлены географической средой, характерной для территории двух или более стран, признаются интернациональными (или международными);

2) обыкновенные, регламентируемые и контролируемые (иначе, гарантированные) наименования мест происхождения товара.

Обыкновенными признаются НМПТ, индивидуализирующие товары, специфические свойства которых свободно формируются под влиянием географической среды.

Регламентированными НМПТ считаются обозначения, индивидуализирующие продукцию, специфические особенности которой регламентированы и подвергаются контролю перед выпуском товаров на рынок. В свою очередь, гарантированными (иначе, контролируемыми) НМПТ признаются обозначения, индивидуализирующие товары, особые свойства которых подвергаются контролю на всех этапах их производства.

Несмотря на существование отдельных разновидностей рассматриваемого средства индивидуализации, все наименования мест происхождения товаров нацелены на реализацию единых функций, среди которых необходимо выделить следующие:

- качественная (гарантийная) — гарантирование особых свойств обозначенного товара;

Данная функция является для наименования места происхождения товара основной. Кроме того, она выступает в качестве условия охраноспособности рассматриваемого средства индивидуализации.

- различительная — выделение из массы однородной продукции товара, обладающего особыми свойствами, обусловленными местом его происхождения;

- информативная — достоверное указание на место происхождения (изготовления) товара;

- рекламная функция — продвижение товара на рынке;

Необходимо отметить, что товары, обозначенные наименованием места происхождения товара, пользуются большим спросом среди потребителей, поскольку они обладают особыми свойствами, выгодно отличающими их от однородной продукции.

Некоторые авторы выделяют культурно-воспитательную (эстетическую) функцию, проявляющуюся в обозначении товара, специфические свойства которого исключительно или главным образом определяются людскими факторами [2, с. 28].

Таким образом, чтобы отличить товар, имеющий специфические свойства, обусловленные географической средой, от сходных товаров, происходящих из других местностей и не обладающих подобными свойствами, в обозначении товаров стали использовать наименование места происхождения товара.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Комментарий. — М., 1977. — 310с.

2. Горленко С.А. Правовая охрана наименований мест происхождения. — М., 1994.-48 с.

3. Данилин А. Узбекская лепешка и в Америке узбекская? // Интеллектуальная собственность. — 2000. — №9. — С. 17-20.

4. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). — М., 2000. — 459 с.

5. Сазонов Г., Жигайлов С. Не повторяется такое никогда... // Интеллектуальная собственность. — 1998. — №3. — С. 15-18.

GEOGRAPHICAL INDICATIONS: DEFINITION AND CHARACTERS

D.A. Belova

The Department of Civil Law Russian Peoples’ Friendship University Miklukho-Maklaya str., 6, 117198 Moscow, Russia

The article is devoted to definition and characters of geographical indications and reasons of arising of geographical indications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.