Научная статья на тему 'К вопросу о правовой охране наименований мест происхождения товаров'

К вопросу о правовой охране наименований мест происхождения товаров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
889
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА / ОСОБЫЕ СВОЙСТВА ТОВАРА / ОХРАНА НАИМЕНОВАНИЙ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенова Анастасия Артуровна, Трифонов Михаил Валерьевич, Оплачко Светлана Михайловна

Всовременных условиях экономического развития России, обусловленных новыми формами экономического сотрудничества, такими как Таможенный Союз, ВТО, существенно возрастает значение средств индивидуализации, сопровождающих товары в гражданском обороте товарных знаков и наименований мест происхождения товаров (далее НМПТ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовой охране наименований мест происхождения товаров»

К вопросу о правовой охране

наименований мест происхождения

товаров

А.А. Семенова, доктор техн. наук, М.В. Трифонов, канд. техн. наук, С.М. Оплачко, патентный поверенный РФ ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова Россельхозакадемии

В современных условиях экономического развития России, обусловленных новыми формами экономического сотрудничества, такими как Таможенный Союз, ВТО, существенно возрастает значение средств индивидуализации, сопровождающих товары в гражданском обороте, то есть товарных знаков и наименований мест происхождения товаров (далее — НМПТ).

^ Впервые в российском законодательстве понятие НМПТ появилось в 1992 году в законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». На сегодняшний день законодательная база РФ в области НМПТ включает в себя нормы гражданского, административного и уголовного законодательства, а также международные соглашения, в которых участвует Россия. Основополагающим документом является часть четвертая Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), введенная в действие 1 января 2008 года.

НМПТ имеет не только экономическое, но и социальное значение, так как данное средство индивидуализации связано, преимущественно, с традиционными товарами, сопровождающими объекты культурного наследия России. В настоящее время во всем мире проявляется большой интерес к использованию географических указаний, частью которых являются наименования мест происхождения товаров.

Упомянутые обозначения способствуют успешному функционированию производителей товаров

как на российском рынке, так и на рынках зарубежных стран.

НМПТ является средством индивидуализации товаров, ценность которого состоит в том, что оно предназначено для уникальных товаров, гарантирует наличие в маркируемом товаре особых свойств, определяющихся характерными для определенного географического объекта условиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1516 Кодекса, НМПТ «является обозначение, представляющее собой, либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами».

Из приведенного определения ясно, что НМПТ представляет собой словесное обозначение, яв-

Ключевые слова: наименование места происхождения товара, особые свойства товара, охрана наименований места происхождения товара.

ляющееся официальным или неофициальным, полным или сокращенным, современным или историческим наименованием географического объекта, ставшее известным в отношении товара, обладающего особыми свойствами. В обязательном порядке должна быть выявлена связь между обозначением товара и его особыми свойствами, которые обусловлены его происхождением из определенной местности, такими, например, как особенности почвы, состав воды, климатические условия и т.п. (например: Вологодское масло, Адыгейский сыр, Тульский пряник, Астраханский арбуз).

В настоящее время в нашей стране правовая охрана НМПТ предоставляется на основании его государственной регистрации. Возможна регистрация НМПТ одним или несколькими гражданами (физическими лицами) либо юридическими лицами (регистрация НМПТ №120 «СЫР СТАРО-ДУБСКИЙ», обладатель свидетельства №120/1 Товарищество на вере «Сыр Стародубский», Россия; регистрация НМПТ №74 «СЫР АДЫГЕЙСКИЙ», обладатель свидетельства №74/1 ЗАО Молзавод «Шовгеновский» Республика Адыгея, Россия; обладатель свидетельства №74/2 ОАО Молочный завод «Гиагинский», Республика Адыгея, Россия).

Ввиду того, что Россия является членом Парижской конвенции по охране промышленной собственности, охрана НМПТ

НМПТ имеет не только экономическое, но и социальное значение, так как данное средство индивидуализации связано, преимущественно, с традиционными товарами, сопровождающими объекты культурного

наследия России.

предоставляется на территории РФ и иностранным физическим или юридическим лицам с равными правами с физическими или юридическими лицами РФ (регистрация НМПТ №116 «PROS-CIUTO DI PARMA», обладатель свидетельства №116/1 Консор-цио дэл Прошутто ди Парма, Италия).

Государственная регистрация на территории РФ в качестве НМПТ наименования географического объекта, который находится в иностранном государстве, допускается, если наименование этого объекта охраняется в качестве такого наименования в стране происхождения товара (пункт 2, статья 1517 Кодекса).

Правообладателю принадлежит исключительное право на НМПТ, согласно которому он вправе использовать такое средство индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Однако установлен абсолютный запрет на распоряжение исключительным правом на НМПТ путем его отчуждения или предоставления другому лицу права на использование этого наименования (пункт 4, статья 1519 Кодекса).

В то же время, исключительное право использования НМПТ в отношении того же наименования может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствами (абзац 2, пункт 2, статья 1518 Кодекса) (регистрация НМПТ № 50 «СЛАВЯНОВСКАЯ» (минеральная вода) — 19 обладателей свидетельств на право пользования, регистрация НМПТ № 2 «ГЖЕЛЬ» — 11 обладателей свидетельств на право пользования, регистрация НМПТ №27 «Вологодское масло» — 8 обладателей свидетельств на право пользования).

Согласно пункту 1 статьи 1516 Кодекса, обозначение, регистрируемое в качестве НМПТ, предназначается исключительно для товара, обладающего особыми свойствами, которые должны быть постоянными и неизменными.

Наличие в товаре особых

свойств подтверждается заключением компетентного органа, определенного Правительством Российской Федерации в Постановлении от 17 сентября 2004 г. №481 с изменениями.

Пример регистрации НМПТ Федеральной службой по интеллектуальной собственности патентам и товарным знакам ( далее — Роспатент):

Номер регистрации наименования места происхождения товара: 27

Номер свидетельства на право пользования: 27/1

Наименование места происхождения товара: Вологодское масло.

Обладатель свидетельства: Федеральное государственное унитарное предприятие "Учебно-опытный молочный завод" Вологодской государственной молоч-нохозяйственной академии им. Н.В.Верещагина (ФГУП "Учебно -опытный молочный завод" ВГМХА имени Н.В.Верещагина)

Вид товара и описание его особых свойств: сливочное масло.

Вологодское масло имеет хорошо выраженный чистый вкус, напоминающий вкус грецкого ореха, и аромат высокопастеризован-ных сливок без посторонних привкусов и запаха.

Вологодское масло имеет желтый цвет, однородный по всей массе. По консистенции Вологодское масло однородное, пластичное, плотное. Поверхность его на разрезе блестящая, на вид сухая. В Вологодском масле содержится 82,5% молочного жира, не более 16% влаги и 1,5% белка.

Особые свойства Вологодского масла объясняются местом его производства и умениями людей, проживающими на данной территории.

Выводы о влиянии природных и людских факторов на особые свойства масла нашли отражение в исследовательской работе, проведенной Всероссийским научно-ис-

следовательским институтом маслоделия и сыроделия (г. Углич) (далее — ВНИИМС) по заказу администрации Вологодской области. На основе методических подходов и выводов, сформулированных в данной работе, в Вологодской области организована система контроля, позволяющая сохранить особые свойства масла, вырабатываемого вологодскими маслоделами.

Для этой цели правительством Вологодской области создан и технически оснащен центр контроля качества, подведомственный департаменту продовольственных ресурсов, торговли и услуг области. Для проведения мониторинга качества (особых свойств) масла ВНИИМС и ВГМХА им. Н.В.Верещагина подготовлена специальная группа экспертов-дегустаторов по молоку и маслу, позволяющая осуществлять контроль на профессиональном уровне.

В качестве примера регистрации НМПТ в Болгарии приведем содержание охранного документа на колбасу «Горнооряховский су-джук» (Gornooryahovski sudzhuk) (Ы о СЕ: BG - PGI - 0005 - 073210.12.2008), Болгария.

Колбаса «Горнооряховский су-джук» представляет собой плотный, сухой продукт, длительного хранения, изготовленный из измельченной говядины, сформованной в натуральную кишечную оболочку, и предназначенный для непосредственного употребления в пищу. Оболочка продукта — чистая, гладкая, без пятен, дефектов или неровностей, плотно прилегает к фаршу, без выступания жира, без полостей.

Поверхность продукта покрыта благородной, белой, сухой, пудрообразной плесенью, которая не проникает вглубь продукта.

Продукт имеет форму цилиндра, сплющенного и загнутого подковой. Концы связаны и соединены шпагатом. Продукт имеет длину 35-40 см, диаметр — около 40 мм.

Правообладателю принадлежит исключительное право на НМПТ, согласно которому он вправе использовать такое средство индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону

способом.

№ 6 декабрь 2011 Всё О МЯСЕ

39

Консистенция продукта плотная, эластичная, однородная по периферии и в центре. Поверхность на разрезе имеет форму элипсоида с тонкой и равномерной структурой. Фарш на разрезе не содержит пленок и сухожилий. Цвет мяса от красного до темно-коричневого, со структурой, характерной для говядины. Жир — белого цвета. На разрезе фарш без темного пе-рефирического кольца, не имеет обесцвеченных серых участков внутри и на поверхности среза. Вкус — характерный, приятно пикантный, в меру соленый, без посторонних привкусов. Аромат отличительный, с выраженными тонами, отражающими специфическую комбинацию пряностей: черный перец, кумин, чубрица (болгарская приправа на основе садового чабера и сушеных красных перцев).

По физико-химическим показателям продукт должен соответствовать следующим нормам: содержание влаги — не более 45% от массы продукта, содержание жира — не более 65% от массы сухих веществ, содержание поваренной соли — не более 4,5% от массы продукта, содержание нитратов -не более 50 мг/кг. Продукт имеет величину рН — от 6 до 5,1 включительно, значение активности воды — не выше 0,88.

Особые свойства этого продукта связаны с местом его происхождения. Рельеф региона производства характеризуется наличием низких холмов, поднимающихся до 199 м над уровнем моря. Климат — умеренно континентальный, влажность воздуха достигает 71%, а среднегодовая температура + 11,5°C. Средняя скорость ветра — 2,2 м/с, с доминированием северо-восточных и северозападных ветров.

Такие климатические условия типичны в этом регионе и благоприятны для плесеней родов Penicillium et Aspergillus в особенных пропорциях.

Эта комбинация плесеней покрывает поверхностным слоем «Горнооряховский суджук», как сухая, белая и пудрообразная "одежда".

Специфические органолепти-ческие качества продукта — вкус,

аромат, цвет и консистенция — формируются как результат характерного качества сырья, умений местного населения, специфического способа производства и передаются из поколения в поколение (созревание при повышенных температурах, сушка в условиях, благоприятствующих быстрому росту микрофлоры, характерной для данного региона).

«Горнооряховский суджук» изготавливают исключительно из охлажденной говядины, которая изначально характеризуется высоким содержанием гликогена, что придает колбасе "тающий" характерный вкус и коричневый цвет.

Сырье отбирают и перерабатывают с максимальным содержанием соединительной ткани 10%, 30% жира, что придает конечному продукту нежную структуру и специфическую тонкозернистую поверхность среза.

Пикантный вкус «Горнооря-ховского суджука» является результатом традиционной смеси пряностей — черного перца, ку-мина и чубрицы; рецепт суджука не менялся в течение веков.

Умения мастеров-ремесленников особенно важны для того, чтобы гарантировать внешний вид продукта (в форме подковы) и твердость, характерную для этого продукта.

Во время прессования каждой колбасы умения мастера-ремесленника имеют особое значение: он должен осторожно сжимать пресс и следить, чтобы прессование было равномерным, чтобы избежать повреждения оболочки и придать форму подковы, элипсо-видный срез и одинаковую толщину продукту.

Во время прессования плесень деревянных досок заражает колбасу, споры рассеиваются благодаря легкому потоку воздуха и их мицелий покрывает всю поверхность колбасы.

Климатические условия, господствующие в этом регионе с сентября по май (сухой воздух, холодный ветер и легкие потоки воздуха) и специфическая микрофлора играют принципиально важную роль в процессах сушки «Горнооряховского суджука». Кроме этого батоны должны быть подвешены на длинные деревянные палки под крышами цехов с северной стороны.

Во многих семьях рецепт передавался от отца к сыну, и производство колбасы было главным источником доходов. Сегодня для того чтобы производить такую колбасу, предприниматель должен иметь сертификат мастера-ремесленника и специальное разрешение.

Размещение цехов по производству колбас имеет очень большое значение для того, чтобы гарантировать хорошие условия созревания и сушки. Это причина, по которой производители без конца искали место наиболее благоприятное по климату в окрестностях Горной Оряховицы. Производители колбас здесь находили благоприятные потоки воздуха, которые наилучшим образом подходили для сушки продукта и образования специфической благородной плесени, покрывающей его поверхность.

Размах производства и торговли и переименование продукта заставили контролирующие государственные власти установить специальные правила производства. Они содержатся в Техническом учебнике, выпущенном в 1975 году, который содержит инструкции по изготовлению колбасы и определяет санитарные

требования, касающиеся колбас, готовых к продаже, а также — в руководстве по ветеринарной и санитарной практике от 1983 года.

Обычай предлагать колбасу или сервировать ею стол, чтобы

В настоящее время в случае пересмотра ГОСТов, разработанных в СССР и содержащих обозначения, которые являются наименованиями географических объектов, такие обозначения в новых ГОСТ Р сохраняются.

пожелать добра своим гостям, отражен на эмблеме города Горна Оряховица. Продукт стал нормой и гарантией высокого качества и имеет большое экономическое значение для города до сих пор.

Важными проблемами, связанными с НМПТ, является проблема исключения из национальных стандартов названий товаров, являющихся наименованиями географических объектов, и использование таких наименований при создании новых национальных стандартов и разработке технических регламентов. Этими проблемами активно занимается Роспатент в рамках взаимодействия с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

В настоящее время в случае пересмотра ГОСТов, разработанных в СССРи содержащих обозначения, которые являются наименованиями географических объектов, такие обозначения в новых ГОСТ Р сохраняются. В мясной отрасли к таким обозначениям относятся колбасы «Одесская», «Краков-

ская», «Брауншвейгская», «Таллинская», «Московская», «Украинская», «Эстонская», «Русская», пельмени «Уральские», «Сибирские» и т.п. Эти наименования не могут иметь правовую защиту в качестве НМПТ, так как производятся множеством предприятий как на всей территории РФ, так и на территории ряда других стран, не имеют уникальной технологии и рецептуры, связанной с географическим местом производства, и не обладают особыми свойствами.

Однако регистрация НМПТ для мясных продуктов, характерных для определённого географического региона, произведенных по уникальной технологии и в особом климате, дает экономические преимущества производителям при продвижении своего товара на территории всей России и Мира. —I

Контакты:

Анастасия Артуровна Семенова, Михаил Валерьевич Трифонов, Светлана Михайловна Оплачко, тел.: +7(495) 676-62-51

Литература

1. Гражданский Кодекс РФ

2. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, часть четвертая (постатейный), Москва, изд. Проспект, 2007г.

3. Тезисы основных докладов 13 научно-практической конференция Роспатента «Практика правовой охраны объектов интеллектуальной собственности в условиях действия в условиях действия Административных регламентов», Москва, 8-9-октября 2009г.

4. Тезисы основных докладов 15 научно-практической конференции Роспатента «Национальная инновационная система и значение правовой охраны интеллектуальной собственности в её развитии», Москва, 26-27 октября 2011г.

5. Некоторые аспекты регистрации географических указаний, С.А.Горленко, Н.В.Ложкина, Т.Ю. Погребинская, Москва, ИНИЦ Роспатента, 2003г.

6. Охрана наименований мест происхождения товаров: актуальные проблемы. С.А.Горленко, журнал Патенты и лицензии, №3, 2010г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.