Научная статья на тему 'НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОТРУДНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОТРУДНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Надпрофессиональные навыки / метакомпетенции / ценностные ориентации / ценностно-смысловые ориентации / компетенции медицинских работников / взаимодействие в медицинской сфере / управление в медицине / Soft skills / meta-competences / value orientations / value-semantic orientations / competencies of medical workers / interaction in the medical sphere / management in medicine

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коблякова Ю. М.

Статья посвящена исследованию роли надпрофессиональных навыков и ценностносмысловых ориентаций сотрудников медицинских организаций. Теоретически и эмпирически обосновывается значимость надпрофессиональных компетенций в условиях современного общества в соответствии с трансформациями в медицинской сфере и изменениями социального запроса потребителей медицинских услуг. В статье подтверждается связь ценностно-смысловых ориентаций медицинских работников с необходимыми для сотрудников медицинских организаций профессиональными и надпрофессиональными навыками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коблякова Ю. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFT SKILLS AND VALUE-SEMANTIC ORIENTATIONS OF MEDICAL WORKERS

The article is devoted to the study of the role of soft skills and value-semantic orientations of employees of medical organizations. The importance of soft skills in modern society is substantiated theoretically and empirically in accordance with transformations in the medical sphere and changes in the social demand of consumers of medical services. The article confirms the connection between the value-semantic orientations of medical workers and the professional and soft skills necessary for employees of medical organizations.

Текст научной работы на тему «НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОТРУДНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Коблякова Ю.М.

НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОТРУДНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. Статья посвящена исследованию роли надпрофессиональных навыков и ценностно-смысловых ориентации сотрудников медицинских организаций. Теоретически и эмпирически обосновывается значимость надпрофессиональных компетенций в условиях современного общества в соответствии с трансформациями в медицинской сфере и изменениями социального запроса потребителей медицинских услуг. В статье подтверждается связь ценностно-смысловых ориентаций медицинских работников с необходимыми для сотрудников медицинских организаций профессиональными и надпро-фессиональными навыками.

Ключевые слова. Надпрофессиональные навыки, метакомпетенции, ценностные ориентации, ценностно-смысловые ориентации, компетенции медицинских работников, взаимодействие в медицинской сфере, управление в медицине.

Koblyakova Y.M.

SOFT SKILLS AND VALUE-SEMANTIC ORIENTATIONS OF MEDICAL WORKERS

Abstract. The article is devoted to the study of the role of soft skills and value-semantic orientations of employees of medical organizations. The importance of soft skills in modern society is substantiated theoretically and empirically in accordance with transformations in the medical sphere and changes in the social demand of consumers of medical services. The article confirms the connection between the value-semantic orientations of medical workers and the professional and soft skills necessary ^ for employees of medical organizations.

Keywords. Soft skills, meta-competences, value orientations, value-semantic orientations, competencies of medical workers, interaction in the medical sphere, management in medicine.

Введение

В условиях построения информационного общества деятельность организаций сферы услуг связана с ростом значимости личностноориентированности, персонализации, индивидуализации коммуникационных процессов. Сфера оказания медицинской помощи населению, профессиональная деятельность сотрудников медицинских организаций подразумевает этический и личностный контекст. Качество оказания медицинской помощи сегодня, наряду с развитием науки и усовершенствованием медицинского оборудования, появлением новых методов диагностики и малоинвазивных вмешательств, во мно-

ГРНТИ 04.51.69 EDN XOGTSY © Коблякова Ю.М., 2023

Юлия Михайловна Коблякова - ассистент кафедры социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32 (Russia, St. Petersburg, Griboedov canal emb., 30-32). Тел.: +7 911 128 49 31. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 01.11.2023.

гом зависит от самих медицинских работников и особенностей их взаимодействия с получателями медицинских услуг. В соответствии с чем непрерывно возрастает роль надпрофессиональных навыков («soft skills»), в частности, коммуникативных, в процессе взаимодействия сотрудников медицинских организаций c потребителями медицинских услуг.

Согласно мнению российских и зарубежных исследователей, необходимость формирования и развития надпрофессиональных навыков обусловлена происходящими на рынке труда трансформациями, востребованностью гибких компетенций, значимых для профессиональной деятельности [4, с. 31]. Развитию актуальных метакомпетенций, т.е. комплекса надпрофессиональных навыков, необходимых для профессионального развития, профессиональной мобильности и адаптации к изменяющимся условиям, со стороны государства уделяется внимание еще на этапе получения образования будущими медицинскими работниками. Современные российские высшие учебные заведения, учитывая требования федеральных государственных образовательных стандартов, формируют процесс подготовки будущих специалистов с учетом необходимости освоения не только профессиональных, т.е. «твердых навыков», но и надпрофессиональных компетенций («soft skills», мягких навыков), которые в дальнейшем влияют на конкурентоспособность молодых специалистов [1, с. 117].

В целях и задачах программ высшего профессионального образования в медицинской сфере в ведущих высших учебных заведениях Российской Федерации, помимо развития профессиональных компетенций и освоения профессиональных навыков, декларируется ориентация на развитие творческого подхода, развитие мировоззрения, высоких морально-нравственных качеств, формирование культуры и этики профессионально взаимодействия, актуализацию системы базовых ценностей личности (см., например: https://www.sechenov.ru/sveden/education/education_description; https://www.1spbgmu.ru/ sveden/education/505 -sveden/7171 -образовательные-программы-123). Также основной нормативно-правовой акт, регулирующий медицинскую деятельность в Российской Федерации - Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» исходит в том числе из принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи посредством соблюдения моральных и этических норм, гуманного и уважительного отношения к пациентам со стороны медицинских организаций и медицинских работников.

Все это подтверждает возрастающую роль надпрофессиональных навыков в процессе взаимодействия в сфере оказания медицинской помощи населению. Развитие надпрофессиональных навыков, современных метакомпетенций в условиях перехода образовательного процесса к компетентностному подходу связано с развитием мировоззрения, базовыми ценностями и социальными установками личности, моралью, уровнем профессиональной этики, т.е. с ценностно-смысловыми ориентациями личности. Ценностно-смысловые ориентации сотрудников медицинских организаций формируются под влиянием контактных социальных групп, близкого окружения, а также в процессе получения образования и во время профессиональной деятельности. Материалы и методы

Проведенное исследование основывается на анализе законодательной базы, а также работ специалистов, посвященных изучению ценностно-смысловых ориентаций и надпрофессиональных компетенций медицинских работников, теоретическом и эмпирическом анализе роли надпрофессиональных компетенций медицинских работников в условиях современного общества. Использованы методы анализа, синтеза, анкетирования потребителей медицинских услуг, а также метод контент-анализа. Роль надпрофессиональных навыков в медицинской сфере

Специфика деятельности медицинских работников (формат и характер взаимодействия, предмет взаимодействия, сроки взаимодействия в т.п.), непосредственно контактирующих с получателями медицинских услуг, обуславливает высокую роль личностного компонента в процессе взаимодействия с пациентами и их родственниками. В настоящее время в нашей стране сформировался социальный запрос со стороны потребителей медицинских услуг на получение медицинской помощи высокого качества, на повышение уровня персонализации во время прохождения терапии и медицинских манипуляций. Так, например, среди организаций, оказывающих медицинскую помощь на платной основе, одним из основных критериев, наряду со стоимостью услуг, местоположением и возможностью получить медицинскую помощь в короткий временной интервал с момента обращения, становится качество взаимодействия и комфорт коммуникации в процессе получения медицинских услуг.

В соответствии с проводимым в 2023 году анкетированием потребителей медицинских услуг (N = 148), опрошенными были выделены проблемные вопросы во взаимодействии с сотрудниками медицинских организаций во время получения медицинской помощи (рис. 1), связанные с уровнем развития надпрофессиональных навыков (40,5%); феноменом «выгорания» и психологической усталости (32,4%); низким уровнем предоставляемой информационной поддержки (37,8%); краткосрочностью коммуникации (27,7%); недостаточным уровнем профессионализма (18,2%). Выделенные респондентами проблемные вопросы во взаимодействии с медицинскими работниками в процессе получения медицинской помощи свидетельствуют о необходимости развития надпрофессиональных навыков медицинского персонала, а также о значимости психологического состояния сотрудников медицинских организаций, которое оказывает существенное влияние как на удовлетворенность потребителей медицинских услуг, так и на результаты проводимых диагностических манипуляций и лечения.

уровень развития so ft-skills

40.0%

30,0°У

2o/%

квалификационные

проблемы 10.0%

0,0%

недостаточная длительность в 'заимод ействия

Рис. 1. Проблемы, отмеченные опрошенными, %

Взаимосвязь надпрофессиональных навыков и ценностно-смысловых ориентацией медицинских работников

Система ценностей личности является одним из ключевых составляющих жизненной и профессиональной перспективы. Ценностные ориентации играют важную роль как в жизни отдельного человека, так и в жизни и развитии общества в целом [5]. Ценностно-смысловые ориентации сегодня становятся одним из важных аспектов процесса мотивации в сфере профессиональной деятельности сотрудников медицинских организаций, формируясь и как личностные установки индивидов, и как непосредственная внутренняя направленность профессиональной деятельности [3, с. 148]. При выборе профессиональной деятельности, в процессе получения образования, а также в период освоения профессиональных навыков и осуществления деятельности в медицинской сфере потенциальные и реальные медицинские работники опираются на свои ценностно-смысловые ориентиры, отражающие жизненные приоритеты, а также влияющие на их набор социальных навыков, надпрофессиональных метакомпетенций.

Проблемы идентификации и систематизации надпрофессиональных навыков, социально-психологических качеств сотрудников медицинских организаций являются важными задачами с позиции управления медицинской деятельностью, в рамках которой личностный компонент медицинского персонала играет все более значимую роль. Модернизация и трансформации системы здравоохранения, пересмотр критериев качества оказания медицинской помощи населению, а также учет роста уровня требований и запросов к качеству и условиям оказания медицинской помощи со стороны населения, потребителей медицинских услуг, актуализирует проблему обновленного социально-профессионального взаимодействия с учетом надпрофессиональных навыков в соответствии с определенными ценностно-смысловыми ориентациями медицинского персонала.

Проведенный автором контент-анализ «Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации» [2] позволил выделить две группы смысловых характеристик, отражающих содержательно-смысловое наполнение указанного документа - характеристики, обусловленные профессиональными

навыками, и характеристики, обусловленные надпрофессиональными навыками (см. табл.). К первой группе характеристик были отнесены характеристики, отражающие долженствования; правомерность; цель оказания помощи; информационную и физическую безопасность; качественную медицинскую помощь; ко вторым - характеристики, отражающие корректность отношения к пациенту, коллегам, профессии; единство и честность. В результате проведенного анализа было выявлено, что доли характеристик, обусловленных профессиональными и надпрофессиональными навыками, составляют 61,7% и 38,3%, соответственно (рис. 2). Указанное соотношение характеристик отражает превалирующий вклад необходимых профессиональных и квалификационных навыков медицинских работников, а также существенный вклад в оказание медицинской помощи социально-психологических качеств, надпрофес-сиональных компетенций.

Таблица

Выделенные в результате контент-анализа «Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации» смысловые характеристики

Смысловые характеристики Число упоминаний

Характеристики, обусловленные профессиональными навыками

долженствования («обязуюсь», «обязательства», «обязан», «долг» и т.п.) 27

правомерность («закон», «законный», «законодательство») 15

цель оказания помощи («здоровье, здоровый») 12

информационная безопасность («конфиденциальность», «тайна») 9

физическая безопасность 4

качественная медицинская помощь 4

Характеристики, обусловленные надпрофессиональными навыками

корректность отношения к пациенту, коллегам, профессии («уважение», «гуманность», «достоинство», «этический», «моральный) 26

единство («сообщество», «традиции», «благодарность») 10

честность («честный», «честен», «честно») 8

Составлено и рассчитано автором на основании [2].

□ Характеристики, обусловленные профессиональными навыками

□ Характеристики, обусловленные надпрофессиональными навыками

Рис 2. Доли характеристик, обусловленных профессиональными и надпрофессиональными навыками, %

Выявленные в процессе анализа смысловые характеристики, обусловленные как профессиональными, так и надпрофессиональными навыками, соответствуют развитию определенных ценностно-смысловых ориентаций, таких как: профессиональная и личная ответственность; соблюдение требований нормативно-правовых документов и верность профессиональным традициям; самоотверженность

в профессии; профессиональная и личная честность; проявление сострадания и уважения к пациенту; отношение к состоянию здоровья пациентов как к высшей ценности; следование принципам гуманизма, моральным нормам и профессиональному этическому кодексу и др.

Соответственно, проведенное исследование подтверждает взаимосвязь ценностно-смысловых ори-ентаций в деятельности сотрудников медицинских организаций с необходимыми для осуществления деятельности надпрофессиональными и профессиональными компетенциями. Заключение

Профессиональная деятельность сотрудников медицинских организаций в настоящее время сопряжена с необходимостью реализации личностноориентированного, индивидуального подхода во взаимодействии с потребителями медицинских услуг. В условиях роста роли коммуникации во взаимодействии с пациентами и их родственниками со стороны медицинского персонала возрастает значение надпрофес-сиональных навыков и ряда метакомпетенций, необходимых для качественного оказания медицинской помощи, отвечающего актуальному социальному запросу населения. Развитие надпрофессиональных навыков, их специфика связана с ценностно-мотивационными ориентирами сотрудников медицинских организаций. В соответствии с этим, для повышения качества оказываемой медицинской помощи, для управления взаимодействием между сотрудниками медицинских организаций и потребителями медицинских услуг, необходимо учитывать ценностно-смысловые ориентации медицинских работников и возможное воздействие на них.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Заславская О.В., Малафий А.С. Формирование «мягких навыков» в образовательном процессе вуза как фактор развития конкурентоспособности молодого специалиста // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 115-126.

2. Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации (принят Первым национальным съездом врачей Российской Федерации 05.10.2012). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174773 (дата обращения: 30.10.2023).

3. Пискунова В.В. Профессиональные ценностно-смысловые ориентиры медицинской сестры: проблемы диагностики и формирования // Вестник Прикамского социального института. 2022. № 1 (91). С. 147-153.

4. Развитие «мягких навыков» у будущих врачей при изучении дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» / Петрова М.Н. [и др.]. // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммо-сова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2022. № 3 (27). С. 30-38.

5. Сычева Т.Ю. Исследование ценностных и смысловых ориентаций представителей медицинской и педагогической специальностей. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-tsennostnyh-i-smyslovyh-orientatsiy-predstaviteley-meditsinskoy-i-pedagogicheskoy-spetsialnostey (дата обращения 30.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.