Научная статья на тему 'SOFT SKILLS КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА В ПРОЦЕССАХ АДАПТАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ'

SOFT SKILLS КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА В ПРОЦЕССАХ АДАПТАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOFT SKILLS / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОТРУДНИКИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / COVID-19 / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Платонова Татьяна Александровна, Голубкова Алла Александровна, Смирнова Светлана Сергеевна, Шахова Кира Владимировна

Введение. Сотрудники медицинских организаций стали одной из групп риска инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19). В экстремальных условиях за короткий период времени медицинскому персоналу пришлось существенно перестроить свою работу, освоить значительный объем новой информации и приобрести новые профессиональные компетенции. Однако в их работе, особенно в кризисных ситуациях, нельзя исключить значимость так называемых надпрофессиональных навыков и компетенций (soft skills). Цель исследования - в условиях пандемии COVID-19 определить значение soft skills в процессах адаптации медицинского персонала. Методы исследования. На базе платформы Google проведен онлайн-опрос 638 сотрудников МО по специально разработанной авторами анонимной анкете, в которую встроено две шкалы: одна - для оценки уровня развития soft skills, в частности эмоционального интеллекта (EQ), другая - для оценки адаптивности сотрудников в кризисной ситуации. Результаты. Большинство сотрудников (78,7 %) имели средний уровень эмоционального интеллекта, у 13,0 % EQ был высокий, у 8,3 % - низкий. В группе лиц с низким EQ в 100 % случаев в условиях меняющейся реальности выяви лен низкий уровень адаптивных способностей. Среди сотрудников со средним EQ в 76,5 % отмечен низкий уровень адаптивности и в 23,5 % - средний. Лица с высоким EQ показали средний и высокий уровень адаптивности к ситун ации - 53,0 и 44,6 % соответственно, и только у 2,4 % сотрудников он был низкий. При оценке корреляции уровня EQ и показателей адаптивности коэффициент корреляции Спирмена составлял 0,43 (р < 0,001), что соответствовало положительной связи между признаками умеренной тесноты. Заключение. Высокий уровень развития надпрофессиональных навыков в кризисных ситуациях позволяет сотрудникам легче адаптироваться к условиям «новой реальности». В современных условиях актуальным направлением работы менеджеров по персоналу является внедрение в МО программ по развитию soft skills у сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Платонова Татьяна Александровна, Голубкова Алла Александровна, Смирнова Светлана Сергеевна, Шахова Кира Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFT SKILLS AS A PROFESSIONAL PLATFORM IN THE PROCESSES OF ADAPTATION OF HEALTHCARE WORKERS TO CRISIS SITUATIONS

Introduction: Hospital employees have become one of the main risk groups for the novel coronavirus disease (COVID-19). In extreme conditions of the pandemic and over a short period of time, healthcare professionals were forced to repurpose their work, learn a significant amount of new information, and acquire novel professional competencies. Yet, the importance of supra-professional skills and competencies (so-called "soft skills") for their job should not be underestimated, especially in crisis situations. Objective: To establish the role of soft skills in the adaptation of medical workers to severe conditions of the COVID-19 pandemic. Materials and methods: We conducted an anonymous questionnaire-based survey of 638 hospital workers on the basis of the Google platform. The form containing two built-in scales was specially developed by the authors to assess the level of emotional intelligence (EQ) and adaptability of hospital employees under crisis conditions. Results: We found that most employees (78.7 %) had a moderate EQ level, while 13.0 % and 8.3 % had high and low EQ levels, respectively. We established that 100 % of the respondents with low EQ and 76.5 % of the respondents with moderate EQ had low adaptability; in the rest 23.5 % of the employees with moderate EQ, the level of adaptability was assessed as medium. Individuals with high EQ demonstrated medium (53.0 %) and high (44.6 %) levels of adaptability to the situation and only 2.4 % found it difficult to adapt to rapid changes. The estimated Spearman's correlation coefficient of 0.43 (p < 0.001) showed a moderate strength of correlation between the EQ level and adaptability. Conclusions: Highly developed soft skills contribute to better adaptation of employees to the new reality. Under current conditions, HR managers shall concentrate on introducing soft skills development training for healthcare professionals.

Текст научной работы на тему «SOFT SKILLS КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА В ПРОЦЕССАХ АДАПТАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ»



21

H) Check for updates

47

Original article

© Коллектив авторов, 2022 УДК 619.9, 616.24-002, 159.96

Soft skills как профессиональная платформа в процессах адаптации медицинских работников в кризисных ситуациях

Т.А. Платонова1, А.А. Голубкова2,3, С.С. Смирнова4,5, К.В. Шахова1

1ООО «Европейский медицинский центр "УГМК-Здоровье"», ул. Шейнкмана, стр. 113, г. Екатеринбург, 620144, Российская Федерация 2ФБУН «Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии» Роспотребнадзора, ул. Новогиреевская, д. 3а, г. Москва, 111123, Российская Федерация 3ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1, г. Москва, 125993, Российская Федерация

4Екатеринбургский научно-исследовательский институт вирусных инфекций ФБУН «Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор"» Роспотребнадзора, ул. Летняя, д. 23, г. Екатеринбург, 620030, Российская Федерация

5ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, ул. Репина, д. 3, г. Екатеринбург, 620028, Российская Федерация

Резюме

Введение. Сотрудники медицинских организаций стали одной из групп риска инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19). В экстремальных условиях за короткий период времени медицинскому персоналу пришлось существенно перестроить свою работу, освоить значительный объем новой информации и приобрести новые профессиональные компетенции. Oднако в их работе, особенно в кризисных ситуациях, нельзя исключить значимость так называемых надпрофессиональных навыков и компетенций (soft skills).

Цель исследования - в условиях пандемии COVID-19 определить значение soft skills в процессах адаптации медицинского персонала.

Методы исследования. На базе платформы Google проведен онлайн-опрос 638 сотрудников МO по специально разработанной авторами анонимной анкете, в которую встроено две шкалы: одна - для оценки уровня развития soft skills, в частности эмоционального интеллекта (EQ), другая - для оценки адаптивности сотрудников в кризисной ситуации. Результаты. Большинство сотрудников (78,7 %) имели средний уровень эмоционального интеллекта, у 13,0 % EQ был высокий, у 8,3 % - низкий. В группе лиц с низким EQ в 100 % случаев в условиях меняющейся реальности выяви лен низкий уровень адаптивных способностей. Среди сотрудников со средним EQ в 76,5 % отмечен низкий уровень адаптивности и в 23,5 % - средний. Лица с высоким EQ показали средний и высокий уровень адаптивности к ситу-н ации - 53,0 и 44,6 % соответственно, и только у 2,4 % сотрудников он был низкий. При оценке корреляции уровня EQ и показателей адаптивности коэффициент корреляции Спирмена составлял 0,43 (р < 0,001), что соответствовало положительной связи между признаками умеренной тесноты.

Заключение. Высокий уровень развития надпрофессиональных навыков в кризисных ситуациях позволяет сотрудникам легче адаптироваться к условиям «новой реальности». В современных условиях актуальным направлением работы менеджеров по персоналу является внедрение в МO программ по развитию soft skills у сотрудников. Ключевые слова: soft skills, эмоциональный интеллект, сотрудники медицинских организаций, COVID-19, адаптационные возможности.

Для цитирования: Платонова Т.А., Голубкова A.A., Смирнова С.С., Шахова К.В. Soft skills как профессиональная платформа в процессах адаптации медицинских работников в кризисных ситуациях // Здоровье населения и среда обитания. 2022. Т. 30. № 1. С. 21-28. doi: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-1-21-28 Сведения об авторах:

И Платонова Татьяна Александровна - к.м.н., заведующий эпидемиологическим отделом, врач-эпидемиолог OOO «Европейский медицинский центр "УГМК-Здоровье »; e-mail: fill.1990@inbox.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5441-854X.

Голубкова Алла Александровна - д.м.н., профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, ФБУН «Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии» Роспотребнадзора, профессор кафедры эпидемиологии ФГБ0У ДП0 «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России; e-mail: allagolubkova@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4812-2165.

Смирнова Светлана Сергеевна - к.м.н., руководитель Урало-Сибирского научно-методического центра по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, Екатеринбургского научно-исследовательского института вирусных инфекций ФБУН «Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор"» Роспотребнадзора, доцент кафедры эпидемиологии, социальной гигиены и организации госсанэпидслужбы ФГБ0У В0 «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России; e-mail: smimova_ss69@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9749-4611.

Шахова Кира Владимировна - директор по персоналу OOO «Европейский медицинский центр "УГМК-Здоровье"»; е-mail: LytovaKV@ ugmk-clinic.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7929-8599.

Информация о вкладе авторов: концепция и дизайн исследования: Платонова Т.А., Голубкова А.А., Шахова К.В.; сбор данных: Платонова Т.А., Смирнова С.С.; анализ и интерпретация результатов: Платонова Т.А.; обзор литературы: Платонова Т.А., Шахова К.В.; подготовка рукописи: Голубкова А.А., Смирнова С.С. Все авторы ознакомились с результатами работы и одобрили окончательный вариант рукописи. Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Огатья получена: 24.08.21 / Принята к публикации: 30.12.21 / Спубликована: 31.01.22

Soft Skills as a Professional Platform in the Processes of Adaptation of Healthcare Workers to Crisis Situations

Tatyana A. Platonova,1 Alla A. Golubkova,2,3 Svetlana S. Smirnova,4,5 Kira V. Shakhova1 1European Medical Center "UMMC — Health", 113 Sheinkman Street, Yekaterinburg, 620144, Russian Federation 2Central Research Institute of Epidemiology, 3А Novogireevskaya Street, Moscow, 111123, Russian Federation 3Russian Medical Academy of Continuing Professional Education, Bldg 1, 2/1 Barrikadnaya Street, Moscow, 125993, Russian Federation "Yekaterinburg Research Institute of Viral Infections, State Research Center of Virology and Biotechnology _VECTOR, 23 Letnyaya Street, Yekaterinburg, 620030, Russian Federation

voLume 30, issue 1, 2022

22

Оригинальная статья

5Ural State Medical University, 3 Repin Street, Yekaterinburg, 620028, Russian Federation

Summary

Introduction: Hospital employees have become one of the main risk groups for the novel coronavirus disease (COVID-19). In extreme conditions of the pandemic and over a short period of time, healthcare professionals were forced to repurpose their work, learn a significant amount of new information, and acquire novel professional competencies. Yet, the importance of supra-professional skills and competencies (so-called "soft skills") for their job should not be underestimated, especially in crisis situations.

Objective: To establish the role of soft skills in the adaptation of medical workers to severe conditions of the COVID-19 pandemic.

Materials and methods: We conducted an anonymous questionnaire-based survey of 638 hospital workers on the basis of the Google platform. The form containing two built-in scales was specially developed by the authors to assess the level of emotional intelligence (EQ) and adaptability of hospital employees under crisis conditions.

Results: We found that most employees (78.7 %) had a moderate EQ level, while 13.0 % and 8.3 % had high and low EQ levels, respectively. We established that 100 % of the respondents with low EQ and 76.5 % of the respondents with moderate EQ had low adaptability; in the rest 23.5 % of the employees with moderate EQ, the level of adaptability was assessed as medium. Individuals with high EQ demonstrated medium (53.0 %) and high (44.6 %) levels of adaptability to the situation and only 2.4 % found it difficult to adapt to rapid changes. The estimated Spearman's correlation coefficient of 0.43 (p < 0.001) showed a moderate strength of correlation between the EQ level and adaptability.

Conclusions: Highly developed soft skills contribute to better adaptation of employees to the new reality. Under current conditions, HR managers shall concentrate on introducing soft skills development training for healthcare professionals. Keywords: soft skills, emotional intelligence, healthcare workers, COVID-19, adaptability.

For citation: Platonova TA, Golubkova AA, Smirnova SS, Shakhova KV. Soft skills as a professional platform in the processes of adaptation of healthcare workers to crisis situations. Zdorov'e Naseleniya i Sreda Obitaniya. 2022; 30(1):21-28. (In Russ.) doi: https://doi. org/10.35627/2219-5238/2022-30-1-21-28 Author information:

И Tatyana A. Platonova, Cand. Sci. (Med.), Head of the Department of Epidemiology, European Medical Center "UMMC - Health"; e-mail: fill.1990@inbox.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5441-854X.

Alla A. Golubkova, Dr. Sci. (Med.), Professor; Leading Researcher, Laboratory of Healthcare-Associated Infections, Central Research Institute of Epidemiology; Professor, Department of Epidemiology, Russian Medical Academy of Continuing Professional Education; e-mail: allagolubkova@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4812-2165.

Svetlana S. Smirnova, Cand. Sci. (Med.), Head of the Ural-Siberian Scientific and Methodological Center for Prevention of Healthcare-Associated Infections, Yekaterinburg Research Institute of Viral Infections, State Research Center of Virology and Biotechnology VECTOR; Associate Professor, Department of Epidemiology, Social Hygiene and Organization of the State Sanitary and Epidemiological Service, Ural State Medical University; e-mail: smirnova_ss69@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9749-4611.

Kira V. Shakhova, HR Director, European Medical Center "UMMC - Health"; e-mail: LytovaKV@ugmk-clinic.ru; ORCID: https:// orcid. org/0000-0001-7929-8599.

Author contributions: study conception and design: Platonova T.A., Golubkova A.A., Shakhova K.V.; data collection: Platonova T.A., Smirnova S.S.; analysis and interpretation of results: Platonova T.A.; literature review: Platonova T.A., Shakhova K.V.; draft manuscript preparation: Golubkova A.A., Smirnova S.S. All authors reviewed the results and approved the final version of the manuscript. Funding: The authors received no financial support for the research, authorship, and/or publication of this article. Conflict of interest: The authors declare that there is no conflict of interest. Received: August 24, 2021 / Accepted: December 30, 2021 / Published: January 31, 2022

i

Введение. Новая коронавирусная инфекции (COVID-19), которая впервые была выявлена в Китайской Народной Республике в конце 2019 года, за несколько месяцев распространилась практически по всему миру, неся с собой серьезные экономические и социальные потери [1—15]. По официальным данным, на 01.11.2021 зарегистрировано уже более 240 млн случаев инфицирования COVID-19 и более 5 млн летальных исходов1,2.

На первой линии борьбы с новым опасным заболеванием стояли медицинские работники. Именно они оказались первыми пострадавшими лицами от этой инфекции. Заболеваемость COVID-19 работников здравоохранения на всех этапах распространения инфекции была существенно выше по сравнению с другими категориями граждан и профессиональными группами [16—28].

В экстремальных условиях медицинским работникам пришлось существенно перестроить свою работу за короткий период времени, освоить значительный объем новой информации и приобрести новые профессиональные компетенции, которые называют «жесткими» навыками, или hard skills. Однако в работе сотрудников медицинских организаций (МО), особенно в сложных психоэмоциональных ситуациях, нельзя исключать значимость так называемых надпрофессиональных компетенций («мягких» навыков, или soft skills).

1 Коронавирус. Онлайн-карта распространения коронавирусной инфекции. Доступно по: https://coronavirus-monitor.ru/. Ссылка активна на 01 ноября 2021 г.

2 Коронавирус. Онлайн-карта коронавирусной инфекции. Статистика. Доступно по: https://coronavirus-monitor. info/. Ссылка активна на 01 ноября 2021 г.

Soft skills — это комплекс неспециализированных, важных для профессиональной деятельности навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются «сквозными», так как они не связаны с конкретной предметной областью. «Мягкие» навыки, в отличие от профессиональных навыков, не зависят от специфики конкретной работы, тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, дисциплина, самоменеджмент), а также социальными навыками (коммуникации, в частности умение слушать собеседника, работать в команде, эмоциональный интеллект) и способностями к менеджменту (управление временем, решение проблем, лидерство, критическое мышление). Надпрофессиональные навыки важны для работы персонала практически любого учреждения, в том числе и сотрудников медицинских организаций [29—39].

Одним из ключевых надпрофессиональных навыков является эмоциональный интеллект (EQ). Согласно определению Дэниэла Гоулмана — одного из основателей концепции EQ и его применения на практике, эмоциональный интеллект — это способность человека анализировать собственные эмоции и эмоции окружающих, чтобы использовать полученную информацию для реализации своих целей. EQ включает четыре основных

ТОМ 30 №1 2022

23

Original article

компонента: личное осознание, управление собой, —d социальную осознанность и управление отноше-^^ ниями [29—33].

В отечественных и зарубежных исследованиях эмоциональный интеллект изучается в связи с развитием личностного потенциала, особен-^^ ностями эмоциональной саморегуляции и решением жизненных задач аффективного типа3,4. Общепризнанной считается позиция, согласно I— которой люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта имеют больше шансов стать успешными в различных сферах своей жизни. EQ ^^ является одним из значимых ресурсов человека и «предиктором субъективного экономического I—у благополучия, уровня саморегуляции поведения и выраженности стратегий совладания в проблемных Ъ ситуациях» [40, 41]. ^^ Эмоциональный интеллект работников раз-1—И ных сфер деятельности практически напрямую связан с преодолевающим поведением. В ряде работ было продемонстрировано, что человек с высоким уровнем EQ в сложной ситуации склонен направлять свою активность на разрешение сложившихся обстоятельств, ориентируясь на задачу, а не склонен уходить в эмоциональные переживания. EQ вносит существенный вклад в выбор проблемно-ориентированного копинга, при этом наибольшее влияние оказывает способность понимать эмоции, поскольку задействует сложную аналитическую деятельность причин, последствий эмоций и поведения [42, 43].

Стоит отметить, что профессиональная деятельность сотрудников медицинских организаций имеет свои особенности, ассоциированные с постоянным взаимодействием с большим количеством людей, а также процессами, средствами, условиями и процедурами диагностики и лечения заболеваний человека, сложными психоэмоциональными ситуациями, необходимостью оперативного принятия решений, от которых зависит жизнь и здоровье других людей, и роль эмоционального интеллекта среди лиц этой профессиональной среды может быть особенна высока. С учетом проведенных ранее исследований и современных условий жизни и работы в период пандемии COVID-19, особую актуальность приобретают исследования, направленные на изучение роли эмоционального интеллекта в процедурах адаптации различных категорий сотрудников медицинских организаций в сложных кризисных ситуациях, связанных с глобальным распространением инфекционных заболеваний, имеющих важное международное значение.

Цель исследования — в условиях пандемии COVID-19 определить значение soft skills в процессах адаптации медицинского персонала.

Материалы и методы. При выполнении настоящего исследования была разработана специальная анонимная онлайн-анкета, которая включала две инновационных шкалы: для оценки уровня развития каждого их четырех компонентов эмоционального интеллекта и уровня адаптивности сотрудников

3 Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 27 с.

4 Васильева Н.Г. Взаимосвязь особенностей эмоционального интеллекта и синдрома выгорания у врачей: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2016. 203 с.

5 Опросник ЭмИн Люсина. Электронный ресурс: https://www.sites.google.com/site/emocionalnyjintellekt5555/metody-diagnostiki-ei/oprosnik-emin-d-lusina (дата обращения: 18.10.2021).

6 Опросник социально-психологической адаптации Р. Даймонда — К. Роджерса. Электронный ресурс: http:// psyconst.ru/oprosnik-sotsialno-psihologicheskoj-adaptatsii-r-dajmonda-k-rodzhersa/ (дата обращения: 18.10.2021).

в кризисных ситуациях. Валидизация данных шкал была проведена путем сопоставления результатов опроса сотрудников МО по инновационной методике анализа EQ и с использованием теста эмоционального интеллекта Люсина5. В случае шкалы для оценки адаптивности проводили сопоставление с результатами применения методики диагностики социально-психологической адаптации Роджерса — Даймонд (блок оценки интегрального показателя адаптации)6. При построении новых форм анкет были учтены базовые параметры, на основании которых были сформированы классические инструменты исследования. В опросе на этапе валидизации шкал приняли участие 138 сотрудников МО. Статистическую значимость различий при сравнении результатов опроса по инновационным и стандартным методикам оценивали по критерию хи-квадрат. На данном этапе исследования сопоставление результатов опросов проведено по интегральным значениям EQ и адаптивности (сравнивали долю результатов с высокими, средними и низкими значениями для анализируемых параметров). В обоих случаях было установлено, что новые шкалы обладали достаточной валидностью и надежностью, полученные результаты опроса по интегральным показателям EQ и адаптивности значимо не отличались от данных при использовании стандартных психодиагностических методов (р > 0,05), т. е. предлагаемые инновационные шкалы имели высокий уровень сопоставимости с классическими методиками.

Настоящее исследование является пилотной апробацией новых инструментов для диагностики EQ и адаптивности. При валидизации шкал был определен алгоритм интерпретации результатов. Шкалу оценки EQ анализировали следующим образом: до 19 баллов — эмоциональный интеллект отсутствует или имеет низкий уровень развития (реактивный EQ), 20—27 баллов — средний уровень развития (активный EQ) и 28—32 балла — высокий уровень или проактивный EQ. Шкала для изучения адаптационных возможностей предполагала следующую оценку: до 4 баллов — низкая адаптивность сотрудника в кризисных ситуациях, 5—9 баллов — средняя и 10—14 баллов — высокая.

Анкета была размещена на Ооо§1е-платформе и распространялась среди сотрудников медицинских организаций посредством корпоративной электронной почты, мессенджера WhatsApp или специализированных онлайн-ресурсов, адаптированных для работников здравоохранения. Опрос проводили в течение ноября—декабря 2020 года. Участие в опросе было добровольным. Каждый сотрудник самостоятельно принимал решение о согласии на участие в опросе и в случае положительного решения заполнял онлайн-форму. В опросе приняли участие 638 сотрудников медицинских организаций различного возраста, пола, стажа работы и должности.

В исследовании применяли эпидемиологический, социологический, психодиагностический и статистический методы исследования. При анализе

voLume зо, ш 1, 2022

полученных данных использовали общепринятые статистические приемы. Статистическую значимость различий оценивали по критерию Фишера. Для оценки связи уровня EQ и адаптационных способностей сотрудников использовали коэффициент корреляции Спирмена. Тесноту связи интерпретировали по шкале Чеддока. Различия считали достоверными при р < 0,05. Статистическую обработку материалов проводили с использованием возможностей электронных сервисов Google, пакета прикладных программ Microsoft Office 2013, IBM SPSS Statistics (26 версия) и онлайн-сервиса https://www.psychol-ok.ru/.

Результаты исследования. В опросе приняли участие сотрудники медицинских организаций различных специальностей и должностей: врачи, средние медицинские работники, административно-управленческий персонал, а также сотрудники технической и хозяйственной служб, имевшие разный стаж профессиональной деятельности в МО. По гендерной характеристике большинство респондентов (84,0 %) были женщины, доля мужчин составляла 16,0 % (табл. 1).

При анализе результатов исследования установлено, что 78,7 % сотрудников МО имели активный эмоциональный интеллект, 13,0 % — проактивный и 8,3 % — реактивный.

При оценке уровня EQ у разных профессиональных групп (табл. 2) отмечено, что низкий уровень эмоционального интеллекта с примерно одинаковой частотой встречался у врачей, медсестер, немедицинского персонала (7,2—8,7 %, Ф < 1,64, p > 0,05). В группе лиц из административно-управленческого аппарата было несколько больше сотрудников с низким уровнем EQ — 13,7 % (ф > 1,64, p < 0,05). Доля лиц со средним уровнем EQ значимо не различалась среди изучаемых профессиональных групп и категорий (ф < 1,64, p > 0,05). Наибольшая доля сотрудников с высоким уровнем EQ, т. е. от 28 до 32 баллов, имела место у среднего медицинского персонала и администрации (ф > 1,64, p < 0,05).

При анализе результатов исследования среди сотрудников с разным стажем работы и гендерной характеристикой (табл. 2) значимых различий в уровне развития EQ выявлено не было (ф < 1,64, p > 0,05).

Помимо уровня развития эмоционального интеллекта, в рамках данного исследования проводили оценку способностей сотрудников МО

Оригинальная статья

к адаптации к новым условиям жизни, работы в кризисных ситуациях, какой и явилась пандемия новой коронавирусной инфекции.

Установлено, что 22,9 % сотрудников имели низкие адаптивные способности, 70,4 % — средние и 6,7 % — высокие. При проведении анализа по различным профессиям и должностям более высокие адаптационные способности выявлены у врачей и среднего медперсонала (ф > 1,64, р < 0,05) по сравнению с сотрудниками администрации и немедицинских специальностей, таких как персонал хозяйственных, технических отделов, служб поддержки пациентов и клиентского сервиса (табл. 2).

При оценке стажа работы сотрудников МО отмечено, что более низкая адаптивность была у молодых специалистов со стажем работы до 5 лет (ф > 2,31, р < 0,01). При сравнительной оценке адаптационных возможностей у медицинских работников разного пола установлено, что более высокий уровень этих способностей был у лиц мужского пола, по сравнению с женщинами (ф > 1,64, р < 0,05).

При выполнении настоящего исследования важно было сопоставить, как происходила адаптация к условиям «новой реальности» в период пандемии СОУГО-19 у сотрудников с разным уровнем развития эмоционального интеллекта. Установлено, что в группе лиц с реактивным БО в 100 % случаев выявлен низкий уровень адаптивных способностей к меняющейся реальности (рисунок). Среди сотрудников с активным БО у 76,5 % также была отмечена низкая адаптивность и у 23,5 % — средняя. Среди лиц с проактивным БО низкая адаптивность к ситуации была только у 2,4 % сотрудников, а средняя и высокая — у 53,0 и 44,6 % соответственно. При оценке корреляции уровня БО и показателей адаптивности в кризисных ситуациях коэффициент корреляции Спирмена составил 0,43 (р < 0,001), что соответствует положительной связи между признаками умеренной тесноты (по шкале Чеддока).

Из этого следует, что высокий уровень развития надпрофессиональных «мягких» навыков, а именно эмоционального интеллекта, позволяет сотрудникам легче адаптироваться к новым условиям реальности в кризисных ситуациях и сохранять работоспособность и способность реализовывать профессиональные навыки.

i

Таблица 1. Характеристика сотрудников медицинских организаций, которые приняли участие в опросе Table 1. Summary description of the study respondents

№ Параметр / Parameter n %

Должность / Position

1 Врач / Doctor 276 43,3

2 Средний медицинский персонал / Nurse 150 23,5

3 Сотрудник администрации / Administrative personnel 51 8,0

4 Немедицинский персонал / Non-medical personnel 161 25,2

Пол / Gender

5 Мужской / Male 102 16,0

б Женский / Female 536 84,0

Стаж работы, лет / Work experience, years

7 < 5 192 30,1

В 6-10 109 17,1

9 11-20 145 22,7

10 > 20 192 30,1

том 30 №1 2022

47

Original article

Обсуждение. Настоящее исследование было проведено для определения значения надпрофес-сиональных «мягких» навыков и компетенций в процессах адаптации медицинского персонала в условиях пандемии COVID-19. Был изучен эмоциональный интеллект, уровень его развития у разных категорий сотрудников медицинских организаций. Установлено, что более часто высокий уровень EQ имел место у среднего медицинского персонала и администрации по сравнению с врачами и сотрудниками немедицинских специальностей. У лиц с разным стажем работы, разного пола не было выявлено значимых различий в характеристике эмоционального интеллекта. Помимо этого, была проведена оценка адаптационных возможностей сотрудников в условиях пандемии коронавирусной инфекции и изучена взаимосвязь между процессами адаптации и уровнем развития эмоционального интеллекта персонала. Показано, что сотрудники с более высоким уровнем EQ (активным и проактивным) имели существенно лучшие способности к адаптации в сложных кризисных ситуациях.

Полученные нами данные положительно коррелируют с результатами исследований других авторов. Так, в одной работе было представлено влияние эмоционального интеллекта на физическое здоровье, благополучие, уровень выгорания и удовлетворенность работой среднего медицинского персонала в Испании во время пандемии СОУГО-19. Авторы установили, что низкий уровень развития ЕО у медсестер повышал различные психосоциальные риски, в том числе вероятность формирования межличностных конфликтов, и, напротив, более высокие показатели ЕО были ассоциированы с низкими психосоциальными рисками у медсестер, особенно связанными с выгоранием, психосоматическими жалобами и удовлетворенностью работой [44].

В другой публикации было показано, что у врачей с проактивным эмоциональным интеллектом имеют место более выраженные ко-пинг-стратегии самоконтроля и принятия ответственности и более высокие показатели уровня жизнестойкости, а у врачей с низким общим эмоциональным интеллектом выражены ко-

Таблица 2. Оценка эмоционального интеллекта и адаптационных способностей у различных категорий сотрудников МО Table 2. Assessment of emotional intelligence and adaptability in various categories of employees of healthcare facilities

№ Параметр / Parameter Эмоциональный интеллект / Emotional intelligence Адаптивность / Adaptability

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

реактивный / reactive активный / active проактивный / proactive низкая / low средняя/ moderate высокая / high

n % n % n % n % n % n %

Должность / Position

l Врач / Doctor 20 7,2 227 82,2 29 10,5 57 20,7 206 74,6 13 4,7

2 Средний медицинский персонал / Nurse 13 8,7 lll 74,0 26 17,3 34 22,7 100 66,7 10,7

3 Сотрудник администрации / Administrative personnel 7 13,7 35 68,6 9 17,6 14 27,5 34 66,7 3 5,9

4 Немедицинский персонал / Non-medical personnel 13 8,1 129 80,1 l9 11,8 41 25,5 109 67,7 ll 6,8

Стаж работы, лет / Work experience, years

5 < 5 22 11,46 148 77,08 22 11,46 59 30,73 117 60,94 8,33

б 6-10 б 5,5 87 79,8 ^ 14,7 17 15,6 84 77,1 В 7,3

7 11-20 9 6,2 ll9 82,1 17 11,7 30 20,7 106 73,1 9 6,2

В > 20 8,3 148 77,1 28 14,6 40 20,8 142 74,0 10 5,2

Пол / Gender

9 Мужской / Male 5 4,9 80 78,4 17 16,7 l5 14,7 78 76,5 9 8,8

10 Женский / Female 48 9,0 422 78,7 бб 12,3 131 24,4 371 69,2 34 6,3

Адаптивность/ Adaptability

100% г

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

22,6

77,4

реактивный I reactive (n=53)

активный / active (n=502)

53,0

j 2,4 Г проактивный / proactive (n=83)

Степень адаптивности/ Degree of adaptability

■ высокая / high

□ средняя / medium

□ низкая / low

Эмоциональный интеллект / Emotional intelligence

Рисунок. Способность к адаптации медицинских работников в кризисных ситуациях в зависимости

от уровня эмоционального интеллекта Figure. Adaptability of healthcare workers to crisis situations depending on the level emotional intelligence

voLume 30, issue i, 2022

пинг-стратегии дистанцирования, поиска социальной поддержки, бегства-избегания и низкие показатели жизнестойкости [45].

Другие авторы также констатируют, что более высокий индивидуальный EQ имеет множество преимуществ, таких как снижение стресса, выгорания и повышение удовлетворенности работой [46]. Деловой мир признает EQ выгодным с точки зрения производительности и результатов. В исследованиях продемонстрировано, что высокий EQ положительно связан с лидерскими качествами врачей, в частности хирургов, конструктивным преодолением стресса и повышенной удовлетворенностью их работой, что способствует улучшению взаимоотношений с пациентами и комплексному повышению качества оказания медицинской помощи. Важное значение EQ имеет в профилактике формирования синдрома эмоционального выгорания [47, 48]. Авторы различных работ схожи во мнении, что развитие эмоционального интеллекта должно быть неотъемлемой частью современного медицинского образования как на этапе обучения в средних и высших учебных заведениях, так и во время осуществления профессиональной деятельности, в рамках специализированных циклов повышения квалификации и различных тренингов в медицинских организациях.

Заключение. Таким образом, по итогам проведенного исследования получены новые данные об адаптационном потенциале персонала медицинских организаций. Показано, что сотрудники с высоким уровнем EQ могут быстрее и эффективнее адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности. Соответственно, актуальным направлением работы менеджеров по персоналу в современных условиях является внедрение в медицинских организациях программ по развитию soft skills у сотрудников различных категорий, что может быть реализовано посредством проведения интерактивных тренингов по типу «геймификации» и обучения сотрудников МО технологиям самостоятельного развития эмоционального интеллекта и других надпрофес-сиональных навыков.

Список литературы

1. Щелканов М.Ю., Колобухина Л.В., Бургасова О.А., Кружкова И.С., Малеев В.В. COVID-19: этиология, клиника, лечение // Инфекция и иммунитет. 2020. Т. 10. № 3. С. 421-445.

2. Брико Н.И., Каграманян И.Н., Никифоров В.В., Суранова Т.Г., Чернявская О.П., Полежаева Н.А. Пандемия COVID-19. Меры борьбы с ее распространением в Российской Федерации // Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2020. Т. 19. № 2. С. 4-12. doi: 10.31631/2073-3046-2020-19-2-4-12

3. Samudrala PK, Kumar P, Choudhary K, et al. Virology, pathogenesis, diagnosis and in-line treatment of COVID-19. Eur J Pharmacol. 2020;883:173375. doi: 10.1016/j.ejphar.2020.173375

4. Taleghani N, Taghipour F. Diagnosis of COVID-19 for controlling the pandemic: A review of the state-of-the-art. Biosens Bioelectron. 2021;174:112830. doi: 10.1016/j. bios.2020.112830

5. Alsharif W, Qurashi A. Effectiveness of COVID-19 diagnosis and management tools: A review. Radiography (Lond). 2021;27(2):682-687. doi: 10.1016/j.radi.2020.09.010

6. Gavriatopoulou M, Ntanasis-Stathopoulos I, Korompo-ki E, et al. Emerging treatment strategies for COVID-19 infection. Clin Exp Med. 2021;21(2):167-179. doi: 10.1007/s10238-020-00671-y

7. Asghari A, Naseri M, Safari H, Saboory E, Parsamanesh N. The novel insight of SARS-CoV-2 molecular biology and

Оригинальная статья

pathogenesis and therapeutic options. DNA Cell Biol. 2020;39(10):1741-1753. doi: 10.1089/dna.2020.5703

8. Khan M, Adil SF, Alkhathlan HZ, et al. COVID-19: A global challenge with old history, epidemiology and progress so far. Molecules. 2020;26(1):39. doi: 10.3390/ molecules26010039

9. Hosseini ES, Kashani NR, Nikzad H, Azadbakht J, Bafrani HH, Kashani HH. The novel coronavirus Disea-se-2019 (COVID-19): Mechanism of action, detection and recent therapeutic strategies. Virology. 2020;551:1-9. doi: 10.1016/j.virol.2020.08.011

10. Mohamadian M, Chiti H, Shoghli A, Biglari S, Parsamanesh N, Esmaeilzadeh A. COVID-19: Virology, biology and novel laboratory diagnosis. J Gene Med. 2021;23(2):e3303. doi: 10.1002/jgm.3303

11. Ita K. Coronavirus disease (COVID-19): Current status and prospects for drug and vaccine development. Arch Med Res. 2021;52(1):15-24. doi: 10.1016/j.arc-med.2020.09.010

12. Salian VS, Wright JA, Vedell PT, et al. COVID-19 transmission, current treatment, and future therapeutic strategies. Mol Pharm. 2021;18(3):754-771. doi: 10.1021/ acs.molpharmaceut.0c00608

13. Anka AU, Tahir MI, Abubakar SD, et al. Coronavirus disease 2019 (COVID-19): An overview of the immuno-pathology, serological diagnosis and management. Scand J Immunol. 2021;93(4):e12998. doi: 10.1111/sji.12998

14. Majumder J, Minko T. Recent developments on therapeutic and diagnostic approaches for COVID-19. AAPS J. 2021;23(1):14. doi: 10.1208/s12248-020-00532-2

15. Atzrodt CL, Maknojia I, McCarthy RDP, et al. A Guide to COVID-19: a global pandemic caused by the novel coronavirus SARS-CoV-2. FEBS J. 2020;287(17):3633-3650. doi: 10.1111/febs.15375

16. Alserehi НА, Alqunaibet АМ, Al-Tawfiq JA, et al. Sero-prevalence of SARS-CoV-2 (COVID-19) among healthcare workers in Saudi Arabia: comparing case and control hospitals. Diagn Microbiol Infect Dis. 2021;99(3):115273. doi: 10.1016/j.diagmicrobio.2020.115273

17. Chou R, Dana T, Buckley DI, Selph S, Fu R, Totten AM. Epidemiology of and risk factors for coronavirus infection in health care workers: a living rapid review. Ann Intern Med. 2020;173(2):120-136. doi: 10.7326/M20-1632

18. Kursumovic E, Lennane S, Cook TM. Deaths in healthcare workers due to COVID-19: the need for robust data and analysis. Anaesthesia. 2020;75(8):989-992. doi: 10.1111/anae.15116

19. Wang X, Liu W, Zhao J, et al. Clinical characteristics of 80 hospitalized frontline medical workers infected with COVID-19 in Wuhan, China. J Hosp Infect. 2020;105(3):399-403. doi: 10.1016/j.jhin.2020.04.019

20. Calo F, Russo A, Camaioni C, De Pascalis S, Coppola N. Burden, risk assessment, surveillance and management of SARS-CoV-2 infection in health workers: a scoping review. Infect Dis Poverty. 2020;9(1):139. doi: 10.1186/ s40249-020-00756-6

21. Hughes MM, Groenewold MR, Lessem SE, et al. Update: Characteristics of health care personnel with COVID-19 — United States, February 12 - July 16, 2020. MMWR Morb Mortal Wkly Rep. 2020;69(38):1364-1368. doi: 10.15585/mmwr.mm6938a3

22. Galanis P, Vraka I, Fragkou D, Bilali A, Kaitelidou D. Seroprevalence of SARS-CoV-2 antibodies and associated factors in healthcare workers: a systematic review and meta-analysis. J Hosp Infect. 2021;108:120-134. doi: 10.1016/j.jhin.2020.11.008

23. Treibel TA, Manisty C, Burton M, et al. COVID-19: PCR screening of asymptomatic health-care workers at London hospital. Lancet. 2020;395(10237):1608-1610. doi: 10.1016/S0140-6736(20)31100-4

24. Grant JJ, Wilmore SMS, McCann NS, et al. Seroprevalence of SARS-CoV-2 antibodies in healthcare workers at a London NHS Trust. Infect Control Hosp Epidemiol. 2021;42(2):212-214. doi: 10.1017/ice.2020.402

25. Kataria Y, Cole M, Duffy E, et al. Seroprevalence of SARS-CoV-2 IgG antibodies and risk factors in health care workers at an academic medical center in Boston, Massachusetts. Sci Rep. 2021;11(1):9694. doi: 10.1038/ s41598-021-89107-5

26. Mortezagholi S, Rostamzadeh D, Alinejad M, Younesi V, Tabarsi P, Shabani M. Prevalence of anti-SARS-CoV-2

i

ТОМ 30 №1 2022

27

Original article

^^ specific antibodies in health-care workers compared to 1 i general population during an early phase of the pande-¡—h mic, Tehran—Iran. Iran J Immunol. 2021;18(1):82—92.

doi: 10.22034/iji.2021.88168.1851 ^^ 27. Poustchi H, Darvishian M, Mohammadi Z, et al.

SARS-CoV-2 antibody seroprevalence in the general population and high-risk occupational groups across 18 ^ cities in Iran: a population-based cross-sectional study.

^ Lancet Infect Dis. 2021;21(4):473-481. doi: 10.1016/ = S1473-3099(20)30858-6

' ^ 28. Платонова Т.А., Голубкова А.А., Тутельян А.В., i^Z Смирнова С.С. Заболеваемость COVID-19 медицинских i—р работников. Вопросы биобезопасности и факторы Е= профессионального риска // Эпидемиология и Вакцинопрофилактика. 2021. Т. 20. № 2. С. 4—11. doi: 10.31631/2073-3046-2021-20-2-4-11

29. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 536 с.

30. Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 427 с.

31. Барисо Д. EQ. Эмоциональный интеллект на практике. Как управлять своими эмоциями и не позволять им управлять вами. М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2019. 230 с.

32. Бредбери Т., Гривз Д. Эмоциональный интеллект 2.0. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. 208 с.

33. Карузо Д., Сэловей П. Эмоциональный интеллект руководителя: как развивать и применять. СПб: Питер, 2019. 320 с.

34. Christianson KL. Emotional intelligence and critical thinking in nursing students: integrative review of literature. Nurse Educ. 2020;45(6):E62-E65. doi: 10.1097/ NNE.0000000000000801

35. Baba MM. Navigating COVID-19 with emotional intelligence. Int J Soc Psychiatry. 2020;66(8):810-820. doi: 10.1177/0020764020934519

36. Guerrero-Barona E, Guerrero-Molina M, García-Gуmez A, Moreno-Manso JM, García-Baamonde ME. Quality of working life, psychosocial factors, burnout syndrome and emotional intelligence. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(24):9550. doi: 10.3390/ijerph17249550

37. Ward HB. Resident leadership in the era of COVID-19: harnessing emotional intelligence. Acad Med. 2020;95(10):1521— 1523. doi: 10.1097/ACM.0000000000003558

38. Perry MA, Creavey K, Arthur E, Humer JC, Lund-gren PJ, Rivera I. Cultivating emotional intelligence in child welfare professionals: A systematic scoping review. Child Abuse Negl. 2020;110(Pt 3):104438. doi: 10.1016/j. chiabu.2020.104438

39. Martínez-Martínez AM, López-Liria R, Aguilar-Parra JM, Trigueros R, Morales-Gázquez MJ, Rocamora-Pérez P. Relationship between emotional intelligence, cybervicti-mization, and academic performance in secondary school students. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(21):7717. doi: 10.3390/ijerph17217717

40. Караулова С.Н., Ольшанская С.А., Кадырова Е.Р. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости как личностных ресурсов преодоления эмоционального выгорания у инструкторов по фитнесу // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 419-422.

41. Казаков Ю.Н., Чеснокова М.Л. Взаимосвязь личностных характеристик с профессиональным выгоранием работников медицинских учреждений. М.: Научный консультант, 2019. 78 с.

42. Ковалева О.А. Связь эмоционального интеллекта со стратегиями совладающего поведения предпринимателей и топ-менеджеров // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 4. С. 125-129.

43. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С., Никитина А.А., Осипенко Е.И. Роль эмоционального интеллекта в совладании со сложными жизненным ситуациями // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 4. С. 120-128. doi: 10.34216/2073-1426-2020-26-4-120-128

44. Soto-Rubio A, Giménez-Espert MDC, Prado-Gascó V. Effect of emotional intelligence and psychosocial risks on burnout, job satisfaction, and nurses' health during the COVID-19 pandemic. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(21):7998. doi: 10.3390/ijerph17217998

45. Гребенников Ю.Л., Орлова Е.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и совладающего поведения у медицинских работников // Вестник Московского государственного медицинского университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 1. С. 63—73. doi: 10.18384/2310-7235-2021-1-63-73

46. Abi-Jaoudé JG, Kennedy-Metz LR, Dias RD, Yule SJ, Zenati MA. Measuring and improving emotional intelligence in surgery: A systematic review. Ann Surg. 2022;275(2):e353-e360. doi: 10.1097/SLA.0000000000005022

47. Sharp G, Bourke L, Rickard MJFX. Review of emotional intelligence in health care: an introduction to emotional intelligence for surgeons. ANZ J Surg. 2020;90(4):433-440. doi: 10.1111/ans.15671

48. Beierle SP, Kirkpatrick BA, Heidel RE, et al. Evaluating and exploring variations in surgical resident emotional intelligence and burnout. J Surg Educ. 2019;76(3):628—636. doi: 10.1016/j.jsurg.2018.11.004

References

1. Shchelkanov MYu, Kolobukhina LV, Burgasova OA, Kruzhkova IS, Maleev VV. COVID-19: etiology, clinical picture, treatment. Infektsiya i Immunitet. 2020;10(3):421-445. (In Russ.) doi: 10.15789/2220-7619-CEC-1473

2. Briko NI, Kagramanyan IN, Nikiforov VV, Suranova TG, Chernyavskaya OP, Polezhaeva NA. Pandemic COVID-19. Prevention measures in the Russian Federation. Epidemiologiya i Vaktsinoprofilaktika. 2020;19(2):4—12. (In Russ.) doi: 10.31631/2073-3046-2020-l9-2-4-12

3. Samudrala PK, Kumar P, Choudhary K, et al. Virology, pathogenesis, diagnosis and in-line treatment of COVID-19. Eur J Pharmacol. 2020;883:173375. doi: 10.1016/j.ejphar.2020.173375

4. Taleghani N, Taghipour F. Diagnosis of COVID-19 for controlling the pandemic: A review of the state-of-the-art. Biosens Bioelectron. 2021;174:112830. doi: 10.1016/j. bios.2020.112830

5. Alsharif W, Qurashi A. Effectiveness of COVID-19 diagnosis and management tools: A review. Radiography (Lond). 2021;27(2):682-687. doi: 10.1016/j.radi.2020.09.010

6. Gavriatopoulou M, Ntanasis-Stathopoulos I, Korompo-ki E, et al. Emerging treatment strategies for COVID-19 infection. Clin Exp Med. 2021;21(2):167-179. doi: 10.1007/s10238-020-00671-y

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Asghari A, Naseri M, Safari H, Saboory E, Parsamanesh N. The novel insight of SARS-CoV-2 molecular biology and pathogenesis and therapeutic options. DNA Cell Biol. 2020;39(10):1741-1753. doi: 10.1089/dna.2020.5703

8. Khan M, Adil SF, Alkhathlan HZ, et al. COVID-19: A global challenge with old history, epidemiology and progress so far. Molecules. 2020;26(1):39. doi: 10.3390/ molecules26010039

9. Hosseini ES, Kashani NR, Nikzad H, Azadbakht J, Bafrani HH, Kashani HH. The novel coronavirus Disea-se-2019 (COVID-19): Mechanism of action, detection and recent therapeutic strategies. Virology. 2020;551:1-9. doi: 10.1016/j.virol.2020.08.011

10. Mohamadian M, Chiti H, Shoghli A, Biglari S, Parsamanesh N, Esmaeilzadeh A. COVID-19: Virology, biology and novel laboratory diagnosis. J Gene Med. 2021;23(2):e3303. doi: 10.1002/jgm.3303

11. Ita K. Coronavirus disease (COVID-19): Current status and prospects for drug and vaccine development. Arch Med Res. 2021;52(1):15-24. doi: 10.1016/j.arcmed.2020.09.010

12. Salian VS, Wright JA, Vedell PT, et al. COVID-19 transmission, current treatment, and future therapeutic strategies. Mol Pharm. 2021;18(3):754-771. doi: 10.1021/ acs.molpharmaceut.0c00608

13. Anka AU, Tahir MI, Abubakar SD, et al. Coronavirus disease 2019 (COVID-19): An overview of the immuno-pathology, serological diagnosis and management. Scand J Immunol. 2021;93(4):e12998. doi: 10.1111/sji.12998

14. Majumder J, Minko T. Recent developments on therapeutic and diagnostic approaches for COVID-19. AAPS J. 2021;23(1):14. doi: 10.1208/s12248-020-00532-2

voLume 30, issue 1, 2022

28

15. Atzrodt CL, Maknojia I, McCarthy RDP, et al. A Guide to COVID-19: a global pandemic caused by the novel coronavirus SARS-CoV-2. FEBS J. 2020;287(17):3633-3650. doi: 10.1111/febs.15375

16. Alserehi HA, Alqunaibet AM, Al-Tawfiq JA, et al. Seroprevalence of SARS-CoV-2 (COVID-19) among healthcare workers in Saudi Arabia: comparing case and control hospitals. Diagn Microbiol Infect Dis. 2021;99(3):115273. doi: 10.1016/j.diagmicrobio.2020.115273

17. Chou R, Dana T, Buckley DI, Selph S, Fu R, Totten AM. Epidemiology of and risk factors for coronavirus infection in health care workers: a living rapid review. Ann Intern Med. 2020;173(2):120-136. doi: 10.7326/M20-1632

18. Kursumovic E, Lennane S, Cook TM. Deaths in healthcare workers due to COVID-19: the need for robust data and analysis. Anaesthesia. 2020;75(8):989-992. doi: 10.1111/anae.15116

19. Wang X, Liu W, Zhao J, et al. Clinical characteristics of 80 hospitalized frontline medical workers infected with COVID-19 in Wuhan, China. J Hosp Infect. 2020;105(3):399-403. doi: 10.1016/j.jhin.2020.04.019

20. Calô F, Russo A, Camaioni C, De Pascalis S, Coppola N. Burden, risk assessment, surveillance and management of SARS-CoV-2 infection in health workers: a scoping review. Infect Dis Poverty. 2020;9(1):139. doi: 10.1186/ s40249-020-00756-6

21. Hughes MM, Groenewold MR, Lessem SE, et al. Update: Characteristics of health care personnel with COVID-19 — United States, February 12 - July 16, 2020. MMWR Morb Mortal Wkly Rep. 2020;69(38):1364-1368. doi: 10.15585/mmwr.mm6938a3

22. Galanis P, Vraka I, Fragkou D, Bilali A, Kaitelidou D. Seroprevalence of SARS-CoV-2 antibodies and associated factors in healthcare workers: a systematic review and meta-analysis. J Hosp Infect. 2021;108:120-134. doi: 10.1016/j.jhin.2020.11.008

23. Treibel TA, Manisty C, Burton M, et al. COVID-19: PCR screening of asymptomatic health-care workers at London hospital. Lancet. 2020;395(10237):1608-1610. doi: 10.1016/S0140-6736(20)31100-4

24. Grant JJ, Wilmore SMS, McCann NS, et al. Seroprevalence of SARS-CoV-2 antibodies in healthcare workers at a London NHS Trust. Infect Control Hosp Epidemiol. 2021;42(2):212-214. doi: 10.1017/ice.2020.402

25. Kataria Y, Cole M, Duffy E, et al. Seroprevalence of SARS-CoV-2 IgG antibodies and risk factors in health care workers at an academic medical center in Boston, Massachusetts. Sci Rep. 2021;11(1):9694. doi: 10.1038/ s41598-021-89107-5

26. Mortezagholi S, Rostamzadeh D, Alinejad M, Younesi V, Tabarsi P, Shabani M. Prevalence of anti-SARS-CoV-2 specific antibodies in health-care workers compared to general population during an early phase of the pandemic, Tehran-Iran. Iran J Immunol. 2021;18(1):82-92. doi: 10.22034/iji.2021.88168.1851

27. Poustchi H, Darvishian M, Mohammadi Z, et al. SARS-CoV-2 antibody seroprevalence in the general population and high-risk occupational groups across 18 cities in Iran: a population-based cross-sectional study. Lancet Infect Dis. 2021;21(4):473-481. doi: 10.1016/ S1473-3099(20)30858-6

28. Platonova TA, Golubkova AA, Tutelyan AV, Smirnova SS. The incidence of COVID-19 medical workers. The issues of biosafety and occupational risk factors. Epidemiologiya i Vaktsinoprofilaktika. 2021;20(2):4-11. (In Russ.) doi: 10.31631/2073-3046-2021-20-2-4-11

29. Goleman D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More than IQ. Moscow: Mann, Ivanov & Ferber Publ.; 2013. (In Russ.)

30. Shabanov S, Alyoshina A. [Emotional Intelligence: Russian Practice.] Moscow: Mann, Ivanov & Ferber Publ.; 2013. (In Russ.)

31. Bariso J. EQ. Emotional Intelligence in Practice. How to Manage Your Emotions and not Let Them Control You. Moscow: Eksmo Publ.; 2019. (In Russ.)

Оригинальная статья

32. Bradberry T, Greaves D. Emotional intelligence 2.0. Moscow: Mann, Ivanov & Ferber Publ.; 2011. (In Russ.)

33. Caruso D, Salovey P. The Emotionally Intelligent Manager: How to Develop and Use the Four Emotional Skills of Leadership. St. Petersburg: Peter Publ.; 2019. (In Russ.)

34. Christianson KL. Emotional intelligence and critical thinking in nursing students: integrative review of literature. Nurse Educ. 2020;45(6):E62-E65. doi: 10.1097/ NNE.0000000000000801

35. Baba MM. Navigating COVID-19 with emotional intelligence. Int J Soc Psychiatry. 2020;66(8):810-820. doi: 10.1177/0020764020934519

36. Guerrero-Barona E, Guerrero-Molina M, García-Gymez A, Moreno-Manso JM, García-Baamonde ME. Quality of working life, psychosocial factors, burnout syndrome and emotional intelligence. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(24):9550. doi: 10.3390/ijerph17249550

37. Ward HB. Resident leadership in the era of COVID-19: harnessing emotional intelligence. Acad Med. 2020;95(10):1521— 1523. doi: 10.1097/ACM.0000000000003558

38. Perry MA, Creavey K, Arthur E, Humer JC, Lund-gren PJ, Rivera I. Cultivating emotional intelligence in child welfare professionals: A systematic scoping review. Child Abuse Negl. 2020;110(Pt 3):104438. doi: 10.1016/j. chiabu.2020.104438

39. Martínez-Martínez AM, López-Liria R, Aguilar-Parra JM, Trigueros R, Morales-Gázquez MJ, Rocamora-Pérez P. Relationship between emotional intelligence, cybervicti-mization, and academic performance in secondary school students. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(21):7717. doi: 10.3390/ijerph17217717

40. Karaulova SN, Olshanskaya SA, Kadyrova ER. The relationship of emotional intelligence and resilience as a personal resource to overcome emotional burnout among fitness instructors. Problemy Sovremennogo Pedagogiches-kogo Obrazovaniya. 2018;(60-2):419-422. (In Russ.)

41. Kazakov YuN, Chesnokova ML. [The Relationship between Personal Characteristics and Professional Burnout of Healthcare Workers.] Moscow: Nauchny Konsul'tant Publ.; 2019. (In Russ.)

42. Kovalyova OA. Correlations between emotional intelligence and coping-strategies in businessmen and top managers. Vestnik Kostromskogo Gosudarstvennogo Uni-versiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. 2015;21(4):125-129. (In Russ.)

43. Sergiyenko YeA, Khlevnaya YeA, Kiselyova TS, Nikitina AA, Osipenko YeI. The role of emotional intelligence in coping with difficult life situations. Vestnik Kostromskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. 2020;26(4):120-128. (In Russ.) doi: 10.34216/2073-1426-2020-26-4-120-128

44. Soto-Rubio A, Giménez-Espert MDC, Prado-Gascó V. Effect of emotional intelligence and psychosocial risks on burnout, job satisfaction, and nurses' health during the COVID-19 pandemic. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(21):7998. doi: 10.3390/ijerph17217998

45. Grebennikova YuL, Orlova EA. Relationship between medical professionals' emotional intelligence and coping behavior. Vestnik Moskovskogo Gosudarstvennogo Oblastnogo Universiteta. Seriya: Psikhologicheskie Nauki. 2021;(1):63-73. (In Russ.) doi: 10.18384/2310-72352021-1-63-73

46. Abi-Jaoudé JG, Kennedy-Metz LR, Dias RD, Yule SJ, Zenati MA. Measuring and improving emotional intelligence in surgery: A systematic review. Ann Surg. 2022;275(2):e353-e360. doi: 10.1097/SLA.0000000000005022

47. Sharp G, Bourke L, Rickard MJFX. Review of emotional intelligence in health care: an introduction to emotional intelligence for surgeons. ANZ J Surg. 2020;90(4):433-440. doi: 10.1111/ans.15671

48. Beierle SP, Kirkpatrick BA, Heidel RE, et al. Evaluating and exploring variations in surgical resident emotional intelligence and burnout. J Surg Educ. 2019;76(3):628-636. doi: 10.1016/j.jsurg.2018.11.004

i

ö

том 3O №1 2O22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.