Школа молодых исследователей
DOI: 10.24412/1994-3776-2023-3-65-69 УДК: 316.4
Ю.М. Коблякова
К ВОПРОСУ О РЕГУЛИРОВАНИИ ЭТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ С
ПАЦИЕНТАМИ
Y. Koblyakova. Regulation of ethical aspects in the interaction between
medical workers and patients
Аннотация. В статье описаны основания и общие положения регулирования этических аспектов взаимодействия сотрудников медицинских организаций с пациентами, закрепленные на законодательном уровне. Представлены примеры реализации инструментов регулирования морально-этической стороны коммуникации между врачом и пациентом в рамках конкретных медицинских учреждений. Отмечены особенности взаимодействия формата «врач-пациент» для современной системы здравоохранения Российской Федерации с точки зрения кадрового обеспечения и профиля медицинских учреждений. В целях улучшения качества оказания медицинской помощи населению и повышения уровня удовлетворенности пациентов
предлагается рассмотреть возможности детализации и специализации текущих положений по вопросам регулирования профессиональной этики медицинских работников. Ключевые слова: корпоративная этика, врачебная этика, кодекс профессиональной этики, коммуникации в медицине, коммуникация между врачом и пациентом, взаимодействие врача и пациента.
Контактные данные: 193023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д.21; тел.: 8 911 128 49 31; e-mail: [email protected]
Abstract. The article describes the grounds and general provisions for regulating the ethical aspects of the interaction of employees of medical organizations with patients enshrined at the legislative level. Examples of the implementation of tools for regulating the moral and ethical sides of communication between a doctor and a patient within specific medical institutions are presented. The features of the «doctor-patient» interaction for the modern healthcare system of the Russian Federation in terms of staffing and the profile of medical institutions are noted. In order to improve the quality of medical care to the population and increase the level of patient satisfaction it is proposed to consider the opportunities for detailing and specializing the current provisions of the regulation of the professional ethics of medical workers.
Keywords: corporate ethics, medical ethics, codes of professional ethics, communication in medicine sphere, communication between a doctor and a patient, interaction between a doctor and a patient.
Contact information: 21 Sadovaya street, Saint Petersburg, 193023; tel.: 8 911 128 49 31; e-mail: [email protected]
Сфера деятельности медицинских организаций и учреждений предполагает наличие определенного делового этикета в процессе оказания медицинской помощи. Этические нормы в этом контексте особенно важны, поскольку здоровье, являясь ценностью как для
Коблякова Юлия Михайловна - ассистент кафедры социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета; специалист по связям с общественностью ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава РФ
Y. Koblyakova, assistant of the Department of Sociology and Human Resource Management, Saint-Petersburg State Economic University; PR-specialist in FSBI N.N. Petrov National Medical Research Center of Oncology Ministry of Health of the Russian Federation © Коблякова Ю.М., 2023.
отдельного человека, так и для системы здравоохранения любой страны в целом, представляет собой очень чувствительный для любого пациента предмет взаимодействия, влияющий на все сферы его жизнедеятельности.
Совокупность моральных, этических норм, необходимых для соблюдения сотрудниками медицинских организаций, воплощается в правилах деловой этики, кодексах деловой этики, основанных на определенных принципах и обеспечивающих корректное исполнение обязанностей врачами и другим медицинским персоналом, с одной стороны, а также комфорт и удовлетворенность пациентов, получающих медицинскую помощь, с другой стороны.
Взаимодействие работников медицинских организаций с пациентами регулируется в соответствии с постулатами всемирно известной клятвы Гиппократа и рядом нормативных документов. Принципы и законы врачебной этики в нашей стране регулируются Кодексом профессиональной этики врача Российской Федерации, принятым первым национальным съездом врачей Российской Федерации в 2012 году [4]. Основные положения данного Кодекса опираются на Международный кодекс медицинской этики Всемирной медицинской ассоциации врачей; предшествующие отечественные кодексы врачебной этики, Кодекс профессиональной этики православных врачей, Этический Кодекс Интернет-врача, Кодекс этики врачей Рунета; а также аналогичные Кодексы профессиональной этики, действующие во Франции, Великобритании, Германии, Нидерландах (Рис. 1). Кроме того, данный кодекс соотносится с Женевской декларацией Всемирной Медицинской Ассоциации, отражая необходимость приверженности медицинских работников гуманитарным целям медицины как таковой.
профессиональных
Рисунок 1. Основания и положения Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации
Настоящий Кодекс состоит из четырех основных частей, регламентирующих взаимодействие врачей с обществом, пациентами, врачебным коллективом, а также отражающих положения, касающиеся процесса научно-исследовательская деятельности и биоэтики.
В Российской Федерации врачи в процессе своей профессиональной деятельности, а также обучающиеся высших учебных заведений по медицинским специальностям, замещающие врача либо ассистирующие врачу, обязаны следовать положениям действующего Кодекса профессиональной этики.
Особенности взаимодействия в медицинской сфере между врачом и пациентом обусловлены сложностью предмета такого взаимодействия - оказанием медицинской помощи населению. В условиях перехода медицинской сферы к большему личностно-ориентированному подходу роль врача в таком взаимодействии преобразуется из профессиональной в социально-профессиональную, учитывающую личностные, социально-специфические, психологические характеристики и особенности пациента. В связи с чем, профессиональные функции врача-специалиста дополняются функциями социально-профессиональными, социально-психологическими, что привносит в коммуникацию формата «врач-пациент» новые смысловые ориентации, преобразовывает такую коммуникацию.
Согласно проводимому в 2023 году анкетированию среди жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области - пациентов и потенциальных пациентов (п=74, Рис. 2), для повышения уровня удовлетворенности получением медицинских услуг анкетируемые ожидают от современного врача больший уровень участия и внимания к пациенту (64,9 %), индивидуальный подход в выборе тактики лечения и стиля коммуникации (64,9 %), внимательность и дотошность, подробные вопросы к пациенту (60,8 %), более высокий уровень профессионализма и дружелюбия (по 47,3 %). Отмеченные респондентами ключевые характеристики подтверждают значимость роли группы надпрофессиональных навыков («soft skills»), в частности, коммуникативных.
Дружелюбие
Про фессионализм
Внимательность и дотошность
Индивидуальный подход
Участие и внимание к пациенту
60,8%
■ 64,9%
■ 64,9%
Рисунок 2. Ожидания пациентов от коммуникации с врачами-специалистами (п=74)
Более того, результаты анкетирования подчеркивают актуализировавшуюся потребность в гуманизации взаимодействия в медицинской сфере, более строгом следовании правилам деловой этики, необходимости их пересмотра и детализации, специализации.
Оказание медицинской помощи населению включает в себя различные виды медицинской помощи, которую обеспечивают медицинские организации разного уровня и
профиля, различные форматы взаимодействия, которые, в свою очередь, требуют от сотрудников медицинских организаций определенной степени вовлеченности, физической подготовки, эмоциональной и психологической стабильности, стрессоустойчивости и ряда других качеств. Для медицинских работников, оказывающих помощь пациентам с орфанными заболеваниями, хроническими процессами в острой стадии, в период чрезвычайных ситуаций и эпидемий, полевых условиях и условиях военных действий, проводящих реанимационные мероприятия, необходим более высокий уровень выдержки, самообладания, физической и моральной устойчивости. В частности, в процессе оказания помощи пациентам с онкологическими заболеваниями, смертность от которых находится на втором месте в России после болезней системы кровообращения [3], возможности самостоятельного лечения пациента практически отсутствуют, и выздоровление, снижение риска рецидива заболевания зависит от компетенций врача и возможностей проводимой терапии. Особое место в лечении рака занимают биоэтические вопросы.
Несмотря на то, что уровень специализации и профилизации современных медицинских организаций и учреждений в настоящее время усиливается и углубляется, в практической деятельности по оказанию медицинских услуг населению слабо развиты практики реализации кодексов профессиональной (или врачебной) этики на корпоративном уровне -в конкретных медицинских организациях и учреждениях. Например, такие регламентирующие документы разработаны в ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России и в Восточно-Казахстанском областном многопрофильном Центре онкологии и хирургии [7, 8], но многие медицинские организации и учреждения в пространстве СНГ не имеют подобных документов.
В ряде медицинских организаций и учреждений функционируют отдельные подразделения, регулирующие этические аспекты медицинской деятельности в части определенных направлений клинической деятельности. Например, в целях «осуществления экспертизы, консультирования, рекомендаций и оценки этических и правовых вопросов в планировании клинических и инициативных исследований» Локальный Этический Комитет осуществляет свою деятельность в ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России [5].
Рассматриваемая проблема приобретает высокий уровень актуальности и в связи с тем, что в условиях роста числа негосударственных медицинских организаций [1], появления новых специальностей, текучести медицинских кадров, имеющей преимущественно психологическую природу и обусловленную неудовлетворенностью работников своим рабочим местом [ 2, с. 361; 6, с. 1207], возможностей совмещения нескольких мест работы в организациях различного профиля, условия работы врачей-специалистов в части взаимодействия с пациентами могут иметь существенные отличия и требовать различного уровня профессиональной подготовки и развитости как профессиональных, так и надпрофессиональных навыков.
Вышеописанное обуславливает и подчеркивает необходимость разработки и внедрения в практику деятельности профильных медицинских организаций специальных Кодексов профессиональной, деловой или врачебной этики, способных регулировать и регламентировать взаимодействие медицинских работников с непосредственными получателями медицинских услуг - пациентами и их родственниками. В условиях текучести кадров и институциональных преобразований сферы здравоохранения это позволит медицинским организациям и учреждениям, с одной стороны, выработать собственные внутренние стандарты и ориентиры по взаимодействию медицинских работников с пациентами, а, с другой стороны, такие практики помогут новым сотрудникам организаций и учреждений быстрее адаптироваться к условиям труда, требованиям и правилам взаимодействия на новом рабочем месте.
Таким образом, этические аспекты медицинской деятельности в Российской Федерации в целом регламентируются и регулируются на законодательном уровне, однако в условиях текущих перемен с учетом процессов специализации, профилизации медицинских организаций и их подразделений, а также обращая внимание на тенденции в кадровом обеспечении медицинской деятельности, необходимо рассмотрение возможностей по пересмотру и детализации действующего Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации для отдельных медицинских организаций и учреждений различного профиля и специализации, отдельных подразделений крупных федеральных центров.
Литература
1. Больничные организации. Здравоохранение в России - 2021 г. // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b21_34/Main.htm (дата обращения: 20.08.2023).
2. Гусева А.В. Изучение основных причин текучести кадров в коммерческих организациях и методы предотвращения текучести кадров // Молодой ученый. - 2017. - № 15 (149). - С. 360-366.
3. Демографическая ситуация. Здравоохранение в России - 2021 г. // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b21_34/Main.htm (дата обращения: 20.08.2023).
4. Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации (принят Первым национальным съездом врачей Российской Федерации 05.10.2012) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174773/ (дата обращения: 19.08.2023).
5. Локальный Этический Комитет (ЛЭК) // ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России. URL: https://www.niioncologii.ru/patients/clinic-research/lec (дата обращения: 20.08.2023).
6. Макаров С. В., Гайдаров Г. М., Алексеевская Т. И., Апханова Н. С., Алексеева Н. Ю. Социологические аспекты текучести медицинских кадров // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2021. - №29(5). - С. 1207-1213.
7. Приказ № 170 от 19.06.2018 «Об утверждении Кодекса профессиональной медицинской и корпоративной этики». URL: https://www.ronc.ru/upload/iblock/af6/Prikaz-_170-ot-19.06.2018-Kodeks-professionalnoy-meditsinskoy-i-korporativnoy-etiki.pdf (дата обращения: 20.08.2023).
8. Этический кодекс ВКО многопрофильный «Центр онкологии и хирургии». URL: https://onko-vko.kz/assets/files/doc/etikakodex.pdf (дата обращения: 20.08.2023).