Научная статья на тему 'Надо думать о завтрашнем дне (из интервью с председателем Совета директоров компании "Лукойл", генеральным директором ОАО "РИТЭК", профессором Валерием Грайфером)'

Надо думать о завтрашнем дне (из интервью с председателем Совета директоров компании "Лукойл", генеральным директором ОАО "РИТЭК", профессором Валерием Грайфером) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В последние годы многие независимые аналитики стали поговаривать о том, что экономический рост в нашей стране не столько заслуга экономистов и правительства, сколько результат исключительно благоприятной конъюнктуры нефтяного рынка. С этого мы и начали разговор с председателем Совета директоров компании "ЛУКойл", генеральным директором ОАО "РИТЭК", профессором Валерием Грайфером. Марина Львова, журналистка, "Аргументы и факты", М., 2003 г., № 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Надо думать о завтрашнем дне (из интервью с председателем Совета директоров компании "Лукойл", генеральным директором ОАО "РИТЭК", профессором Валерием Грайфером)»

НАДО ДУМАТЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ (ИЗ ИНТЕРВЬЮ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ КОМПАНИИ «ЛУКОЙЛ», ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ ОАО «РИТЭК», ПРОФЕССОРОМ ВАЛЕРИЕМ ГРАЙФЕРОМ)

В последние годы многие независимые аналитики стали поговаривать о том, что экономический рост в нашей стране — не столько заслуга экономистов и правительства, сколько результат исключительно благоприятной конъюнктуры нефтяного рынка. С этого мы и начали разговор с председателем Совета директоров компании «ЛУКойл», генеральным директором ОАО «РИТЭК», профессором Валерием Грайфером.

Вопрос: Действительно, наша страна в последнее время живет во многом именно за счет нефти и газа. Только одна нефтяная отрасль платит в государственный бюджет порядка 25%. При этом в ней работает около 2% россиян. Представляете, какая эффективность!

Ответ: Благо для страны такое положение нефтяной промышленности или это наше горе? Я считаю, что нефтяная отрасль сама по себе не является ни тем, ни другим. Влияние «нефтянки» может быть самым разным. И в нашей истории есть тому яркие подтверждения, свидетелем которых я был лично. Так, в первые послевоенные годы в условиях невиданной разрухи бурное развитие «нефтянки» оказало мощнейший стимулирующий эффект на развитие авиации, автомобильного, железнодорожного и морского транспорта, на механизацию строительства, на оснащенность техникой нашего сельского хозяйства. Тогда углеводороды стали «живой водой» послевоенного развития и были использованы с величайшим умом и пользой для страны. Другой пример — проедание огромных потоков нефтедолларов, которые хлынули в нашу страну с середины 70-х годов. Тогда у страны был уникальный шанс. Если бы те сверхдоходы, которые давали нефтяники, не тратились тогда на покупку за рубежом пшеницы и ширпотреба, а вкладывались бы в развитие современных заводов с передовым оборудованием, то, наверное, сейчас мы бы жили в совсем другой стране. Так что не надо корить «нефтянку» за то, что она кого-то избаловала. Можно лишь пожалеть, что тогда не хватило ума с толком и пользой для страны распорядиться ее результатами.

Вопрос: Валерий Исаакович, а что, по вашему мнению, сегодня нужно делать? Цены на нефть на мировом рынке высокие, прибыль нефтяники получают, налоги платят...

Ответ: Я не могу давать рекомендации всей стране. Я лучше расскажу, что делает, например, Российская инновационная топливно-энергетическая компания (РИТЭК), которую я возглавляю. В первую очередь мы стараемся развивать инновационные технологии и машиностроение. Это же не просто выгодно — использовать инновации в различных отраслях, изобретения ведь можно и продавать! Сейчас интеллектуальный багаж РИТЭК уже превысил 3 млрд. руб. У нас сформирован банк данных на полторы тысячи новых технологий! И в каждой из них расписано все, вплоть до того, какое оборудование нужно ставить, при каких условиях. Тем, кто покупает элементы этого банка технологий, остается только применить все это на практике.

Вопрос: Валерий Исаакович, а как вы смотрите в будущее отечественной нефтяной промышленности?

Ответ: В целом — с большим оптимизмом, но, к сожалению, есть основания и для тревоги за будущее российской нефтяной промышленности. Некоторые компании добиваются хороших экономических показателей за счет форсирования разработки уже известных «старых» месторождений. Методы их разработки иначе как варварскими порой не назовешь. Недостаточное внимание к геологоразведочным работам приводит к тому, что огромные потенциальные ресурсы медленно переводятся в запасы промышленных категорий, а это очень опасно.

Вот в «ЛУКойле» другая позиция. У нас, если сравнивать с другими крупными компаниями, затраты побольше. А почему? Мы вкладываем очень серьезные средства в развитие отрасли, наращивание запасов, выход в трудные зоны. К примеру, Тимано-Печорский регион, Ямало-Ненецкий автономный округ — это же крайне тяжелые для добычи регионы. А северные и южные моря! Но мы предпочитаем думать о завтрашнем дне, о том, что будет, когда старые месторождения будут исчерпаны. Нельзя жить по принципу: сегодня молока побольше, а завтра хоть трава не расти.

Вопрос: Вы часто с благодарностью вспоминаете о своих учителях — о легендарном министре В.Д.Шашине и выдающемся начальнике «Главтюменьнефтегаза» В.И.Муравленко. Какие их качества вы бы хотели видеть в сегодняшних руководителях?

Ответ: Есть такое очень важное слово, к сожалению, забытое за последнее время, — «патриотизм». Мои учителя были великими патриотами страны. И я думаю, что когда это слово вновь войдет в нашу жизнь и будет что-то значить, то тогда страна и воспрянет духом и станет державой в полном смысле этого слова.

Марина Львова, журналистка, «Аргументы и факты», М., 2003 г., № 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.