Научная статья на тему 'Нефть как судьба (из интервью генерального директора ОАО «РИТЭК» В. И. Грайфера)'

Нефть как судьба (из интервью генерального директора ОАО «РИТЭК» В. И. Грайфера) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

«Известия», М., 20 ноября 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нефть как судьба (из интервью генерального директора ОАО «РИТЭК» В. И. Грайфера)»

НЕФТЬ КАК СУДЬБА

(Из интервью генерального директора ОАО «РИТЭК» В.И.Грайфера)

Вопрос: Когда российскую экономику хотят раскритиковать, обычно вспоминают о ее сырьевой ориентации. Как к такому упреку относитесь вы?

Ответ: Нефть это благо, которым мы плохо распоряжаемся. Деньги от высоких цен на нефть, к сожалению, не идут на развитие базовых отраслей российской экономики, к которым в первую очередь относится машиностроение. Недофинансированы и электронная промышленность, создание точных технологий, спецматериалов. В результате сегодня мы вновь повторяем ошибку, которую уже совершали в 1970-1980-е годы, когда были упущены хорошие возможности для развития нефтяного и общего машиностроения.

Вопрос: Каков ваш прогноз динамики мировых цен на нефть?

Ответ: Цены на нефть не упадут, потому что мировой уровень добычи близок к максимально возможному. При этом потребление в мире будет только расти. Если говорить о нефти марки Brent, то цена за баррель окажется в пределах 40-50 долл. США.

Вопрос: Эксперты Минприроды подсчитали, что если ничего принципиально не менять в геологоразведке, то запасы российской нефти могут иссякнуть к 2015 г. Как вы оцениваете подобные выводы?

Ответ: Это, конечно, слишком пессимистичная оценка, однако хочу сказать, что впереди нашу отрасль действительно ждет падение уровня добычи нефти. В послевоенном прошлом никогда не было ситуации, чтобы в стране приращивалось запасов меньше, чем добывалось нефти. Но сегодня на каждую извлеченную тонну углеводородов приращивается

только 600 кг. Такая тенденция развивается уже около десяти лет, и это настоящий кризис.

Вопрос: Если посмотреть в ретроспективе, то развитие нефтяной промышленности все время шло по принципу: интенсивная добыча нефти в приоритетных районах и подготовка к освоению новых регионов. До и после войны центром нефтедобычи были Кавказ и Закавказье. Одновременно огромные геологоразведочные работы шли в Урало-Поволжье: Пермской области, Татарии, Башкирии. В то время, когда проводили интенсивную разработку Татарии, готовили к освоению Западную Сибирь.

А что мы готовим сегодня, если окажется, что Западная Сибирь исчерпана? Сейчас надо разрабатывать шельф — Баренцево, Карское, Каспийское моря. Там миллиарды тонн углеводородов — и нефти, и газа.

Вопрос: У малых и средних предприятий есть будущее в нефтяной отрасли?

Ответ: В сфере прогрессивных технологий и инновационной деятельности малые и средние компании вне конкуренции, потому что от того, насколько эффективно они уменьшают свои технические, технологические и финансовые издержки, зависит их выживание. «РИТЭК» в 1992 г. поднялась на простой идее — мы обратились к базовым недропользователям с предложением отдать нам в аренду свои бездействующие, нерентабельные скважины. «РИТЭК» ремонтировала эти скважины с применением новых технологий, и они начинали давать нефти больше, чем до остановки. Половина из приращенной добычи доставалась нашей компании. Это было выгодно и недропользователю, и нам. Уже потом «РИТЭК» начала участвовать в тендерах, аукционах, получала новые месторождения и сейчас добывает порядка 3,6 млн. т нефти в год. А в 1992 г. в стране около 40 000 скважин находилось в простое, и это было поле деятельности для малых предприятий. Сегодня маленькая «РИТЭК» бурит разведочных скважин и производит геофизических работ больше, чем некоторые крупные вертикально интегрированные нефтяные компании.

Вопрос: Насколько сейчас, в ситуации высоких цен на нефть, востребованы инновационные технологии?

Ответ: «РИТЭК» создала несколько машиностроительных предприятий, где не только разрабатывают идеи оборудования, но и производят это оборудование. И оно востребовано. У нас в компании интеллектуальной собственности - на 155 млн. долл. Сегодня даже некоторые

банки принимают у нас в качестве гарантий не материальные средства, а наши изобретения.

Вопрос: И все-таки первую скрипку в российской нефтянке играют большие холдинги, а вы также входите в Совет директоров крупнейшего из них — «ЛУКойла». Как вы оцениваете эффективность этой компании?

Ответ: Я считаю, что это самая разумная компания из тех, которые я знаю. Там нет обожествления прибыли. Хотя понятно, что прибыль — это основа деятельности любого предприятия, и от этого никуда не уйдешь. Но ведь оголтелая погоня за прибылью в нефтяной отрасли чаще всего приводит к тому, что ради экономии затрат компании отказываются от геологоразведки, социальных и экологических программ. Хорошо, что учредители и акционеры «ЛУКойла» понимают: политика менеджмента должна быть направлена на то, чтобы, обеспечивая нормальную прибыль,

компания жила многие десятилетия, а не несколько лет.

* * *

Справка. Валерий Исаакович Грайфер — замминистра нефтяной и газовой промышленности СССР конца 80-х. В 1992 г. организовал известную в России и за рубежом компанию «РИТЭК». Председатель Совета директоров ОАО «НК "ЛУКойл"», академик Академии горных наук РФ, академик Международной ассоциации ТЭК, профессор РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина. Лауреат Ленинской премии, отмечен почётной грамотой Президиума Верховного Совета ТаССР, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», «За заслуги перед Отечеством», Дружбы.

«Известия», М., 20 ноября 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.