Научная статья на тему 'Инновации в нефтяной промышленности: институциональные аспекты'

Инновации в нефтяной промышленности: институциональные аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7019
872
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INNOVATION DEVELOPMENT / OIL INDUSTRY / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токарев Анатолий Николаевич

Показана необходимость развития нефтегазового сектора России по инновационному пути. Предложены направления перехода нефтяной промышленности России на траекторию инновационного развития. Рассмотрена роль государства в регулировании инновационных процессов в нефтегазовом секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN OIL INDUSTRY: INSTITUTIONAL ASPECTS

The need for the development of oil and gas sector in Russia in innovation ways is shown. Direction of the transition of the oil industry of Russia on the path of innovation development proposed. The state's role in innovation development of oil industry is considered.

Текст научной работы на тему «Инновации в нефтяной промышленности: институциональные аспекты»

ИННОВАЦИИ В НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Анатолий Николаевич Токарев

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, г. Новосибирск, пр. Ак. Лаврентьева - 17, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник, тел. (383) 3000962, e-mail: Anatoli-3@ngs.ru

Показана необходимость развития нефтегазового сектора России по инновационному пути. Предложены направления перехода нефтяной промышленности России на траекторию инновационного развития. Рассмотрена роль государства в регулировании инновационных процессов в нефтегазовом секторе.

Ключевые слова: инновационное развитие, нефтяная промышленность,

государственное регулирование.

INNOVATIONS IN OIL INDUSTRY: INSTITUTIONAL ASPECTS

Anatoli N. Tokarev

Institute of Economics and Industrial Engineering, 17, Ac. Lavrentiev Av., Novosibirsk, 630090, doctor of science in Economics, senior researcher, tel. (383) 3000962, e-mail: Anatoli-3@ngs.ru

The need for the development of oil and gas sector in Russia in innovation ways is shown. Direction of the transition of the oil industry of Russia on the path of innovation development proposed. The state's role in innovation development of oil industry is considered.

Key words: innovation development, oil industry, government regulation.

Нефтегазовый сектор (НГС) является в настоящее время и в обозримой перспективе будет одним из ключевых секторов российской экономики. В НГС, с одной стороны, имеется большой инновационный потенциал и финансовые ресурсы для его реализации, а, с другой стороны, эффективное функционирование и развитие нефтяной промышленности невозможно без широкого применения инновационных технологий.

В настоящее время (как в мире в целом, так и в России) происходит качественное усложнение условий освоения нефтегазовых ресурсов, что определяет более высокие издержки и риски для участников данных процессов:

- Освоение ресурсов углеводородного сырья в новых регионах требует формирования капиталоемких и протяженных транспортных мощностей, выхода с производимой продукцией на новые рынки;

- Разработка нефтегазовых месторождений на шельфе России требует привлечения отечественных и зарубежных инвесторов, использования инновационных технологий;

- Освоение ресурсов недр и в уже зрелых, и в новых провинциях требует применения инновационных технологий (методов повышения нефтеотдачи

пластов, новых технологий разработка более глубоких горизонтов в зрелых провинциях, прежде всего в Западной Сибири).

Данные обстоятельства определяют необходимость:

- Изменений в системе государственного регулирования недропользования - в лицензионной, налоговой, научно-технической политике, в регулировании монопольных видов деятельности, способствующих выходу на инновационную траекторию развития;

- Участия государства в формировании организационных структур (с участием государства и бизнеса, определением и разделением их сфер ответственности и компетенции), ориентированных на создание новых технологий и адаптацию уже созданных, осуществление трансфера технологий;

- Формирования недропользователями новых форм взаимодействия для объединения усилий, сокращения издержек и распределения рисков при реализации проектов с широким использованием новых технологий (консорциумы, операторы проектов, реализация совместных проектов с гибким разделением ответственности, рисков и выгод).

Необходимость инновационного развития нефтедобычи

В нефтяной промышленности России в настоящее время ощущается дефицит инновационных отечественных технологий. Рост добычи нефти в России не должен вводить в заблуждение: если компании не пойдут в новые районы, рост может смениться быстрым спадом, который повлияет на развитие других отраслей российской экономики [1]. Без инновационных технологий невозможно разрабатывать практически все новые перспективные нефтяные ресурсы - арктический шельф, Восточную Сибирь, глубокие горизонты Западной Сибири.

Например, одно из важнейших направлений поддержания и прироста добычи нефти в России связано с освоением глубоких горизонтов Западной Сибири (баженовской свиты). Однако из-за сложных горно-геологических условий, в частности низкой проницаемости, нефтеотдача данных запасов при ее разработке с помощью традиционных технологий составляет 3-5% [2]. По некоторым оценкам, ресурсы этих залежей превышают объемы существующих извлекаемых запасов. Официальная оценка извлекаемых запасов составляет около 3 млрд. т. В настоящее время из баженовской свиты на территории ХМАО добывается около 500 тыс. т в год. При этом удельные затраты на разработку глубоких горизонтов значительно выше средних затрат по месторождениям Западной Сибири [3].

В связи со специфическими условиями освоения этих объектов требуются инновационные технологии и соответствующее оборудование для их разработки. Это те объекты, которые без инновационных технологий не могут быть эффективно вовлечены в хозяйственный оборот. Если в ряде случаев в НГС инновации ведут только к дополнительной добыче, то здесь ситуация схожа с освоением ресурсов шельфа арктических морей: или нефтегазовые

ресурсы шельфа будут осваиваться на основе инновационных технологий, или они вообще не будут разрабатываться.

Истощение ресурсной базы в традиционных регионах добычи обуславливает необходимость разведки и освоения недр Восточной Сибири и континентального шельфа. Для новых регионов характерны, как правило, более сложные горно-геологические и климатические условия, что не позволяет осваивать их с применением только имеющихся технологий. Например, нефтегазоконденсатные месторождения Восточной Сибири представляют собой сложные объекты с глубоко залегающими продуктивными горизонтами, относительно невысокими продуктивными свойствами, сложным составом ресурсов. Для достижения приемлемой рентабельности разработки значительной части объектов требуются инновационные технологии.

Инновационное развитие нефтедобычи в России: современное

состояние

Инновационные технологии в нефтяной промышленности создают условия для рационального использования минерально-сырьевой базы, сохранения окружающей среды и увеличения доходов бюджетов. Применительно к НГС инновационная активность компаний может быть оценена на основе удельных затрат на НИОКР по отношению к объему реализованной продукции или по отношению к объему добычи углеводородного сырья.

По затратам на НИОКР по отношению к объему добычи углеводородов (в долларах США к тонне добычи) российские компании сегодня отстают от своих иностранных коллег. Для сравнения удельные затраты на НИОКР у нефтегазовой компании Exxon Mobil в 2008-2010 гг. составляли 4,3-5,3 дол./т нефтяного эквивалента.; у Shell - 6,1-7,5 дол./т; а у «Роснефти» - 0,4-0,7 дол./т.

Показатель «расходы на НИОКР по отношению к выручке», который широко используется для оценки инновационной активности в различных компаниях, отраслях промышленности и сферах деятельности, не учитывает специфику конкретных секторов экономики. Данный показатель для российских нефтегазовых компаний, хотя и несколько ниже, чем у их зарубежных коллег, но вполне сопоставим с их уровнем. Например, в 2010 г. в крупнейших зарубежных нефтегазовых компаниях (Exxon Mobil, Royal Dutch Shell, ВР) этот показатель был на уровне 0,26-0,28%. При этом ВР в 2010 г. потратила на НИОКР 780 млн. дол. (в 2009 г. - 587 млн. дол., в 2008 г. - 595 млн. дол.). Несколько больше тратит на НИОКР компания Exxon Mobil: 1012 млн. долл. в 2010 г., 1050 - в 2009 г. и 847 млн. дол. - в 2008 г. Примерно тот же уровень затрат на НИОКР у Royal Dutch Shell: 1019 млн. долл. в 2010 г., 1125

- в 2009 г. и 1230 млн. дол. - в 2008 г.

В «Газпроме» расходы на НИОКР по отношению к выручке составляют

0,17-0,18%, что сравнимо с зарубежными компаниями. Несколько ниже данный показатель был в 2010 г. в «ЛУКОЙЛе» и «Роснефти» (на уровне 0,11-0,13%). В «Роснефти» в 2010 г. объем финансирования инновационной деятельности, направленной на освоение и разработку новых технологий производства и управления, составил 3 млрд. руб. В 2011 г. на финансирование разработки новых технологий (НИОКР) выделено 0,53% от выручки компании (около 8,4

млрд. руб.). Общее финансирование проектов разработки новых технологий производства и управления в 2011-2015 гг. составит 52 млрд. руб.

При этом к основным формам организации научно-исследовательских работ в «Роснефти» относятся: выполнение целевых инновационных программ силами корпоративных институтов; коммерциализация (доводка) разработок российских научных центров; реализация межотраслевых проектов совместно с Российской академией наук, ВУЗами и отраслевыми институтами; финансирование НИОКР по системе грантов «Роснефти», предоставляемых ведущим российским научным коллективам на конкурсной основе.

В другой крупнейшей нефтяной компании России - «ЛУКОЙЛе» -программа научно-технических работ на 2009 г. включала в себя более 800 тем по основным направлениям производственной деятельности. На финансирование их разработки было выделено около 3 млрд. руб. (что составляет около 0,125% от объема выручки компании). Объем финансирования научно-технических работ на 2010-2011 гг. находится на уровне 7 млрд. руб.

В состав «ЛУКОЙЛа» входит созданная в 1992 г. Российская инновационная топливно-энергетическая компания - «РИТЭК». Основная направленность ее деятельности - разработка и внедрение инноваций. «РИТЭК» специализируется на создании и применении инновационных технологий и оборудования для повышения нефтеотдачи пластов, разработки трудноизвлекаемых запасов. В настоящее время в «РИТЭКе» разрабатываются и испытываются технологии, которые могут быть использованы для извлечения нефти из глубоких горизонтов в Западной Сибири. Их разработка является одним из перспективных направлений развития нефтяной промышленности. Обычные методы добычи не позволяют вовлечь эти запасы в разработку с приемлемым уровнем рентабельности.

В агрегированной оценке инновационной активности компаний есть много «подводных камней». Например, какие исследования и работы относятся к НИОКР в российских компаниях, а какие - в зарубежных. Также с точки зрения уровня затрат на НИОКР важно, что НГС является потребителем результатов инноваций в других отраслях (например, конструкционных материалов, информационных технологий, телекоммуникаций), что обеспечивает сокращение затрат на НИОКР.

В России сейчас к наиболее распространенным направлениям НИОКР следует отнести:

- Доработку и адаптацию закупаемых за рубежом технологий для российских условий;

- Разработку специфичного для компаний программного обеспечения;

- Совершенствование существующих технологий.

За редким исключением российские компании не реализуют прорывные инновации, связанные с разработкой и внедрением новых технологий. В некоторых случаях те работы, которые сейчас компании учитывают как НИОКР, являются скорее модернизацией существующих мощностей, а не полноценными инновациями. Сравнивая показатели для разных компаний,

необходимо учитывать «качественные» характеристики самих НИОКР: в какой мере они направлены на инновационное развитие.

В настоящее время основные направления НИОКР российских нефтяных компаний связаны с учетом особенностей разработки новых месторождений, со снижением удельных затрат на добычу. У крупнейших зарубежных энергетических компаний сегодня несколько иной акцент при проведении НИОКР. Исследования и разработки часто связаны с новыми источниками энергии, с созданием предпосылок для адекватного ответа на вызовы и риски перехода от экономики, основанной на углеводородном сырье, к альтернативным возобновляемым источникам энергии. Направленность НИОКР в большинстве зарубежных корпораций отражает стратегию их постепенной трансформации от нефтегазовых компаний в энергетические компании, для которых не столь важно, из чего вырабатывается энергия, которую они поставляют на рынок.

Большинство российских недропользователей ориентируют свои научные разработки на проектирование относительно простого оборудования и оптимизации процессов в рамках уже используемых технологий. При этом основная часть высокотехнологичного оборудования и принципиально новых технологий закупается за рубежом [4].

Сегодня российские нефтегазовые компании по уровню своего инновационного потенциала, технологической независимости существенно отстают от своих зарубежных коллег. Освоение практически всех перспективных нефтегазовых районов требует применения инновационных технологий. Для выхода НГС России на траекторию инновационного развития требуется целый ряд институциональных преобразований, включая меры государственного регулирования (прежде всего стимулирующего характера), формирование и развитие новых организационных структур и подходов, способствующих трансферу технологий как от зарубежных компаний, так и среди российских компаний и разработчиков инновационных технологий.

Реализация совместных проектов с привлечением иностранных компаний

С учетом мультипликативных эффектов наиболее эффективно использование новых технологий, созданных на отечественной научнопромышленной базе. Если при создании отечественной инновационной технологии выигрывают и компания, и российская сфера НИОКР, то при покупке импортных технологий - только компания, получившая такую технологию. Формирование совместных предприятий с иностранными партнерами для осуществления нефтегазовых проектов, предполагающих создание и реализацию инновационных технологий, также представляется важным и продуктивным направлением с точки зрения перехода на инновационную траекторию развития. Совместные предприятия с участием иностранного капитала создают возможности доступа к новым технологиям, опробованным в других странах.

Примером успешной реализации такого подхода является деятельность компании «Салым Петролеум Девелопмент» - совместного предприятия

концерна RD Shell («Шелл») и российского ОАО НК «Эвихон». Освоение группы Салымских месторождений является одним из крупнейших инвестиционных проектов разработки наземных месторождений с участием иностранного капитала в нефтедобывающей отрасли России. Суммарный объем инвестиций в Салымский проект составляет около 1,5 млрд. долл.

Одним из преимуществ «Салым Петролеум Девелопмент» является возможность доступа к передовым технологиям, опробованным в других странах компанией Shell. Компания использует эту возможность, например, при строительстве так называемых «умных» скважин. На таких скважинах устанавливается оборудование для считывания и передачи информации в режиме реального времени, что позволяет регулировать добычу из различных участков недр или уровня закачки жидкости в различные пласты (если скважина работает в нагнетательном режиме). Обычная конструкция скважин не позволяет решать такие задачи: для сбора данных и управления добычей необходимы ее остановка и проведение геолого-технических мероприятий или дорогостоящего ремонта, что приводит к задержкам в добыче и простоям оборудования [5].

Сильный сервисный сектор как предпосылка инновационного развития

Обычно когда говорят о нефтяной промышленности, прежде всего подразумевают поиск, разведку и добычу нефти. Но для того, чтобы данная отрасль успешно функционировала, необходим эффективный сервисный сектор, который оказывает широкий спектр услуг - от проведения геологоразведки до производства оборудования. При этом именно в нефтесервисе лежат предпосылки и возможности решения многих проблем добычи, повышения уровня ее инновационного развития и эффективности.

Усиление роли сервисного сектора связано также с тем, что мировой нефтяной бизнес движется в таком направлении, когда нефтегазовые компании концентрируют свою деятельность на получении лицензий на право пользования недрами, обеспечении финансирования и организации

производственных процессов. При этом значительную часть работ по разведке, освоению и разработке месторождений выполняют сторонние сервисные компании. Эта трансформация обусловлена в том числе и возрастанием технологической сложности добычи нефти и газа.

При работе в условиях риска и высокой конкуренции нефтяные компании не могут позволить себе иметь высококвалифицированный персонал и наукоемкое оборудование, предназначенное для выполнения высокотехнологичных работ, поскольку потребности в них не постоянны. Таким образом, использование услуг сервисных компаний позволяет нефтяным компаниям перенести риски недоиспользования персонала и

специализированного оборудования на данные компании. Такой подход позволяет сервисным компаниям сконцентрироваться на выполнении

отдельных (часто наиболее сложных) технологических операций и в полной мере использовать имеющийся персонал и собственные технические решения, инновации в организации и технологиях. Результаты такой специализации

проявляются в сокращении издержек для производителей (сервиса) и для потребителей услуг - нефтедобывающих компаний [6].

В современных условиях разработка и использование многих новых технологий в добыче углеводородного сырья происходит либо по инициативе, либо с участием сервисных компаний. Интеллектуальный, наукоемкий сервис, даже при более высокой стоимости позволяет значительно снизить как издержки прироста единицы запасов, так и себестоимость добываемой продукции. Например, благодаря современным технологиям, использованию точной информации о свойствах и структуре залежей, вместо трех скважин бурится одна, но она обеспечивает более высокую производительность и, соответственно, рентабельность добычи. Роль таких технологий очень высока, поскольку стоимость бурения составляет около половины от общего объема капиталовложений в нефтедобычу. В рамках сервисного сектора создаются предпосылки для более быстрого применения новых технических решений и инноваций, увеличивается спрос на высококвалифицированные кадры [7].

Государственное регулирование инновационных процессов в нефтегазовом секторе

Важнейшая роль государства в инновационном развитии НГС связана с созданием условий, когда неэффективные технологии и устаревшее оборудование применять станет невыгодно, а, наоборот, разработка и использование инновационных технологий станут эффективными, будут способствовать усилению позиций компаний на рынке.

Одной из задач государства должно быть создание реальной конкурентной среды в нефтегазовом секторе, которая побуждала бы компании к сокращению издержек, в том числе на основе разработки и использования инновационных технологий. Требуется создать условия, когда компания может сохранять и увеличивать долю на рынке, поддерживая свою конкурентоспособность, только если она является более эффективной [8].

Разработка и использование инновационных технологий в НГС повышают эффективность, приносят заметные социально-экономические эффекты, связанные с приростом добычи нефти, налоговых поступлений, развитием человеческого капитала и смежных отраслей экономики (рис. 1).

На практике сегодня в НГС России (пожалуй, как и в ряде других отраслей) более важными факторами с точки зрения роста капитализации являются слияния и поглощения, покупка других «игроков». В современных условиях проще и менее рискованно купить, например, малую компанию, владеющую подтвержденными запасами, а не принимать дополнительные затраты и риски, связанные с разработкой и использованием новых технологий в перспективных нефтегазовых районах. Во многих странах ситуация принципиально иная: компании увеличивают объемы добычи (и, соответственно, свою капитализацию) преимущественно за счет внедрения инноваций.

Формирование конкурентной среды

Научно-техническая

политика

Стимулирование

инноваций

Направления инновационного развития НГС

Разработка и использование новых технологий

Адаптация зарубежных технологий

Привлечение сервисного сектора

Эффекты инновационного развития НГС

Сокращение издержек нефтяных компаний

Рост прибыли и налога на прибыль

Снижение цен на нефть и топливо

Прирост ресурсной базы и объемов добычи Экономическое развитие

Ввод в освоение новых запасов - - Спрос на продукцию других отраслей

Продление добычи Развитие человечес-

на «старых» объектах

кого капитала

Повышение конкурентоспособности нефтяной промышленности, _______________социально-экономические эффекты_______________

Рис. 1. Возможности перехода НГС на траекторию инновационного развития

С точки зрения развития инновационных процессов принципиально важно формирование реальной конкурентной среды в НГС России. В современных условиях в большинстве отраслей минерально-сырьевого комплекса доминируют по несколько крупных вертикально интегрированных компаний: от 1-2 до 7-8 компаний. Относительно небольшую долю в объеме производства обеспечивают небольшие компании. Причем в российской практике большинство этих малых и средних компаний зависимы от крупных компаний. Они контролируются или через участие в акционерном капитале, или через доступ к мощностям по переработке и к инфраструктуре (например, в газовой промышленности через доступ к газотранспортной системе).

В современной российской действительности на практике наиболее реалистичным представляется начать формирование конкурентной среды с сервисного сектора, который выполняет заказы и оказывает услуги как для крупных компаний, так и для малого и среднего горного бизнеса. Причем ценовые ориентиры данного сектора могут стать основой для «объективизации» издержек в рамках интегрированных компаний, повышения прозрачности функционирования и развития нефтегазовых компаний.

В свою очередь, без повышения прозрачности функционирования и развития нефтегазовых компаний государству сложно реализовывать эффективное государственное регулирование, в том числе научно-техническую,

инновационную, налоговую политику. Например, не зная точной информации об уровне издержек нефтегазовых компаний в перспективных провинциях, государство с учетом сложности геологического строения и необходимости формирования инфраструктуры в Восточной Сибири предоставляет налоговые льготы для всех объектов. При этом велика вероятность, что в этом регионе имеется заметное количество объектов, разработка которых рентабельна и без дополнительных льгот.

Применение инновационных технологий в определенной степени может стать альтернативой широкому использованию налоговых льгот: потенциально использование новых технологий может снизить издержки до уровня, когда применение льготных налоговых режимов не является необходимым. В этом случае государство получит больший объем налоговых платежей, а компании смогут обеспечить приемлемый уровень рентабельности на основе широкого использования новых технологий.

В современных условиях совершенствование нормативно-правовой базы развития и модернизации нефтегазового комплекса должно осуществляться по нескольким направлениям:

1. Создание условий для инновационного развития - разработка государственных программ научных исследований, финансирование государством венчурных фондов и исследовательских центров, строительство технополисов;

2. Создание нормативной базы по проектированию, строительству и эксплуатации объектов нефтегазового комплекса, учитывающей результаты НИОКР и зарубежный опыт;

3. Предоставление целевых налоговых льгот, которые могут быть эффективно применены на практике, например, освобождение инновационного оборудования от уплаты налога на имущество на первые несколько лет его эксплуатации; предоставление скидок по налогу на добычу для сложных объектов, требующих разработки и применения инновационных технологий;

4. Учет расходов на НИОКР при постановке интеллектуальной собственности на баланс. Целесообразно использование мировой практики, в рамках которой имеется возможность учета затрат на НИОКР и при их осуществлении, и при постановке на баланс интеллектуальной собственности.

В настоящее время налоговое законодательство содержит ряд положений, стимулирующих развитие инновационной деятельности, проведение НИОКР: сокращен срок принятия к вычету расходов на НИОКР по налогу на прибыль с трех лет до одного года; установлена возможность использования повышающего коэффициента в целях ускоренного списания затрат на научные исследования и разработки. Реализация на практике данных мер сопряжена с рядом сложностей. Например, возможность использования повышающего коэффициента в целях ускоренного списания затрат фактически не работает на практике, потому что налоговые органы не берут на себя ответственность по оценке соответствия определенных НИОКР приоритетным направлениям.

Существующее законодательство не позволяет в полной мере на практике учитывать затраты на НИОКР при определении базы для налога на прибыль.

Осуществление предлагаемых мер вместе с разработкой комплексной программы инновационного развития и модернизации нефтегазового сектора повысит конкурентоспособность отечественных предприятий, даст дополнительные стимулы к росту всей экономики России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Богданчиков С.М. Роль научно-технического прогресса в развитии мировой нефтяной промышленности // Научно-технический вестник ОАО «НК «Роснефть». - 2006. -№ 1. - С. 3-7.

2. Игнатьев М. Будущее Ханты-Мансийского автономного округа // Нефтегазовая вертикаль. - 2010. - № 23-24. - С. 78-80.

3. Шпильман А. Перспективный потенциал Югры: невозможен без льгот // Нефтегазовая вертикаль. - 2010. - № 23-24. - С. 82-84.

4. Материалы Круглого стола на тему «Перспективы развития и внедрения инновационных технологий в сфере поиска, оценки, разведки, добычи и переработки полезных ископаемых». - Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. 15 февраля 2010 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: №tp ://www.duma .gov.ru/cnature.

5. Проекты компании «Салым Петролеум Девелопмент» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Нttp://www.spdnv.ru.

6. Крюков В.А., Шафраник Ю.К., Шмат В.В. О переходе нефтегазового сектора России к инновационной модели развития // Нефтегазовый сектор России в теории и на практике: [Сб. науч. тр.]. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2003. - С. 9-43.

7. Крюков В.А., Шмат В.В. Инновационный процесс в нефтедобыче и

народнохозяйственные интересы: гармонизирующий потенциал институционального

подхода в госрегулировании отрасли // Российский экономический журнал. - 2005. - № 3. -С. 22-34.

8. Стенографический отчет о седьмом заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. 2009. 25 декабря [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Нttp://www.i-russia.ru.

© А.Н. Токарев, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.