Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 107—111. State service and personnel. 2024;(3): 107—1 11.
Научная статья УДК 614.8
https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-107-111 NIION: 2012-0061-03/24-129
EDN: https://elibrary.ru/OABMOM MOSURED: 77/27-008-2024-03-329
Наделение сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации правом применения огнестрельного оружия
Кирилл Владимирович Шевченко
Университет государственной противопожарной службы МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, Санкт-Петербург, Россия, kirill_55@ mail.ru
Аннотация. В представленном исследовании проводится анализ изменений в Федеральном законе «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», внесенных Федеральным законом № 2Э9-ФЗ. Рассматривается вопрос наделения всех сотрудников ФССП России правом на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Формулируется необходимость доработки ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения огневой подготовки сотрудников ФССП России, в результате принятия вышеназванного закона.
Ключевые слова: личная безопасность, сотрудники органов принудительного исполнения, ФССП России, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Для цитирования: Шевченко К.В. Наделение сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации правом применения огнестрельного оружия // Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 107—111. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-107-111 EDN: https://elibrary.ru/OABMOM
Original article
Granting employees of compulsory enforcement agencies of the Russian Federation the right to use firearms
Kirill V. Shevchenko
St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia named
after Hero of the Russian Federation Army General E.N. Zinichev, St. Petersburg,
Russia, kirill_55@ mail.ru
Annotation.The presented study analyzes changes to the Federal Law «On Compulsory Enforcement Bodies of the Russian Federation» introduced by Federal Law № 239-FZ. The issue of granting all employees of the FSSP of Russia the right to use physical force, special means and firearms is being considered. The need to finalize departmental regulations governing the procedure for conducting fire training for employees of the Federal Bailiff Service of Russia is formulated as a result of the adoption of the above-mentioned law.
Keywords: personal safety, employees of enforcement agencies, FSSP of Russia, the use of physical force, special means and firearms.
For citation: Shevchenko K.V. Granting employees of the enforcement authorities of the Russian Federation the right to use firearms // Civil service and personnel. 2024. No. 3. P. 107—111. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-107- 111. END: https://elibrary.ru/OABMOM
С учетом расширения масштабов экономического давления на нашу Родину со стороны недружественных государств1 одной из приоритетных задач для повышения эконо-
© Шевченко К.В. М., 2024.
1 Когут В.Г., Уткин Н.И., Шеншин В.М. Основные тен-
денции развития военно-политической обстановки вокруг Союзного государства Беларуси и России в контексте ее влияния на состояние национальной безопасности в военной сфере / / Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2024. № 5(322). С. 83—88.
№ 3/2024
мической безопасности2 страны является совершенствование законодательного обеспечения деятельности ФССП России, осуществляющей исполнение судебных и иных решений специально уполномоченных органов. Принудительная реализация указанных решений в рамках исполнительного производства является завершающей стадией при восстановлении нарушенных прав юридических и физических лиц, а также интересов государства, так как даже подтвержденное и установленное актом полномочного юрисдик-ционного органа право, не реализованное на практике, фактически не существует.
Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2024 № 326 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» руководство деятельностью ФССП России как федеральной службы, подведомственной Министерству юстиции, осуществляет непосредственно Президент Российской Федерации.
Полномочия по принудительному исполнению судебных и иных решений специально уполномоченных органов, направленные на восстановление прав или недопущение преступных посягательств на экономическую безопасность хозяйствующих субъектов, отнесены Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» к исключительной компетенции Федеральной службы судебных приставов, которая, согласно позиции, высказанной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2023 г. № 14 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации», отнесена к правоохранительным органам без каких-либо исключений.
Специфика возложенных на сотрудников ФССП России обязанностей подразумевает постоянный процесс взаимодействия с гражданами, в том числе являющимися представителями организаций. Процесс общения выступает инструментом судебного пристава для выполнения служебных обязанностей и достижения поставленной цели, при этом взаимодействие с людьми может складываться далеко не благоприятно, переходя от эмоций к вспышке агрессии, которая может перерасти в физическое воздействие.
Так произошло 9 июня 2021 г., когда словесный конфликт жителя Адлерского района г. Сочи
2 Литвинов Н.П. Проблемы соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в области экономической деятельности в условиях чрезвычайной ситуации // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. № 4(57). С. 19—25.
с тремя судебными приставами, исполнявшими решение суда о сносе его магазина, который признали незаконной постройкой, неожиданно перерос в стрельбу. В результате два сотрудника ФССП России погибли на месте, их третьему коллеге удалось спастись.
При этом, поскольку судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, которые были наделены, согласно ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», правом применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, и судебных приставов-исполнителей, не наделенных таким правом, из сказанного следует, что объективно назрела необходимость повышения обеспечения физической безопасности всех сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации без исключения3.
В этих целях был разработан и принят Федеральный закон № 239-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации»», вступивший в силу 19.08.2024.
Согласно пояснительной записке к проекту данного Федерального закона, его целью является совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с предоставлением и реализацией сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации права на применение в установленных законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия4.
Хотя данный процесс не является чем-то новым для ФССП России, так как судебные приставы по ОУПДС были наделены правом их применения с момента создания службы, после принятия данного закона потребуется провести комплексную работу по изменению действующей нормативно-правовой базы, регламентирующей данное направление деятельности, и особенно применение огнестрельного оружия.
Для того чтобы завершить процесс внедрения в деятельность ФССП России обновленной нор-
3 Шеншин В.М. Росгвардия как субъект обеспечения государственной и общественной безопасности в сфере осуществления административно-юрисдикционной деятельности. Белгород: Общество с ограниченной ответственностью «Эпицентр», 2022. 202 с.
4 Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество».
№ 3/2024
мативно-правовой базы, регулирующей порядок применения огнестрельного оружия, для начала потребуется установить общий статус службы с точки зрения ее отношения к обороту оружия.
Статья 71 Конституции РФ относит порядок продажи и покупки оружия и боеприпасов к компетенции Российской Федерации5.
Федеральным законом «Об оружии» к боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение, в том числе и Федеральной службы судебных приставов как органа, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности6.
Правилами оборота боевого ручного огнестрельного и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.10.1997 № 1314, у службы есть право временно выдавать оружие своим сотрудникам.
Согласно перечню боевого ручного стрелкового и иного оружия, патронов к нему, специальных средств, оборудования и снаряжения Федеральной службы судебных приставов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.10.2009 № 776, на вооружении ФССП России находятся:
1) пистолеты: ПМ; ПММ; Ярыгина; П-96М; ПЛК;
2) автоматы и пистолеты-пулеметы: Калашникова АКС-74У, Калашникова АК-105 (6П47), Калашникова АК-12, пистолет-пулемет ПП-19 «Бизон-2», пистолет-пулемет Калашникова ППК-20, пистолет-пулемет ПП-91 «Кедр».
Как и ранее, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» изложены
5 Григонис В.П., Немова Н.Ю. Конституционные поправки, принятые в 2020 году, как фактор, повышающий безопасность государства // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. № 3(56). С. 39—44.
6 Назарова И.С., Шеншин В.М. Тенденция усиления
Росгвардией контроля за оборотом оружия // Право и государство: теория и практика. 2024. № 4(232). С. 120— 123; Они же. Правовое регулирование перемещения охотничьего оружия и патронов к нему в рамках таможенной территории ЕАЭС / / Аграрное и земельное право. 2023.№ 11(227). С. 120—124.
общие для применения всех видов воздействия три условия:
■ применять силу, средства и оружие соразмерно с характером и степенью опасности, силой оказываемого противодействия, стремясь к минимизации причиненного при этом ущерба;
■ предупредить о намерении применения, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований;
■ обеспечить оказание первой помощи.
Несоблюдение данных требований, особенно
в случаях применения оружия, может послужить основанием привлечения сотрудника к ответственности, вплоть до уголовной.
Огнестрельное оружие может применяться сотрудниками только в соответствии с законодательством РФ, приставы имеют право применять оружие лишь тогда, когда существует необходимость в обеспечении немедленной реакции.
Основные, руководящие положения применения оружия сотрудниками ФССП закрепляет Конституция РФ, в частности, в статьях, посвященных основным правам и свободам человека, неукоснительное соблюдение которых также влияет на повышение общего уровня правопорядка в стране7.
Специальные условия, предъявляемые законом непосредственно к основаниям применения огнестрельного оружия, изложены в ст. 18 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», иными словами, там дан исчерпывающий перечень случаев, в которых сотрудникам разрешено применять оружие. Кратко перечислим их:
■ для защиты участников судебного процес-
са, а также сотрудников органов принудительного исполнения от посягательства;
■ пресечения попытки завладения оружием или спецсредствами;
■ отражения группового или вооруженного нападения;
■ пресечения побега или попыток освобождения из-под стражи;
■ задержания лица при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления и пытающегося скрыться;
■ обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника органов принудительного исполнения.
Отдельно хочется отметить появление последнего пункта, связанного с обезвреживанием
7 Шевченко К.В., Авдеев ЮЛ., Глейберман Н.С. Соотношение понятий «Правопорядок» и «Общественный порядок» // Закон и право. 2023. № 5. С. 15—20.
№ 3/2024
животных, так как в своей работе приставы часто встречаются с агрессивным проведением собак, которое зачастую выработано человеком и может быть настолько опасным, что позволяет отнести его к преступным.
Очень важно, чтобы при оценке сложившейся ситуации на предмет необходимости применения оружия сотрудник принял правильное, основанное на законе решение.
Не рассматривая конкретных ситуаций, обобщая крупными категориями, можно выделить следующие варианты действий сотрудника:
■ отказаться применять огнестрельное оружие в целях поражения, когда такое применение не является правомерным или необходимым;
■ применить оружие в целях ранения, исключающего возможность дальнейшего продолжения противоправных действий, сопротивления или попытки скрыться;
■ использовать огнестрельное оружие на поражение в целях лишения лица возможности совершать какие-либо действий, вплоть до причинения смерти как крайней меры воздействия, применение которой можно рассматривать только в случаях угрозы жизни и здоровью.
В целях допуска сотрудников ФССП России к работе в условиях, связанных с применением физической мер воздействия или оружия, они обязаны проходить специальную подготовку, данный пункт закреплен Федеральным законом от 08.08.2024 № 239-ФЗ.
Порядок прохождения специальной подготовки определен приказом ФССП России от 05.07.2021 № 360 «Об утверждении Положения о специальной подготовке в Федеральной службе судебных приставов».
Сотрудники проходят специальную подготовку в целях приобретения и совершенствования профессиональных навыков и знаний, необходимых для выполнения служебных обязанностей и возложенных на службу задач. При этом в ходе процесса подготовки необходимо ориентировать сотрудников на возможность урегулирования возникшей конфликтной ситуации без применения мер физического воздействия и необходимость проявлять спокойствие, выдержку и умение управлять собой, которые также являются нарабатываемыми навыками.
В специальную подготовку входят тактико-специальная, физическая и огневая виды подготовок.
Особенности организации огневой подготовки закреплены п. 3.1 Положения, согласно которому она проводится в целях эффективного выполнения сотрудниками задач по обеспечению
установленного порядка деятельности судов, из чего следует, что необходимо переработать Положение о специальной подготовке в Федеральной службе судебных приставов в целях внесения в него изменений, касающихся профессиональной подготовки сотрудников органов принудительного исполнения, не учтенных в действующей редакции, судебных приставов- исполнителей. Рассматривая подготовку с точки зрения всех поставленных перед службой задач, дополнить необходимостью ее прохождения также дознавателями ФССП России.
Огневая подготовка как часть специальной должна быть направлена на развитие компетентной личности, способной оперативно принимать решения в условиях риска и формировать навыки применения огнестрельного оружия всеми сотрудниками ФССП России.
Дополнительно считаю целесообразным разработать для использования всеми сотрудниками ФССП России четкие письменные указания, методические рекомендации относительно условий и способов применения оружия или факторов, свидетельствующих об отсутствии обстоятельств его применения.
Список источников
1. Григонис В.П., Немова Н.Ю. Конституционные поправки, принятые в 2020 году, как фактор, повышающий безопасность государства // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. № 3(56). С. 39—44.
2. Когут В.Г., Уткин Н.И., Шеншин В.М. Основные тенденции развития военно-политической обстановки вокруг Союзного государства Беларуси и России в контексте ее влияния на состояние национальной безопасности в военной сфере // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2024. № 5(322). С. 83—88.
3. Литвинов Н.П. Проблемы соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в области экономической деятельности в условиях чрезвычайной ситуации // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. № 4(57). С. 19—25.
4. Назарова И.С., Шеншин В.М. Правовое регулирование перемещения охотничьего оружия и патронов к нему в рамках таможенной территории ЕАЭС // Аграрное и земельное право. 2023. № 11(227). С. 120—124.
5. Назарова И.С., Шеншин В.М. Тенденция усиления Росгвардией контроля за оборотом оружия // Право и государство: теория и практика. 2024. № 4(232). С. 120—123.
6. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об органах принудительного ис-
№ 3/2024
полнения Российской Федерации»» // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество».
7. Шеншин В.М. Росгвардия как субъект обеспечения государственной и общественной безопасности в сфере осуществления административ-но-юрисдикционной деятельности. Белгород: Общество с ограниченной ответственностью «Эпицентр», 2022. 202 с.
8. Шевченко К.В., Авдеев ЮА., Глейберман Н.С. Соотношение понятий «правопорядок» и «общественный порядок» // Закон и право. 2023. № 5. С. 15—20.
References
1. Grigonis V.P., Nemova N.Y. Constitutional amendments adopted in 2020 as a factor increasing the security of the state // Right. Safety. Emergency situations. 2022. № 3(56). P. 39—44.
2. Kogut V.,G. Utkin N.I., Shenshin V.M. The main trends in the development of the military-political situation around the Union State of Belarus and Russia in the context of its impact on the state of national security in the military sphere // Law in the Armed Forces — Military-legal review. 2024. № 5(322). P. 83—88.
3. Litvinov N.P. Problems of observance of fundamental human and civil rights and freedoms in the Russian Federation in the field of economic activity in an emergency situation // Law. Safety. Emergency situations. 2022. № 4(57). P. 19—25.
4. Nazarova I.S., Shenshin V.M. Legal regulation of the movement of hunting weapons and ammunition within the customs territory of the EAEU // Agrarian and land law. 2023. № 11(227). P. 120—124.
5. Nazarova, I.S., Shenshin V.M. The tendency for the Russian Guard to strengthen control over the circulation of weapons // Law and the state: theory and practice. 2024. № 4(232). P. 120—123.
6. Explanatory note to the draft Federal Law «On Amendments to the Federal Law «On Enforcement Agencies of the Russian Federation»» // System for ensuring legislative activity of the State automated system «Lawmaking».
7. Shenshin V.M. Rosgvardiya as a subject of ensuring state and public security in the field of administrative and jurisdictional activities. Belgorod: Epicenter Limited Liability Company, 2022. 202 p.
8. Shevchenko K.V., Avdeev YUA., Gleiberman N.S. Correlation between the concepts of «law and order» and «public order» // Law and legislation. 2023. № 5. C. 15—20.
Информация об авторе
Шевченко К.В. — старший преподаватель кафедры теории государства и права Университета государственной противопожарной службы МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева
Статья поступила в редакцию 04.09.2024; одобрена после рецензирования 06.09.2024; принята к публикации 09.09.2024.
Information about the author
Shevchenko K.V. — is a senior lecturer at the Department of Theory of State and Law of the University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Hero of the Russian Federation, Army General E.N. Zinichev
The article was submitted 04.09.2024; approved after reviewing 06.09.2024; accepted for publication 09.09.2024.
№ 3/2024