Научная статья на тему '«НАЧИНАЕТСЯ ЗЕМЛЯ, КАК ИЗВЕСТНО, ОТ КРЕМЛЯ»: ГОРОД В АЗБУКАХ И БУКВАРЯХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ СССР 1940-1991 ГГ.'

«НАЧИНАЕТСЯ ЗЕМЛЯ, КАК ИЗВЕСТНО, ОТ КРЕМЛЯ»: ГОРОД В АЗБУКАХ И БУКВАРЯХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ СССР 1940-1991 ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗБУКА / БУКВАРЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБ НИК / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СТОЛИЦА / МОСКВА / КРЕМЛЬ / ИДЕОЛОГИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егорова Анастасия Юрьевна

Статья посвящена анализу азбук и букварей для национальных школ СССР с 1940 по 1991 г. Предварительно были сформулированы следующие исследовательские вопросы: представлено ли городское пространство в учебниках данного типа? если да, то какой(ие) это город(а)? какие характеристики понятия «город» и какие функции городского образа жизни презентуются ребенку авторами учебников? отличаются ли учебники национальных школ от общесоюзных в данном аспекте? В большинстве учебников для национальных школ представлен только один город - Москва; в единичных случаях - столица союзной или автономной республики, либо края (Мордовия, Белоруссия). Прежде всего город демонстрируется как символ государственной или местной власти - через изображения Кремля и правительственных зданий. Стоит отметить, что, презентируя ребенку городское пространство, составители азбук и букварей выбирали и подчеркивали только одну - политическую характеристику города. Москва в этом случае - символ единой страны, точка «притяжения» и «собирания» национальных окраин. В букварях, изданных для центральных областей СССР, городское пространство было представлено шире, чем в национальных. Реже встречается вариант города как площадки, «сцены» для повседневных событий жизни ребенка. Таким образом, на протяжении рассматриваемого периода сохраняется тенденция презентации города как исключительно столичного, отмеченная в дореволюционных азбуках и букварях В. Г. Безроговым и М. В. Тендряковой1, а в пособиях первых лет советской власти - Е. Ю. Ромашиной. И в национальных, и во всесоюзных учебниках прослеживается общая государственная политика идеологизации первой учебной книги для детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THE KREMLIN IS THE MAIN SYMBOL OF THE EARTH”: THE CITY IN THE ABC-BOOKS AND PRIMERS FOR NATIONAL SCHOOLS OF THE USSR, 1940-1991

The article is devoted to the analysis of ABC-books and primers for national schools of the USSR from 1940 to 1991. Previously, the following research questions were formulated: is urban space represented in textbooks of this type?; if this is the fact, which city(s) is it?; what characteristics of the concept of the “city” and what functions of urban lifestyle are presented to the child by the authors of textbooks?; do the textbooks for national schools di er from those of the all-Union schools in this aspect? It was found that in most textbooks for national schools, only one city is represented, i.e. Moscow; in some cases it is the capital of a union or autonomous republic, or a region (Mordovia, Belarus). First of all, the city is represented as a symbol of state or local power through images of the Kremlin and government buildings. It is worth noting that when presenting the urban space to a child, the compilers of ABC-books and primers chose and emphasised only one thing, namely the political characteristic of the city. In this case, Moscow is a symbol of the whole country, a point of “attraction” and “gathering” of national suburbs. In the primers published for the central regions of the USSR, the urban space was represented more widely than in the national ones. Less common is the version of the city as a platform, a “stage” for everyday events of a child’s life. Thus, during the period in question, there was a tendency to present the city as exclusively metropolitan, noted in the pre-revolutionary ABC-books by V. G. Bezrogov and M. V. Tendryakova, and in the manuals of the rst years of Soviet power by E. Yu. Romashina. Both national and all-Union textbooks trace the general state policy of ideologising the rst educational book for children.

Текст научной работы на тему ««НАЧИНАЕТСЯ ЗЕМЛЯ, КАК ИЗВЕСТНО, ОТ КРЕМЛЯ»: ГОРОД В АЗБУКАХ И БУКВАРЯХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ СССР 1940-1991 ГГ.»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Егорова Анастасия Юрьевна,

аспирант

2021. Вып. 62. С. 72-81

DOI: 10.15382/sturIV202162.72-81

Тульского государственного

педагогического университета

им. Л. Н. Толстого,

Российская Федерация, 300026,

г. Тула, пр. Ленина, д. 125

anasego1994@mail. ru

ORCID: 0000-0002-6036-1233

«Начинается земля, как известно, от Кремля»:

ГОРОД В АЗБУКАХ И БУКВАРЯХ

национальных школ СССР 1940—1991 гг.*

А. Ю. Егорова

Аннотация: Статья посвящена анализу азбук и букварей для национальных школ СССР с 1940 по 1991 г. Предварительно были сформулированы следующие исследовательские вопросы: представлено ли городское пространство в учебниках данного типа? если да, то какой(ие) это город(а)? какие характеристики понятия «город» и какие функции городского образа жизни презентуются ребенку авторами учебников? отличаются ли учебники национальных школ от общесоюзных в данном аспекте?

В большинстве учебников для национальных школ представлен только один город — Москва; в единичных случаях — столица союзной или автономной республики, либо края (Мордовия, Белоруссия). Прежде всего город демонстрируется как символ государственной или местной власти — через изображения Кремля и правительственных зданий. Стоит отметить, что, презентируя ребенку городское пространство, составители азбук и букварей выбирали и подчеркивали только одну — политическую характеристику города. Москва в этом случае — символ единой страны, точка «притяжения» и «собирания» национальных окраин. В букварях, изданных для центральных областей СССР, городское пространство было представлено шире, чем в национальных. Реже встречается вариант города как площадки, «сцены» для повседневных событий жизни ребенка. Таким образом, на протяжении рассматриваемого периода сохраняется тенденция презентации города как исключительно столичного, отмеченная в дореволюционных азбуках и букварях В. Г. Безроговым и М. В. Тендряковой1, а в пособиях первых лет советской власти — Е. Ю. Ромашиной. И в национальных, и во всесоюзных учебниках прослеживается общая государственная политика идеологизации первой учебной книги для детей.

© Егорова А. Ю., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 72—81. * Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.

1 См.: Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Город и Корф: figura urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55.

С. 110-127.

Ключевые слова: азбука, букварь, национальная школа, национальный учебник, городское пространство, столица, Москва, Кремль, идеология, младшие

школьники.

Букварь — это книга, которую дети открывают первой; все, что в ней написано или читается между строк, оказывает особое влияние на формирование их представлений об окружающем мире — природном, культурном и социальном. Важнейшей частью этого мира является город — пространство, насыщенное событиями, символ и сосредоточение экономических, политических, общественных явлений и процессов.

Русский и советский историк и краевед И. М. Гревс писал, что «город — центр, в одно время, культурного притяжения и лучеиспускания, самое яркое мерило уровня культуры, а история города — прекраснейший путеводитель ее хода и судеб»2. При этом он отмечал, что ни в коем случае нельзя изучать город и его историю только лишь по «сильным памятникам». Под «образом города» следует понимать его планировку, рядовую застройку, рельеф местности, природу и окрестности, пути сообщений, промышленность и др.

Современная урбанистика определяет город как тип поселения, которому свойственны следующие характеристики:

1) концентрация на ограниченном пространстве большого числа жителей;

2) многообразие форм их трудовой деятельности, по преимуществу несельскохозяйственной, и проведения досуга;

3) особые функции в отношении социальных общностей, включая функции рынка, центра управления совместной жизнедеятельностью, политической организации, культурной жизни. Совокупность этих характеристик определяет городской образ жизни3.

Мы проанализировали изображение городского пространства в пособиях для обучения грамоте в национальных школах СССР с 1941 по 1991 г. Были рассмотрены учебники русского и национальных языков из 19 регионов страны.

Предварительно были сформулированы следующие исследовательские вопросы: представлено ли городское пространство в учебниках данного типа? если да, то какой(ие) это город(а)? какие характеристики понятия «город» и какие функции городского образа жизни представлены ребенку авторами учебников? отличаются ли учебники национальных школ от общесоюзных в данном аспекте?

Из 19 проанализированных учебников текстуальное и визуальное упоминание города обнаружилось в 13 пособиях4. Поэтому сразу можно сказать, что хотя город и представлен в национальных азбуках и букварях, эта тема не является обязательной и общей для такого рода изданий.

Логично было бы предположить, что городское пространство широко и разнообразно с точки зрения его функций представлено в школьных учебниках

2 Гревс И. М. Монументальный город и исторические экскурсии. Пг., 1921. С. 21—23.

3 См.: Заборова Е. Н. Городское управление. Екатеринбург, 2014. С. 8-9.

4 Анализируемые источники: Афтений М. К., Доценко П. С. Абечедар. Кишинев, 1954; Байбуртян Н. А. Букварь: Для II кл. арм. школы. Ереван, 1981; Бедняков А. С. Букварь: учебник русского языка для 1 класса горно-алтайских школ. Горно-Алтайск, 1954; Гериева Е. Я. Букварь. Орджоникидзе, 1955; Деполович Л. П. Букварь. Киев, 1955 и др.

второй половины XX в. Однако оказалось, что это не так. Проведенный анализ выявил, что в данных учебных пособиях город — это прежде всего столица. Либо столица СССР — Москва, либо (или в дополнении) столица союзной (либо автономной) республики или края. Никаких других городов на страницах азбук и букварей мы не обнаружили.

Так, в букваре для хакасских начальных школ, опубликованном в 1942 г. (автор А. А. Кутовой), городское пространство представлено изображением московского Большого театра5 (ил. 1).

Ил. 1. Кутовой А. А. Букварь. Абакан, 1942. С. 15

В белорусском букваре, изданном в 1954 г. (автор Н. И. Сивко), читателю представлены изображения Московского Кремля и Красной площади, а также центральной площади Минска6 (ил. 2, 3).

Ил. 2. Сивко Н. И. Букварь. Минск, Ил. 3. Сивко Н. И. Букварь. Минск,

1954. С. 18 1954. С. 124

5 Кутовой А. А. Букварь. Абакан, 1942. С. 15.

6 Сивко Н. И. Букварь. Минск, 1954. С. 18, 120, 124.

В букваре для корякских школ (1986, авторы А. Н. Жукова, М. Ф. Икавав, И. С. Агинь) мы видим два изображения города: Московский Кремль и памятник Ленину в Петропавловске-Камчатском7 (ил. 4, 5).

Ил. 4. Жукова А. Н. Букварь. Ил. 5. Жукова А. Н. Букварь.

Л., 1986. С. 88-89 Л., 1986. С. 89

В юкагирском букваре (1987, автор Г. Н. Курилов) городское пространство представлено также Московским Кремлем, кроме того, упоминается «столица БАМа» город Тында8.

Таким образом, на протяжении рассматриваемого периода сохраняется тенденция презентации города как исключительно столичного, отмеченная в дореволюционных азбуках и букварях В. Г. Безроговым и М. В. Тендряковой9, а в пособиях первых лет советской власти — Е. Ю. Ромашиной10. Подчеркнем, что из всех характеристик столичного города авторами пособий выбрана только одна — это место власти. На всех иллюстрациях мы видим исключительно Кремль или — как в белорусском букваре — здание правительства на центральной площади города. То есть представлены архитектурные объекты, являющиеся символами государства.

В скрытом — латентном — виде городское пространство представлено в рассмотренных азбуках и букварях как место действия, сцена событий, площадка повседневных социальных практик. В этом случае мы не видим города, не упоминается он и в тексте, но сама ситуация предполагает городские условия. Например, в белорусском букваре представлены такие «городские» профессии, как учитель, рабочий-станочник, врач, обувщик и др.11; в юкагирском — повар сто-

7 См.: Жукова А. Н., Икавав М. Ф., Агинь И. С. Букварь. Л., 1986. С. 88-89.

8 См.: Курилов Г. Н. Букварь. Якутск, 1987. С. 112, 114.

9 См.: Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Указ. соч. С. 110-127.

10 См.: Ромашина Е. Ю. «Мы с тобой родные братья»: смычка города и деревни в букварях и азбуках Советской России 1925-1927 гг. // История. Историки. Источники. 2020. № 4. С. 80-89.

11 См.: Сивко Н. И. Указ. соч. С. 10, 16, 79.

ловой, почтальон, пилот12. В учебнике для горно-алтайских школ — городские виды транспорта: велосипед, трамвай, автобус13.

Обычный сюжет букварей — праздничная демонстрация, первомайская или в честь Октябрьской революции14. Обычно прямо это не указано, но, судя по пейзажу и многолюдности, это городское, а не сельское шествие.

Вполне понятно и обосновано, что мир, показанный ребенку — жителю национальных регионов СССР, это «ближний» мир его малой родины. Для юкагира или коряка это, конечно, не городское пространство. Национальные азбуки и буквари по своим текстуальным и визуальным сюжетам были преимущественно сельскими. Путешествуя по страницам хакасского букваря, мы видим узкие улочки, местный клуб, транспорт, предназначенный для перевозки урожая, а на горизонте — степи и горы15 (ил. 6).

Очевидно, что здесь сельская среда доминирует над городской, представлен аграрный труд жителей края. Мы видим также такие формы проведения досуга взрослых и детей, как подвижные игры на открытом воздухе, охоту, рыбалку и т. д.16

В белорусском издании, напротив, читателю представлена в большей мере именно городская жизнь. На многих страницах букваря изображен Минск17 (ил. 7).

Ил. 6. Кутовой А. А. Букварь. Абакан, Ил. 7. Сивко Н. И. Букварь. Минск,

1942. С. 15 1954. С. 121

Дело не в том, что города в национальных учебниках «мало», и даже не в том, что город этот почти всегда Москва. Важно обратить внимание на то, что, пре-зентируя ребенку городское пространство, составители азбук и букварей выбирали и подчеркивали только одну — политическую характеристику города. Мы не видим, к примеру, улиц или парков Москвы, ее повседневной жизни и т. п., только официальные символы государственной власти, заданные в архитектурных сооружениях.

12 См.: Курилов Г. Н. Указ. соч. С. 10, 34, 63.

13 См.: Бедняков А. С. Указ. соч. С. 21.

14 См: Кутовой А. А. Указ. соч. С. 75-76.

15 См.: Там же. С. 15.

16 См.: Там же. С. 12.

17 См.: Сивко Н. И. Указ. соч. С. 67, 121.

Иногда Кремль встречался в учебном пособии даже не один раз. Так, в букваре для корякских школ уже на первой странице учебника ребенок видел сюжет: московские пионеры встречают семью с выраженными внешними этническими признаками на Красной площади — вероятно, для совместного возложения цветов к Мавзолею18. Изучая букварь дальше, корякский читатель узнавал особенности своего «негородского» региона, его природу с горными хребтами и прибрежными сопками, национальную одежду, традиции и т. д. Но завершался букварь снова изображением Красной площади и Московского Кремля19.

В юкагирском букваре тоже ярко выделен национальный колорит края, с его горами и плоскогорьями, досугом, одеждой и видом жилища, но уже в самом начале учебной книги дети знакомятся с портретом Ленина и изображением Кремля — на этот раз на школьной доске. Завершался этот букварь страницей, на которой изображение Спасской башни было включено в систему маркеров, символически обозначающих северные и южные регионы СССР. Здесь столичный город показан как «сердце» советской страны, центральная точка и визуальная метафора строки «от Москвы до самых до окраин...».

Таким образом, город как бы обрамлял «сельское» образовательное пространство букварей национальных школ. Он являлся на первой странице — включенным в систему идеологически выверенных образов, а потом напоминал о себе в финале — тут ребенок, уже умеющий читать, более подробно и осознанно знакомится с тождеством «город = столица = Родина».

Довольно часто в этом случае иллюстрацию сопровождал стихотворный текст, подчеркивающий роль Москвы как главного и лучшего города страны, и иногда и мира. В учебнике русского языка для горно-алтайских школ (1954):

Кипучая, Могучая, Никем непобедимая, — Страна моя, Москва моя, Ты самая любимая!

Нигде нет краше столицы нашей, Столицы нашей трудовой!

Гордятся люди земли советской Своей красавицей Москвой.

В. Лебедев-Кумач20

В белорусском букваре (1954) и книге для чтения по русскому языку для казахской школы (1973):

Кремлевские звезды Над нами горят, Повсюду доходит их свет!

18 См.: Жукова А. Н., Икавав М. Ф., Агинь И. С. Указ. соч. С. 3.

19 См.: Там же. С. 124-126.

20 Бедняков А. С. Указ. соч. С. 171.

Хорошая Родина есть у ребят, И лучше той Родины Нет!

С. Михалков21

В ряде случаев в тексте упоминались иные, не только «властные» характеристики столицы. Например, в учебнике для горно-алтайских школ:

«Столица нашей советской родины — Москва. Кто в мире не знает Москвы?

Здесь, на Красной площади, стоит мавзолей Ленина и Сталина.

В Москве много заводов и фабрик, много школ, театров, кино и клубов.

В Москве большие площади, широкие улицы, многоэтажные красивые

дома, сады, парки культуры и отдыха.

Московское метро — самое лучшее в мире.

Все советские люди любят свою красную столицу и поют про нее в песне...»22

Но иллюстрирован этот текст, тем не менее, изображением Спасской башни и мавзолея. На этом же развороте помещен рисунок одной из «сталинских высоток», выглядящий полной зеркальной копией кремлевского сооружения (ил. 8-9).

Ил. 8. Бедняков А. С. Букварь. Ил. 9. Бедняков А. С. Букварь.

Горно-Алтайск, 1954. С. 170 Горно-Алтайск, 1954. С. 171

В букваре для мордовских школьников изображение Москвы не ограничивалось Кремлем — был дан более широкий, панорамный вид на столицу, но на первый план все равно помещена Красная площадь. Стихотворный текст на этой странице, однако, был посвящен «родным просторам»23.

21 Сивко Н. И. Указ. соч. С. 124.

22 Бедняков А. С. Указ. соч. С. 170.

23 Морозова П. П., Носова М. С., Радаев В. К. Букварь. Саранск, 1981. С. 83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Случаи присутствия в национальных учебниках «города вообще» крайне редки. Мы обнаружили только один подобный сюжет.

В добукварной (еще не текстовой) части пособия для горно-алтайских школ (1954) городское пространство было представлено в сравнении с сельским. На соседних страницах помещены изображения транспорта, домов, улиц, садов и огородов — можно предположить, что на уроке эти «парные» картинки сопровождались заданиями назвать, описать, сравнить и обобщить и т. п.24 Иллюстрации не позволяют понять, какой город перед нами. Однако определенно можно сказать, что это не Горно-Алтайск (столица автономной области, имеет статус города с 1928, а данное название — с 1948 г.). Здесь «просто город», который сопоставлен с деревней для понимания особенностей того и другого явления (ил. 10).

Ил. 10. Бедняков А. С. Букварь. Горно-Алтайск, 1954. С. 21

В букварях, изданных для центральных областей СССР, городское пространство было представлено шире, чем в национальных. Достаточно часто город выступал «сценой» повседневных практик: показана городская многоэтажная школа, в которую спешат дети; широкая улица со множеством автомобилей; высокие дома, фабрики и т. д.25 Нередко городская среда на одном развороте учебной книги соседствовала с сельской, что предполагало упражнения на анализ и сравнение.

Но и в «центральных» азбуках и букварях единственным «персонифицированным» городом все равно выступала Москва — «главный и самый большой город в нашей стране». Другие города, если и упоминались в текстах, как правило, с точки зрения их политической роли: Ленинград — город революции, место, где стоит «Аврора»; Волгоград — город-герой с Огнем вечной славы и т. п.

Итак, в результате изучения букварей национальных школ СССР 1940— 1991 гг. мы обнаружили, что в большинстве учебников для национальных школ был представлен только один город — Москва; в единичных случаях — столица края, союзной или автономной республики (Белоруссия, Мордовия). Прежде

24 См.: Бедняков А. С. Указ. соч. С. 19, 21.

25 Там же. С. 82.

всего, город был изображен — и текстуально, и визуально — как символ государственной власти. И в национальных, и во всесоюзных учебниках прослеживается общая государственная политика идеологизации первой учебной книги для детей. И тема «город» включена в это политическое поле: «Наши первые слова: Ленин, Родина, Москва».

Список литературы

Афтений М. К., Доценко П. С. Абечедар. Кишинев, 1954. Байбуртян Н. А. Букварь: Для II кл. арм. школы. Ереван, 1981.

Бедняков А. С. Букварь: учебник русского языка для 1 класса горно-алтайских школ. Горно-Алтайск, 1954.

Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Город и Корф: figura urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110-127.

Гериева Е. Я. Букварь. Орджоникидзе, 1955.

Гревс И. М. Монументальный город и исторические экскурсии. Пг., 1921.

Деполович Л. П. Букварь. Киев, 1955.

Жукова А. Н., Икавав М. Ф., Агинь И. С. Букварь. Л., 1986.

Заборова Е. Н. Городское управление. Екатеринбург, 2014.

Курилов Г. Н. Букварь. Якутск, 1987.

Кутовой А. А. Букварь. Абакан, 1942.

Морозова П. П., Носова М. С., Радаев В. К. Букварь. Саранск, 1981. Ромашина Е. Ю. «Мы с тобой родные братья»: смычка города и деревни в букварях и азбуках Советской России 1925-1927 гг. // История. Историки. Источники. 2020. № 4. С. 80-89. Сивко Н. И. Букварь. Минск, 1954.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2021. Vol. 62. P. 72-81 DOI: 10.15382/sturIV202162.72-81

Anastasia Egorova, Graduate Student, Tula State Pedagogical University, 125 Prosp. Lenina, Tula, 300026, Russian Federation anasego1994@mail. ru ORCID: 0000-0002-6036-1233

"The Kremlin is the Main Symbol of the Earth":

the City in the ABC-Books and Primers for National Schools of the USSR, 1940-1991

A. Egorova

Abstract: The article is devoted to the analysis of ABC-books and primers for national schools of the USSR from 1940 to 1991. Previously, the following research questions were formulated: is urban space represented in textbooks of this type?; if this is the fact, which city(s) is it?; what characteristics of the concept of the "city" and what functions

80

ofurban lifestyle are presented to the child by the authors of textbooks?; do the textbooks for national schools differ from those of the all-Union schools in this aspect? It was found that in most textbooks for national schools, only one city is represented, i.e. Moscow; in some cases it is the capital of a union or autonomous republic, or a region (Mordovia, Belarus). First of all, the city is represented as a symbol of state or local power through images of the Kremlin and government buildings. It is worth noting that when presenting the urban space to a child, the compilers of ABC-books and primers chose and emphasised only one thing, namely the political characteristic of the city. In this case, Moscow is a symbol of the whole country, a point of "attraction" and "gathering" of national suburbs. In the primers published for the central regions of the USSR, the urban space was represented more widely than in the national ones. Less common is the version of the city as a platform, a "stage" for everyday events of a child's life. Thus, during the period in question, there was a tendency to present the city as exclusively metropolitan, noted in the pre-revolutionary ABC-books by V. G. Bezrogov and M. V. Tendryakova, and in the manuals of the first years of Soviet power by E. Yu. Romashina. Both national and all-Union textbooks trace the general state policy of ideologising the first educational book for children.

Keywords: alphabet, primer, national school, national textbook, urban space, capital, Moscow, Kremlin, ideology, junior schoolchildren.

References

Afteniy M. K., Dotsenko P. S. (1954) Abechedar [Abechedar]. Kishinev.

Bayburtyan N. A. (1981) Bukvar': Dlia IIklassa armianskoi shkoly [Bukvar: For the II class of the

Armenian School]. Yerevan. Bednyakov A. S. (1954) Bukvar': uchebnik russkogo iazyka dlia 1 klassa gorno-altaiskikh shkol [Primer. Textbook of the Russian language for the 1st class of Gorno-Altaisk schools]. Gorno-Altaisk.

Bezrogov V. G., Tendryakova M. V. (2019) Gorod i Korf: figura urbis novae v uchebnykh knigakh dlia zemskoi shkoly [The City and Korf: figura urbis novae in the study books for the Zemstvo school]. VestnikPSTGU. Ser. IV. Pedagogika. Psikhologiia, vol. 55, pp. 110—127. Grevs I. M. (1921) Monumental'nyigorod i istoricheskie ekskursii [Monumental city and historical

excursions]. Petrograd. Zhukova A. N., Ikavav M. F., Agin I. S. (1986) Bukvar' [Primer]. Leningrad. Gerieva E. Ya. (1955) Bukvar' [Primer]. Ordzhonikidze. Depolovich L. P. (1955) Bukvar' [Primer]. Kiev.

Zaborova E. N. (2014) Gorodskoe upravlenie [City administration]. Yekaterinburg. Kurilov G. N. (1987) Bukvar' [Primer]. Yakutsk. Kutovoy A. A. (1942) Bukvar' [Primer]. Abakan.

Morozova P. P., Nosova M. S., Radaev V. K. (1981) Bukvar' [Primer]. Saransk. Romashina E. Yu. (2020) "«My s toboi rodnye brat'ia»: smychka goroda i derevni v bukvariakh i azbukakh Sovetskoi Rossii 1925-1927 gg." ["«We are brothers with you»: the link between the city and the village in the ABCs and ABCs of the USSR 1925-1927 gg."]. Istoriya. Historians. Sources, 2020, vol. 4, pp. 80-89. Sivko N. I. (1954) Bukvar'[Primer]. Minsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.