Научная статья на тему 'Начало знакомства с Александром Николаевичем Николюкиным'

Начало знакомства с Александром Николаевичем Николюкиным Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Начало знакомства с Александром Николаевичем Николюкиным»

УДК 82-94

Б01: 10.31249/Шшг/2023.62.13

Т.М. Миллионщикова, Институт научной информации по общественным наукам РАН

Начало знакомства с Александром Николаевичем Николюкиным

Мне посчастливилось лично познакомиться с Александром Николаевичем, когда он, в 1976 г., поступил на работу в Институт научной информации по общественным наукам АН СССР. Но мое первое, заочное, знакомство с ним состоялось несколькими годами ранее, когда еще в студенческие годы мне довелось прочитать его книгу «Американский романтизм и современность». В этой работе, защищенной в качестве докторской диссертации, обобщены исследования Николюкина, касающиеся творчества крупнейших представителей романтизма США - Ирвинга, Купера, Лонгфелло, Мелвилла, Готорна, Торо, при научном консультировании профессора Романа Михайловича Самарина, он же был научным руководителем и его кандидатской диссертации.

Александр Николаевич умел быть очень благодарным человеком: в память о своем учителе он в октябре 2021 г. организовал в Институте мировой литературы вечер, посвященный 100-летию Р.М. Самарина, собрав на это мероприятие его учеников и коллег. Когда у А. Н. возникли трудности в связи с поступлением на работу в ИНИОН, то ему действенную помощь оказал академик, вице-президент АН СССР Юрий Анатольевич Овчинников, и Нико-люкин всегда с благодарностью вспоминал о нем; он навещал его могилу на Новодевичьем кладбище, а когда состояние здоровья больше не позволяло туда ездить, то, узнав, что мои родители по-

хоронены на том же кладбище, попросил меня продолжить сложившуюся традицию - заходить к Юрию Анатольевичу и передавать ему поклон. Также с благодарностью он вспоминал и Евгения Филипповича Трущенко, заведовавшего в ИНИОН отделом литературоведения и взявшего его к себе.

Двадцатилетний «американский период» научной и издательской деятельности А. Н., во время которого он выступил автором статей, составителем и редактором сборников «Проблемы истории литературы США» (1964), «Современное литературоведение США» (1969), «Проблемы литературы США XX века» (1970), «Полное собрание рассказов» Эдгара По в серии «Литературные памятники» (1970), «Основные тенденции развития современной литературы США» (1973), связан в основном с ИМЛИ.

Когда А. Н. пришел на работу в Отдел литературоведения, где его за глаза стали называть Никником, там уже выходили два реферативных журнала (РЖ): «Литературоведение в СССР» и «Литературоведение за рубежом». В обязанности А. Н. стало входить написание рефератов книг, изданных в Великобритании и США. Кроме того, в 1970-е - начале 1980-х годов необходимо было активно участвовать в общественной работе института: надо было ездить на печально знаменитые овощные базы, следить за общественным порядком, патрулируя улицы, строить спортивные объекты к Олимпиаде-80, проводить агитацию к выборам. Нико-люкина сразу же назначили на руководящую должность - ответственным за народную дружину. К этому назначению он отнесся вполне философски, сообщив нам, рядовым дружинникам, что почетное участие обычных городских жителей в правоохранительной деятельности восходит еще ко временам коронации Александра III, законодательно закрепившего право граждан Российской империи самостоятельно задерживать правонарушителей и доставлять их в отделение полиции. Кроме того, по словам А. Н., патрулируя местность в районе Нахимовского проспекта, мы могли бы на свежем воздухе обсуждать научные проблемы и делиться своими творческими планами.

Во время одного из таких дежурств А. Н. сообщил нам радостную новость: теперь кроме рефератов можно писать научно-аналитические обзоры и публиковать их в реферативных сборниках. На обсуждении в Отделе при выборе темы первого отдель-

ского реферативного сборника выбор пал на предложенную именно А. Н. очень актуальную для конца 1970-х - начала 1980-х годов проблематику - «Достоевский в современном литературоведении США». Сейчас в это трудно поверить, но в те годы почти все статьи и монографии, изданные «в странах империализма» - в Западной Европе и США, имели печально знаменитый гриф «для служебного пользования» (ДСП), в абонемент они не поступали, ознакомиться с ними можно было лишь за надежными стенами советских спецхранов. Связаны эти сложности и несуразности были кроме всего прочего и с тем, что западная славистика во многом опиралась на работы философов, историков культуры и литературоведов из кругов «белой эмиграции». Сборник все же в институтском плане утвердили, но с условием, что на нем будет красоваться гриф «ДСП». Материалы для сборника собирал и редактировал А. Н., он же написал и предисловие к нему.

А. Н., зная, что тема моей кандидатской диссертации почти совпадает с названием реферативного сборника, предложил мне написать для него обзор, и я, конечно, с благодарностью согласилась, выбрав тему «Старое и новое о романе "Братья Карамазовы"». Буквально на следующий день мне позвонил А. Н. и сказал, чтобы я зашла к нему за книгой, которую он приготовил для моего обзора. Тут выяснилось, что мы живем на одной улице, дома наши расположены ровно напротив, а квартиры находятся на седьмом этаже. К тому же оба дома спроектированы знаменитым советским архитектором И.В. Жолтовским. А. Н. так удивился этим совпадениям, что поначалу решил, что я его разыгрываю, и предложил подать друг другу условные сигналы: свет в темной комнате включить и выключить, повторив дважды. Сигнализация завершилась, я позвонила А. Н. и для большей убедительности сообщила, что видела его стоящим у окна в ярко-синей рубашке, держащим на руках большого рыжего кота. Изумленный А. Н. спросил, не в бинокль ли мне удалось рассмотреть такие подробности, и, получив ответ, что и без оптических приборов все прекрасно видно, еще больше удивился.

Когда я пришла к А. Н., он познакомил меня со своим котом Кузей и вручил книгу С. Сазерленда (S. Sutherland) Atheism and the Rejection of God: Contemporary Philosophy and The Brothers Karamazov («Атеизм и отрицание Бога: современная философия и

"Братья Карамазовы"»). Раскрыв книгу и пробежав глазами первую страницу, я отчетливо осознала, что мое участие в сборнике может обернуться полной катастрофой. В книге с привлечением методов математической логики и в терминах современной западной философии исследуется природа приятия и неприятия Бога разными персонажами «итогового» романа Достоевского. Я попыталась вернуть ее А. Н., оправдываясь, что не владею данными методами и не представляю себе, чем занимается матлогика. Полистав книгу, А. Н. со мной согласился, но велел хотя бы три-четыре страницы все-таки про нее написать. В результате я осталась очень благодарна А. Н. за то, что он настоял на своем: после опыта с этой книгой другие исследования американских славистов о Достоевском не вызывали сложностей при их интерпретации.

Сборник был опубликован в 1980 г., имел значительный успех у читательской публики, а его главный редактор, Е.Ф. Тру-щенко, хотя de facto им был А.Н. Николюкин, особенно гордился тем, что на «черном рынке» он продается нарасхват и за очень большие деньги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.