Научная статья на тему 'Основные тематические направления работы отдела литературоведения ИНИОН РАН'

Основные тематические направления работы отдела литературоведения ИНИОН РАН Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
167
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТДЕЛ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ ИНИОН РАН / СОВРЕМЕННОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ / СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА / НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX-XXI ВВ / ФРАНКОЯЗЫЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ-XXI ВВ / ИЗДАНИЯ ИНИОН РАН / DEPARTMENT OF LITERARY CRITICISM (WITHIN THE INSTITUTE OF SCIENTIFIC INFORMATION FOR SOCIAL SCIENCES) / ACTUAL WORLD LITERARY CRITICISM / RUSSIAN EXILE'S LITERATURE / ACTUAL WORLD LITERATURE / GERMAN LITERATURE OF XX-XXI C / FRENCH LITERATURE OF ХХ-XXI C / LITERARY EDITIONS OF THE INSTITUTE OF SCIENTIFIC INFORMATION FOR SOCIAL SCIENCES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цурганова Е. А., Петрова Т. Г., Соколова Е. В., Пахсарьян Н. Т., Николюкин А. Н.

В статье рассматриваются важнейшие направления работы отдела литературоведения ИНИОН РАН, созданного в 1973 г. Собраны и систематизированы основные издания, подготовленные сотрудниками отдела. Материал сгруппирован в нескольких разделах, связанных с главными тематическими направлениями работы: зарубежное и отечественное литературоведение, изучение проблем литературного зарубежья, а этой работой сотрудники отдела начали заниматься с 1992 г. одними из первых в стране; исследованиями современной зарубежной литературы, в частности немецкой, французской и франкоязычной литературы. В качестве заключения приводится длинный список собраний сочинений русских писателей, философов и литературоведов, подготовленных в отделе и изданных под грифом ИНИОН РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Directions of scientific research and publishing activities in the department of Literary criticism (Institute of Scientific Information for Social Sciences)

This article describes the most important directions of scientific researching and publishing activities in the Department of literary criticism since its foundation in 1973 within the Institute of Scientific Information for Social Sciences. The main editions prepared by Department’s researchers are systematically represented here. Different parts of the article introduce main thematic directions of the Department’s longstanding work: world literary criticism investigations, Russian exile’s literature researches (started there almost earliest of all in Russia, since 1992), studies on actual literary states and dynamics in different counrties and languages in Europe and USA, including literatures of German and French languages. The text is crowned with the long list of editions (collected works of Russian writers, philosofers and philologists) published by the Department’s researchers under the sign of the Institute of Scientific Information for Social Sciences.

Текст научной работы на тему «Основные тематические направления работы отдела литературоведения ИНИОН РАН»

УДК: 82

Цурганова Е.А., Петрова Т.Г., Соколова Е.В., Пахсарьян Н.Т., Николюкин А.Н., Юрченко Т.Г.

ОСНОВНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОТДЕЛА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ ИНИОН РАН1

Институт научной информации по общественным наукам РАН,

Москва, Россия, [email protected]; [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются важнейшие направления работы отдела литературоведения ИНИОН РАН, созданного в 1973 г. Собраны и систематизированы основные издания, подготовленные сотрудниками отдела. Материал сгруппирован в нескольких разделах, связанных с главными тематическими направлениями работы: зарубежное и отечественное литературоведение, изучение проблем литературного зарубежья, а этой работой сотрудники отдела начали заниматься с 1992 г. одними из первых в стране; исследованиями современной зарубежной литературы, в частности немецкой, французской и франкоязычной литературы. В качестве заключения приводится длинный список собраний сочинений русских писателей, философов и литературоведов, подготовленных в отделе и изданных под грифом ИНИОН РАН.

Ключевые слова: отдел литературоведения ИНИОН РАН; современное зарубежное литературоведение; русское литературное зарубежье; современная зарубежная литература; немецкая литература ХХ-ХХ1 вв.; франкоязычная литература ХХ-ХХ1 вв.; издания ИНИОН РАН.

Поступила: 10.09.2019 Принята к печати: 05.11.2019

1 © Е.А. Цурганова, Т.Г. Петрова, Е.В. Соколова, Н.Т. Пахсарьян, А.Н. Николюкин, Т.Г. Юрченко, 2019

Tsurganova E.A., Petrova T.G., Sokolova E.V., Paxar'yan N.T., Nilolyukin A.N., Yurchenko T.G.

Main Directions of scientific research and publishing activities in the department of Literary criticism (Institute of Scientific Information for Social Sciences) Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, [email protected]; [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]

Abstract. This article describes the most important directions of scientific researching and publishing activities in the Department of literary criticism since its foundation in 1973 within the Institute of Scientific Information for Social Sciences. The main editions prepared by Department's researchers are systematically represented here. Different parts of the article introduce main thematic directions of the Department's longstanding work: world literary criticism investigations, Russian exile's literature researches (started there almost earliest of all in Russia, since 1992), studies on actual literary states and dynamics in different counrties and languages in Europe and USA, including literatures of German and French languages. The text is crowned with the long list of editions (collected works of Russian writers, philosofers and philologists) published by the Department's researchers under the sign of the Institute of Scientific Information for Social Sciences.

Keywords: Department of literary criticism (within the Institute of Scientific Information for Social Sciences); actual world literary criticism; Russian exile's literature; actual world literature; German literature of XX-XXI c.; French literature of ХХ-XXI c.; literary editions of the Institute of Scientific Information for Social Sciences.

Received: 30.09.2019 Accepted: 05.11.2019

Введение

Отдел литературоведения был создан в 1973 г. С тех пор приоритетным направлением его деятельности было и остается изучение проблем зарубежного литературоведения и литературной критики, отечественного литературоведения, а также литературы русского зарубежья, ее рецепции в России и за рубежом.

Статус литературной критики в ХХ в. очень высок, поток информации в области литературоведения огромен. Необходимо было сформировать у советского, а затем - российского читателя непротиворечивое представление об основных концепциях западной науки о литературе, чтобы проследить динамику развития ее

школ и процесс институциализации в академической науке принципиально новых взглядов и концепций.

В панораме литературоведческих концепций ХХ в. особый интерес представляли идеи, которым удалось реконструировать «старое» литературоведение, создать новые методологические системы. Если вплоть до конца Х1Х - начала ХХ в. изучение литературы было сконцентрировано вокруг ее истории, то в 1920-1930-е годы историко-литературные исследования стали высвобождаться из-под власти диахронического анализа, обострились поиски оснований для сотрудничества с другими гуманитарными дисциплинами. В круг интересов сотрудников отдела литературоведения вошли проблемы лингвистики, семиотики, психоанализа, оказавших огромное влияние на исследование литературных текстов.

В результате многоаспектного изучения состояния зарубежного литературоведения удалось выявить методологическую специфику развития науки о литературе в каждой из ведущих стран Запада. В Германии - это феноменология и герменевтика. Во Франции - это структурализм, сменившийся в середине 1960-х годов постструктуралистской доктриной. В англо-американском литературоведении - это почти 50-летнее господство «новой критики» и деконструктивистская практика в конце столетия.

Методологическая специфика и динамика сложнейшего процесса формирования и развития зарубежного литературоведения, а также изучение персонального вклада ученых в этот процесс нашли отражение в многочисленных сборниках, подготовленных в отделе литературоведения ИНИОН, начиная с 1974 г.: «Панорама современного буржуазного литературоведения и литературной критики» (отв. ред. Цурганова Е.А.) [Панорама..., 1974], «Социология художественной литературы в современном литературоведении» (отв. ред. Цурганова Е.А., Гуревич П.С.) [Социология., 1976], «Тенденции в литературоведении стран Западной Европы и Америки» (отв. ред. Цурганова Е.А., Ильин И.Л.) [Тенденции в литературоведении., 1981], «Современные зарубежные литературоведческие концепции: (Герменевтика, рецептивная эстетика)» (отв. ред. Е.А. Цурганова) [Современные., 1983], «Проблемы социологии литературы за рубежом» (отв. ред. Стельмах В.Д., Цурганова Е.А.) [Проблемы., 1983], «Зарубежное литературоведение 70-х годов» (отв. ред. Е.А. Цурганова) [Зарубежное литературоведение., 1984], «Современные зарубежные литературоведы: Спра-

вочник: Страны капитализма» (отв. ред. Е.А. Цурганова) [Современные зарубежные литературоведы, 1985-87], «Терминология современного зарубежного литературоведения: (Страны Западной Европы и США)» (отв. ред.: Ильин И.П., Цурганова Е.А.) [Терминология..., 1992] и др. Обширная исследовательская работа сотрудников отдела по изучению реалий, персоналий и достижений зарубежного литературоведения ХХ в. была суммирована в нескольких изданиях энциклопедического формата - это справочник «Терминология современного зарубежного литературоведения: (Страны Западной Европы и США)» (отв. ред.: Ильин И.П., Цурганова Е.А.) [Терминология., 1992], энциклопедический справочник «Современное зарубежное литературоведение» (научн. ред. и сост.: И.П. Ильин, Е.А. Цурганова) [Современное зарубежное литературоведение, 1996]; энциклопедия «Западное литературоведение ХХ века» (гл. науч. редактор Е.А. Цурганова) [Западное литературоведение ХХ века, 2004] и, наконец, энциклопедический путеводитель «Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения» (под общ. ред. Е.А. Цургановой, А.Е. Махова) [Европейская поэтика, 2010].

Аналогичная работа сотрудников отдела в области отечественного литературоведения также привела к появлению научных сборников (например, сборник обзоров «Михаил Булгаков: Современные толкования: К 100-летию со дня рождения (1891-1991)» (сост., отв. ред. Красавченко Т.Н.) [Михаил Булгаков, 1991] и др.) и увенчалась выпуском биобиблиографического справочника в трех частях «Кто есть кто в русском литературоведении» (редкол.: Нико-люкин А.Н., Переслегина Э.В., Цурганова Е. А) [Кто есть кто., 1991-1992], позднее существенно обновленного, расширенного (науч. ред. Ревякина А.А.; сост.: Красавченко Т.Н., Михайлова О.В., Петрова Т.Г., Соколова Е.В.) [Кто есть кто., 2011].

Особое место в работе Отдела занял обобщающий труд, подготовленный и изданный под редакцией А.Н. Николюкина, - «Литературная энциклопедия терминов и понятий» [Литературная энциклопедия., 2001], - куда впервые включены были многие важные термины, отсутствовавшие ранее в отечественных энциклопедических изданиях, прежде всего - связанные с литературными жанрами, течениями, школами, группами и кружками и их исследованием.

С изучением истории отечественной филологической науки связан и выход сборника «М.М. Бахтин в зеркале критики» (отв. ред. Т.Г. Юрченко) [М.М. Бахтин в зеркале критики, 1995], приуроченный к 100-летию со дня рождения крупнейшего русского мыслителя и представляющий собой одну из первых попыток дать специалистам в различных гуманитарных областях представление о научной литературе - отечественной и зарубежной - по бахтини-стике. В сборнике впервые в переводе на русский язык опубликованы отзывы на книгу М.М. Бахтина «Проблемы творчества Достоевского» (1929), вышедшие за рубежом на немецком языке, но принадлежащие перу русских ученых - А.Л. Бема (1886-1945) и В.Л. Комаровича (1894-1942). Издание включает обширный библиографический раздел по отечественной и зарубежной научной литературе о М. М. Бахтине и один из первых хронологических указателей к биографии ученого.

С 1973 г. в отделе начинают выходить реферативные журналы «Общественные науки за рубежом» и «Общественные науки в СССР» серия 7. Литературоведение, современное название объединенного журнала: «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7. Литературоведение: РЖ» (гл. ред. Цурганова Е. А, зам. гл. ред. Ревякина А.А.), неизменно получавший высокие отзывы специалистов-филологов.

С 1993 г. в отделе издается «Литературоведческий журнал» [Литературоведческий журнал, 1993-2019, № 1-46] - по инициативе А.Н. Николюкина, его бессменного главного редактора. До 2008 г. журнал выходил в среднем один раз в год, в дальнейшем - два раза в год; начиная с 2020 г. планируется выпуск четырех номеров ежегодно; ответственный секретарь журнала - Т.Г. Юрченко (с 2008 г.).

Спецификой издания остается публикация статей и материалов исключительно по истории литературы, а также литературной теории; текущая словесность не входит в сферу интересов журнала. В журнале принята последовательная нумерация; выпуски, преимущественно, - тематические. Это номера, посвященные литературе русского зарубежья [Литературоведческий журнал, 1993, № 2], Серебряного века [Литературоведческий журнал, 1994, № 5/6], американской литературе [Литературоведческий журнал, 1997, № 10], истории европейской поэтики [Литературоведческий журнал, 2009, № 23; 2009, № 25; 2013, № 33], журналу «Опыты» (Нью-Йорк, 1953-1958) [Литературоведческий журнал, 2003, № 17],

русской эмигрантской поэзии «Парижской ноты» [Литературоведческий журнал, 2008, № 22], 100-летию русской революции 1917 г. [Литературоведческий журнал, 2017, № 41], а также наследию отечественных писателей и критиков - В.Г. Белинского [Литературоведческий журнал, 2011, № 28], А.А. Блока [Литературоведческий журнал, 1997, № 9], И.А. Бунина [Литературоведческий журнал,

1999, № 12], З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковского [Литературоведческий журнал, 2001, № 15], Н.В. Гоголя [Литературоведческий журнал, 2009, № 24], Г.Р. Державина [Литературоведческий журнал, 2016, № 39], Ф.М. Достоевского [Литературоведческий журнал, 2002, № 16], С.А. Есенина [Литературоведческий журнал, 1997, № 11], Н.М. Карамзина [Литературоведческий журнал, 2016, № 40], М.Н. Каткова [Литературоведческий журнал, 2012, № 32], И.А. Крылова [Литературоведческий журнал, 2019, № 46], М.Ю. Лермонтова [Литературоведческий журнал, 2006, № 20; 2014, № 35], А.С. Пушкина [Литературоведческий журнал, 1996, № 8], В.В. Розанова [Литературоведческий журнал, 2000, № 13/14; 2019, № 45], А.И. Солженицына [Литературоведческий журнал, 2018, № 43], А.К. Толстого [Литературоведческий журнал, 2017, № 42], Л.Н. Толстого [Литературоведческий журнал, 2010, № 27], И. С. Тургенева [Литературоведческий журнал, 2018, № 44], Ф.И. Тютчева [Литературоведческий журнал, 2004, № 18], А.А. Фета [Литературоведческий журнал, 2012, № 30], Н.Ф. Фёдорова [Литературоведческий журнал, 2011, № 29], а также творчеству Данте [Литературоведческий журнал, 2015, № 37], Ж.-Ж. Руссо [Литературоведческий журнал, 2012, № 31], У. Шекспира [Литературоведческий журнал, 2015, № 36], роману Сервантеса «Дон Кихот» [Литературоведческий журнал, 2015, № 38]. В журнале опубликованы словари рифм А.А. Блока, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина, И.Ф. Анненского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.

Значительное место занимают материалы, связанные с литературой эмиграции. В специальном разделе - «Хроника литературной жизни русского зарубежья» - представлены Франция [Литературоведческий журнал, 1993-1997, № 1-7], Германия [Литературоведческий журнал, 1996-1997, № 8-11], Чехословакия [Литературоведческий журнал, 1999, № 12], Югославия [Литературоведческий журнал,

2000, № 13/14], Харбин и Китай [Литературоведческий журнал,

2001, № 15], Польша [Литературоведческий журнал, 2002, № 16], Болгария [Литературоведческий журнал, 2003, № 17], Эстония

[Литературоведческий журнал, 2005, № 18; 2007, № 21], Финляндия [Литературоведческий журнал, 2006, № 20]. В разных номерах опубликованы библиографические росписи газет и журналов русского зарубежья («Последние Новости», «За Свободу!», «Меч», «Опыты»).

Изучение проблем литературного зарубежья (1992-2019)

С самого начала 1990-х годов и до настоящего времени литература русского зарубежья неизменно остается в фокусе пристального внимания сотрудников отдела.

Русская литературная эмиграция ХХ в. возникла и сформировалась в результате осмысления произошедшей цивилизацион-ной катастрофы крушения Российского государства, вызванной Февральской и Октябрьской революциями 1917 г. и поражением в Гражданской войне. Она лишилась Родины, по которой все годы, проведенные в изгнании, испытывала ностальгию.

В центре эмигрантского самосознания находились вопросы культуры, литературы, национального предназначения. В период подведения итогов, написания мемуаров, наступивший в русском зарубежье в послевоенное время, Г.В. Адамович, один из лучших литературных критиков эмиграции, в своей книге «Одиночество и свобода» (1955) отмечал, что в целом в русской зарубежной литературе «была скромность, серьезная сосредоточенность, отвечающая значительности исторических судеб» [Адамович, 2002, с. 13].

По мнению философов, критиков и публицистов русского зарубежья, Россия могла «выздороветь» только «коренным духовным преодолением революции», разорвавшей культурную традицию и ставшей «низвержением культурного слоя» (Н.А. Бердяев). Эмиграция искала и находила опору в отечественном классическом наследии, в русской литературе - в ее устремленности к «последним вопросам бытия», в ее поисках Бога.

Изучение проблем русского зарубежья в отделе литературоведения ИНИОН РАН началось 27 лет назад - в 1992 г. Выявление и осмысление богатейшего духовного литературного наследия русской эмиграции и стало одной из важнейших задач работы отдела, который одним из самых первых в стране начал такую работу. Это направление деятельности отдела, под научным руководством

А.Н. Николюкина (см. ст. «Николюкин А.Н.»: [Русская философия, 2014, с. 416]), возникло после разрушения Советского Союза, когда в центре внимания информационно-аналитической работы ИНИОН оказалась актуализация новых фундаментальных цивили-зационных проблем.

Были подготовлены первые тематические выпуски реферативного журнала «Литературоведение» [Литература российского зарубежья, 1992; Литература российского зарубежья, 1994; Россия в изгнании, 1992; Россия в изгнании, 1996], открывшие исследование культуры русской эмиграции. Цель общего свода тематических выпусков РЖ состояла в том, чтобы поставить русскую литературную эмиграцию в определенный исторический контекст, соотнести ее как с прошлым, так и настоящим России. Тематические выпуски номеров РЖ воссоздавали картину русской литературной эмиграции по таким направлениям, как формирование основных эмигрантских культурных центров в различных странах мира, издательская деятельность, развитие художественной и литературно-критической мысли. Постепенно обзоры, критико-библиографические материалы, публикации по эмигрантике становятся постоянными в номерах реферативного журнала и, наконец, публикуются в специальной рубрике «Русское зарубежье» каждого его номера.

Одновременно с тематическими номерами РЖ составляются первые тематические сборники обзоров и материалов [Русское литературное зарубежье, 1992; Русское литературное зарубежье, 1994] и начинается огромная работа научного коллектива отдела над энциклопедическими изданиями. За эти годы под руководством А.Н. Николюкина была создана четырехтомная «Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918-1940)» [Литературная энциклопедия русского зарубежья, 1997-2006] -фундаментальный справочник по русской литературе XX в., наиболее обширное, обстоятельное и авторитетное справочное пособие по литературе русского зарубежья первой волны, периода между двумя войнами. Авторскую работу в этом издании вели научные сотрудники отдела: А.Н. Николюкин, А.М. Гуткина, Т.Н. Красавченко, Т.Г. Петрова, Е.С. Померанцева, А.А. Ревякина, Е.Ф. Трущенко, Е.А. Цурганова, К.А. Жулькова, Т.М. Миллион-щикова, Т.Г. Юрченко. Сотрудники отдела приняли авторское участие и в другом энциклопедическом издании «Золотая книга

эмиграции» [Русское зарубежье, 1997]. Необходимо отметить и еще один энциклопедический справочник, подготовленный в ИНИОН РАН: «Литературное зарубежье России» [Литературное зарубежье России, 2011].

Продолжают выходить тематические номера журналов [Литературоведческий журнал, 2008], подготовленные в отделе, а также статьи, хроника литературной жизни, роспись литературных материалов крупнейших эмигрантских журналов («Современные записки») и газет («Последние новости», «За свободу!») [Статьи о литературе., 2004-2009; «За Свободу!», 2011; 2012; 2014] в «Литературоведческом журнале», который издается в ИНИОН (отдел литературоведения) с начала 1993 г.

В отделе началась подготовка сборников художественных произведений и литературно-критических статей, собраний сочинений [Набоков, 1999; Зинаида Гиппиус, 1999; Гиппиус, 2001; Гиппиус, 2002-2003; Терапиано, 2002; Мережковский, 1996-2011], большинство из которых было осуществлено под руководством А.Н. Николюкина. Подготовка и издание научного сборника «Гай-то Газданов и "незамеченное поколение": Писатель на перекрестке традиций и культур» (отв. ред. Т.Н. Красавченко) увенчались выпуском пятитомного собрания сочинений писателя под общей редакцией Т.Н. Красавченко [Гайто Газданов и «незамеченное поколение», 2005; Газданов, 2009].

В написанном Т.Г. Петровой научно-аналитическом обзоре «Литературная критика русской эмиграции первой волны» [Петрова, 2010] рассматриваются современные отечественные литературоведческие исследования, опубликованные за 15 лет, выявляются тенденции изучения литературной критики межвоенного периода. Материалы обзора, список литературы которого насчитывает свыше двухсот наименований, показывают, что отечественными исследователями проделана огромная работа и в научный оборот было введено значительное количество новых материалов, позволяющих проследить основные направления и закономерности литературно-критического процесса в эмиграции, расширился круг имен критиков, писателей, философов, внесших значительный вклад в историю литературно-критической мысли в эмиграции, -активно публиковались многочисленные виды изданий комментированных текстов литературно-критических работ, сопровождаемых их научной репрезентацией.

В отделе литературоведения продолжалась подготовка и издание сборников научных работ, таких как два выпуска сборника «Классика и современность в литературной критике русского зарубежья 1920-1930-х годов» (отв. ред. и сост. Т.Г. Петрова) [Классика и современность, 2005-2006] и два выпуска сборника «Литературное зарубежье как культурный феномен» (отв. ред. и сост. Т.Г. Петрова, сост. К.А. Жулькова) [Литературное зарубежье как культурный феномен, 2017; Литературное зарубежье как культурный феномен, 2019]. В сборниках рассматриваются проблемы литературы и критики русского зарубежья преимущественно первой волны эмиграции ХХ в. В сборники включены статьи, посвященные отдельным проблемам творчества писателей, анализу историко-культурного контекста эпохи, истории периодических изданий. Так, например, материалы второго выпуска последнего сборника, объединяющего статьи шестнадцати исследователей из ИНИОН, МГУ, ИМЛИ РАН, Института русского языка им. А.С. Пушкина, Дома русского зарубежья им. А.И. Солженицына, Нижегородского педагогического университета, Ленинградского университета им. А. С. Пушкина и др., сгруппированы в разделы: «Поэтика и стилистика», «Политика и культура», «Образы мира», «Поэты и поэзия», «Приемы и жанры комического», «По странам и континентам». В раздел «Политика и культура» входят статьи Т.Н. Красавченко (ИНИОН РАН) «Писатель и политика: Гайто Газданов» и Т.Г. Петровой (ИНИОН РАН) «Парижский Конгресс писателей в защиту культуры (1935) глазами русских парижан». В статье Т.Н. Красавченко рассмотрено отношение к политике Гайто Газданова (1903-1971) и роковая роль политики в его жизни и творчестве. Писатель и политика, акцентирует внимание исследовательница, - тема важная и органичная для изучения истории любой эмиграции, а расхождения между человеком и государством становятся источником возникновения феномена эмиграции, которая определяет и судьбы, и опосредованно творчество оказавшихся в изгнании писателей, даже в том случае, если они старались оставаться «вне политики».

В статье Т.Г. Петровой раскрываются позиции таких писателей, как Ж. Бенда, Ж. Геенно, А. Мальро, А. Жид, заявленные на Первом международном конгрессе в защиту культуры. Одной из центральных на нем стала проблема культурного наследства. Официальная советская позиция была высказана И.К. Лупполом.

Анализируется также точка зрения русской литературной эмиграции на эту проблему, оценка русскими парижанами докладов участников форума. Эмиграция свою основную задачу видела в том, чтобы сохранить русскую культуру, считала именно себя ее полноправным наследником, искала опору в незыблемости ценностного мира отечественного классического наследия.

Статья К.А. Жульковой (ИНИОН РАН) «Вакханка или христианка: Экфрасис в языческой и христианской аксиологии романа Б.К. Зайцева "Золотой узор"» продолжает тематику раздела «Поэтика и стилистика». В работе показано, что художественно-философским принципом структурирования романа Б. Зайцева становится мифологическая и христианская символика, а важной составляющей мифосимволической образности, включающей дио-нисийский, ренессансный и христианский коды, является экфрасис. Картины «Вакханка, поящая амура» Ф.А. Бруни и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, икона Николая Чудотворца, архитектурные памятники Рима и Москвы становятся значимыми семантическими единицами в поэтической трансформации античных и христианских смысловых парадигм произведения.

Следует отметить и продолжающийся в ИНИОН сборник «Русское зарубежье: История и современность», с 2011 по 2017 г. вышли из печати шесть его выпусков (сосоставитель всех выпусков - Т.Г. Петрова) [Русское зарубежье: История и современность, 2011-2017], в которых представлены материалы по истории российской эмиграции, освещены малоизученные вопросы культуры и литературы русского рассеяния. В научный оборот вводятся новые источники. Материалы сборников сгруппированы в постоянные разделы: «Идеи, концепции, политика»; «Проблемы культуры»; «По странам и континентам»; «Наследие»; «Судьбы и мифы»; «Документальная россыпь»; завершает сборник раздел «Мир библиографии», куда обычно помещаются рецензии.

Составление и подготовка к изданию различных антологий также становилось важным этапом работы сотрудников отдела. Антология «Нового журнала» - «Русский Нью-Йорк» [«Русский Нью-Йорк», 2002] - вышла к 60-летнему юбилею журнала (сост. и коммент. А.Н. Николюкина, вступит. статьи В. Крейда и А.Н. Ни-колюкина). Антология включает материалы из раздела воспоминаний и документов «Нового журнала», среди них - статьи крупнейших писателей, известных философов и религиозных мыслителей,

деятелей искусства, воспоминания об Андрее Белом, А. Блоке, И. Бунине, С. Есенине, А. Ахматовой и Н. Гумилёве, М. Цветаевой, М. Волошине, Качалове и Москвине, С. Рахманинове и П. Чайковском, Н. Бердяеве и В. Соловьёве, В. Ходасевиче, К. Коровине, Б. Кустодиеве и др.

В антологии «"Настоящая магия слова": В.В. Розанов в литературе русского зарубежья» [«Настоящая магия слова», 2007] впервые напечатаны издававшиеся только за рубежом книги о В.В. Розанове М. Курдюмова и М. Спасовского, статьи П. Пильс-кого, В. Ховина, а также известные воспоминания о В.В. Розанове З. Гиппиус, Н. Бердяева, А. Бенуа и др.

Составлением и подготовкой к выпуску антологий серии «Pro et contra» опять-таки в отделе начал заниматься А.Н. Николюкин, ему принадлежат книги о Д.С. Мережковском: «Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников» [Мережковский, 2001] и З.Н. Гиппиус: «Личность и творчество Зинаиды Гиппиус в оценке современников и исследователей» [Гиппиус, 2008]. Эта важная работа в 2018 г. была продолжена Т.Г. Петровой: «Русская классика: Pro et contra: Железный век» [Русская классика, 2018]. В последней антологии представлена подборка наиболее значимых текстов писателей, критиков, исследователей и общественных деятелей первой половины ХХ в., которые осмысливали пути развития русской литературы, ее цели и ценностные ориентиры. Если в первой части тома собраны тексты тех авторов, которые жили и публиковались в советской России, то во второй - в России зарубежной (в эмиграции). В первом случае иллюстрируются преимущественно основные тенденции, во втором сделан акцент на персоналиях (А. С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов). Текстам каждой части книги предшествуют проблемные статьи-введения составителей. В советской России произошел радикальный разрыв с предшествующей культурной традицией, проявившийся и в отношении к русской классике. Отечественное наследие при этом фрагментировалось, претерпевая характерные деформации, представленные в антологии. Литературная эмиграция первой волны, как показано в томе, сохранила и развила творческий импульс, заданный философской критикой Серебряного века. Эмиграция наследовала литературоцентризм отечественной культуры XIX в. и связывала будущее духовное

развитие с традициями русской классической литературы. Одной из важнейших, как доказывает Т.Г. Петрова, становилась задача обоснования нового взгляда на русскую культуру - взгляда из эмиграции.

Русская классическая литература, как подчеркивал Н. Бердяев, родилась «от муки и страдальческой судьбы человека и народа, от искания всечеловеческого спасения», и это означает, что «основные мотивы русской литературы были религиозными»; ей свойственны «сострадательность и человечность, которые поразили весь мир» [Бердяев, 1990, с. 63].

Г.В. Адамович, подводя итоги русской эмиграции, в 1961 г. писал о том, что русская эмиграция «оказалась одушевлена двойственным стремлением, вносившим разлад в ее духовное состояние: с одной стороны - смотреть в будущее, каково бы оно ни было, быть обращенным к будущему, чтобы по мере сил принять в его устроении участие, с другой - помнить о прошлом, не возвеличивая его без разбора, но и не клевеща на него, твердо хранить из его достояния то, что сохранения достойно» [Адамович, 1961, с. 7].

Исследования современной зарубежной литературы

Отдел литературоведения изучает также проблемы и состояние современного литературного процесса.

Современный литературный процесс как явление живое характеризуется постоянной сменой «приоритетных» явлений и направлений, опосредованно отражающих и в свою очередь влияющих на изменения в духовной жизни каждой из стран и мирового сообщества в целом. Изучение этого процесса способно подвести к глубоким обобщениям о нравственном состоянии человека и общества. Неслучайно в последние десятилетия к литературе все чаще обращаются философы, психологи, социологи, экологи.

Идея создания целостной картины современного литературного развития остается, при всей ее недостижимости, сверхзадачей при формировании этого направления РЖ. Одним из способов приблизиться к ее решению является систематический отбор для реферирования литературоведческих работ, авторы которых рассматривают движение мировой литературы как совокупность взаимосвязанных явлений. Этой же цели служит подготовка про-

блемных сборников обзоров («Реализм и модернизм в современной литературе», «Актуальные проблемы современного литературного процесса», «Современные проблемы романа», «Концепция человека в современной литературе»).

Не менее важно непрерывно пополнять существующий в нашей литературоведческой науке банк знаний о новейших событиях мировой литературы. Речь идет, в частности, и об информации о новых писательских именах и новых произведениях, не переводившихся или даже не поступивших еще в наши библиотеки, но занявших заметное место в литературе своей страны, а иногда имеющих влияние на иные литературы. При этом существует опасность оказаться во власти субъективных суждений автора исследования относительно художественных достоинств и значения нового произведения. Как показывает опыт, один из лучших способов противостоять этому - опубликовать на страницах РЖ, предпочтительно в том же номере, рефератов двух или более книг об одном писателе или литературной проблеме.

Современный литературный процесс включает в себя изменения представлений ученых о нем, воздействующих на него по принципу обратной связи. Этим диктуется необходимость последовательно освещать взгляды литературоведов разных стран на те явления литературы второй половины ХХ - начала XXI в., оценки которых уже сложились в литературоведческих трудах, но могут быть ныне оспорены. В сильнейшей мере это относится в наши дни к советской литературе, литературам стран Восточной и Юго-Восточной Европы.

Картина современного литературного процесса выглядела бы ущербной без восстановления забытых имен и заполнения «белых пятен». Этой задаче отвечает публикация рефератов работ зарубежных критиков, изучающих творчество русских писателей, работавших и работающих за рубежом.

С начала 2000-х годов наряду с актуальными тенденциями зарубежного литературоведения исследователи из отдела литературоведения ИНИОН РАН неизменно уделяют внимание современному литературному процессу в странах Европы и США.

Стремление всесторонне осмысливать основные явления и проблемы, центрирующие сегодня развитие художественной литературы в странах Запада, побуждает сотрудников отдела собирать воедино в соответствующих тематических научных сборниках ста-

тьи и исследования о сущности и перспективах развития пресловутого «постмодернизма» [Постмодернизм: Что же дальше?, 2006], о том, как они реализуются в реальности современной культуры: через осмысление процессов формирования и закрепления в общественном сознании различных гендерных ролей [Гендерная проблематика в современной литературе, 2010], через бурный процесс трансформации классических литературных жанров [Метаморфозы жанра в современной литературе, 2015] и т.д.

Сборник «Гендерная проблематика в современной литературе» [Гендерная проблематика., 2010] обнажает разные стратегии европейских писателей ХХ в. в их движении по конфликтному в современном мире полю гендерных противоречий. С точки зрения оформления, обострения и перспектив трансформации их в коллективном сознании народов Европы авторы сборника исследуют русские тексты женской драматургии Серебряного века (М.В. Михайлова, МГУ); женской прозы Нидерландов ХХ в. (Н.Б. Калашникова, МПГУ); знаменитый роман немецко-швейцарского писателя Германа Гессе «Степной волк» (1927) (Е.В. Соколова, ИНИОН РАН); французские дневниковые заметки «Возвращение из СССР» Андре Жида (1936) (А. Ливри, Университет г. Ниццы Sophia Antiapolis); творчество австрийского писателя Томаса Бернхарда (1931-1989) (С.П. Ташкенов, РГГУ); знаковый для европейского феминизма текст «Второй пол» (1949) Симоны де Бовуар в отражениях современной литературой Франции (Н.Т. Пах-сарьян, ИНИОН РАН, МГУ); романы разных лет английской писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе 2007 г. Дорис Лессинг (1919-2013) (Е.А. Цурганова, ИНИОН РАН); роман Австрии 1980-2000-х годов (Г.В. Кучумова, Самарский государственный университет); романы английской писательницы американского происхождения Трейси Шевалье (р. 1962) «Девушка с жемчужной сережкой» (1999) и «Дама с Единорогом» (2003) (Я.С. Линкова, МПГУ) и романы Василия Аксёнова, демонстрирующие «мушкетерство как тип мужского поведения» (Н.Н. Кар-лина, УРАО).

Хотя в целом для современного литературоведения по-прежнему характерно стремление ориентироваться на литературные теории, так или иначе связанные с постмодернизмом (Р. Барт, Ж.Ф. Лиотар, М. Фуко, Ж. Делёз, Л. Хатчен и др.), и обращать внимание прежде всего на те литературные тексты, которые с эти-

ми теориями коррелируют, воплощая излюбленные постмодернистские идеи (об «исчезновении реальности», «смерти автора», «конце субъекта», «кризисе жанра», «распаде характера персонажа» и т.п.), немалое число исследователей сходятся во мнении, что «постмодернизм завершился».

Из такой перспективы родился, в частности, сборник «Постмодернизм: Что же дальше?» [Постмодернизм., 2006], авторы которого помимо ИНИОН РАН (Н.Т. Пахсарьян, М.Б. Раренко, Е.В. Соколова) представляют МГУ им. М.В. Ломоносова (Н.В. Виноградова, О.Ю. Панова), Московский государственный педагогический университет (Н.Б. Калашникова), Университет Российской академии образования (Н.Н. Карлина), журнал «Иностранная литература» (С.В. Силакова), Санкт-Петербургский государственный университет (А.В. Белобратов), Институт русской литературы и истории РАН (С.А. Кибальник), Киевский национальный университет им. Т.Г. Шевченко (А.Ю. Мережинская).

Отсчитывая «завершение постмодернизма» от 10 ч. 28 мин. 11 сентября 2001 г. (момента крушения башен-близнецов Всемирного торгового центра), М.Н. Эпштейн, например, говорит о «взрывном сознании» XXI в.: «Взрыв - как возврат к той презренной "реальности", которая еще недавно казалась допотопным словом из эпохи пред-постмодернизма» [Эпштейн, 2019]. Во взрывоопасной среде каждый шаг может оказаться последним, и только уважительное внимание к «поверженному» противнику открывает возможности по-новому использовать «отвергнутое», включая «преодоленные» ранее формы и традиции, - тем самым разряжая напряжение.

Сборник «Метаморфозы жанра в современной литературе» [Метаморфозы жанра., 2015] структурирован стремлением показать, что современный литературный процесс в реальности отнюдь не исчерпывается явлениями становления (или разрушения) постмодернизма: он гораздо разнообразнее и шире. «Проверяя практикой» теоретические положения о «смерти автора», «смерти романа», «конце автобиографии», авторы сборника обнаруживают, что «смерть» гораздо ближе «новому рождению», чем принято полагать. За «смертью автора» часто стоит отказ от позиции «всеведения», «всемогущества», делегирование части традиционных «авторских полномочий» не только читателю, но и персонажам, «на равных» с которыми теперь нередко выступает сам автор.

Автобиография не просто не умирает - она, наоборот, «разрастается»: и через восприятие «других» жанровых конвенций (Н.В. Киреева, Благовещенский государственный педагогический университет), и за счет раздвижения собственных «пространственно-временных» рамок (Е.В. Соколова, ИНИОН РАН). «Смерть романа» при ближайшем рассмотрении представляет собой напряженный и плодотворный диалог этой «наиболее общепринятой формы искусства, которая поглощает и вытесняет другие жанры» (Л1Ьеге8, 1962, 217) с «большим» и «малыми» жанрами предшествующих эпох (Н.Т. Пахсарьян, ИНИОН РАН; В. А Пестерев, Волгоградский госуниверситет; Я.Г. Гудкова, ИНИОН РАН). Причем диалог этот имеет типологическое сходство в литературах разных стран, у самых разных авторов. Тенденция к стилизации под архаические жанры при одновременной полемике с этой традицией отмечается как в современной русской прозе (Т.Н. Маркова, Челябинский государственный педагогический университет; Т.В. Са-ськова, Государственная классическая академия), так и во французской (Е.А. Егорова). Автобиографический роман перенимает и приспосабливает под собственные нужды механизмы классического детектива как в американской (Н.В. Киреева), так и в европейских литературах (Т.Н. Амирян). Фэнтези на русской почве не просто подхватывает западную традицию, но вырастает из национального фольклора - сказки, легенды, героического эпоса, - как его западный прототип (М.П. Абашева, Пермский государственный педагогический университет).

Художественные и документальные, элитарные и массовые жанры разных эпох и культур, сливаясь, в процессе инбриндинга порождают яркие художественные тексты и, в свою очередь, подвергаются неожиданным преобразованиям. Противоположные, казалось бы, тенденции реализуются одновременно и параллельно, высвечивая и взаимно обогащая друг друга. «Свертывание» романов как проявление общего для всех жанров современной прозы процесса минимализации содержит в себе их одновременное стремление к «объединению» - монтажу и циклизации (Т.Н. Маркова). Опора на факт, документ (С.Н. Дубровина, Дом русского зарубежья им. А.И. Солженицына), как и опора на вымысел в многочисленных переписываниях и продолжениях текстов предшествующих эпох (Н.Т. Пахсарьян, В.И. Дёмин), выступают мощными стимулами, раздвигая границы жанров, преобразуя художествен-

ные формы. Утопия и антиутопия (М.А. Черняк, РГПУ им. А.И. Герцена), детектив и «антидетектив» (В.М. Кулькина, ИНИОН РАН) сливаются порой до полной неразличимости, в то время как традицию реализма убедительно продолжает пастораль (Т.В. Сась-кова), обычно воспринимаемая как сугубо условный жанр, а историко-социальный роман Л. Леонова создается в поэтике «фантастического реализма» (А.А. Ревякина, ИНИОН РАН).

Таким образом становится ясно, что теоретически обоснованные противоречия часто имеют иллюзорный характер, и художественный эксперимент заинтересованных приверженцев противоположных традиций нередко позволяет ослабить и даже снять чреватую взрывом поляризацию через рождение новых неожиданных форм. Богатство и разнообразие жанровых метаморфоз современной литературы, питаемые диалогом с богатой и разнообразной традицией, выводят произведения конца ХХ - начала XXI в. далеко за рамки апокалиптических представлений о том, что дальнейшее развитие литературы возможно лишь как «одно из двух»: неизбежное повторение или же полное разрушение прошлого художественного опыта.

Серия аналитических обзоров [Соколова, 2008; Соколова, 2012; Соколова, 2016; Соколова, 2018], подготовленных Е.В. Соколовой в Отделе литературоведения, отражает современное состояние немецкоязычных литератур - в первую очередь литературы Германии, - освещая значимые для нее тенденции и явления. Оставаясь зеркалом общественных отношений и проблем, человеческих устремлений и настроений, художественная литература народа - в данном случае народа Германии - приоткрывает некоторые феномены его невидимой внутренней жизни, на уровнях как общественного сознания, так и «коллективного бессознательного» (К.Г. Юнг), и потому «взгляд внутрь» национальной литературы, несомненно, способствует углублению понимания между народами.

Так, различные явления «коммуникативной недостаточности», в принципе неотделимые от разного рода «кризисов смыслов», актуальны в социальной действительности Германии ХХ1 в. На примерах литературных текстов рубежа тысячелетий они рассмотрены в обзоре «"Диалог невозможен.": Коммуникативная проблематика в современной литературе Германии» [Соколова, 2008], где прослеживается их связь с «проблемой немецкой вины», вырастающей (как и ярко выделенная в Германии «проблема по-

колений») из нацистского прошлого, с тематическими комплексами «объединение двух Германий» и «жизнь в большом городе», вновь вызванными к жизни феноменом объединенного Берлина.

Аналитический обзор «Взаимосвязь "пола" и "языка" в творчестве Ингеборг Бахман и Эльфриды Елинек» [Соколова, 2012], вписываясь в проблемное поле сборника научных трудов «Гендерная проблематика в современной литературе» (2010), прослеживает преломления философского дискурса относительно категории «пола» в творчестве двух ярких писательниц Австрии ХХ в. - Ингеборг Бахман (1926-1973) и Эльфриды Елинек (р. 1946), лауреата Нобелевской премии по литературе (2004), - в соотнесенности с особенностями их индивидуального авторского стиля и рефлексией по поводу языка. Разделяя представление Петера Слотердайка о том, что «критическая парадигма» всегда вырастает из травмы («раны»), и что каждая критика - «это какое-то новаторское страдание по поводу эпохи и в то же время его показательное лечение» [Слотердайк, 2008, с. 8], автор обзора опирается на тексты актуальной научной и художественной литературы Германии и выявляет индивидуальные стратегии терапии «раны пола» в творчестве обеих писательниц, обнаруживая в глубине под ней «травму» невыразимости, изначально заложенную в языке и, вероятно, наиболее емко в ХХ в. отраженную в текстах Людвига Витгенштейна.

В центре аналитического обзора «"Освоение прошлого" в литературе современной Германии» [Соколова, 2016] - проблема «преодоления прошлого», одна из определяющих для культуры Германии второй половины ХХ в. Под этой проблемой принято понимать всякого рода усилия по осознанию, анализу и переработке опыта исторического преступления Германии времен Третьего рейха (1933-1945), открывающие немцам возможность научиться жить дальше, не закрывая глаза на чудовищность преступлений нацизма. При этом особо подчеркивается обучающий аспект - в духе изречения «кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его вновь», приписываемого Джорджу Сантаяне, и в согласии с современной междисциплинарной «теорией травмы» (trauma studies), берущей начало в исследованиях З. Фрейда, впервые вскрывшего механизмы сопротивления сознания, не позволяющего вспомнить травматическое событие, чтобы заново - «успешно» - пережить его уже в состоянии надлежащей готовности

психики (также и «коллективной»). Восприятие немецкой культурой означенной проблематики изучается динамически на материале художественных текстов в соотнесении с актуальными исследованиями в области «теории травмы» и с акцентом на текущую ситуацию.

Способ повествования в художественном тексте непосредственно связан с восприятием его автором собственного и исторического прошлого в соответствии с возрастом, личным участием / неучастием в травматических событиях, вовлеченности в них близких. Этим определяется понимание им «своего» и «чужого», выбор способа интеграции чужих и собственных воспоминаний, и, в конечном счете, художественный стиль (Агацци Е.). Писатели «поколения преступников» (поколения участников преступлений нацизма) в целом предпочли молчание - «замалчивание» - их опыт столкновения с ужасным, участия в нем, оказался «невыразимым» для них (что вообще характерно для первой фазы реакции на травматический шок также и индивидуальной человеческой психики). Следующее поколение писателей - «поколение детей преступников» - сосредоточилось преимущественно на жесткой эмоциональной (отвергающей) критике образа действий предыдущего поколения. Выраженная эмоциональная реакция на событие и его последствия в целом коррелирует со второй фазой индивидуального психического реагирования на шок - «фазой воздействия» (Пушкарев А.Л.). В текстах писателей третьего поколения, «поколения внуков», как отмечают исследователи, эмоциональная доминанта уже уступает место аналитической (Курцке Х.).

Обозначенные выше особенности иллюстрируются в обзоре текстами писателей разных поколений - Г. Грасса (1927-2015), М. Вальзера (р. 1927), У. Видмера (1938-2014), П. Шнайдера (р. 1940), М. Кёльмайера (р. 1949), П. Лео (р. 1972) в соотнесении с их личными судьбами, когда это необходимо.

В обзоре «Образ России в современной немецкоязычной литературе» (2018) [Соколова, 2018] раскрывается широкий спектр представлений о России (стране, территории, культуре) в немецкоязычной культуре с начала ХХ в. до наших дней через выявление устойчивых образов (включая клише и стеореотипы), сюжетных ходов и фабульных линий.

В контексте транснациональных исследований образ России исследуется на материале современных немецкоязычных художе-

ственных текстов писателей русского происхождения (В. Каминер, А. Бронски, О. Грязнова). Литературные представления о России как о «Другом» пространстве в разных ракурсах (граница, поиски утраченного / недостающего, «место» духовного восхождения, трансформации) иллюстрируются примерами из литературного травелога В. Бюшера «Берлин - Москва. Пешее путешествие» (2003), поэтических воспоминаний И. Ракузы «Мера моря» (2009). Романы же С. Ляйбер «Шипино» (2010) и Т. фон Штайнеккера «Год, когда я перестала беспокоиться и начала мечтать» (2012) повествуют о путях личностной трансформации протагонистов -через Россию, - и тем самым по-новому озвучивают одно из распространенных в Европе и Германии на рубеже XIX-XX вв. представлений о России и ее духовном потенциале, наиболее ярко проявившееся тогда в творчестве Р.М. Рильке (1875-1926).

Исследования современной французской и франкоязычной литературы

Отдел литературоведения ИНИОН постоянно уделял и уделяет большое место информации и анализу основных направлений современной французской и франкоязычной (Бельгия, Швейцария, Канада) теории и истории литературы. Начиная с 2000 г. реферативные и аналитические обзоры, выполненные Н. Т. Пахсарьян и помещенные в РЖ, знакомили отечественных филологов с новейшими трудами по сравнительному литературоведению, мифокри-тике, литературной антропологии, нарратологии, прослеживали пути развития интернет-сайтов и онлайн-периодики по проблемам науки о литературе и т. п.

Обзоры и статьи, посвященные теоретическим и историко-литературным аспектам французского литературоведения, уделяют большое внимание как классическому периоду развития литературы и критики (от Средневековья до романтизма), так и новейшим тенденциям. Анализ классической поэтики во Франции был представлен Н.Т. Пахсарьян в соответствующих разделах энциклопедического путеводителя «Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения» (Французская поэтика. Правдоподобие, Три единства. Роман. Пастораль. Трубадуры и труверы. Куртуаз-ность. Галантность. Прециозность. Вкус. Трагедия) [Европейская

поэтика, 2010, с. 178-192, 310-312, 316-317, 329-330, 387-389, 419-420, 420-421, 427-429], в статьях Н.Т. Пахсарьян в «Литературоведческом журнале»: «Понятие правдоподобие во французской поэтике» [Литературоведческий журнал, 2009, № 23, с. 7783], «Французские трактаты по поэтике XVII-XVIII вв.» [Литературоведческий журнал, 2009, № 25, 47-101]. В этом же журнале были опубликованы ее статьи «Газетно-журнальная критика 18301850-х годов во Франции: Виды и формы литературной рефлексии» [Литературоведческий журнал, 2013, № 33, с. 114-123], «Натурализм» [Литературоведческий журнал, 2016, № 39, с. 201-207], а также предисловие к публикации новых комментариев к роману Ф. Рабле [Пахсарьян, 2015, с. 180-187]. Русско-французские литературные связи были рассмотрены в словарных статьях «Мольер. Стендаль. Франс» [Литературная энциклопедия, 2006, т. 4, с. 9598, 201-209, 209-213], а также в статье к юбилею И.С. Тургенева [Пахсарьян, 2018, 128-134].

Вопросы современного литературного процесса во Франции и французской литературно-критической мысли затрагивались в статьях, помещенных в следующих изданиях: «Постмодернизм: что же дальше?» [Постмодернизм., 2006, с. 8-43]; «Гендерная проблематика в современной литературе» [Гендер-ная проблематика, 2010, с. 75-95]; «Человек: образ и сущность. 2011. Современный человек: движение к пасторали?» [Человек: Образ и сущность, 2011, с. 170-178]); «Метаморфозы жанра в современной литературе» [Метаморфозы жанра., 2015, с. 120-137]; «Современная наука о литературе: Основные тенденции и проблемы» [Современная наука., 2018, с. 11-45]. Номер журнала «Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты» (№ 3 (38), 2019), содержащий статью Н.Т. Пахсарьян «Пространство и время в романе Андрея Макина Женщина, которая ждала».

В рамках сотрудничества с другими отделами ИНИОН были опубликованы следующие энциклопедические статьи, поясняющие важные историко-литературные понятия: с отделом культурологии - «Классицизм, Неоромантизм, Реализм. Рококо. Сентиментализм» [Культурология, 2007, т. 1, с. 947-950; т. 2, с. 37-38, 314315, 338-340, 452-454]; с отделом языкознания - «(La) Belle infidèle; Верный перевод; Переводческая поэтика» [Художествен-

ный перевод, 2014, с. 6-7, 25-26, 195-199], а также обзор этапов истории переводов во Франции [Пахсарьян, 2015].

Были изданы сделанные Н.Т. Пахсарьян переводы двух важных исследований крупных французских ученых - М. Гонтара [Гонтар, 2006, с. 155-168] и М. Фуко [Фуко, 2019, с. 252-258].

Наконец, Отдел регулярно сотрудничает с Франко-российским центром ИНИОН РАН (доклад и два содоклада сделаны Н.Т. Пахсарьян за период с 2005 по 2014 г.), а также принимает постоянное активное участие в работе семинара Центра гуманитарных научно-информационных исследований: сотрудники отдела регулярно выступают с докладами на семинаре и участвуют в обсуждениях докладов.

В качестве заключения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За годы своего существования отдел литературоведения ИНИОН РАН подготовил и издал собрания сочинений русских писателей, философов и литературоведов (под грифом ИНИОН РАН). Среди них изданные под общей редакцией А.Н. Николюкина Собрание сочинений В.В. Розанова в 30 томах (1994-2010) [Розанов, 1994-2010]; Академическое Полное собрание сочинений В.В. Розанова в 35 томах: вышло семь томов (2014-2017) [Розанов, 2014-2017]; Полное собрание сочинений И.В. Киреевского в 3 томах (2018) [Киреевский, 2018]; Собрание сочинений М.Н. Каткова в 6 томах (2010-2012) [Катков, 2010-2012]; Собрание сочинений Д.С. Мережковского (эмигрантский период) в 7 томах (1996-2011) [Мережковский, 1996-2011], пятитомное собрание сочинений Ю.Ф. Самарина [Самарин, 2013-2019]. Изданы антологии «Д.С. Мережковский. Pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников» [Мережковский, 2001]; «З.Н. Гиппиус. Pro et contra. Личность и творчество Зинаиды Гиппиус в оценке современников и исследователей. Антология» [Гиппиус, 2008]; трехтомник «неизвестной прозы» З.Н. Гиппиус [Гиппиус, 2002-2003]; ее дневники [Гиппиус, 1999] и сочинения в 2 томах [Гиппиус, 2001]. С 2019 г. началось издание полного собрания литературно-критических трудов С.П. Шевырёва в 7 томах - вышел первый том [Шевырёв, 2019]. Под общей редакцией А.Н. Николюкина были подготовлены и изданы ранее «Круг чтения» и «Путь жизни»

Л.Н. Толстого [Толстой, 1991; Толстой, 1993], а также его «Философский дневник» 1901-1910 гг. [Толстой, 2003]. А уже в XXI в. увидели свет три книги научных исследований А.Н. Николюкина: «О русской литературе. Теория и история» [Николюкин, 2003], «Наедине с русской классикой» [Николюкин, 2013] и «Гений места и русская литература» [Николюкин, 2018].

Список литературы

Адамович Г. Вклад русской эмиграции в мировую культуру. - Париж, 1961. -18 с.

Адамович Г.В. Одиночество и свобода / сост., предисл., примеч. О.А. Корос-телёва. - СПб.: Алетейя, 2002. - 469 с.

БердяевН.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, 1990. - 224 с.

Гайто Газданов и «незамеченное поколение»: Писатель на перекрестке традиций и культур: сб. науч. тр. / отв. ред. Т.Н. Красавченко; сост.: Т.Н. Красавченко, М.А. Васильева, Ф.Х. Хадонова. - М.: ИНИОН: Б-ка-фонд «Рус. Зарубежье», 2005. - 344 с;

Газданов Г. Собр. соч.: в 5 т. / под общ. ред. Т.Н. Красавченко; сост., подгот. текста, коммент.: Л. Диенеш, Т.Н. Красавченко, С.С. Никоненко и др.; предисл.: Л. Диенеш, С.С. Никоненко; послесл. Т.Н. Красавченко. - М.: Эллис Лак, 2009.

Гендерная проблематика в современной литературе: Сб. науч. тр. / редкол.: Пахсарьян Н.Т. (отв. ред. и сост.), Соколова Е.В. (сост.) и др. - М.: ИНИОН РАН, 2010. - 216 с.

Гиппиус З.Н. Неизвестная проза: (Из рукописного наследия): в 3 т. / общ. ред., сост., вступ. ст., коммент. А.Н. Николюкина - СПб.: Росток, 2002-2003. - Т. 1: Мечты и кошмар: Неизвестная проза 1920-1925 годов. - 560 с.; т. 2: Чего не было и что было: Неизвестная проза 1926-1930 годов. - 592 с.; т. 3: Арифметика любви: Неизвестная проза 1931-1939 годов. - 637 с.

Гиппиус З.Н. Сочинения. Романы: в 2 т. / сост., вступит. ст. и коммент. Т.Г. Юрченко. - М.: Лаком-книга, 2001.

Гонтар М. Постмодернизм во Франции: определение, критерии, периодизация // Человек: образ и сущность. 2006. Постмодернизм: парадоксы бытия / ред. Л.В. Скворцов. - М.: ИНИОН РАН, 2006. - С. 155-169.

Д. С. Мережковский. Pro et contra. Личность и тв-во Дмитрия Мережковского в оценке современников: Антология / сост., вступ. ст., коммент., библиогр. А.Н. Николюкина. - СПб.: РХГИ, 2001. - 568 с.

Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: Энциклопедический путеводитель / под общ. ред. Е.А. Цургановой, А.Е. Махова. - М.: Издательство Кулагиной - Intrada, 2010. - 511 с.

З.Н. Гиппиус. Pro et contra. Личность и творчество Зинаиды Гиппиус в оценке современников и исследователей: Антология / сост., вступ. ст., коммент. А.Н. Николюкина. - СПб.: РХГИ, 2008. - 1038 с.

«За Свободу!» (Варшава, 1920-1932). Роспись литературных материалов / сост.: Коростелёв О.А., Петрова Т.Г. // Литературоведческий журнал. - М.: ИНИОН. -№ 29. - 2011; № 30. - 2012; № 34. - 2014.

Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия / гл. науч. редактор Е.А. Цурганова. - М.: ИНИОН, 2004. - 559 с.

Зарубежное литературоведение 70-х годов / отв. ред. Е.А. Цурганова. - М.: Наука, 1984. - 360 с.

Зинаида Гиппиус. Дневники: в 2 книгах. - М.: Интелвак, 1999.

КатковМ.Н. Собр. соч. в 6 т. / под общ. ред. Николюкина А.Н.; ИНИОН РАН. -СПб.: Росток, 2010-2012.

Киреевский И.В. ПСС в 3 т. / под общ. ред. Николюкина А.Н.; ИНИОН РАН, -СПб.: Росток, 2018. - Т. 1. - 608 с.; т. 2. - 526 с.; т. 3: - 704 с.

Классика и современность в литературной критике русского зарубежья 19201930-х годов: Сб. науч. тр. / отв. ред. и сост. Т.Г. Петрова. - М.: ИНИОН, 20052006. - Ч. 1. - 2005. - 199 с.; ч. 2. - 2006. - 212 с.

Кто есть кто в русском литературоведении: Справочник / редкол.: Николю-кин А.Н. (гл. ред.), Переслегина Э.В., Цурганова Е.А. - М., 1991-1992. - Ч. 1-2.

Кто есть кто в русском литературоведении: Биобиблиографический словарь-справочник / гл. ред. Николюкин А.Н. - М.: ИНИОН РАН, 2011. - 222 с.

Культурология: Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред С.Я. Левит. - М.: РОССПЭН, 2007.

Литература российского зарубежья: Тематический вып. 1 / гл. ред. Андреев Л.Г.; редкол.: Цурганова Е.А., Николюкин А.Н. и др. // Общественные науки за рубежом. Сер. 7: Литературоведение: РЖ / ИНИОН РАН. - М., 1992. - № 5/6. - 187 с.

Литература российского зарубежья: Тематический вып. 2 / гл. ред. Андреев Л.Г.; редкол.: Цурганова Е.А., Николюкин А.Н. и др. // Социальная и гуманитарная зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение: РЖ / ИНИОН РАН. - М., 1994. - № 4. - 122 с.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. Николюкина А.Н. -М.: Интелвак, 2001. - 1600 стб.

Литературная энциклопедия русского зарубежья, 1918-1940: в 4 т. / гл. ред. и сост. Николюкин А.Н.. - М.: РОССПЭН, 1997-2006. - Т. 1: Писатели русского зарубежья. - М., 1997. - 512 с.; т. 2.: Периодика и литературные центры. - М., 2000. - 640 с.; Т. 3: Книги. - М., 2002. - 712 с.; т. 4: Русское зарубежье и всемирная литература. - М., 2006. - 544 с.

Литературное зарубежье как культурный феномен: Сб. науч. тр. / отв. ред. Петрова Т.Г.; ред.-сост. Жулькова К.А., Петрова Т.Г. - М.: ИНИОН, 2017-2019. -Вып. 1. - 2017. - 281 с.; вып. 2. - 2019. - 212 с.

Литературное зарубежье России: Энцикл. справочник / гл. ред. и сост. Муха-чёв Ю.В.; редкол.: Крейд В.П., Михайлов О.Н., Николюкин А.Н., Петрова Т.Г. и др. - М.: Парад, 2011. - 680 с.

Литературоведческий журнал (№ 1-46. Продолжающееся издание). - М.: ИНИОН РАН, 1993-2019.

Литературоведческий журнал. - М.: ИНИОН, 2008. - № 22: «Парижская нота»: Материалы и исследования / гл. ред. Николюкин А.Н. - 411 с.

М.М. Бахтин в зеркале критики / отв. ред. Юрченко Т.Г. - М.: ИНИОН, 1995. - 192 с.

МережковскийД.С. Собр. соч.: в 7 т. - М.: Республика, 1996-2011.

Метаморфозы жанра в современной литературе: Сб. науч. тр. / отв. ред. Соколова Е.В.; сост.: Пахсарьян Н.Т., Ревякина А.А. - М., 2015. - 262 с.

Михаил Булгаков: Соврем. толкования: К 100-летию со дня рождения (18911991): Сб. обзоров / редкол. Галинская И. Л., Цурганова Е.А., Чудакова М.О.; сост., отв. ред. Красавченко Т.Н. - М.: ИНИОН, 1991. - 244 с.

Набоков В. Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина / ред., науч. рук. Николюкин А.Н. - М.: Интелвак, 1999. - 1008 с.

«Настоящая магия слова»: В.В. Розанов в литературе русского зарубежья / сост. Николюкин А.Н. - СПб.: Росток, 2007. - 224 с.

Николюкин А.Н. Гений места и русская литература. - М.: ИНИОН РАН, 2018. - 406 с.

Николюкин А.Н. Наедине с русской классикой. - М.: ИНИОН РАН, 2013. - 442 с.

Николюкин А.Н. О русской литературе. - М.: ИНИОН РАН, 2003. - 560 с.

Общественные науки в России. Сер. 7: Литературоведение: РЖ / ИНИОН РАН. -М.: ИНИОН, 1992. - № 5/6: Россия в изгнании: Тематич. вып. / науч. ред. А.А. Ревякина - 174 с.

Панорама современного буржуазного литературоведения и литературной критики / отв. ред. Цурганова Е.А. - М.: ИНИОН, 1974. - 197 с.

Пахсарьян Н. Т. Гаргантюа Рабле, или Горизонты гуманистической эрудиции // Литературоведческий журнал. - М.: ИНИОН РАН, 2015. - № 36. - С. 180-187.

Пахсарьян Н.Т. Доде и И.С. Тургенев: к проблеме литературного импрессионизма // Литературоведческий журнал. - М.: ИНИОН РАН, 2018. - № 44. - С. 128-134.

Пахсарьян Н. Т. Пасторальное отшельничество как выбор современного парижанина: Роман Ж.-М. Шеврье «Далекая Аркадия» // Человек: образ и сущность. 2011. Современный человек: движение к пасторали? / ред-сост. Н.Т. Пахсарьян, Г.В. Хлебников. - М.: ИНИОН РАН, 2011. - 324 с. - С. 170-187.

Пахсарьян Н. Т. Этапы истории перевода во Франции (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. Реферативный журнал. - М.: ИНИОН РАН, 2015. - С. 90-98.

Петрова Т. Г. Литературная критика русской эмиграции первой волны: (Совр. отеч. исслед.): Аналит. обзор. - М.: ИНИОН, 2010. - 136 с.

Постмодернизм: что же дальше? (Художественная литература на рубеже ХХ-XXI вв.): Сб. науч. тр. / редкол.: Соколова Е.В. (отв. ред. и сост.), Пахсарьян Н.Т. (сост.), Ревякина А.А. (сост.) и др. - М.: ИНИОН РАН, 2006. - 323 с.

Проблемы социологии литературы за рубежом / отв. ред. Стельмах В. Д., Цурганова Е.А. - М.: ИНИОН, 1983. - 215 с.

Розанов В.В. Собр. соч. в 30 т. / под общ. ред. Николюкина А.Н.; ИНИОН РАН, -М.: Республика; СПб.: Росток, 1994-2010.

Розанов В.В. ПСС: в 35 т. / под общ. ред. Николюкина А.Н.; ИНИОН РАН. -СПб.: Росток, 2014.. - Т. 1. - 1104 с.; т. 2. - 784 с.; т. 3. - 926 с.; т. 4. - 1056 с.; т. 5. - 944 с.; т. 6. - 816 с.; т. 7. - 496 с.

Россия в изгнании: Тематический вып. / науч. ред. Ревякина А.А. // Общественные науки в России: Сер. 7: Литературоведение: РЖ / ИНИОН РАН. - М.: ИНИОН, 1992. - № 5/6. - 174 с.

Россия в изгнании: Тематический вып. / науч. ред. Ревякина А. А. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная литература: Сер. 7: Литературоведение: РЖ / ИНИОН РАН. - М.: ИНИОН, 1996. - № 4. - 173 с.

Русская классика. Pro et contra: Железный век: Антология / сост. Есаулов И. А. , Петрова Т.Г. - СПб.: РХГА, 2018. - 1086 с.

Русская философия: Энциклопедия. - М.: Книговек: Терра, 2014. - 831 с.

Русский Нью-Йорк: Антология «Нового Журнала» / сост. и коммент. Николю-кин А.Н. ; вступит. статьи В. Крейда и А.Н. Николюкина. - М.: Русский путь, 2002. - 448 с.

Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции. Первая треть XX в.: Энцикл. биогр. словарь / под общ. ред. Шелохаева В.В. - М.: РОССПЭН, 1997. - 748 с.

Русское зарубежье: История и современность: Сб. ст. - М.: ИНИОН, 2011-2017. -Вып. 1 / гл. ред. Мухачёв Ю.В., ред.-сост.: Петрова Т.Г. - 268 с.; вып. 2 / ред.-сост.: Мухачёв Ю.В., Петрова Т.Г. - М.: ИНИОН, 2013. - 280 с.; вып. 3 / ред.-сост.: Мухачёв Ю.В., Петрова Т.Г. - М.: ИНИОН, 2014. - 246 с.; вып. 4 / ред.-сост.: Мухачёв Ю.В., Петрова Т.Г. - М.: ИНИОН, 2015. - 249 с.; вып. 5 / ред.-сост.: Мухачёв Ю.В., Петрова Т.Г. - М.: ИНИОН, 2016. - 241 с.; вып. 6 / гл. ред. Зайцев И.В., сост. Петрова Т.Г., Шаронова В.Г. - М.: ИНИОН, 2017. - 201 с.

Русское литературное зарубежье: Сб. обзоров и материалов / науч. рук. изд. Ни-колюкин А.Н.; редкол.: Михайлов О.Н., Хализев В.Е., Цурганова Е.А. - М.: ИНИОН, 1991. - Ч. 1. - 211 с.

Русское литературное зарубежье: Сб. обзоров и материалов / науч. рук: А.Н. Николюкин. - М.: ИНИОН, 1992-1994. - Вып. 1-2;

Самарин Ю.Ф. Собр соч. в 5 т. / общ. ред. Николюкин А.Н., Прокопов Т.Ф. -СПб.: Росток, 2013-2019.

Слотердайк П. Критика цинического разума / пер. с нем. А. Перцева. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2008. - 800 с.

Современная наука о литературе: Основные тенденции и проблемы / ред. Е.А. Цурганова. - М.: ИНИОН РАН, 2018. - 211 с.

Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник / научн. ред. и сост.: И.П. Ильин, Е.А. Цурганова. - М.: ИНИОН, 1996. - 319 с. -2-е изд.: М.: Интрада: ИНИОН, 1999.

Современные зарубежные литературоведческие концепции: (Герменевтика, рецептивная эстетика) / отв. ред. Е.А. Цурганова. - М.: ИНИОН, 1983. - 184 с.

Современные зарубежные литературоведы: Справочник: Страны капитализма / отв. ред. Е.А. Цурганова.- М.: ИНИОН, 1985-1987. - Ч. 1-3.

Современный роман: Опыт исслед. / сост., отв. ред., предисл.: Е.А. Цурганова. -М.: Наука, 1990. - 285 с.

Соколова Е.В. Взаимосвязь «пола» и «языка» в творчестве Ингеборг Бахман и Эльфриды Елинек. - М.: ИНИОН РАН, 2012. - 130 с.

СоколоваЕ.В. «Диалог невозможен...»: Коммуникативная проблематика в современной литературе Германии. (Б. Шлинк, М. Байер, К. Хакер, В. Генацино, К. Крахт). - М.: ИНИОН РАН, 2008. - 128 с.

Соколова Е.В. Образ России в современной немецкоязычной литературе. - М.: РАН. ИНИОН, 2018. - 103 с.

Соколова Е.В. «Освоение прошлого» в литературе современной Германии. - М.: ИНИОН РАН, 2016. - 108 с.

Социология художественной литературы в современном литературоведении / отв. ред. Цурганова Е.А., Гуревич П.С. - М.: ИНИОН, 1976. - 220 с.

Статьи о литературе и культуре в газете «Последние новости» (Париж, 19201940) / сост.: Симбирцева Н.Ю., Петрова Т.Г. // Литературоведческий журнал. -М.: ИНИОН, 2004-2009. - № 18-24;

Тенденции в литературоведении стран Западной Европы и Америки / отв. ред. Цурганова Е.А., Ильин И.Л. - М.: ИНИОН, 1981. - 175 с.

Терапиано Ю.Н. Встречи: 1920-1971 / сост., вступ. ст., коммент. Юрченко Т.Г. -М.: ИНИОН: Интрада, 2002. - 384 с.

Терминология современного зарубежного литературоведения: (Страны Западной Европы и США) / отв. ред.: Ильин И.П., Цурганова Е.А. - М.: ИНИОН, 1992. -Вып. 1. - 218 с.

Толстой Л.Н. Круг чтения: в 2 т. - М.: Изд. политической литературы, 1991.

Толстой Л.Н. Путь жизни. - М.: Республика, 1993. - 431 с.

Толстой Л.Н. Философский дневник. - М.: Известия, 2003. - 544 с.

Фуко М. Гомер. Рассказы, воспитание, речи // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение: РЖ / ИНИОН РАН. - М., 2019. - № 1. - С. 252-258.

Художественный перевод: Терминологический словарь-справочник / отв. ред. и сост. М.Б. Раренко. - М.: ИНИОН РАН, 2014. - 378 с.

Человек: образ и сущность. 2011. Современный человек: движение к пасторали? / ред-сост. Н.Т. Пахсарьян, Г.В. Хлебников. - М.: ИНИОН РАН, 2011. - 324 с.

Шевырёв С.П. Полное собр. литературно-критических статей: в 7 т. - СПб.: Росток, 2019. - Т. 1, 2

Эпштейн М.Н. Постмодернизм и взрывное сознание 21 века // Сноб. (Блог). -Режим доступа: http://www.snob.ru/profile/27356/blog/80614. - (Дата обращения: 24.09.2019.)

References

Adamovich G.V. Odinochestvo i svoboda (2002). Aleteya, Sankt-Peterburg. Adamovich G. Vklad russkoy emigracii v mirovuyu kulturu (1961). Paris. Berdyayev N.A. Istoki i smisl russkogo kommunizma (1990). Nauka, Moskva. Chelovek: Obraz I sush'nost'. Sovremennyy chelovek: dvizheniye k pastorali? (2011).

INION RAN, Moskva. 324 s. D.S. Merezhkovskiy D.S.: Pro et contra. (2001). RChGI, Sankt-Peterburg.

Epshtein M.N. Postmodemizm i vsryvnoye soznaniye 21 veka (2019). Mode of access:

http://www.snob.ru/profile/27356/blog/80614 Evropeyskaya poetika ot antichnosti do epochi Prosveshtscheniya. Enciklopedicheskiy

putevoditel' (2010). Izdatelstvo Kulaginoy; Intrada, Moskva. Fuko M. Gomer. Rasskazy', vospitanie, rechi (2019). INION RAN, Moskva. Gayto Gazdanov i «nezamechennoe pokolenie» (2005). INION RAN, Moskva. Gazdanov G. Sobraniye sochineniy: V 5 t. (2009). Ellis Lak, Moskva. Gendernaja problematika v sovremennoj literature (2010). INION RAN, Moskva. Gippius Z.N. Neizvestnaya proza (2002-2003). Rostok, Sankt-Peterburg. Gippius Z.N. Sochineniya. Romany: V 2 t. (1991). Lakom-kniga, Moskva. Gontar M. Postmodernizm vo Francii: opredelenie, kriterii, periodizaciya (2006).

INION RAN, Moskva. Hudozhestvennyy perevod. Terminologicheskiy slovar'-spravochnik (2014). INION RAN, Moskva.

Katkov M.N. Sobraniye Sochineniy v 6 t. (2010-2012). Rostok, Sankt-Peterburg. Kireevskiy I.V. Polnoye Sobraniye Sochinenyy v 3 t. (2018). Rostok, Sankt-Peterburg. Klassika i sovremennost v literaturnoy kritike russkogo zarubezhiya 1920-1930 godov.

Ch. 1 (2005); Ch. 2 (2006). INION RAN, Moskva. Korostelyov O., Petrova T. (sost.) «Za svobodu!» (2011-2014). INION RAN, Moskva. Kto est' kto v russkom literaturovedenii: Spravochnik (1991-1992). INION RAN, Moskva.

Kto est' kto v russkom literaturovedenii: Biobibliographicheskyy slovar'-spravochnik

(2011). INION RAN, Moskva. Kul'turologiya. Enciklopediya: v 2 t. (2007). ROSSPEN, Moskva. Literatura rossiyskogo zarubezhia. Tematich. Vip. 1 (1992); INION RAN, Moskva. Literatura rossiyskogo zarubezhia. Tematich. Vip. 2 (1994), INION RAN, Moskva. Literaturnaya enciklopediya russkogo zarubezhiya, 1918-1940: V 4 t. (1997-2006).

ROSSPEN, Moskva. Literaturnaja entsyklopediya terminov i ponjatiy (2001). Intelvak, Moskva. Literaturnoe zarubezhye kak kulturniy fenomen. Vip. 1 (2017), vip. 2 (2019). INION

RAN, Moskva. Literaturnoye zarubezhiye Rossii (2011). Parad, Moskva. Literaturovedcheskiy zhurnal (1993-2019). № 1-46. INION RAN, Moskva. M.M. Bakhtin v zerkale kritiki (1995). INION RAN, Moskva. Merezhkovskiy D.S. Sonraniye Sochineniy v 7 t. (1996-2011). Respublika, Moskva. Metamorphozy zhanra v sovremennoj literature (2015). INION RAN, Moskva. Mihail Bulgakov: Sovremenniye tolkovaniya: k 100-letiyu so dnya rozhdeniya (1991).

INION RAN, Moskva. Nabokov V. Kommentarii k «Evgeniyu Oneginu» Aleksandra Pushkina (1999). Intek-vak, Moskva.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Nastoyash'aya magiya slova»: V.V. Rozanov v literature russkogo zarubezhiya

(2007). Rostok, Sankt Peterburg. Nikolyukin A.N. Geniy mesta i russkaja literatura (2018). INION RAN, Moskva. Nikolyukin A.N. Nayedine s russkoy klassikoy (2013). INION RAN, Moskva. Nikolyukin A.N. O russkoy literature (2003). INION RAN, Moskva.

Panorama sovremennogo burzhuaznogo literaturovedeniya i literaturnoy kritiki (1974).

INION RAN, Moskva. Parizhskaya nota (2008). INION RAN, Moskva.

Paxsar'yan N.T. Dode i I.S. Turgenev: k probleme literaturnogo impressionizma

(2018). INION RAN, Moskva, pp. 128-134. Paxsar yan N.T. Gargantyua Rable, ili Gorizonty' gumanisticheskoy erudicii (2015).

INION RAN, Moskva, pp. 180-187. Paxsar'yan N.T. Etapy istorii perevoda vo Francii (2015). INION RAN, Moskva. Petrova T.G. Literaturnaya Kritika russkoy emigracii pervoy volni (2010). INION RAN, Moskva.

Postmodernism: Chto zhe dalshe? (Hudozhestvennaja literatura na rubezhe

XX-XXI vv.) (2006). INION RAN, Moskva. Problemy sotsiologiyi literatury za rubezhom (1983). INION RAN, Moskva. Rosanov V.V. Sobraniye Sochinenyy v 30 t. (1994-2010). Respublika, Moskva;

Rostok, Sankt-Peterburg. Rosanov V.V. Polnoye Sobraniye Sochinenyy v 35 t. (2014). Rostok, Sankt-Peterburg. Rossia v izgnanii: Tematich. Vip. (1992). Moskva: INION RAN. Rossia v izgnanii: Tematich. Vip. (1996). Moskva: INION RAN. Russkaya Filolosofiya: Enciklopediya (2014). «Knigovek»; Terra, Moskva. Russkiy New-York: Antologiya (2002). Russkiy Put, Moskva.

Russkaya klassika: Pro et contra: Gelezniy vek. Antologya (2018). RChGA, Sankt-Peterburg.

Russkoye literaturnoye zarubezhye (1991). INION RAN, Moskva. Russkoe literaturnoe zarubezhye. Vip. 1 (1992), vip. 2 (1994). Moskva: INION RAN. Russkoe zarubezhye: Istoriya i sovremennost. Vip. 1-6. (2011-2017). Moskva: INION RAN.

Russkoe zarubezhye: Zolotaya kniga emigracii (1997). ROSSPEN, Moskva. Samarin Yu.F. Sobraniye Sochinenyy v 5 t. (2013-2019). Rostok, Sankt-Peterburg. Shevyryov S.P. Polnoye Sobraniye Sochinenyy v 7 t. T. 1, 2 (2019). Rostok, Sankt-Peterburg.

Statyi o literature I culture v gazete «Poslednye novosti» (2004-2009). INION RAN, Moskva.

Sloterdeik P. Kritika zynicheskogo rasuma (2008). Uralsk. univ. press, Ekaterinburg. Sokolova E.V. «Dialog nevozmozhen...»: Kommunikativnaya problematika v sovre-

mennoy literature Germanii (2008). INION RAN, Moskva. Sokolova E.V. Obraz Rossii v sovremennoy nemetskoyazychnoy literature (2018).

INION RAN, Moskva. Sokolova E.V. «Osvoenye proshlogo» v literature sovremennoy Germanii (2016).

INION RAN, Moskva. Sokolova E.V. Vzaimosvyas' 'pola' i 'yazyka' v tvorchestve Ingeborg Bachmann i

Elfriede Elinek (2012). INION RAN, Moskva. Sovremennaya nauka o literature: Osnovnyye tendentsii i problemy (2018). INION RAN, Moskva.

Sovremennoye zarubezhnoye literaturovedeniye: Enciklopedicheskyy spravochnik (1996). INION RAN, Moskva; 2-e izd. (1999). Intrada; INION RAN, Moskva.

Sovremennyy roman: Opyt issled. (1990). Nauka, Moskva.

Sovremennye zarubezhnye literaturovedcheskye kontseptsii: (Germenevtika, retzeptiv-

naya estetika) (1983). INION RAN, Moskva. Sovremennye zarubezhnye literaturovedy: Spravochnik: Strany kapitalizma (1985—

1987). INION RAN, Moskva. Sotsiologuiya hudozhestvennoy literatury v sovremennom literaturovedenii (1976).

INION RAN, Moskva. Tendentsii v literaturovedenii stran Zapadnoy Evropy i Ameriki (1981). INION RAN, Moskva.

Terapiano Yu.N. Vstrechi: 1920-1971 (2002). INION RAN; Intrada, Moskva. Terminologiya sovremennogo zarubezhnogo literaturovedeniya: (Strany zapadnoy

Evropy i USA). Vyp. 1. (1992). INION RAN, Moskva. Toltsoy L.N. Krug chteniya v 2 t. (1991). Izdatelstvo politicheskoy literatury, Moskva. Toltsoy L.N. Put' zhizni (1993). Respublika, Moskva. Tolstoy L.N. Filosofskiy dnevnik (2003). Izvestiya, Moskva. Z.N. Gipius: Pro et contra. (2008). RChGI, Sankt-Peterburg. Zarubezhnoye literaturovedeniye 70-h godov (1984). Nauka, Moskva. Zapadnoye literaturovedeniye XX veka: Entsyklopediya (2004). INION RAN, Moskva. Zinaida Gippius. Dnevniki (1999). Intelvak, Moskva.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.